Научная статья на тему 'К концепции социальной справедливости Дж. Роулза'

К концепции социальной справедливости Дж. Роулза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
1074
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ / ДЖОН РОУЛЗ / RATIONALITY / FAIRNESS / CONCEPT OF FAIRNESS / JOHN RAWLS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борисова Полина Алексеевна

В статье рассматривается основное содержание концепции справедливости Джона Роулза. Прослеживается влияние концепции справедливости на разные стороны жизни граждан, общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

John Rawls’s concept of social justice

In article the basic maintenance John Rawls’s concept of fairness is considered. Also influence of the concept of fairness on aspects of life of citizens, societies and the states is traced.

Текст научной работы на тему «К концепции социальной справедливости Дж. Роулза»

Экономическая социология

П.А. Борисова

К КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

ДЖ. РОУЛЗА

В статье рассматривается основное содержание концепции справедливости Джона Роулза. Прослеживается влияние концепции справедливости на разные стороны жизни граждан, общества и государства.

Ключевые слова: рациональность, справедливость, концепция справедливости, Джон Роулз.

Концепция социальной справедливости Роулза привлекает к себе внимание как исследователей, так и политиков, общественных деятелей различных стран. Роулз представил не только современное для своего времени видение проблем социальной справедливости, но и попытался построить свою работу на принципах синтетичности, полемизируя и обоснованно заимствуя идеи предшествующих теоретиков - Аристотеля, Гоббса, Локка, Руссо, Канта и других^С точки зрения политиков и общественных деятелей, в работах Дж. Роулза можно найти достаточно подробное раскрытие проблематики социальной справедливости и, что наиболее важно, ознакомиться со схемой практической реализации справедливости в контексте либерального общества. Еще один «козырь» концепции заключается в особом, даже интригующем названии - «справедливость как честность», что не может оставить равнодушными не только представителей различных общественно-политических течений, но и просто читающую аудиторию.

Традиционно феномен социальной справедливости рассматривался с двух ракурсов - общественного (публичного) и индивидуального. Первый уходит корнями в античность, где справедливость олицетворялась с благом как высшей ценностью полиса. Второй

© Борисова П.А., 2015

связан с общественно-философской мыслью Нового времени, когда впервые были заложены основы индивидуальных прав и равенства, понимаемые как принципы справедливого устройства общества.

Концепция Дж. Роулза однозначно не вписывается ни в одну из перечисленных выше традиций: она их синтезирует. Исходная посылка Роулза состоит в том, что общество - это прежде всего «самодостаточная совокупность людей, которые в своих взаимоотношениях осознают определенные обязывающие их правила пове-дения»2, которые представляют собой разветвленную систему правил, формирующую «систему кооперации», которая обеспечивает «благо» только тем, кто следует установленным правилам. «Кооперация», вероятно, понимается Роулзом как «форма совместной организации деятельности» для получения взаимной выгоды. В этом отношении рассуждения Роулза достаточно прозрачны: нет общественной кооперации - нет выгоды. Причем выгода до момента деятельности не принадлежит никому - она коллективна, так как эффективная реализация целей возможна только в результате совместной деятельности. И только после (или в определенных случаях) в процессе кооперативной деятельности осуществляется перераспределение выгоды.

Здесь, согласно размышлениям Роулза, лежит «камень преткновения» любой общественно-политической организации, в том числе и общества. Он кроется в соблюдении баланса между совпадением и конфликтом интересов, участвующих в кооперации индивидов. Совпадение интересов заключается в том, что социальная кооперация способствует осуществлению «лучшей жизни, по сравнению с тем, чем она могла быть, когда бы каждый жил за счет собственных усилий»3. Конфликт же интересов определяется небезразличностью людей к тому, на каком основании и согласно каким принципам будет распределяться полученная в результате совместной деятельности выгода. Найти такие основания и принципы крайне нелегко, тем более когда деятельность уже завершена, следовательно, имеет место некоторая выгода.

Роулз считает, что единственный правильный вариант сохранения баланса между совпадением и конфликтом интересов - «договориться» о том, какое социальное устройство следует считать наиболее приемлемым в отношении разделения выгоды и распределения долей. Именно этот договорный принцип о модели социального устройства следует считать, по Роулзу, принципом социальной справедливости.

В обществе всегда должна присутствовать базовая модель представлений о социальной справедливости, потому что в институцио-

К концепции социальной справедливости Дж. Роулза

55

нальном и межличностном отношении без «меры согласия в отношении того, что справедливо и что несправедливо, индивидам труднее координировать свои планы достаточно эффективно в деле достижения взаимной выгоды»4.

Концептуальная схема Роулза также интересна тем, что автор не говорит о какой-то одной, единственно верной модели социальной справедливости. Он обращает внимание на уникальность общества, на его культуру, историю, тип экономических отношений. А главное условие социальной справедливости - это справедливое распределение, которое поддерживается институционально, а о формальных критериях институтов необходимо договариваться, чтобы прийти к балансу интересов, консенсусу. И, возможно, лучший вариант сохранения такого баланса - это реализация модели общества со свободными рыночными отношениями и верховенством права.

Теперь поговорим о базовом принципе концепции Дж. Роулза -«честности». На наш взгляд, это самый сложный, с точки зрения понимания и последующей интерпретации, термин. Модель «справедливого общества» строится на принципах «исходного соглашения». «Это такие принципы, которые свободные и рациональные индивиды, преследующие свои интересы, в исходном положении равенства примут в качестве определяющих фундаментальные соглашения по поводу своего объединения. Эти принципы должны регулировать все остальные соглашения; они специфицируют виды социальной кооперации, которые могут возникнуть, и формы правления, которые могут быть установлены»5. Возникают два вопроса: 1) Что Роулз вкладывает в понятие «свободного и рационального индивида»? 2) Как, с точки зрения практической составляющей, можно договориться, например, о форме правления?

Роулз не отрицает идей «общественного договора» Гоббса и Локка, но наделяет их не историческим, а гипотетическим смыслом. Если в трактовке философов Нового времени естественное равенство становится «точкой отсчета» теоретических построений, то для Роулза это - честность. Честность заключается в том, что люди должны оказаться в «гипотетической ситуации», при которой «никто не знает своего места в обществе, своего классового положения или социального статуса, а также того, что предназначено ему при распределении природных дарований, умственных способностей, силы и т. д. Я даже предположу, что стороны не знают своих концепций блага или своих психологических склонностей»6. Именно в таком состоянии, не отягощенном социальными маркерами, представлениями, интересами, установками, люди смогут на равных (честных) основаниях принимать решения. На наш взгляд,

честность в концепции Роулза есть идеальный тип социальной беспристрастности.

В конечном счете концепция социальной справедливости все же приобретает индивидуальные коннотации в зависимости от специфики того или иного общества. Роулз замечал: «Различные концепции справедливости вырастают из различных пониманий общества в противоборстве мнений о естественных потребностях и благоприятных перспективах человеческой жизни. Для более полного понимания концепции справедливости мы должны сделать более точной концепцию социальной кооперации, из которой она выводится»7. Важно подчеркнуть, что Роулз отмечает важность учета специфики социально-экономических отношений общества, их истории и культуры. Кроме того, национальная идентичность и национальное самосознание, хоть и весьма дискуссионные и неоднозначные сегодня понятия, также должны определять характер представления феномена социальной справедливости в конкретно взятом обществе.

Концепция социальной справедливости Дж. Роулза не тяготеет к однозначности и безапелляционности, что, впрочем, открывает горизонты понимания для российских исследователей8.

Примечания

1 См.: Канарш Г.Ю. Социальная справедливость как духовная основа современного российского общества [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsial-naya-spravedlivost-kak-duhovnaya-osnova-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 15.03.2015).

2 Роулз Дж. Теория справедливости. Ч. 1. Теория. Гл. 1. Справедливость как честность [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал «Центр гуманитарных технологий». URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/6642/6643#t10 (дата обращения: 12.04.2015).

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же.

8 Шилов В.Н. Справедливость как ориентир в политике. С. 161 [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: http://cyberlen-inka.ru/article/n/spravedlivost-kak-orientir-v-politike (дата обращения: 10.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.