УДК «13.8:628.8(98)
К ОБОСНОВАНИЮ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ПАРАМЕТРОВ МИКРОКЛИМАТА ДЛЯ ЖИЛЫХ КОМПЛЕКСОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
Г. И. Муравьева, М. Н. Евлампиева
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Центральный институт усовершенствования врачей, Москва
Среди мероприятий, имеющих целью смягчение суровых условий жизни на Крайнем Севере, большое значение имеет рациональная планировка населенных мест, которая должна способствовать улучшению микроклимата на заселенных территориях. Изучение теплового состояния жителей Севера, подвергавшихся воздействию низких температур в сочетании с ветром различной скорости, позволило обосновать гигиенически допустимые параметры метеорологических факторов (Г. И. Муравьева) и использовать их как для климатического районирования Крайнего Севера, так и для расчета биотермических условий населенных мест (А. В. Яковлев; Г. А. Оль; Т. В. Римская-Корсакова, и др.). В то же время при разработке проектов планировки жилых комплексов возникает необходимость в более дифференцированных параметрах микроклимата, которые можно было бы использовать для обоснования планировочных решений с учетом ветрозащиты зон жилой застройки различного назначения.
В настоящем исследовании поставлена задача обосновать допустимые сочетания температуры воздуха и скорости ветра на участках, несущих различные функции: на площадках для спокойного отдыха и медленной прогулки, на участках для занятий физкультурой и спортом. Критерием для гигиенической оценки микроклимата являлось тепловое состояние ис- ' следуемых, которое характеризовалось топографией и средневзвешенной температурой кожи по 12 точкам и теплоощущениям.
Исследования проводили в аэродинамической холодовои камере института при температуре воздуха от —15 до —19° и подвижности его от полного штиля до 4,5 м/сек. Исследуемыми были практически здоровые люди в возрасте от 19 до 30 лет. Температуру кожи и тепловой поток измеряли на потенциометре типа КП-59; точность измерений составляла ±0,1°. Периодически контролировали теплопродукцию исследуемых в покое и во время опыта методом Дугласа—Холдена.
Исследуемые в течение 30 мин. находились в предкамеральном помещении при температуре воздуха 20—22э, затем входили в камеру на 20—30 мин. и в зависимости от задачи эксперимента выполняли те или иные задания (медленная ходьба, физические упражнения). Температуру и подвижности воздуха измеряли 1—2 раза за период физиологических наблюдений. Всего выполнено 225 исследований на 13 людях.
В I серии наблюдений уточнялись допустимые параметры микроклимата на участках, предназначенных для спокойного отдыха. Поэтому исследуемые во время эксперимента медленно ходили по камере; теплопродукция составляла при этом 1,99—2,00 ккал/мин, что соответствует 1—1,5 те1. Такой уровень энергозатрат характерен для прогулки по ровной местности со скоростью 2 км в час. Одежда исследуемых была обычной утепленной зимней с теплоизоляцией 3—3,5 с1о. В указанных условиях тепловое состояние исследуемых характеризовалось общим низким уровнем кожной температуры и теплоощущениями в пределах 2—3 баллов (прохладно, холодно) даже при полном штиле (рис. 1). Следует также отметить, что эти показатели имели естественную тенденцию к снижению по мере нарастания скорости ветра: оно менее четко выражено на туловище и более резко — на открытых участках тела — кистях рук, лице. ,
Для определения допустимых параметров микроклимата был использован показатель степени напряжения терморегуляции (И. С. Кандрор и соавт.): в качестве допустимого для открытых территорий принято слабое или умеренное напряжение, характеризующееся следующими уровнями кожных температур: средневзвешенная температура кожи от 31 до 27°, температура туловища от 34 до 31°, открытых участков лица от 14 до 11°, тепло-ощущениеЗбалла(прохладно).Сопоставляя эти данные, полученные в результате многочисленных наблюдений, с нашими, можно отметить, что тепловое состояние исследуемых при скорости ветра до 3 м/сек может быть оценено как состояние умеренного напряжения терморегуляции. Так, средневзвешенная температура кожи была 28,5—26,4°, температура туловища — от 32,8 до 31,0°, открытых частей лица— от 21,5 до 14,9°, теплоощуще-ние—от 2,6 до 3,5 балла. При скорости ветра 4—4,5 м/сек отмечено значительное напряжение аппарата терморегуляции: средневзвешенная температура кожи снижается до 25,9—25,3°, температура туловища — до 30,9—29,9°, лица —до 13,5—11,0°, теплоощущение 2 балла. Полученные данные близки к результатам наблюдений в натурных условиях в Воркуте и поселке Диксон (Г. И. Муравьева), которые послужили основанием для установления в качестве допустимой скорости ветра 3,5 м/сек при температуре воздуха от 15 до 20\
Несколько более высокие показатели, характеризующие тепловое состояние исследуемых в этих условиях, могут быть объяснены функциональной настройкой терморегу-ляторного аппарата у людей, акклиматизировавшихся к условиям Севера. Таким образом, принимая в качестве допустимого параметра скорость ветра 3 м/сек, установленного на жителях средней полосы, мы как бы получаем определенный «запас прочности» для более приспособленных к суровому климату жителей северных районов нашей страны.
Целью наблюдений II серии было обоснование допустимых параметров микроклимата открытых участков, предназначенных для подвижных игр и занятий физкультурой. Поэтому исследуемые во время пребывания в камере выполняли комплекс гимнастических движений с уровнем энерготрат 3—3,5 ккал/мин, или 2 met, и комплекс более тяжелых упражнений с уровнем энергозатрат 4—5 ккал/мин. Одежда исследуемых была спортивной, утепленной с теплоизоляцией 2—2,5 с/о. Несмотря на уменьшение теплоизоляции одежды на 1 clo и увеличение конвекционных теплопотерь при выполнении комплекса упражнений, общий уровень кожных температур при тех же метеорологических условиях, что и в I серии, почти не изменился при энерготратах в 2 met и даже несколько повысился при энерготратах в 3 met. Это полностью соответствует более благополучной оценке исследуемыми своего теплоощущения (3,5—4 балла, т. е. состояние комфорта).
Сопоставляя отдельные показатели теплового состояния, можно отметить, что при нагрузке в 2 met слабое или умеренное напряжение терморегуляции наблюдается при скорости ветра 3 м/сек. Так, средневзвешенная температура кожи равна 26,6°±0,5, температура туловища — 30,5±0,56°, открытых участков лица—14,8±1,1°, теплоощущение — 3 баллам. При
30'
«а
Г
I
?0
IS'
to
J'
\
\
__- г
—J
is* г.в* г.б' 2.о* г.г*
о г J 4 4,s Скорость iempo {(м/сек)
Рис. 1. Показатели теплового состояния исследуемых при температуре воздуха 0т —15 до —19 в зависимости от скорости ветра. Теплопродукция 1,5 met. / — температура кожи туловища; 2 — средневзвешенная температура; 3 — температура кожи кисти; 4 — температура кожи щеки: числа со звездочкоЛ — теплоощущение (в баллах).
энерготратах в 3 /ле/ слабое или умеренное напряжение аппарата терморегуляции отмечено при скорости ветра 4—4,5 м/сек: средневзвешенная температура кожи 26,0±0,25°, температура туловища 30,9±0,8Э открытых участков лица 18,3±1,2°, теплоощущение 3,3 балла.
Таким образом, повышение уровня теплопродукции в 2—3 раза при выполнении гимнастических упражнений позволяет повысить предел допустимой скорости ветра на 1—1,5 м/сек. Это необходимо учитывать при проектировании жилых комплексов, на территории которых предусматривается ветрозащита. При определении коэффициента ветрозащиты следует дифференцировать участки по их назначению: большее снижение скорости ветра (до 3 м/сек) должно быть обеспечено на участках для спокойного отдыха и меньшее (до 4—4,5 м/сек) — на участках для спортивных игр и занятий физкультурой в диапазоне указанных выше температур воздуха.
В особенно суровых природно-климатических условиях, когда ветрозащитные мероприятия не могут обеспечить гигиенически допустимых параметров микроклимата на открытой территории, возникает необходимость проектировать жилые комплексы с укрытыми внутренними двориками, утепленными улицами-переходами и т. п. В связи с этим необходимо определить оптимальные в гигиеническом отношении условия микроклимата в таких сооружениях. Задачей настоящего исследования было подойти к обоснованию гигиениче-з>* з,4* ¿.в* зз* 3.8* ских параметров микроклимата в
улицах-переходах, проектируемых для соединения жилых зданий с уч-——3[)Г —^¿р— реждениями культурно-бытового об-, , , служивания.
температура 1а,*у,о фанере Конструктивное решение таких
Рис. 2. Показатели теплового состояния переходов может быть различным.Так, исследуемых при температуре воздуха предлагается сооружать укрытые пе-от -)-3 до +15 шеходные галереи с прозрачными
Обозначения тс же. ято н на рнс. 1. г г 1
стенами и потолком, приподнятые над уровнем земли на различную высоту, и т. д. По условиям эксплуатации температура воздуха в них должна быть положительной и поддерживаться в пределах 5—15° и выше. При обосновании оптимальных показателей микроклимата таких переходов следует учитывать кратковременность пребывания в них (не более 10 мин. в соответствии с сокращением радиусов обслуживания до 200 м и менее), мышечную активность (ходьба) и физиологически допустимую величину перепада температуры воздуха при переходе из одного помещения в другое.
Настоящие исследования выполнены в диапазоне температур воздуха от 3 до 15°. Исследуемые были одеты в утепленную комнатную одежду с теплоизоляцией 1,2—1,5 с/о и ходили по камере в течение 10 мин. Всего проведено 71 наблюдение на 11 исследуемых. Методика изучения теплового состояния аналогична описанной выше.
При всех изученных температурах воздуха, кроме диапазона 3—5°, показатели теплового состояния исследуемых почти не выходят за пределы значений, характеризующих состояние комфорта (рис. 2). Так, средневзвешенная температура кожи находится в пределах от 31,7 до 32,9°, туловища — от 34,3 до 35,0°, щеки — от 28,9 до 29,8° кисти —от 26,9 до 29,93, тепло-ощущение 3,5—3,8 балла. Таким образом, если бы мы основывались только на этих показателях теплового состояния, то в переходах вполне приемлемой могла бы быть признана температура воздуха 6—8°. Благоприятное тепловое состояние исследуемых при этой температуре в указанных усло-
33' 30'
I,
I.
I
к
ю'
виях объясняется кратковременностью пребывания и достаточно высокой активностью (энерготраты до 1,5 met). Тем не менее разница между температурой туловища и конечностей, считающаяся одним из важных показателей теплового комфорта, достигает комфортного уровня только при температуре воздуха 12° и выше. Кроме того, если принять, в соответствии с данными о физиологически допустимых перепадах температуры, перепад 6—8° (М. С. Горомосов), то при температуре воздуха в жилище в пределах 20—22° температура воздуха в переходах должна быть не ниже 12—15°.
Выводы
1. На территориях, предназначенных для отдыха, скорость ветра при температуре до —20° не должна превышать 3 м/сек.
2. Температура воздуха в утепленных переходах между жилыми домами и учреждениями обслуживания должна поддерживаться на уровне 12—15°.
ЛИТЕРАТУРА
Горомосов М. С. Микроклимат жилищ и его гигиеническое нормирование. М., 1963.— К а н д о р И. С. и др. Гиг. и сан., 1966, № 1, с. 51.— Муравьева Г. И. Там же, 1963, № 12, с. 22.— Оль Г. А., Р и м с к а я - К о р с а к о в а Т. В. и др. Планировка и застройка жилых комплексов Крайнего Севера. Л., 1968.— Яковлев А. В. Архитектурно-строительные районирования Севера СССР, 1969.
Поступила 2/VII 1970 г.
DATA FOR SUBSTANTIATING THE DIFFERENTIAL PARAMETERS OF THE MICROCLIMATE IN APARTMENT HOUSES OF THE EXTREME NORTH
0. /. Muraview, M. N. Evlampieva
The hygienic permissible parameters of the microclimate were subst?ntiated experimentally for the territory of a microregion intended for various purposes. On territories, intended for rest the wind rate at a temperature —20° should not exceed 3 m/sec.; on territories intended for outdoor games and physical training the wind rate at the same temperature level may be as high as 4 to 4.5 m/sec. The air temperature in covered passages should be kept at a level of 12 to 15°.
УДК 613.632:612.015.3:547.495.1
МЕТАБОЛИЗМ ЦИРАМА В ОРГАНИЗМЕ ТЕПЛОКРОВНЫХ ЖИВОТНЫХ
М. Ш. Векштейн, И. И. Хиценко
Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев
Производные дитиокарбаминовой кислоты широко используются в сельском хозяйстве для защиты растений от вредителей и болезней, в промышленности в качестве ускорителей вулканизации (ТМТД, цирам и др.) и в медицине (антабус, дитиокарбамат натрия). Опубликованы данные о химических превращениях дитиокарбаматов во внешней среде (Р. Людвиг и Дж. Торн; Н. Н. Мельников и П. П. Трунов; Сох и 51з1ег), показывающие что диалкилдитиокарбаматы (ДАДТК) в зависимости от условий могут распадаться с образованием тетраалкилтиурамдисульфида, тетраалкилтн-ураммоносульфида, диалкиламина, сероуглерода, сероводорода и тиоокиси углерода. Сероуглерод и диалкиламины способны снова взаимодействовать друг с другом, образуя диалкнламинную соль диалкилдитиокарбаминовой кислоты и тетраметилтиомочевину (МкИю Мига1а).
При наличии соответствующей окислительно-восстановительной среды ДАДТК и тетраметилтиурамдисульфиды могут превращаться один в другой либо находиться в равновесном состоянии (Р. Людвиг и Дж. Торн). ЛоЬпэ-