JI. Э. Заварзина, Д. ю. Корчагина
К. Н. Еентцель
о нравственном воспитании
УДК 37 ББК 74.03
Константин Николаевич Вентцель — «пророк свободного образования» — посвятил многие свои работы вопросам этики в области образования, указывая на их ключевую роль, считая интеллектуальное и физическое образование вторичными по отношению к этике. Теоретико-практическое решение проблем этического образования, предлагаемое К. Н. Вентцелем, ценно для практик современного образования.
Ключевые слова: этика; этическая воля; этическая любовь; этическая творческая деятельность; цели человеческой жизни.
L. Je. Zavarzina, D. Ju. Korchagina
К. H. Yentcel
on ethical education
For Konstantin Nikoleavich Ventcel — «a prophet of free education» — the issues of ethics in education were given the key role: intellectual and physical education is merely considered to be secondary to the ethical one. Theoretical and practical problem solving of ethical education undertaken by K. N. Ventcel is valuable for modern education.
Key words: ethics; ethical will; ethical love; ethical creative activity; goals of human life.
Отечественное педагогическое наследие обладает огромным эвристическим потенциалом, позволяющим решать проблемы современного образования. Задача состоит лишь в том, чтобы правильно интерпретиро-
вать педагогические тексты прошлого, уметь выделять актуальные идеи, заключенные в них.
Не утратили современного звучания педагогические сочинения оригинального русского мыслите-
ля, педагога, философа, писателя и общественного деятеля, провозгласившего Декларацию прав ребенка еще в сентябре 1917 г., Константина Николаевича Вентцеля (1857—1947). Для него важно обращение к ребенку как к высшей ценности, как к существу, которому принадлежит будущее и которое по мере взросления, самоопределения и самореализации потенциально способно стать свободной и ответственной личностью, придать обществу «человеческое лицо».
Жизнь К. Н. Вентцеля была связана с Воронежем и городами Воронежской губернии. В трудные пос -лереволюционные годы он участвовал в создании Института народного образования, читал лекции в Воронежском университете, преподавал в педагогическом техникуме, руководимом П. Ф. Каптеревым.
М. В. Богуславский и Г. Б. Корнетов справедливо полагают, что творчество К. Н. Вентцеля, несомненно, еще будет по достоинству оценено потомками, поскольку оно «явило собой уникальный пример синтеза двух великих идей, получивших распространение в культуре XX века, — идей свободы и космизма, взятых в их педагогическом преломлении. Казалось бы, крайний педоцентризм в воспитании неизбежно должен был привести Вентцеля к индивидуализму в педагогике. Однако произошло прямо противоположное. Двигаясь от личности ребенка, от требования создать максимально благоприятные
условия для его свободного творческого индивидуального развития, провозглашая Культ Ребенка как основу новой религии, Вентцель пришел к идее космического воспитания. Он понимал личность как неотъемлемую часть всеобъемлющего космоса, исходил из нерасторжимости и органического единства Человека, Человечества и Вселенной»1.
Вопросы нравственности — стержневые в творческих исканиях К. Н. Вентцеля: его прежде всего интересовало освобождение внутреннего человека, воспитание такого человека, который свободен в своих поступках, сам является творцом собственных действий, но который выработал в себе нравственную волю, нравственный характер, обладает нравственной любовью и поэтому никогда не совершит поступки, направленные во вред себе и окружающим людям.
Самым трудным и самым важным делом воспитания К. Н. Вентцель считал воспитание в человеке неутомимого борца «за нравственный идеал». Он полагал, что умственное и физическое воспитание играют по отношению к нравственному чисто служебную роль. Между тем в области нравственного воспитания и как теоретического изучения, и как практического применения сделано очень мало.
Может быть, нужно обучать детей нравственности так, как они изучают основы различных наук? Так, например, поступали в школах Германии и
1 БогуславскийМ. В., Корнетов Г. Б. Пророк свободного воспитания // Вентцель: Антология / Сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. М.5 1999. С. 6.
Франции, однако К. Н. Вентцель категорически не соглашался с подобной практикой. Он яростно критиковал тех, кто стремился (пусть из самых благих побуждений) навязать детям этические нормы, существующие в обществе, опутать их «цепями невиданного рабства». Подлинно нравственным человеком, утверждал он, ребенок станет только тогда, когда самостоятельно придет к пониманию необходимости следовать определенным правилам, когда к этому его подведет сама логика жизни. Задача заключается не в том, чтобы привить людям привычные взгляды и навыки поведения, а в том, чтобы развить у них «свободную нравственную волю». Это является не только залогом воспитания подлинно нравственных людей, но и основой прогресса самой нравственности, ибо детям не будут навязываться пагубные привычки, мешающие их освобождению и освобождению общества.
Если же преподавать нравственность как учебный предмет, то, по мнению К. Н. Вентцеля, результат будет обратный тем целям, которые имели в виду педагоги. Обучать детей морали, внедрять в их сознание тот или иной кодекс моральных предписаний нельзя, «потому что по самой своей природе нравственность, — подчеркивал мыслитель, — есть нечто такое, чему нельзя обучать, но что может быть добыто и достигнуто только путем собственной самостоятельной творческой работы личнос-
ти»1. Курс нравственности, как бы хорош он ни был, не может создать в ребенке нравственную волю, то есть направить волю ребенка на путь нравственной творческой деятельности. Нравственная воля, подчеркивал К. Н. Вентцель, вырабатывается только путем деятельности, а курс морали может иметь лишь дополнительное значение. Необходимо вокруг ребенка создать такую обстановку, чтобы она доставляла детям материал и открывала простор для их нравственной деятельности, чтобы они могли путем самостоятельного творчества выработать свой собственный нравственный идеал.
В статье «Нужно ли обучать детей нравственности?» К. Н. Вентцель подчеркивал: «В области нравственности нет места катехизисам. Нравственность должна быть творческим делом каждого или продуктом совместной, но творческой работы, иначе она утрачивает характер нравственности, а нравственное воспитание становится дрессировкой, какие бы благородные и привлекательные формы эта дрессировка не принимала. Дайте детям в руки моральный катехизис, и неизбежно получится некоторый род нравственной дрессировки, хотя и в смягченной форме. Моральный катехизис должен быть каждым ребенком написан сам для себя, а не составлен воспитателем по одному шаблону для всех детей вообще, он должен
1 Вентцель К. Н. Нужно ли обучать детей нравственности? // Вентцель К. Н. Педагогика творческой личности. М.: Книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1912. С. 439.
быть плодом творческой мысли самого ребенка. Катехизировать нравственность для всех — значит ее разрушать; можно катехизировать право, общественные обычаи, вообще все то, что налагается извне на человека, но нельзя катехизировать нравственности, этого самого интимнейшего дела нашей души»1. (Курсив Вентцеля. — авт.).
По мнению К. Н. Вентцеля, нравственность — это стремление к осуществлению того, что является самым высоким, самым святым, самым лучшим. Все это объединяется понятием жизнь. Для человека не только его собственная жизнь должна являться высшим благом и драгоценным сокровищем, но и жизнь природы и всего человечества. Поэтому нравственность «есть не что иное, как сознательное стремление и деятельность, направленная на увеличение общей суммы и напряженности жизни в мире»2.
Жизнь каждой отдельной личности может быть сведена к совокупности тех или иных целей. Все цели могут быть разбиты на две категории: на цели индивидуального характера, предметом которых является само лицо, ставящее цель, и на цели, социального характера, предметом которых служит общество. Установление гармонии между этими двумя категориями целей или объединение себя с остальным человечеством в одно целое составляет высшую задачу нравственности.
1 Там же. С. 444-445.
2 Вентцелъ К. Н. Основные задачи нравственного воспитания (Из журнала «Вестник воспитания»), Отд. оттиск. М., 1896. С. 5.
Исходя из этих умозаключений, К. Н. Вентцель рекомендовал воспитывать в ребенке стремление отдавать себе ясный отчет в тех целях, которые он себе ставит, а также вносить гармонию в этот мир целей.
Цель, которую ставит перед собой ребенок, всегда должна быть достижима. Достигнутая цель порождает приятное чувство удовлетворения, которая отчасти сводится к чувству победы и торжества над препятствиями. Чтобы достичь цели высшего порядка, надо научиться достигать промежуточные цели. В достижении цели большую роль играет воля, в частности, нравственная воля, которая помогает установить гармонию между целями.
Воспитание, считал К. Н. Вентцель, должно иметь еще и такую цель: развивать в человеке способность с наибольшей полнотой воспринимать явления окружающей жизни. Чтобы развить в ребенке способность к правильному восприятию окружающих его явлений, к точному наблюдению их, надо воспитывать в нем умение разумно пользоваться своим жизненным опытом, развивать привычку критического отношения к своей прошлой жизни и сознательного руководительства своим будущим. Для этого необходимо научить ребенка записывать то, что было сделано за день. Анализ сделанного за день будет способствовать более содержательному времяпрепровождению ребенка. Постепенно надо подойти к тому,
чтобы ребенок научился планировать свой день. Конечно, первоначально и анализ дня, и его план необходимо делать с помощью взрослых, но помощь должна быть незаметной и ненавязчивой. Ребенок, научившись составлять план для одного часа, дня, недели, месяца, года, ставши взрослым человеком, с установившим миросозерцанием и нравственным характером, «будет в состоянии выработать план своей будущей жизни, сообразно с которым он будет оценивать и располагать отдельные задачи, которые он ставит себе каждый день», — писал Вентцель1.
Каждый человек — творец своей жизни, складывающейся из отдельных дней. Поэтому необходимо приучать ребенка смотреть на каждый день, прожитый им, как на продукт его собственного творчества. Ребенок, приучаясь ставить перед собой определенные жизненные цели, должен задумываться не только над тем, в каком соотношении они находятся между собой, но и какие средства необходимы для их достижения.
Все цели, по мнению К. Н. Вентцеля, могут быть разбиты на две большие группы: 1) цели, в которых центром тяжести является наша собственная личность и 2) цели, центр тяжести которых лежит вне нашей личности (имеется в виду семья, родственники, друзья, народ и даже человечество).
В первой группе целей Вентцель выделил такие подгруппы: 1) цели, направленные на наше самосохранение,
2) цели, задача которых «доставление себе счастья» и 3) цели, предмет которых — совершенствование или развитие самого лица, ставящего цель.
Чтобы иметь возможность что-либо делать для себя или для других, необходимо не только существовать, но и быть здоровым. Забота о своем самосохранении составляет одну из «необходимейших целей нашей деятельности, и эта цель не утрачивает своего значения никогда, как бы высоко ни поднялся человек по лестнице духовного и нравственного развития», — справедливо указывал педагог2. Важно, подчеркивал он, чтобы дети и воспитатели уяснили следующее: низменное существо заботится о сохранении своей жизни для того, чтобы удовлетворять свои животные побуждения, а человек, высокоразвитый в нравственном отношении, заботится о сохранении своей жизни, «чтобы сделать ее источником наибольшего тепла и света для окружающих». Необходимо как можно раньше развивать у детей инстинкт самосохранения. В этой заботе о самосохранении нет ничего эгоистического, особенно если внушить детям мысль о высоком назначении человеческой жизни.
Стремление быть счастливым — право каждого человека. «Опасным делается этот мотив только тогда, когда он становится исключительным, получает господство над всеми другими мотивами и вытесняет их совершенно», — подчеркивал педагог3. Поэтому надо стремиться к тому, что-
1 Там же. С. 16.
2 Там же. С. 23.
3 Там же. С. 26.
бы личное счастье служило для человека стимулом к умножению счастья других.
Самосовершенствование и саморазвитие — цели более высокого порядка, которые сохраняют свое значение в течение всей жизни человека. «Требуя со стороны человека систематических усилий, эти цели представляют прекрасную школу для развития воли, для приучения человека к обдуманной планомерной деятельности», — писал К. Н. Вентцель1. Реализуя эти цели, человек научается быть творцом самого себя. Только научившись создавать нового человека внутри себя, только научившись систематически работать над свои саморазвитием, человек сможет реализовать себя в общественной деятельности на благо других людей.
Цели второй группы К. Н. Вентцель также делил на три подгруппы: 1) цели, которые имеют в виду содействие самосохранению других людей, 2) цели, которые способствуют доставлению счастья окружающим нас людям и 3) цели, предмет которых составляют заботы, направленные на развитие и совершенствование окружающих людей.
Первая подгруппа целей предполагает заботу о своей семье (доставление материальных средств, забота о гигиенических условиях домашней жизни, забота о семейном микроклимате); о своем народе (обеспечение экономического существования, справедливое распределение матери-
альных богатств, солидарность всех людей, образующих нацию); обо всем человечестве (забота о наибольшем производстве материальных благ, забота о равномерном распределении материальных благ, забота о сплоченности всего человечества в один широкий союз гармонически между собой связанных людей).
Подобным образом К. Н. Вентцель рассмотрел цели двух других подгрупп. При этом он подчеркивал, что не следует суживать свой горизонт и произвольно ограничивать поле своего зрения: «Жизнь будет не полна, если мы будем исключительно глядеть только на землю, на то, что находится под нашими ногами, и откажемся взглянуть на те светлое небо, на те широкие беспредельные перспективы, которые мысль человека открывает перед ним»2.
В основные задачи нравственного воспитания, по мнению Вентцеля, входит развитие такого понятия, как нравственная любовь. Это чувство он определил так: «Этическая любовь есть такое чувство гармонии человека с человеком, при котором один человек сливается духовно с другим человеком в одно целое настолько, что становится способным желать блага, счастья и развития этого другого человека ради него самого, а не ради себя, без всяких даже соображений о том, что воспоследует от этого лично для себя»3.
Чтобы воспитать это чувство в ребенке, надо научить его рассматривать себя как часть целого, как часть
1 Там же. С. 29.
2 Там же. С. 37-38.
3 Там же. С. 38-39.
общества, как невозможность жить одному. Чтобы родилось сознательное и глубокое чувство связи человека с миром и человечеством, надо чтобы сама мысль об этой связи имела глубокие корни в нашем сознании. Для воспитания этого необходимо использовать всякие представляющиеся случаи. Главная задача, — подчеркивал К. Н. Вентцель, — заключается в том, «чтобы наибольшее развитие всего личного и индивидуального уметь гармонически соединить с наибольшим развитием безличного и всеобщего»1.
В. Ивановский, рецензируя эту статью, писал, что хотя в действительности, конечно, нельзя привить всем людям такую точку зрения на связь че-
ловека с миром и человечеством, провозглашенную К. Н. Вентцелем, но в то же время «нельзя не согласиться, что понемногу этот ручеек широкого и свободного мышления пролагает себе путь в душе хотя бы небольшого количества людей и является одним из факторов морального прогресса»2.
В философско-педагогическом наследии К. Н. Вентцеля много ценных, полезных и конкретных рекомендаций по нравственному воспитанию детей. Многие принципы, использованные в организации учебно-воспитательного Дома
свободного ребенка, созданного им, актуальны, соответствуют запросам современности.
Список литературы
1. Богуславский, М. В. Пророк свободного воспитания / М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов / / Вентцель: Антология / Сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. — М. : Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1999. - С. 5-29.
2. Вентцель, К. Н. Нужно ли обучать детей нравственности? / К. Н. Вентцель / / Вентцель К. Н. Педагогика творческой личности. —
М. : Книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1912. - С. 437-446.
3. Вентцель, К. Н. Основные задачи нравственного воспитания / К. Н. Вентцель (Из журнала «Вестник воспитания»). Отд. оттиск. -М„ 1896.-47 с.
4. Ивановский, В. Константин Вентцель. Основные задачи нравственного воспитания / В. Ивановский (Из журнала «Вестник воспитания). / / Образование. —
1896. - № 10. - С. 115-116.
1 Там же. С. 46.
2 Ивановский В. Константин Вентцель. Основные задачи нравственного воспитания (Из журнала «Вестник воспитания). М.5 1896. 47 с. // Образование. 1896. № 10. С. 116.