Научная статья на тему 'К КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ'

К КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философская антропология / человек / сознание / бытие / гуманизм / концепция / культура / деятельность / philosophical anthropology / man / consciousness / being / humanism / concept / culture / activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — О.С. Акматов, А.А. Бекбоев

В статье рассматривается концептуальная сущность философской анторопологии, которая имеет принципиальное значение в формировании человеческого мировоззрения. Авторы данной работы подчеркивают, что философская антропология остается важным и перспективным направлением исследований, которое продолжает вносить значительный вклад в понимание человеческой природы и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO CONCEPTUAL CHARACTERISTICS PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY

The article examines the conceptual essence of philosophical anthropology, which is of fundamental importance in the formation of the human worldview. The authors of this work emphasize that philosophical anthropology remains an important and promising area of research, which continues to make a significant contribution to the understanding of human nature and society.

Текст научной работы на тему «К КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ»

К КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ФИЛОСОФСКОЙ

АНТРОПОЛОГИИ

О.С. Акматов1, канд. филос. наук, доцент

А.А. Бекбоев2, д-р филос. наук,профессор

1Ошский государственный университет

2Институт философии им. академика А. Алтмышбаева

^Кыргызстан, г. Ош)

2(Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-2-2-167-173

Аннотация. В статье расматривается концептуальная сущность философской анторопологии, которая имеет принципиальное значение в формировании человеческого мировоззрения. Авторы данной работы подчеркивают, что философская антропология остается важным и перспективным направлением исследований, которое продолжает вносить значительный вклад в понимание человеческой природы и общества.

Ключевые слова: философская антропология, человек, сознание, бытие, гуманизм, концепция, культура, деятельность.

Философская антропология занимается изучением человека как субъекта культуры, общества и самопознания. Эта дисциплина исследует сущность человека, его место в мире и связь с окружающей реальностью. Она объединяет в себе философские, антропологические и культурологические аспекты для понимания человеческого существования. В нашей статье мы предпринимаем попытку рассмотреть основные концепции философской антропологии, а также анализировать различные антропологические подходы к пониманию человека. «Философская антропология» -это обозначение пути философского познания сущности человека как его типичного бытийного гештальта, внутренней структуры и базовых форм отношения к миру» [1].

Философская антропология играет важную роль в формировании нашего мировоззрения, а также в понимании себя и окружающего мира. Ее изучение помогает развивать критическое мышление и осознанное отношение к различным аспектам человеческого бытия. Кроме того, понимание различных концепций философской антропологии помогает анализировать и интерпретировать события и явления в современном обществе.

Итак, философская антропология представляет собой раздел философии, кото-

рый изучает человека как субъекта, его природу, сущность и место в мире. Эта область философии стремится ответить на вопросы о смысле человеческого существования, его отношениях с миром и другими людьми, а также о целях и ценностях, которые направляют его деятельность. История развития философской антропологии насчитывает множество различных концепций и подходов, начиная с античности и до современности. Среди них можно выделить концепции платонизма, аристотелизма, кантианства, экзистенциализма и многие другие. Каждая из этих концепций предлагает своё видение человека, его природы и смысла существования [2].

В тезисной форме рассмотрим более подробно некоторые из основных концепций, которые оказали значительное влияние на развитие философской антропологии. Платонизм, основанный на учениях древнегреческого философа Платона, предлагает представление о человеке как идеальном существе, затрагивающем две реальности: мир идей (мир истинных, вечных форм) и мир чувственного опыта (мир переменчивых, неполных копий). Платон считал (особенно его диалоги «Государство», «Федон», «Федр» и «Пир»), что человек обладает душой, которая предвари-

тельно существовала в мире идей и воплощается в материальном мире.

Цель жизни по платонизму - достижение знания и мудрости, приближение к миру идей и отделение от мирских привязанностей. Поэтому в платонизме человек рассматривается как стремящийся к совершенству и духовному росту существо [3]. Философия Аристотеля фокусируется на понимании человека как рационального существа, стремящегося к счастью через достижение своего потенциала. Центральное понятие аристотелизма -эудаймония (счастье), которое достигается через развитие внутренних качеств и ведет к гармонии с природой и обществом, духовном существе, обладающем разумом и душой. Платон различал три состояния души: разумное (логос), волевое (тимос) и страстное (епитимия), исследуя, как эти состояния влияют на поведение и решения человека. Философия Иммануила Канта обращает внимание на разум и моральное самосознание человека. Он различает две основные составляющие человеческого существования: «феноменальное я», которое подчинено законам природы, и «номинальное я», которое обладает свободой воли и моральной ответственностью [4].

Экзистенциализм, представленный философами, такими как Жан-Поль Сартр и Мартин Хайдеггер, акцентирует внимание на индивидуальном существовании и свободе выбора. Он подчеркивает уникальность каждого человека и его способность к самоопределению в условиях абсурда и неопределенности. Упомянутые концепции представляют лишь небольшую часть богатого многообразия философских подходов к пониманию человека. Изучение и анализ этих концепций позволяет более глубоко понять различные аспекты человеческого бытия и его смысла в мире.

В контексте, постклассической философии (Жан-Поль Сартр и Мартин Хайдег-гер) акцентируется внимание на индивидуальном существовании и свободе выбора. Он подчеркивает уникальность каждого человека и его способность к самоопределению в условиях абсурда и неопределенности. Жан-Поль Сартр и Мартин Хайдеггер являются ведущими представи-

телями экзистенциализма, философского направления, которое акцентирует внимание на индивидуальном существовании и свободе выбора человека.

Жан-Поль Сартр в своем труде «Бытие и ничто» (1943) развивает концепцию «существования предшествует сущность». Он отвергает идею о том, что человеку задана какая-то заранее определенная сущность или цель, утверждая, что каждый человек сам создает свой смысл и цели в ходе своего существования. Сартр утверждает, что человек по своей природе свободен и ответственен за свои действия, именно эта свобода и придает ему уникальность [5]. Таким образом, согласно Сартру, человек обречен на свободу, и это его основное условие.

Мартин Хайдеггер, в свою очередь, в своем главном труде «Бытие и время», занимается анализом существования человека в мире, а также проблемой бытия. Он подчеркивает, что человек существует в условиях неопределенности и абсурда, и его основная задача - осознать себя как индивидуальное существо и найти смысл своего существования. Хайдеггер утверждает, что осознание собственной смертности и временности существования помогает человеку освободиться от повседневной заботы и обрести осознание своей собственной свободы [6].

Таким образом, как Жан-Поль Сартр, так и Мартин Хайдеггер подчеркивают важность индивидуального существования и свободы выбора человека. Оба философа отвергают идею о заранее определенной сущности или цели человека, утверждая, что каждый индивид сам создает свой смысл и цели в процессе своего существования. Ключевым аспектом их мышления является понятие свободы: по мнению Сартра, человек обречен на свободу, в то время как для Хайдеггера осознание собственной смертности и временности существования помогает человеку освободиться от повседневной заботы и обрести осознание своей собственной свободы. Оба философа призывают к осознанной жизни, к осмыслению себя и своего места в мире.

Вопрос о том, что такое человек, занимает центральное место в философии и

науке уже многие века. Различные философы, ученые и мыслители предлагали различные концепции и интерпретации этого вопроса в зависимости от своих философских, религиозных и культурных установок.

В работах современных исследователей С.А. Смирнова, Э. Балибара, Г. Гебауэра, Ж.Ф. Дортьера, М. Оже и др философская антропология рассматривается кака вызов ХХ1 века.

В научной практике существуют различные концептуальные подходы. Биологический подход: с точки зрения биологии человек представляет собой вид приматов Homo sapiens, обладающий определенными физиологическими и генетическими характеристиками. Философский подход: в философии вопрос о сущности человека часто связан с вопросами о его сознании, свободе воли, целях и смысле жизни. Различные философские школы предлагают свои интерпретации: от взгляда на человека как рациональное существо (как, например, у Аристотеля), до понимания его как обладающего свободой и ответственностью за свои действия (как у Сартра). Религиозный подход: в религиозной традиции человек часто рассматривается как создание высшего существа (Бога, богов) или имеющий духовную сущность, связанную с посланием или целью, предназначением в рамках духовных учений. Социологический подход: с точки зрения социологии человек рассматривается как продукт общественных отношений, культурных норм и ценностей. В этом подходе акцентируется влияние социальной среды на формирование личности и социального поведения. Психологический подход: психология изучает человека как индивидуальное существо, анализируя его психологические характеристики, процессы мышления, эмоции, поведение и взаимодействие с окружающей средой. Этологиче-ский подход: этология изучает поведение человека как часть его биологической природы, взаимосвязанной с эволюционными адаптациями и наследственностью. Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и ограничения, и современное понимание человека часто сочетает в себе

элементы различных научных и философских направлений.

Философский подход к пониманию человека представляет собой обширную область исследований, охватывающую различные аспекты его существования и роли в мире. Философия изучает природу сознания человека, его способность к самоосознанию и пониманию своего места в мире. Анализируются вопросы о природе мышления, восприятия и понимания, а также об их связи с феноменом самосознания. Философский подход к свободе воли касается вопросов о возможности свободного выбора человека и его ответственности за совершаемые действия. Обсуждаются различные концепции свободы и детерминизма, а также вопросы о границах человеческой свободы в контексте внешних обстоятельств и внутренних факторов. Философия исследует вопросы о том, каким образом человек определяет свои цели и стремится к их достижению, а также о смысле его существования. Рассматриваются различные концепции смысла жизни, включая религиозные, метафизические и гуманистические подходы. Философия занимается вопросами о том, каким образом человек должен поступать и какие принципы, и ценности должны руководить его поведением. Таким образом, философский подход к пониманию человека включает в себя анализ его сознания, свободы воли, целей и смысла жизни, а также вопросов о морали и этике. Этот подход помогает понять глубинные аспекты человеческого существования и его место в мире. Чтобы философская мысль была антропологической она «должна встроиться в целостную концепцию человека; ..она должна быть эпохальной, то есть раскрывать сущность человека, а не частности человеческого естества; ...она должна прозвучать в определённую эпоху, когда вопрос о человеке обостряется» [7].

Теперь вкратце рассмотрим психологический подход к пониманию человека, который охватывает широкий спектр аспектов его психической жизни и поведения. Психология анализирует структуру личности и её составляющие, такие как эго, су-перэго и это, а также различные аспекты

личности, такие как характер, темперамент, самооценка и самоидентификация. Психологический подход включает изучение различных процессов мышления, таких как восприятие, внимание, память, мышление, решение проблем и принятие решений. Психология изучает эмоциональные процессы человека, включая различные виды эмоций, их происхождение, выражение и влияние на поведение и психическое состояние. Психологический подход анализирует различные аспекты поведения человека, включая его привычки, реакции на стрессовые ситуации, адаптацию к изменяющимся условиям, обучение и развитие. Психология изучает взаимодействие человека с окружающей средой, включая социальные и культурные факторы, а также влияние социальной среды на его психическое состояние и поведение. Психология исследует различные психологические расстройства и заболевания, их причины, симптомы и методы лечения, а также способы поддержания психического здоровья и благополучия. Таким образом, психологический подход к пониманию человека углубляется в изучение его психологических характеристик, процессов мышления, эмоций, поведения и взаимодействия с окружающей средой, а также в анализ психологических расстройств и методов их лечения.

Кроме того, в научно-философской практике существуют антропологические подходы к пониманию человека, в частности, социально-конструктивистский подход, который предполагает, что понятие о человеке и его идентичности формируется в процессе социального взаимодействия и включает в себя социокультурные и исторические контексты. Социальные конструкции, такие как язык, культура, нормы и ценности, играют решающую роль в формировании человеческого опыта и восприятия реальности. Постструктуралистский подход в рамках антропологии обращается к исследованию сложных взаимосвязей между властью, знанием и культурой. Постструктуралисты подчеркивают множественность и непостоянство смысла и предполагают, что знание и идентичность являются результатом дина-

мических процессов власти и дискурса, а не фиксированных и устойчивых категорий. Что касается экзистенциализма, то он в антропологии подчеркивает индивидуальное существование и свободу выбора человека. В отличие от других подходов, экзистенциалистский взгляд на человека не сводится к его социальным или биологическим характеристикам, а акцентирует на уникальности индивида и его способности создавать смысл и ценности в ходе своего существования. Герменевтический подход подразумевает интерпретацию человека и его культуры через понимание текстов, символов и смыслов, которые присутствуют в языке, мифах, религии и других аспектах культуры. Герменевтика, также анализирует процессы толкования и интерпретации, которые формируют смыслы и ценности для человека и его общества. Каждый из этих упомянутых выше антропологических подходов предлагает уникальную перспективу на понимание человека и его места в мире, подчеркивая различные аспекты его существования, социокультурные и исторические контексты, а также способы формирования и интерпретации знания и смысла.

Справедливости ради следует подчеркнуть, что антропологические концепции в целом не только помогают людям осознать свою принадлежность к определенной культуре, но и предоставляют инструменты для анализа и интерпретации культурных процессов. Изучение антропологических теорий и методов способствует не только лучшему пониманию разнообразия культур, но и помогает обнаружить общие черты и универсальные аспекты человеческого опыта. Антропологический подход может способствовать разрешению этнических и религиозных конфликтов, а также смягчению напряженности в межкультурных отношениях. Понимание культурных особенностей и традиций других народов помогает строить более гармоничное и уважительное взаимодействие между различными культурными группами, способствует развитию толерантности и межкультурного диалога. В этой связи И. Шапиро вполне справедливо считает, что, гуманитарная наука в целом должна

изучать, в какой степени убеждение и самопонимание людей объясняют их действия [8].

Кроме того, антропологические исследования миграционных потоков и культурных динамик позволяют предсказывать и учитывать изменения в культурной среде, а также разрабатывать стратегии интеграции и адаптации для мигрантов и представителей различных культурных сообществ. Это способствует развитию более открытого и инклюзивного общества, где каждый может чувствовать себя уважаемым и принятым, независимо от его культурной принадлежности.

В более широком спектре, антропологические исследования позволяют изучить культурные нормы, ценности и практики, которые лежат в основе социальных проблем. Например, антропологические исследования могут раскрыть, какие культурные установки и стереотипы поддерживают неравенство или расизм, и какие культурные факторы способствуют насилию и дискриминации. Антропологический анализ позволяет глубже понять исторические и социокультурные корни социальных проблем. Например, исследования могут показать, как исторические процессы, такие как колониализм или работорговля, оказывают влияние на современные формы неравенства и дискриминации.

Понимание культурных и исторических контекстов помогает разработать более эффективные стратегии борьбы со сложными социальными проблемами. Например, антропологические исследования могут помочь выявить механизмы социального включения и поддержки для борьбы с бедностью и неравенством. Антропологические исследования могут также способствовать повышению осведомленности общества о социальных проблемах, помогая выявить и освещать скрытые или недостаточно изученные аспекты проблемы. Это может способствовать формированию общественного мнения и поддержке мер по их решению [9].

Таким образом, антропологические концепции помогают не только раскрыть и понять социальные проблемы через приз-

му культурных и исторических контекстов, но и разработать более эффективные стратегии их решения, привлечь внимание общества к этим проблемам и способствовать их решению.

Также, философско-антропологические концепции играют ключевую роль в сферах психологии и образования, помогая понять и учитывать культурные различия в психологических особенностях и потребностях людей, а также разрабатывать более эффективные методики обучения и воспитания. Они позволяют выявить и понять, какие культурные, социальные и исторические факторы влияют на формирование психологических особенностей и потребностей различных культурных групп. Например, изучение культурных норм и ценностей может помочь понять различия в стиле воспитания или восприятии психического здоровья.

На основе антропологического анализа культурных особенностей и потребностей различных групп людей разрабатываются более адаптированные и эффективные методики обучения и воспитания. Например, учитывая культурные предпочтения и традиции, педагоги могут адаптировать учебные программы и методики преподавания для лучшего усвоения материала студентами из разных культур. В целом, антропологический подход помогает специалистам в области психологии и образования учитывать культурные аспекты при работе с клиентами и студентами. Это включает в себя уважение к культурным различиям, адаптацию методик работы под конкретные культурные контексты, а также умение эффективно взаимодействовать с представителями разных культур.

Таким образом, антропологические концепции вносят существенный вклад в психологию и образование, помогая лучше понять психологические особенности и потребности различных культурных групп, разрабатывать более эффективные методики обучения и воспитания, а также учитывать культурные аспекты в работе с клиентами и студентами.

В заключении подводим некоторые выводы: в ходе изучения антропологических подходов к пониманию человека мы обна-

ружили, что каждый из них вносит свой вклад в комплексное понимание человеческой природы, общества и культуры. Биологический подход позволяет нам понять человека как биологический вид, экзистенциальный подход акцентирует внимание на индивидуальном существовании и свободе выбора, социологический подход помогает понять влияние социальной среды на формирование личности, а философские, герменевтический и постструктуралистский подходы обращаются к вопросам смысла, интерпретации и понимания человеческого существования в контексте культуры и языка. Антропология -дисциплина уникальная и «многопрофильная». «Сердцевиной» всего блока антропологического знания, вне всякого сомнения, является философская антропология, размышляющая о предельных «основаниях», феноменах человеческого бытия [10].

Библиографический список

1. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. «Платон. Демокрит». Серия ЖЗЛ. - М.: «Молодая гвардия», 2011. - 448 с.

2. Автономова Н.С. Структуралистская антропология // Буржуазная философская антропология ХХвека / Отв. ред. Б.Т. Григорьян. - М.: Наука, 1986. - С. 120-133.

3. Гуревич П.С. Философская антропология. - М.: NOTA BENE, 2001. - 456 с.

4. Кимелев Ю.А. Философская антрпология. Актуальное состояние // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. - 2023. - №4 (56). - С. 11-26.

5. Жан-Поль Сартр. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

6. Хайдеггер Мартин. Время и Бытие. - М.: Издательство: Наука, 2007. - 621 с.

7. Пятилетова Л.В., Середа А.Ю. Понятие сущности человека в современной философской антропологии // Наука и образование. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. -С.153-156.

8. Шапиро И. Бегство от реальности в гуманитарных науках / Пер. с англ. Д. Узланера. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. - 368 с.

9. Петриковская Е. Антропология после метафизики в философии Бруно Латура Философская антропология. - 2023. - Т. 9. № 1. - С. 145-159. DOI: 10.21146/2414-37152023-9-1-145-159.

10. Шелер М. Философские фрагменты из рукописного наследия / пер. М. Хорькова, М. Габеля. - М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2007.

Дальнейшие исследования в области философской антропологии могут направляться на углубление понимания человеческой природы и смысла жизни, а также на разработку новых концепций и подходов к анализу человеческого существования. Одним из направлений, может быть, интеграция различных антропологических подходов для создания более целостной и многомерной картины человека. Также важным является исследование влияния современных технологий, культурных изменений и социальных процессов на человеческое существование и идентичность. Таким образом, философская антропология остается важным и перспективным направлением исследований, которое продолжает вносить значительный вклад в понимание человеческой природы и общества.

TO CONCEPTUAL CHARACTERISTICS PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY

O.S. Akmatov1, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor A.A. Bekboev2, Doctor of Philosophical Sciences, Professor 1Osh State University

2Institute of Philosophy named after Academician A. Altmyshbaev 1(Kyrgyzstan, Osh) 2(Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The article examines the conceptual essence of philosophical anthropology, which is of fundamental importance in the formation of the human worldview. The authors of this work emphasize that philosophical anthropology remains an important and promising area of research, which continues to make a significant contribution to the understanding of human nature and society.

Keywords: philosophical anthropology, man, consciousness, being, humanism, concept, culture, activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.