Якоба И.А., канд. социол. наук, доц., Тимофеев С.С., ст. преп.
Иркутский государственный технический университет
К. МАРКС КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ДИСКУРСОЛОГ ХХ ВЕКА: ЛИНГВО-КОГНИТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ «УМНОЙ» НАСТРОЙКИ ДИСКУРСА
Рассмотрен аспект аттрактивности дискурсивной технологии «умной» настройки дискурса. Выявлены механизмы управления дискурсом на примере деконструкции манифеста коммунистической партии К. Маркса и Ф. Энгельса. Представлен анализ лингвокогнитивных средств данного произведения, способствующих аттракции восприятия. Деконструкция дискурсивной технологии Маркса позволяет уточнить и расширить инструментарий успешных стратегий письменных дискурсов и сделать некоторые теоретические выводы об аттрактивности в коммуникации.
Ключевые слова: деконструкция дискурса, аттрактивность, дискурсивная технология, лингво-когнитивный механизм, Карл Маркс._
В мире, измененном капитализмом, который Маркс описывал в 1848 году в черных красках и с лаконичным красноречием, легко узнается мир, в котором мы живем сейчас, через 150
лет.
Эрик Хобсбаум
Афористичный «Манифест коммунистической партии» [1], написанный Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в декабре 1847 — январе 1848 г., по словам марксиста Э. Хобсбаума, был «удивительной брошюрой», наполненной «страстной убежденностью» и «стилистической силой», благодаря чему текст давно растащили на цитаты-поговорки, от «Призрак ходит по Европе — призрак коммунизма» до «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир» [2].
К. Маркс является одним из 100 наиболее читаемых авторов ХХ в. и до сих пор анализу его работ посвящено множество публикаций, однако, в основном, в экономическом, политическом и философском ракурсе. Целью данной работы является лингвокогнитивный анализ «Манифеста коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса для того, чтобы выяснить причину его долголетней аттрактивности (популярности и притягательности). Наша гипотеза состоит в предположении, что дискурс К. Маркса является технологичным, т.е. специально продуманным и разработанным (по некоторым свидетельствам, именно К. Маркс был физическим автором манифеста, а Ф. Энгельс - идейным вдохновителем). Полагаем, что К. Маркс обладал особыми эффективными лингвокогни-тивными компетенциями (осознанно или неосознанно) или, по-простому, даром убеждения, который частично был унаследован генетически (Маркс был потомком раввинов и сыном юриста) и частично сформирован самостоятельно, во время учебы в университете и многолетней журналистской практики. Берем на себя сме-
лость назвать К.Маркса дискурсологом по причине необычайной популярности его работ, оказываемой силе воздействия, эффективности пер-суазивных механизмов и влияния, которое оказали его труды на социум.
Считаем, что рассмотрение процесса коммуникации как воздействия для достижения определенной цели, связано с представлением коммуникативного пространства как силового, тенсивного и реализуемого технологически. Основным лингвокогнитивным механизмом подобного воздействия является «умная» (интеллектуальная) настройка дискурса. Квалификация «умная» настройка отражает оптимальный способ упорядочения и управления дискурсом, который возможен для достижения аттрактивно-сти знака через воздействие на «когито» дести-натора. При этом мы исходим из того, что интеллектуальная деятельность дестинатора, образующая внутреннее когнитивное пространство человека, связана не только с его рациональной сферой, но и со сферой чувств, эмоций и обращена к различным ментальным пространствам человека - ресурсным источникам восприятия, концептуализации, категоризации, оценивания
[3].
Манифест коммунистической партии был выбран как наиболее релевантный пример «умной» настройки дискурса - он ярко, кратко и лаконично отражает суть псевдоновых коммунистических воззрений его авторов, в нем можно наблюдать разнообразнейшие лингвистические и когнитивные механизмы и приемы, способствующие аттракции.
Манифест впервые был издан в 1848 г. в Лондоне на немецком языке на двадцати трех страницах. Переиздавался манифест многократно, в том числе и при жизни авторов, с их предисловиями, однако изменения практически не вносились. В предисловии к немецкому изданию 1872 г. Ф. Энгельс отмечал: «Однако „Мани-
фест" является историческим документом, изменять который мы уже не считаем себя вправе». На русский язык манифест впервые был переведен в 1869 г. в Женеве. Авторами переводов были Михаил Бакунин, Георгий Плеханов, Владимир Посс, Вацлав Воровской, Владимир Адоратский и др., а также вышло несколько переизданий коллективного перевода «Манифеста» Институтом Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина 1955 г. [4], которым мы и воспользовались. Всего насчитывается более 700 изданий, более чем на 63 языках, общим тиражом более 13 млн. копий [5: 214], что подтверждает ценность произведения.
Результаты исследования позволяют утверждать, что широкому распространению марксистских идей способствовала особая структура текста, позволяющая сфокусировать внимание на важных моментах, последовательно расставить смысловые и логические акценты, задействовав когнитивные и лингвистические механизмы мышления. Особый ритм произведения: чередование сильных и способствующих релаксации фрагментов, обладает синергетиче-ски сильным «гипнотическим» эффектом, привлекает даже искушенного читателя, вовлекая его в «новый» мир коммунизма. Аттрактивность изложения позволила достигнуть принятия коммунистической идеологемы широкими массами, а в последствии и частично реализовать физически.
Представим кратко результаты авторского анализа лингвокогнитивного исследования. Всего выявлено 72 лингвокогнитивных механизма (более 20 видов), основные из них:
1. Умная сила - это структура, формулирующаяся символически (знаками), не идет по пути лобового столкновения в пространстве взаимодействия с существующими концептуальными матрицами в коллективном сознании (в том числе стереотипами). Она «проделывает» за адресата интеллектуальный аргументативный путь концептуализации и оценивания, но поворачивает его в нужном направлении, управляет траекторией движения мысли. Адресат «добровольно» производит итоговые ментальные операции и действия. Готовое решение не навязывается, а опосредованно, «между строк», в форме пресуппозиции, предлагается как логически обоснованный результат деятельности коллективного большинства. Умная сила вуалирует свои собственные идеалы и стремления, выдавая их за мнение и решение большинства. В дискурсе К. Маркса применяется посредством введения пресуппозиции, риторических вопросов в инициальной позиции, наряду с готовыми ответами (которые не навязываются, а произносятся
от лица коллектива, но имплицитно накладываются на адресатов коммуникации).
2. Жесткая сила - интенционально проявляет максимальную степень воздействия на сознание дестинатора, рационально и эмоционально однозначно ведет к конечным выводам, ак-сиологически не оставляет возможностей выбора. В дискурсе осуществляется посредством категорической тональности, структур жесткого аргументирования, прямого негативного оценивания (оскорбление, устрашение), провокации, разных видов агрессии (эксплетивная агрессия (наиболее прямая, резкая: бранные инвективы, речевые акты угрозы, экспрессивные волитивы, вердиктивы, категоричные требования и призывы), манипулятивной агрессии (более рационально-осознанная форма вербальной агрессии: средства диффамации, запрет на речь), имплицитной агрессии и т.д.
3. Имажинеринг: драматизация - создание отрицательного имиджа, нагнетание негативных эмоций по отношению к какому-либо факту, событию, человеку, коллективу, государству, народу и т.д. Выражается экспрессивностью лексических, грамматических, стилистических интенсификаторов: сравнительных конструкций, превосходной степени прилагательных, усилительных наречий, метафоризма с гендерной и возрастной дискриминацией и пр.
4. Имажинеринг: гиперболизация - преувеличение роли, значения чего-либо или кого-либо, генерализация. Выражается посредством сравнительных конструкций, превосходной степени прилагательных и наречий, восклицательных предложений, многочисленных перечислений и повторов.
5. Имажинеринг: интенсификация - использование нарастания напряжения. Выражается посредством персонификации, эмоционально окрашенных сочетаний, метафоризации, сравнительных конструкций, обобщений, развернутой метафоры, градации, при этом каждая последующая конструкция оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая, формируя некий «когнитивный каскад».
6. Имажинеринг: бьютизация - создание художественного положительного имиджа, самореклама, красование; презентация своих идей. Выражается при помощи ярких чувственных образов, картинок из будущего, настоящего или прошлого, способных вызвать необходимые эмоции: гнев, страх, гордость, желание подражать и т.д. Построение эмоционально насыщенного образа конструируется на основе эпитетов, слов, рождающих ассоциации и обращение к миру чувств человека, к цветовым гаммам по-
средством прилагательных, префиксов интенсивности и пр.
7. Позиционирование: единение - «мы вместе, мы заодно, вместе мы сила и мы правы» и пр. Каждому человеку необходимо получать подтверждение своей ценности и значимости и, соответсвенно, принадлежности - особенно в традиционно разобщенном мире, построенном на принципе «каждый-сам-за-себя». Принадлежность к какому-то обществу дает субъекту ощущение нужности и подразумевает его безопасность и это рождает обратную связь между «вновь обращенным» и инициаторами дискурса. Это стратегия ссылается на авторитет большинства: делается простая и обдуманная ставка на идею о наличии права порабощенного буржуазией большинства или «пролетариата» на всё то, чем обладает буржуазия. Кроме этого, делается намёк на невозможность одновременного заблуждения такого многочисленного класса как пролетариат.
8. Позиционирование: оппозиция - установка оппозиций по принципу «свои - чужие»; «мы хорошие, они плохие» и пр.
9. Позиционирование: параллелизм, симметрия - установка «каждый сам по себе», исключает взаимодействие.
10. Проповедь - использование пропаганды, лозунгов, идеологических призывов, объяснений, нравоучений и т.п. Выражается при помощи побудительных, восклицательных предложений, риторических вопросов.
11. Дрейфование понятий - введение понятий в новые контексты, изменение значений в связи с дополнением, конструирование новой идентификации, учитывая изменения общественной жизни.
12. Аксиологический сдвиг - изменение отношения к какому-либо явлению, событию на противоположное.
13. Фреймирование - как способ представления знаний и мнений об определенной типовой ситуации или явлении в определенных координатах в структуре определенного заданного фрейма.
14. Рефреймирование ситуации - намеренное соскальзывание с одного фрейма на другой посредством дрейфования понятий и аксиологического сдвига. Конструирование удобной заказчику картины мира путем обхождения когнитивных фильтров дестинатора, для воздействия на его сознание.
15. Фасцинация - условия повышения эффективности воспринимаемого материала благодаря использованию сопутствующих фонов.
16. Инспирация - способность вдохновить и мотивировать, основана на осведомленности о потребностях целевой аудитории и создании
представления о легкости достижения мечты. Этот механизм основан на сверхвнимательном отношении именно к целевой группе, тому, кто будет выполнять работу - пролетариату. Ожидания отслеживаются, предугадываются (частично конструируются), чтобы предоставить способы удовлетворения стоящих за ними потребностей. Чаще всего выражается позитивными жизнеутверждающими экскламативами.
17. Спин-докторинг - необъективное изложение события или факта. Выражается конста-тивом (лингвистическим средством, которое определяет иллокутивный акт), не нуждается в доказательстве. Констатация утверждения представляет свое мнение как общеизвестный факт.
18. Ритмический «откат» - смена тональности повествования, используется для чередования важной и второстепенной информации, с целью усиления ключевых идей, за счет психологического «убаюкивания» (вербального гипноза), может вуалироваться историческим экскурсом и псевдологическими заключениями для конструирования заданного дискурса. Периодически расставляются акценты, подталкивающие адресатов к готовому решению, которое предлагает автор. Сконструированный экскурс в историю позволяет усыпить бдительность и интерпретировать события с некоторыми незаметными искажениями, желанными теми, на кого направлен текст.
19. Демонстративное дистанцирование (в конфликтной коммуникации) - отрицательная оценочность указывает на негативное отношение к чему-либо, неприятие либо неумение логично объяснить свою позицию и доказать ее преимущества. Намеренное умаление значения оппозиции. Прерывание дальнейших контактов, отказ от поиска компромиссов. Используется для акцентирования внимания на незначительности позиции оппонентов, параллельно поднимая собственную значимость в глазах адресатов. Показывает нежелание нейтрализовать конфликт.
20. Псевдодискуссия - использование диа-логичности (в вопросно-ответном стиле изложения) усиливает эффект близости взглядов адресанта и адресатов, псевдовзаимодействия, заботы об улучшении социального положения последних.
21. Стрессинг - оказание давления путем воздействия на эмоциональное состояние, выведение из равновесия.
Самыми распространенными механизмами, выявленными в дискурсе К. Маркса являются:
4 фрейма - буржуазия (167 случаев), революция (103 случая), пролетариат (87 случаев), коммунисты (50 случаев);
ритмические откаты (16 случаев);
метафоризация (21 случай);
умная сила (11 случаев);
имажинеринг: драматизация (11 случаев).
Приведем наиболее яркие примеры деконструкции лингвокогнитивных механизмов, интенсифицирующих персуазивный эффект манифеста:
1. Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские. Механизм имажинеринга: гиперболизация (олицетворение, религиозная метафоризация).
2. Где та оппозиционная партия, которую ее противники, стоящие у власти, не ославили бы коммунистической? Где та оппозиционная партия, которая в свою очередь не бросала бы клеймящего обвинения в коммунизме как более передовым представителям оппозиции, так и своим реакционным противникам? Умная сила -сначала представлено два риторических вопроса, затем предлагается автором отрицательный ответ.
3. Два вывода вытекают из этого факта. Умная сила - предложение выхода из ситуации (2 последовательных шага).
4. Коммунизм признается уже силой всеми европейскими силами. Спин-докторинг - необъективное изложение события или факта; ссылка на авторитет европейских стран.
5. История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов. Ритмический «откат» (длина 7 строк), сконструированный экскурс в историю позволяет усыпить бдительность и интерпретировать события с некоторыми незаметными искажениями в пользу тех, на кого направлен текст.
6. Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса - буржуазию и пролетариат. Имажинеринг: драматизация, навязывание своей идеи о расколе общества.
7. Пролетарии же могут завоевать общественные производительные силы, лишь уничтожив свой собственный нынешний способ присвоения, а тем самым и весь существовавший до сих пор способ присвоения в целом. У
пролетариев нет ничего своего, что надо было бы им охранять, они должны разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало частную собственность. Жесткая сила проявляется через непрямое обращение (3 л., мн. ч.). Стимулирование к революционным действиям, на основании отсутствия материальной базы у адресатов. Отсутствие частной собственности выдвигается базовым требованием нового класса.
8. Вы приходите в ужас от того, что мы хотим уничтожить частную собственность. Но в вашем нынешнем обществе частная собственность уничтожена для девяти десятых его членов; она существует именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых. Вы упрекаете нас, следовательно, в том, что мы хотим уничтожить собственность, предполагающую в качестве необходимого условия отсутствие собственности у огромного большинства общества. Одним словом, вы упрекаете нас в том, что мы хотим уничтожить вашу собственность. Да, мы действительно хотим это сделать. Псевдодискуссия. Позиционирование: параллелизм и Позиционирование: оппозиция выражены персональной дейктичностью 2 л., мн.ч. и 1 л. мн.ч.
9. Обвинения против коммунизма, выдвигаемые с религиозных, философских и вообще идеологических точек зрения, не заслуживают подробного рассмотрения. Демонстративное дистанцирование. Отрицательная оценочность указывает на негативное отношение к чему-либо, неприятие либо неумение логично объяснить свою позицию и доказать ее преимущества. Используется для акцентирования внимания на незначительности позиции оппонентов, параллельно поднимая собственную значимость в глазах адресатов. Показывает нежелание нейтрализовать конфликт.
10. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! Инспирация, выражена слоганами, ставшими впоследствии авторскими афоризмами, получившими всемирную известность благодаря своей простоте, ясности, желанности среди рабочего и крестьянского классов. Обещание Маркса от лица всех коммунистов приковывает внимание своей выразительностью, манит доступностью, позволяет добиться более глубинного воздействия.
Таким образом, Маркс использовал многообразные лингвистические средства для достижения эффективной коммуникации как профессиональный дискурсивный технолог. В его трудах находим механизмы имажинеринга - он
предлагал яркие образы в деталях даже того, чего не было - он конструировал события, «подтасовывал» факты, использовал прием намеренного нагнетания обстановки, эмоциональное взвинчивание. Также он применял лингвистические инструменты «мягкой» (убеждающей) и «умной» сил, ставил проблемы, затем предлагал выходы из ситуации (мнимый выбор) и многое другое. Способность правильно подобрать слова так, чтобы привлечь целевую аудиторию, лингвистическое чутье какие душевные струны зацепить, чтобы душа запела, хорошее владение простым понятным языком позволили К. Марксу добиться любви и приятия большинства адресатов - класса пролетариата.
Маркс переложил идеи Гоббса, Локка, Вольтера, Руссо, Дидро, Сен-Симона и др. так, что они засверкали всеми гранями как ограненный бриллиант, а могли бы «проваляться в пыли» еще не один десяток лет (хотя рано или поздно, были бы использованы). Проанализировав их труды, Маркс увидел, чего не хватает в этих либералистских и либеральных работах: они были «суховаты», сверхрациональны (в погоне за объективностью), но в то же время далеки от практического широкого применения [6: 9]. Он понимал, что подобный дискурс народ не примет - дискурс был однобок своей «интеллектуальностью» (самолюбование ученых) и не конкретен. Маркс решил синтезировать нечто новое, добавив «перца» и конкретики. Он взял либеральные ценности, либералистские взгляды и встроил это в социальную утопию и, самое главное, доказал реализуемость этой новой идеологемы «коммунизма» (монстра по сути) путем логической игры, показывая выгодные простому народу стороны. Он создал некий «идеологический фаст-фуд», товар широкого потребления и с минимальными барьерами для принятия. Итоговый продукт они с Энгельсом сделали, сформировав «Манифест».
Делаем вывод о значимости и умении эффективно употреблять силу убеждения и прочувствовании актуального аттрактора. К. Маркс, будучи хорошим наблюдателем, смог завоевать публику своим технологичным дискурсом и повести за собой. Для сравнения, приведем пример судьбы Ф. Ницше, который наоборот, не умел вовлекать современников в свои гениальные идеи - печатал по 100 экземпляров своих работ за свой счет, но его идеи нашли своего читателя только после его смерти и сейчас его произведения расходятся миллионными тиражами. В отличие от Ницше, который был одиночкой, хотя мечтал об единомышленниках, но не мог «достучаться» до сердец своего поколения, Маркс интуитивно «впитывал» популярные тенденции в массах. Его можно назвать прирожденным ко-
гнитивным вдохновителем-агрессором. Дискурс Маркса сделал своё дело - трансформировал общество не меняя ничего, внедрив лишь мечту, выразив её простым уравнением «рабочий - хозяин = счастье» и, далее, «рабочий = хозяин» (как видим, эта формула не работает даже математически). Предложенная Марксом картина исторического процесса является слишком большой абстракцей, упрощением, иногда откровенным искажением.
Реальность коммунизма, как и предмета любого дискурса, не может быть полностью тождественна действительности мира. Опубликовав манифест, К. Маркс создал центр «интеллектуального шторма», обусловив столкновение различных групп населения, классов. Наличие различных течений в каждой из этих групп только усилило кумулятивный эффект. Получив титул «пролетариат», ориентиры на лучшую жизнь в будущем, народ самоидентифицировался и, уверовав в свои силы, выполнил сконструированный дискурс - вступил в разрушительную классовую войну. Разделяя население на новые классы (распределяя роли) и технологично стравливая их, опытные дискурсологи извлекают большую выгоду для заинтересованных лиц.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. (1848) [Электронный ресурс] URL: http://www.marxists.org/russkij /marx/ 1848/manifes to.htm (дата обращения 1.10.14.)
2. «В то время товарищ оценивался по количеству загибов на страницах "Манифеста"»// Дискуссионный клуб «Русская планета» [Электронный ресурс] URL: http://rusplt.ru/society/marx-manifest.html (дата обращения 19.11.14.)
3. Якоба И.А., Дубровина А.С. Использование «умной настройки» Твиттером при проведении ИПО (IPO). (Статья) Вестник БГТУ им. Шухова, 2014. № 3 (июнь). С. 232-239. URL: http://www.bstu.ru/research/scientific_work/bgtu_b ulletin
4. Манифест Коммунистической партии // Википедия [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения 1.12.14.)
5. Земляной В., Чевокина Ю. В мире занимательных фактов. Алма-Ата: Казахстан, 1965. 352 с. [Электронный ресурс] URL: http://books.google.com.vn/ (дата обращения 1.12.14.)
6. Катасонов В.Ю. От рабства к рабству. От Древнего Рима к современному Капитализму. М.: Кислород, 2014. 448 с._