ИСТОРИЯ УНИВЕРСИТЕТА
к истории свердловского горного института
(окончание)*
научная деятельность
Наука в старой школе существовала сама по себе, не имела связи с производством. В выборе задач и тем для работы она считала себя совершенно самостоятельной. Хотя многие ученые и высшие школы пользовались хорошей, заслуженной репутацией, в целом наука и высшая школа не играли заметной роли и общественной и государственной жизни страны.
Положение коренным образом изменилось после перехода власти в руки народа. Развитие науки и высшей школы встало в тесную связь и зависимость от потребностей народного хозяйства.
Связь ученых института возникла, налаживалась и крепла с первых лет его существования. Но особенно активно этот процесс развивался после того, как Совет Народных Комиссаров принял решение о необходимости связи преподавания в высшей школе с задачами и нуждами промышленности. Это постановление было принято в 1920 г. Выполняя его, коллектив профессоров и преподавателей института подчинил свою деятельность производству. Создавались лаборатории, которые прикреплялись к производственным предприятиям. В начале их существования заключались договоры с производством на проведение элементарных опытов и исследований. Нередко договоры эти диктовались материальными условиями жизни, но и тогда в их выполнение вносились элементы научных исследований. Так, обращала на себя внимание руководителей работа лаборатории обогащения полезных ископаемых, руководил которой профессор Михаил Федорович Ор-тин. Первым трудом её были исследования по
Начало в номере 4 (32), 2013 г., с. 101.
флотации отвальных руд Пышминского месторождения. Работа была новой для страны и очень важной в те суровые годы. Затем проводились опыты по обогащению егоршинско-го антрацита путем механического отделения угля от сланцев. Удалось сократить на 50 % содержание пустой породы в угле.
Летом 1924 г. возник вопрос об устройстве на копях сортировочной фабрики для механической сортировки и обогащения антрацита. Рекомендованная установка позволила уменьшить зольность углей на 12-13 %. Предложенный метод мог быть применен на других месторождениях не только угля, но и асбеста.
Крупной работой кафедры было и обогащение уральских корундов. Разработанная схема была очень не сложной, и Златоустовский и другие заводы приступили к оборудованию установки. Выполнен проект корундовой фабрики на бывшем техническом заводе, близ Кыштыма. Всего за 1925 г. было выполнено 8 научно-исследовательских работ [1].
Кафедра разработала проект опытной фабрики по обогащению в Губахе. На основе ее создаются впоследствии углекислотный и химический комбинаты.
Над обогащением кизеловских углей кафедра трудилась совместно с ученым Московской горной академии и Ленинградским «Механобром». Это была важнейшая государственная работа. Быстро развивавшаяся промышленность Урала остро нуждалась в топливе. Кизеловские угли были бедны, и вопрос их использования встал в порядок дня, ибо привозной сибирский уголь стоил дорого, и доставка его была нерегулярной. Метод
№ 2(38), 2015
47
обогащения кизеловских углей, найденный лабораторией под руководством М. Ф. Орти-на, был высоко оценен на научно-практической конференции, проведенной Уралпланом.
Следующими крупными работами были: изучение на обогатимость титаномагнетито-вых руд Кусинского, Первоуральского, Ко-панского и Качканарского месторождений. Профессор М. Ф. Ортин консультировал проекты Красноуральской и Среднеуральской обогатительных фабрик. Кафедра решала также проблему обогащения железных ва-лунчатых руд гор Благодать, Высокой и Магнитной. Опыт обогащения, выработанный для этих месторождений, был перенесен на другие месторождения страны (Липецкое, Камыш-Бурунское и др.).
Объем работы постоянно рос, и кафедра не в состоянии была обеспечить исследовательские и проектные заказы и потребности предприятий. Встал вопрос об организации научно-исследовательского и проектного института, каким и стал Уралмеханобр, инициатором и многолетним научным руководителем которого был профессор Михаил Федорович Ортин.
Сразу же по приезде в Екатеринбург в начале 1920 г. включился в научные исследования профессор Алексей Васильевич Шубников. По заданию Института прикладной минералогии он занялся исследованием рациональных способов обработки камня. У уральских камнерезов овладел камнерезным искусством, сконструировал на основе личного опыта прибор для огранки изумрудов, изучил процессы роста кристаллов. По заданию Уралхима вел работу по усовершенствованию методов кристаллизации в заводских условиях [2]. Много сделал для механизации и усовершенствования гранильного и камнерезного дела. Все его работы оказали неоценимую помощь производственникам. На гранильной фабрике по его рекомендации создается технический отдел, начинается производство валков из твердого камня (яшмы) для нужд кожевенной и текстильной промышленности.
Минералогическим музеем и лабораторией кафедры минералогии заведовал в те годы
профессор Константин Константинович Матвеев. Уже в 1922 г. он по поручению Уральского управления золоторудной промышленности ведет работы в Кочкаре, Миассе, Кыш-тыме, на Палкинских копях по исследованию коренных и россыпных месторождений и выяснению промышленного значения монацитов, розовых топазов и других драгоценных камней и способов их добычи. В эти же годы К. К. Матвеев ведет поисковые работы. Много сделал К. К. Матвеев и для организации производства Екатеринбургской гранильной фабрики. Он являлся постоянным её консультантом по многим проблемам организации производства и методам обработки камня.
Глубокими познаниями в области маркшейдерии и геофизики владел профессор Петр Константинович Соболевский. Он занимался маркшейдерскими исследованиями, магнитометрией, съемками. Петр Константинович разработал способ подсчета запасов по методу объемной палетки, предложил формулу для определения объема масс, ограниченных поверхностей, сконструировал зеркала для ориентировки шахт, компаратор для измерения глубины шахт, деформатограф для определения микросдвижений наземных сооружений и др. Все эти и другие работы П. К. Соболевского сыскали ему славу создателя уральской маркшейдерской школы, лучшей в стране, по отзывам ученых того, да и нашего времени.
П. К. Соболевский щедро делился знаниями не только со студентами, но и с производственниками. По его инициативе проводились постоянно действующие курсы повышения квалификации производственников. Много актуальных вопросов практики решалось и на проходивших тогда съездах маркшейдеров, которые организовывал П. К. Соболевский, позже руководивший их работой.
В марте 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет, в котором говорилось о необходимости изучения территории РСФСР в топографическом отношении в целях поднятия и развития производственных сил страны. При ВСНХ учреждается Высшее геодезическое управление. Уральское отделение управления прово-
48
Известия Уральского государственного горного университета
дило геодезическую обработку мест залегания и добычи каменного угля, железа, асбеста и других полезных ископаемых. Для этого были созданы геодезические отряды, руководили которыми профессора института Николай Георгиевич Келль и Федор Федорович Павлов [3]. Надо сказать, что профессор Ф. Ф. Павлов проводил исключительно важную и огромную работу по геодезическим съемкам. Почти все крупные съемки для вновь строящихся заводов не только Екатеринбурга, но и других районов края проведены студентами института под его руководством, в том числе и геодезические съемки для УЗТМ, Нижнетагильского механического, Сухолож-ского цементного заводов и других предприятий Урала. Ранее такие работы проводились специальными бригадами специалистов, приглашаемыми из центра. Авторитет Ф. Ф. Павлова по съемочным и геодезическим работам был необычайно велик. О нем с уважением и благодарностью вспоминают многие работники производства.
Первые советские годы были периодом организации на Урале основ геологического изучения и создания уральской геологической школы, превратившейся впоследствии в мощное научное направление, тесно связанное с интересами горнорудной промышленности. Какую бы область геологических знаний мы не взяли, будь то геологическая съемка, поиски, разведка, стратиграфия, палеонтология, минералогия, петрография, учение о полезных ископаемых - они зарождались в стенах института. Часто научные работники его являлись руководителями производственно-исследовательских партий, экспедиций и лабораторий.
Положение геологической службы было тяжелым. До революции геологоразведочные работы велись не планомерно. По многим горнодобывающим и геологоразведочным организациям во время гражданской войны документация была утрачена. Выступая на первом съезде горнорабочих, В. И. Ленин поставил задачу скорейшего выявления полезных ископаемых, особенно железных и медных руд, угля, нефти. Профессора инсти-
тута откликнулись на призыв. Уже в 1920 г. профессор Александр Александрович Гапеев поехал на Северный Урал для промышленной оценки угольных месторождений Богословс-ка, Волчанска, затем Челябинского бассейна. Его работы и выводы стали стимулом для развития этих месторождений.
В 1923 г. А. А. Гапеев был назначен председателем созданного в городе бюро Российского геологического комитета. Под его руководством бюро проводило работы на никель и фосфориты в Екатеринбургском районе, на платину в Нижнем Тагиле, уголь в Кизеле. Была составлена карта полезных ископаемых Урала.
Первую геологическую карту Урала составил преподаватель института Борис Михайлович Романов. Она явилась важным и ценным пособием для развития поисковых работ.
В эти же годы плодотворно трудился в институте и профессор Павел Иванович Преображенский. Это был удивительный организатор. Проведенные им тщательные разведывательные работы на калий привели к открытию колоссальных залежей калийных солей на Каме. С его именем связано рождение Соликамского калийного комбината. Не только разведка, но и проектирование, и строительство комбината проводились при активном участии и под руководством профессора П. И. Преображенского. Первым в 1925 г. П. И. Преображенский открыл нефть на Чусовой.
Только за 1923-1924 учебный год были проведены лабораториями маркшейдерии 5 работ, кристаллографии - 6, обогащения - 5, минералогии - 6. 85-90 % работ сделано по заданию промышленных предприятий [4]. Включались в научную работу и студенты.
Работал горный кружок. На его заседаниях широко обсуждались доклады студентов о производственных практиках, обо всем, с чем встретился там студент, как он осмыслил все увиденное и что сделал сам для помощи производству. Старшекурсники докладывали о проводимых ими научных работах в лабораториях и на предприятиях.
Так, во время летней практики на Губа-
№ 2(38), 2015
49
хинских копях 12 студентов проводили хронометраж по НОТ. Был прохронометрирован весь производственный цикл. Обследовано в течение месяца до 90 смен. Выявлены неполадки в раскомандировке, в организации труда и расстановке сил. Это был ценный для научно-технических кадров производства материал [5].
В октябре 1925 г. при Уральском политехническом институте, в который входил и горный факультет, создается научно-технический институт с двумя отделениями: горным и химико-металлургическим. Руководителями горного отдела были профессора М. Ф. Ортин, П. К. Соболевский, К. К. Матвеев, Н. И. Безбородко, А. И. Смирнов, Ф. Ф. Павлов, О. Ф. Нейман. Лучшими установками в лабораториях были: станция по обогащению руд, оптическая и шлифовальная, магнитометрическая и радиометрическая, картографическая. Они содержались за счет заказов производственных организаций. Работы проводились в лабораториях и на предприятиях: проверка и калибровка, ремонт и изготовление точных приборов и химических реактивов, съемка и увеличение чертежей, их копирование, составление карт и коллекций. Кроме того, ученые давали консультации по производственным и научным вопросам [6].
В 1928 г. профессора института Николай Акимович Шадлун и Петр Константинович Соболевский начали работу в отделении Научно-исследовательского института прикладной минералогии. Начались комплексные исследования по всесторонним проблемам, и ставилась задача первоначального использования изученного объекта, т. е. постановка
полузаводского производства, выработка или добыча разведанного полезного ископаемого, а затем, постепенно развивая производственную единицу, передавали ее промышленности для развития в нормальное предприятие. Так, горно-геологический отдел института, если разведка показывала промышленный характер месторождения, чтобы преодолеть инерцию раскачивания промышленности по использованию месторождения, начинал пробную его эксплуатацию. Так было разведано и передано промышленности Кусинское месторождение титаномагнетитов.
Следующей крупной работой была разведка хромитов геофизическими методами, а именно методом гравиметрии. Найденные этим методом пробы были переданы на обогатительную фабрику, и проведенная профессором М. Ф. Ортиным работа показала полную пригодность руд.
Актуальным для страны был поиск кровельных сланцев, призванных заменить дорогостоящее кровельное железо. Поисковые партии посетили 15 месторождений. Наиболее перспективным оказались месторождения Атлянское, Сухие озерки, Белорецкое, Южно-Уральское, Баевское и Смолинское на Среднем Урале. Результаты разведки были переданы Московскому отделу Института прикладной минералогии [7].
Таким образом, уже в первые десятилетия существования, несмотря на чрезвычайно трудные условия бытовые и материальные, ученые института многое сделали для развития научных исследований и оказания практической помощи производству в развитии производительных сил Урала.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Студент-рабочий. 1925. № 2-3.
2. Горный журнал. 1924. № 2. С. 210.
3. Уральский рабочий. 3 апреля 1979.
4. Студент-рабочий». 1924. № 9.
5. Студент-рабочий». 1925. № 2-3.
6. Уральский рабочий. 23 октября 1925.
7. Шадлун Н. А. Доклад от Научно-исследовательского института прикладной минералогии. Фонд музея истории СГИ.
50
Известия Уральского государственного горного университета