Научная статья на тему 'К НОВОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ'

К НОВОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПЕРЕСМОТР ПРИОРИТЕТОВ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ / УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ / ПРОГРАММА НАУЧНЫХ ПРИОРИТЕТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Геннадий Викторович

Наступающий этап научно-технического развития России внесёт существенные коррективы в научно-технологическую политику (НТП), связанные с резким обрывом международного сотрудничества и ограничениями на поставку в страну новых технологий, техники и товаров. В таких условиях принципы и методы формирования и реализации НТП должны претерпеть принципиальные изменения, вплоть до её коренного преобразования. Необходима серьёзная переоценка всего комплекса управления НТП, наряду с формированием новой системы приоритетов НТП. Формирование системы приоритетов целесообразно вести как снизу - со стороны научного сообщества, так и сверху - со стороны органов государственного управления. Система финансирования НТП также должна претерпеть существенные изменения: проектное финансирование целесообразно сохранить, но бюджетные научные фонды должны иметь свою стратегию и индикаторы результативности, на основании которых будет формироваться бюджет следующего года. Не менее важно обеспечить соответствующее информационное сопровождение для пересмотра НТП, включая серьёзный пересмотр перечня бумажных и электронных журналов, включённых в перечень ВАК, с исключением из него всех изданий с платной публикацией. Международное сотрудничество целесообразно развивать только на равноправной основе с потенциально перспективными и политически адекватными партнёрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS A NEW SCIENCE AND TECHNOLOGY POLICY

The upcoming stage of scientific and technological development of Russia will make significant adjustments to the scientific and technological policy (STP), associated with a sharp break in international cooperation and restrictions on the supply of new technologies, equipment and goods to the country. Under such conditions, the principles and methods for the formation and implementation of the STP must undergo fundamental changes, up to its radical transformation. There is a need for a serious reassessment of the entire complex ofSTP management, along with the formation of a new system of STP priorities. It is expedient to form a system of such priorities both from below - from the side of the scientific community, and from above - from the side of government bodies. The STP funding system should also undergo significant changes: it is expedient to keep project funding, but budgetary scientific funds should have their own strategy and performance indicators, based on which the next year’s budget will be formed. It is equally important to provide appropriate information support for the revision of the STP, including a serious revision of the list of paper and electronic journals included in the VAK, with the exclusion of all publications with paid publication fromit. It is expedient to develop international cooperation only on an equal basis with potentially promising and politically adequate partners.

Текст научной работы на тему «К НОВОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ»

001: 10.19181/зт1р.2022.4.2.2

К НОВОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Козлов Геннадий Викторович1

1Концерн ВКО «Алмаз-Антей», Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Наступающий этап научно-технического развития России внесёт существенные коррективы в научно-технологическую политику (НТП), связанные с резким обрывом международного сотрудничества и ограничениями на поставку в страну новых технологий, техники и товаров. В таких условиях принципы и методы формирования и реализации НТП должны претерпеть принципиальные изменения, вплоть до её коренного преобразования. Необходима серьёзная переоценка всего комплекса управления НТП, наряду с формированием новой системы приоритетов НТП. Формирование системы приоритетов целесообразно вести как снизу - со стороны научного сообщества, так и сверху - со стороны органов государственного управления. Система финансирования НТП также должна претерпеть существенные изменения: проектное финансирование целесообразно сохранить, но бюджетные научные фонды должны иметь свою стратегию и индикаторы результативности, на основании которых будет формироваться бюджет следующего года. Не менее важно обеспечить соответствующее информационное сопровождение для пересмотра НТП, включая серьёзный пересмотр перечня бумажных и электронных журналов, включённых в перечень ВАК, с исключением из него всех изданий с платной публикацией. Международное сотрудничество

целесообразно развивать только на равноправной основе с потенциально перспективными и политически адекватными партнёрами.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

научно-технологическая политика, пересмотр приоритетов научно-технологической политики, управление наукой, программа научных приоритетов

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Козлов Г. В. К новой научно-технической политике // Управление наукой: теория и практика. 2022. Т. 4, № 2. С. 27-32.

йО!: 10.19181/Бт^р.2022.4.2.2

Политика завершающегося периода научно-технического развития нашей страны (НТП) базировалась на принципе открытости и развитой международной кооперации. Это проявлялось в поощрении правительством связей с зарубежными партнёрами, привлечении в страну в качестве руководителей проектов зарубежных специалистов, инициировании публикации результатов исследований в заграничных журналах, участии (в том числе финансовом) в крупных зарубежных проектах, оценке научной деятельности по зарубежным лекалам и допущении зарубежных компаний к агитационным действиям с выпускниками вузов. Давать оценку результативности этого периода пока преждевременно, а устремить взгляд вперёд — самое время.

Очевидно, что наступающий этап внесёт существенные коррективы в НТП, связанные с резким обрывом международного сотрудничества и ограничениями на поставку в страну новых технологий, техники и товаров. В таких условиях принципы и методы формирования и реализации НТП должны претерпеть принципиальные изменения, вплоть до её коренного преобразования. Преобразования должны коснуться:

■ государственных приоритетов научных исследований,

■ системы управления сферой науки,

■ организации государственной части сферы науки,

■ системы бюджетного финансирования научных исследований,

■ информационного обеспечения научной системы,

■ кадровой политики,

■ аттестации и оценки результативности,

■ агитации и популяризации научной деятельности,

■ международного научно-технического сотрудничества.

Государственные приоритеты научных исследований — это самое сложное и самое ответственное направление формирования НТП. В условиях грядущих

финансовых ограничений придётся существенно сократить количество направлений активного научного поиска. В области фундаментальных исследований не будет смысла пытаться навёрстывать большие отставания в областях дорогостоящих проектов познания мира. Опыт СССР показал, что подобная политика ещё как-то решала имиджевые задачи, но далеко не всегда приводила к достижению значимых научных результатов мирового уровня.

В первую очередь приоритеты должны быть ориентированы на решение проблем развития и сохранения экосистемы, страны и общества. Приоритетные направления могут быть подразделены на два уровня. Исследования по приоритетам первого должны активно вестись на мировом уровне. Исследования второго уровня должны обеспечить возможность восприятия и эффективного использования мировых достижений. Приоритеты прикладных исследований должны исходить из конкретных стратегических потребностей гражданских и военных отраслей. Только таким путём можно обеспечить востребованность результатов научных исследований. Это краеугольный камень всей научно-технической политики.

Формирование системы приоритетов целесообразно вести снизу — со стороны научного сообщества и сверху — со стороны органов государственного управления. Принятие решения является прерогативой государственного органа, несущего ответственность за реализацию НТП, что предъявляет исключительно высокие требования к компетенции его руководителей и сотрудников. Это в полной мере относится и ко всем другим органам госуправления.

Современная система управления сферой науки является многозвенной [1]. С учётом этого требуется чётко определить права, обязанности и ответственность структур управления за формирование и реализацию НТП, исключить звенья, не несущие данных функций. Опыт показывает, что чем многояруснее система управления, тем она менее эффективна.

Все заявленные приоритеты государственного уровня должны быть полноценно обеспечены ресурсами для реализации. Государственная научно-техническая программа должна иметь открытую и закрытую части с ежегодным подведением итогов и необходимой коррекцией. В случае особо важных направлений исследований и разработок может стать целесообразным формирование конкурирующих коллективов.

Современная организационная структура сферы науки включает в себя сеть научных коллективов, характеризующуюся большим разнообразием как по организационным формам, так и объёмам. С целью оптимизации бюджетных расходов государственную часть предстоит привести в соответствие с приоритетами НТП. Возможно, будет разумным вернуться к проверенным временем формам, в случае Академии наук, например, — к восстановлению системы управления институтами.

Система финансирования может допускать разнообразие механизмов, но при этом должно быть обеспечено надлежащее базовое финансирование государственных научных организаций. Главной задачей учёных должна быть плодотворная исследовательская работа, а не добывание на неё денег. Проектное финансирование целесообразно сохранить, масштаб его определят

финансовые возможности государства. Бюджетные научные фонды должны иметь свою стратегию и индикаторы результативности, на основании которых будет формироваться бюджет следующего года.

Что касается информационного обеспечения, то требуется серьёзный пересмотр перечня бумажных и электронных журналов, включённых в перечень ВАК, с исключением из него всех изданий с платной публикацией. Очевидной тенденцией стал переход журналов в электронный формат. Это сократило, но, к сожалению, не обнулило расходы. Стоит рассмотреть вопрос об организации в рамках ВАК фонда финансовой поддержки значимых журналов, ранее лишившихся целевого финансирования. Для принятия решения о включении или исключении журнала из перечня финансируемых целесообразно организовать периодическую экспертизу качества публикаций.

Кадровая политика должна обеспечить привлечение в сферу науки одарённых молодых специалистов и их последовательный карьерный рост. Профессия учёного должна стать престижной в обществе. Важным моментом является достойный уровень зарплаты. Она должна быть выше зарплаты менеджеров, клерков, продавцов и охранников.

Периодическая аттестация на учёном совете организации должна стать главным способом оценки результативности научного сотрудника и его продвижения на более высокие должности. Опыт нашей истории показывает, что лучшими руководителями проектов стратегической значимости являлись учёные и инженеры, прошедшие последовательно все этапы научной и трудовой деятельности. Ставка на менеджеров даже самого крупного калибра себя не оправдала. Наглядный пример известен.

Этим же целям должна служить целенаправленная пропаганда в средствах массовой информации важности научных исследований и престижности научной деятельности. Недопустимо, чтобы на центральных телевизионных каналах смаковался очередной развод фотомодели вместо освещения столетнего юбилея нашего нобелевского лауреата. За счёт бюджетных средств Министерства культуры следует в первую очередь снимать фильмы патриотической направленности, включая освещение работы учёных и инженеров, жизнь которых не лишена драматизма и захватывающих коллизий. Примером тому великолепные фильмы шестидесятых годов.

Систематической государственной аккредитации должны подвергаться университеты и учебные институты. Здесь главным критерием является уровень компетенции выпускников. Для технических вузов система ЕГЭ представляется более адекватной, чем для школ. В результате такой последовательной деятельности восстановится практика работы выпускников по полученной специальности.

Международное сотрудничество целесообразно развивать только на равноправной основе с потенциально перспективными и политически адекватными партнёрами. Индивидуальные научные контакты учёных и поездки на международные конференции следует поддерживать, интересуясь при этом их эффективностью.

В целом научно-техническая политика в годину испытаний должна стать более прагматичной и рациональной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ерошин С. Е. Анализ системы управления научными исследованиями / С. Е. Ерошин, Г. В. Козлов // Инновации. 2020. № 6 (260). С. 42-45. Б01: 10.26310/20713010.2020.260.6.005.

Статья поступила в редакцию 18.04.2022. Одобрена после рецензирования 09.06.2022. Принята к публикации 14.06.2022.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Козлов Геннадий Викторович gvkozlov@mail.ru

Доктор физико-математических наук, главный редактор, журнал «Вестник Концерна ВКО "Алмаз-Антей"», Москва, Россия ДиШогЮ РИНЦ: 18525

TOWARDS A NEW SCIENCE AND TECHNOLOGY POLICY

Gennady V. Kozlov1

1Almaz-Antey, Moscow, Russia

Abstract. The upcoming stage of scientific and technological development of Russia will make significant adjustments to the scientific and technological policy (STP), associated with a sharp break in international cooperation and restrictions on the supply of new technologies, equipment and goods to the country. Under such conditions, the principles and methods for the formation and implementation of the STP must undergo fundamental changes, up to its radical transformation. There is a need for a serious reassessment of the entire complex of STP management, along with the formation of a new system of STP priorities. It is expedient to form a system of such priorities both from below - from the side of the scientific community, and from above - from the side of government bodies. The STP funding system should also undergo significant changes: it is expedient to keep project funding, but budgetary scientific funds should have their own strategy and performance indicators, based on which the next year's budget will be formed. It is equally important to provide appropriate information support for the revision of the STP, including a serious revision of the list of paper and electronic journals included in the VAK, with the exclusion of all publications with paid publication from it. It is expedient to develop international cooperation only on an equal basis with potentially promising and politically adequate partners.

Keywords: science and technology policy, revision of science and technology policy priorities, science management, science priorities program

For citation: Kozlov, G. V. (2022). Towards a New Science and Technology Policy. Science Management: Theory and Practice. Vol. 4, no. 2. P. 27-32.

DOI: 10.19181/smtp.2022.4.2.2 REFERENCES

1. Eroshin, S. E. and Kozlov, G. V. (2020). Research Management System Analysis. Innovations. Vol. 6 (260). P. 42-45. DOI: 10.26310/2071-3010.2020.260.6.005. (In Russ.).

The article was submitted on 18.04.2022. Approved after reviewing 09.06.2022. Accepted for publication 14.06.2022.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Kozlov Gennady gvkozlov@mail.ru

Doctor of Science in Physics and Mathematics, editor-in-chief, "Herald of Almaz-Antey", Moscow, Russia AuthorlD PMH^ 18525

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.