DO1 10.18522/2500-3224-2022-3-38-47 УДК 94(540)
К ИСТОРИИ УЧАСТИЯ АНГЛО-ИНДИЙЦЕВ В СЕССИЯХ ИНДИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОНГРЕССА (1880-е гг.)
Никитин Дмитрий Сергеевич
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия [email protected]
Аннотация. На первом этапе своего существования Индийский национальный конгресс (ИНК) стремился объединить в своих рядах представителей всех этнических и конфессиональных групп населения, в том числе и англо-индийцев (британских жителей Индии), что в условиях колониальной зависимости было важным фактором развития организации. Целью статьи является исследование вклада англо-индийцев в работу ежегодных сессий Конгресса и выявление особенностей их отношения к индийскому национальному движению. На основе отчетов о сессиях, английской и индийской прессы, воспоминаний участников сессий ИНК выявляется численность и профессиональный состав англо-индийских делегатов, поддерживаемые ими резолюции, степень их вовлеченности в работу Конгресса. Сделаны выводы о том, что в рядах Конгресса существовала группа англо-индийских представителей, оказывавших большое организационное и идейное влияние на работу ИНК, однако в целом попытки Конгресса вовлечь в национальное движение значительное число англо-индийцев оказались малоэффективными, и консервативное англо-индийское сообщество отрицательно относилось к росту национального самосознания индийского населения.
Ключевые слова: Индийский национальный конгресс, история Индии, англо-индийцы, национальные движения, Уильям Уэддерберн, Джордж Юл, Эрдли Нортон.
Цитирование: Никитин Д.С. К истории участия англо-индийцев в сессиях Индийского национального конгресса (1880-е гг.) // Новое прошлое / The New Past. 2022. № 3. С. 38-47. DOI 10.18522/2500-3224-2022-3-38-47 / Nikitin D.S. The History of the Anglo-Indians' Participation in the Sessions of the Indian National Congress in 1880s, in Novoe Proshloe / The New Past. 2022. No. 3. Pp. 38-47. DOI 10.18522/2500-3224-2022-3-38-47.
© Никитин Д.С., 2022
THE HISTORY OF THE ANGLO-INDIANS' PARTICIPATION IN THE SESSIONS OF THE INDIAN NATIONAL CONGRESS IN 1880s
Nikitin Dmitry S.
National Research Tomsk State University,
Tomsk, Russia
Abstract. Consolidation of representatives of all ethnic and confessional groups, including Anglo-Indians (British residents of India) was an important factor in the development of the Indian National Congress in 1880s. The purpose of the article is to study the contribution of Anglo-Indians to the work of the annual sessions of the Congress and to identify the peculiarities of their attitude to the Indian national movement. Based on the Congress' reports, English and Indian press, the memoirs of the Congress' participants, the number and professional composition of the Anglo-Indian delegates, the resolutions supported by them, the degree of their involvement in the work of the Congress are revealed. Conclusions are drawn that there was a group of Anglo-Indian representatives in the ranks of the Congress who exerted a great organizational and ideological influence on the work of the Congress, however, the attempts to involve a significant number of Anglo-Indians to the national movement proved ineffective, and the conservative Anglo-Indian community reacted negatively to the growth of national consciousness of the Indian population.
Keywords: Indian National Congress, history of India, Anglo-Indians, national movements, William Wedderburn, George Yule, Eardley Norton.
Путь национально-освободительной борьбы, пройденный Индией, стал примером для многих колоний и зависимых территорий мира. Переход к активным действиям, превращение национального движения в массовое, применение тактики ненасильственной борьбы стали важными факторами достижения национальной независимости. Однако на стадии становления национального движения, в XIX в., индийские лидеры стремились не к борьбе против британского владычества, а к сотрудничеству с ним. Индийцы, получившие английское образование, воспитанные на европейской философии и литературе, полагали, что британское правление избавило Индию от внутренней разобщенности и постоянных междоусобиц, принесло в страну, населенную множеством народов, говорящих на разных языках, инструмент для взаимопонимания - английский язык. Британская политическая модель представлялась идеалом, к которому следует стремиться, и Индийский национальный конгресс (ИНК), объединивший в своих рядах самых активных общественных деятелей своего времени, с момента возникновения в 1885 г. заявлял о том, что британский парламент является для него моделью для подражания.
Следует заметить, что колониализм привел к появлению в индийском обществе новой прослойки, тесно связанной с системой управления - англо-индийцев. В XIX в. под этим термином, поменявшим впоследствии свое значение, понимались британцы, родившиеся в Индии или постоянно в ней жившие. Таким образом, в эту категорию попадали как государственные служащие, в течение десятилетий поднимавшиеся по карьерной лестнице, так и представители иных профессий -плантаторы, преподаватели учебных заведений, сотрудники печатных изданий. После народного восстания 1857-1859 гг. англо-индийское сообщество стремилось дистанцироваться от индийского населения и с опаской смотрело на рост патриотических настроений в стране. Однако Конгресс, выступавший за объединение «самых ревностных тружеников в деле национального прогресса» [Proceedings..., 1886, p. 5], был заинтересован в англо-индийской поддержке [Suntharalingam, 1958, p. 269]; кроме того, в его создании активное участие принимали бывший чиновник Индийской гражданской службы Аллан Октавиан Юм, ставший генеральным секретарем организации [Никитин, 2015, с. 100], и секретарь правительства Бомбейского президентства Уильям Уэддерберн. Таким образом, на первых ежегодных сессиях ИНК англо-индийцы были постоянными, хотя и немногочисленными участниками. Для Конгресса посещение сессии европейскими жителями Индии было одним из показателей того, что его деятельность вызывает интерес [Proceedings., 1886, p. 11-12], а его идеи разделяют не только образованные индийцы. Поэтому исследование вклада англо-индийцев в работу первых сессий ИНК имеет важное значение для изучения идеологии и программы умеренного течения внутри Конгресса, доминировавшего в организации в первые годы ее существования.
Первую сессию ИНК, прошедшую в конце декабря 1885 г., посетило 72 человека, приглашенных А.О. Юмом, который стал делегатом от Шимлы, где он жил после своей отставки. В качестве гостей собрания на бомбейской сессии присутствовали У. Уэддерберн, судья Дж. Джардин, который после возвращения в Англию стал
членом парламента и часто выступал по индийскому вопросу, директор Эльфин-стонского колледжа У. Вордсворт, полковник А. Фелпс; по резолюции, посвященной конкурсным испытаниям на государственную службу, высказывался председатель Евразийской и англо-индийской ассоциации Д.С. Уайт [Proceedings..., 1886, p. 91]. На сессии присутствовали корреспонденты ведущих англо-индийских газет, и подробные отчеты о происходящих на собрании событиях публиковала, в частности, бомбейская «Times of India» [Times of India, 1885, 29 Dec.; Times of India, 1885, 31 Dec.]. Однако уже первая сессия ИНК показала противоречивое отношение англо-индийского сообщества к требованиям, выдвигаемым Конгрессом. Так, газета «The Bombay Samachar» отмечала: «Некоторые англо-индийские писатели пытались, хотя и безуспешно, чинить препятствия и преуменьшать значение этих встреч» [Report on native papers., 1886, p. 7]. В феврале 1886 г. обозреватель «Times of India» отмечал, что «сердечно принимает» некоторые из принятых резолюций, тогда как остальные казались ему «более чем сомнительными» [Times of India, 1886, 24 Feb.]. Тем не менее следующая сессия ИНК, прошедшая в декабре 1886 г. в Калькутте, привлекла широкое внимание общественности. Число делегатов выросло; начиная с калькуттской сессии, они избирались на собраниях региональных и местных ассоциаций, и отчеты о выборах были опубликованы в ежегодном отчете ИНК [Report., 1887, p. 141-152]. Хотя А.О. Юм был единственным британским делегатом на сессии, на ней присутствовал чиновник Индийской гражданской службы Г. Коттон, впоследствии ставший президентом ИНК (1904 г.) и возглавивший в 1906 г. Индийский парламентский комитет, отстаивавший интересы Конгресса в Палате общин.
С ростом числа участников сессий росло и число англо-индийских представителей. Делегатами третьей сессии в Мадрасе (1887 г.), помимо А.О. Юма, были адвокат Э. Нортон и директор колледжа Дж. Адам. Эрдли Нортон был активным сторонником Конгресса в первые годы существования организации [Balakrishnan, 2018]. На сессии 1887 г. он выступил с речью, которую А.О. Юм объявил «первой значительной речью, сказанной каким-либо европейцем на конгрессах» [Report., 1888, p. 29]. В ней Нортон заявлял, что между индийцами и европейцами нет «непобедимого антагонизма», а деятельность Конгресса не ограничивается вопросами, интересующими только индийские общины - вопросы, к которым ни один «англичанин не может испытывать ни малейшей симпатии или привязанности» [Report., 1888, p. 29]. В подтверждение своих слов Нортон приводил тот факт, что он был избран делегатом на сессию без выдвижения своей кандидатуры, чтобы убедить собравшихся в том, что «тысячи англичан, чьи голоса не слышны отчасти из-за их официального положения, отчасти из-за их великодушной, но ошибочной веры в то, чего не существует» [Report., 1888, p. 29] разделяют принципы социальных и политических реформ, за которые выступал ИНК. Таким образом, Нортон поднял вопрос о взаимопонимании между англичанами (и англо-индийцами) и индийским населением [Das, 1978, p. 61]. Важным достижением собраний Конгресса Нортон считал резолюцию о необходимости реорганизации и расширения законодательных советов, полагая ее «краеугольным камнем будущего триумфа» Конгресса [Report., 1888, p. 29]. В политической программе раннего ИНК реформа законодательных советов
действительно занимала важнейшее место, являясь олицетворением либеральных принципов, разделявшихся его основателями. Именно приверженность этим принципам привлекала к деятельности Конгресса либералов как в Индии, так и в Англии, где с 1887 г. функционировало Индийское политическое агентство.
Участие Нортона в сессиях ИНК не ограничилось лишь одной яркой и запоминающейся речью; он участвовал в дебатах по резолюции, требовавшей создания военных учебных заведений, вошел в состав комиссии по разработке предварительного варианта устава Конгресса [Report..., 1888, p. 63] и организовал для делегатов и гостей сессии торжественный прием [Report., 1888, p. 76]. Его сотрудничество с ИНК продолжалось до 1895 г., и в течение этого период он различными способами содействовал национальному движению, выступал на публичных собраниях, обращался с посланиями к вице-королю. Решением бомбейской сессии 1889 г. Нортон вошел в состав конгрессистской делегации в Англию, где принимал участие в дебатах по закону об индийских советах и, по словам бенгальского лидера ИНК С. Банерджи, «сослужил хорошую службу» [Banerjea, 1925, p. 106]. В конце столетия конгрессмен П. Пиллай описывал Нортона как «блестящего писателя и оратора», в котором народ Индии нашел своего убежденного защитника [Pillai, 1899, p. 25-26]. Активное, разностороннее участие Нортона в жизни Конгресса и национального движения привело к тому, что некоторые соотечественники считали его «скрытым мятежником» [Report., 1888, p. 29], а Р. Киплинг, бывший убежденным противником Конгресса, в очерке «Просвещение Пэджетта» упоминал Нортона в числе англичан, которые руководят Конгрессом, а последний являл собой всего лишь «британское изобретение, поддерживаемое усилиями господ Юма, Эрдли Нортона и Дигби» [Pioneer, 1890, 11 Sep.]. Конгрессистская карьера Нортона прервалась в 1895 г., когда он оказался в центре любовного скандала. В 1903 г. он вновь посетил декабрьскую сессию ИНК, но не был там особо заметен, а в 1908 г. выступил в качестве главного советника обвинения на Алипурском процессе над индийскими революционерами.
Джон Адам, другой англо-индийский делегат сессии 1887 г., выступал в поддержку резолюции о необходимости создания системы технического обучения. Адам был постоянным делегатом сессий вплоть до 1890 г. В 1890-х гг. он занялся изучением земельного вопроса и посещал только сессии 1897-1898 гг., а после 1898 г. начал заниматься юридической практикой и отошел от политической деятельности.
Помимо англо-индийских участников, на сессии присутствовало множество наблюдателей-британцев [Report., 1888, p. 198]. Протестантский миссионер Г. Ланн, в частности, оставил воспоминания о «замечательном собрании», объединившем представителей разных народов и вероисповеданий со всех концов субконтинента [Lunn, 1890, p. 32]. Ланн был удивлен выступлениями ораторов и высказывал мнение, что они не уступают речам в британском парламенте [Lunn, 1890, p. 33], однако видел в работе Конгресса некоторые слабые стороны - например, отсутствие единой общей цели у делегатов и несовершенство системы отбора кандидатов на сессии; множество социальных проблем, существовавших в Индии, нельзя было
решить при помощи Конгресса, сосредоточенного исключительно на политических вопросах [Lunn, 1890, p. 15]. В 1888 г. Ланн опубликовал в прессе заметки о работе и программе Конгресса, где высказывал мнение, что англо-индийская пресса способствует разжиганию вражды между индусами и мусульманами [Pall Mall Gazette,
1888, 16 July]. Характерно, что схожие взгляды в отчете о третьей сессии ИНК выражал и А.О. Юм, писавший о «настойчивых неблагодарных усилиях, предпринимавшихся определенной частью англо-индийского сообщества, состоящей в основном из чиновников, и некоторыми газетами, бывшими их рупорами» [Report., 1888,
p. 3]. Вместе с тем, Ланн, видевший в Конгрессе большую потенциальную силу, с которой правительство должно считаться, полагал, что в будущем эта сила может сыграть в жизни страны как положительную, так и отрицательную роль [Lunn, 1890, p. 33].
В 1888 г. ИНК впервые столкнулся с организованной оппозицией, которую возглавил выдающийся мусульманский просветитель Саид Ахмад-хан. Четвертую сессию ИНК планировалось провести в Аллахабаде, столице Северо-Западных провинций и Ауда, где Саид Ахмад-хан обладал большим авторитетом среди местных мусульман. Неприятие идей и требований Конгресса, стремление оградить мусульман Северной Индии от участия в его собраниях привело Саида Ахмад-хана к созданию недолговечной (1888-1893), но активной в конце 1880-х гг. Объединенной индийской патриотической ассоциации. Ассоциацию поддерживали крупнейшие англоиндийские издания, такие, как аллахабадский «Pioneer», развернувший широкую антиконгрессистскую кампанию; вице-губернатор провинций О. Колвин пытался препятствовать проведению сессии, а вице-король Дафферин, прежде поддерживавший Конгресс, выступил с резким осуждением его деятельности [Dufferin, 1890, p. 243-244].
В этих условиях президентом ИНК стал англо-индийский торговец Джордж Юл (1829-1892), возглавлявший компанию «Эндрю Юл энд Компани». В приветственной речи к собравшимся он разъяснял, что «британский неофициальный класс» в Индии является в равной степени бесправным, как и коренные жители субконтинента, англо-индийское сообщество практически не представлено в законодательных советах, а потому также нуждается в их широкомасштабной реформе, проведения которой требовал Конгресс: «Утверждать, что правительство является нашим, поскольку управляется государственным секретарем-англичанином, - то же самое, что утверждать, будто хлеб в пекарне принадлежит нам, поскольку пекарней владеет англичанин, а не туземец» [Report., 1889, p. 76]. Тем самым Юл стремился показать, что требования ИНК отвечают интересам неофициальной части англо-индийского сообщества, которая на сессии 1888 г. была представлена юристами, землевладельцами, председателями общественных ассоциаций, армейскими чинами, представителями торговых кругов и сферы образования [Report.,
1889, p. 187-249]. Число европейских делегатов (13 человек) едва превысило 1 % от общего количества участников, однако шестеро из них вошло в состав предметного комитета, занимавшегося подготовкой текстов резолюций [Mehrotra, 1966,
p. 337]. Р. Киплинг, присутствовавший на сессии как обозреватель «Пионира» и описавший ее в очерке «Исследование Конгресса», подчеркивал, что «национализмом» индийцев руководили «второсортные англичане», которые, по мнению писателя, были единственной силой, удерживавшей делегатов от призывов к свержению британской власти [Kipling, 2020, p. 57-61]. Таким образом, роль англо-индийцев в работе ИНК отмечалась и противниками национального движения. Несмотря на оппозицию, сессия 1888 г. прошла с большим успехом и привлекла внимание общественности как в Индии, так и в Англии. Интересно, что в она имела большое значение и для становления писателя Киплинга - один из англоиндийских делегатов, капитан Э.У. Хирси, оскорбленный очерком «Исследование Конгресса», вскоре после завершения сессии ворвался в редакцию «Pioneer» и, не обнаружив там Киплинга, избил хлыстом редактора газеты [Maidment, 2020, p. 40]. После этого инцидента молодой писатель покинул Индию, обретя всемирную известность уже за ее пределами.
В 1889 г. в Индийское политическое агентство в Лондоне было преобразовано в Британский комитет ИНК, и его председатель У. Уэддерберн был избран президентом прошедшей в Бомбее декабрьской сессии. К этому моменту он уже вышел в отставку и всецело посвятил себя делу национального движения. До своей смерти в 1918 г. Уэддерберн руководил Британским комитетом, который в глазах лидеров Конгресса конца XIX-начала XX в. был основным инструментом для информирования британской общественности о положении дел в Индии. В 1893 г. Уэддерберн был избран в парламент и в течение семи лет возглавлял созданный там Индийский парламентский комитет. В первые годы XX в., на фоне раздела Бенга-лии и раскола Конгресса на умеренных и радикалов, для последних Уэддерберн был олицетворением конституционного крыла, «старой партии» внутри ИНК [Sri Aurobindo, 2002, p. 193, 205, 717]. Уэддерберн стал единственным членом Конгресса британского происхождения, который был президентом ИНК дважды (он возглавил юбилейную сессию 1910 г.), и, наряду с А.О. Юмом и Г. Коттоном, был одним из британских лидеров Конгресса первых десятилетий его существования, в значительной степени определявших программу и тактику организации.
Британский комитет и выступление парламентария Ч. Брэдло, выдвинувшего предлагаемую Конгрессом схему реформы законодательных советов в качестве законопроекта в Палате общин, стали главными темами бомбейской сессии; однако вклад англо-индийских делегатов не ограничился обсуждением политических вопросов. Так, протестантские миссионеры Дж.М. Коббан (Мадрас) и Т. Эванс (Бенгалия) выступали в поддержку резолюции об ограничении торговли алкоголем [Report., 1890, p. 44-46]. Этот вопрос в повестке Конгресса, неоднократно поднимавшийся на сессиях [Majumdar, 1967, p. 397-398], находил живой отклик у представителей различных христианских миссий и обществ пропаганды умеренности и впоследствии косвенно содействовал увеличению численного состава Индийского парламентского комитета, один из членов которого - ирландский квакер Альфред Уэбб - возглавил сессию ИНК 1894 г.
Таким образом, участие англо-индийцев в сессиях ИНК в 1880-е гг. характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, существовала часть деятелей (А.О. Юм, У. Уэддерберн, в меньшей степени - Э. Нортон, Дж. Юл, Дж. Адам), непосредственно принимавших участие в создании и организации Конгресса, чьи усилия служили катализатором развития национального движения в его конституционной фазе. Будучи приверженцами либеральных взглядов на владение колониями и сторонниками их постепенного развития с целью превращения в самоуправляющиеся владения Великобритании, они выступали последовательными союзниками патриотически настроенной индийской интеллигенции и были важным звеном между национальным движением и либеральными политическими силами в метрополии. С возникновением радикального крыла в ИНК в начале XX в. и постепенным переходом к активным методам борьбы против колонизаторов их число и влияние сокращалось, хотя и радикальное течение внутри Конгресса находило сторонников из числа британских жителей Индии (А. Безант, Б.Г. Хорниман, сестра Ниведита). Во-вторых, большую часть англо-индийских делегатов Конгресса составляли те, кто принимал участие в сессиях из личного интереса к новому явлению в общественно-политической жизни Индии или в силу поддержки какого-либо из требований ИНК (например, ограничение торговли алкоголем). В целом, однако, англо-индийское сообщество относилось к развитию национального движения резко отрицательно, что находило свое выражение в прессе и литературе, в самоорганизации англо-индийцев для защиты своих прав и привилегий, к репрессивным мерам англо-индийской бюрократии в отношении движения в центре и на местах. Неофициальная часть сообщества в своей основе стояла в стороне от Конгресса, и усилия последнего по включению англо-индийцев в национальное движение не принесли значительных результатов, и последующая радикализация движения вела к усилению напряженности между британскими поселенцами и индийским населением.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Никитин Д.С. «Друг Индии»: Аллан Октавиан Юм (1829-1912). Новосибирск: Сиб-принт, 2015. 156 с.
Balakrishnan S. Eardley Norton: a biography. Chennai: Old Madras Press, 2018. Vol. 1-2.
Banerjea S. A Nation in Making: being the reminiscences of fifty years of public life. London: Humphrey Milford, 1925. 435 p.
Das M.N. Indian National Congress versus the British. Delhi: Ajanya publications, 1978. Vol. 1. 424 p.
Dufferin. Speeches delivered in India, 1884-8. London, 1890. 298 p. Kipling R. A study of the Congress // The Kipling Journal. 2020. Vol. 94. № 381. Pp. 55-62. Lunn H.S. A Friend of Missions' in India. London: James Clarke & Co., 1890. 152 p. Maidment R. The man who would horsewhip Kipling: Andrew Hearsey and the 1888 National Congress // The Kipling Journal. 2020. Vol. 94. № 381. Pp. 39-53.
Majumdar B., Mazumdar B.P. Congress and Congressmen in the Pre-Gandhian Era (18851917). Calcutta: Firma K.L. Mukhopadhyay, 1967. 529 p.
Mehrotra S.R. The early organisation of the Indian National Congress, 1885-1920 // India Quarterly. 1966. Vol. 22. № 4. Pp. 329-352. Pall Mall Gazette. London, 1888.
Pillai P. Indian Congressmen. Madras: Price Current Press, 1899. 57 p. Pioneer. Allahabad, 1890.
Proceedings of the First Indian National Congress. [Bombay, 1886]. 176 p.
Report of the Fifth Indian National Congress. [S. l., 1890]. 236 p.
Report of the Fourth Indian National Congress. [S. l.], 1889. 268 p.
Report of the Second Indian National Congress. Calcutta, 1887. 172 p.
Report of the Third Indian National Congress. London, 1888. 218 p.
Report on native papers published in Bombay Presidency and Berar for the week ending 2nd
January 1886. [S. l., 1886]. 15 p.
Sri Aurobindo. Bande Mataram: political writings and speeches, 1890-1908. Pondicherry: Sri Aurobindo Ashram Press, 2002. 1182 p.
Suntharalingam R. Politics and Nationalist Awakening in South India, 1852-1891. Jaipur; Delhi: Rawat publications, 1958. 415 p. Times of India. Bombay, 1885-1886.
REFERENCES
Nikitin D.S. "Drug Indii": Allan Octavian Hume (1829-1912) ["Friend of India": Allan Octavian Hume (1829-1912)]. Novosibirsk: Sibprint, 2015. 156 p. (in Russian). Balakrishnan S. Eardley Norton: a biography. Chennai: Old Madras Press, 2018. Vol. 1-2. Banerjea S. A Nation in Making: being the reminiscences of fifty years of public life. London: Humphrey Milford, 1925. 435 p.
Das M.N. Indian National Congress versus the British. Delhi: Ajanya publications, 1978. Vol. 1. 424 p.
Dufferin. Speeches delivered in India, 1884-8. London, 1890. 298 p. Kipling R. A study of the Congress, in The Kipling Journal. 2020. Vol. 94. No. 381. Pp. 5562.
Lunn H.S. A Friend of Missions' in India. London: James Clarke & Co., 1890. 152 p. Maidment R. The man who would horsewhip Kipling: Andrew Hearsey and the 1888 National Congress, in The Kipling Journal. 2020. Vol. 94. No. 381. Pp. 39-53. Majumdar B., Mazumdar B.P. Congress and Congressmen in the Pre-Gandhian Era (18851917). Calcutta: Firma K.L. Mukhopadhyay, 1967. 529 p.
Mehrotra S.R. The early organisation of the Indian National Congress, 1885-1920, in India Quarterly. 1966. Vol. 22. No. 4. Pp. 329-352. Pall Mall Gazette. London, 1888.
Pillai P. Indian Congressmen. Madras: Price Current Press, 1899. 57 p. Pioneer. Allahabad, 1890.
Proceedings of the First Indian National Congress. [Bombay, 1886]. 176 p.
Report of the Fifth Indian National Congress. [S. l., 1890]. 236 p.
Report of the Fourth Indian National Congress. [S. l.], 1889. 268 p.
Report of the Second Indian National Congress. Calcutta, 1887. 172 p.
Report of the Third Indian National Congress. London, 1888. 218 p.
Report on native papers published in Bombay Presidency and Berar for the week ending 2nd
January 1886. [S. l., 1886]. 15 p.
Sri Aurobindo. Bande Mataram: political writings and speeches, 1890-1908. Pondicherry: Sri Aurobindo Ashram Press, 2002. 1182 p.
Suntharalingam R. Politics and Nationalist Awakening in South India, 1852-1891. Jaipur; Delhi : Rawat publications, 1958. 415 p. Times of India. Bombay, 1885-1886.
Статья принята к публикации 13.06.2022