Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ УЧАСТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ГРУПП АССИРИЙЦЕВ В ФОРМИРОВАНИИ ДИАСПОР ГОРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ: ВЫХОДЦЫ ИЗ СЕЛА ЗИРИНИ ОБЛАСТИ ДЖИЛУ'

К ИСТОРИИ УЧАСТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ГРУПП АССИРИЙЦЕВ В ФОРМИРОВАНИИ ДИАСПОР ГОРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ: ВЫХОДЦЫ ИЗ СЕЛА ЗИРИНИ ОБЛАСТИ ДЖИЛУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
150
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ассирийцы / диаспора / Центральная Россия / город / село / Зирини / зерная / группа / Assyrians / Diaspora / Central Russia / city / village / Zirini / zernaja / group

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — С.С. Михайлов

В данной статье автор рассказывает об одной из локальных групп внутри ассирийской диаспоры в городах Центральной России, а именно о выходцах из села Зирини, которое до 1915 . находилось в горной области Джилу, в горах Турецкого Курдистана. Данное селение являлось столицей небольшого ассирийского независимого маликстваДжилуГорта (Большая Джилу) и, по сведениям русских дипломатов, к началу ХХ в., насчитывало не менее двух сотен домов. В России, в том числе в регионе, о котором мы ведем речь, оказалось достаточно малое число семей выходцев из Зирини. Они с 1920–1930-х гг. поселились в Москве, Рязани, Мичуринске, Выксе, а также предположительно еще ряде городов, преимущественно находящихся в Московской, Тамбовской. Нижегородской областях и республике Мордовия. Автор, опираясь на сведения по репрессированным ассирийцам, опубликованным архимандритом Стефаном (Садо), а также на материалы собственных этнографических изысканий, сообщает в статье все известные сведения о данной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF PARTICIPATION OF LOCAL GROUPS OF ASSYRIANS IN THE FORMATION OF DIASPORAS OF CITIES IN CENTRAL RUSSIA: NATIVES OF THE VILLAGE OF ZIRINI, JILU REGION

In this article, the author tells about one of the local groups within the Assyrian Diaspora in the cities of Central Russia, namely the natives of the village of Zirini, which until 1915 was located in the mountains region of Jilu, in Turkish Kurdistan.This village was the capital of a small independent Assyrian Malik Kingdom JiluGorta (Big Jilu) and, according to Russian diplomats, by the beginning of 20thcentury, there were no more then 200 houses. In Russia, including the region about which we tell, there was a small number of families of immigrants from the village of Zirini. They from 1920-1930 settled in Moscow, Ryazan, Michurinsk, Vyksa, as well as presumably in a number of cities, mainly located in the Moscow, Tambov, Nyzhny Novgorod regions and the Republic of Mordovia. The author, based on the information on the repressed Assyrians, published by Archimandrite Stephen (Sado), as well as the results of his own ethnographic research, reports in the article all known information on this group.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ УЧАСТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ГРУПП АССИРИЙЦЕВ В ФОРМИРОВАНИИ ДИАСПОР ГОРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ: ВЫХОДЦЫ ИЗ СЕЛА ЗИРИНИ ОБЛАСТИ ДЖИЛУ»

ЭТНОЛОГИЯ

УДК 821 161 1(09) "1917/1991" DOI 10.25797/NHP.2020.20.3.006

К ИСТОРИИ УЧАСТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ГРУПП АССИРИЙЦЕВ В ФОРМИРОВАНИИ ДИАСПОР ГОРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ: ВЫХОДЦЫ ИЗ СЕЛА ЗИРИНИ ОБЛАСТИ ДЖИЛУ

Аннотация:

В данной статье автор рассказывает об одной из локальных групп внутри ассирийской диаспоры в городах Центральной России, а именно о выходцах из села Зирини, которое до 1915 . находилось в горной области Джилу, в горах Турецкого Курдистана. Данное селение являлось столицей небольшого ассирийского независимого маликстваДжилу-Горта (Большая Джилу) и, по сведениям русских дипломатов, к началу ХХ в., насчитывало не менее двух сотен домов. В России, в том числе в регионе, о котором мы ведем речь, оказалось достаточно малое число семей выходцев из Зирини. Они

с 1920-1930-х гг. поселились в Москве, Рязани, Мичуринске, Выксе, а также предположительно еще ряде городов, преимущественно находящихся в Московской, Тамбовской. Нижегородской областях и республике Мордовия. Автор, опираясь на сведения по репрессированным ассирийцам, опубликованным архимандритом Стефаном (Садо), а также на материалы собственных этнографических изысканий, сообщает в статье все известные сведения о данной группе.

Ключевые слова:

ассирийцы, диаспора, Центральная Россия, город, село, Зирини, зерная, группа.

ON THE HISTORY OF PARTICIPATION OF LOCAL

GROUPS OF ASSYRIANS IN THE FORMATION OF DIASPORAS OF CITIES IN CENTRAL RUSSIA: NATIVES OF THE VILLAGE OF ZIRINI, JILU REGION

Abstract: in the cities of Central Russia, namely the

In this article, the author tells about one of natives of the village of Zirini, which until the local groups within the Assyrian Diaspora 1915 was located in the mountains region of

Jilu, in Turkish Kurdistan.This village was the capital of a small independent Assyrian Malik Kingdom JiluGorta (Big Jilu) and, according to Russian diplomats, by the beginning of 20thcentury, there were no more then 200 houses. In Russia, including the region about which we tell, there was a small number of families of immigrants from the village of Zirini. They from 1920-1930 settled in Moscow, Ryazan, Michurinsk, Vyksa, as well as presumably in a number

of cities, mainly located in the Moscow, Tambov, Nyzhny Novgorod regions and the Republic of Mordovia. The author, based on the information on the repressed Assyrians, published by Archimandrite Stephen (Sado), as well as the results of his own ethnographic research, reports in the article all known information on this group. Keywords:

Assyrians, Diaspora, Central Russia, city, village, Zirini, zernaja, group.

Изучение истории и культуры пусть даже небольших диаспор и других локальных групп всегда в идеале должно включать в себя детальное изучение и их составных частей, в виде более мелких территориальных и иных сообществ, из которых они складывались. Если мы имеем дело с диаспорой этнической группы, которая до попадания в изучаемый регион сохраняла четкую родоплеменную структуру, то весьма важным является изучение роли всех представленных здесь племенных и родовых сообществ в ее становлении и развитии. Одним из примеров такой диаспоры являются ассирийцы. иногда не совсем верно именуемые этнонимом «айсоры», оказавшиеся в России преимущественно в годы Первой Мировой войны и расселившиеся по многим городам после 1918 г., проживавшие ранее в горах Курдистана и сохранявшие до начала ХХ в. родоплеменную структуру, похожую на курдскую. Принадлежность к тому или иному локальному сообществу, а именно племя (ассирийцы-старожилы до сих пор иногда именуют его термином «миллет») или прежняя сельская группа (аналог курдского кабиле) отчасти играет

роль внутри ассирийского сообщества до сих пор, хотя, по истечении столетия со времени переселения в Россию и начала ассимиляционных процессов, хотя уже в несоизмеримо меньшем масштабе.

В данном исследовании нам хотелось бы поговорить о представителях локальной группы «зерная», которая представляет собой потомков выходцев из села Зирини, которое до 1915 г. располагалось в ассирийской области Джилу, находившейся в горах Хяккяри, в нынешнем Турецком Курдистане. Эта сельская группа не слишком заметно была представлена в общей массе ассирийских беженцев, прибывших в Россию в годы Первой Мировой войны и даже не составляла особо заметный процент среди представителей племени миллетджильвая (население области Джилу), в состав которого входит. Тем не менее, она представляет для нас немалый интерес как составная часть российской ассирийской диаспоры, а также сообщества российских джильвая, тем более, что до начала ХХ в. село Зирини являлось столицей одного из двух княжеств-ма-ликств, которые существовали в Джилу. Уроженцы селения Зирини в нашей стра-

не известны в Ленинграде, Краснодаре и ряде других мест (СадоС.2017 : 60, 142), однако, нас будут интересовать только те зерная, которые обосновались в регионах Центральной России.

Область Джилу находилась в т.н. «Области аширетных (т.е. независимых) несториан» и населявшие ее ассирий-цы-джильвая, наряду с жителями входивших в нее областей-маликствДиз (племя дизная), Баз (базная), Тхума (тхумная). Верхнее и Нижнее Тьяри (тьяра), являлись одним из «аширетных» («би-аши-рат») горских племен-миллет. Последние починялись прежде всего своим маликам, а через них — духовному и светскому главе ассирийского народа, патриарху Церкви Востока, происходившему из рода Мар-Шимунов. По данным русского-вице-консула в городе Ван, Р. Термена, в начале ХХ в. в области Джилу находилось не менее 1000 домов «несториан», т.е. ассирийцев-христиан (Термен 1910: 40). Исторически к этому времени область в административном плане была разделена на два маликства, управлявшихся своими династиями князей-маликов — Большая Джилу (ассир. — ДжилуГорта) и Малая Джилу (Джилу Сорта). Село Зирини являлось к началу ХХ в. центром маликстваД-жилуГорта (Маевский 1904 : Приложения, 80). Область Джилу считалась достаточно древним ассирийским регионом, который упоминается с первых веков нашей эры., здесь издревле существовала и одна из известных епархий Церкви Востока, известная по крайней мере с IV в. и фактически существующая до сих пор в изгнании, с резиденцией правящего епископа, находившейся сначала в Ираке, а потом на территории США (Кожунов2018 : 4).

Согласно сведениям русского вице-консула в Ване, В. Маевского, по состоянию на 1899 г. в с. Зирини, входившем в состав маликстваДжилуГорта, находилось не менее 200 «домов» (Маевский1904 :80). Семью годами позже, другой русский вице-консул, Р. Термен, насчитал в рассматриваемом населенном пункте 190 «домов» (Термен1910 :222) Вопрос, что указанные дипломаты подразумевали под понятием «дом»? Маевский, в своей книге вроде бы дает определение этому даваемому им термину -с населением в среднем восемь человек членов одной семьи. Однако, нас это не совсем устраивает по следующей причине. Если судить по соплеменникам зерная, происходящим из с. Алсан (аласная), каковые почти все, уцелевшие после резни и исхода оказались в России, то таковых у Маевского показано 80 «домов», а у Термена — уже 90. В нашей стране аласная создали две большие диаспоры, по несколько десятков семей каждая, в Москве и Казани, а также небольшими группами, насчитывавшими от нескольких до десятка семейств, расселились по двум с половиной десяткам городов вокруг Москвы: Тверь, Тула, Орел, Рязань, Кинешма, Рыбинск, Кострома, Муром, Ряжск, Серпухов и др. Здесь, с учетом человеческих потерь во время отступления из гор Хяккяри на иранскую территорию и далее в Россию, явно речь не идет о восьми или девяти десятках семей в среднем по восемь человек каждая. Русские дипломаты однозначно не сами совершали подсчеты в посещаемых ими ассирийских селениях, тем более, что аши-ретные горцы, которые, с одной стороны, были намерены использовать русскую помощь против турок и мусульман вообще, с

другой, что мы видим и по другому произведению Маевского, написанному под впечатлением посещения «Земли аширетных-несториан», однозначно видели в России опасность, исходящую от империалистической державы, стремившейся захватить их земли и навязать на них свои порядки (Маевский 1913: 69-70). Хотя Маевский напротив многих «несторианских» селений, которые упомянуты в таблице, в приложении его книги, ставит отметку «проверены лично» (Маевский1904 : Приложения, 7984), явно информацию ему не давали выявлять самостоятельно, а сообщали сельские старшины или какие-то другие, близкие местным лидерам ассирийские источники. С точки зрения последних, русский дипломат, он же разведчик, ни в коем случае не должен был быть в курсе истинного положения дел.Не исключено, что под «домами» ему подразумевали не жилые строения, населенные представителями нескольких поколений одной семьи, а более крупные родственные сообщества — ро-ды-«отжах», населявшие села и из которых состояли их локальные группы. Насколько известно автору, в той же Казани, где в 1920-х гг. обосновалось 40 семей алас-ная, были представлены 13 отжах из этого села: Би-Адам, Би-Шаппу, Би-Шеху, Би-Шадуси и др. Какие-то из этих родов, а также некоторые другие (Би-Ишуни, Би-Бешу и др.) были представлены в московской диаспоре аласная, а также в других городах, где обосновались представители данной группы. Так в Твери (в советское время — Калинин), жили семьи из отжах Би-Шадуси и Би-Джаджи, в Туле — Би-Адам. Отжах, которые происходили из с. Зирини, о каковых к 1990-м гг. помнили в Москве, мы упомянем чуть ниже.

Значительная часть информации, касающейся истории зерная, равно как и других ассирийских локальных групп Центральной России, была собрана автором в ходе полевых этнографических исследований, начатых еще в 1992 г. Из публикаций, касающихся расселения ассирийцев на территории России и, в том числе, рассматриваемого региона и рассматриваемой локальной группы, нами была использована книга заведующего библиотекой Санкт-Петербургской Духовной Академии, архимандрита Стефана (Садо), этнического ассирийца, «Мартиролог ассирийцев СССР», вышедшая в 2017 г. Архимандрит Стефан (Садо) и после выхода своего труда продолжает собирать материал по репрессированным соплеменникам, находя и информацию по новым лицам, а также новые сведения по уже известным. В дальнейшем все это должно войти в новое издание книги, но, пока ее еще нет, мы, получив от Садо данные по интересующим нас персоналиям, будем ссылаться на его устные сообщения. Согласие со стороны о. Стефана на это нами получено. Специально локальная ассирийская группа выходцев из с. Зирини прежде никем не описывалась, и работа автора является первой попыткой рассказать о ее истории в России.

Рассказ о местах, где обосновались ассирийцы — беженцы из с. Зирини, на наш взгляд надо начать с со столицы. В Москве немногочисленные семьи зерная обосновались в 1920-х гг. в исторической местности «Грузины», т.е. в районе Пресни, прежнего Тишинского рынка, зоопарка, недалеко от Белорусского вокзала, рядом с куда более многочисленными выходцами из с. Алсан (группа аласная). Последние

оказались самым большим сообществом джильвая, оказавшимся в России, а также одной из четырех наиболее крупных групп ассирийцев, участвовавших в формировании московской диаспоры на начальном этапе. Выходцы из Зирини, равно как и представители еще ряда небольших сельских групп из Джилу, оказались под влиянием многочисленных соплеменников и к настоящему моменту в значительной степени ассимилированы ими, утратив историческую память характерную именно для их локальной группы. В связи с этим уже в начале 1990-х гг. выяснить что-то касательно истории данного сообщества у его потомков было достаточно сложно.

От представителей других групп мы знаем, что большая часть московских зер-ная, приблизительно три-четыре семейства, поселилась на Малой Грузинской ул., среди одной из двух наиболее крупных столичных колоний аласная. В 1993 г. автору старожилы упомянули о некой группе из трех семей зерная, которые поселились в Замоскворечье, на Новокузнецкой ул., однако, судя по всему, они там жили не так уж и долго, поскольку к 1960-м гг. их уже там не было, да и о них мало кто помнил (Михайлов1995: 141; Михайлов, Фарис 2015: 56). Существование замоскворецкой группы семей косвенно подтверждается тем, что еще в начале 1990-х гг., когда автор начинал свои полевые изыскания по московской диаспоре, как минимум на трех сохранявшихся к тому моменту «стоянках» (в палатках) чистильщиков обуви, которые располагались в районе Серпуховской и Даниловской площадей — местах. где с 1920-х гг. предоставляли места в основном ассирийцам из окрестных районов — работали представители рас-

сматриваемой группы.Однако, как многие джильвая, вращавшиеся в то время в среде соплеменников, эти люди не шибко были готовы к общению с исследователем, отправляя по всем вопросам к кому-либо из представителей интеллигенции, которые якобы «знают все» и т.п. Главным образом о зерная автору рассказал бывший в свое время лучшим знатоком и хранителем исторической памяти группы аласная, Лев Борисович Мирза, с которым беседа состоялась в 1993 г. Здесь мне были названы две семьи (некоторые из упоминавших их информантов называли их частью одного семейства), которые происходили «из рода би-малик Манду», т.е. из рода (отжах), к которому принадлежал некий малик Манду, о котором, к сожалению. никто ничего рассказать не смог. Главу одной из семей звали ИшоХнанишу, а второй, по-ассирийски — Манду (явно в России у него было записано другое имя, под которым он был известен и знавшим его неассирийцам) Шуманов. О точной близкой степени родства глав двух семейств, были ли их главы родными, двоюродными братьями, или же находились в более дальней связи, нам не пояснили. Также в той колонии проживали семьи, главами которых, прибывшими в Россию, были БаббуГеворгиз, происходивший из рода-отжах Би-Баббу, и Савришу Бит-Джамо, из рода-отжах Би-Савришу. Учитывая тот момент, что указанная информация была записана от представителей других групп, знавших указанные семьи и их историю со стороны, мы допускаем, что и «род би-малик» на деле мог быть одним из двух упомянутых отжах.Здесь достоверная информация может быть получена только от знатоков истории самой группы зерная, каковых,

по крайней мере в нашей стране, ныне не осталось. Мы можем сделать только один вывод, что в России, а конкретно в самой Москве, в 1920-х гг. оказались члены семейства, принадлежавшего к роду-отжах, из коего были и малики ДжилуГорта.

Также две семьи зерная, носившие фамилию «Варда», по рассказам старожилов проживали в Электрическом и Табачном переулках. Мы полагаем, что таковых семей ранее было больше, просто к началу 1930-х гг. или в более поздний период, многие их них выехали из Москвы. По крайней мере в 1938 г. в Электрическом пер. жил со своей семьей брат арестованного в Кашире Ильи АвраБеньямина — Миша АвраБеньямин (СадоС.2017 :166). Старожилы, с кем автору довелось пообщаться в 1992-1994 гг., о семье Беньямин, которая бы проживала в указанном переулке, ничего не рассказывали.

В книге о. Стефана (Садо) «Мартиролог ассирийцев СССР» мы встречаем арестованного в 1938 г. СавришоХнанишу, который происходил или из с. Зирини, или (у Садо указано в скобках) Мар-Зайя, проживавшего в доме №3 в Табачном пер. В следственном деле этого человека упоминались его старший Гавриил, а также высланный в 1935 г. в Иран старший брат Гиваргиз Сулейманов, семья которого, как часто бывало в таких случаях, могла остаться в СССР. По сведениям Садо, С. Хнанишу происходил из семьи «сардаров» (старост) церкви Мар-Зайя (СадоС.2017 :578-579). Судя по всему, его семья все-таки была выходцами из селения Мар-Зайя, хотя этот святой почитался во всей области Джилу и не только в ней. Его храм (до определенного времени — монастырь), имевший посвящение святым Мар-Зайя и Мар-Тавор, соо-

руженный в 427 г., с строительством которого была связана целая легенда, каковую до настоящего времени можно услышать от старожилов групп джильвая и гяварная, располагался в одноименном селе, которое в развернутом варианте именовалось — «мата д'Умрад'Мар-Зайя». В Зирини же находились две церкви, имевшие посвящение во имя святых: Мар-Азиз (IV в.) и Мар-Авдышо. Именно такую информацию автору сообщил представитель московской ассирийской диаспоры Г. Слывус, в 2015 г. совершивший и небольшую экспедицию в места прежнего проживания ассирийских горских групп в горах Хяккяри. Однако, семья Хнанишу в какой-то период своей жизни могла быть связана и с с. Зирини, иначе почему последнее вдруг оказалось упомянутым в биографии вышеупомянутого репрессированного.

В книге Садо также упомянут уроженец с. Зирини, арестованный в 1936 г., Иосиф БарыкшаСаврышев, который проживал в 1924-1929 и 1931-1936 гг. в доме №30/44 по Бол. Тишинскому пер., в кв.1., где также жили его сестра и двоюродный брат, носившие фамилию Барыкша (СадоС.2017 : 498). В Среднем Тишинском пер., в доме №13/50 проживала семья выходцев из с. Зирини, Шумановых, из которой происходил арестованный в 1937-м и приговоренный к расстрелу в 1938 г. ЮханБитишу Шуманов (СадоС.2017 :599). Как видим, «география» расселения московских выходцев из интересующего нас села была несколько обширнее, нежели в 1990-х гг. помнили старожилы, однако, она ограничивалась одним районом — все той же Пресней и забытыми ныне «Грузинами».

О том, что прежде семей зерная в Москве в тех же 1920-х гг. было больше,

нам свидетельствует и информация о некоторых членах данной группы, которые были репрессированы в других городах. В 1938 г. в Ленинграде был арестован Давид (Дади) Асан Абрамов, который жил в столице в 1926-1929 гг., до того момента, как его осудили за уголовное преступление. Среди его родственников Садо упоминает тетю, Гузель Сулейманову, выехавшую в 1935 г. из Москвы в Иран, а также «неродного брата» Гавриила Битудди, в том же году высланного из страны за «религиозную пропаганду» (СадоС. 2017 : 60). В материалах о репрессированном в 1938 г. в г. Рассказово, Тамбовской обл. уроженце с. Зирини Якове РезгиновичеЗавзаеве, упоминается его родной брат, Авраам РезгиновичЗавзаев, который жил на тот момент в Москве, правда, без указания по какому именно адресу.

В 2015 г. автор, во время посещения ассирийского некрополя на столичном Ваганьковском кладбище, обнаружил интересное старое надгробие, находившееся среди нескольких могил семьи, члены которой носят фамилии«Варда», «Биткаш», «Гиво», датированное 1930 г. Это горизонтально лежащая каменная плита, на которой практически полностью отсутствует русский текст и, в отличие от более поздних известных автору памятников, кириллица вообще. В сентябре 2019 г. по просьбе автора известный специалист по истории древней Восточной Церкви, владеющий и ассирийским языком, Н.Н. Селезнев, перевел краткую надпись на памятнике, также поделившись и некоторыми своими интересными выводами. Надпись, в переводе Селезнева, звучит следующим образом: «Мянду бар Малик Ишо из места Зирини отошел из этого мира в году 1930

1 швата». «Швата» — ассирийское название февраля, «Мянду» (по другому варианту — Манду) — личное имя погребенного, «бар Малик Ишо» означает, что этот человек происходил из семьи малика, носившего имя Ишо. Выше мы видели упоминания о роде малика Манду, но о том, насколько можно судить об одном и том же роде-отжах, к которому в разное время принадлежали оставившие след в памяти потомков Манду и Ишо, мы,за неимением информации, не можем. В селе Зирини функции малик-раисов, т.е. глав сельского сообщества, выполняли малики, правившие в ДжилуГорта, т.е. лидером села и лидером части племени-миллет был один и тот же человек. Во времена вице-консуль-ства В. Маевского, в 1899 г., правителем области ДжилуГорта был малик Мирза (Маевский 1904 : Приложения, 80).

По словам Селезнева, составитель надписи был воспитан не на печатной книжной ассирийской традиции, а на рукописях -текст представляет собой имитацию именно рукописных вариантов начертания буквенных символов. Скорее всего его составлял кто-то из попавших в Россию в середе беженцев переписчиков, возможно, что представитель духовенства Церкви Востока. Цифры «1» и «1930» взяты из европейской традиции (т.н. арабские), однако, изготавливавший памятник неизвестный мастер-ассириец, судя по всему держал перед глазами газету или какую-то дореволюционную русскую книгу — на лицо полное копирование типографского стиля того времени.

Вне Москвы, в рассматриваемом регионе. ассирийцы-зерная известны нам в ряде городов, одним из которых прежде всего следует назвать соседний областной

центр — Рязань. Выходцы из Джилу составляли основу рязанской городской ассирийской диаспоры и, как мы полагаем, могли бывать здесь еще до начала Первой Мировой войны и исхода представителей этого народа из мест традиционного проживания. Нам известно, что рязанские джильвая, включая и семьи выходцев из с. Зирини, жили в самом центре города, фактически напротив кремля. По рассказам старожилов, несколько ассирийских семей проживали в домах №№2 и 10 по ул. Революции (ныне ей возвращено название Соборная), представлявших собой старинные двухэтажные каменные особняки, разделенные в советское время на коммунальные квартиры. Две семьи зер-ная, включая и носившую фамилию Миди, проживали в доме №2, который стоит всего в нескольких десятках метров от древнего рва, за которым расположена собственно кремлевская территория. Глава семейства Амнувел(по другим источникам — Аманувил) Миди, как свидетельствуют некоторые моменты из биографий связанных с ним ассирийцев из других городов, до середины 1930-х гг. проживал в разных городах, включая Ленинград и Казань, а в саму Рязань перебрался из Мичуринска, соседней Тамбовской обл. В Рязани он поселился там, где до него уже явно давно проживали родственники — иначе как в указанный период, когда в областных городах были определенные проблемы со свободным жильем, можно было прописаться по такому адресу. Об этом мы еще скажем чуть ниже.Еще одной фамилией рязанских зерная, представители которой до сих пор проживают в рассматриваемом городе, были Варда. Мы не знаем, являются ли они родственниками тех Варда,

которых мы видели в Москве — данная фамилия у ассирийцев не относится к числу редких и эксклюзивных и встречается достаточно часто у разных локальных групп, как в приведенной форме, так и в производных Вардаевы, Вартановы и др. — но, учитывая малочисленность рассматриваемой диаспоры в России, часто встречающуюся общность происхождения

семей, живущих в разных городах, исключать таковое нельзя. К сожалению, сейчас уже ушло поколение, которое было в курсе всех кровнородственных связей и поддерживало тесные контакты с иногородней родней, а молодежь, часто уже являющаяся продуктом смешанных браков, выросшая вне традиции, нужной информации нам дать не может. Иногда даже люди рождения второй половины 1940-1950-х гг. могут назвать только города, в которых жили родственники, к кому их возили в детстве, с кем держали связь родители, но не смогут вспомнить ни точных адресов, имен и иных важных моментов.

То, что, оказавшись в городе ассирийцы смогли обосноваться в таком месте, свидетельствует о том, что их переселение сюда произошло достаточно рано, вряд ли позднее начала 1920-х гг. В то время, после революционных событий и трагических моментов, коснувшихся многих жителей российских городов, в последних еще оставалось какое-то количество пустующего жилья и получить от властей разрешение поселиться в самом центре города было просто. Позже в города стали прибывать группы переселенцев и к концу 20-х губернские центры уже были в значительной степени переполнены и в них, в лучшем случае, можно было найти свободный угол где-нибудь на окраине или в не шибко благополучном районе. Здесь же ассирийцы жили не только в самом историческом ядре города, но и в соседнем квартале от зданий, в которых располагались городские и областные власти.

По новым сведениям архимандрита Стефана (Садо), выявленным уже после выхода книги 2017 г., репрессированный

ЮашГеворгизов, которого мы увидим в Мичуринске, до переселения в 1935 г. в этот город порядка не менее одного года вместе с отцом проживал в Рязани.

В Коломне, лежащей на той же железнодорожной ветке, что и Рязань, на полпути из последней в Москву, по информации, полученной автором еще во время полевого изучения ассирийской диаспоры в 1992-1994 гг., в предвоенные десятилетия обосновались ассирийцы-джильвая из маликстваДжилуГорта, из сел Алсан, Миди и Зирини. К сожалению, они проживали здесь не долго и вскоре покинули Коломну. Ассирийская семья Бит-Юхан, принадлежащая к племени шапатная, поселившаяся в городе в начале 1960-х гг., с представителями которой автору удалось поговорить, их здесь уже не застала.

По рассказам ассирийцев-старожилов г. Егорьевска, находящегося в 40 км. от Коломны, в стороне от основной железнодорожной линии (соединен с последней боковой веткой), здесь изначально проживало относительно большое число семей представителей племени джиль-вая, которые впоследствии практически все выехали из города. Уже в 1994 г. никто толком не мог сообщить, в каком году это произошло, куда перебрались эти семьи — в другой город или вовсе выехали из страны — какие фамилии они носили и другие моменты. Егорьевские ассирийцы. в основном представители племени-мил-летшапатная, также не были в курсе, к выходцам из какого селения (или селений) относились эти джильвая. Мы только можем предположить, по близости Коломны и Рязани, что здесь могли фигурировать уроженцы сс. Алсан, Миди и, конечно же, интересующего нас Зирини.

Во втором по числу жителей городе Тамбовской области — Мичуринске (до 1932 г. — Козлов) — небольшая диаспора, история которой предположительно начинается еще до Первой Мировой войны, еще со времен посещения Центральной России ассирийскими отходниками, состояла преимущественно из выходцев из Джилу, в том числе и из с. Зирини. Именно к зерная принадлежал репрессированный в 1938 г. ЮашЮхановичГеворгизов (СадоС.2017 : 245). О последнем есть информация в книге Садо, но несколько больше этот исследователь сообщил автору в дополнительных сведениях, предоставленных в 2018 г. Ранее семья Геворгизовых проживала в Серпухове, рязани, а в Мичуринске оказалась незадолго до ареста Юаша. В городе она поселилась по адресу: ул. Станционная, д.52 (не сохранился), что возле вокзала «Мичуринск-Уральский». Судя по всему, там к тому моменту жили какие-то родственники. иначе как появившееся столь поздно в городе семейство могло найти жилья в таком выгодном для себя районе. После ареста Геворгизова, согласно проработанному Садо следственному делу, в городе еще оставались его родственники, а именно сестра и три брата. Об их дальнейшей судьбе нам на данный момент ничего не известно. После освобождения, в 1950-х гг., ЮашГеворгизов проживал в Соликамске. Тогда же Садо дал информацию и о репрессированном в этом городе Илье ЮхановичеДавидьянце, жившем с русской женой (первая, ассирийка, умерла, когда он жил на Кубани) и другими членами семьи на Коммунистической ул., д.50, который, по его сведениям также происходил из Джилу, но без указания,

из какой именно деревни он был выходцем. Не исключено, что Давидьянц также был зерная, но в равной степени он мог родиться в с. Алсан. Достаточно важным дополнением к портрету И. Давидьянца является то, что в следственном деле фигурирует его подпись на ассирийском языке, выполненная традиционным «не-сторианским» письмом, т.е. этот человек принадлежал к числу образованных представителей данного народа. О принадлежности его к духовенству Церкви Востока данных нет, но он мог быть переписчиком рукописей или каким-то еще хранителем древней церковной традиции.

В середине 1930-х гг. в Мичуринске какое-то время проживали члены семьи Миди — уже известный нам по Рязани Амнувел, а также его родной брат Авдыш, которого мы ниже увидим в Саранске, где его в 1938 г. застигли репрессии. Братья Миди жили по тому же адресу, что и семья ЮашаГеворгизова — Станционная, д.52, что может свидетельствовать о родственных отношениях двух указанных семейств. Впрочем, не исключено, что по этому адресу, в частном доме, мог проживать местный, «козловско-мичуринский» анклав выходцев из с. Зирини, тогда как джильвая из с. Алсан и, возможно, из каких-то других сел, обосновались в других уголках города.

В октябре 2017 г. автор побывал в Мичуринске, где беседовал с одной из двух последних представительниц местной ассирийской диаспоры. Людмилой Иосифовной Давыдовой, 1944 г.р. К сожалению, она уже ничего не знала о том, выходцы из каких групп и сел проживали в городе, поскольку, как сложилось впечатление в ходе беседы с ней, пока были

живы старики — представители поколения, родившегося в Турции и непосредственно участвовавшего в становлении диаспоры — вся культурная национальная жизнь, сохранение традиций и т.п., находились в их руках. Их дети, которые как правило уже состояли в смешанных браках, были вовлечены в общую городскую жизнь, в профессиональные и иные отношения, судя по всему как-то не особо и стремились воспринять традицию, хотя не порывали с городским ассирийским сообществом и поддерживали тесные контакты со всеми членами составлявших его семей, а также, пока было живо старшее поколение, с родственниками в других городах. Л.И. Давыдова располагала информацией только о своей семье, а также еще о двух, которые проживали в городе в послевоенные десятилетия и практически ничего не знала о Геворгизовых, которые жили на Станционной ул. (в городе было еще одной ассирийское семейство с аналогичной фамилией, которая, к сведению, весьма распространена у данного народа, но которое поселилось в городе уже позже семьи Юаша), а также о Давидьянце. Информант даже не была в курсе к каким локальным группам принадлежали местные ассирийцы — видимо при ней старшим поколением такие моменты почти не озвучивались, что, кстати, может свидетельствовать только о том. что послевоенная городская диаспора была достаточно монолитна в плане происхождения и особой необходимости вспоминать племенные и сельские термины, дабы почер-кнуть принадлежность человека и семейства, не было.

Помимо Мичуринска (Козлова), согласно последним архивным находкам

о. Стефана (Садо), уроженцы Зирини проживали в некоторых других городах Тамбовской области: Рассказово и Кирсанов. В первом случае мы знаем о Якове РезгиновичеЗавзаеве, прямо названном уроженцем интересующего нас села. Во втором случае, ассириец АблаханХавилов назван уроженцем г. Урмия в Иране, однако, судя по его профессии — «кустарь-ч/обуви» — таковым он не являлся. Поэтому исключать его принадлежность к интересующей нас группе, за отсутствием реальных сведений о его происхождении, мы не можем. Хавилов с 1922 г. жил в Москве, в 1927 г. перебирается в Тамбов, а в 1930 — в Кирсанов.

В 1938 г. в Саранске был арестован Авдыш Михайлович Миди, умерший в заключении уже в следующем году, не дождавшись высылки в Иран, к которой его приговорили как гражданина этой страны. По официальным документам, он родился в иранской Урмии, однако, что видно в том числе и по профессии — чистильщик обуви — этот человек принадлежал к беженцам из одной из горской групп (СадоС.2017 : 424). По новым сведениям, обнаруженным Садо, Авдыш Миди прямо назван уроженцем области Джилу, а также родным братом Амнувела Миди, которого мы видели в Рязани. В Саранск он переселяется незадолго до репрессий — в 1936 г. Как и в случае со многими другими городами, его семья явно приехала в город не на пустое место. а туда. где уже жили какие-то односельчане, которые могли помочь обустройству на новом месте, прежде всего в плане жилья и работы.

В книге С. Садо мы встречаем и еще одного репрессированного ассирийца, некоторое время проживавшего в Саранске,

который по документам фигурировал как уроженец иранской Урмии. однако, что видно и по роду занятий — «ч/обуви и заливщик» — принадлежал к одной из горских групп, не исключено, что к рассматриваемым нами зерная. Это — Михаил УшаневичБсулто (Бисултов), 1906 г.р. Он, после пересечения после 1917 г. российской границы, проживания в разное время в Тифлисе, Екатеринодаре (современный Краснодар) и станице Дондуковской, в 1923 г. поселяется в Москве, откуда в 1935 г. перебирается в Саранск. Здесь он живет не так долго и к 1938 г. он обосновывается в Мелекессе, Куйбышевской обл., где его застают репрессии (СадоС.2017 : 218).

Возможно, к локальной группе зер-ная принадлежал и арестованный в 1938 г. в подмосковной КаширеИлья АвраБеньямин, которого мы встречаем в книге о. Стефана (Садо) 2017 г. Согласно сведениям, почерпнутым из следственного дела, куда они могли попасть только из официального иранского паспорта фигуранта (к моменту ареста этот человек уже был гражданином СССР, но в советском документе явно были воспроизведены сведения из предыдущего паспорта), этот ассириец родился в 1884 г. в г. Урмия в Иране, однако, согласно устному мнению того же архимандрита Стефана (Садо), на деле он явно происходил из области Джилу. Принадлежность не к урмиж-ная, а к одной из горской групп косвенно подтверждается и тем, что И. Беньямин работал чистильщиком обуви, т.е. был занят в промысле, коим не занимались фактические выходцы из Урмии. Илья АвраБеньямин попал в Россию в 1919 г, до 1924 г. жил в Тифлисе, затем перебирается в Москву, где живет до 1935-го и

чистит обувь на стоянке у Зоологического сада. Из столицы он и переселяется в Каширу, где с семьей, в состав которой входила супруга и двое малолетних детей, живет по адресу: ул. Свободы, д.23, кв.2.Садо пишет, что «.. .до него в Кашире работал другой ассириец, который выехал в Иран.». Заподозрить в Беньямине, о котором, равно как и о его семье, нам более нигде не удалось выяснить никакой информации, выходца из с. Зирини нас заставляет тот момент, что его родной брат, Миша АвраБеньямин, согласно материалам того же следственного дела, проживал в Москве, по адресу: Электрический пер., д.8, кв.80. Вспомним, что именно в этом переулке выше мы видели семью зерная, носившую фамилию Варда, которую помнили старожилы, опрошенные автором в первой половине 1990-х гг. Кстати, здесь мы также можем вспомнить упомянутое надгробие на Ваганьковском кладбище с его чисто ассирийской надписью — Беньямин умел писать на родном языке и в деле фигурирует его подпись «несторианским» письмом, которую Садо также приводит в главке, которая посвящена этому репрессированному. Не исключено, что он мог быть тем самым автором надписи на памятнике Мянду бар Малика Ишо, тем более, что, когда тот умер, в 1930 г., Илья АвраБеньямин жил в Москве. (СадоС. 2017: 166-167) Однако, не будем забывать и высланного за «религиозную пропаганду» в 1935 г. в Иран Гавриила Битудди, «неродного брата» упоминавшегося выше Давида Абрамова, который, если поддерживал какие-то элементы религиозной жизни в ассирийском сообществе, также мог быть человеком грамотным и книжным (СадоС.2017 : 60).

Во время репрессий 1938 г. выходцы из Зирини мелькают и в г. Серпухов, расположенном, также, как и Кашира, в южной части Московской обл., также на р. Ока. В Серпухове, также как в Москве, Рязани, Коломне и Мичуринске, зерная проживали бок-о-бок с соплеменниками из с. Алсан.В 1925-1931 гг. в этом городе жил со своим отцом и другими родственниками ЮашГеворгизов, которого мы видели в Рязани, а потом и в Мичуринске, где его застали репрессии 1938 г. В книге отца архимандрита Стефана (Садо), Михаила ЮханновичаСадо (1934-2010), собственно и начавшего их семейные исследования в деле изучения истории своего народа, в том числе и истории коснувшихся его репрессий, посвященной репрессирвоанным ленинградским ассирийцам, мы встречаем и родного брата ЮашаГеворгизова — АзисаЮханновичаГеворгизова, информация о котором также дублируется и в книге 2017 г. АзисГеворгизов жил в Серпухове с 1922 по 1929 г., после чего был осужден местным судом за убийство одного из родственников. После отбытия срока, в 1933 г., он поселяется в Ленинграде, где его и застают репрессии 1938 г. (СадоМ. 2012 : 94-95; СадоС. 2017 : 246)На момент репрессий 1938 г. в этом городе вроде бы оставались только выходцы из с. Алсан (СадоС. 2017 :532-533, 639), зерная уже здесь не было.К сожалению, мы уже не сможем выяснить, представители какой группы были первопроходцами, а кто присоединился к соплеменникам позже.

Наверняка география расселения выходцев из с. Зирини была гораздо шире того, что нам известно на данный момент. Мы знаем, что в 1930-х гг. как минимум один представитель рассматриваемой груп-

пы некоторое время проживал в г. Выкса Горьковской (ныне — Нижегородской) области. В книге Садо здесь упомянут Иосиф БарыкшаСаврышев, живший и работавший в Выксе почтальоном с 1929 по 1931 г. До и после этого времени он жил в Москве, где и был арестован в 1936 г. (СадоС.2017 :498). Возможно,Саврышев оказался в этом городе по причине того, что здесь к тому времени уже проживали какие-то родственники или односельчане — в тот период ассирийцы, сохранявшие крепкие родоплеменные связи, еще слабо адаптировавшиеся к жизни в новой стране, крайне не любили проживать вдали от своих. Если какая-то небольшая группа зерная, вряд ли более нескольких семей, жила в Выксе, то нельзя исключать и того, что их прежние односельчане могли осесть в соседнем Муроме, где, как нам известно, жили выходцы из другого села ДжилуГорта — Алсана. Прецеденты соседства представителей обеих сельских групп нам известны по ряду других городов, о чем мы сообщали выше. Зерная также могли поселиться и в некоторых других ближайших крупных и относительно крупных городов, как стоящих по линии железной дороги, так и по р. Ока, где нам известны случаи пребывания ассирийцев в довоенные десятилетия: Павлово-на-Оке. Богородск, Арзамас и др. По последней, используя рейсовый речной транспорт, ходивший до обмеления реки, представители группы могли попастьсо стороны Серпухова, Рязани. К 1938 г. как минимум одна смешанная ассирийско-рус-ская семья (супруг аласная) проживала в Касимове, обосновавшись в нем в 1932 г. (СадоС.2017 :266), однако, мы не располагаем сведениями о том, были ли здесь

какие-то ассирийские семьи, в том числе и интересующей нас группы, которые жили прежде и выехали из города ко второй половине 1930-х. Потомки касимовского репрессированного Давида Осифа сына Давида, с кем автору довелось пообщаться, ничего не знали об этом. Постоянные миграции ассирийских семей из города в город, которые происходили все 1920-е и большую часть 1930-х гг., а также выезд части семей беженцев из страны в Иран, запутали многие следы. В настоящее время информацией о проживании поколений их дедов и прадедов в том или ином городе не всегда владеют даже потомки многих ассирийских семей, особенно тех, где утрачена историческая память.

Исходя из приведенного выше, мы можем сделать вывод, что в рассматриваемом регионе, в городах Центральной России, ассирийцы-беженцы из селения Зирини, которое до 1915 г. являлось центром независимого («аширетного») маликстваД-жилуГорта (Большая Джилу), коих в Россииоказалось, особенно в сравнении с их соплеменниками из с. Алсан, не так много, расселились следующим образом. Помимо мегаполиса с большой ассирийской диаспорой, а именно Москвы, представители локальной группы зерная создали достаточно компактный ареал расселения, в который вошли города нескольких соседствующих регионов: Московской, Рязанской, Тамбовской, Нижегородской (Горьковской) областей и Республики Мордовия (в советский период — Мордовской АССР).Практически все известные нам пункты находятся по линиям Казанской (Рязань, Коломна, Саранск), павелецкой (Кашира, Мичуринск), Курской (Серпухов) железных дорог, а также, что

не менее важно, по реке Ока, бывшей еще в недавнем прошлом судоходной и могущей играть важную роль в деле расселения ассирийских семей. На последней стоят Серпухов, Кашира, Коломна, Рязань, Выкса. Возможно. указанный регион был известен выходцам из Зирини и до 1914 г., когда они могли бывать здесь в качестве отходников, также как и соплеменни-ки-джильвая из с. Алсан, которые в начале ХХ в. уже хорошо знали Москву, Козлов, Рыбинск, Нижний Новгород, Тверь. Орел. Скудная сохранившаяся информация о зерная, к сожалению, не позволяет нам выяснить полную картину прошлого этой группы в нашей стране. То, что мы на данный момент знаем, является всего лишь надводной частью айсберга.

К сожалению, сейчас, на исходе второго десятилетия XXI в., через столетие после того, как в России оказалась волна ассирийских беженцев и собственно начали формироваться их городские диаспоры, мы можем находить лишь остатки информации по небольшим локальным группам, которые принимали участие в их становлении. Тем не менее, и они позволяют судить о общей картине становления российского ассирийского сообщества и роли в нем того или иного племе-ни-миллет или входившей в него сельской группы. Работа по изучению ассирийской диаспоры, в том числе и выявление новых информантов, являющихся носителями какой-то исторической памяти своих семей и групп, в том числе и представителей зерная, продолжается. Мы надеемся, что со временем удастся найти новую информацию по выходцам из Зирини рассматриваемого региона и впоследствии ввести ее в научный оборот.

Литература:

Кожунов 2018 — Кожунов С. История Джилу. // Ассирийские новости. — №55. — Июнь 2018. — с.4.

Маевский 1904 — Маевский В. Т. Военно-статистическое описание Ванского и Битлисского вилайетов. Тифлис, Штаб Кавказского военного округа, 1904. 842 с.

Маевский 1913 — Маевский В. Т. НесторианеВанского вилайета. // Известия Штаба Кавказского военного округа. №№35-36. Тифлис, 1913. 87 с.

Михайлов 1995 — Михайлов С. С.Формирование ассирийской общины в Москве в 1918 — начале 1920-х гг. // Этнографическое обозрение. М., 1995. №4. С.137-144.

Михайлов, Фарис 2015 — Михайлов С., Фарис В. Ассирийцы на новой Родине: русский выбор. М., 2015. 264 с.

Садо М. 2012 — Садо М. Ю. Мартиролог ленинградских ассирийцев (1931-1938 гг.). СПб., 2012. 247 с.

Садо С. 2017 — Садо С. Мартиролог ассирийцев СССР (1920-1950-е годы). СПб., 2017. 709 с.

Термен 1910 — Термен Р. И. Отчет о поездке в санджак ХеккиариВанского вилайета в 1906 г. Тифлис, 1910.231с.

References:

Kojunov 2018 — Kojunov S. The history of Jilu. // Assyrian news. — №55. — Zaporozhye. — June 2018. — p.4.

Mayevski 1904 — Mayevski V. T. Military statistical description of the Van and Bitlis provinces (vilayetes). Tiflis. The Staff of the Caucasian military district. 1904. 842 p.

Mayevski 1913 — Mayevski V. T. The Nestorians of the Van Vilayet. // Bulletin of the Staff of the Caucasian military district. №№35-36. Tiflis. 1910. 87 р.

Mikhailov 1995 — Mikhailov S. S. The Assyrian community in Moscow in 1918 — early 1920s. // Ethnographicheskoyeobozreniye. Moscow. 1995. №4. p.137-144.

Mikhailov, Faris 2015 — Mikhailov S., Faris V. Assyrians in the new Homeland: Russian choice. Moscow.2015. 264 p.

Sado M. 2012 — Sado M. Y. TheLeningradmartyrologyoftheAssyrians(1931-1939-ies). Saint-Petersburg. 247p.

SadoS. 2017 — Sado S. The marturorogy of the Assyrians of the USSR (1920-1950-ies). Saint-Petersburg. 2017. 709 p.

Termen 1910 — TermenR Report on the visit to HakkariSanjak of the Vilayet of Van in 1906. Tiflis, 1910.

Об авторе

С.С. Михайлов

Историк, этнолог, член Союза писателей России, независимый исследователь. E-mail: mesherdkray@mail.ru

S.S. Mikhailov

Historian, ethnologist, member of Writer's Union of Russia. Independent researcher. e-mail: mesherdkray@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.