Научная статья на тему 'К некоторым вопросам техники рисунка'

К некоторым вопросам техники рисунка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К некоторым вопросам техники рисунка»

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

УДК 515

А.Ф. Парняков

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ ТРТУ В 1980 - 2000 гг.

Основы развития учебной и научной работ в совокупности, известные в мировой практике, дали возможность проводить на кафедре на высоком уровне учебно-методическую работу по обеспечению учебного процесса. Состоялось содружество МАИ и ТРТУ, пятеро преподавателей кафедры обучались в аспирантуре МАИ с успешной защитой диссертации. Профилирующие кафедры ТРТУ направили своих аспирантов после защиты на работу на кафедру инженерной графики (3 человека). В результате этой работы все преподаватели кафедры получили ученые степени и звания. Кафедра приобрела статус активно работающей в области совершенствования учебного процесса и научно-исследовательской работы ТРТУ.

Постоянно выполнялись хоздоговорные работы с предприятиями г. Таганрога. Договоры с ПО “Красный котельщик” - 1980, 1983 г. Договор с заводом “Красный гидропресс” - 1981 г. Договоры о творческом содружестве с Экспериментальным машиностроительным заводом г. Жуковского -1977,1978 г., ГСКБ г. Таганрога - 1977-1980 гг. и т.д. Были опубликованы 3 монографии о совершенствовании конструирования учебных приборов и исследовательские работы в области двумерных обводов и кривых второго . -за в количестве семи наименований, которые обеспечили студентов теоретическими разработками по курсу инженерной графики и машиностроитель.

Все выше сказанное подтвердило, что за 20 лет на кафедре действительно работа коллектива преподавателей проводилась на уровне творчества, постоянного поиска, неординарных решений, и работа со студентами поддерживала высокий уровень учебной и научной работ и были получены суммарные положительные результаты за отчетный период.

УДК 515

И .И. Одегова К НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ТЕХНИКИ РИСУНКА

«Высокое искусство просто, а простота даром не дается, она требует громадных знаний и долгого и прилежного изучения», - говорил замечательный русский художник-педагог ПЛ. Чистяков (1832 - 1919). Такая простота профессионального языка является результатом глубокой мысли художника и высокой техники его мастерства. Как и в любом другом искусстве, например игре на скрипке или рояле, техника в рисунке или живописи вырабатывается путем длительных упражнений и решения множества специальных задач. В результате долголетних упражнений появляется та свобода исполнения и то глубокое понимание сущности предмета или явления, которые и дают возможность создавать художественные образы.

«Художественная техника - это грамматика, без знания которой никакие стремления в искусстве не серьезны и походят на замыслы младенца», - считал известный русский художник ВБ. Верещагин. Полноценное творчество возникает тогда, когда есть умение, то есть техника. Поэтому общей задачей учебного рисунка является техническая подготовка к творчеству. Главную роль в процессе обучения играет постановка глаза, воспитание у будущего художника правильного видения, а также умения понимать конструктивные основы форм натуры, будь то человек, животное, природа или

.

. . , ,

« », -мой глубине листа бумаги трехмерную форму предметов. Все существую, , , до форм геометрических тел. Так, например, дом можно рассматривать как куб, а иногда как параллелепипед, крышу на нем - как призму; кувшин - цилиндр и шар; стакан - цилиндр и т. д. Даже сложные формы тела человека можно также мысленно упростить, например голову рассматривать как шар или яйцо, шею - как цилиндр и т.д.

Все объемные формы можно разделить на несколько основных форм. Две главные - это куб (пространство, ограниченное плоскостями) и шар ( , ). , -ществующие в природе, можно подвести под эти две основные, так как все они являются комбинациями или разновидностями плоскостей и кривых .

Если научиться понимать любую форму как совокупность поверхностей , , -шим формам, то, сопоставляя основные формы рисуемого предмета с этими простейшими телами, без труда можно будет построить его на плоскости .

Понимание строения предмета позволяет легко и быстро набросать схему любой модели, будь то одушевленная или неодушевленная натура, в различных поворотах и ракурсах, а также способствует рисованию по представлению и по памяти, что так важно для художника в его творческой работе. Поэтому так необходимо начинать обучение студентов рисунку с изображения простейших геометрических тел: куба, цилиндра, конуса, шара.

УДК 514:593.3

..

ОЦЕНКА ИНФОРМАТИВНОСТИ ДИСКРЕТНОГО КАРКАСА ОТСЕКА

ПОВЕРХНОСТИ

Известна теория геометрической интерпретации гауссовой кривизны поверхности в окрестности эллиптической точки, которая оценивается соотношением величины 2рЛ2, где Л - стрелка прогиба окрестности, и площадью этой окрестности [1]. В дискретном варианте задания поверхности можно, по аналогии, оценить информативность точечного каркаса, как меру отражения им кривизны.

Ранее был изложен метод оценки информативности (точности) точечного каркаса гладкой (без особых точек) кривой [2]. В качестве симплекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.