Научная статья на тему 'К истории Сталинских премий в области литературы и искусства'

К истории Сталинских премий в области литературы и искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
875
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Г. А. Янковская

Дается краткая история Сталинских премий в области изобразительного искусства и характеризуется та роль, которую сыграли эти государственные награды в художественной жизни СССР 1940-1950-х гг. Особое внимание уделяется бюрократической повседневности в деятельности специального комитета по присуждению Сталинских премий в области изобразительного искусства. Используются ранее не публиковавшиеся материалы РГАЛИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF STALIN'S AWARD IN THE FIELD OF ARTS

The subject of the article is Stalin's Award in Arts. The Paper considers the bureaucratic machinery of Stalin's Award Special Committee and professional ethics in artistic community.

Текст научной работы на тему «К истории Сталинских премий в области литературы и искусства»

2001

Вестник Пермского университета

История

Вып.1

К ИСТОРИИ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА.

Г.А.Янковская

Дается краткая история Сталинских премий в области изобразительного искусства и характеризуется та роль, которую сыграли эти государственные награды в художественной жизни СССР 1940-1950-х гг. Особое внимание уделяется бюрократической повседневности в деятельности специального комитета по присуждению Сталинских премий в области изобразительного искусства. Используются ранее не публиковавшиеся материалы РГАЛИ.

Многие реалии советской жизни, связанные с именем Иосифа Сталина, несмотря на разносторонние исследования отечественных авторов и зарубежных русистов, по-прежнему не получили современной интерпретации и не представлены в подробных и достоверных описаниях.

В полной мере это замечание относится к истории Сталинских премий. Сегодня затруднительно найти какую-либо информацию об этой премии. По-прежнему закрыты и недоступны исследователям архивные материалы личного характера. Не так просто найти даже элементарные "энциклопедические" данные в отечественных справочниках для массового читателя. Не включены сведения о Сталинской премии и в новейший Российский энциклопедический словарь 2000 г.1

Неточной информацией полны биографии многих мастеров искусств советской эпохи. В 1966 г., когда была учреждена новая форма поощрения деятелей культуры - Государственная премия, одновременно был запущен в действие механизм стирания информации из коллективной памяти общества. Дипломы и значки Сталинских премий, вручавшиеся с 1940 по 1952 г., были заменены новыми знаками отличия. С тех пор в жизнеописаниях творческой интеллигенции премии 1940-1950-х гг. стыдливо именуются Государственными премиями.

Вряд ли такую подмену наименований можно считать простой формальностью. Различен символический капитал этих наград. Вычеркивание Сталинской премии из лексикона исторической памяти обедняет наше представление о прошлом и свидетельствует о сохранении эмоционально-пристрастных оценок той эпохи. Лауреаты Сталинской премии входили в советскую творческую и научно-техническую элиту. В "лауреатских" работах персонифицировались идеалы культурной политики советского государства. Соответствующее денежное обеспечение и привилегии были важ-

© Г.А.Янковская, 2001

ными частями финансирования культуры. Выдвижение, отбор, обсуждение работ, выдвинутых на соискание премии, играли важную роль в повседневной жизни советской творческой интеллигенции.

Этот рутинно-процедурный аспект недолгой истории "периодического

„2

смотра традиционного торжества советской науки, техники и культуры представляет, как мне кажется, существенный интерес. Изучение обыденной, скрытой от посторонних глаз работы премиальной бюрократической машины позволяет взглянуть на историю официального советского искусства изнутри. В типичных для советских социальных институтов обстоятельствах ("заседания", "собрания", "обсуждения") проявляются ценности корпоративной этики, характерные для художественных профессий. В дискуссиях такого рода можно найти дополнительную информацию о статусе творческих профессий в СССР.

В предлагаемой работе, основанной на стенограммах заседаний специального комитета по присуждению Сталинских премий, предпринимается попытка реконструировать эту сторону повседневной жизни художественно-артистического сообщества в СССР эпохи позднего сталинизма.

Сталинские премии были учреждены постановлением Совнаркома СССР от 20 декабря 1939 г. в ознаменование шестидесятилетия И.В.Сталина. Хотя премия носила имя Сталина, дата объявления ее лауреатов не была привязана ко дню рождения "вождя" - 21 декабря. Чаще всего их имена становились известными стране в апреле - июне. На новую премию в определенной мере возлагались те функции, которые прежде выполняла Ленинская премия, учрежденная в 1925 г., но не присуждавшаяся с 1935 г.

Премии должны были присуждаться ежегодно за выдающиеся работы в области физико-математических, технических, биологических, сельскохозяйственных, медицинских, философских, экономических, историко-филологических и юридических наук, а также за работы в области музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, театрального искусства и кинематографии. Сначала было объявлено о том, что будут присуждаться 16 премий по 100 тысяч рублей каждая. Впоследствии первая премия в области науки была увеличена до 200 тысяч рублей, а вторая премия составила 100 тысяч рублей. За премии в художественно-литературных номинациях первая была установлена в 100 тысяч, вторая - в 50. Вводились также ежегодные премии за изобретения (10 первых по 200, а позже по 150 тысяч, 20 вторых по 100 тысяч, 30 третьих по 50 тысяч рублей) и за выдающиеся достижения в области военных знаний (3 первых, 5 вторых, 10 третьих)3.

В работе по присуждению премий принимали участие различные творческие, общественные, государственные организации, УПА (Управление пропаганды и агитации) ЦК партии. Был образован специальный комитет по Сталинским премиям при правительстве СССР.

Комитет состоял из нескольких секций: изобразительного искусства (с подсекциями скульптуры, живописи, графики, архитектуры, декоративно-

153

прикладного искусства); музыки (подсекции крупных музыкально-сценических и вокальных произведений, крупных инструментальных произведений, произведений малых форм и концертно-исполнительской деятельности); театра (подсекции театрально-драматического искусства, оперы и балета). В секции кинематографии существовало разделение на художественный и хроникально-документальный кинематограф. В секции литературы деятельность "комитетчиков" проходила в подсекциях художественной прозы, поэзии, драматургии, литературной критики и искусствоведения.

Лауреаты премии помимо почетного звания получали также диплом, значок и крупную сумму денег. Список лауреатов публиковался в центральной печати с полагающимся такому событию идеологическим оформлением.

Первое вручение премий состоялось в начале 1941 г. Важно отметить, что первые сталинские премии присуждались не по итогам одного года, а за работы последних шести лет, т.е. с момента прекращения вручения Ленинской премии. Тогда 223 премии "увенчали выдающиеся работы" около 400 деятелей науки и культуры4. Затем премии вручались в 1942 и 1943 гг. После перерыва, связанного с трудностями военного времени, в январе 1946 г. были присуждены Сталинские премии за работы 1943-1944 гг., а в июне 1946 г. - за достижения 1945 г. В дальнейшем премии вручались регулярно вплоть до 1952 г.

Количество вручаемых премий постоянно увеличивалось. Рост числа лауреатов в области художественной культуры представлен в таблице:

Область художественной культуры Число лауреатов Сталинской премии всех степеней по годам присуждения

1941 1946 1948

I II I II I II III

Музыка 3 5 5 7 3 14 -

Живопись 3 5 4 2 1 11 4

Скульптура 2 5 1 2 - 3 -

Архитектура 3 8 - - 8 7 -

Театр 10 16 39 37 27 64 -

Кино 35 50 25 19 25 34 -

Литература 10 11 5 7 9 15 15

Всего 166 153 240

Примечание: Данные взяты из "Собрание постановлений и распоряжений правительства СССР" (1941. № 10. С.290-313), "Собрание постановлений и распоряжений Совмина СССР" (1947. № 4. С. 50-71; 1949. № 6. С. 114-128).

154

Количественные показатели обладали значительным весом в общественных дискуссиях тех лет. Неконкретная, романтически-утопическая риторика "культурной революции", господствовавшая в 1930-1940-е гг., приучила аудиторию к рассуждениям о "массовом порождении коммунистического сознания", "массовом изменении людей", "вовлечении все новых и новых слоев"5 населения в культурную деятельность. "Количественный прирост", "процентное соотношение", "охват" - эти и другие критерии должны были наглядно продемонстрировать запланированные и расписанные по пятилеткам "успехи социалистической реконструкции" в такой трудноуловимой сфере, как культура. Аргументы подобного рода широко применялась и в сфере художественного творчества. В одной захлебывающейся от восторга публикации 1952 г. прямо декларировалось: "Успехи советской литературы за последние годы весьма наглядны: В 1949 г. в области художественной литературы были присуждены 34 Сталинские премии. В 1950 г. число премий увеличилось до 46"6.

Со временем количество награжденных превысило все первоначально установленные нормы. Например, в 1941 г. комитет счел возможным присудить за 6 лет в области изобретательской деятельности 20 премий первой степени (33 лауреата, так как многие изобретения были результатом коллективной работы), 32 премии второй (67 лауреатов), 26 премий третьей (65 лауреатов)7. А по результатам одного 1948 г. вручалось уже 8 премий первой степени (38 награжденных), 40 премий второй (227 награжденных), 111 премий третьей (491 награжденный)8. Тем самым размывались основы и первоначальная идея Сталинских премий - поощрить уникальные, выдающиеся результаты творческой деятельности, соответствующие декларируемым государством ценностям. Премия все больше превращалась в источник финансирования, особенно в сфере научно-технических знаний и милитаризованной науки. В областях, связанных с художественным творчеством, премия становилась кормушкой для лояльных авторов. Снижало установленную в 1939 г. планку и появление в послевоенные годы премий третьей степени (по 25 тысяч рублей) в области литературы и искусства.

Просматривая списки лауреатов тех лет, можно найти немало имен выдающихся мастеров культуры и науки, многие из них получали такое признание своего творчества неоднократно. В разные годы награда вручалась таким видным ученым, как ПКапица, АКолмогоров, А.Крылов, А.Бах, Л.Орбели, НБурденко, В.Обручев, М.Келдыш. В области музыкально-исполнительского и театрального искусства премия присуждалась НМясковскому, С.Прокофьеву (в 1943, 1946, 1951 гг.), АХачатуряну (в 1941, 1943, 1946, 1950 гг.), Р.Глиэру, ДШостаковичу (в 1941, 1942, 1946, 1950, 1952 гг.), Э.Гилельсу, Е.Мравинскому, Г.Улановой (в 1941, 1946, 1947, 1950 гг.), НМоисееву (в 1942, 1947, 1952 гг.), Г.Свиридову, З.Долухановой. Среди награжденных литераторов были С.Маршак, А. Твардовский, КСимонов, А.Толстой, В.Каверин, МШолохов. Знаковыми явлениями советской художественной культуры стали удостоенные Сталинских премий архитектурные решения первых станций Московского метрополитена, скульптура В.Мухиной "Рабочий и колхозница",

155

вошедшее в фольклор полотно АГерасимова "И.В. Сталин и КЕ.Ворошилов в Кремле" (народное название "Два вождя после дождя"), "Допрос коммунистов" Б.Иогансона, портрет ИППавлова работы МНестерова, памятник С.М.Кирову в Ленинграде скульптора Н. Томского, книжные иллюстрации Д.Шмаринова, политические плакаты Кукрыниксов и В.Корецкого, здание Московского университета на Ленинских горах и пр. Многие отмеченные премиями работы до сих пор сохраняют свою художественную притягательность. Архитектурные памятники сталинской эпохи составляют неотъемлемую часть современной городской среды.

Однако много было и тех, чьи имена и произведения сегодня никому неизвестны. О чем были романы Г.Баширова 'Честь", М.Ибрагимова "Наступит день", ННикитина "Северная Аврора", В.Собко "Залог мира"? Какими качествами обладала картина В.Яковлева "Колхозное стадо"? Где, кроме специализированных каталогов и эксцентричных выставочных проектов, можно увидеть картину многократно увенчанного А. Яр-Кравченко "А.М.Горький читает 11 октября 1931 г. тт. Сталину, Молотову и Ворошилову свою сказку "Девушка и смерть" или В.Ефанова "Незабываемая встреча"99_______________________

В целом списки лауреатов Сталинской премии свидетельствуют о том, что в максимальной степени мертвящее влияние государственной культурной политики сказалось именно на изобразительном искусстве и литературе. Бесконечные дискуссии о формализме, натурализме, импрессионизме, шедшие на протяжении 1930-1940-х гг. деморализовывали художественное сообщество. Идеологический контроль достиг избыточного уровня и депрофессионализи-ровал изобразительное искусство и литературу. Низкий уровень профессионализма - таков ведущий мотив отклонения выдвинутых на соискание премии работ. И это одно из самых неожиданных впечатлений от чтения стенограмм заседаний комитета по Сталинским премиям в области искусства. Ведь обсуждались произведения, прошедшие многоэтапный предварительный отбор, идеологически выверенные, выносившиеся на суд широкой аудитории.

Чаще всего претензии предъявлялись к работам, связанным с изображением советских вождей. Халтуризация идеологической живописи, столь явная в провинции10, была, по всей видимости, явлением, распространенным не только в регионах. Множество работ с изображением Ленина и Сталина были отклонены по причине непрофессионализма, неоригинальности, копирования с фотографии, стандартности.

Приведем суждения участников заседаний секции изобразительного искусства в 1951 г. По поводу картины С.ИДудника "Дети приветствуют И.В.Сталина в день 70-легия" говорится: "Написан ужасно .. .тут есть дефекты в рисунке"11. О работе "В.И.Ленин в Подольске" читаем: "Ленин какой-то неприятный. Горб какой-то на спине". На другой картине "Ленин изображен татарином"12. ИЭ.Грабарь (председательствующий) вопрошал своих коллег после знакомства с картиной А.И. Соколова "Напутствие вождя": "Я хотел спросить: можно сразу узнать, что это такое? Нельзя же сообразить, что это такое. А картина должна быть такая, чтобы ребенок сообразил. Вычеркиваем". "Ленин и

156

Примечание [в!]:

Сталин в Горках" кисти В.КЦвирко получила такую оценку: "Это ужасная вещь. Тут пропорции плохие. Профессиональная сторона ниже всякой критики". А о картине В.С.Шерпилова "Тов. Сталин на крейсере "Молотов"

A.Герасимов отозвался и вовсе уничижительно: "Это типичнейшая отрыжка импрессионизма". Еще на одной картине "у Ленина нет правой ноги и правой руки. Даже не видно, что он сидит"13. Скульптурные работы также давали повод для критики: "У монумента Сталину в г.Гори чрезмерно грузные, приземистые пропорции фигуры, создающие неприятный силуэт, измельченносгь пластической трактовки спины, одутловатость шеи, подбородка, щек"14. Другая скульптура "не возвышается над уровнем хороших самодеятельных работ"15.

Важно отметить, что отбор произведений на соискание Сталинской премии был достаточно жесткий. Только в секции скульптуры в 1941 г. было исключено из списка 15, в 1943 -1944 -16, в 1945 -16, в 1946 -13 кандидатов. В секции живописи в 1945 г. отказ получили 48, а в 1946 - 23 соискателя16. Однако аргументы, используемые участниками обсуждения, в массе своей были осторожны, неконкретны, шаблонны. Наиболее часто художественные произведения высоко оценивались за "жизненность", "актуальность", "выразительность раскрытия темы", "содержательность". Стенограммы комитета по Сталинским премиям дают немало примеров подлинной словесной эквилибристики экспертов. Речевой этикет, используемый ими, иногда скрывал стремление придерживаться профессиональных суждений, иногда - личные мотивы.

В любом творческом соревновании, судьями которого выступают участники состязания, отражаются клановые интересы, интриги, борьба персоналий. Подобная борьба интересов характерна и для процедуры присуждение Сталинских премий. Этот сюжет еще ждет своего описания. Но отдельные моменты того нешуточного соревнования за финансы и заказы, за обладание символическим капиталом просматриваются весьма четко.

Начнем с того, что судьбу премии в секции изобразительного искусства решали бывшие или будущие лауреаты - АГерасимов, Б.Иогансон, В.Мухина,

B.Ефанов, ДШмаринов, НГрабарь (всего к работе в секции изоискусства привлекалось примерно полтора десятка человек). Вполне объяснимо, что к работам других художников, еще не попавших в лауреатскую обойму, но получивших уже настоящее всенародное признание, эксперты-лауреаты подчас относились предвзято.

Пожалуй, ни один художник в Советском Союзе после войны не пользовался такой популярностью, как А.И.Лактионов. Успех его бытового сюжета "Письмо с фронта" в массовой аудитории иначе, как триумфальным, не назовешь, что не могло не вызывать зависти у коллег - мастеров официоза. Неудивительно, что другая его популярная жанровая картина "В новую квартиру" не нашла понимания у коллег-комитетчиков. Его осуждали за то, что "фикус, паркетный пол, радиоприемник, книги и пр. оказываются в центре внимания, оттесняют людей", что "в облике центральной фигуры не передано прогрессивных черт современной советской женщины", "что искусственна поза мальчика", что "неясна национальная принадлежность этих двух персонажей, осо-

157

бенно мальчика", что на полотне "люди, уже перевезшие в новую квартиру свои вещи рассматривают ее так, как будто впервые видят (чего в действитель-

17

ности не бывает)" и т.д. Мелочная, непрофессиональная придирчивость процитированных аргументов выдает элементарную зависть к несанкционированной народной популярности.

Много споров возникало при распределении денежной премии в случае создания монументальных полотен группой художников. Таких картин и скульптур немало выдвигалось на соискание премии в послевоенные годы. Назовем в качестве примера картину "Выступление В.И. Ленина на третьем съезде комсомола", написанную творческой бригадой в составе Б.Иогансона, В.Соколова, Ю.Тегина, И.Файдыш-Крандиевской, НЧебакова. Когда эту рекомендовали присудить премию этой работе, весьма бурно стали обсуждаться такие вопросы: "Кто, например, должен был получать средства в картине, выполненной бригадой? Первый номер в списке? Те, кто пишет фигуры и лица, или же исполнители интерьеров и мебели? Если делить, то в каких пропорциях?" В конечном счете пришли к следующему соглашению. Каждая бригада давала ответ за своими подписями на специальный запрос А. Фадеева о долевом участии в творчестве. Обычно "первый номер" в списке получал от 30 до 50 %

премии, а подчас и вовсе отказывался признать работу бригадной, настаивая на

18

своем идеином авторстве и руководстве .

Желание наградить премией художников своего круга часто брало верх над принципиальными соображениями. Вот почему некоторым художникам, скульпторам, архитекторам давалась возможность переделать, усовершенствовать работу и представить ее на следующий год. Такие произведения кочевали из списка в список годами, в конце концов, получая премии.

Приятельские отношения выручали даже в тех случаях, когда художников прямо обвиняли в плагиате. Такие казусы именовались "несовершенностью

„19 0

творческой самостоятельности решения картины . Вот как комитетчики нашли оправдание известному "римейку" Ф.Решетникова "Опять двойка" с картины передвижника Д.Жукова "Провалился": "Трактовка события в той и другой картине глубоко различна. У Жукова это трагедия мещанской семьи, крушение всех ее надежд, у Решетникова в полной теплой иронии и юмора трактовке сюжета раскрывается любовная атмосфера дружной советской семьи"20.

Подводя итоги, замечу, что Сталинские премии формировали "центр со-вегского официоза , создавали костяк художественной структуры заказного искусства советской эпохи. Рутинная процедура выдвижений, обсуждений и присуждений лауреатских званий стала частью повседневной художественной жизни. Сталинские премии присуждались чуть более десяти лег, и за этот небольшой отрезок времени они оказали сильное влияние на художественную жизнь СССР. Премии перестали быть редкими, "штучными" наградами, профессиональные критерии при отборе и обсуждении творческих работ отходили на второй план. Борьба за лауреатские звания и привилегии оказывала негативное воздействие на нравы художественной интеллигенции. В решениях специального комитета по присуждению Сталинских премий отражались и массо-

158

вый вкус советского человека, и приоритеты текущей культурной политики, и нравы артистически-художественного сообщества.

Примечания

1 Российский энциклопедический словарь. М., 2000. Кн. 2.

2 Правда. 1939. 21 дек. С. 2.

3 Параллельно существовали "закрытые" Сталинские премии, присуждавшиеся за разработки, составляющие военную и государственную тайну.

4 Большая Советская энциклопедия. М., 1947. Т. 52. Ст. 659-660

5 Программа и Устав Коммунистического Интернационала. М., 1936. С. 101-104.

6 Выдающиеся произведения советской литературы. М., 1952. С. 11.

7 Источник расчетов: Собрание постановлений и распоряжений правительства СССР. 1941. № 10.

8 Источник расчетов: Собрание постановлений и распоряжений Совмина СССР. 1949. № 5.

9 Полный список лауреатов Сталинской премии в области изобразительного искусства и другие материалы по художественной жизни в послевоенном Советском Союзе см.: Baudin A. Le realisme socialiste sovietique de la periode jdanovenne (19471953): Les arts plastiques et leurs institutions. Berlin, 1997. Vol.l.

10 Янковская Г.А. "Деятель культуры" в системе советской официальной культуры 1940-1950-х гг.// В поисках истины. Интеллигенция провинции в эпоху общественных потрясений. Пермь, 1999.

11 РГАЛИ. Ф. 2073, on. 1, д. 44, л. 9.

12 Там же. Л. 25.

13 Там же. Л. 29-36.

14 РГАЛИ. Ф. 2073, оп. 2, д. 39, л. 89.

15 Там же. Л. 87.

16 См.: РГАЛИ. Ф. 2073, оп. 7.

17 РГАЛИ. Ф. 2073, оп. 2, д. 18, л. 12.

18 Там же. Ф. 2071, on. 1, д. 44, л. 4-5.

19 Там же. Ф. 2073, оп. 2, д. 18 , л. 3.

20 Там же.

21 ГоломштокИ. Тоталитарное иску сство. М., 1994. С. 204.

ON THE ISSUE OF STALIN'S AWARD IN THE FIELD OF ARTS

G.A.Yankovskaya

The subject of the article is Stalin's Award in Arts. The Paper considers the bureaucratic machinery of Stalin's Award Special Committee and professional ethics in artistic community.

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.