Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ ЮЖНО-УРАЛЬСКИХ АВИАПОЛКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941–1945 ГГ.'

К ИСТОРИИ ЮЖНО-УРАЛЬСКИХ АВИАПОЛКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941–1945 ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великая Отечественная война / авиация / боевые авиаполки / военное учебное заведение / 1-я Чкаловская военная авиационная школа пилотов / Герои Советского Союза / Оренбург / The Great Patriotic War / aviation / combat aviation regiments / military educational institution / 1st Chkalov Military Aviation School of Pilots / Heroes of the Soviet Union / Orenburg

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фёдорова Алла Владимировна

В статье освещается история авиационных полков, сформированных в 1941 году на Южном Урале. В центре внимания автора действия 593-й и 617-й штурмовых авиаполков, созданных на базе Первой Чкаловской военной авиационной школы пилотов. Освещены основные вехи боевого пути отмеченных воинских частей. Показано, что в боях с врагом многие офицеры южно-уральских авиаполков получили высокие награды Родины, в том числе звания Героев Советского Союза. В частности, дана характеристика командиров авиаполков полковников М.А. Лисова, С.Я. Мозгового, майора Г.И. Гапанюка, капитана А.Г. Кожевникова. Отмечается, что на фронтах Великой Отечественной войны сформированные в 1-й Чкаловской войной авиационной школе авиаполки с честью выполнили все задания командования, а личный состав проявил мужество и отвагу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF THE SOUTH URAL AIR REGIMENTS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR 1941–1945

The article highlights the history of the aviation regiments formed in 1941 in the Southern Urals. The author focuses on the actions of the 593rd and 617th assault air regiments, created on the basis of the First Chkalov Military Aviation School of Pilots. The main milestones of the military path of the marked military units are highlighted. It is shown that in battles with the enemy, many officers of the South Ural air regiments received high awards of the Motherland, including the title of Hero of the Soviet Union. In particular, the characteristics of the commanders of air regiments, Colonels M.A., are given. Lisova, S.Ya. Mozgovoy, Major G.I. Gapanyuk, captain A.G. Kozhevnikova. It is noted that on the fronts of the Great Patriotic War, the air regiments formed in the 1st Chkalov War aviation school honorably completed all the command’s tasks, and the personnel showed courage and bravery.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ ЮЖНО-УРАЛЬСКИХ АВИАПОЛКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941–1945 ГГ.»

3. ВороновН.Н. На службе военной // Электронный ресурс. http:// militera.lib.ru (Дата обращения 12.09.2023).

4. Гальдер Ф. Дневники и письма. // Электронный ресурс. http:// militera.lib.ru (Дата обращения 12.09.2023)

5. Ибрагимбейли Хаджи Мурат. Крах «Эдельвейса» и Ближний Восток. - М., 1977.

6. Ибрагимбейли Хаджи Мурат. Битва за Кавказ. Крах «Эдельвейса». - М., 2012.

7. ИбрагимовМ.М., Хатуев И. Подвиг во имя Родины. - Грозный, 2015.

8. МузаевМ.Н., Ченчиева М.Х. Роль города Грозного в Великой Отечественной войне 1941-1945годов // Архивный вестник. -2015. - № 2.

9. Осмаев М.К. Организация трудовой мобилизации в Чечено-Ингушской АССР в годы Великой Отечественной войны. // Вестник РУДН. Серия: История России. - 2018. - Т. 17. - № 4.

10. Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО). Ф. 3470. Оп. 1. Д. 12.

11. ЦАМО. Ф. 276. Оп. 811. Д. 19.

References and Sources

1. Abazatov M.A. Checheno-Ingushskaya ASSR v Velikoj Otechestvennoj vojne Sovetskogo Soyuza. - Groznyj, 1973.

2. Aliskhanova M.H. Podvig vash bessmerten: Pamyati geroev Stalingradskoj bitvy // Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.A. Kadyrova. - 2023. - № 1 (29).

3. Voronov N.N. Na sluzhbe voennoj // Elektronnyj resurs. http:// militera.lib.ru (Data obrashcheniya 12.09.2023).

4. Gal'der F. Dnevniki i pis'ma. // Elektronnyj resurs. http:// militera.lib.ru (Data obrashcheniya 12.09.2023)

5. Ibragimbejli Hadzhi Murat. Krah «Edel'vejsa» i Blizhnij Vostok. - M., 1977.

6. Ibragimbejli Hadzhi Murat. Bitva za Kavkaz. Krah «Edel'vejsa». - M., 2012.

7. Ibragimov M.M., Hatuev I. Podvig vo imya Rodiny. - Groznyj, 2015.

8. Muzaev M.N., Chenchieva M.H. Rol' goroda Groznogo v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945godov // Arhivnyj vestnik. - 2015. - № 2.

9. Osmaev M.K. Organizaciya trudovoj mobilizacii v Checheno-Ingushskoj ASSR v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. // Vestnik RUDN. Seriya: Istoriya Rossii. - 2018. - T. 17. - № 4.

10. Central'nyj arhiv Ministerstva oborony RF (CAMO). F. 3470. Op. 1. D. 12.

11. CAMO. F. 276. Op. 811. D. 19.

АЛИСХАНОВА МАЛИКА ХАМИДОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры музееведения и культурологии, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова (msh.alishanova@mail.ru).

ИБРАГИМОВ МОВСУР МУСЛИЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, Чеченский государственный педагогический университет; ГНС КНИИ РАН, старший научный сотрудник РИУ им. Кунт-Хаджи Кишиева.

ALISKHANOVA, MALIKA Kh. - Associate Professor of the Department of Museology and Cultural Studies of the Kadyrov Chechen State University (msh.alishanova@mail.ru).

IBRAGIMOV, MOVSUR.M - Head of the Department of History of the Chechen State Pedagogical University, State Research Institute of the Russian Academy of Sciences, Senior Researcher of the Kunt-Khadzhi Kishiyev Regional University of Economics, Doctor of Historical Sciences, Professor (ibragimov@mail.ru).

УДК 94(470.55/57):258.4 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-2-134-138

ФЁДОРОВА А.В.

К ИСТОРИИ ЮЖНО-УРАЛЬСКИХ АВИАПОЛКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, авиация, боевые авиаполки, военное учебное заведение, 1-я Чкаловская военная авиационная школа пилотов, Герои Советского Союза, Оренбург.

В статье освещается история авиационных полков, сформированных в 1941 году на Южном Урале. В центре внимания автора действия 593-й и 617-й штурмовых авиаполков, созданных на базе Первой Чкаловской военной авиационной школы пилотов. Освещены основные вехи боевого пути отмеченных воинских частей. Показано, что в боях с врагом многие офицеры южноуральских авиаполков получили высокие награды Родины, в том числе звания Героев Советского Союза. В частности, дана характеристика командиров авиаполков полковников М.А. Лисова, С.Я. Мозгового, майора Г.И. Гапанюка, капитана А.Г. Кожевникова. Отмечается, что на фронтах Великой Отечественной войны сформированные в 1-й Чкаловской войной авиационной школе авиаполки с честью выполнили все задания командования, а личный состав проявил мужество и отвагу.

FEDOROVA, A.V.

ON THE HISTORY OF THE SOUTH URAL AIR REGIMENTS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR 1941-1945

Key words: The Great Patriotic War, aviation, combat aviation regiments, military educational institution, 1st Chkalov Military Aviation School of Pilots, Heroes of the Soviet Union, Orenburg.

The article highlights the history of the aviation regiments formed in 1941 in the Southern Urals. The author focuses on the actions of the 593rd and 617th assault air regiments, created on the basis of the First Chkalov Military Aviation School of Pilots. The main milestones of the military path of the marked military units are highlighted. It is shown that in battles with the enemy, many officers of the South Ural air regiments received high awards of the Motherland, including the title of Hero of the Soviet Union. In particular, the characteristics of the commanders of air regiments, Colonels M.A., are given. Lisova, S.Ya. Mozgovoy, Major G.I. Gapanyuk, captain A.G. Kozhevnikova. It is noted that on the fronts of the Great Patriotic War, the air regiments formed in the 1st Chkalov War aviation school honorably completed all the command's tasks, and the personnel showed courage and bravery.

Значительный вклад в победу над фашистской Германией внесли авиационные полки, сформированные на базе военных учебных заведений. Из лётного и технического состава 1-й

Чкаловской военной авиационной школы пилотов в июне - ноябре 1941 года сформировали 593-й, 616-й, 617-й ночные бомбардировочные (впоследствии штурмовые) авиаполки [1, с. 22-23], а также 624-й скоростной бомбардировочный авиаполк. Для боевых полков руководство школы выделило лучшие самолёты СБ-2, Р-5 и хорошо подготовленные кадры. Летом того же года на базе 1-й Чкаловской ВАШП сформировали ещё один авиаполк - 808-й штурмовой, сразу направленный под Сталинград.

В октябре 1941 года был сформирован 593-й ночной бомбардировочный авиационный полк. Командиром полка назначили подполковника Митрофана Андреевича Лисова (октябрь 1941 г. - 17 января 1942 г.), военным комиссаром - Константина Дмитриевича Демидова (с ноября 1941 г. по февраль 1942 г.). На вооружении полк имел самолёты Р-5. Полк, войдя в состав 46-й смешанной авиадивизии 22-й армии Западного фронта, в ноябре 1941 года участвовал в боях по защите Москвы, ведя трудные бои. Поскольку лётчики 593-го ночного бомбардировочного авиаполка приступили к осуществлению бомбардировок, не ознакомившись с районом боёв, и уже во время второго вылета в ночь на 27 ноября 1941 года около Солнечногорска полк потерял три самолёта Р-5. Последующие сутки также не обошлись без потерь.

С 17 декабря 1941 года по 18 февраля 1942 года полк находился в составе Военно-Воздушных Сил 30-й армии Калининского фронта. Командир полка М.А. Лисов сообщал руководству Первой Чкаловской школы пилотов: «Сформированный Вами ночной полк скоростных бомбардировщиков за время пребывания на фронте произвел 1800 боевых вылетов ночью. Лётчики действовали главным образом по крупным железнодорожным узлам, аэродромам и живой силе противника на переднем крае. За успешную работу полк имеет ряд поощрений Военного Совета фронта, 10 человек награждены орденами Советского Союза и 50 представлены к награждению» [2, с. 81].

593-й ночной бомбардировочный авиаполк в феврале 1942 года преобразовали в 593-й штурмовой авиаполк. 17 января 1942 года подполковника М.А. Лисова назначили на должность командира 55-го бомбардировочного авиационного полка.

В январе 1942 года 593-й штурмовой авиаполк возглавил капитан А.Г. Кожевников. Во время советско-финляндской войны Андрей Георгиевич командовал эскадрильей в составе 86-го авиационного полка. Эскадрилья имела 1000 часов боевого налета. Командир эскадрильи А.Г. Кожевников совершил 26 боевых вылетов [3, л. 51]. Командующий ВВС 30-й армии полковник Н.Г. Белов характеризовал его как «требовательного, решительного командира полка» [3, л. 51]. Данную характеристику подтверждали награды боевого офицера: орден Ленина, два ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медали «За оборону Москвы», «За взятие Будапешта».

В напряженные дни 1941-1942 гг. 593-й авиаполк принял участие в операциях Клинско-Солнечногорской, Ржевско-Вяземской и Сычёвско-Вяземской.

По оценкам штаба Западного фронта в декабре 1941 года под Москвой, немцы лишились до 70 процентов всей своей боевой техники, в том числе не менее 650 танков и других орудий [4, с. 70]. К этой статистике прямое отношение имели и чкаловские лётчики.

Приказом командующего Калининского фронта от 17 июля 1942 года тринадцать лётчиков полка наградили орденами Красного Знамени и Красной Звезды [5]. Среди награждённых -командир полка капитан А.Г. Кожевников, военный комиссар полка К.Д. Демидов, командир эскадрильи лейтенант И.К. Бойко, командиры звеньев - старший лейтенант С.Л. Степуренко, лейтенант В.П. Старшинов и др.

Вскоре 593-й авиаполк пришлось вывести из состава 46-й авиадивизии в тыл на укомплектование, где его преобразовали в штурмовой авиаполк - 593-й ШАП. На вооружении находились самолёты Ил-2. С 28 июня 1943 года по май 1945 года командиром полка являлся полковник С.Я. Мозговой. Сергей Яковлевич служил в штурмовой авиации. Окончил Военно-теоретическую школу ВВС Красной Армии, 2-ю военную школу лётчиков. Занимал должности командира эскадрильи, командира полка. С 1 марта 1941 года - командир 28-й смешанной авиадивизии (САД), подполковник, с 2 декабря 1941 года - полковник. Затем возглавил 593-й ШАП. Полковник Мозговой лично производил боевые вылеты во главе полка.

Командир 332-й ШАД полковник Тихомиров дал Сергею Яковлевичу следующую характеристику: «Полковник Мозговой в дни напряжённой боевой работы на 1 -м Прибалтийском

и 2-м Белорусском фронтах показал себя настоящим боевым высокоподготовленным командиром. Он личным примером научил свой лётный состав мужественно и храбро бить немецких захватчиков.

Ведя в бой группу самолётов Ил-2 непосредственно над полем боя, встречается с группой самолётов противника и только благодаря грамотному и умелому маневру отлично выполняет боевое задание и группу приводит на свой аэродром...

Каждый день боевой расчёт полка даёт всё лучшие результаты. Боевой опыт в полку наращивается и изучается. В полку хорошо организована выручка и взаимодействие с наземными войсками» [6, л. 55].

За отличную работу приказом Верховного Главнокомандующего полку присвоили наименование «Ново-Георгиевский».

593 -й ШАП отличился в операциях по ликвидации окруженной группировки врага в районах Гдыня - Данциг (Польша - авт.). Под руководством полковника С.Я. Мозгового было произведено 944 успешных боевых вылета. Приведём строки из наградного листа С.Я. Мозгового: «Не считаясь со сложностью метеорологической обстановки и насыщенностью огневых средств противника, боевые экипажи под руководством С.Я. Мозгового всё сильнее и сильнее наносили и наносят удары по врагу. Он сам лично в сложных метеоусловиях при штурме городов Данциг и Гдыня водил в бой четыре группы Илов. Каждый вылет являлся грозой, уничтожающей живую силу и технику противника, дающий возможность быстрому продвижению пеших войск вперед, а также дающий ценные сведения о войсках противника» [7, л. 10]. Пять раз в приказах Верховного Главнокомандующего отмечалась отличная работа 593-го авиаполка на Гдынско-Данцигском направлении (Город Данциг в 1945 году переименован в Гданьск). Полковник С.Я. Мозговой был отмечен орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга» и др.

Офицеры 593-го ШАП капитаны И.М. Кузнецов и А.В. Хухрин, лейтенант М.К. Нагульян были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Командир эскадрильи 593-го ШАП капитан Иван Михайлович Кузнецов к маю 1945 года совершил 102 боевых вылета на штурмовку и бомбардировку военных объектов противника. Звание Героя Советского Союза получил 15 мая 1946 года. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, медалями [8, с. 136-138].

Звание Героя Советского Союза Мардиросу Карапетовичу Нагульяну присвоено посмертно 18 августа 1945 года [9, л.72]. Командир звена 593-го штурмового авиационного полка Нагульян совершил 113 боевых вылетов на штурмовку скоплений войск и сил противника. Погиб 6 апреля 1945 года при выполнении боевого задания в районе города Штеттин в Польше. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями. На доме, где он родился, установлена мемориальная доска [10, с. 205206; 11, с. 131-143].

А.В. Хухрин на фронтах Великой Отечественной находился с июня 1944 года. Командир эскадрильи капитан Хухрин к марту 1945 года совершил 90 боевых вылетов (из них 52 в качестве ведущего группы) на штурмовку войск противника. Звание Героя Советского Союза капитану Алексею Васильевичу Хухрину было присвоено 18 августа 1945 года [12, л. 503; 13, с. 326-328]. Также он был награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I и II степени.

Самоотверженно воевали с немецко-фашистскими оккупантами воины других частей и подразделений, направленных из Чкалова на различные фронты Великой Отечественной. 617-й авиаполк сформировали в ноябре 1941 года на базе 1-й Чкаловской военной авиационной школы пилотов. С 9 ноября 1941 года полком командовал бывший командир учебной эскадрильи школы майор Г.И. Гапанюк (В некоторых источниках встречается - Гопанюк).

По комсомольской путёвке в июне 1931 года он поступил в 3-ю военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей в Оренбурге. Не имея полного среднего образования, одновременно учился в вечерней школе. После окончания военной школы его оставили в вузе лётчиком-инструктором. С 1939 года - командир авиационного отряда, с 1940 года - командир учебной эскадрильи.

Полк в составе 20 экипажей прибыл на Калининский фронт 20 декабря 1941 года и с 18 января 1942 года приступил к выполнению боевых заданий командования по уничтожению вражеских войск [14, л. 224]. Нередко лётчики совершали за ночь по 3-4 вылета. Только на Калининском фронте они выполнили 1695 боевых вылетов, уничтожив пять пунктов со штабами, шесть складов с военным имуществом фашистов, двадцать пять точек зенитной артиллерии, до восьми батальонов пехоты противника, а также много вражеских самолётов. Кроме того, лётчики полка доставили партизанам шестьдесят тонн грузов и вывезли сто сорок тяжело раненных бойцов и командиров. Только с 18 января 1942 года было сброшено 2 млн. экземпляров листовок на немецком языке. За период с 18 января по 12 апреля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования личному составу полка объявили благодарность. 44 человека лётного состава представили к правительственным наградам.

Летом 1942 года полк получил самолёты-штурмовики Ил-2 и в конце августа вылетел в Сталинград. С 5 сентября полк принимал участие в боевых действиях. Группа штурмовиков под командованием ведущего лейтенанта Б.И. Гарина в районе Гумрака разгромила танковую колонну фашистов.

В июле 1943 года Г.И. Гапанюка направили в распоряжение командира 1-й запасной авиационной бригады Приволжского военного округа, где его назначили на должность помощника командира маршевого авиационного полка (полк осуществлял отправку лётчиков и матчасти из тыла на фронт). Майор Гапанюк в январе 1944 года возглавил штаб эскадрильи Одесской военной школы пилотов в г. Фрунзе Киргизской ССР. С сентября 1944 года подполковник Гапанюк исполнял обязанности командира 850-го авиаполка по перегонке самолётов. Награждён орденом Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда» и др.

Впоследствии авиаполк сражался с врагом на Курской дуге, принял участие в битве за Днепр. Звание гвардейского полку присвоили в феврале 1944 года. Лётчики-гвардейцы освобождали Львов, Яссы, Кишинев, воевали против немцев в Румынии, Венгрии, Югославии. Лётчиков Б.И. Гарина, И.Н. Алимкина, В.Т. Алексухина и других удостоили звания Героя Советского Союза [1, с. 22-23].

Борис Иванович Гарин после окончания военной авиационной школы в 1940 году работал в ней лётчиком-инструктором. В действующей армии - с января 1942 года. Командуя эскадрильей 617-го ШАП (291-я штурмовая авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) капитан Гарин к сентябрю 1943 года совершил 98 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники врага, транспортных узлов, переправ и других военных объектов. Звание Героя Советского Союза присвоено 4 февраля 1944 года. Всего за период войны он совершил 313 боевых вылетов, [15, с. 151] из них на самолете Р-5 - 98 и на Ил-2 в качестве ведущего группы - 215. Эскадрилья под командованием Б.И. Гарина сбила 25 самолетов противника. Победу встретил в Югославии командиром эскадрильи. Окончил Военно-воздушную академию в 1958 году. Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и др. [16, л. 79]

До войны Иван Николаевич Алимкин работал учителем начальной школы. На фронтах Великой Отечественной - с марта 1943 года. Зам. командира эскадрильи 617-го ШАП, младший лейтенант Алимкин к ноябрю 1943 года совершил 83 боевых вылета на уничтожение живой силы и боевой техники противника. Особенно отличился он в боях за Днепр. Звания Героя Советского Союза был удостоен 13 апреля 1944 года [17, л.61]. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны II степени, медалями. 18 января 1945 года погиб при выполнении боевого задания. Похоронен в сербской деревне Брестовац бывшей СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия). В городе Щекино Тульской области его имя носит улица [18, с. 45-48].

Командир звена 617-го ШАП В.Т. Алексухин к августу 1943 года совершил 76 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 3 самолёта врага. 25 августа 1943 командир полка подполковник Ломовцев написал в наградном листе офицера: «За время боевой работы лейтенант В.Т. Алексухин восемнадцать раз был атакован истребителями противника, но не пасовал отважный лётчик, сам смело переходил в атаку и побеждал. Умело маневрируя, он давал возможность прицельно вести огонь стрелкам-радистам экипажа, которые сбили три истребителя врага. В бой всегда идёт с рвением, храбро и с мужеством» [19, с. 102]. За годы войны совершил 215 боевых вылетов.

15 декабря 1943 года зам. командира эскадрильи 617-го ШАП В.Т. Алексухин направил свой, объятый пламенем, самолёт на скопление танков противника и погиб. Звание Героя Советского Союза старшему лейтенанту Василию Тимофеевичу Алексухину присвоено 4 февраля 1944 года посмертно [2Q, л. 16]. За боевые отличия награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды [21, с. 99-1Q3; 22, с. 315].

Многие гвардейцы отмечены орденами и медалями Советского Союза, в том числе 12 человек - орденом Ленина и 1Q4 - орденом Красного Знамени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1945 года 617-й штурмовой авиационный полк был награжден орденом Суворова III степени [23, с. 76].

На фронтах Великой Отечественной войны сформированные в 1 -й Чкаловской войной авиационной школе авиаполки с честью выполнили все задания командования, а личный состав проявил мужество и отвагу.

Литература и источники

1. Фёдорова А.В. Оренбург в годы Великой Отечественной войны. - Оренбург: Оренбург. кн. изд-во, 1995. - 211 с.

2. Оренбургское лётное: 50-летию училища посвящается. - Оренбург: Типография ОВВАУЛ, 1971. - 268 с.

3. Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф.33. Оп. 682524. Д.193.

4. ПеровВ.И., Растренин О.В. Штурмовая авиация Красной Армии. Т. 1. Суровая школа. - М.: Издатель А.С. Акчурин, 2QQ3.

- 21Q с.

5. Приказ Командующего Калининского фронта № Q249^ от 17 июля 1942 г.

6. Наградной лист полковника С.Я. Мозгового. 1Q марта 1945 года. // ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 686Q44. Д. 4541.

7. Наградной лист полковника С.Я. Мозгового. 18 апреля 1945 г. // ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 6546.

8. Подвиг во имя Родины. - Куйбышев: Куйбышев. кн. изд-во, 1968. Кн.2. - 279 с.

9. ЦАМО РФ. Ф.33. Оп.686196. Д.2Ю5.

1Q. Книга о героях. - Ереван: Изд-во Академии наук Арм. ССР, 1985. - 288 с.

11. ПетросянцХ.С. Крылатое племя. - Ереван: Айастан, 198Q. - 169 с.

12. ЦАМО РФ. Ф.33. Оп.793756. Д.51.

13. Подвиг: Рассказы о Героях Советского Союза - ивановцах. 3 изд. испр. и доп. - Ярославль: Верхне-Волж. кн.изд-во, 198Q.

- 399 с.

14. Наградной лист майора Г.И. Гапанюка. 13 апреля 1942 г. // ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 216

15. Сталинградская битва. Июль 1942 - февраль 1943: энциклопедия. - Волгоград: Издатель, 2Q17. - 84Q с.

16. ЦАМО РФ. Ф.33. Оп.682526. Д.919.

17. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп.793756. Д.2.

18. Бессмертен подвиг их высокий. 2-е изд., перераб. и доп. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. - 645 с.

19. Журавлёв А. Пике в бессмертие. - М.: Москов. рабочий, 1977. 2Q. ЦАМО РФ. Ф.33. Оп.793756. Д.2.

21. На поле ратном: Очерки и воспоминания о воинах-рязанцах, Героях Советского Союза. - М.: Москов. рабочий, 1977. - 335 с.

22. Дьячков Л.П. Герои Советского Союза - тамбовцы: Книга очерков. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1974. - 271 с.

23. Копылов И.С., Лазукин А.Н., Райкин Г.Л. Оренбургское лётное. - М.: Воениздат, 1976. - 268 с.

References and Sources

1. Fyodorova A.V. Orenburg v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. - Orenburg: Orenburg. kn. izd-vo, 1995. - 211 s.

2. Orenburgskoe lyotnoe: 5Q-letiyu uchilishcha posvyashchaetsya. - Orenburg: Tipografiya OVVAUL, 1971. - 268 s.

3. Central'nyj arhiv Ministerstva oborony RF (CAMO RF). F.33. Op. 682524. D.193.

4. Perov V.I., Rastrenin O.V. Shturmovaya aviaciya Krasnoj Armii. T.1. Surovaya shkola. - M.: Izdatel' A.S. Akchurin, 2QQ3. - 210 s.

5. Prikaz Komanduyushchego Kalininskogo fronta N° Q249/n ot 17 iyulya 1942 g.

6. Nagradnoj list polkovnika S.Ya. Mozgovogo. 1Q marta 1945 goda. // CAMO RF. F. 33. Op. 686Q44. D. 4541.

7. Nagradnoj list polkovnika S.Ya. Mozgovogo. 18 aprelya 1945 g. // CAMO RF. F. 33. Op. 686196. D. 6546.

8. Podvig vo imya Rodiny. - Kujbyshev: Kujbyshev. kn. izd-vo, 1968. Kn.2. - 279 s.

9. CAMO RF. F.33. Op.686196. D.21Q5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1Q. Kniga o geroyah. - Erevan: Izd-vo Akademii nauk Arm. SSR, 1985. - 288 s.

11. Petrosyanc H.S. Krylatoe plemya. - Erevan: Ajastan, 198Q. - 169 s.

12. CAMO RF. F.33. Op.793756. D.51.

13. Podvig: Rasskazy o Geroyah Sovetskogo Soyuza - ivanovcah. 3 izd. ispr. i dop. - Yaroslavl': Verhne-Volzh. kn.izd-vo, 198Q. - 399 s.

14. Nagradnoj list majora G.I. Gapanyuka. 13 aprelya 1942 g. // CAMO RF. F. 33. Op. 682524. D. 216

15. Stalingradskaya bitva. Iyul' 1942 - fevral' 1943: enciklopediya. - Volgograd: Izdatel', 2Q17. - 84Q s.

16. CAMO RF. F.33. Op.682526. D.919.

17. CAMO RF. F. 33. Op.793756. D.2.

18. Bessmerten podvig ih vysokij. 2-e izd., pererab. i dop. - Tula: Priok. kn. izd-vo, 1983. - 645 s.

19. Zhuravlyov A. Pike v bessmertie. - M.: Moskov. rabochij, 1977. 2Q. CAMO RF. F.33. Op.793756. D.2.

21. Na pole ratnom: Ocherki i vospominaniya o voinah-ryazancah, Geroyah Sovetskogo Soyuza. - M.: Moskov. rabochij, 1977. - 335 s.

22. D'yachkov L.P. Geroi Sovetskogo Soyuza - tambovcy: Kniga ocherkov. - Voronezh: Centr.-Chernozem. kn. izd-vo, 1974. - 271 s.

23. Kopylov I.S., Lazukin A.N., Rajkin G.L. Orenburgskoe lyotnoe. - M.: Voenizdat, 1976. - 268 s.

ФЁДОРОВА АЛЛА ВЛАДИМИРОВНА - доктор исторических наук, профессор, Оренбургский государственный аграрный университет (publcentr@mail.ru).

FEDOROVA, ALLA V. - Doctor of History, Professor, Orenburg State Agrarian University (publcentr@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.