Научная статья на тему 'К концепции структурной политики на долгосрочную перспективу'

К концепции структурной политики на долгосрочную перспективу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фальцман В.К., Крахина М.В.

В статье анализируются два знаковых события в ТЭК и ОПК, которые предопределяют структурную политику России на долгосрочную перспективу: а) сокращение объемов добычи и экспорта нефти, б) оптимизация оборонных расходов. Рассмотрены возможные типы кривых предстоящего снижения добычи и экспорта нефти вследствие оскудения и (в обозримом будущем) исчерпания ее запасов. Гипотетические расчеты потерь природной ренты и их компенсации за счет антикризисных мер импортои экспортозамещения доказывают возможность эволюционного пути структурных преобразований, исключающих новый трансформационный кризис в России. Обсуждаются экономические проблемы циклов оборонной достаточности, будущей диверсификации ОПК, оптимизации производства вооружений. С учетом национальных проектов (программ) на период до 2024 г. рассмотрены факторы компенсирующего роста строительства, машиностроения, производства потребительских товаров, конструкционных материалов, услуг. Сформулирована проблема поиска оптимума мирохозяйственных связей и ограниченной глобализации в условиях кризиса ВЭД. Анализируются перспективы накопления человеческого капитала и достижений лидерства в конкуренции за рынки сбыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONCEPT OF STRUCTURAL POLICY FOR THE LONG TERM

The article analyzes two landmark events in the fuel and energy complex and the military-industrial complex, which predetermine Russia's long-term structural policy: (1) reduction in oil production and exports and (2) optimization of defense expenditures. The possible types of curves for the upcoming decline in oil production and exports due to the depletion and (in the foreseeable future) exhaustion of its reserves are considered. Hypothetical calculations of natural rent losses and their compensation due to anticrisis measures of import and export substitution prove the possibility of an evolutionary path of structural transformations that exclude a new transformation crisis in Russia. The economic problems of defense sufficiency cycles, the future diversification of the military-industrial complex, and the optimization of armaments production are discussed. Taking into account national projects (programs) for the period up to 2024, factors of compensating growth in construction, engineering, production of consumer goods, construction materials, and services are considered. The problem of finding that which is optimum for world economic relations and limited globalization in the conditions of the foreign economic activity crisis is formulated. The perspectives of human capital accumulation and the achievements of leadership in the competition for sales markets are analyzed. 3-2019, pp. 17-27

Текст научной работы на тему «К концепции структурной политики на долгосрочную перспективу»

К КОНЦЕПЦИИ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

В статье анализируются два знаковых события в ТЭК и ОПК, которые предопределяют структурную политику России на долгосрочную перспективу: а) сокращение объемов добычи и экспорта нефти, б) оптимизация оборонных расходов. Рассмотрены возможные типы кривых предстоящего снижения добычи и экспорта нефти вследствие оскудения и (в обозримом будущем) исчерпания ее запасов. Гипотетические расчеты потерь природной ренты и их компенсации за счет антикризисных мер импорто- и экспортозамещения доказывают возможность эволюционного пути структурных преобразований, исключающих новый трансформационный кризис в России. Обсуждаются экономические проблемы циклов оборонной достаточности, будущей диверсификации ОПК, оптимизации производства вооружений. С учетом национальных проектов (программ) на период до 2024 г. рассмотрены факторы компенсирующего роста строительства, машиностроения, производства потребительских товаров, конструкционных материалов, услуг. Сформулирована проблема поиска оптимума мирохозяйственных связей и ограниченной глобализации в условиях кризиса ВЭД. Анализируются перспективы накопления человеческого капитала и достижений лидерства в конкуренции за рынки сбыта.

Возможность эволюционного пути структурных преобразований. Предстоящие четверть века пройдут для российской экономики под знаком оскудения, сокращения, а в конце концов и обнуления нефтяной ренты, добычи и экспорта нефти. Неизбежна трансформация сырьевой модели развития страны в преимущественно инновационную. Причем роль добычи и экспорта нефти в российской экономике настолько значительна, что невольно возникает призрак трансформационного кризиса - второго после разрушительного трансформационного кризиса 1990-х годов.

Но так ли неотвратим новый трансформационный кризис?

Для ответа на этот вопрос на основе отраслевой декомпозиции проанализированы возможности компенсирующего роста строительства, антикризисного импорто-замещения в машиностроении, производства конструкционных материалов, потребительских товаров, высокотехнологичной продукции, услуг населению.

Среди антикризисных мер особая роль может принадлежать оптимизации и диверсификации предприятий ОПК - второго после ТЭК наиболее развитого отраслевого комплекса национальной экономики. В сложной геополитической обстановке предстоит, с одной стороны, освободить экономику от излишней военной нагрузки, причем не в ущерб оборонной достаточности, а с другой - использовать высокий инновационный потенциал оборонных предприятий для производства и экспорта конкурентоспособной продукции гражданского назначения. Инновационного прорыва в будущую цифровую экономику, далеко выходящего за пределы возможностей прогнозирования, можно ожидать с определенным запаздыванием во времени от роста человеческого капитала в результате реализации к 2024 г. национальных проектов (программ) в области демографии, здравоохранения, образования, науки и культуры.

Сокращение добычи нефти. Чистый экспорт нефти является ключевым внешнеторговым фактором экономического роста России, намного превышающим вклад природного газа и вооружений (таблица). Он компенсирует большой отрицательный вклад техники, лекарств, других товаров, импорт которых сдерживает рост отечественной экономики.

Между тем запасы российской нефти тают. В обозримом будущем ожидается их обнуление [1-3]. Согласно последнему обзору мировой энергетики, при условии сохранения достигнутого уровня добычи нефти ее запасов хватит России на 26 лет. Минприроды России исходит из более высоких оценок запасов нефти. Но и при

этом сохранение неизменного объема добычи приведет к исчерпанию запасов нефти через 27-28 лет. И в том, и в другом случае речь идет об обнулении российских запасов нефти в пределах первой половины текущего столетия.

Таблица

Чистый экспорт России, 2016 г., млрд. долл.

Продукция Экспорт Импорт Чистый экспорт

Нефть и нефтепродукты 119,8 0,8 + 119,0

Природный газ 31,3 0,1 + 31,2

Вооружения 15,0 ~+ 15,0

Машины, оборудование, транспортные

средства 9,4 86,0 - 76,6

Лекарства 0,4 7,0 - 6,6

Следует, однако, отметить, что сохранить добычу нефти на неизменном уровне вплоть до полного исчерпания ее промышленных запасов, конечно, вряд ли удастся. Такой тренд добычи в виде прямой линии, параллельной оси времени, закончился бы шоковым обрушением добычи и, вероятно, жесточайшим кризисом. В реальной действительности объемы добычи будут сокращаться, а сроки обнуления запасов будут сдвигаться по оси времени вправо.

Для эволюционного отхода от повышенной нефтезависимости кривая убывания добычи нефти должна регулироваться не рынком, а государством и по возможности быть плавной. В противном случае макроэкономику ожидают кризисные стрессы.

Теоретическую модель снижения добычи нефти можно представить, например, в виде арифметической прогрессии с отрицательной разностью. На графике это будет плавно снижающаяся линия с большим или меньшим углом наклона к оси времени. Чем больше абсолютное значение разности арифметической прогрессии, тем круче снижается добыча и на больший период времени растягиваются существующие запасы нефти. Фактическая кривая снижения добычи нефти будет отличаться от теоретической, которая более или менее успешно ее аппроксимирует. Фактический тренд, по-видимому, будет представлять собой ломаную дискретную линию с разрывами ступенчатого характера. Именно этих разрывов следует опасаться, минимизируя их.

У правительства имеется ряд возможностей для воздействия на тренд добычи нефти. В их числе: прямые переговоры с нефтедобывающими компаниями, как это происходило в рамках переговоров с ОПЕК+, воздействие через налоговую политику, экспортные пошлины, выдача лицензий на эксплуатацию новых месторождений и др.

Экономическая наука своевременно ставила вопрос о регулировании бурного роста добычи нефти и убывания запасов этого важнейшего элемента национального богатства страны [4]. Однако из-за высокой эффективности экспорта нефти это предложение не было услышано. В настоящее время речь идет уже не о сохранении части запасов нефти для будущих поколений, а о недопущении нового, второго по счету трансформационного кризиса вследствие шокового декомпенсирован-ного обрушения добычи и экспорта нефти. Второй трансформационный кризис может возникнуть на том или ином отрезке прогнозируемого периода, когда потери нефтяной ренты превысят поступления от антикризисных мер. Поэтому антикризисные меры должны упреждать сокращение добычи и экспорта нефти.

Разрушительная сила первого трансформационного кризиса 1990-х годов побуждает с большой ответственностью отнестись к угрозе возникновения нового трансформационного кризиса. Тем более, что убывание нефтяной ренты ослабляет

государство и может вызвать сепаратистские тенденции, особенно по границам государственных национальных образований. В качестве антикризисной меры может выступать импортозамещение, когда российские товаропроизводители «возвращают» ранее потерянные ниши внутреннего рынка. На мировом рынке антикризисной мерой является рост экспорта, прежде всего несырьевого. Процесс замещения несырьевым экспортом потерь экспорта нефти и нефтепродуктов мы на-

1

звали экспортозамещением .

Насколько реально для России избежать нового трансформационного кризиса за счет антикризисных мер? Для ответа на этот вопрос выполним следующий гипотетический расчет, в котором экспортные цены примем на уровне 2016 г.

Из-за прошлого обрушения мировых и соответственно экспортных цен на нефть Россия уже потеряла в 2016 г. около 180 млрд. долл. [5]. В будущем обнуление экспорта нефти и нефтепродуктов по современным ценам в конечном счете приведет к потере 120 млрд. долл. Переход России на импорт нефти и нефтепродуктов (даже без учета возможного роста нефтепотребления) обойдется примерно в 40 млрд. долл. Кроме того, затраты на добычу нефти год от года будут возрастать из-за ухудшения природных условий ее извлечения. Уже в настоящее время расход энергии на добычу 1 т нефти ежегодно увеличивается, по данным баланса энергоресурсов, на 1,3%. Из-за роста издержек на добычу нефти нефтяная рента сократится примерно на 30 млрд. долл. В итоге суммарная гипотетическая потеря нефтяной ренты составит 370 млрд. долл.

Способны ли антикризисные меры компенсировать эти потери?

Для оценки поступлений от антикризисных мер примем, что гипотетические масштабы импортозамещения равны всему российскому импорту - 182 млрд. долл. Разумеется, это сильное преувеличение: без собственной нефти страна в будущем проживет, а без импорта (включая будущий импорт нефти), конечно же, нет. Потери от сокращения экспорта нефти и нефтепродуктов частично могут быть восполнены несырьевым экспортом. По прогнозам ИНП РАН, максимально доступный целевой ориентир роста несырьевого экспорта может составить 10% в год [6]. При таких темпах существующий объем несырьевого экспорта (100 млрд. долл.) увеличится за четверть века в 4 раза, а его прирост составит 300 млрд. долл. Кроме того, может расти экспорт сырья. В перспективе экспорт российского природного газа может удвоиться. Это дополнительно даст народному хозяйству не менее 30 млрд. долл.2 В итоге суммарные гипотетические поступления от антикризисных мер составят 512 млрд. долл. Из них большая часть (330 млрд. долл.) приходится на рост экспорта. И это понятно: мировой рынок намного обширнее внутреннего. Правда, осваивать его намного сложнее, чем возвращать ранее потерянные ниши внутреннего рынка путем импортозамещения.

Итак, суммарные гипотетические потери природной ренты могут достичь 370 млрд. долл., а поступления от антикризисных мер - 512 млрд. долл.: числа одного порядка. К тому же гипотетические поступления даже превышают потери.

Отсюда следует важный вывод: в ходе сложнейшей структурной перестройки в будущем можно избежать нового трансформационного кризиса, если заблаговременно принять антикризисные меры.

Рост нефтяных цен стимулирует нефтяные компании и торговых посредников перенаправить потоки нефти и нефтепродуктов на внешние рынки. В стране возникает дефицит горючего, а внутренние цены на него растут. Возникают простои

1 По нашему мнению, показатели импорто- и экспортозамещения могут быть положены в основу мониторинга эффективности и результативности деятельности региональных и муниципальных властей, научных и других организаций, принимающих участие в предстоящей структурной перестройке.

2 В будущем Россию могут также ожидать поступления от экспорта пресной воды, большими запасами которой страна располагает.

сельскохозяйственной, транспортной, оборонной и другой мобильной техники. Под угрозой - урожай.

Тот же эффект возникает на внутреннем рынке при сокращении производства нефти и нефтепродуктов. Задача структурной политики состоит в регулировании экспортных поставок таким образом, чтобы не допускать на внутреннем рынке дефицита горючего и роста цен на него. Добычи нефти должна сокращаться за счет снижения ее экспорта, не затрагивая внутреннего потребления горючего, поставок сырой нефти предприятиям нефтехимии и нефтепереработки. Механизм такого регулирования уже отработан.

Нестабильность колебаний мировых цен на нефть является серьезным препятствием для импортозамещения. Повышение цен на нефть открывает возможность для временного возвращения к росту импортозависимости. Между тем успешное развитие процессов импорто- и экспортозамещения предполагает устойчивость спроса на продукцию-заменитель. Устойчивый рост производства не должен зависеть от турбулентности мировых цен на нефть.

Одним из действенных методов обеспечения устойчивости антикризисных мер, защищающих экономику от непредвиденных колебаний цен на нефть и другое сырье, является бюджетное правило. Для обеспечения стабильности устанавливаются базовые цены на сырье, стабильность которых гарантирована прошлым опытом. При превышении фактических цен над базовыми дополнительные нефтегазовые доходы в пределах нормы направляются в резервные фонды. Если фактическая цена ниже базовой, то возникающий бюджетный дефицит покрывается из резервов.

Растущие виды экономической деятельности. Во избежание нового трансформационного кризиса рост продукции в ценностном выражении должен превышать и по времени опережать сокращение производства нефти и вооружений -двух самых масштабных элементов ВВП. Ниже будут рассмотрены те виды экономической деятельности, которые располагают необходимыми предпосылками и факторами для поддержания устойчивости будущего экономического роста.

Строительство жилья и дорог ориентировано на ненасыщенный спрос внутреннего рынка. В нем заложен потенциал высокого социального и экономического эффекта. Проблема удовлетворения спроса на жилье, качественную городскую среду и безопасные дороги получила отражение в двух приоритетных национальных проектах (программах)3. Для их реализации страна располагает собственными ресурсами цемента, металла, местными источниками промстройматериалов, кадрами строителей, необходимыми технологиями и компетенциями. Треть ввода жилья и более можно осуществлять за счет привлеченных средств населения.

Инвестиционное машиностроение. На долю импорта продукции этой отрасли приходится около половины всего импорта страны в стоимостном выражении. Россия, являясь крупным производителем земляных и других строительных работ, зерна и другой сельскохозяйственной продукции, оборонного и гражданского машиностроения, получает машины и оборудование для этих видов деятельности в основном по импорту. Причиной высокой импортозависимости является неконкурентоспособность экскаваторов, бульдозеров, сельскохозяйственных машин, металлорежущих станков, другой техники российского производства, прежде всего, из-за низкого ее качества.

Преодолеть техническую отсталость можно с помощью заимствований. При этом для России возможны два их варианта.

Первым из них уже воспользовался российский автопром. После долгих безуспешных попыток довести качество легковых автомобилей до уровня конкуренто-

3 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития российской Федерации на период до 2024 года».

способности собственными силами, которые закончились банкротством столичного автозавода АЗЛКА, в России были созданы благоприятные условия для развития сборочных производств иномарок ведущих зарубежных производителей [7]. Эти компании создали престижные рабочие места, в меру возможности развиваются путем локализации, используя российские материалы и комплектующие детали, платят налоги в российский бюджет. В свою очередь российские автопроизводители увеличивали конкурентоспособность своей продукции во многом также путем международной кооперации. В результате импорт сокращался и создавались предпосылки для развития экспорта произведенных в стране автомобилей.

В настоящее время для формирования глобальных конкурентоспособных секторов в различных сферах деятельности принята национальная программа развития международной кооперации и экспорта до 2024 г., которая предусматривает развитие системы международного разделения труда не только с развитыми странами, но и в рамках Евразийского экономического союза.

Другой путь возвращения на отечественный рынок гражданских самолетов избрал российский авиапром - путь догоняющих заимствований, но в российском ОПК. Авиационные предприятия России выпускают высококонкурентоспособную продукцию оборонного назначения. На этом базисе в последние годы здесь начали успешно производить гражданские самолеты, которые поставляются на внутренний и внешние рынки. При этом выход российской авиационной техники на рынки сбыта нуждается в государственной поддержке, особенно на начальном этапе производства малых серий.

Металлургическая и химическая отрасли российской промышленности производят черные и цветные металлы, композитные и другие конструкционные материалы, которые пользуются спросом на мировом рынке. Продукция предприятий этих отраслей - вольфрамомолибденовые и другие прецизионные сплавы и профи-леразмеры проката, без которых невозможно изготовить конкурентоспособные летательные аппараты для обороны и освоения космоса. Причем черная и цветная металлургия, химическая промышленность имеют отечественную сырьевую базу.

В 2000-е годы эти отрасли были существенно модернизированы, повысилась конкурентоспособность их продукции. Например, в черной металлургии освоено производство газомагистральных труб большого диаметра с защитными покрытиями, которые ранее поставлялись по импорту. Началось производство автомобильного листа с наивысшей группой отделки поверхности, что позволило в основном отказаться от его импорта.

Обеспечение населения потребительскими товарами в настоящее время главным образом зависит от импорта. В последние годы активно идет процесс им-портозамещения, и едва ли не полностью - одежды, обуви, техники и приборов домашнего обихода. Между тем эта сфера деятельности имеет собственную отечественную сырьевую базу - производство сельскохозяйственного сырья, химических волокон и нитей, металлов. Для инвестиций в производство потребительских товаров характерна быстрая окупаемость. Все это создает предпосылки для будущего роста этого вида экономической деятельности.

Но имеются реальные факторы, сдерживающие развитие производства потребительских товаров. Конкуренция на рынке этих товаров предполагает индивидуальный подход к их выбору потребителем. Массовость и серийность продукции, присущая крупному централизованному российскому производству, не отвечает этим требованиям. Выполнить такие требования легче индивидуальному, малому и среднему предпринимателю, а таких в России не хватает.

Поэтому ключевым фактором роста производства и импортозамещения в сфере потребительских товаров является создание условий для развития малого и средне-

го предпринимательства (МСП). В период до 2024 г. предстоит реализовать национальный проект развития МСП и поддержки индивидуальной предпринимательской деятельности. Рост производства потребительских товаров в решающей мере будет зависть от успешного выполнения этого проекта. От ответа на вопрос: ограничиться ли отдельными мерами по поддержке МСП, либо провести коренную институциональную реформу вплоть до создания особого экономического уклада для МСП - во многом зависят темпы экономического роста не только потребительских товаров, но и жилищного строительства, фермерских и приусадебных хозяйств, стартапов в сфере высоких технологий.

Туризм. Россия располагает уникальными природными ресурсами, распространяющимися от субтропиков до заполярья, огромным пластом исторических и культурных ценностей. Но для развития туризма недостает цивилизованного сервиса. Поэтому не только зарубежные, но российские туристы отдают предпочтение Турции, Египту, Финляндии и другим зарубежным странам. Россия несет колоссальные экономические потери. Так, в 2016 г. экспортные поступления от личных поездок граждан за рубеж составили 4,3 млрд. долл., а их импорт - 22,7 млрд. долл. Отрицательное внешнеторговое сальдо (чистый экспорт) равнялось 18,4 млрд. долл. Это в 3 раза больше, чем страна потеряла на лекарствах. Можно ожидать, что ситуация изменится под влиянием дорогих и успешных мероприятий по проведению международных спортивных соревнований.

Высокотехнологичная продукция включает товары аэрокосмической промышленности, компьютерно-офисную технику, электронику и телекоммуникационное оборудование, фармацевтическую и др. Россия занимает лидерские позиции на мировом рынке, экспортируя военные самолеты, зенитно-ракетные комплексы, продукцию атомной промышленности по полному циклу (от добычи и обогащения урановых руд до строительства энергоблоков АЭС), изделия из титана, программное обеспечение и т.д. В итоге экспорт высокотехнологичной продукции составил в 2016 г. 33,2 млрд. долл. Но при этом в этой области российская экономика является импортозависимой: ее импорт составил 114,1 млрд. долл., а чистый экспорт (чистые потери) - 80,9 млрд. долл.

Перспективы будущего лидерства открывают намечаемые вложения в человеческий капитал, в национальные проекты (программы) в сфере демографии, здравоохранения, образования, культуры и науки. Реализация к 2024 г. этих национальных проектов (программ) с определенным запаздыванием (распределенным во времени лагом) должна создать предпосылки в сфере высокотехнологической продукции для роста научно-технологического суверенитета, экспорта и импортозамещения.

В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. стратегические приоритеты впервые далеко вышли за электоральные рамки и временные горизонты компетенций правительства. В части приоритетов формирования человеческого капитала они близки рекомендациям А.Л.Кудрина [8].

В национальных проектах (программах) на период до 2024 г. заложен такой принципиально важный и актуальный сдвиг в структуре российской экономики, как увеличение доли неторгуемой продукции, сбыт которой осуществляется главным образом на внутреннем рынке. Сюда относятся услуги здравоохранения и образования, строительство жилья и городской среды, автомобильных дорог, строительство объектов экологии, науки, культуры, спорта и отдыха, планы модернизации и расширения магистральной инфраструктуры автомобильного, железнодорожного, авиационного, морского транспорта и энергосетей, внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сфере государственного управления и ряд других объектов национальных проектов и программ. Кроме того, на рост доли неторгуемой российской продукции будет направлено ускоре-

ние импортозамещения в машиностроении, в производстве потребительских товаров и в других сферах деловой активности.

Актуальность роста доли неторгуемой продукции в ВВП России заключается в том, что вместе с ней снижается зависимость России от «сюрпризов» мирового рынка -колебаний цен на нефть и газ, санкций, мировых финансовых и других кризисов. Однако сокращение мирохозяйственных связей России ведет к свертыванию ее участия в международном разделении труда, сокращает возможности инновационных заимствований. Для страны, доля которой в затратах и результатах мировой науки составляет менее 3%, увеличение изоляции может иметь пагубные последствия.

Между тем обрушение цен на нефть уже привело к свертыванию торговых отношений с остальным миром. В 2014 г. внешнеторговый оборот России составлял 21,1% ВВП, а в 2016 г. сократился до 13,3% ВВП. Можно предположить, что следствием сокращения внешнеторгового оборота с определенным отставанием явится рост отставания России от развитых стран по показателю ВВП на душу населения и другим макропоказателям. Однако для статистической проверки этой гипотезы в настоящее время не хватает временного горизонта.

Как было показано выше, в будущем можно ожидать сохранения этой тенденции. В итоге могут возникнуть препятствия для реализации важной национальной программы в сфере развития международной кооперации и экспорта до 2024 г. Чтобы устранить это противоречие, необходим дальнейший исследовательский поиск будущего оптимума мирохозяйственных связей России и путей его достижения.

Оптимизация и диверсификация производства вооружений. Другой источник глубоких трансформационных преобразований находится в ОПК. В ближайшие 3 года завершается модернизация вооруженных сил и предстоит сокращение расходов на национальную оборону до 2,7-2,8% ВВП. Однако при этом ВВП будет расти в этот период темпами выше мировых. Для более отдаленного периода многочисленные международные исследования не дают четкой и убедительной картины воздействия оборонных расходов на экономический рост. С точки зрения производства преобладает положительная корреляция; с позиций потребления - отрицательная. Поскольку взят экономический курс на увеличение продолжительности жизни человека в долгосрочной перспективе, скорее, можно ожидать сокращения военных расходов, чем их роста. Но многое будет зависеть от геополитической ситуации. Если предстоящее снижение добычи нефти достаточно очевидно, и дискуссия может только идти о сроках и характере кривой убывания добываемых ее объемов, то сокращение производства вооружений с уверенностью просматривается только в среднесрочной перспективе.

Динамика оборонных расходов в нашей стране высокоинерционна. Россия -одна из немногих торгующих нефтью стран, которая в годы падения цен на нефть (2009, 2015) продолжала наращивать военные расходы. В кризисные 2014-2016 г. расходы на национальную оборону продолжали расти за счет увеличения их доли в расходах консолидированного бюджета. Удар от обрушения мировых цен на нефть приняли на себя другие расходные статьи бюджета. И только в 2017 г. государство вынуждено было пойти на сокращение оборонных расходов.

Отечественный и зарубежный опыт убеждает, что намеченное сокращение оборонных расходов должно отвечать следующим принципам:

- не разрушать инновационное ядро ОПК, по возможности не затрагивать высокоинерционные оборонные НИОКР, трудно поддающиеся восстановлению;

- масштабы дорогостоящего тиражирования новой военной техники должны быть ограничены имеющимися экономическими ресурсами;

- образовавшиеся резервные производственные мощности должны быть законсервированы либо использованы для выпуска продукции гражданского назначения;

- необходим регулярный мониторинг оборонной достаточности и производства вооружений.

Обзор многочисленных зарубежных и российских литературных источников [9; 10] показал, что влияние оборонных расходов на национальную экономику имеет сложный, многофакторный и неоднозначный характер. Результаты исследований противоречивы. В наиболее общем виде их можно представить в следующей форме. Рост расходов на оборону и производство вооружений до определенных пределов повышает уровень оборонной достаточности и ее геополитический статус, разнонаправленно влияет на рост национальной экономики, отвлекая инвестиции и другие ресурсы от решения социальных проблем. Причем оборонные расходы влияют на рост инновационного потенциала страны, особенно если разработки поступают в гражданский сектор экономики. Экспорт вооружений также требует оборонных расходов.

Ряд факторов способен влиять на рост оборонных расходов и производства вооружений. Прежде всего, это ускорение создания новейшей оборонной техники, способствующее обновлению ее парка. Это также наличие военно-промышленного лобби, заинтересованного в гонке вооружений. Между тем избыточность в вопросах обороны разрушительно влияет на экономику. Страна экономически слабеет, ослабляя свои позиции на международной арене, а внутри страны возникают предпосылки для сепаратизма и разрушения государства.

Наша страна дважды переступала порог оборонной достаточности.

Первый раз, когда СССР был втянут в гонку вооружений с коалицией экономически более мощных стран. В итоге гонку вооружений страна не проиграла. Об этом свидетельствуют сравнительные оценки технического уровня российского и американского вооружения. На завершающей стадии гонки вооружений технический уровень отечественных вооружений был сравним с американским, а в отдельных случаях превосходил его. Кроме того, по количеству производимых вооружений СССР в эти годы далеко обгонял США. По мнению американских экономистов Гренье и Стаббса, военная мощь СССР до определенного времени заставляла считаться с его интересами [11]. Однако к 1970-м годам мощь ОПК начала подрывать экономику страны. Избыточная вооруженность стала снижать уровень национальной безопасности. Не проиграв гонку вооружений, наша страна тем не менее ослабла экономически и распалась по границам национальных образований4.

Второй раз наша страна переступила порог оборонной достаточности в 1990-е годы, когда на порядок сократилось производство вооружений. Главная угроза исходила из сокращения оборонных НИОКР.

В 2000-е годы России удалось восстановить свою обороноспособность. Более того, в своем ежегодном послании Федеральному собранию в 2018 г. Президент РФ рассказал об уникальных новейших российских разработках в области вооружений. Означает ли это, что предстоит полностью обновить те 70% новейшей военной техники, которая совсем недавно поступила в вооруженные силы в ходе их модернизации? На наш взгляд, демонстрация новейшей военной техники - это призыв к международным переговорам о разоружении, а не к довооружению. Чем совершенней военная техника, тем смертоносней она для человечества, актуальней международный договор об ограничении ее тиражирования.

Приведенные выше примеры характеризуют циклический характер производства военной продукции в ОПК [12]: подъем 1970-х и 1980-х годов сменился спа-

4 Распад СССР произошел на пороге кризиса 1990-х годов. Возникает вопрос: если бы можно было предвидеть предстоящий экономический подъем России в 2000-е годы, стали бы Украина и Белоруссия спешить с отделением?

дом 1990-х годов и вновь подъемом 2000-х годов. В ближайшей перспективе наметилось новое сокращение его производства.

Между тем устойчивое развитие макроэкономики требует сглаживания циклических колебаний производства оборонной продукции, особенно с учетом ее чрезвычайно большого удельного веса в народном хозяйстве5. Стратегический путь управления циклами развития ОПК должен исходить из долговременных прогнозов циклов, понимания их природы и источников, из возможностей диверсификации оборонных предприятий, предусматривающей увеличение выпуска продукции гражданского назначения.

Долгосрочные перспективы динамики производства вооружений формируют следующие факторы.

- Ускорение технологического прогресса в создании вооружений как в мире, так и в России, стимулирует обновление парка военной техники, рост спроса на новейшие вооружения, гонку вооружений.

- Состояние российской экономики, ее экспортно-сырьевых ресурсов оказывает влияние на технический уровень и масштабы производства вооружений в ОПК. В свою очередь военно-промышленная нагрузка может ухудшать состояние экономики, ОПК как бы «сам рубит сук, на котором сидит».

- В периоды политической напряженности спрос на вооружения возрастает, как на внутреннем, так и на внешних рынках. При этом в каждой стране существует лобби, заинтересованное в нагнетании напряженности и гонке вооружений. Международные договоры о разоружении способны устранить неоправданную, вредоносную избыточность в обороне.

- Состояние мировой экономики влияет на спрос на вооружения: по мере роста экономик развивающихся стран растет платежеспособный спрос на вооружения со стороны Китая, Индии, стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки. Растет межстрановая конкуренция в области оборонной достаточности.

Россия занимает второе место в мире по экспорту вооружений. Спрос на российскую оборонную технику растет год от года6. Препятствия на пути развития экспорта вооружений российского производства в последнее время возникли в связи с законом «О противодействии противникам США посредством санкций» (СЛЛТБЛ), обязывающим вводить санкции против стран, закупающих российское оружие.

В условиях циклических колебаний производства вооружений особое внимание следует уделить максимально возможному сохранению оборонных НИОКР, высоко инерционных в своем развитии: потери НИОКР на стадии снижения оборонных

расходов впоследствии наиболее трудновосполнимы.

* * *

Итак, скудеющие и иссякающие запасы нефти в предстоящие четверть века делают неизбежными глубокие трансформационные преобразования российской экономики. Суть этих структурных преобразований состоит в переходе от сырьевой к преимущественно инновационной модели экономического роста.

Гипотетические расчеты показали, что возможный ущерб народного хозяйства от сокращения нефтяной ренты и добычи нефти может быть восполнен поступлениями от антикризисных мер - импорто- и экспортозамещения. Второй трансформационный кризис можно предотвратить.

5 К концу предыдущего периода гонки вооружений (конец 1980-х годов) на долю ОПК в России приходилось 20-25% выпускаемой продукции, 9-13% бюджетных расходов.

6 Как сказал один авторитетный американский эксперт: «Таков рынок. И его спрос нужно удовлетворять. Если не вы, то мы. Либо какая-то третья страна».

С помощью отраслевой декомпозиции были проанализированы факторы экономического роста строительства жилья и дорог, инвестиционного машиностроения, производства конструкционных материалов, потребительских товаров, высокотехнологичной продукции, услуг. Анализ конкретизировал перспективы развития им-порто- и экспортозамещения в этих видах экономической деятельности.

Показаны перспективы будущего роста человеческого капитала страны в результате реализации приоритетных национальных проектов (программ) в период до 2024 г. В связи с этим возникают предпосылки для расширения сферы лидерства российского экспорта на международном рынке. Важнейший его источник содержат заимствования в инновационном ОПК. При этом понижающаяся волна оборонного цикла позволяет реализовать возможности диверсификации оборонных предприятий: предстоящее увеличение выпуска технически сложной конкурентоспособной продукции по возможности должно полностью компенсировать и перекрыть сокращающееся тиражирование вооружений.

Для достижения будущего экономического роста в ряде сфер экономической деятельности показана ключевая роль комплексной институциональной реформы и создания второго технологического экономического уклада для малого, среднего предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности.

Рассмотренные варианты эволюционного бескризисного развития не отрицают иных возможных вариантов будущего российской экономики. Можно назвать по меньшей мере шесть экономических угроз, способных существенно деформировать устойчивость долговременного будущего России.

1. Втягивание в новую гонку вооружений и превышение порога оборонной достаточности.

2. Полная экономическая изоляция от развитых стран, возникновение торговых войн на рынке природного газа, вооружений, в других сферах полномасштабного действия закона «О противодействии противникам США посредством санкций» (СААТБА).

3. Отказаться от проведения комплексной институциональной реформы, направленной на создание особого экономического уклада для МСП, и ограничиться отдельными мероприятиями по поддержке малого бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Вместо эволюционного, плавного снижения добычи нефти, путем поддержки нефтяных компаний пытаться удерживать любой ценой достигнутый уровень добычи нефти с последующим неизбежным его шоковым обрушением.

5. Развал инновационного ядра ОПК вследствие сокращения оборонных расходов на НИОКР.

6. Нецелевое использование финансовых резервов, сформированных в соответствии с бюджетным правилом и предназначенных для компенсации потерь от снижения мировых цен на нефть.

Возможность предотвращения этих и других угроз будет зависеть от стратегической мудрости и антикризисных действий российского правительства. Отвести будущие угрозы от российской экономики - значит сохранить единство многонационального государства.

Литература

1. Перспективы развития экономики России: прогноз до 2030 года. Колл. монография / Под ред. акад.

В.В. Ивантера, д.э.н. М.Ю. Ксенофонтова. М.: Анкил, 2013. 408 с.

2. Топалов А. На сколько хватит нефти и газа? Режим доступа: https://www. gaseta. г^2016/10/04

3. Ульянин Ю.А., Харитонов В.В., Юршина Д.Ю. Прогнозирование исчерпания традиционных энергетических ресурсов //Проблемы прогнозирования. 2018. № 2. С. 60-71.

4. Фальцман В.К. Динамика национального богатства СССР // Экономика и математические методы.

1991. Т. 27. Вып. 2.

5. Faltsman V.K. On the Structure, Dynamics and Use of the Asset Share in the National Wealth // Studies on Russian Economic Development. 2018. Vol. 29. № 5. Р. 462-469.

6. Структурно-инвестиционная политика в целях модернизации экономики России (Колл. авт. Отв. ред. В.В. Ивантер) //Проблемы прогнозирования. 2017. № 4. С. 3-16.

7. Traub-Merz R. Нефть или автомобили? О возрождении промышленности России. Материалы Ebert Stiftung. Deutschland. 2014.

8. Кудрин А.Л. Теоретические и методологические подходы для реализации сбалансированной и эффективной бюджетной политики. Дисс. на соискание уч. степени д. э. н. РАНХ и ГС при Президенте РФ. Электронный ресурс. 2018.

9. Лавринов Г.А. О влиянии военных расходов на развитие экономики страны //Военная мысль. 2007. № 12.

10. Малков С.Ю., Чернявский Д.С., Коссе Ю.В., Стариков Н.И., Щербаков А.В. Влияние оборонных расходов на экономику: сколько платить за оборонную безопасность? // Сценарий и перспективы развития России / под ред. В.А. Садовничего, А.А. Акаева, А.В. Коротаева, Г.Г. Малинецкого. М.: Ленанд, 2011. С. 288-304.

11. Grinier P., Stabbs E. A Farewell to Arms ? Washington. 1989.

12. Володин В.М., Черных Л.А. Эффективность управления оборонными предприятиями в условиях цикличности экономики // Известия высших учебных заведений. Общественные науки. Поволжский регион. 2012. № 3. С. 144-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.