Научная статья на тему 'К МЕЖПРЕДМЕТНЫМ СВЯЗЯМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

К МЕЖПРЕДМЕТНЫМ СВЯЗЯМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / ЗАДАЧИ / TASKS / РАСЧЕТЫ / ВЫЧИСЛЕНИЯ / CALCULATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушакова Л.Н.

Методическая разработка межпредметных связей на уроках математики. Даются понятие о межпредметных связях, их формах и функциях, содержит тематический план уроков, в которых отражается непосредственная связь вопросов с другими предметами. В статье рассматриваются возможности вариативных задач для реализации деятельностного подхода на уроках математики. Предложена методика включения вариативных задач в процесс обучения математике.Methodical development of interdisciplinary connections in mathematics lessons. Given the concept of interdisciplinary connections, their forms and functions, includes caseplan lessons that reflect an immediate connection issues with other items. The article discusses the possibility of various tasks for the implementation of the activity approach in mathematics lessons. The technique of inclusion of various tasks in the process of learning mathematics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К МЕЖПРЕДМЕТНЫМ СВЯЗЯМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Л.Н. Ушакова

учитель математики, МБОУ СОШ № 51, г. Краснодар

L.N. Ushakova

teacher of mathematics, Schoo\ № 51, Krasnodar (san^ok.kubsu1991@gma\\. 8918-218-10-80)

К МЕЖПРЕДМЕТНЫМ СВЯЗЯМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. Методическая разработка межпредметных связей на уроках математики. Даются понятие о межпредметных связях, их формах и функциях, содержит тематический план уроков, в которых отражается непосредственная связь вопросов с другими предметами. В статье рассматриваются возможности вариативных задач для реализации де-ятельностного подхода на уроках математики. Предложена методика включения вариативных задач в процесс обучения математике. Annotation. Methodical development of interdisciplinary connections in mathematics lessons. Given the concept of interdisciplinary connections, their forms and functions, includes caseplan lessons that reflect an immediate connection issues with other items. The article discusses the possibility of various tasks for the implementation of the activity approach in mathematics lessons. The technique of inclusion of various tasks in the process of learning mathematics.

Ключевые слова: межпредметные связи, задачи, вычисления, расчеты.

Key words: interdisciplinary connections, tasks, calculations, calculations.

На этапе развитого математического образования, подготовка молодежи к трудовой деятельности является актуальной задачей.

Одним из важных средств подготовки школьников к практической деятельности является их политехническое образование. Оно призвано вооружить выпускников школы необходимыми общими научно-техническими знаниями и умениями, способствующими формированию качественного труженика производства.

Решение проблемы межпредметных связей рассматривается как важное направление математического образования школьников. При этом важное место принадлежит математике, вооружающей учащихся математическими методами, приемами разнообразных вычислений и расчетов.

Одной из важнейших задач, решение проблемы межпредметных связей, является задача воспитание логические культуры учащихся.

Соответственно сведения из логики даются им на уроках математики, поскольку в математике логические формы и отношения выступают в наиболее отчетливом виде: логические знания, приобретаемые ими на уроках математики, активно используются при обучении всем предметам.

Свою работу МО учителей математики нашей школы старается строить так, чтобы осуществлять межпредметные связи и показать связь тех трудовых и умственных навыков, которые вырабатываются в процессе занятий математикой, с навыками, необходимыми в различных профессиях.

Осуществляя связь с физикой учителя математики предлагают учащимся следующий набор задач:

К

Функция вида у=Кх/К^0/ и у = - / Х^0

1. По данной формуле определить вид зависимости между переменными величинами и коэффициент пропорциональности:

F

а = —, если m - cos t

т

т = qV, если q — cos t

T U и

J = - , если и — cos t

J R

F

R = - , если R — cos t

p

2. В сосуд наливают жидкость. В какой зависимости находится масса налитой жидкости от ее объема.

3. В металлический баллон нагнетают газ. В какой зависимости находится масса газа в баллоне от его плотности?

4. Газ сжимается в сосуде поршнем. В какой зависимости находится плотность и объем газа?

5. По графику функции у = определите значение параметра a

Функция y = kx+B

1. Из полного сосуда емкостью 4 л переливается жидкость в пустой сосуд той же емкости. Начертите график отношения между объемами жидкости в 1 и 2 сосудах. Является ли это отношение функцией? Если является, то какова область ее определения?

2. В сосуд с керосином опускают металлический шарик малого диаметра. Начертите график зависимости давления жидкости на шарик от глубины его погружения, если высота жидкости в сосуде равна 50 см.

Функция вида у = ах2

1. Укажите, какие из данных функций являются функциями вида:

у = кх; у = -; у = ах2

2 х

а) S = , где а — const

б) Е = , гду V — const

в) Q = J2Rt, где R const и t const

2. На рисунке дан график зависимости пути S от времени t:

3. 5 = —, где Ь 6 [0; 3] Определите величину постоянного

ускорения а

2 1

0

ггт

3. Санки, окатываясь с горы, движутся так, что путь пройденный ими от начала движения, пропорционален квадрату времени, за которое они прошли этот путь. Какой путь прошли санки за 10 с, если 5 с было пройдено 15 м? Задачи с физическим содержанием решаем мы при прохождении темы «Стандартный вид числи» .

1. Записано ли каждое из данных ниже чисел в стандартном виде? Если нет, то запишите число в стандартном виде и назовите его по порядок:

а/ среднее расстояние от Земли до Солнца равно 1,5*104 м;

б/ скорость света 300 000 000 м/с

в/ мощность гидрогенератора Братской ГЭС № = 2,5* 105 квт;

2. Какое количество теплоты надо затратить, чтобы 5* 105 г воды обратить в пар при температуры ее кипения. Запишите ответ числом в стандартном виде.

3. Трактор при пахоте тянет плуг с силой 104 Я. Какая работа совершается при этом пути 1,5* 102 м? и др.

Осуществляя связь с географией, учителя нашей школы привлекают сведения из географии для решения задач, требующих одного и того же математического подхода. Например, уч-ся предлагают в 8 кл. при изучении темы «Длинна окружности» следующую задачу: «По известной длине найдите радиус Земли». При решении этой задачи уч-ся применяют уже известные знания из географии, что длина экватора равна примерно 40 000 км.

В том же 8-м классе уч-ся знакомятся с тригонометрическими функциями. Свои знания они могут использовать для решения задач вида:

Найти длину параллели земного шара на широте 40°. Или при изучении темы «Длина дуги» задача вида:

Города Орджоникидзе и Багдад расположены почти на одной и той же меридиане, но в разных широтах. Разность широт составляет 10. Найдите протяженность воздушной трассы, которую можно проложить между этими городами по их общему меридиану.

При изучении тему «Масштаб» мы работаем с географической картой. Подобные задачи дают возможность уч-ся лучше представить себе практические применения математических методов, способствуют закреп-

лению курса как математики, так и географии.

В тесной связи работаем мы с преподавателями труда. Основу связи математики с трудовым обучением уч-ся составляют навыки политехнического характера, обладающие определенной универсальностью по отношению к различным видам труда. Например, конкретного вида труда уч-ся должны овладевать основами техники измерений линейных величин, умениями читать несложную техническую документацию. Трудовое обучения школьников связано с разнообразной вычислительной работой.

Производная и интеграл относится к числу математических понятий, которые носят межпредметный характер и имеет прямой выход в физику, химию, биологию, теоретическую механику. Однако за неимением времени на уроке мы успеваем говорить лишь о геометрическом приложении производной и интеграла. Восполняем мы эти проблемы во внеклассной работе путем решения дополнительных задач по теме «Производное» и «Интеграл». Находим мы эти задачи и в пособиях и в журналах «Математика в школе».

Решаем мы и задачи на применение геометрии и производной в практике геодезистов, транспортников, мелиораторов, строителей. При решении этих задач мы показываем, как практика влияет на развитие математики и, как математика помогает практике в решении ее проблем. Подбор таких задач можно найти в журнале «Математика в школе».

Очень важно, чтобы уч-ся не смотрели на математику как на средство поступления в институт, а видели в ней науку, необходимую в их будущей работе.

Мы считаем, что очень важную роль играет непосредственное общение с представителями той или иной профессии. С этой целью на классные часы мы приглашаем родителей, которые рассказывают о своих профессиях. Так в этом году учащихся нашей школы встречались с представителями следующих профессий: маляр, электросварщик, геолог, врач-рентгенолог, летчик гражданской авиации, живописец, преподаватель политехнического института.

С профессиями, связанными с вычислительной техникой, наши ребята знакомятся на экскурсиях. По результатам экскурсий учащихся пишут рефераты, доклады.

В каждом кабинете математики у нас есть сменный стенд, в котором помещены конкурсные задачи, итоги олимпиад и их тексты, таблицы с данными для составления задач с учетом статистических данных региона, вычислительных задач экономической тематики.

Надо отметить, что рефераты, доклады, задачи учащиеся оформляют красочно, проявляют выдумку, мастерство.

Внеурочная работа дает большое поле деятельности для профориентации уч-ся. Уч-ся изготовляют таблицы, модели геометрических тел, шаблоны, модели, облегчающие решение задач по стереометрии.

В заключение хочется сказать, что эффективность работы по профориентации учащихся во многом зависит от правильного взаимодействия учителей в установлении межпредметных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.