Научная статья на тему 'К МЕТОДУ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

К МЕТОДУ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
154
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ ЗАКРЫТОГО ЛИЦЕЯ / ПИТАНИЕ ЛИЦЕИСТОВ / ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СОМАТОМЕТРИЯ / СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ СИГМАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казимов М., Агасиева А., Казимова В.

В статье представлены результаты исследования состояния питания и физического развития подростков лицея закрытого типа. Изучен макронутриентный состав и энергетическая ценность суточного рациона в сопоставлении с антропометрическими параметрами лицеистов. В результате проведенного исследования установлен избыточный характер питания лицеистов, который находит более выраженное отражение в соматометрических показателях. Объективная оценка влияния характера питания на физическое развитие осуществлялась путем расчета средней арифметической суммации средних показателей одинаковых сигмальных отклонений морфометрических признаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Казимов М., Агасиева А., Казимова В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE METHOD OF ASSESSING PHYSICAL DEVELOPMENT CHILDREN AND ADOLESCENTS

The article presents the results of a study of the state of nutrition and physical development of adolescents of the closed type lyceum. The macronutrient composition and energy value of the daily diet were studied in comparison with the anthropometric parameters of lyceum students. As a result of the study, the excessive nature of the nutrition of lyceum students was established, which is more pronounced in somatometric indicators. An objective assessment of the influence of the nature of nutrition on physical development was carried out by calculating the arithmetic mean summation of the averages of the same sigmal deviations of morphometric signs.

Текст научной работы на тему «К МЕТОДУ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

MEDICAL SCIENCES

TO THE METHOD OF ASSESSING PHYSICAL DEVELOPMENT CHILDREN AND ADOLESCENTS

Kazimov M.,

Doctor of Medical Sciences, Professor of the Azerbaijan Medical University, Department of Nutrition and

Medical Ecology, Baku, Republic of Azerbaijan,

Agasieva A.,

head of the laboratory of the Center for Sanitary and Epidemiological Control of the Ministry of Defense,

Baku, Republic of Azerbaijan Kazimova V.

assistant, Azerbaijan Medical University, Department of Nutrition and Medical Ecology, Baku, Republic of

Azerbaijan

К МЕТОДУ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Казимов М.А.

Доктор медицинских наук, профессор Азербайджанского медицинского университета, кафедра питания и медицинской экологии, г. Баку, Азербайджанская Республика,

Агасиева А.Я.,

начальник лаборатории Центра Санитарно-Эпидемиологического Контроля Министерства Обороны, г. Баку, Азербайджанская Республика

Казимова В.М.

ассистент Азербайджанского медицинского университета, г. Баку,

Азербайджанская Республика

Abstract

The article presents the results of a study of the state of nutrition and physical development of adolescents of the closed type lyceum. The macronutrient composition and energy value of the daily diet were studied in comparison with the anthropometric parameters of lyceum students. As a result of the study, the excessive nature of the nutrition of lyceum students was established, which is more pronounced in somatometric indicators. An objective assessment of the influence of the nature of nutrition on physical development was carried out by calculating the arithmetic mean summation of the averages of the same sigmal deviations of morphometric signs.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования состояния питания и физического развития подростков лицея закрытого типа. Изучен макронутриентный состав и энергетическая ценность суточного рациона в сопоставлении с антропометрическими параметрами лицеистов. В результате проведенного исследования установлен избыточный характер питания лицеистов, который находит более выраженное отражение в соматометрических показателях. Объективная оценка влияния характера питания на физическое развитие осуществлялась путем расчета средней арифметической суммации средних показателей одинаковых сигмальных отклонений морфометрических признаков.

Keywords: lyceum students, nutrition, assessment of physical development, somatometry, sigmal deviations.

Ключевые слова: учащиеся закрытого лицея, питание лицеистов, оценка физического развития, со-матометрия, средние величины сигмальных отклонений.

Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков - одна из важнейшей задач каждого государства и актуальная проблема профилактической медицины. Понятия «здоровье» и «физическое развитие» тесно переплетаются друг с другом [22, с.75]. Поэтому при оценке состояния здоровья растущего организма, как правило, используют показатели физического развития и наличие заболеваемости у детей [21, с. 97].

При изучении и оценки состояния здоровья организма путем использования показате лей физического развития, как правило, используются несколько групп стандартных антропомет рических измерений - соматомет рических, соматоскопиче-

ских и физиометричес ких. В многочисленных работах последних лет по изучению и оценке состояния здоровья и (или) физического развития детей и подростков наиболее часто применяются показатели соматомет рических и физиометрических исследований [10, с.28-32; 11, с.158; 12, с.22; 14, с.14; 21, с.97].

Вместе с тем, отмечается, что физиометриче-ские показатели, характеризующие в основном функциональное состояние сердечнососудистой и дыхательной систем, рассматри ваются как индикатор адаптационных процессов и чаще всего отражают адаптацию организма к воздействию различных комбинаций природных и социальных факторов среды обитания индивидуума.

Соматометрические же показатели (масса и длина тела, индекс массы тела, окружность грудной клетки, толщина кожно-жировой складки, содержание жирового компонента и др.) характеризуют структуру тела, его физическое развитие и отражают в основном долговременные изменения питания. Именно соматометрия существенно определят реактивность организма, его работоспособность, склонность к заболеваниям, учитывает степень развития скелета, мускулатуры, жироотложения. Она отражает особенности ростовых процессов и созревания организма [3, с.29; 17, с.249; 18, с. 13].

В связи с этим, комплексное применение сома-тометрических и физиометрических признаков одной и той же группы детей при исследовании физического развития детских коллективов не позволяет сделать однозначные выводы об оценке состояния физического развития группы. Такие трудности чаще всего возникают при оценке влияния характера питания на здоровье исследуемого коллектива. Отсутствие совпадающих усредненных данных со-матомет ри чес ких и физиометрических измерений авторами объясняются по-разному, например, применением разных методов в измерениях соответствующих признаков, индивидуальными данными детей и т.д. [3, с.31].

Характер физического развития развивающегося организма зависит от многих факторов среды обитания (от физической активности, условий обучения и воспитания, климатогеографических факторов, образа жизни и т.д.). В составе этих детерминантов, определяющих уровень процессов физического развития детей и подростков, качество питания считается более приоритетным [9, с.7].

Изменения физических показателей детского организма, часто регистрируемые в последнее время (значительное снижение числа детей с нормальными физическими данными параллельно долей детей, как с дефицитом, так и с избыточной массой тела), объясняются нарушениями принципов рационального питания [1, с.9; 4, с.19-24; 19, с.35]. Авторы, занимающиеся проблемой роли питания в формировании состояния физического здоровья детского возраста [5, s. 143; 22, с. 75], отмечают, что отклонения от нормы показателей физического развития в направлении уменьшения или увеличения, связанные с питанием, должны рас-сматри ваться как преморбидное состояние у подростков.

В связи с этим, совершенствование гигиены и охраны здоровья детей и подростков неизменно требует разработки альтернативных методических подходов и способов определения фактического состояния физического развития для объективной гигиенической оценки, от которой зависит характер и направление разработки последующих мероприятий по сохранению и укреплению здоровья.

Целью нашего исследования явилась оценка состояния физического развития подростков в зависимости от характера питания путем сравнения результатов измерения соматомет рических и физио-метрических показателей организма.

Материалы и методы исследования. Обследование после предварительно взятого информированного согласия проводилось на базе специального лицея, который был организован в 1971 году и с того времени не проводилось исследование по гигиенической оценке физического развития в зависимости от характера питания, его учащихся. Выборку составили учащиеся 1-го и 2-го курсов (соответственно 290 и 200 человек) 15-16 лет, постоянно проживающие на территории лицея. При этом курсанты 1-го курса обследовались через месяц с момента поступления в лицей, а курсанты 2-го курса - к завершению учебы.

Четырехразовое питание контингента изучалось на основе месячного меню-раскладок. Меню для учащихся составляется на 10 дней с ежедневным внесением коррективов. Путем случайной выборки были отобраны 10 скорректированные меню разных чисел месяца. Были изучены суточный продуктовый набор и качественный продуктовый состав каждого меню. Химический состав и энергетическая ценность суточного рациона каждого меню вычислялись по таблице химического состава и калорийности продуктов [16, с.22-188]. Затем были определены среднесуточные величины пищевых веществ и калорийность суточного рациона, полученного учащимися.

Гигиеническая оценка питания проводилась с расчетом фактического среднесуточ ного потребления макронутриентов и энергии в сравнении с возрастными физиологичес кими нормами, отраженны ми в соответствующих методических рекомендациях [13, с.16-18].

Антропометрические показатели подростков были определены по общепринятым методикам: измеряли длину и массу тела, окружность грудной клетки (при покое), силу мышц руки и туловища, толщину кожно-жировой складки, артериальное давление систолическое и диастолическое, жизненную емкость легких, частоту дыхания и пульса. Расчетными способами с помощью соответствующих формул были определены: индекс массы тела, величины идеальной массы тела и отклонения от нее, содержание жировых компонентов тела, индекс физического состояния, адаптационный потенциал и кардиореспираторный индекс [2, с. 10-17; 20, с.57-60; 10, с.28-32; 8, с.7-12]

Для оценки состояния физического развития лицеистов в зависимости от питания сначала были сопоставлены фактические данные соматомет ри-ческих и физиометри чес ких измерений. Затем в сравнительном аспекте рассматривались величины сигмальных отклоне ний (SO) тех же групп показателей. Оценка значения питания в физическом развитии подростков проведена на основании результатов расчета средних величин суммации (ЕМ) средних арифметических одинаковых сигмальных отклонений (MSO) морфометрических признаков по формуле: ЕМ = MSO^^^^ / n, где n-количество признаков.

Статистические расчеты проводились с использованием пакета прикладных программ Statistica 10.0 и Microsoft Ехсе1 2010, предложенных

для анализа медико-биологических данных. Рассчитывали среднее арифметическое значение показателей (М), среднеквадрати чное отклонение (с) и стандартное отклонение (т). Оценка достоверности различий средних величин независимых выборок проводили с помощью ^критерия Стьюдента. Статистически значимыми считали различия между значениями показателей при уровне р <0,05.

Результаты исследования. Рациональное питание предусматривает потребление достаточного количество макро- и микронутриентов для нормального функционирования организма человека, в частности, детей и подростков. Энергетическая ценность рациона должна быть адекватной энергетическим затратам организма с учётом возраста, пола, состояния здоровья и специфики выполняемой работы [5, с. 133].

В ходе исследования нами было охарактеризовано состояние питания курсантов. Установлено, что питание подростков в лицее относится к организованному типу регламен ти рованного питания

и осуществляется в соответствии с нормами, утвержденными руководством учебного заведения.

Рассмотрение состояния питание курсантов в аспектах соответствия его требованиям рационального питания и существующим санитарным нормам, и правилам установило, что суточный пищевой рацион курсантов по макронут риент ному составу (табл. 1) максимально совпадают с соответствующими показателями норм лицея и значительно превышают официальные гигиенические нормы [15, с.106-107]. Так, общее количество белкового компонента фактического питания, составляющих основную составную часть всех органов и систем и связанных с важными жизненными процессами организма [5, с.136], находится на уровне 140,82±9,11г. Этот уровень превышает величину физиоло гического потребления (115 г), предусмотренного гигиеническими нормами для юношей 1418 лет на 25,82 г или 122,45%.

Таблица 1.

Макронутриентный состав и энергетическая ценность среднесуточного пищевого рациона курсан-_тов лицея_

Пищевые вещества Суточное количество пищевых веществ, г Фактический уровень в % от гигиенических норм

фактический уровень внутри ли-цейная норма гигиеническая норма

Белки, г: всего 140,82±9,11 141,07 115 122,45

в т. ч. животные 68,28 67,97 60 113,80

Жиры, г: всего 118,85±4,36 121,21 110 108,04

в т. ч. растительные 28,38 29,46 25 113,52

Углеводы 662,75±28,83 685,15 460 144,07

Среднесуточная калорийность, ккал 4283,93±200,21 4395,77 3290 130,21

Выполняющие ключевую энергетическую функцию и входящие в липидную структуру организма, жиры составляют 118,85±4,36 г в среднесуточном рационе. Этот уровень превышает физиологическую норму на 8,85 г (108,04% от нормы). В составе жиров доля растительных составляет 28,38 г, и она принимается как нормальная (уровень растительных жиров в суточном рационе допускается до 25 г).

В среднесуточном рационе юношей количество углеводов находилось на уровне 662,75±28,83г. Это количество существенно не отличалось от установленного внутрили цейного норматива (685,15 г) и в тоже время превышало (почти в 1,5 раза) суточную физиологическую потребность подросткового организма (460 г) и составляло 144,07% от гигиенической нормы.

Таким образом, фактическое питание лицеистов, осуществляемое в соответствии с внутри ли-цейным нормам, сопровождается избыточным поступлением в организм основных энергоемких пищевых веществ, превышающих гигиенические нормы для соответствующей возрастно-половой группы. Значительное превышение нормы углеводов в суточном рационе может приводить к нару-

шению процессов усвоения и метаболизма пищевых веществ, формированию факторов риска избыточного веса с последующим развитием соответствую щих патологий. В связи с этим, нами проведен сравнительный анализ полученных фактических данных соматомет рических и физио-мет рических показателей с учетом возрастных измене ний у подростков. Из таблицы 2 видны заметные, статистически значимые изменения в сомато-мет рических показателях курсантов в направле нии увеличения параметров физического развития учащихся 2-го курса. Увеличение показа телей касается, практически, всех признаков соматометрии. При этом, статистически значимое увеличение массы тела, толщины кожно-жирового слоя и содержания жировых компонентов тела являются, как показывают [6, с.82; 7, с. 133-134], следствием положительного энергетического баланса при длительном избыточном питании.

В ходе анализа полученных результатов (таблица 2) изучения состояния сердечнососудистой и дыхательной систем подростков разных курсов обучения выявлена различная вариативность наблюдаемых показателей, дающая представление об уровне относительной изменчивости результа-

тов физиометрических показателей групп испытуемых. Установленные сдвиги в показателях дыхательной системы в сторону увеличе ния, сочетающиеся с тенденцией уменьшения величин признаков сердечнососудистой системы у курсантов 2-го курса, свидетельствуют о том, что по физиометри-ческим показателям трудно судить о состоянии физического развития организма.

Исходя из изложенного, нами были рассчитаны сигмальные отклонения от средних арифметических некоторых (в качестве примера) соматомет рических и физиометрических показателей лицеистов (таблица 3) и суммарные величины одинаковых градаций сигмальных отклонений (таблица 4). Из материалов таблицы 3 явствуют разнонаправленные данные в физиометрических параметрах курсантов. Так, на фоне статистически значимо большего уровня

Таблица 2.

Фактические данные антропометрических показателей лицеистов

Показатели Курсы, М±т, % от количества детей в курсах t, p

1-й курс 2-й курс

Соматомет рические показатели

Масса тела, кг. 62,84±0,39 67,24±0,51 6,88; <0,05

Рост, см 168,52±0,32 170,73±0,33 4,80; <0,05

Индекс массы тела, кг/м2 21,98±0,25 22,84±0,18 0,16; >0,05

Окр. грудной клетки, см 87,70±0,36 88,12±0,34 0,84; >0,05

Толщина кожно-жирового слоя, мм 7,85±0,04 10,15±0,17 13,53; <0,05

Жировые компоненты тела, % 12,96±0,10 14,67±0,41 9,60; <0,05

Сила мышц руки, кг 38,80±0,63 48,77±1,29 6,97; <0,05

Сила мышц туловища, кг 89,09±1,02 118,40±1,16 19,03; <0,05

Физиомет рические показатели

Жизненная емкость легких, литр 2,70±0,02 2,75±0,03 1,66; >0,05

Частота дыхания, акт/мин 21,04±0,12 21,41±0,14 2,05; >0,05

Частота пульса, уд/мин 81,51±0,70 79,66±0,61 1,99; >0,05

Арт. давление миним., мм. р. с. 69,08±0,36 67,65±0,45 2,50; <0,05

Арт. давление максим. мм. р. с. 118,39±0,51 118,22±0,64 0,57; >0,05

Индекс физического состояния 0,63±0,006 0,62±0,007 1,11; >0,05

Адаптационный потенциал 2,09±0,01 2,20±0,02 5,0; <0,05

Кардиореспираторный индекс 4,12±0,03 3,71±0,04 8,20; <0,05

средних величин (±1о) показателей дыхательной системы курсантов 2-го курса, величины отклонения «выше среднего» [(+)1о -(+)2с] больше у лицеистов 1-го курса. Показа тели разных градаций сигмального отклонения от среднеарифметического у других физиометрических признаков также оказались

разнонаправленными, что не позволяют определить характер физического развития и степень

значимости групп показателей (соматометрических или физиометрических) в формировании физического состояния сравниваемых групп подростков.

Исходя из приведенных данных, нами проведен анализ данных о сигмальных отклонениях со-матометри ческих показателей. Как видно из данных таблицы 3, установлены статистически значимые различия в величинах

Таблица 3.

Средние величины сигмальных отклонений некоторых антропометрических признаков курсантов

Показа тели Курсы Сигмальные отклонения, уровни физического развития (в % от количества детей в курсах)

±1с, среднее (+)1с-(+)2с выше сред. >(+)2с, высокое (-)1с-(-)2с, ниже сред. <(-)2с, низкое

Физио метри чес кие показатели

Жизнен. емкость легких I 61,72±0,08 13,10±0,02 4,83±0,01 17,93±0,02 2,41±0,003

II 68,50±0,02 6,50±0,06 7,50±0,06 16,0±0,01 1,50±0,34

t, p 82,68; <0,05 110; <0,05 43,06; <0,05 87,72; <0,05 43,06; <0,05

Частота дыхания I 54,83±0,17 16,55±0,02 8,28±0,03 11,72±0,02 8,62±0,02

II 69,0±0,05 14,50±0,04 3,50±0,14 11,50±0,05 1,50±0,68

t, p 78,72; <0,05 22,22;<0,05 31,86; <0,05 3,66; <0,05 10,47; <0,05

Частота пульса I 73,45±0,63 12,07±0,04 1,72±0,02 11,72±0,02 1,03±0,001

II 60,0±0,30 11,0±0,44 9,50±0,99 15,0±0,31 4,50±0,78

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

t, p 19,21; <0,05 2,43; <0,05 7,85; <0,05 10,25; <0,05 4,45;<0,05

Арт.давл. макси мальное I 64,48±0,13 14,83±0,05 6,55±0,02 11,72±0,02 2,41±0,01

II 50,50±0,30 32,50±0,13 12,0±0,52 5,0±0,51 -

t, p 42,88; <0,05 126,2;<0,05 10,40; <0,05 13,17; <0,05 -

Соматометри ческие показатели

Масса тела I 58,62±0,07 14,14±0,02 7,24±0,03 16,55±0,02 3,45±0,015

II 65,50±0,23 19,0 ±0,25 5,0±2,36 10,50±0,24 -

t, p 28,67; <0,05 19,44; 0,05 0,95; >0,05 25,20; <0,05 -

Рост I 65,86±0,08 18,28±0,02 3,45±0,02 10,0±0,013 2,41±0,01

II 67,50±0,16 19,0±0,26 5,0±0,56 7,0±0,16 1,50±1,02

t, p 9,11; <0,05 2,77; <0,05 2,76; <0,05 15,0; <0,05 0,89; >0,05

Толщина кожно-жир. слоя I 29,86±0,02 17,93±0,02 3,24±0,02 27,58±0,03 21,38±0,03

II 58,0±0,11 21,50±0,07 14,50±0,11 3,50±0,008 2,50±0,19

t, p 234,5; <0,05 44,62;<0,05 49,58; <0,05 688; <0,05 94,40; <0,05

Жировые компоненты тела I 61,72±0,08 11,72±0,02 5,17±0,01 17,93±0,02 3,45±0,02

II 63,0±0,16 19,0±0,03 11,0±0,51 5,50±0,05 1,50±0,34

t, p 7,11; <0,05 182; <0,05 11,43; <0,05 207; <0,05 5,73; <0,05

соматометри ческих показателей лицеистов 1 -го и 2-го курсов. При этом, величины средних (±1с), выше средних [(+)1с - (+)2с] и высоких градаций сигмального отклонения оказались статистически значимо больше у курсантов 2-го курса по всем измеряемым соматометри ческим показателям. Например, число курсантов лицея со средней (нормальной, ±1с) толщиной кожно-жировой складки составляло 29,86±0,02 и 58,0±0,11% от всех учащихся 1-го и 2-го курса соответственно ^ = 234,50; р<0,05). Число курсантов, имеющих толщину кожно-жировой складки выше средней [(+)1с -(+)2с] и высокой [> (+)2с] согласно градациям сиг-мального отклонения, было статистически значимо больше среди курсантов 2-го курса (таблица 3), что по всей вероятности, является результатом длительного применения питания с избыточным количеством основных пищевых веществ и калорий.

Данные, представленные в таблице 4 позволяют более ясно характеризовать значение групп физиометрических и соматометрических показателей в оценке физического развития организма. Так,

согласно данных таблицы 4, суммарное количество курсантов, имеющих нормальные (±1с, среднее) и выше нормы [(+)1с -(+)2с выше среднего, >(+)2с, высокое)] физиометрические показатели составляют 82,99 и 82,80% от общего количества курсантов на 1-м и 2-м курсах соответственно. Иными словами, двухгодичное пребывание в режимном лицее не оказало существенное влияние на физиометри-ческие показатели подростков.

По отношению соматометрических показателей выявляется другая картина. Так, расчёт суммы одинаковых градаций сигмальных отклонений 9 со-матометрических признаков показывает, что 77,56% от всех курсантов 1-го курса имеют среднее (±15 среднее = 59,61%) и больше средних [(+)15-(+)25 выше среднего =12,71%, >(+)25 высокое = 5,24%)] физических данных. Со стороны курсантов 2-го курса общее количество подростков, имеющих среднее и выше среднего физическое развитие составляет 89,42% [(±15 среднее = 64,16%);

Таблица 4.

Суммарные данные средних величин одинаковых градаций сигмальных отклонений антропомет-__рических признаков лицеистов_

Kurs Сигмальные отклонения, их градации (M±m в % от числа детей разных курсов)

±1с, среднее (+)1с-(+)2с выше сред. >(+)2с, высокое (-)1о - (-)2о, ниже сред. <(-)2а, низкое

Суммарные величины физиометрических показателей

I 61,54±0,08 17,28±0,02 4,17±0,007 3,75±0,007 13,26±0,02

II 57,60±0,14 18,0±0,04 7,20±0,02 1,80±0,005 15,30±0,004

t; p 29,62; <0,05 2,23; >0,05 137,72; <0,05 226,74; <0,05 102,0; <0,05

Суммарные величины соматометрических показателей

I 59,61±1,74 12,71±0,73 5,24±0,31 15,77±1,97 6,65±0,78

II 64,16±1,73 18,19±0,72 7,07±0,65 8,72±1,12 1,85±0,44

t; p 1,85; >0,05 5,68; <0,05 2,90; <0,05 2,92; <0,05 5,10; <0,05

(+)18-(+)28 выше среднего =18,19%; >(+)25 высокое = 7,07%)] (таблица 4). Из этих данных видны статистически значимые различия в показателях физического развития, более наглядно проявляющихся в суммарных величинах сигмальных отклонений признаков.

Отклонения от средних величин в сторону повышенного физического развития (17,95 - 25,26%) и в сторону его снижения (10,57 - 22,42%) свидетельствуют о возможности формирования групп риска от нарушения питания и требует корректировки пищевого рациона курсантов.

Выводы. 1. Внутрилицейные нормы питания курсантов по количественным показателям основных пищевых веществ, в частности, углеводов, существенно превышают утвержденные гигиенические нормы для юношей 15-16 лет. Поэтому питание курсантов данного лицея может характеризоваться как избыточное и несбалансированное.

2. Модулирующее влияние избыточного питания курсантов находит отражение в основном в их соматометрических признаках. Согласно данных сигмальных отклонений от средней арифметической соматометрических признаков, 59,61±1,74% от всех курсантов 1-го курса и 64,16±1,73% от всех курсантов 2-го курса имеют нормальное физическое развитие.

3. При изучении физического развития организма, в частности, организма детей и подростков, приоритетное внимание должно быть уделено на показателей соматометрии. При этом оценку степени физического развития следует провести на основании суммирования соответствующих градаций сигмального отклонения признаков от средней арифметической.

Список литературы:

1. Баранов, А.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина. - Москва: НЦЗД РАМН, - 2008, - 216 с.

2. Бацукова, Н. Л. Гигиеническая оценка статуса питания: учеб. -метод. пособие, 2-е изд. / Н.Л.Бацукова, Т.С.Борисова - Минск: БГМУ, -2010, - 24 с.

3. Глухова Ю.А., Федоров С.В. Антропометрическая характеристика лиц юношеского возраста

различных групп здоровья // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета, - 2016. № 3 (59), - с. 29-31.

4. Грицина, О.П., Факторы, формирующие здоровье современных детей и подростков / О.П. Грицина, Л.В. Транковская, Е.В. Семанив // Тихоокеанский медицинский журнал, - 2020, № 3, - c. 19-24.

5. Денисова Г.С. Зависимость массы тела студентов специального отделения Алтайского государственного университета от характера питания и оптимального уровня двигательной активности // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, - 2019, № 1 (12), - с. 127-152.

6. Дорошевич, В. И., Ширко, Д. И. Статус питания как один из основных критериев оценки состояния здоровья военнослужащих // Военная медицина, - 2007, №3. - с.81-85.

7. Зиматкин, С. М. Половые и возрастные закономерности изменения массы тела и подкожного жироотложения / С.М. Зиматкин, Я.Р. Мацюк, С.Н. Мельник [и др.] // Военная медицина, - 2017, № 2, -с. 132-135. (с. 133-134)

8. Кедрова, И.И. Методы оценки фактического питания и пищевого статуса взрослых: инструкция по применению / И.И. Кедрова, Е.В. Фе-доренко, А.В. Славинский [и др.] - Минск: БГМУ, - 2015, - 34 с

9. Кругликова, Е.В., Чанчаева, Е.А., Айзман, Р.И. Анализ факторов, влияющих на завершение ростовых процессов в юношеском возрасте // Сибирский научный медицинский журнал, - 2021, № 41 (2), - с. 4-11. Doi: 10.18699/SSMJ20210201

10. Мануева, Р. С. Физическое развитие детей и подростков. Показатели. Методы оценки: учебное пособие. - Иркутск: ИГМУ,- 2018, - 52 с.

11. Матвеева, Н.А. Физическое развитие -критерий социально-гигиенического благополучия здоровья детей и подрост ков / Н.А. Матвеева, Е.С. Богомолова, Н.Г.Чекалова, А.В. Додо нов, А.Н. Писарева // Сборник Материалов Всероссий-ской с международным участием научно-практической (Москва, 22-23 ноября, 2018 года) / Под. ред. О.Ю. Милушкиной, Н.А. Скоблиной. - М.: 2018, - с. 157163.

12. Мельник В.А. Секулярный тренд сомато-метрических показателей городских школьников за

период с 1925 по 2010-2012 гг. // Здоровье населения и среда обитания, - 2018, № 6, - с. 21-26.

13. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веще ст вах для различных групп населения Российской Федерации: Методические рекомендации. - МР 2.3.1.2432-08. -Москва: Минздрав РФ, 2009 - 45 с.

14. Салдан, И. П., Современные тенденции в изменениях показателей физического развития детей' и подростков (обзорная статья) / И. П. Салдан, С.П. Филиппова, О. В. Жукова [и др.] // Бюллетень медицинской науки, - 2019, №1 (13), - с. 14-20.

15. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организа ции питания, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» // Бюллетень норматив ных и методических документов госсанэпиднадзора, - Москва: 2008, Выпуск 4 (34), - с. 79-118.

16. Скурихин И.М., Тутельян В.А. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания. Справочник. - Москва: ДеЛи принт, - 2007, - 276 с.

17. Смирнова, Г.А., Коновалова, И.А., Кравченко, Е.В. К вопросу совершенствования профессионального отбора военнослужащих с учетом антропометрических данных // Известия Российской Военно-Медицинской Академии, -2019, т. 38, № 3, - с.248-252. Б01: https://doi.org/10.17816/rmmar26104

18. Тятенкова, Н.Н., Кузьмичева, А.П., Митя-гова, А.А. Функциональные и адаптационные резервы системы кровообращения у девочек 7-15 лет // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, - 2019, № 9, - с. 13-17.

19. Цукарева Е. А., Авчинников А.В., Алимова И. Л. Оценка физического развития и режима питания детей' младшего школьного возраста, проживающих в Смоленске // Вопросы питания, - 2019, т. 88, № 4, - с. 34-40.

20. Черноземов, В.Г Методы физиологического исследования человека: учеб. -метод. пособие / В.Г. Черноземов, Н.В. Афанасенкова, И. А. Ва-ренцова. - Архангельск: - 2017, - 160 с.

21. Ширко, Д. И. Сравнительная оценка физического развития военнослужащих / Д. И. Ширко, В. И. Дорошевич, В.В. Игнатьев [и др.] // Военная медицина, - 2016, № 3, - с. 96-101.

22. Щербакова Т.Г. Изучение донозологиче-ских критериев уровня физического развития и здоровья учащихся седьмых классов Волгоградского мужского педагогического лицея в период адаптации к начальном у этапу образовательного процесса // [Электронный ресурс] / Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания», - 2015, № 6(40), - с. 75-78. www.grani.vspu.ru.

STUDY OF THE PREVALENCE OF ANXIETY AND DEPRESSION AMONG COVID-19 PATIENTS:

SYSTEMATIC REVIEW AND META-ANALYSIS

Tuychiev Sh.,

Assistant of the Department of Psychiatry, Narcology, pediatric Psychiatry, Medical Psychology and Psychotherapy. Tashkent Pediatric Medical Institute, Tashkent, Uzbekistan

Abdullaeva V.,

Doctor of Medical Sciences, Associate Professor,

Head of the Department of Psychiatry, Narcology and pediatric Psychiatry, Medical Psychology and Psychotherapy. Tashkent Pediatric Medical Institute, Tashkent, Uzbekistan

Matveeva A.

Assistant of the Department of Psychiatry, Narcology, pediatric Psychiatry, Medical Psychology and Psychotherapy. Tashkent Pediatric Medical Institute, Tashkent, Uzbekistan

Abstract

In December 2019, an infectious disease of a coronavirus spread in Wuhan, China, and swiftly spread globally. The World Health Organization (WHO) as a public health emergency of international concern declared the Coronavirus disease (COVID-19). Moreover, the WHO announced the COVID-19 outbreak as a "pandemic" on 11 March 2020. (Harapan, et al. 2020) (Burki 2020)

Depression could worsen the prognosis of many diseases, as well as COVID-19. Psychological distress and depression may have a negative impact on patients' immune system response (Leonard, 2001). Patients with depression may also have negative attitudes towards antiviral therapy, which may reduce their treatment adherence and recovery. Previous studies found that patients could experience persistent depression even after the outbreak of infectious diseases. For instance, the prevalence of depression among patients with SARS were 18% at 1 month after their discharge (Wu et al., 2005), and 15.6% at 30-month assessment after SARS outbreak (Mak et al., 2009).

To date there have been some studies on prevalence of anxiety and depression among COVID-19 survivors. Therefore, we set out to examine the prevalence of depression and anxiety among COVID-19 survivors.

Systematic review and meta-analysis were done in two databases (PubMed and Web of Science) to examine prevalence of depression and anxiety among COVID-18 survivors.

In summary, among COVID-19 survivors the prevalence of anxiety was 34.66% (95% CI: 25.19; 44.78), the prevalence of depression was 30.11% (95% CI: 21.65; 39.30).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.