Научная статья на тему 'К истории создания и деятельности Комитета Северного морского пути Всероссийского правительства адмирала А.В. Колчака '

К истории создания и деятельности Комитета Северного морского пути Всероссийского правительства адмирала А.В. Колчака Текст научной статьи по специальности «История и археология»

336
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Белое движение / Гражданская война / Карские экспедиции / Колчак А.В. / Комитет Северного морского пути / Северный морской путь / товарообменные операции / Beloye dvizheniye (White Movement) / Russian Civil War / Kara expeditions / Kolchak A.V. / Northern Sea Route Committee / Northern Sea Route / commodity exchange operations

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецов Никита Анатольевич

Статья посвящена истории создания и деятельности Комитета Северного морского пути, организованного Всероссийским правительством адмирала А.В. Колчака 25 апреля 1919 г. Комитет стал первой в истории России организацией, отвечавшей за широкий спектр вопросов, связанных с изучением и освоением Северного морского пути. После окончания Гражданской войны Комитет был воссоздан при Сибирском революционном комитете и в разных формах существовал вплоть до создания в 1932 г. Главного управления Северного морского пути (Главсевморпуть), предшественником которого можно считать Комитет Северного морского пути, созданный в 1919 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the history of the Northern Sea Route Committee of A.V. Kolchak’s Government

The article explores the history of the creation and activities of the Northern Sea Route Committee, organized by Admiral A.V. Kolchak’ Government on April 25, 1919. The Committee became the first organization in the history of Russia to deal with a wide range of issues related to the exploration and development of the Northern Sea route. After the Russian Civil war, the Committee was re-established in the framework of the Siberian Revolutionary Committee. It existed in various forms until 1932, when the Chief Directorate of the Northern Sea Route (Glavsevmorput’) was established. So the Northern Sea Route Committee, created in 1919, can be considered Glavsevmorput’ predecessor.

Текст научной работы на тему «К истории создания и деятельности Комитета Северного морского пути Всероссийского правительства адмирала А.В. Колчака »

КУЗНЕЦОВ Н.А.

К истории создания и деятельности Комитета Северного морского пути Всероссийского правительства адмирала А.В. Колчака

KUZNETSOV N.A.

About the history of the Northern Sea Route Committee of A.V. Kolchak's Government

Сведения об авторе:

Кузнецов Никита Анатольевич, кандидат истор. наук, ведущий научный сотрудник отдела военно-исторического наследия ГБУК «Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына» (Москва) nikita-k1978@yandex.ru

Author:

Kuznetsov Nikita Anatolievich, Mndidate of historical sciences, leading researcher of the Department of military historical heritage of The Moscow state-financed cultural institution Alexander Solzhenitsyn House of Russia Abroad (Moscow) nikita-k1978@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена истории создания и деятельности Комитета Северного морского пути, организованного Всероссийским правительством адмирала А.В. Колчака 25 апреля 1919 г. Комитет стал первой в истории России организацией, отвечавшей за широкий спектр вопросов, связанных с изучением и освоением Северного морского пути.

После окончания Гражданской войны Комитет был воссоздан при Сибирском революционном комитете и в разных формах существовал вплоть до создания в 1932 г. Главного управления Северного морского пути (Главсевморпуть), предшественником которого можно считать Комитет Северного морского пути, созданный в 1919 г.

Abstract

The article explores the history of the creation and activities of the Northern Sea Route Committee, organized by Admiral A.V. Kolchak' Government on April

25, 1919. The Committee became the first organization in the history of Russia to deal with a wide range of issues related to the exploration and development of the Northern Sea route.

After the Russian Civil war, the Committee was re-established in the framework of the Siberian Revolutionary Committee. It existed in various forms until 1932, when the Chief Directorate of the Northern Sea Route (Glavsevmorput') was established. So the Northern Sea Route Committee, created in 1919, can be considered Glavsevmorput' predecessor.

Ключевые слова:

Белое движение, Гражданская война, Карские экспедиции, Колчак А.В., Комитет Северного морского пути, Северный морской путь, товарообменные операции. Keywords:

Beloye dvizheniye (White Movement), Russian Civil War, Kara expeditions, Kolchak A.V., Northern Sea Route Committee, Northern Sea Route, commodity exchange operations.

К 1917 г. Россия активно занималась исследованием и освоением Арктики. Русской полярной экспедицией (1900-1902 гг.) и Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана (1910-1915 гг.) были достигнуты серьёзные успехи в изучении Северного морского пути (СМП), а также открыт ряд новых географических объектов. В западном секторе Арктики началось создание сети радиостанций (ставших прообразом будущих полярных станций). В 1914 г. была учреждена Полярная комиссия при Императорской академии наук. Это лишь отдельные факты, свидетельствующие о высоком уровне заинтересованности правительства Российской империи в потенциальном развитии Арктического региона.

Из-за трагических событий 1917 г. и последовавшей за ними Гражданской войны, длившейся пять лет и охватившей почти всю территорию страны, исследовательская и практическая работа в высоких широтах, казалось бы, должна была полностью прекратиться. Но этого не произошло по ряду причин, главной из которых стали попытки использования СМП, предпринятые руководителями Белого движения на Севере и на Востоке страны в связи с необходимостью доставки грузов (как военного, так и гражданского назначения) из Европы. Альтернатив данному варианту практически не было, в силу того, что железнодорожное сообщение между европейской и азиатской частями

страны было прервано (т. к. центр России был занят большевиками). Глобальной, но неосуществлённой задачей было налаживание военного взаимодействия между Востоком и Севером. Естественно, что практическое использование СМП не могло проводиться без его изучения и оборудования.

Активная деятельность по исследованию и эксплуатации СМП велась антибольшевистскими силами с лета 1918 г. (когда были организованы плавания из Архангельска в устья сибирских рек с целью вывоза хлеба и снабжения радиостанций) до осени 1919 г. (завершения Карской экспедиции). Весьма важным решением стало учреждение Верховным Правителем России адмиралом А.В. Колчаком 5 января 1919 г. Дирекции маяков и лоции СМП и Отдельного Обь-Енисейского гидрографического отряда1.

Обширные планы по научному и хозяйственному освоению Севера выдвигались белыми правительствами на 1919 г. Этому способствовали успехи на фронтах в конце 1918 г. - первой половине 1919 г. Далеко не всё из намеченного удалось выполнить (прежде всего, из-за военных неудач, приведших в начале 1920 г. к поражению белых фронтов на Востоке и Севере), но и масштабы того, что было сделано в области изучения и освоения Севера за столь короткий период в тяжелейших условиях Гражданской войны зачастую поражают.

Важным решением, способствовавшим выполнению поставленных задач по исследованию и освоению Арктического региона, стало учреждение Верховным Правителем России А.В. Колчаком 25 апреля 1919 г. Комитета СМП, ставшего первой в истории России организацией, отвечавшей за широкий спектр вопросов, связанных с изучением и освоением Северного морского пути.

Нельзя сказать, чтобы проблематика, затрагиваемая в данной работе, находилась абсолютно вне исследовательского поля историков в советский период (в отличие от большинства вопросов, связанных с историей Белого движения, изучение которых начиная как минимум со второй половины 1930-х гг. велось, мягко говоря, схематично). В 1920-е - 1950-е гг. выходили работы, написанные как участниками событий2, так и представителями исторической науки (в

Подробнее о событиях 1918 г., связанных с изучением и освоением Заполярья см. работу автора: Белые в Арктике. Год 1918-й. Забытые страницы истории исследования и освоения Севера в годы Гражданской войны // Звезда. 2018. № 7. С. 170-193.

См., напр.: Северный морской путь и его значение во внешнем товарообмене Сибири / под общ. ред. заместителя председателя Комитета Северного морского пути Ф.А. Шольц[а]. Омск, 1922. 67 с.

распоряжении которых был большой массив архивных документов, важную часть которых в научный оборот ввела Т. Шепелева в 1941 г.)1.

Советские историки обращались прежде всего к событиям Карской экспедиции 1919 г., ставшей, пожалуй, главным итогом деятельности Комитета. Выводы, сделанные ими, можно предугадать уже по названиям их работ, - «Англо-французская интервенция на Севере России и Северный морской путь», «Использование интервентами Северного морского пути» и т. п. Если обратиться к документам (в том числе опубликованным и использованным в упомянутых выше работах), то очевидным становится тот факт, что иностранные государства были в рассматриваемый период меньше всего заинтересованы в исследовании и освоении Севера, а все свершения в этой сфере - результаты работы людей, действовавших в национальных интересах России. Думается, что именно поэтому о создании и деятельности Комитета СМП в советских работах упоминалось лишь вскользь. В противном случае, пришлось бы признать преемственность созданного в 1932 г. Главного управления СМП от «колчаковского» Комитета, что было абсолютно невозможно.

На отдельных сюжетах данной проблематики останавливаются и современные исследователи2, в центре внимания которых оказываются чаще всего экономические аспекты экспедиций периода Гражданской войны.

В настоящей работе сделана попытка рассмотреть историю создания и деятельности Комитета СМП в 1919 г. и охарактеризовать его роль в научном и хозяйственном освоении Арктического региона в период Гражданской войны.

Создание межведомственного органа, отвечающего за исследование и эксплуатацию СМП, было логичным продолжением и развитием мероприятий, связанных с работой в Арктике, осуществлённых в 1918 г.,

Использование интервентами Северного морского пути (1918-1919 гг.). Подготовка к публикации, вступительная статья Т. Шепелевой // Красный архив. 1941. № 1. С. 151-198; Марголин А. Англо-французская интервенция на Севере России и Северный морской путь // Советская Арктика. 1940. № 11. С. 77-80; Он же Международная интервенция 1918-1920 годов и Северный морской путь // Летопись Севера. М.; Л., 1949. Вып. 1. С. 154-174. См. также: Белов М.И. Советское арктическое мореплавание 1917-1932 гг. История открытия и освоения Северного морского пути. Т. 3. Л., 1959. С. 44-62; Богданов К.А. Под адмиралтейским шпицем. Документальная повесть. Л., 1989. 203 с. и др.

См., напр.: Гончаров А.Е., Карелин Н.М., Медников Д.М. Карская экспедиция 1919 г.: к вопросу об экспорте и импорте // Гражданская война на Востоке России: взгляд сквозь документальное наследие. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Омск, 25-26 октября 2017 г.). Омск, 2017. С. 71-78; Лосунов А. Омск, Колчак и Севморпуть // Особое внимание. 2013. № 9. С. 68-71; Николаев А. Из Ливерпульской гавани в Обскую губу // Родина. 2015. № 1. С. 63-65; Расколец В.В. Экспедиции Д.Ф. Котельникова и В.В. Сапожникова (1919 г.) // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 408. С. 117-124 и др.

Рис. 1. Полковник Корпуса гидрографов Д.Ф. Котельников. Фотография 1914 г.

прежде всего - формированием Дирекции маяков и лоции СМП (под командованием подполковника (впоследствии полковника) Корпуса гидрографов Д.Ф. Котельникова (рис. 1), выступившего инициатором её организации) и Отдельного Обь-Енисейского гидрографического отряда (начальник - полковник Корпуса гидрографов А.Ф. Машковцев).

Сохранился недатированный проект «Положения о Комитете Северного морского пути», написанный ещё в период создания дирекции (т. к. в тексте документа упоминается Временное Сибирское правительство и лишь предполагается создание самостоятельного Морского министерства, которое было организовано лишь после прихода к власти А.В. Колчака 18 ноября 1918 г.). Велика вероятность, что автором проекта выступил Котельников. Комитет предполагалось создать при Министерстве торговли и промышленности. Он должен был состоять из председателя и представителей ряда министерств: торговли и промышленности, путей сообщения, внутренних дел, снабжения, военного и морского (на тот момент ещё не созданного), а также Омского политехнического, Томского технологического институтов, Томского университета, Географического общества, Омской торгово-промышленной палаты (ещё не существовавшей)1.

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. р-7492. Оп. 1. Д. 5. Л. 61.

В задачи комитета входило «установление морской связи Сибири через Ледовитый океан с портами Западной Европы и забота о населении и развитии внутренней и внешней торговли в указанном направлении»1. Для реализации этого комитет должен был организовать обследование и навигационное оборудование части Северного Ледовитого океана и устьев рек, где предполагалось проведение торговых экспедиций. Предполагалось, что в состав комитета войдут три отдела: по исследованию, по оборудованию СМП, а также хозяйственный (включающий в себя делопроизводство)2. Непосредственной эксплуатацией навигационного оборудования должна была заниматься Дирекция СМП, входившая в состав комитета3.

Очевидно, что после создания Дирекции маяков и лоции, взявшей на себя основную заботу по изучению и оборудованию участка СМП, эксплуатация которого предполагалась в 1919 г., комитет в том виде, в котором его предлагал автор проекта, не был нужен. Но необходимость создания подобного учреждения оставалась очевидной, и думается, что материалы проекта были использованы при создании положения о Комитете СМП, в итоге вступившем в действие.

Забегая вперёд, отметим, что в его разработке также принял участие Д.Ф. Котельников. 12 апреля 1919 г. он лично доложил свои соображения управляющему Министерством торговли и промышленности Н.Н. Щукину, а через два дня подал ему «Схематический проект организации Комитета для практического открытия и использования Северного морского пути, начиная с навигации сего 1919 г.»4 Он во многом похож на упомянутый выше проект конца 1918 г. «Для транспортирования экспортных и импортных грузов» Котельников предлагал создать экспедицию СМП, начальник которой одновременно являлся бы начальником технического отдела комитета и обладал бы достаточно широкими полномочиями5. На наш взгляд, данный проект - скорее всего, личная инициатива Котель-никова, который хотел максимально «перетянуть» на Морское министерство в целом и на подведомственную ему дирекцию в частности вопросы изучения и эксплуатации СМП. Как мы увидим в дальнейшем, сферы деятельности в этих вопросах удалось довольно чётко разграничить между военными моряками и представителями гражданских ведомств.

Почти сразу же после сформирования Всероссийского правительства А.В. Колчака, одним из главных инициаторов создания Комитета СМП

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. р-7492. Оп. 1. Д. 5. Л. 61 об.

Там же.

Там же. Л. 62.

Там же. Л. 151-152 об.

Там же. Л. 151 об.-152.

стал морской министр контр-адмирал М.И. Смирнов. 31 декабря 1918 г. он написал письмо Н.Н. Щукину. Оно прилагалось к копии журнала междуведомственного совещания по вопросам оборудования СМП от 19 ноября 1918 г., которое возглавлял Смирнов и одним из главных решений которого было создание упомянутых выше Дирекции и Отряда. «Вместе с тем Междуведомственное совещание единогласно присоединилось к мысли о необходимости учреждения постоянного Междуведомственного совещания, при одном из заинтересованных министерств о Северном морском пути, в полном объёме этого вопроса, т.е. улучшения речного судоходства, постройки гаваней, согласования железнодорожных перевозок и т. п.» - отметил Смирнов1. В силу того, что СМП играл важную роль именно в развитии торговли, Смирнов предложил Щукину создать будущий комитет именно при его министерстве2. Помимо Щукина копии журнала были отправлены Смирновым управляющему Срочным казённым пароходством по реке Енисей Э.А. Гековичу3.

Предпринял М.И. Смирнов и практические шаги по созданию нового учреждения. Он командировал в Красноярск подполковника Д.Ф. Ко-тельникова для выяснения вопроса об объёме экспортных и импортных грузов, а также тоннажа енисейского речного флота. Для получения ответов на вопросы Котельников созвал совещание из представителей енисейских судоходных предприятий, губернского кооператива и других организаций. Протокол этого совещания Котельников направил Смирнову. Морской министр, в свою очередь, переслал его Щукину, подчеркнув в сопроводительном письме государственную важность изложенных там вопросов4.

Ещё одним важным вопросом, связанным с СМП, была необходимость сосредоточения в ведении одного учреждения всех радиостанций, действующих на побережье и островах Северного Ледовитого океана.

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. р-7492. Оп. 1. Д. 5. Л. 83. Там же. Этот документ полностью опровергает утверждения А.Б. Марголина о том, что между представителями торговых кругов, а также гражданских ведомств, велась «война» за право эксплуатации СМП. В частности, он пишет: «Представители торгово-промышленных кругов Сибири остались недовольны этим решением (созданием Дирекции маяков и лоции СМП и Отдельного Обь-Енисейского гидрографического отряда. - Н.К.), которое передавало все организационные вопросы в руки военных. Под давлением этих кругов уже в апреле 1919 года "правительство" Колчака создало междуведомственный комитет Северного морского пути при "министерстве торговли и промышленности"» (Марголин А.Б. Международная интервенция 19181920 годов и Северный морской путь // Летопись Севера. Вып. 1. М.; Л., 1949. С. 157). Как мы увидим дальше при создании и деятельности Комитета СМП речь шла о достаточно эффективном междуведомственном взаимодействии. ГАРФ. Ф. р-7492. Оп. 1. Д. 5. Л. 77.

Там же. Л. 89. К сожалению, сам протокол не сохранился в архивном деле. Известен лишь список вопросов, выносившихся на обсуждение (Там же. Л. 95 и об.).

2

Военные моряки аргументировано доказывали, что радиостанции должны подчиняться именно им. Об этом М.И. Смирнов писал военному министру генерал-майору Н.А. Степанову в феврале 1919 г.: «...все русские радиостанции вышеуказанные, есть радиостанции морские, связь с ними по проволочному телеграфу при помощи заграничной агентуры Морским министерством уже достигнута, обеспечено пользование морскими шифрами и дальнейшее развитие радиосвязи в районах Северного, Балтийского и Чёрного морей будет налаживаться также через морские радиостанции»1.

В развитие вопроса о радиостанциях 25 февраля 1919 г. начальник Управления по оперативной части флота капитан 1 ранга Н.Ю. Фомин писал управляющему Морским министерством о том, что имеющиеся морские радиостанции (расположенные в селе Цыпнаволок, городах Александровске, Мурманске, посёлках Иоканге, Исакогороке, на острове Моржовец, мысе Канин Нос, побережье пролива Югорский Шар, на острове Диксон и в селе Дудинка) должны, помимо выполнения своих прямых функций, снабжать мореплавателей информацией о ледовой обстановке. Помимо вышеуказанных станций Фомин предлагал построить ещё одну, в районе села Сургут. В докладе также подчёркивалась необходимость созыва междуведомственного совещания для обсуждения вопросов, связанных с СМП, которое должно было состоять из представителей заинтересованных министерств2.

Совещание было проведено 3 марта 1919 г. в Морском министерстве3. 7 марта М.И. Смирнов обратился в Совет министров с докладом, озаглавленным «Об учреждении Комитета Северного морского пути». В нём говорилось: «Расстройство железнодорожного транспорта, с одной стороны, и необходимость создать новые пути для ввоза снабжения армии и удовлетворения насущных потребностей населения края и для вывоза избытков сырья, с другой стороны, вызывают срочную необходимость использования Северного морского пути.

Использование это тесно связано с вопросами: подготовки всего водного пути в гидрографическом и техническом отношении, оборудования пути тоннажем, выявление рода и количества экспортных и импортных грузов, информации широких слоёв коммерческого мира, как русского, так и иностранного.

Все эти вопросы до сих пор не были объединены и подлежали компетенции различных ведомств.

Использование интервентами Северного морского пути (1918-1919 гг.) // Красный

архив. 1941. № 1. С. 158.

Там же. С. 159-160.

ГАРФ. Ф. р-7492. Оп. 1. Д. 5. Л. 90.

Учреждение Комитета Северного морского пути устраняет такое положение и приведёт к созданию единого ответственного перед правительством компетентного органа»1.

К докладу прилагался проект положения о комитете, согласно которому главной задачей создаваемого комитета было «объединение мероприятий отдельных ведомств и учреждений, связанных с использованием Северного морского пути», а также «обсуждение мероприятий по транспортированию импортных и экспортных грузов и сношения с заграницей по этим вопросам»2. В комитет (его главой предполагался морской министр) должны были входить представители восьми министерств, а также Военно-промышленного комитета и Союза судовладельцев. В проекте подчёркивалось, что ни председатель, ни члены комитета за свою работу не должны были получать дополнительного вознаграж-дения3.

8 марта в Министерстве торговли и промышленности состоялось «Совещание по использованию Северного морского пути» под председательством Н.Н. Щукина. После вступительного слова председательствующего был прочитан доклад, подготовленный в Министерстве торговли и промышленности, в котором были сформулированы основные вопросы, затрагивающиеся и поднимавшиеся на совещании: значение СМП; значение законопроекта о Дирекции маяков и лоции СМП; работы Министерства торговли и промышленности, относящиеся к деятельности СМП; задачи Министерства путей сообщения и Морского министерства в связи с использованием СМП; предполагаемый объём и характер импорта и экспорта грузов по СМП; количество морских и речных судов, пригодных для осуществления операций на СМП (отдельно рассматривался вопрос о состоянии Енисейского и Обь-Иртышского флота); организация артелей грузчиков4.

Основной целью совещания было «освещение и уяснение всех данных, которые могут облегчить задачу ведомства» (Министерства торговли и промышленности. - Н.К.), а также выяснение, в каком объёме может быть использован СМП в навигацию 1919 г.5 По, пожалуй, самому ключевому вопросу - предполагаемому объёму импорта и экспорта - точных данных ни у кого из участников совещания не было, и выяснение этой информации в рамках работы различных ведомств было признано одной из важнейших задач, связанных с предполагаемым использованием СМП6.

1 ГАРФ. Ф. р-7492. Оп. 1. Д. 5. Л. 101.

2 Там же. Л. 101 об.

3 Там же.

4 Там же. Л. 108-111.

5 Там же. Л. 109.

6 Там же. Л. 114 об.

Выступил на совещании и Й.М. Лид - норвежский предприниматель, энтузиаст коммерческого использования СМП, основавший в 1912 г. «Сибирскую компанию», занимавшуюся доставкой грузов из Европы в Сибирь морским путём и лесопильными работами. В феврале 1919 г. он прибыл во Владивосток, где прочёл лекцию, посвящённую перспективам коммерческого использования СМП. В ней он упоминал о значении радиостанций и гидроавиации в изучении и прогнозировании ледовой обстановки, рассматривал вариант постройки незамерзающего порта на южной оконечности Новой Земли (причём упоминал о том, что в перспективе в течение одного года в этот порт можно будет совершать 7-8 рейсов).

Говоря о конкретных планах на 1919 г., Лид сообщил, что его компания предполагает отправить к устьям Оби и Енисея 10 пароходов из Англии и 10 пароходов из САСШ, общим тоннажем 60000 т товаров, предназначенных для Сибири. 15 февраля информация о лекции Лида появилась на страницах омской газеты «Наша Заря»1. Этим же числом датировано письмо, которое послал неизвестный отправитель (подпись в сохранившейся копии отсутствует, но можно предположить, что его автором был известный сибирский общественный деятель, будущий председатель Комитета СМП С.В. Востротин2, находившийся в тот момент на Дальнем Востоке) председателю Совета министров П.В. Вологодскому. В нём говорилось: «.я мог бы рекомендовать для этой работы (организации экспорта и импорта по СМП. - Н.К.) г. Лида, как имеющего уже большой опыт работы в этом деле и потому просил бы направить его к тем из г. г. министров, которые могли бы заинтересоваться этим вопросом и оказать ему содействие в снаряжении торговых экспедиций в Сибирь»3.

В своём выступлении на совещании 8 марта Лид высказывал куда более скромные и реалистичные прогнозы импорта и экспорта товаров по СМП. Он предположил, что по Оби можно ввезти 16380 т (1000000 пудов) товаров для Сибири, а по Енисею - не более 5000 т (300000 пудов). Вопрос об объёме экспорта оставался открытым, но норвежский предприниматель подчеркнул, что цена на один из главных продуктов сибирского экспорта - масло - на тот момент значительно упала, и речь

ГАРФ. Ф. р-7492. Оп. 1. Д. 5. Л. 87-88.

Востротин Степан Васильевич (10.12.1864-01.05.1943) - общественный деятель, политик, депутат Государственной думы 3-го и 4-го созывов от Енисейской губернии, член партии кадетов, путешественник. В 1894 и 1912-1913 гг. путешествовал по СМП (второй раз - с Ф. Нансеном). Автор многочисленных работ, посвящённых СМП. В годы Гражданской войны входил в правительство генерала Д.Л. Хорвата на КВЖД, в состав Государственного экономического совещания Всероссийского правительства А.В. Колчака. В эмиграции в Китае, затем во Франции. ГАРФ. Ф. р-7492. Оп. 1. Д. 5. Л. 96.

могла идти лишь о товарообмене. При этом Лид не сомневался в том, что у западных стран - коммерческих партнёров России - найдётся нужное количество морских судов. В целом он выражал уверенность в успехе использования СМП, исходя из того, что этим вопросом занялось правительство, принявшее решение создать соответствующий координационный орган1.

Забегая вперёд, отметим, что в дальнейшем Лид не принимал участия в организации товарообменных операций в 1919 г. (несмотря на то, что эти планы он обсуждал позже и на других совещаниях, и при встрече с А.В. Колчаком). В своих воспоминаниях он так рассказал об этом:

«Мой план весной 1919 года состоял в том, чтобы получить полномочия от правительства Колчака на переговоры с британским правительством об обмене британских промышленных товаров на сибирские продукты в устье Оби и Енисея общей ценностью в 5 миллионов фунтов. Для экспедиции 1919 года мы собирались зафрахтовать 15 пароходов. Мечты о возвращении к жизни вскружили мне голову, а стремление претворить планы в жизнь заставило меня совершить три четверти пути вокруг земного шара (Лид прибыл в Омск из Норвегии через США. - Н.К.). Но, как я уже отмечал, вся эта новая жизнь была лишь погоней за призраками. Из этого ничего не вышло, и, если учесть, кто в то время определял британскую политику, такой исход следовало бы предусмотреть заранее. <...> Если я говорю, что наткнулся на сопротивление, то это означает, что в те годы я столкнулся с массовой глупостью военного времени и несгибаемой волей революции. Никакая техника не могла бы помочь убрать эти препятствия, возникшие передо мной.

Я мог бы поколебать Колчака, но за два года я понял, что Ленина мне не удалось бы сдвинуть. Не хочу сказать, что сибирский диктатор был слаб. Он является, пожалуй, гораздо более знаменательной фигурой в истории, чем некоторые его представляют. Колчак - величайший герой революционного времени, но, предназначенный судьбой для великих свершений, он погиб слишком рано. <.>

Я иногда думаю, что если бы я смог осуществить предложенную экспедицию из Великобритании в Сибирь, она спасла бы Колчака и спасла бы, по крайней мере, Сибирь»2.

В дальнейшем Лид довольно успешно занимался коммерческой деятельностью в Советской России, где проживал до 1931 г. Приведённый пример свидетельствует о том, что в период Гражданской войны

ГАРФ. Ф. р-7492. Оп. 1. Д. 5. Л. 114 об.-115.

Лид Й. Сибирь - странная ностальгия. Автобиография. М., 2009. С. 229-230.

представители русских национальных сил, создавая Комитет СМП, задумывались о решении не только текущих, но и глобальных вопросов, понимая значение Арктики и её развития для страны, союзников же России интересовали прежде всего коммерческие интересы и лишь в последнюю очередь - оказание действенной помощи антибольшевистским силам.

Возвращаясь к совещанию 8 марта, отметим, что важным его итогом стало принятие решения о передаче полномочий по формированию «объединяющего органа по использованию Северного морского пути» Министерству торговли и промышленности. Его глава отметил необходимость создания при вверенном ему министерстве постоянной организации, «которая бы концентрировала у себя материалы по Северному морскому пути, разрабатывала вопросы, связанные с ним, и держала правительство и общество в курсе дела»1. Также Щукин остановился на необходимости немедленного учреждения «особого единоличного органа», главной задачей которого была бы организация доставки грузов по сибирским рекам и СМП, и предложил в кратчайший срок подготовить доклад, в котором бы озвучивался проект его создания2.

21 марта 1919 г. Совет министров постановил отпустить на организацию Комитета СМП 100000 руб.3 На другой день состоялось следующее совещание, посвящённое СМП. Его возглавлял заместитель министра торговли и промышленности Ф.А. Томашевский. Собравшиеся (преимущественно представители кооперативных организаций, а также различных коммерческих компаний) обсуждали характер, объём и приоритетность экспортно-импортных грузов, которые предполагалось перевозить по СМП4. Информация об объёмах возможного экспорта была в тот момент лишь в процессе сбора. В конце совещания председатель ознакомил «присутствующих с порядком очерёдности привозимых грузов, предложенным Министерством снабжения и продовольствия на одном из междуведомственных совещаний (военные грузы, железнодорожный подвижной состав, сельскохозяйственные орудия и запасные части их; машины и орудия производства; и наконец, продукты питания и предметы одежды)»5. Некоторые из участников совещания выступили с предложениями относительно расстановки приоритетов импорта. Часть из них в наше время может показаться необычной. Так, представитель товарищества нефтяного производства «Братья Нобель» Г.Г. Гойльман обратился к собравшимся со следующей инициативой: «Имея в виду, что нефтяные

1 ГАРФ. Ф. р-7492. Оп. 1. Д. 5. Л. 114 об.

2 Там же.

Там же. Л. 146.

Там же. Л. 147.

Там же. Л. 148 об.

продукты являются для промышленности вопросом жизни и смерти, он высказывает предположение, что, может быть, Военное ведомство, на которое, главнейшим образом, работают железные дороги, снимет свою первоочерёдность с грузов, идущих по Северному морскому пути»1. Представитель Министерства земледелия Ф.В. Ивонин высказался за поставку в первую очередь (после военных грузов) орудий производства, а сотрудник Закупсбыта Ф.Н. Головинский подчеркнул острую нужду Сибири в медикаментах и химических препаратах. Завершая собрание, председатель призвал всех его участников посылать имеющуюся у них и собранную в процессе работы информацию, которая могла бы быть полезной при эксплуатации СМП, в Министерство торговли и промышлен-ности2.

В последней декаде марта - середине апреля работа над созданием положения о Комитете СМП вступила в завершающую стадию. Проект положения и объяснительная записка к нему были разосланы во все организации, представители которых должны были в будущем войти в состав комитета. Их полные тексты приводятся в Приложениях 1 и 2.

25 апреля 1919 г. Верховным Правителем России адмиралом А.В. Колчаком было подписано Постановление Совета министров об утверждении Положения о Комитете Северного морского пути, опубликованное в Приложении 3.

Видно, что итоговый документ имеет ряд отличий от проекта. В частности, его главой должен был быть не сам министр торговли и промышленности, а лицо, назначаемое по его представлению; значительно сокращён и менее конкретизирован раздел, посвящённый экспедиционной деятельности. В целом же, с учётом очень коротких сроков разработки документа, проходившей в условиях Гражданской войны, можно сказать, что основные пункты положения чётко характеризовали задачи, которые предстояло решать комитету, а также механизмы их решения.

Первоначально Комитет, располагавшийся, как и другие учреждения Всероссийского правительства А.В. Колчака, в Омске (в здании Политехнического института, не сохранившемся до наших дней, рис. 2), возглавил военный востоковед и путешественник генерал-майор В.Л. Попов3 (рис. 3), а с 1 августа 1919 г. - С.В. Востротин (рис. 4). За короткий период

ГАРФ. Ф. р-7492. Оп. 1. Д. 5. Л. 148 об. Там же. Л. 149.

Попов Виктор Лукич (04.11.1864 - после 1926) - генерал-майор (1916), путешественник. В 1903 г. под его руководством была организована научная экспедиция на Саяны и в Северо-Западную Монголию. Весной 1910 г. возглавил Московскую торговую экспедицию в Монголию. Участник Первой мировой войны, последняя должность -командующий 182-й пехотной дивизией (1917). После окончания Гражданской войны остался в советской России, продолжал научную деятельность.

Рис. 2. Здание Омского политехнического института, в котором размещался Комитет Северного морского пути

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. В.Л. Попов - первый председатель Комитета Северного морского пути. Фотография 1903 г.

Рис. 4. С.В. Востротин, председатель Комитета Северного морского пути с 1 августа 1919 г. Фотография 1913 г.

своего существования Комитет проделал большую работу. Подчеркнём, что деятельность по изучению и освоению Арктики, развернувшаяся при Колчаке, не исчерпывалась лишь трудами Комитета.

Первое заседание Комитета состоялось 26 апреля 1919 г., а последнее (протокол которого выявлен автором статьи) - 3 декабря 1919 г. (в Иркутске, куда Управление Комитета переехало в начале ноября, примерно за две недели до захвата Омска частями Красной армии1). Ключевыми вопросами, рассматривавшимися на заседаниях, были следующие: выяснение объёма и характера экспорта и импорта грузов по СМП; организация взаимодействия с представителями иностранных торгово-промышленных кругов и выяснение степени их заинтересованности в использовании СМП; вопросы льготного обложения таможенными пошлинами грузов, доставляемых по СМП; финансирование деятельности Комитета и другие.

На первом заседании его участники пришли к следующим выводам:

«1) Получение импортных товаров с обеспечением [их доставки] морским тоннажем вполне возможно.

2) Вопрос о речном тоннаже по рекам Обь-Енисейской системы разрешается вполне благоприятно.

3) Вопрос об организации нашего экспорта из Сибири детально не подготовлен и встречает массу затруднений в том, как именно вывозить, как собрать, как финансировать, так и в том, кто объединит все силы страны для этого экспорта: Комитет по внешней торговле или Комитет Северного морского пути, или правительственные ведомства или частные аппараты»2.

Главным предметом обсуждения на заседании 3 мая 1919 г. стали условия экспорта товаров из Сибири. Члены Комитета единогласно проголосовали за создание максимально льготных условий, как для импортёров, так и для экспортёров. Они заключались в предоставлении возможности вывоза предельно широкого спектра товаров (за исключением ряда товаров первой необходимости); предоставлении экспортёрам полной свободы в выборе страны, куда они могли направлять свои грузы, а также контрагентов (это было связано, в частности, с отсутствием заграничной агентуры Комитета на местах (эту проблему решить до конца так и не удалось)). Предполагалось, что экспортёры, не пользующиеся ссудами правительства, отдают государству 25 % вырученной валюты, размер отчислений получающих ссуды устанавливался дополнительным соглашением. При этом оставшаяся на руках у экспортёра валюта должна была

ГАРФ. Ф. р-7492. Оп. 1. Д. 5. Л. 268. Там же. Д. 8. Л. 5 об.

использоваться для импорта грузов по СМП, а в случае невозможности этого остаться в распоряжении экспортёра, но с обязательством вложения её в другие важные для государства направления.

К вывозу предполагались следующие товары: лес, асбест, масло, лён, пенька, кожа, хлеб, волос, шерсть, пушнина, щетина. Отдельно было упомянуто масло, «как продукт, наиболее приспособленный к экспорту, в количестве, какое окажется возможным». Предполагалось, что страхование предметов, отправляемых за границу, возьмёт на себя правительство, выработав ставки, максимально доступные для экспортёров1.

По итогам первых заседаний В.Л. Попов 10 мая 1919 г. подготовил обширный доклад министру финансов И.А. Михайлову. В нём он обозначил две основные задачи Комитета - общую и частную. В рамках первой Комитет должен был представлять собой правительственный центр с самым широким кругом задач (выполнение которых было рассчитано на много лет), связанных с научным исследованием, техническим оборудованием и коммерческим использованием СМП в интересах экономического развития Сибири. «Задача частная вытекает из общей: использовать в этом году Северный морской путь с целью ввоза предметов, необходимых для армии, земледелия и промышленности, и вывоза нашего сырья, поскольку это вызывается нашим общим экономическим положением в настоящее время»2.

Обозначил председатель Комитета и основные проблемы, которые было необходимо решить в текущем году: сбор необходимого количества груза для вывоза за границу; поиск морских судов для ввоза импортируемых грузов. С ситуацией на внутренних водных путях Сибири определённая ясность имелась: был выяснен состав судов на Оби (а также намечено время отправки каравана); на Енисее велись переговоры с судовладельцами относительно фрахта судов.

Всего предполагалась отправка 9828-16380 т (600000-1000000 пудов) хлеба и масла для Архангельска (по линии Министерства снабжения), определённое количество леса (от Министерства земледелия). Перевозка частных грузов предполагалась лишь в случае решения вопросов, поднятых на заседании Комитета от 3 мая (о них мы рассказывали выше).

В силу неподготовленности сибирского торгового аппарата для осуществления экспортных операций, Лукин предлагал использовать принцип комиссионной продажи товаров за границей под контролем правительственных агентов. При этом он ссылался на поступившие предложения о сотрудничестве от представителей акционерного Сибирского

ГАРФ. Ф. р-7492. Оп. 1. Д. 8. Л. 5-7; Ф. р-199. Оп. 2. Д. 22. Л. 31-32. Там же. Ф. р-199. Оп. 2. Д. 22. Л. 33.

общества из Христиании, от компании Й.М. Лида, а также запросы информативного характера от российских дипломатических представителей из Парижа, Стокгольма и Нью-Йорка1.

Не было полной ясности и в вопросе о том, что именно нужно было получить из-за границы. Товарищество нефтяного производства «Братья Нобель» вело переговоры о поставке из САСШ 16380 т (1000000 пудов) нефтепродуктов. Лиду поступил от Всероссийского правительства заказ на покупку сельскохозяйственного оборудования (его точный состав на тот момент выяснен не был, но предприимчивый норвежец высказывал уверенность в отправке около 6552 т (400000 пудов) груза). Имелись и отдельные заявки с мест, но без указания конкретно необходимых то-варов2.

По разным причинам большинство изложенных в докладе проблем в течение 1919 г. разрешить не удалось. Например, для выяснения потребностей в экспортных и импортных товарах, а также вопроса о наличии подъездных путей для осуществления товарообменных операций городской голова Тобольска Шалабанов в начале июня разослал телеграммы городским головам, председателям земских управ, главам кооперативных организаций и биржевых комитетов Тюмени, Туринска, Тары, Ишима, Кургана и Тюкалинска. В телеграмме было указано, что сбор сведений производится по просьбе французской миссии3. 24 июня «Енисейский вестник» сообщил о том, что через фабричных инспекторов удалось собрать сведения о товарах и материалах, которые желательно было бы доставить по СМП4. Но как показало дальнейшее развитие событий, связанных с подготовкой и проведением Карской товарообменной экспедиции, с одной стороны, к концу июня уже практически не было времени для выполнения «запросов с мест», с другой, ряд объективных трудностей, независимо от дефицита времени, помешал реализации амбициозных планов руководства Комитета СМП.

Одним из главных достижений Комитета можно считать успешное проведение первой в истории Карской экспедиции 1919 года. 28 августа в бухте Находка, расположенной в устье Оби, встретились суда, вышедшие из Архангельска, английский пароход «Байминго», шведский - «Хальвар» с Обской экспедицией, вышедшей из Омска 17 июня, под командованием полковника Котельникова. Инициаторами организации вывоза хлеба из Сибири выступили представители кооперативных организаций - «Закупсбыта», «Центросоюза», «Союза маслодельных

1 ГАРФ. Ф. р-199. Оп. 2. Д. 22. Л. 35.

2 Там же.

3 Енисейский вестник (Красноярск). 1919. № 111. 6 июня.

4 Там же. 1919. № 125. 24 июня.

артелей». Помимо товаров для населения Сибири на части судов находились военные грузы, предназначенные для «колчаковских» вооружённых сил. С большими сложностями (возникшими по разным причинам -от погодных условий до организационных моментов) была осуществлена перегрузка товаров (часть из которых выгрузить вовсе не удалось). В Сибирь было ввезено 2754,7 т (168178 пудов) различных грузов (включая военные), а в Архангельск отправлено 3158 т (192815 пудов). Кроме этого около 900 т (54906 пудов) погрузили на английский и шведский парохо-ды1. 28 сентября 1919 г. морская часть экспедиции пришла в Архангельск, а 24-27 октября 1919 г. речные суда достигли Томска.

Экономический эффект Карской экспедиции оказался не очень большим (главным образом из-за отказа участвовать в ней западных (прежде всего - британских) торговых кругов, не веривших в эффективное использование СМП). Но главное её достижение заключалось не в нём. Несмотря на тяжелейшие условия Гражданской войны (армии, подчинённые Всероссийскому правительству А.В. Колчака, в этот период отступали), экспедициям, отправившимся с запада и с востока удалось не только практически полностью выполнить свои задачи (как экономические, так и научно-прикладные), но и доказать, что использование Северного морского пути как постоянно действующей транспортной магистрали возможно и полностью экономически оправданно. Несмотря на наличие ряда публикаций, посвящённых Карской экспедиции, история её экономической и логистической составляющей нуждается в подробном исследовании.

За экономическими вопросами члены Комитета СМП не забывали и о научной составляющей своей работы. В положении о Комитете не была чётко указана его структура. Думается, что его члены занимались её разработкой в рабочем порядке, в расчёте на то, что она будет утверждена в будущем. В частности, предполагалось создание специального отдела, занимающегося исследовательской деятельностью. 23 мая 1919 г. в Омске состоялось заседание междуведомственного согласительного совещания, на котором, в частности, обсуждалось создание научного отдела Комитета СМП. В его компетенцию должен был входить широкий круг задач, включающий в себя: производство гидрографических работ в устьях Оби, Енисея, Лены и Колымы, а также в других акваториях СМП, составление лоций этих районов и руководств для плавания в них, а также подготовка и издание морских карт. Предполагалось, что в состав отдела войдёт Дирекция маяков и лоций СМП. Также руководство

Северный морской путь и его значение во внешнем товарообмене Сибири. Омск, 1922. С. 61.

и сотрудники научного отдела должны были заниматься выбором мест установки радиостанций и производить различные научные исследования в вышеуказанных районах (включающие в себя геологические, экономические и промысловые изыскания). Предусматривалась и издательская деятельность отдела - подготовка и выпуск научно-статистических работ, материалов и трудов (причём отмечалось, что готовые к печати материалы уже имелись)1. Известен недатированный проект создания в рамках деятельности Комитета гидрографического отдела и отдела радиотелеграфных станций с задачами сходными упомянутым выше2.

В конце 1919 г., несмотря на отступление «колчаковских» вооружённых сил, руководством и сотрудниками Комитета составлялись планы деятельности на следующий год, в которых предусматривался широкий спектр научно-практических работ, в частности: «. продолжение обследования сибирских рек, согласно отчёту экспедиции истекшего года, как путей колоссального значения, облегчающих работу перегруженных железных дорог. Составление карт речных систем Сибири, связанных с Северным морским путём, с исправлением очертаний берегов их и моря в их районах, а также нанесением всех имеющихся данных о глубинах, расстояниях, погрузочных пунктах, удобных стоянках для судов и перегрузок, разных опознавательных знаков и прочих [элементов], необходимых при практическом пользовании этими путями. Издание брошюры-справочника о Северном морском пути, согласно выработанного Комитетом плана, для привлечения внимания к этому пути широких кооперативных и торгово-промышленных кругов России и заграницы»3.

Большинству из этих планов суждено было сбыться в той или иной форме, но уже при новой власти. После падения правительства Колчака Комитет Северного морского пути действовал при Сибирском революционном комитете (существовал до 1925 г.), начиная с 12 апреля 1920 г. В его составе в первые годы трудились некоторые сотрудники, начинавшие работу при Колчаке.

25 апреля 2019 г. Комитету Северного морского пути исполнилось 100 лет. Не осталось в стороне от этого значимого юбилея лишь ФБУ Музей морского флота - один из интереснейших и богатейших морских музеев, основанный в 1958 г. в Москве. В день юбилея в его стенах открылась фотодокументальная выставка «Комитет Северного морского пути. 19192019» - совместный проект музея и Дома русского зарубежья им. А. Солженицына. К открытию было приурочено заседание Комиссии географии

ГАРФ. Ф. р-7492. Оп. 1. Д. 10. Л. 46. Там же. Д. 20. Л. 40. Там же. Д. 10. Л. 34.

полярных стран Московского городского отделения Русского географического общества, на котором собравшиеся вспомнили об истории создания и деятельности Комитета Северного морского пути в 1919 г. и преемственности от него ГУСМП, а также учреждений, отвечающих за оборудование и эксплуатацию Северного морского пути, организованных впоследствии.

Приложение 1

Объяснительная записка к проекту учреждения Комитета по использованию Северного морского пути1

Вопрос об использовании Северного морского пути в общем плане государственного хозяйства хотя и имеет большую литературу и прошлое, однако остаётся до сих пор ещё достаточно новым, а по текущему моменту приобретает даже первостепенную важность.

Является настоятельно необходимым создание такого положения, при котором путь этот сделался бы в самом недалёком будущем артерией, по которой в Сибирь влились бы наиболее экономным образом продукты производства заокеанских стран, снабжая русский рынок и предотвращая экономические кризисы со всеми их последствиями при помощи импорта из стран с наиболее развитой индустрией, в обмен на колоссальные запасы сырья, требующего для экспорта сравнительно недорогого фрахта.

В настоящий момент перед правительством лежит более срочная и весьма важная очередная задача, а именно - планомерно использовать Северный морской путь в навигацию 1919 года, как в целях военно-политических, так и экономических.

В связи с последней задачей выяснилась срочная необходимость учреждения правительственного органа для организации и регулирования экспорта и импорта по Северному морскому пути в предстоящую навигацию и дальнейшего научного и практического улучшения этого пути.

Эта цель настолько срочная, что если в течение ближайших недель не будут выполнены все необходимые формальности к учреждению органа по использованию Северного морского пути, то не будет использована и навигация 1919 года.

Предлагаемый проект Положения о Комитете Северного морского пути преследует цель создания деловой междуведомственной организации с широкими правами для всестороннего освещения и немедленного решения возникающих вопросов.

ГАРФ. Ф. р-7492. Оп. 1. Д. 5. Л. 162-163.

Состав Комитета должен дать возможность освещать вопросы представителям как заинтересованных правительственных ведомств, так и органов общественных, непосредственно соприкасающихся с экономикой страны, и тем полнее гарантировать полное соответствие принимаемых решений с потребностью общеполитической и экономической жизни страны.

Поэтому в Комитет входят представители тех министерств и общественных организаций, которые непосредственно соприкасаются с вопросами экспорта и импорта по Северному [морскому] пути.

Что касается прав Комитета (предусмотренных § 4 Положения), то для осуществления поставленных срочных задач ему должна быть предоставлена наибольшая самостоятельность. Участие представителей ведомств контроля и общественных организаций гарантирует, как правильность расходования средств, так и соответствие действий Комитета с общим политическим и финансовым положением страны. Поэтому § 4 предусматривает самостоятельность Комитета в решении вопросов, когда они не выходят за пределы прав отдельных ведомств. И только в тех случаях, когда необходимо производство действий, превышающих эти права, постановления Комитета представляются в высшую государственную инстанцию.

Для успешного выполнения плана использования Северного [морского] пути в интересах снабжения армии и населения продуктами заграничной индустрии по Северному морскому пути, по согласовании его и смете соображению в Комитете, все исключительные функции передаются министру торговли и промышленности, в том числе и вытекающее отсюда право заключения всякого рода договорных условий с держателями необходимых грузов и с транспортёрами, независимо от подданства.

Но так как исключительные условия транспорта по Северному морскому пути, его недостаточное научное исследование и техническое оборудование требуют не только исключительной постановки самой работы по созданию этого транспорта, но и постоянного научного исследования, то возложить это дело на какой-нибудь отдел Министерства торговли и промышленности не представляется возможным. Успех этого дела может быть достигнут, только когда оно будет поручено специальной экспедиции, могущей внести как пытливость научного метода, так [и] энергию и творчество исследователя.

Поэтому в проект вводится организация экспедиций Северного морского пути, причём, т. к. число сотрудников невозможно установить к[акими]-н[ибудь] штатами, в виду новизны дела и неизвестности его размеров, недостатка к тому фактически исчерпывающих данных,

то и число сотрудников определить представляется в сметном порядке в зависимости от развития дела.

Приложение 2

Проект положения об учреждении Комитета Северного морского пути1

§ 1

Для организации и регулирования экспорта из Сибири сырья и фабрикатов местной промышленности и импорта в Сибирь фабрикатов, необходимых для снабжения армии и населения, по Северному морскому пути, а также для проведения в жизнь дальнейших мероприятий по усовершенствованию этого пути учреждается Комитет Северного морского пути.

§ 2

Комитет состоит под Председательством Министра торговли и промышленности или его заместителя, из представителей от:

1. Военного министерства

2. Морского министерства

3. [Министерства] торговли и промышленности

4. [Министерства] путей сообщения

5. Министерства финансов

6. Министерства иностранных дел

7. Министерства земледелия

8. Министерства снабжения и продовольствия

9. Государственного контроля

10. По выборам от объединённых земских и городских учреждений -по одному [представителю]

11. По выборам от Совета съездов торговли и промышленности -один [представитель]

12. По выборам от кооперативных объединений - один [представитель].

§ 3

На комитет возлагается рассмотрение плана сметных предположений и согласование интересов всех ведомств по выполнению задач, указанных в § 1 настоящего положения.

ГАРФ. Ф. р-7492. Оп. 1. Д. 5. Л. 164 и об.

§ 4

Комитет разрешает в окончательном виде все вопросы, связанные с ввозом и вывозом по Северному морскому пути, в том случае, если вопросы эти могли бы быть разрешены каждым подлежащим ведомством в отдельности. В тех же случаях, когда решение вопроса выходит из пределов прав, предоставленных отдельному ведомству, постановление Комитета вносится на разрешение Совета министров. Комитет имеет право приглашать для участия в своих заседаниях представителей заинтересованных ведомств, общественных и коммерческих организаций и специалистов, как русских, так и иностранных с правом совещательного голоса.

§ 5

Разработка плана; сметных соображений и самое выполнение всех мероприятий по организации экспорта и импорта по Северному морскому пути, а равно и разрешение всех вопросов по усовершенствованию этого торгового пути возлагается на Министерство торговли и промышленности. Для этой цели при министерстве учреждается временная Экспедиция Северного морского пути.

§ 6

Начальник экспедиции1 назначается Советом министров и является заместителем председателя Комитета Северного [морского] пути. Временный штат экспедиции учреждается в сметном порядке по представлению Министра торговли и промышленности через Комитет Северного морского пути, причём все чины экспедиции числятся на государственной службе по Министерству торговли и промышленности сверх штата.

§ 7

Все операции, как по вывозу, так и по ввозу, совершаемые через Комитет, облагаются процентным сбором в размере, определяемом сметою для составления особого капитала Северного морского пути в целях постепенного научного изучения и технического совершенствования этого пути.

В одном из вариантов проекта приведён такой вариант: «Председатель Комитета и начальники экспедиций...» (Там же. Л. 166 об.).

Приложение 3

Положение о Комитете Северного морского пути1

Апреля 25-го дня 1919 г. об утверждении положения о Комитете Северного морского пути

На подлинном написано: «Утверждаю. Верховный Правитель адмирал Колчак».

Совет Министров постановил:

1. Утвердить прилагаемое положение о Комитете Северного морского пути.

2. Ввести сие положение в действие до распубликования его Правительствующим Сенатом.

За председателя Совета Министров Г. Краснов Временно управляющий

Министерством торговли и промышленности Ф. Томашевский Управляющий делами Верховного Правителя и Совета Министров Георгий Тельберг Положение

о Комитете Северного морского пути

1. Для организации и регулирования экспорта из Сибири сырья и фабрикатов местной промышленности и импорта в Сибирь фабрикатов по Северному морскому пути, а также для проведения в жизнь дальнейших мероприятий по усовершенствованию этого пути при Министерстве торговли и промышленности учреждается Комитет Северного морского пути.

2. Комитет состоит под председательством лица, назначаемого верховной властью по представлению министра торговли и промышленности из представителей по одному от: 1) Военного министерства, 2) Морского министерства, 3) Министерства торговли и промышленности, 4) Министерства путей сообщения, 5) Министерства финансов, 6) Министерства иностранных дел, 7) Министерства земледелия, 8) Министерства снабжения и продовольствия, 9) Государственного контроля, 10) Комитета по внешней торговле, 11) по выборам от Совета съездов торговли и промышленности, 12) по выборам от кооперативных объединений и 13) из двух представителей от объединённых земских и городских

Правительственный вестник (Омск). 1919. № 128. 6 мая.

учреждений по выборам - одного от земских и одного от городских.

3. На Комитет возлагается рассмотрение плана, сметных предположений и согласование интересов всех ведомств по выполнению задач, указанных в статье первой настоящего положения.

4. Комитет разрешает в окончательном виде все вопросы, связанные с ввозом и вывозом по Северному морскому пути в том случае, если вопросы эти могли бы быть разрешены путем соглашения подлежащих ведомств. Комитет имеет право приглашать для участия в своих заседаниях представителей заинтересованных ведомств, общественных и коммерческих организаций и специалистов, как русских, так и иностранных, с правом совещательного голоса.

5. Комитет имеет право, для выполнения возложенных на него задач, снаряжать и отправлять экспедиции.

6. При Комитете учреждается Управление делами Комитета, штат служащих коего, а также и указанных в статье 5 сего положения экспедиций устанавливается в сметном порядке через Комитет Северного морского пути. Все чины Управления делами Комитета и экспедиции числятся по Министерству торговли и промышленности сверх штата.

7. Все операции, как по вывозу, так и по ввозу, совершённые через Комитет, облагаются процентным сбором в размере, определяемом сметой для составления особого капитала Северного морского пути в целях постепенного научного изучения и технического совершенствования этого пути.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Временно управляющий

Министерством торговли и промышленности

Ф. Томашевский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.