Научная статья на тему 'К истории тамбовского губернского жандармского управления'

К истории тамбовского губернского жандармского управления Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
204
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белова Алина Викторовна

The article contains information about the Tambov provincial gendarme head-office from the State Archives of the Tambov Oblast.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF THE TAMBOV PROVINCIAL GENDARME HEAD-OFFICE

The article contains information about the Tambov provincial gendarme head-office from the State Archives of the Tambov Oblast.

Текст научной работы на тему «К истории тамбовского губернского жандармского управления»

К ИСТОРИИ ТАМБОВСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЖАНДАРМСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

А.В. Белова

Belova A.V. On the history of the Tambov provincial gendarme head-office. The article contains information about the Tambov provincial gendarme head-office from the State Archives of the Tambov Oblast.

В последние годы отечественными историками все активнее разрабатывается история политической полиции Российской империи [1-3]. Особенно «востребован» в этом плане период конца XIX - начала XX века -время расцвета и, как ни парадоксально, заката российской дореволюционной службы государственной безопасности. Интерес к данной теме отнюдь не случаен и вызван, как минимум, двумя обстоятельствами, связанными с современным состоянием российского общества и государства. С одной стороны, искусственное замалчивание ее в советской историографии отчасти из-за идеологических барьеров (абсолютный приоритет истории революционной борьбы, прежде всего большевиков, с царизмом), отчасти из-за боязни неизбежных аллюзий относительно некой преемственности царской и советской систем безопасности. С другой - остродискуссионный ныне в российском обществе вопрос об эффективности современных «силовых» органов в борьбе с терроризмом. И хотя у дореволюционной госбезопасности был преимущественно «враг внутренний» (то есть революционное движение), а у современной -«враг внешний» (международный терроризм, хотя и не только он), общим критерием успеха во всех случаях является безопасность государства и его граждан.

Если актуальность проблемы доказывать не приходится, то следует особо отметить, что воссоздание целостной картины функционирования дореволюционных органов политического сыска на стыке Х1Х-ХХ веков необходимо предполагает изучение ее различных фрагментов, исследование на локальном уровне, позволяющем полнее мобилизовать массив источников.

В нашем случае речь идет о деятельности Тамбовского губернского жандармского управления (ТГЖУ) с момента его учреждения в 1867 году до ликвидации в феврале 1917 года. Тот факт, что Тамбовская губер-

ния была «среднестатистической» (по большинству социо-экономических и националь-но-культурных показателей) российской губернией, позволяет рассматривать и само учреждение, и его работу как вполне типичные для империи, как своеобразную матрицу для изучения истории политического сыска конца XIX - начала XX века.

Предшественниками губернских жандармских управлений были управления жандармских штаб-офицеров, образованные одновременно с учреждением Корпуса жандармов в 1827 году и действовавшие в пределах одной или нескольких губерний. В прямом подчинении этих управлений находились губернские жандармские команды, в обязанность которых входило обеспечение общественного порядка и спокойствия.

Первые губернские жандармские управления (ГЖУ) создавались на основе Положения о Корпусе жандармов от 9 сентября 1867 года. Непосредственным поводом к реформе жандармского аппарата явилось покушение Д. Каракозова на Александра II в апреле 1866 года. Однако причины реформы лежали гораздо глубже. Когда в середине 1820-х годов создавался Корпус жандармов, революционное движение было представлено, преимущественно, дворянским сословием. Иная ситуация сложилась в 1860-х - 1870-х годах: главной фигурой движения стал разночинец. Это требовало переориентации жандармерии на контроль за более широкими слоями либеральной интеллигенции и студенчества. Возникла необходимость создания разветвленной сети территориальных жандармских органов. Ими и стали губернские жандармские управления, просуществовавшие вплоть до революции 1917 года. Прежние управления штаб-офицеров и жандармские команды положением 1867 года были упразднены, правда, в некоторых губерниях жандармские команды сохранились, но были переименованы в городские конные команды.

В зависимости от расположения, территории губернии, наличия предприятий, численности населения ГЖУ делились на 3 разряда, в соответствии с которыми назначалось жалование чинам. Первый разряд был представлен столичными ГЖУ, второй - жандармскими управлениями наиболее крупных городов (Киев, Варшава, Одесса, Иркутск и другие). В третий вошли все остальные губернские центры, в том числе Тамбов.

Тамбовское ГЖУ располагалось в 78-м квартале города в районе улицы Кирпичной (ныне - 60 лет Октября) и занималось первоначально вопросами высшей полицейской безопасности, разоблачением фальшивомонетчиков, сбором сведений о лицах, находящихся под надзором, а также контролировало деятельность многочисленных религиозных сект (данные по [4]).

Аппарат ТГЖУ, как и большинства других, был незначительным, не имел структурного деления и состоял из начальника, адъютанта и двух писарей. К управлениям прикомандировывались чины наблюдательного состава Корпуса жандармов, переименованные в 1870 году в дополнительный штат ГЖУ. Они как бы заменили собой упраздненные губернские жандармские команды. Чины наблюдательного состава размещались по губернии в наиболее беспокойных в политическом отношении местностях. Здесь создавались временные жандармские пункты, имевшие свои районы наблюдения и упразднявшиеся с прекращением в них надобности. Помимо этого в губернии образовывались отделения по уездам или группе уездов, находившиеся в непосредственном ведении офицеров наблюдательного состава - помощников начальника Управления. В первые годы существования ТГЖУ помощник имелся лишь в одном уезде - Моршанском. Позже сеть таких уездов была расширена, но число помощников за все время существования ТГЖУ практически никогда не превышало двух человек.

Первоначальная численность дополнительного штата ТГЖУ в Тамбове составила 12 человек. Для сравнения: в тамбовской жандармской команде на момент упразднения насчитывалось 26 человек. Двукратное уменьшение численности жандармских чинов вызывалось, по-видимому, прагматическими соображениями: не держать много людей там, где не ожидалось серьезной по-

литической активности населения. Со временем дополнительный штат ТГЖУ будет несколько увеличен, но его не хватало, особенно при проведении масштабных операций, направленных на установление контроля над населением всей губернии (настроения, миграции и тому подобное). В подобных случаях прибегали к помощи полиции.

Неслучаен, очевидно, и тот факт, что руководящий аппарат ТГЖУ был сформирован преимущественно из местных жандармских чинов. Так, тамбовский штаб-офицер полковник А.В. Комаров стал первым начальником ТГЖУ, штабс-капитан К.Я. Шкотт - помощником в Моршанском уезде. Лишь на должность адъютанта Комарова был назначен прибывший из Тулы капитан Исаков. Но и по отношению к нему определение «чужак» применимо лишь условно: он сменил Шкотта в должности адъютанта буквально за несколько месяцев до выхода в свет положения 9 сентября. Стоит упомянуть также, что двое из трех писарей Управления тамбовского штаб-офицера были переведены в ТГЖУ, а половина чинов наблюдательного состава Управления (6 человек) набрана из тамбовской жандармской команды.

Правовое положение ГЖУ было таково, что вносило ряд сложностей в его работу и во взаимоотношения с местной администрацией. Будучи частью полиции, ТГЖУ входило в систему Министерства внутренних дел, подчиняясь непосредственно Департаменту полиции, но как воинское подразделение обеспечивалось из бюджета Военного министерства. Как вспоминал директор Департамента полиции А.А. Лопухин, Корпус жандармов имел как бы «...двух руководителей, -из них одного законного, но безвластного, другого незаконного, но наделенного властью...» [5]. Директора Департамента полиции нередко жаловались, что им трудно добиться безусловной дисциплины от жандармов, не имея реальных рычагов воздействия на них - присвоение офицерских званий, продвижение по службе, размер жалования зависели от штаба Корпуса.

К тому же ГЖУ формально не зависели от губернаторов и были обязаны лишь сотрудничать с ними1. Между тем, в первую

1 Конечно, на практике все обстояло несколько иначе. Как отмечал в своем донесении в Штаб Корпуса один из руководителей ТГЖУ, очень важным в работе

очередь, именно губернатор, являясь «начальником губернии», был ответственен за безопасность и спокойствие в ней. Таким образом, правительство стремилось в какой-то степени контролировать через местные жандармские органы губернаторов и их администрацию. Однако в кризисных ситуациях революционных событий разобщенность действий губернаторов, подчиненной им общей полиции и жандармских органов играла негативную роль. В конце XIX века, правда, была предпринята слабая попытка объединить деятельность губернской полиции, когда начальники ГЖУ получили звание инспекторов губернской полиции, но их инспекторские функции распространялись только на строевую часть (проведение строевых смотров). И позже предпринимались неоднократные попытки реформы всего жандармско-полицейского аппарата (проекты Столыпина, комиссий сенаторов Фриша, Макарова), но все они застряли на стадии разработок и предложений. Лишь немногие из высказанных ими идей были претворены в жизнь.

Согласно Положению 1867 года, главными функциями ГЖУ был политический розыск и производство дознаний по государственным преступлениям. ТГЖУ обязано было осуществлять их под наблюдением лиц прокурорского надзора. Так, о каждом приступе к дознанию офицер Управления должен был доводить до сведения прокурора судебной палаты. Прокурор имел право требовать проведения следственных действий, присутствовать при этом, знакомиться со всеми материалами дела, возвращать дела для доследования. В целом, в 1870-е годы роль судебных органов в производстве дознаний по политическим преступлениям была достаточно велика, отражая общую либерализацию правительственной политики в эпоху реформ Александра II.

Дальнейшее развитие и совершенствование правоохранительной системы империи, новый курс правительства Александра III на консервацию политического режима вели к постепенному возрастанию роли органов госбезопасности в расследовании политических преступлений. Окончательная точка в этом вопросе была поставлена с принятием

начальника Управления было не потерять личных «добрых отношений» с губернатором, иначе дальнейшая деятельность могла стать «очень тяжелой» [6].

«Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» (14 августа 1881 года). Производство дознаний по этому закону не требовало участия лиц прокурорского надзора и проводилось в тех случаях, когда отсутствовали прямые доказательства виновности обвиняемого.

С 1902 года в ряде крупных городов империи были созданы новые, более специализированные органы политического сыска -охранные отделения (Петербург, Москва, Варшава, Киев, Харьков). В этих условиях функции ГЖУ стали меняться, и за ними оставались, главным образом, обязанности по производству дознаний по политическим делам. Политический же розыск переходил в охранные отделения. Однако в большинстве остальных, относительно «спокойных» губерниях, включая Тамбовскую, где охранных отделений не было, ГЖУ продолжали выполнять свои обязанности в полном объеме. Но и они были усилены созданием при них постоянных розыскных пунктов. Один такой пункт был создан и при ТГЖУ.

Законом 7 июня 1904 года были внесены некоторые изменения в производство дознаний по государственным преступлениям в связи с изданием нового «Уголовного уложения» (1903 год). Для рассмотрения определенной категории таких дел (в основном подлежавших прекращению) в губерниях создавались особые губернские совещания под председательством губернатора. В их состав наряду с прокурором окружного суда входил и начальник ГЖУ. Кроме того, в начале XX века руководители ТГЖУ, как правило, состояли членами присутствия по фабричным и горнозаводским делам, губернского комитета попечительства о народной трезвости (их помощники - в уездных комитетах о народной трезвости), играя, таким образом, определенную «гласную» роль в общественно-политической жизни губернии.

В начале XX века в сфере ведения Тамбовского ГЖУ был довольно широкий круг вопросов: наблюдение за местным населением и направлением политических идей общества; доведение до сведения высших властей информации о беспорядках и злоупотреблениях; розыск и производство дознаний по делам о государственных преступлениях, производство расследований в порядке Положения о государственной охране; осуществление негласного надзора; наблюдение за

иностранцами, а также за проживающими в губернии евреями, татарами и другими национальными меньшинствами; розыск лиц, скрывающихся от преследования властей; производство дознаний по поручениям канцелярии по принятию прошений на Высочайшее имя; участие в охране общественного спокойствия при отсутствии чинов общей полиции и содействие полиции в восстановлении нарушенного порядка; выполнение поручений губернатора и прокурора в случаях особой важности; конвоирование арестантов.

14 декабря 1906 года правительством было утверждено Положение о районных охранных отделениях (РОО). На них возлагалась задача объединения всех функционирующих в пределах района (охватывающего несколько губерний) органов политического сыска. Примечательно, что организовывались они так, чтобы сфера их деятельности совпадала с районами действия окружных партийных комитетов революционных партий. Тамбовское ГЖУ вошло в состав Юго-Восточного РОО с центром в Харькове. Главная обязанность ТГЖУ состояла в представлении в РОО агентурных сведений, на основе которых в Отделении позже составлялись обзоры для Департамента полиции. На первом этапе своей деятельности РОО сыграли немаловажную роль в разгроме партийных комитетов, координации деятельности сыскных служб на местах. Но с 1909 года их деятельность ослабевает, что было вызвано, в значительной мере, затишьем в работе революционных организаций. Накануне Первой мировой войны все РОО (за исключением трех) были упразднены. Еще раньше -в 1913 году - были ликвидированы и охранные отделения. Политический розыск вновь, как и до ! 902 года, сосредоточился в ГЖУ.

Все жандармские управления возглавлялись и имели основной состав работников из офицеров Корпуса жандармов. Сам Корпус, в свою очередь, пополнялся из армейского офицерства. Согласно Положению 1867 года, офицеры должны были иметь, как минимум, среднее образование и прослужить в войсках не менее 5 лет. Не допускались к переводу в Корпус «бывшие в штрафах по суду и следствию и имеющие денежные долги», а также поляки, евреи (даже крещеные), лица католического вероисповедания или женатые на католичках [3, с. 91; 1, с. 338]. Бывший начальник Киевского ГЖУ, позже начальник

личной охраны императора генерал А.И. Спи-ридович вспоминал, что офицеров, желающих перевестись в Корпус жандармов, было «так много», а отбор — «настолько строг», что попасть на жандармские курсы «без протекции» было невозможно [7]. Изучение вопроса о комплектовании штатов на примере ТГЖУ показывает, что отбор кандидатов был действительно, в большинстве случаев, строгим.

Вся деятельность ТГЖУ строилась на основе соответствующих распорядительных документов вышестоящих органов. Общей инструкции для чинов Корпуса жандармов, разъясняющей их права и обязанности, за всю историю политической полиции Российской империи так и не было выработано, что вносило определенный элемент путаницы и «разноголосия» в деятельность Управлений. В соответствии с основными направлениями работы велось и делопроизводство ТГЖУ, которое подразделялось на несколько функциональных частей: наблюдательную, розыскную, следственную, строевую и хозяйственную. Значительная часть документов, откладывавшихся в результате наблюдательной, розыскной и следственной деятельности, составляла секретный и совершенно секретный архивы и часто именовалась секретной частью канцелярии Управления. В Государственном архиве Тамбовской области хранится значительное количество дел (фонд 272), полно отражающих различные аспекты деятельности Тамбовского ГЖУ. Их изучение позволит выявить не просто работу одного конкретного учреждения политического сыска, но и экстраполировать многие наблюдения и выводы на другие жандармские управления, возможно, хуже представленные в архивных источниках.

1. Перегудова З.И. Политический сыск России (1880-1917 гг.). М., 2000.

2. Прайсман Л.Г. Террористы и революционеры, охранники и провокаторы. М., 2001.

3. Рууд Ч., Степанов С. Фонтанка, 16. Политический сыск при царях. М., 1993.

4. Горелов А., Щукин Ю. На страже закона и порядка//Тамб. время. 1999. 21 июля. С. 12.

5. Цит. по: Лурье Ф. Провокаторы // Родина. 1991. №3. С. 26.

6. ГАТО. Ф. 272. Оп. 1. Д. ИЗ. Л. 110а.

7- Спиридовт А.И. Записки жандарма М., 1991.С.30.

Поступила в редакцию 27.10.2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.