Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ'

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Национальный центр исполнительских искусств / Новый Китай / Большой скачок вперед / Мао Дзэдун / Чжоу Эньлай / Дэн Сяопин / Цзян Цзэмин / Чэнь Пин / Поль Андрё / Beijing National Center for the Performing Arts / New China / The Great Leap Forward / Mao Zedong / Zhou Enlai / Deng Xiaoping / Jiang Zemin / Chen Ping / Paul Andreu

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ло Ян

Статья посвящена истории создания Национального центра исполнительских искусств (NCPA国家大剧院). Он является важным культурным объектом, строительство которого было инициировано правительством Китая. Появление грандиозного архитектурного комплекса отражает ожидание трех поколений китайских национальных лидеров в области культурного строительства и воплощает мечты о реализации масштабных сценических выступлений китайских артистов. С момента разработки и появления первого проекта здания Центра в 1958 г. и до его официального введения в эксплуатацию в 2007 г. прошло почти полвека. В чем состоит причина столь длительной задержки строительства и каковы предпосылки его возникновения? Этапы создания Национального центра исполнительских искусств, который первоначально задумывался как Большой национальный оперный театр, совпали с драматическими страницами истории страны. Процесс его создания требует осмысления не только в контексте исторического периода Нового Китая, но и интерпретации в свете современных реалий XXI в. Повсеместное появление «больших театров» в Китае, с одной стороны, связано с развитием музыкально-театральной деятельности, а с другой – представляет обратную сторону процесса, рождающего ряд градостроительных, экономических и кадровых проблем. В современной научной мысли данные вопросы остаются недостаточно освещенными. В работах, написанных в Китае за период с 1958 по 2007 г., тема создания NCPA упоминается лишь вкратце, без глубокого погружения в его историю. Будучи ведущим актером оперного театра этого учреждения, автор использует справочные и архивные материалы, предоставленные ему Центром художественной информации Национального центра исполнительских искусств. Весь ход исследования опирается на принцип историзма. В результате в статье последовательно представлена история проектирования и этапы строительства. В итоге, выявляются исторические предпосылки создания знаковой для Китая культурной институции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF THE CREATION OF THE NATIONAL CENTER FOR THE PERFORMING ARTS

This article is devoted to the study of the history of the creation of the National Center for the Performing Arts (NCPA 国家大剧院). It is an important cultural object, the construction of which was initiated by the Chinese government. The National Center for the Performing Arts reflects the expectations of three generations of Chinese national leaders in the field of cultural construction, embodies dreams of large-scale stage performances by Chinese artists and demonstrates the wisdom and diligence of the builders of the new Chinese theater. The design and construction of the National Center for the Performing Arts is undoubtedly a significant event in the history of modern Chinese theater. Almost half a century has passed since the development and appearance of the first project of the theater building in 1958 until its official commissioning in 2007. What is the reason for such a long delay in construction, and what are the prerequisites for the birth of the idea of creating a large-scale national project? The stages of the creation of the National Center for Performing Arts, which was originally conceived as the Grand National Opera House, coincided with the dramatic pages of the country's history. The process of its creation requires reflection not only in the context of the historical period of the New China, but also interpretation in the light of modern realities of the XXI century. The widespread appearance of "big theaters" in China, on the one hand, is associated with the development of musical and theatrical activities, and on the other hand, it represents the reverse side of the process, giving rise to a number of urban planning, economic and personnel problems. In modern scientific thought, these issues remain insufficiently covered. In the works written in China from 1958 to 2007, the topic of the creation of the NCPA is mentioned only briefly, without a deep dive into its history. As a leading actor of the opera house of this institution, the author relies on reference and archival materials provided to him by the Center for Artistic Information of the National Center for Performing Arts. The whole course of the research is based on the principle of historicism. As a result, the article consistently presents the history of design and construction stages. As a result, the historical prerequisites for the creation of a landmark cultural institution for China are revealed.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ»

Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 3. C. 207-215 ISSN 2308-1031

Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 3, pp. 207-215 ISSN 2308-1031

© Ло Ян, 2024 УДК 78

DOI: 10.24412/2308-1031-2024-3-207-215

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ

Ло Ян1

1 Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского, Красноярск, 660049, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена истории создания Национального центра исполнительских искусств (NCPAB^XBJI^). Он является важным культурным объектом, строительство которого было инициировано правительством Китая. Появление грандиозного архитектурного комплекса отражает ожидание трех поколений китайских национальных лидеров в области культурного строительства и воплощает мечты о реализации масштабных сценических выступлений китайских артистов. С момента разработки и появления первого проекта здания Центра в 1958 г. и до его официального введения в эксплуатацию в 2007 г. прошло почти полвека. В чем состоит причина столь длительной задержки строительства и каковы предпосылки его возникновения? Этапы создания Национального центра исполнительских искусств, который первоначально задумывался как Большой национальный оперный театр, совпали с драматическими страницами истории страны. Процесс его создания требует осмысления не только в контексте исторического периода Нового Китая, но и интерпретации в свете современных реалий XXI в. Повсеместное появление «больших театров» в Китае, с одной стороны, связано с развитием музыкально-театральной деятельности, а с другой - представляет обратную сторону процесса, рождающего ряд градостроительных, экономических и кадровых проблем. В современной научной мысли данные вопросы остаются недостаточно освещенными. В работах, написанных в Китае за период с 1958 по 2007 г., тема создания NCPA упоминается лишь вкратце, без глубокого погружения в его историю. Будучи ведущим актером оперного театра этого учреждения, автор использует справочные и архивные материалы, предоставленные ему Центром художественной информации Национального центра исполнительских искусств. Весь ход исследования опирается на принцип историзма. В результате в статье последовательно представлена история проектирования и этапы строительства. В итоге, выявляются исторические предпосылки создания знаковой для Китая культурной институции.

Ключевые слова: Национальный центр исполнительских искусств, Новый Китай, Большой скачок вперед, Мао Дзэдун, Чжоу Эньлай, Дэн Сяопин, Цзян Цзэмин, Чэнь Пин, Поль Андрё Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ло Ян. К истории создания Национального центра исполнительских искусств // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 3. С. 207-215. DOI: 10.24412/2308- 1031-2024-3-207-215.

ON THE HISTORY OF THE CREATION OF THE NATIONAL CENTER FOR THE PERFORMING ARTS

Luo Yang1

1 Dmitry Khvorostovsky Siberian State Academy of Arts, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation

Abstract. This article is devoted to the study of the history of the creation of the National Center for the Performing Arts (NCPA ШШАШШ). It is an important cultural object, the construction of which was initiated by the Chinese government. The National Center for the Performing Arts reflects the expectations of three generations of

Chinese national leaders in the field of cultural construction, embodies dreams of large-scale stage performances by Chinese artists and demonstrates the wisdom and diligence of the builders of the new Chinese theater. The design and construction of the National Center for the Performing Arts is undoubtedly a significant event in the history of modern Chinese theater. Almost half a century has passed since the development and appearance of the first project of the theater building in 1958 until its official commissioning in 2007. What is the reason for such a long delay in construction, and what are the prerequisites for the birth of the idea of creating a large-scale national project? The stages of the creation of the National Center for Performing Arts, which was originally conceived as the Grand National Opera House, coincided with the dramatic pages of the country's history. The process of its creation requires reflection not only in the context of the historical period of the New China, but also interpretation in the light of mo dern realities of the XXI century. The widespread appearance of "big theaters" in China, on the one hand, is associated with the development of musical and theatrical activities, and on the other hand, it represents the reverse side of the process, giving rise to a number of urban planning, economic and personnel problems. In modern scientific thought, these issues remain insufficiently covered. In the works written in China from 1958 to 2007, the topic of the creation of the NCPA is mentioned only briefly, without a deep dive into its history. As a leading actor of the opera house of this institution, the author relies on reference and archival materials provided to him by the Center for Artistic Information of the National Center for Performing Arts. The whole course of the research is based on the principle of historicism. As a result, the article consistently presents the history of design and construction stages. As a result, the historical prerequisites for the creation of a landmark cultural institution for China are revealed.

Keywords: Beijing National Center for the Performing Arts, New China, The Great Leap Forward, Mao Zedong, Zhou Enlai, Deng Xiaoping, Jiang Zemin, Chen Ping, Paul Andreu Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.

For citation: Luo Yang (2023), "On the history of the creation of the National Center for the Performing Arts", Journal of Musical Science, vol. 12, no. 3, pp. 207-215. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-3-207-215.

Национальный центр исполнительских искусств (ЩЩ.'КШШ,, The National Center for the Performing Arts, далее NCPA, Центр), расположенный в Пекине, - это главная культурная институция Китая, репрезентирующая современный уровень национальной культуры и искусства. История его создания начинается в августе 1958 г., когда председатель Коммунистической партии Китая Мао Цзэ-дун 1893-1976) издал приказ

о строительстве десяти знаковых культурных учреждений в столице страны Пекине в ознаменование десятой годовщины «Национального дня» (1 октября 1949 г.). Проектные работы, начатые под руководством профессора Института архитектуры Университета Цинхуа Ли Даоцзэна (^ШЙ 1930-2020), были завершены в 1958 г. и одобрены премьер-министром Чжоу Эньлаем (ЩЩ^1898-1976).

Примечательно, что создание проекта совпало с особой датой: 1958 г. открыл экономическую и политическую компанию «Большого скачка вперед» (АМЙШ

гЙ 1958-1960). Возведение Большого национального оперного театра планировалось завершить к 1959 г., и его появление должно было стать олицетворением позитивных преобразований в общественной жизни Китая. Однако возведение здания было на долгие годы приостановлено и воплотилось только в XXI в. в виде громадного архитектурного комплекса.

Таким образом, с момента разработки первого проекта Большого национального оперного театра (1958) и открытия Национального центра исполнительских искусств (2007) прошло почти полвека. Впервые ставится цель представить хронологию основных этапов строительства в тесной связи с линией развития государства. Этим объясняется актуальность и новизна настоящей работы. В качестве основного метода исследования привлекается структурно-диахронный подход (терминология И.Д. Ковальченко). Восстанавливая хронологию событий и анализируя исторический контекст периода Нового Китая, автор представляет основ-

ную периодизацию строительства, связанную с тремя основными этапами.

Подготовительный период (19581978). В истории развития театра период «Движения большого скачка вперед» (1958-1960) был коротким, но плодотворным. Характерной чертой этого времени стало достижение высоких показателей культурного строительства. Было возведено большое количество театров и иных заведений культуры. Наиболее показательным примером является строительство знаковых зданий в Пекине в течение одного года, как ответ на распоряжение Мао Цзэдуна воплотить проект «Десять лучших зданий к десятой годовщине Национального дня» (Ш^ + ^^ + АШ М)1. Общая площадь этих 10 крупных общественных зданий составила 640 000 квадратных метров.

В строительстве юбилейного 10-го объекта принимали участие десятки тысяч рабочих. Кроме того, около 300 тысяч правительственных чиновников Пекина, офицеров и солдат, а также школьных учителей, учащихся и простых граждан трудились волонтерами на строительной площадке. 18 провинций, муниципалитетов и автономных регионов страны направили тысячи рабочих для участия в строительстве, в то время как 23 провинции и муниципалитета обеспечили транспортировку материалов.

Проект, начатый в ноябре 1958 г., был практически завершен менее чем за год. Эти здания не только технически сложны, но и отличаются высоким уровнем отделки, являются чудом городской архитектуры и олицетворяют мудрость руководителей и сильный творческий дух жителей страны и столицы. Площадь Тяньаньмэнь и Дом народных собраний - это архитектурная доминанта и идейная содержательная грандиозного проекта Китая.

Важно добавить, что со времени основания Китайской Народной Республики

(1949) правительство страны установило дипломатические отношения с Советским Союзом. В 1950 г. был подписан советско-китайский «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи». В этот период архитектурный стиль, театральные модели зданий и их наименования избирались под советским влиянием. Так, были построены Большой народный зал Чунцина (1954), театр Тяньцяо - первый театр, созданный в Пекине после основания КНР (1953), Столичный театр (1955), Харбинский дворец культуры трудящихся (1956).

Открытие Большого национального оперного театра должно было быть приурочено к празднованию десятилетия Национального дня в 1959 г. Указом Главы Государственного совета КНР Чжоу Эньлая было официально подтверждено место расположения театра с западной стороны Большого народного зала (ныне улица Западный Чанъань, № 2, район Сичэн, г. Пекин). В период дружественных отношений Китая с СССР его название было выбрано по аналогии с Большим театром в г. Москва (сейчас учреждение также называется Национальный центр исполнительских искусств по аналогии с Линкольн-центром исполнительских искусств (1959)).

Реализация проекта была очень сложной по нескольким причинам. Во-первых, власти города были не в состоянии разместить всех жителей, чьи дома попадали под снос2. Во-вторых, страна столкнулась с тяжелыми экономическими трудностями вследствие трехлетнего стихийного бедствия3. Но наиболее важной причиной, препятствующей строительству театра, является «Культурная революция» Культурным начинаниям был нанесен серьезный ущерб, и развитие национального культурного строительства пошло на спад. В это время действовал государственный нормативный документ, который ограничивал строи-

тельство объектов. Постановление Государственного совета Китая о строгом запрете на строительство зданий и залов» вступило в силу 7 мая 1964 г.5 Важно отметить, что строительство оперного театра вплоть до 1975 г. патронировал Чжоу Эньлай, однако из-за тяжелой болезни, за год до смерти он поручил эту задачу секретарю Пекинского горкома партии Вань Ли (ЛШ1916-2015).

Характеризуя подготовительный этап (1958-1976 гг.), необходимо отметить его неоднородность. Исторический период «Большого скачка вперед» был ознаменован кульминацией культурного строительства в стране. Не последнюю роль в этом сыграло предварительное изучение театрального опыта Советского Союза и стран Восточной Европы (главным образом, ГДР). Так, первоначальный план Национального большого оперного театра, разработанный командой проектировщиков во главе с Ли Даоцзэном в 1958 г., был спроектирован с учетом анализа оформления сценического пространства Народного театра в Дессау. Впервые был предложен вариант сцены со структурой в форме «пин» рр (Лу Сяндун, 2005, с. 12). К сожалению, данный проект был свернут из-за Культурной революции6.

Таким образом, с 1960-х гг. и до окончания драматического исторического периода в 1976 г., приведшего к застою интенсивно начатого процесса, дорога к строительству учреждения на долгое время была затруднена.

Восстановительный период (19781997). В 1978 г. лидер Китая во втором поколении Дэн Сяопин 1904-1997) выступил с призывом к «Реформам и открытости» Он посвятил свою деятельность модернизации Китая, в том числе и в сфере культурной индустрии. Так, были увеличены инвестиции в строительство объектов культуры. Возведение Национального

большого театра было включено в повестку дня.

В начале 1980-х гг. Китай вступил в беспрецедентную стадию развития. Скорость и количество работ по проектированию и строительству ошеломили мир. Во время строительства здания международной торговли в Шэньчжэне, самого высокого на тот момент сооружения в специальном административном районе города, китайские строители продемонстрировали «скорость Шэньчжэня» - «один этаж за три дня». В 1985 г. было завершено его строительство. С тех пор выражение «скорость Шэньчжэня» стало синонимом этого исторического периода7.

1986-1988: Министерство культуры Китая подготовило отчет для Государственной комиссии по планированию о строительстве двух объектов -Национального художественного музея и Национального большого театра. Министерство культуры просило учреждения культуры иностранных посольств собирать информацию о национальном театре страны, в которой они находятся. Поэтому с 1986 г. Государственная плановая комиссия и бюро искусств Министерства культуры начали предварительную подготовку к возведению Национального большого театра.

После 1988 г. подготовительная работа была передана в ведение Департамента бухгалтерского учета и финансов. В этот период Министерство культуры организовало две поездки: одна группа экспертов должна была посетить европейские, а другая - американские и канадские театры. Согласно результатам расследования, у членов художественного бюро Министерства культуры постепенно складывается представление о масштабе и модели Национального большого театра. В конце 1989 г. Министерство культуры приняло решение о создании подготовительного

отдела. 4 января 1990 г. Государственная плановая комиссия согласилась провести технико-экономическое обоснование и технико-экономическую демонстрацию театра, что было зафиксировано в «Ответном письме о предлагаемом предварительном строительстве Национального большого театра» (Цзян Вэй, 1999, с. 8).

После того как Дэн Сяопин в 1992 г. осмотрел юг страны, им была поставлена цель реформирования социалистической системы рыночной экономики. Как следствие этого, изменения в культурной сфере также интенсифицировались. В октябре 1996 г. он сказал: «Реформирование культурной системы является фундаментальной основой для развития и процветания культурных учреждений»8.

Итак, резюмируя, отметим, что после «Реформ и открытости» был успешно возобновлен путь культурного развития Китая. С 1978 г. театральное развитие Китая постепенно восстанавливалось. Во время Культурной революции практика запрета строительства залов и зданий, нарушающих градостроительный облик городов, постепенно утратила свое значение. Долгое время подвергавшаяся жесткой цензуре литературная и художественная деятельность была возрождена. Стремление людей к культурной жизни способствовало возрождению театральных представлений, притоку большого количества зрителей, что объективно повысило спрос на посещение театров.

К 1980 гг. экономическое развитие Китая постепенно улучшалось. Хотя страна все еще не была экономически процветающей, создавались приемлемые условия для начала второго этапа строительства театра, идея которого первоначально возникла в 1950-х гг. Вновь начался «Большой скачок вперед» в театральном строительстве. Китайские руководители и архитекторы нацелились на сверхбольшой художественный комплекс по типу

Линкольн-центра исполнительских искусств (Lincoln Center for the Performing Arts) в Соединенных Штатах Америки. Первым крупным театром стал Шэнь-чжэньский большой театр (Ш^НА^Рл), построенный в 1989 г. Он стал своеобразным символом периода «Реформ и открытости».

Период строительства (1997-2007).

В сентябре 1997 г. центральное руководство Китая третьего поколения во главе с генеральным секретарем Цзян Цзэминем (;1}?К1926-2022) приняло важное решение о строительстве театра. При муниципальном правительстве Пекина и при содействии Государственной плановой комиссии, Министерства финансов, Министерства строительства, Министерства культуры и других ведомств была создана ведущая инженерная группа и сформирована экспертная комиссия. В январе 1998 г. был образован Комитет владельцев проектов Национального центра исполнительских искусств, в который вошли правительственные чиновники. В апреле Госсовет одобрил строительство Национального центра исполнительских искусств9.

В июле 1999 г. после трех конкурсных туров из 69 представленных проектных планов, окончательно был утвержден проект архитектора Поль Андрё10 (Чэнь Пин, 2016, с. 46). 13 декабря 2001 г. состоялась церемония закладки фундамента. Так был дан старт официальному строительству Национального центра исполнительских искусств11.

В 2002 г. Лю Ци (ЯШрод. 1942) - действующий секретарь Пекинского муниципального комитета партии и мэр Пекина, возглавил руководящую группу по строительству проекта. Скорости возведения здания потрясают. Так, с сентября по октябрь 2003 г. установка дугообразной стальной балочной конструкции каркаса Центра заняла около 70 рабочих дней. В мае 2004 г. была установлена стеклянная

навесная стена, состоящая из более чем 1200 пластин ультрабелого прозрачного стекла. В сентябре были поставлены декоративные панели из титанового сплава. 28 апреля 2006 г. строительство было завершено.

6 марта 2007 г. Пекинский муниципальный партийный комитет провел заседание по созданию руководящей команды Национального центра исполнительских искусств и объявил президентом Центра Чэнь Пина (^¥)12. Чэнь Пин и его группа взяли на себя историческую ответственность за создание творческих кадров и репертуарной политики ЫСРЛ. Вечером 22 декабря 2007 г. в концертном зале Центра состоялся праздничный концерт, приуроченный к его открытию. Это праздничное событие обозначило его официальную работу. Таким образом, с момента первой идеи о строительстве, предложенной в 1958 г., и до его завершения и открытия грандиозного комплекса ЫСРЛ в 2007 г. прошло 49 лет.

Концерт-открытие ознаменовал первый международный исполнительский се-

зон, который продолжался до 21 февраля 2008 г. (рисунок). В нем участвовали известные китайские дирижеры Чэнь Цзоху-ан и Тан Лихуа, коллектив Национального симфонического оркестра Китая и Пекинский симфонический оркестр, пианист Ли Юнди, скрипачи Лу Сыцин, Хуан Мэнгла, Хуан Бинь, Нин Фэн. На открытии можно было услышать «сокровище концертного зала» - самый большой орган в стране. В ходе празднования были представлены оперы «Сестра Цзян» Ян Мина, Цзян Чу-ньюня и Цзинша, «Город Сялу» Чжу Шаою, лучшие образцы пекинской оперы «Тан-ская наложница», «Циветта для принца», «Цао Цао и Ян Сю», «Река Лушуй и гора Ишань», «Судья», «Красногривый конь», «Дракон и феникс - доброе знамение», «Четвертый сын навещает свою мать», «Феникс возвращается домой», драматические спектакли «Начало осени» Чэнь Юна и «Гроза» автора Цао Юй. Произведения исполнялись одно за другим в концертном зале, в оперном, драматическом и в малом театрах Центра.

Церемония открытия Национального центра исполнительских искусств13 The opening ceremony of the National Center for the Performing Arts

Обратим внимание на тот факт, что 2007 г. был объявлен Годом Китая в России, поэтому в торжественном открытии принимала участие труппа Мариинского театра во главе с художественным руководителем и дирижером В.А. Гергиевым. Российский театр стал первым зарубежным художественным коллективом, который выступил в Национальном центре исполнительских искусств. Впервые китайскому зрителю были показаны опера А.П. Бородина «Князь Игорь», балеты П.И. Чайковского «Лебединое озеро», А. Адана «Корсар» и Дж. Баланчина «Драгоценности».

В настоящее время грандиозный архитектурный комплекс расположен на Тайху Вест-роуд, район Тунчжоу, г. Пекин. Он имеет две оси: с востока на запад протяженностью 212,2 метра, с севера на юг -143,6 метра. Его самая низкая точка находится на 32,5 метра ниже уровня моря. Общая площадь достигает 217 500 квадратных метров. Внешний корпус изготовлен из более чем 18 000 титановых пластин и занимает площадь около 30 000 квадратных метров. Сердцевину Центра составляют четыре сооружения - это оперный театр (2081 место), концертный зал (1859), драматический (957) и малый (469 мест) театры. Также имеются 5 репетиционных и 23 тренировочных зала, 90 гримерных, студии звукозаписи и видеомонтажа, база реквизита.

Постоянный художественный коллектив включает оркестр, хор, оперную и драматическую труппу и молодежный танцевальный ансамбль Лг18 ББЛ. Согласно статистике, опубликованной на официальном сайте учреждения, за период своего существования Центр самостоятельно создал и поставил 71 оперу, в том числе

20 современных китайских опер,

21 пьесу, 5 пекинских опер, 4 танцевальные драмы.

Подводя итог, необходимо отметить, что XXI в. - это период бурного развития

Китая. В стране один за другим возводятся масштабные здания театров. Например, только за период с 1998 по 2015 г. количество новых и реконструированных театров и театральных залов составило 364, из которых более 100 театров были новыми зданиями с количеством зрительных мест более чем 1200 (Charlie Qiuli Xue, 2020, р. 700). Председатель Цзян Цзэминь однажды сказал: «На основе отстаивания национальной независимости мы должны активно перенимать культурные достижения различных стран по всему миру. Неуклонная реализация национальной политики открытости внешнему миру и проведение обширных экономических, торговых, научно-технических, образовательных и культурных обменов со странами по всему миру имеют огромное значение для нашего стремления к социалистической модернизации. В то же время работникам литературы и искусства также полезно расширять свой кругозор, свои знания, а также перенимать достижения цивилизации в различных странах по всему миру»14.

Изучая многолетнюю историю создания Национального центра исполнительских искусств, можно сделать вывод, что его становление было неотделимо от направления развития страны, указанного тремя поколениями лидеров Нового Китая. В период этапа «Большого скачка вперед», инициированного Мао Цзэдуном и Чжоу Эньлаем, родился первоначальный замысел Национального большого театра. Благодаря периоду «Реформ и открытости», который провозгласил Дэн Сяопин, была восстановлена экономика и возобновлены крупные строительные проекты. Под чутким руководством Цзян Цзэминя Национальный большой театр, возведение которого на долгое время было отложено, стал всемирно известным культурным учреждением - Национальным центром исполнительских искусств.

По мнению Лу Сяндуна, завершение его строительства в 2007 г. ознаменовало наступление эпохи «Большого театра» Китая (2011, с. 5). Благодаря своему статусу, он стал образцовой моделью театра. Это привело к тому, что почти во всех провинциях и городах страны появились свои

собственные большие театры с подобной планировкой здания, его конфигурацией и масштабами (Ло Ян, 2023). Помимо этого, Национальный центр исполнительских искусств привлек к Китаю международное внимание, что открыло большие возможности для его развития.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 К 1959 г. была построена «Десятка лучших зданий к десятой годовщине Национального дня»: Большой народный зал (АКАй^), Национальный музей Китая (ФДДШШЩШ), Китайский военный музей (ФД^ШШЙШ), Дворец национальной культуры (КШХ{Ьа), Национальный отель (КШШЙ), Государственный гостевой дом Дяоюйдао (ЙЙаНШЮ, здание зарубежного Китая (Ф^АЖ), Пекинский железнодорожный вокзал Национальный выставочный

зал сельского хозяйства (^Д^^МШШ) и стадион Пекинских рабочих (¿ЬжХА^Яй). Инициатива строительства Национальной библиотеки и Большого национального театра принадлежала премьер-министру Чжоу Эньлаю. Их строительство было отложено по экономическим и многим другим причинам.

¥. // (Об изменениях в политической

обстановке, произошедших за кулисами Национального театра за последние 49 лет // Центральная новостная сеть. URL: http://news.cctv.com/ society/20080216/101386.shtml (дата обращения: 14.06.2023).

3 «Три года стихийных бедствий» Ш^Ш -это период с 1959 по 1961 г., когда сельскохозяйственные угодья Китая пострадали из-за негативных последствий политики «Большого скачка» и крупномасштабных стихийных бедствий, что в итоге, вызвало общенациональный кризис нехватки продовольствия и голод.

4 «Пролетарская культурная революция» ^^

май 1966 - октябрь 1976 гг. - это политическое движение, начатое китайским лидером Мао Цзэдуном. Главная цель состояла в том, чтобы предотвратить реставрацию капитализма, сохранить Коммунистическую партию Китая и пойти по собственному социалистическому пути развития. Однако эта деятельность была использована контрреволюционными группировками и, в конечном итоге, вылилась в гражданскую войну, которая повлекла за собой серьезные бедствия и гибель людей - представителей всех этнических групп. Подробнее об этом см.: («ФДй^^® £

», Пекин: Народное издательство, Издательство

истории Коммунистической партии Китая, 2021. С. 206-207).

5 Законы и нормативные акты Государственного совета Китая. URL: https://baike.baidu.com/

£/22270516?fr=aladdin (дата обращения: 14.06.2023).

6 Подробнее об этом см.: (Ло Ян, 2023).

7 ^ШМ±ПЕ-ФЯ. // (Ма Лулу: Давай поднимемся наверх,

Китай) // URL: http://www.

xinhuanet.com/datanews/20211015/C9990584F180000144 4561ED1AC74000/c.html (дата обращения: 14.06.2023).

8 / -АЙЩЖЙ

1999^Ш.Й (Избр

анные работы по важным документам со времен 14-го Национального конгресса. Народное издательство, 1999. С. 2061).

9 Письмо Главного управления Государственного совета Китая от 27 апреля 1998 г., документ № 27.

10 Поль Андрё (Paul Andreu 1938-2018) -французский архитектор и дизайнер, родился в г. Бордо, Франция. В возрасте 30 лет он получил диплом национального архитектора и с тех пор работает в компании Парижского аэропорта. Обладатель международных архитектурных наград. Работы Андрё представлены по всему миру: Морской музей Осаки в Японии, Новый стадион в Гуанчжоу (Китай), аэропорт Шарля де Голля в Париже, Шанхайский аэропорт Пудун и Национальный театр Китая. Является автором книги «Национальный большой театр», в которой ярко описал путь своего участия в проектировании и строительстве Национального большого театра (Поль Э., 2008).

11 Документ Национальной комиссии по планированию развития Китая от 6 декабря 2001, № 2608.

12 Чэнь Пин родился в январе 1954 г. С февраля 2017 по май 2018 г. занимал должность секретаря партийного комитета и президента Национального центра исполнительских искусств. В настоящее время он является членом Национального комитета Народного политического консультативного совета Китая, а также председателем 9-го совета Пекинской федерации литературных и художественных кругов и председателем «Китайского национального центра исполнительских искусств» Китайской академии искусств.

13 ДШХйК^^Т^Жв^й^). URL: http:// 14 Избранные произведения важной литературы

news.sohu.com/20071223/n254244731.shtml со времен 14-го Национального конгресса. С. 2152.

ЛИТЕРАТУРА

Ло Ян. Начало «Эры Большого театра». К вопросу архитектурной модели китайских театров // Искусство глазами молодых. Красноярск, 2023. С. 350-356.

Charlie Qiuli Xue, Cong Sun and Lujia Zhang. Grand theatres in China: a Mosaic analysis of database // Journal of Asian architecture and building engineering, 2020. Vol. 19, no. 6. Pp. 700-713.

2005^Ш-Ш2~16Ш. (Лу Сяндун. Обзор истории появления немецкого театра на пиньиньской сцене в нашей стране // Журнал искусства и технологий. 2005. № 3. С. 12-16).

2011 (Лу Сяндун. Эра

Большого театра китайского театра // Архитектурный форум. 2011. Вып. 1. 5 с.)

j.srnxrn^ / -хшх

Х^ЩШЙ- 2008^.Й217Ш. (Поль Эндрё. Франция. Национальный театр. Издательство Далянь-ского технологического университета, 2008. 217 с.)

^P^'ib»- 1999^,Й86Ш. (Цзян Вэй. Обсуждение плана проектирования Национального большого театра // Школа архитектуры Университета Цинхуа. Пекин, 1999. 86 с.)

ШЩ. sжхштшжш /

ЖЩЖЙ. 2016^1^. Й515Ш. (Чэнь Пин. Построение модели национального большого театра. Пекин: Издательство People's Music, 2016. 515 с.)

REFERENCES

Charlie Qiuli Xue, Cong Sun, Lujia Zhang (2020), "Grand theatres in China: a Mosaic analysis of database", Journal of Asian architecture and building engineering, Vol. 19, no. 6, pp. 700-713. (in Eng.)

Chen Ping (2016), guo jia da ju yuan mo shi gou jian [Building a model of the National Bolshoi Theatre], People's Music Publishing House, Pekin, 515 p. (in Chin.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Jiang Wei (1999), guo jia da ju yuan she ji fang an tan tao [Discussion of the design plan of the National Bolshoi Theatre], qing hud da xue jian zhu xue yuan [Tsinghua University School of Architecture], Pekin, 86 p. (in Chin.)

Lu Xiangdong (2005), de guo pin zi xing wu tai ju chang chuan ru wo guo de li shi gai shu [An overview of the history of the appearance of the German theater on the Penza stage in our country], yi shu ke ji zd zhi [Journal of Art and Technology], no. 3, pp. 12-16. (in Chin.)

Lu Xiangdong (2011), zhong guo ju chang de da ju yuan shi dai [The Era of the Bolshoi Chinese Theater], lu xiang dong - jian zhu lun tdn [Architectural Forum], Issue 1, 5 p. (in Chin.)

Luo Yang (2023), "The beginning of the «Era of the Bolshoi Theater». On the issue of the architectural model of Chinese theaters", Iskusstvo glazami molodykh [Art through the eyes of the young], Krasnoyarsk, pp. 350-356. (in Russ.)

Paul, Andre (2008), guo jia da ju yuan [France. The National Theatre], Dalian University of Technology Publishing House, 217 p. (in Chin.)

Сведения об авторе

Ло Ян, аспирант I курса кафедры истории музыки Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (научный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент С.В. Бакуто) (Красноярск) E-mail: 334777@qq.com

Author Information

Luo,Yang, 1st year postgraduate of the Department of Music History of the Dmitry Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts (scientific supervisor - Cand. Sc. (Art Criticism), Docent S.V. Bakuto) (Krasnoyarsk) E-mail: 334777@qq.com

Поступила в редакцию 08.06.2024 После доработки 26.07.2024 Принята к публикации 19.08.2024

Received 08.06.2024 Revised 26.07.2024 Accepted for publication 19.08.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.