Научная статья на тему 'К истории восстановления объектов культуры города Сталинграда в 1943–1950-е гг'

К истории восстановления объектов культуры города Сталинграда в 1943–1950-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
499
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / КИНОТЕАТРЫ / БИБЛИОТЕКИ / МУЗЕИ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ СТАЛИНГРАДА / CULTURAL INSTITUTIONS / CINEMA / LIBRARIES / MUSEUMS / RESTORATION OF STALINGRAD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Серенко М. Н.

Статья посвящена освещению восстановительных мероприятий в сфере культуры в Сталинграде после освобождения города от фашистских захватчиков. Показано, что к 1950 г. Сталинград по основным показателям развития культурной сферы приблизился к довоенным годам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Towards the History of Restoration of Objects of Culture in Stalingrad City in 1943–19501Volgograd State Institute of Arts and Culture

The article is devoted to illumination of recovery actions in the culture sphere in Stalingrad after the libe ration of the city from Nazi invaders release. It is shown that by 1950 Stalingrad on the main indicators of development of the cultural sphere came nearer to pre-war years.

Текст научной работы на тему «К истории восстановления объектов культуры города Сталинграда в 1943–1950-е гг»

УДК 93/94 ББК 63.3

К ИСТОРИИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА СТАЛИНГРАДА В 1943-1950-е гг.

М. Н. Серенко

Историческое исследование проблемы восстановления Сталинграда многогранно. Значительная часть научно-исследовательских работ посвящена вопросам возрождения социально-экономического потенциала Сталинградской области. Вопросы экономики, восстановления промышленных предприятий и активизации работы в сельском хозяйстве глубоко проанализированы историками. Однако тщательное изучение проблем восстановления объектов социальной сферы Сталинграда на основе значительно расширившейся источниковой базы, при отсутствии идеологических установок, актуально до сих пор.

Одной из наиболее значимых проблемных точек для исследователя является вопрос восстановления объектов культуры Сталинграда. Культура, безусловно, остается важным компонентом жизни социума. Именно поэтому органы управления Сталинграда уделяли огромное внимание решению задачи по восстановлению объектов культуры и началу слаженного функционирования системы культурно-просветительской работы в целом.

В Сталинграде, крупном индустриальном центре СССР, к началу войны была создана и активно работала широкая сеть учреждений культуры. В городе насчитывалось 4 государственных музея (Сталинградский областной музей краеведения, Сталинградская картинная галерея, Музей обороны Царицына и Историко-литературный музей имени А. С. Серафимовича), более 70 крупных библиотек, 4 театра (Драматический областной театр им. М. Горького, театр Музыкальной комедии, театр Юного зрителя и Театр кукол) [Величкин 2005: 359].

Все учреждения культуры города и области работали с максимальной отдачей. Посещение музеев, лекций, походы в кино и театр стали для многих сталинградцев традиционными способами проведения досуга. Так, только экспозиции краеведческого музея в 1940 г. посетили 70 762 сталинградца и гостей города [ГА ВО. Ф. 6598. Оп. 1.

Д. 29. Л. 1]. За четыре года существования Музея обороны Царицына (1937-1941 гг.) его гостями стали около полумиллиона человек [Культурное строительство..., I 1980: 322]. Музей пользовался огромной популярностью не только у жителей города: расположенный в непосредственной близости от железнодорожного вокзала музей часто посещали пассажиры проходящих поездов.

Умелая организация досуга трудящихся стала одной из причин активного вовлечения рабочих, служащих, студентов и школьников в широко развивавшуюся сеть коллективов творческой самодеятельности. Незадолго до начала Великой Отечественной войны в Сталинграде насчитывалось свыше 60 кружков и студий театральной самодеятельности [Андрианова 1991: 131]. Свое мастерство участники кружков художественной самодеятельности самой различной направленности демонстрировали на многочисленных творческих олимпиадах и фестивалях народного творчества.

Кино также было широко представлено в довоенном Сталинграде. Самой вместительной была летняя открытая киноплощадка в Городском саду. Она позволяла одновременно смотреть кино примерно семи сотням человек. Основными демонстрационными площадками в городе были кинотеатры, построенные незадолго до начала войны: «Ударник», «Комсомолец», «Культармеец», «Спартак», «Красная Звезда», «Призыв». Вместе с тем демонстрация фильмов производилась и во всех клубах промышленных предприятий города. Нередко кино демонстрировали прямо на улице или во дворах многоквартирных домов с помощью звуковых кинопередвижек. В городе сохранялись и незвуковые киноустановки, на которых показывали «немое кино», выпуски киноматериалов агитационной направленности [Культурное строительство..., I 1980: 294].

Сталинградская битва, длившаяся 200 дней и ночей, нанесла культуре региона невосполнимый ущерб. В результате прямого

попадания авиабомбы в первые дни сражения были уничтожены ценнейшие экспонаты Краеведческого музея [Чернявская 1994: 116]. Вражескими бомбардировщиками был уничтожен пароход, на котором вывозилась богатейшая коллекция Сталинградской картинной галереи. В числе картин, потерянных безвозвратно, были полотна великих русских художников: И. И. Шишкина, И. Е. Репина, И. И. Левитана, И. К. Айвазовского и многих других [ЦДНИ ВО. Ф. 113. Оп. 20. Д. 140. Л. 20].

Впервые сведения об учреждениях культуры, разрушенных в ходе Сталинградской битвы, были оглашены на внеочередной сессии областного совета народных депутатов в феврале 1943 г., сразу после завершения разгрома окруженной группировки фашистских войск. Тогда же было заявлено об уничтожении 138 городских и районных библиотек, ряда театров и кинотеатров [Культурное строительство..., II 1981: 234].

Сведения об ущербе, нанесенном немецко-фашистскими оккупантами, собирала и обобщала специально созданная Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний захватчиков. К середине лета 1944 г. в Сталинграде были обобщены данные о разрушениях в ходе Сталинградской битвы, в том числе и об уничтожении объектов социальной сферы. 6 марта 1945 г. Чрезвычайная государственная комиссия огласила окончательные результаты работы. Сообщалось, что немецко-фашистские захватчики разрушили и сожгли все клубы и красные уголки города, все театры Сталинграда, здания обоих цирков, 11 кинотеатров; огромные имущественные потери были нанесены сети творческих самодеятельных коллективов. Общая сумма убытков, нанесенных зданиям учреждений культуры области, составила 230 430 000 рублей [ЦДНИ ВО. Ф. 6088. Оп. 1. Д. 5. Л. 174-175].

Работы по возрождению Сталинграда начались сразу по окончанию боев. Первые планы восстановительных работ были определены еще тогда, когда в городе шли последние уличные бои. В январе 1943 г. на повестке дня Х! Пленума Сталинградского обкома ВКП (б) одним из важнейших значился вопрос о восстановлении объектов культуры. Пленум постановил начать работу по возрождению «всех политпросвет-учреждений, особенно изб-читален, клубов,

библиотек, а до 1 марта 1943 г. установить в районах, пострадавших от немецких оккупантов, 7 стационарных киноустановок и 10 кинопередвижек» [Культурное строительство..., I 1980: 46].

Жители города и представители других регионов СССР сразу откликнулись на призыв возродить Сталинград и приняли самое активное участие в восстановительных работах. Руководство Сталинградской области, понимая важную роль культурнопросветительской работы с населением, выделяло на восстановительные работы все необходимые средства. Так, например, из 16 млн рублей, которые поступили в Сталинград в качестве добровольных пожертвований, два миллиона были направлены на восстановление Театра юного зрителя [ЦДНИ ВО. Ф. 113. Оп. 14. Д. 6. Л. 204]. Примерно в это же время в городе были открыты, в приспособленных помещениях, два стационарных кинотеатра [ЦДНИ ВО. Ф. 113. Оп. 14. Д. 128. Л. 9].

Молодежные черкасовские бригады также активно включились в работу по восстановлению объектов культуры. В период с сентября 1943 г. по апрель 1944 г. 210 молодежно-комсомольских бригад восстановили помещения и здания 86 учреждений культуры [ЦДНИ ВО. Ф. 171. Оп. 88. Д. 225. Л. 9].

Поскольку строившийся Сталинград остро нуждался в огромном объеме самых различных материалов, на местах искали способы их замены. Так, главная газета области «Сталинградская правда» опубликовала большую статью инженера И. Гурари, в которой тот предлагал более смело искать замену дефицитным стройматериалам: «Восстановление Сталинграда требует огромного количества всевозможных строительных материалов. При существующих условиях не всегда эти материалы есть. Поэтому широкое распространение должны найти заменители различных видов сырья. Глина с добавкой извести может заменить дефицитный алебастр для штукатурных работ. Хорошо промытый шлак можно использовать при бетонных работах, так как он дает легкое, дешевое и устойчивое перекрытие. Полуразрушенные стены с небольшой деформацией неответственных зданий не следует разбирать, их надо связать железобетонным поясом и заделать бреши, нанесенные осколками мин, авиабомб, снарядов. Дощатые переборки можно заменить хворо-стом-плетнем» [Гурари 1943].

Несмотря на большие разрушения и значительную утрату книжного фонда, силами сталинградцев в области к лету 1944 г. были восстановлены 193 библиотеки, в том числе: 1 областная, 4 городских, 67 районных [ЦДНИ ВО. Ф. 113. Оп. 18. Д. 99. Л. 62]. Сами строители активно пользовались книгами из библиотек. Так, только в первом полугодии 1944 г. на руки было выдано 49 000 книг [Мазурицкий 1982: 87]. Чаще всего сталинградцы брали в библиотеках роман Л. Н. Толстого «Война и мир», Е. В. Тарле «Наполеон» и повесть В. А. Каверина «Два капитана» [Культурная жизнь в СССР ... 1977: 114]. Книги в библиотечные фонды поступали из различных уголков страны. Из Ленинградской области были доставлены 342 тыс. книг, из Хабаровского края — 24 тыс. книг и т. д. [ЦДНИ ВО Ф. 113. Оп. 18. Д. 99. Л. 26].

Несколько сложнее шло восстановление театров Сталинграда — крайне необходимого элемента культурной жизни города. Из-за отсутствия помещений театры по возвращении из эвакуации были вынуждены либо работать в городах области (например, Театр музыкальной комедии временно расположился в Камышине [Андрианова 1994: 187]), либо, как Драматический областной театр, давать представления на окраине города [Культурное строительство..., II 1981: 65].

Гораздо более основательно и оперативно решались вопросы, связанные с наполнением актерских театральных трупп. Зачастую эти меры носили директивный характер. Так, после возвращения театров Сталинграда из эвакуации остро встал вопрос нехватки профессиональных актеров. Идя навстречу просьбе сталинградских коллег, председатель Комитета по делам искусств при Совете Народных комиссаров СССР приказал отправить на работу в восстанавливаемый город трех актеров из Малого академического театра, трех актеров из Саратовского государственного театра, одного актера из Московского театра Ленинского комсомола и других [Культурное строительство..., II 1981: 110].

После победы СССР в Великой Отечественной войне в условиях перестройки народного хозяйства для мирной работы возросло финансирование восстановительных мероприятий в Сталинграде. Это не могло не сказаться на темпах работ. В 1946 г. были восстановлены и приняты в эксплуатацию

кинотеатры «Комсомолец» и «Гвардеец» [ЦДНИ ВО Ф. 113. Оп. 14. Д.130. Л. 20]. В 1948 г. вновь открылся музей обороны Царицына — Сталинграда [Музей-панорама... 1984: 208]. В том же году открыт кинотеатр «Победа», крупнейший в Сталинграде [Поднятый из руин 1962: 188].

Вместе с работами по восстановлению объектов культуры Сталинграда горожане участвовали в творческих конкурсах. Так, в июне в Сталинграде прошла «Первая Олимпиада художественной самодеятельности». В ней приняли участие рабочие заводов, кондитерской фабрики, школьники. Последние стали лучшими. Первое место завоевала ученица неполной средней школы № 6 Надя Гитатова, исполнившая песню Снегурочки из одноименной оперы Римского-Корсакова [Модина 1943].

К концу 1950 г. в Сталинграде уже имелась развитая, хорошо функционировавшая система учреждений культуры. В городе успешно работали в своих помещениях три театра, 10 кинотеатров и киноплощадок, 5 дворцов культуры, 40 клубов [Люшин 1963: 227]. Таким образом, Сталинград по основным показателям развития культурной сферы приблизился к довоенным годам.

Источники

Государственный архив Волгоградской области (ГА ВО).

Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИ ВО).

Литература

Андрианова Г. Н. Художественный облик Царицына — Сталинграда. Волгоград: Универсал, 1991. 192 с.

Андрианова Г. Н. И жизнь приходила на сцену // Отчий край. 1994. № 4. С. 186-192.

Величкин А. И. Учреждения культуры и война // Сталинград в бою и труде. Документы. Очерки. Воспоминания. Фотографии. Волгоград: Издатель, 2005. С. 399-402.

Гурари И. Чем заменить дефицитные стройматериалы // Сталинградская правда. 1943. 6 июля.

Культурная жизнь в СССР. Хроника. 1941-1950.

М.: Наука, 1977. 198 с.

Культурное строительство в Волгоградской области. 1917-1941. Сборник документов и материалов. Т. I. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1980. 366 с.

Культурное строительство в Волгоградской области. 1917-1941: сб. док. и мат-лов. Т. II.

Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1981. 384 с.

Люшин С. П. Трудовой подвиг волгоградцев. 1943-1962. Волгоград: Волгоград. кн. изд-во, 1963. 356 с.

Мазурицкий А. М. Библиотечное строительство в СССР в годы Великой Отечественной войны. М.: Политиздат, 1982. 287 с.

Модина. Первая олимпиада // Сталинградская правда. 1943. 20 июня.

Музей-панорама «Сталинградская битва». Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1984. 208 с.

Поднятый из руин (сборник док. и мат-лов о восстановлении и развитии Волгограда. 1943-1960). Волгоград: Волгоград. кн. изд-во, 1962. 352 с.

Чернявская Л. Все мы у истории в гостях. Волгоградскому краеведческому — 80 лет // Отчий край. 1994. № 2. С. 110-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.