Научная статья на тему 'К культурной истории жанров популярной литературы'

К культурной истории жанров популярной литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
245
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ / ПОПУЛЯРНЫЙ ЖАНР / СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / "АМУРСКИЙ ТЕКСТ" / ДЖОН РИДЕР / CULTURAL HISTORY / POPULAR GENRE / SOCIAL ACTION / "AMUR TEXT" / JOHN RIEDER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зубов Артем Александрович

В современных исследованиях (популярный) жанр это тип социального действия и сиюминутно «исполняемая» стратегия социального и речевого поведения. Специфика жанра определяется не только его устойчивой семантикой, но и прагматикой, репертуаром типических форм адресации и ответного реагирования, связью с другими практиками повседневности, технологической и медийной средой функционирования. Культурная история, отказываясь от нормативного или дескриптивного подходов к изучению жанров, от производства надысторических универсалий и жестких дефиниций, предлагает рассматривать жанр как динамическую систему взаимодействия агентов, текстов, технологий и институтов. Статьи, составляющие блок, продолжают дискуссию о жанре в русле культурной истории и обращаются к вопросам о механизмах формирования жанров популярной литературы и их бытования в локальных и глобальных культурных контекстах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Cultural History of Popular Literary Genres

Contemporary popular genre studies understand genre as a type of social action and an individual performative strategy of social and linguistic behavior. A genre is defined not solely by its semantics, but also by its pragmatics as a repertoire of typified forms of address and response associated with other quotidian practices and performed in specific technological and medial environment. Cultural history sees genres as dynamic systems of interrelations between agents of cultural production, texts, technologies, and social institutions rather than descriptive and normative categories and tools of classification. The articles compiled in this block discuss genres from the perspective of cultural history and address the issues of emergence and functioning of popular genres in local and global cultural contexts.

Текст научной работы на тему «К культурной истории жанров популярной литературы»

Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2018. № 5

ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА В ГЛОБАЛЬНОМ И ЛОКАЛЬНОМ КУЛЬТУРНЫХ ПРОСТРАНСТВАХ

А.А. Зубов

К КУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ ЖАНРОВ ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

В современных исследованиях (популярный) жанр — это тип социального действия и сиюминутно «исполняемая» стратегия социального и речевого поведения. Специфика жанра определяется не только его устойчивой семантикой, но и прагматикой, репертуаром типических форм адресации и ответного реагирования, связью с другими практиками повседневности, технологической и медийной средой функционирования. Культурная история, отказываясь от нормативного или дескриптивного подходов к изучению жанров, от производства надысторических универсалий и жестких дефиниций, предлагает рассматривать жанр как динамическую систему взаимодействия агентов, текстов, технологий и институтов. Статьи, составляющие блок, продолжают дискуссию о жанре в русле культурной истории и обращаются к вопросам о механизмах формирования жанров популярной литературы и их бытования в локальных и глобальных культурных контекстах.

Ключевые слова: культурная история; популярный жанр; социальное действие; «амурский текст»; Джон Ридер.

Жанровая идентичность художественного текста — один из дискуссионных аспектов бытования и функционирования литературы в социокультурном контексте. Текст, который позиционируется в социальном пространстве как «Литература», прочитывается и оценивается иначе, чем «жанровый» роман, предполагает иной вид диалога с читателем и занимает иное положение в культурной иерархии. Жанр нередко оказывается полем битвы за место в литературном процессе, а атрибуция текста тому или иному жанру — причиной

Зубов Артем Александрович — кандидат филологических наук, преподаватель кафедры общей теории словесности (дискурса и коммуникации) филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: artem_zubov@mail.ru).

неразрешимых конфликтов1. Для исследователей литературной культуры это напряжение становится поводом к постановке множества вопросов. Каков публичный статус литературного текста? Каковы механизмы локализации текста на «карте» литературы? Насколько зависимы эти механизмы от географического контекста? Поиск ответов на эти вопросы подразумевает анализ практик продвижения текста в социальном и литературном пространстве, стратегий распространения и горизонтов читательской рецепции и оценки в их исторической и культурной специфичности.

В современных дискуссиях жанр — это тип социального действия и сиюминутно «исполняемая» стратегия социального и речевого поведения. Специфика жанра определяется не только его устойчивой семантикой, но и прагматикой, репертуаром типических форм адресации и ответного реагирования. Исключительно важным в этом контексте оказывается и технологический, медийный аспект письма. Дифференцированная система популярных жанров не может возникнуть, если нет технологий относительно быстрого и недорого производства литературной продукции, которая публикуется в дешевых журналах или в книгах в мягкой обложке и удовлетворяет запросы растущей аудитории грамотных читателей, обусловливая и ее внутреннее разделение на самостоятельные читательские сообщества.

Американский исследователь Джон Ридер, статья которого публикуется в этом номере журнала, рассматривает процессы становления популярных жанров в США на рубеже XIX—XX вв. Ученый показывает, как социальные, культурные, технологические изменения обусловливают трансформацию понятия «литература», которое из обозначения только лишь печатной продукции становится означающим для избранных текстов, «локусов культурного авторитета», вокруг которых выстраиваются учебные программы в школах и колледжах. Коммерческие популярные жанры в силу новизны и явной «товарности» (ориентации на определенные группы читателей) дистанцируются от заимствованных у классической риторики академических жанровых систем.

Отношения между академическими и коммерческими жанровыми определениями Ридер предлагает трактовать не в вертикальных

1 Показателен в этом отношении спор о жанре (в 2015 г.) между Кадзуо Исигуро и автором фэнтези Урсулой Ле Гуин. В одном из интервью Исигуро прокомментировал свой роман «Погребенный великан»: «Поймут ли меня читатели, поймут ли то, что я пытаюсь сделать, или их отпугнет поверхностный слой романа? Скажут ли они, что это фэнтези?» [Alter, 2015]. Мир романа населен ограми и феями — существами, ассоциирующимися именно с этим популярным жанром. Ответ Ле Гуин на риторический вопрос Исигуро: «Да, вероятнее всего, они так и скажут. Но почему бы и нет? Создается впечатление, что для автора это было бы оскорблением. — А это уже оскорбление для меня» [Le Guin, 2015].

терминах высокого и низкого искусства, а в горизонтальных. Для академической системы характерны заимствование и скрещивание жанровых категорий, возникших в предшествующих социальных формациях с целью сформировать целостное представление о традиции; для коммерческой — связь с конкретной социальной формацией, в которой действуют свои логики распределения культурных ресурсов.

Системы популярных жанров транснациональны, их возникновение связано с повышением интенсивности авторско-издательско-читательских отношений и ускорением циркуляции литературной продукции в глобальном контексте. Бытование популярного жанра зависит от актуальной экономической логики и, следовательно, характеризуется повышенной подвижностью в культурном пространстве, определяемом оппозицией локального и глобального. Популярные жанры существуют в мировом контексте во множестве национальных и локальных вариантов. Их появление очевидно связано с развитием технологий передачи информации и массовым тиражированием художественных дискурсов, но также, на взгляд Ридера, развиваемый в его недавно вышедшей книге, с формированием «альтернативных модерностей»: «локальных и региональных интерпретаций идеологии модернизации и сопутствующих ей практик представления карты мира как зон неравномерного развития» [Rieder, 2017: 63].

В связи с этим возникает целый ряд вопросов, пока далеких от разрешения. Каковы локальные особенности бытования популярных жанровых систем? Как выстраиваются отношения между культурной «метрополией» и «периферией» с точки зрения популярного жанра и каковы признаки «метрополии» и «периферии» — всегда ли они очевидны? Как глобальные культурные практики тиражирования популярных жанров отражаются в культуре региона?

Анализируемый в статье Н.В. Киреевой материал своеобразен и одновременно показателен, он отражает динамику развития популярных жанров в советском и постсоветском пространстве. Исследовательница из Благовещенска рассматривает стратегии социального продвижения (институционального обеспечения) на материале «амурского текста» — сложносоставленного текстового комплекса, обладающего «семантической связностью», информативностью и целостностью. Фокусируясь на популярных романах «амурского текста», автор обращает внимание на механизмы взаимной конвертируемости эстетических, культурных и социополитических, коммерческих ценностей. Рассмотрен, в частности, процесс «формовки», а порой и реформирования жанрового профиля литературного текста на примере популярного коллективного романа начала XX в. «Амур-

ские волки», сочетающего приметы «бульварного романа» с локальным историческим материалом. Обращение авторов к конвенциям популярного жанра, утверждает исследовательница, способствовало распространению ключевых мифологем «амурского текста» («брэнда» региона) в общероссийском культурном контексте.

Статьи, составляющие блок, представляют опыт современной культурной истории популярных жанров. Понятие культурной истории2 охватывает широкий спектр подходов, методов и исследовательских оптик, объединенных общим интересом к изучению практик, институтов, связей. Отказываясь от нормативного или дескриптивного подходов к изучению жанров, от производства надысторических универсалий и жестких дефиниций, культурная история смотрит на популярный жанр как на динамическую систему, в которой агенты, тексты, технологии и институты взаимодействуют на равных. Эту многомерность исследовать сложно, но и увлекательно.

Список литературы

Alter A. For Kazuo Ishiguro, 'The Buried Giant' Is a Departure // The New York Times. Feb. 19, 2015. URL: https://www.nytimes.com/2015/02/20/ books/for-kazuo-ishiguro-the-buried-giant-is-a-departure.html (дата обращения: 20.05.2018). Le Guin U.K. "Are they going to say this is fantasy?" // Book View Caffi. March 2, 2015. URL: http://bookviewcafe.com/blog/2015/03/02/are-they-going-to-say-this-is-fantasy/ (дата обращения: 20.05.2018). Rieder J. Science Fiction and the Mass Cultural Genre System. Middletown, CT, 2017.

Artem Zubov

A CULTURAL HISTORY OF POPULAR LITERARY GENRE

Lomonosov Moscow State University

1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

Contemporary popular genre studies understand genre as a type of social action and an individual performative strategy of social and linguistic behavior. A genre is defined not solely by its semantics, but also by its pragmatics — as a repertoire of

2 В отечественной научной традиции существует другой вариант перевода англоязычного термина "cultural history" — «культуральная история». Этот вариант, по-видимому, призван решить вопрос о существовании «некультурной истории». Схожим образом в свое время Ю.М. Лотман предлагал термин «структуральная поэтика», но закрепился вариант «структурная».

250

typified forms of address and response associated with other quotidian practices and performed in specific technological and medial environment. Cultural history sees genres as dynamic systems of interrelations between agents of cultural production, texts, technologies, and social institutions rather than descriptive and normative categories and tools of classification. The articles compiled in this block discuss genres from the perspective of cultural history and address the issues of emergence and functioning of popular genres in local and global cultural contexts.

Key words: cultural history; popular genre; social action; "Amur text"; John Rieder.

About the author: Artem Zubov — PhD, Teaching Fellow, Department for Discourse and Communication Studies, Faculty of Philology, Lomonosov Moscow State University (e-mail: artem_zubov@mail.ru).

References

Alter A. For Kazuo Ishiguro, 'The Buried Giant' Is a Departure. The New York Times, Feb. 19, 2015. URL: https://www.nytimes.com/2015/02/20/ books/for-kazuo-ishiguro-the-buried-giant-is-a-departure.html (accessed: 20.05.2018).

Le Guin U.K. "Are they going to say this is fantasy?" Book View Cafu, March 2, 2015. URL: http://bookviewcafe.com/blog/2015/03/02/are-they-go-ing-to-say-this-is-fantasy/ (accessed: 20.05.2018). Rieder J. Science Fiction and the Mass Cultural Genre System. Middletown, CT: Wesleyan University Press, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.