Научная статья на тему 'К истории создания акварели Р.Р. Френца «Возвращение Ленина и Крупской из ссылки»'

К истории создания акварели Р.Р. Френца «Возвращение Ленина и Крупской из ссылки» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Рудольф Френц / акварель / жанровая сцена / военный художник / соцреализм / Rudolf Frentz / watercolor / genre scene / war artist / social realism

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Елена Михайловна Никифоренко

Статья посвящена истории создания акварели известного русского художника первой половины двадцатого столетия Рудольфа Рудольфовича Френца «Возвращение Ленина и Крупской из ссылки». Долгие годы работа находилась в частной коллекции и, наконец, в 2015 году была представлена к музейной закупке, что и позволило атрибутировать ее и ввести в научный оборот. Автор прослеживает творческий путь выдающегося художника Р.Р. Френца, его учебу в Академии художеств, военную службу. В статье отмечается, что в 1916 г. он был призван в действующую армию в качестве военного художника. Ему удалось создать рисунки и акварели в Севастополе, на Черноморском флоте, на Западном фронте, в Белоруссии в Ставке Главнокомандующего в Барановичах, в крепости Осовец, и на Кавказском фронте. Все это значительно повлияло на становление и развитие этого незаурядного человека. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу об особой коллекционной ценности произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the history of the creation of watercolors by R.R. Frenz "Return of Lenin and Krupskaya from exile"

The article is devoted to the history of the creation of the watercolor by the famous Russian artist of the first half of the twentieth century, Rudolf Rudolfovich Frenz, “The Return of Lenin and Krupskaya from Exile.” For many years the work was in a private collection and, finally, in 2015 it was presented for museum purchase, which made it possible to attribute it and introduce it into scientific circulation. The author traces the creative path of the outstanding artist R.R. Frenz, his studies at the Academy of Arts, military service. It is noted that in 1916 he was drafted into the active army as a military artist. He managed to create drawings and watercolors in Sevastopol, on the Black Sea Fleet, on the Western Front, in Belarus at the Commander-in-Chief Headquarters in Baranovichi, in the Osovets fortress, and on the Caucasus Front. All this significantly influenced the formation and development of this extraordinary person. As a result of the research, the author comes to the conclusion that the work has a special collection value.

Текст научной работы на тему «К истории создания акварели Р.Р. Френца «Возвращение Ленина и Крупской из ссылки»»

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ/ ART HISTORY

УДК 930 + 7.03

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-4-194-198 «5.6.1. Отечественная история»

Дата поступления (Submitted) 16.03.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 29.03.2024

ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА НИКИФОРЕНКО

кандидат искусствоведения, член Союза художников, доцент Высшей школы дизайна и архитектуры Санкт-Петербургского государственного Политехнического университета Петра Великого 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29 e-mail: poltorak2006@yandex.ru

К истории создания акварели Р.Р. Френца «Возвращение Ленина и Крупской из ссылки»

Аннотация. Статья посвящена истории создания акварели известного русского художника первой половины двадцатого столетия Рудольфа Рудольфовича Френца «Возвращение Ленина и Крупской из ссылки». Долгие годы работа находилась в частной коллекции и, наконец, в 2015 году была представлена к музейной закупке, что и позволило атрибутировать ее и ввести в научный оборот. Автор прослеживает творческий путь выдающегося художника Р.Р. Френца, его учебу в Академии художеств, военную службу. В статье отмечается, что в 1916 г. он был призван в действующую армию в качестве военного художника. Ему удалось создать рисунки и акварели в Севастополе, на Черноморском флоте, на Западном фронте, в Белоруссии в Ставке Главнокомандующего в Барано-вичах, в крепости Осовец, и на Кавказском фронте. Все это значительно повлияло на становление и развитие этого незаурядного человека. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу об особой коллекционной ценности произведения.

Ключевые слова: Рудольф Френц, акварель, жанровая сцена, военный художник, соцреализм

On the history of the creation of watercolors by R.R. Frenz "Return of Lenin and Krupskaya from exile"

ELENA MIKHAILOVNA NIKIFORENKO

Ph.D. in History of Arts, member of the Union of Artists, Associate Professor, Higher School of Design and Architecture, Peter the Great St. Petersburg State Polytechnic University 195251, St. Petersburg, st. Politekhnicheskaya, 29 e-mail: poltorak2006@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the history of the creation of the watercolor by the famous Russian artist of the first half of the twentieth century, Rudolf Rudolfovich Frenz, "The Return of Lenin and Krupskaya from Exile." For many years the work was in a private collection and, finally, in 2015 it was presented for museum purchase, which made it possible to attribute it and introduce it into scientific circulation. The author traces the creative path of the outstanding artist R.R. Frenz, his studies at the Academy of Arts, military service. It is noted that in 1916 he was drafted into the active army as a military artist. He managed to create drawings and watercolors in Sevastopol, on the Black Sea Fleet, on the Western Front, in Belarus at the Commander-in-Chief Headquarters in Baranovichi, in the Osovets fortress, and on the Caucasus Front. All this significantly influenced the formation and development of this extraordinary person. As a result of the research, the author comes to the conclusion that the work has a special collection value.

Keywords: Rudolf Frentz, watercolor, genre scene, war artist, social realism

Рудольф (Август-Леопольд) Рудольфович ца» и семи портретов советских вождей, родился Френц - знаменитый соцреалист, автор в Мариенбурге Царскосельского уезда Петер-двенадцати картин «Штурма Зимнего двор- бургской губернии. Его отец и первый учитель

рисования, Рудольф Фёдорович (Фердинандо-вич) Френц — замечательный художник-анималист, придворный художник, автор ежегодных Отчетов об императорской охоте, Академик живописи Российской Академии Художеств.

Р.Р. Френц, кроме домашних занятий рисованием, получил профессиональное художественное образование в Санкт-Петербургской Академии художеств. Сразу после испытательного класса он был зачислен в мастерскую профессора Василия Евмениевича Савинского, известного русского художника портретиста и живописца исторического жанра. В дальнейшем он продолжил обучение в батальной мастерской академика Николая Семеновича Самокиша.

Прервав учебу, он становится военным художником, потому что в 1916 г. был призван в действующую армию с группой художников во главе со своим учителем — профессором Н.С. Самокишем. Рудольф Рудольфович с командой друзей-художников своими глазами видел войну и создал огромное количество рисунков и акварелей в Севастополе, на Черноморском флоте, на Западном фронте, в Белоруссии в Ставке Главнокомандующего в Барановичах, в крепости Осовец, и на Кавказском фронте.

Вернувшись с фронта в Академию художеств, он приступил к дипломной работе — это была картина «После боя», которая, к сожалению, не сохранилась.

Он всем сердцем принял идеи Великой Октябрьской социалистической революции и искренне погрузился в работу по провозглашению и прославлению нового искусства и новой жизни. В 1918—1925 гг. в период работы в агитационно-плакатной мастерской Декоративного института занимался агитационным плакатом, росписью по тканям, фарфору, выполнял эскизы праздничного оформления городских зданий и мероприятий. В 1923 г. в Петрограде состоялась «Выставка картин петроградских художников всех направлений, 1918—1923 гг.», в которой принимал участие и Рудольф Рудольфович Френц. Он представил там две работы из будущего цикла «Штурм Зимнего» — «Штурм Зимнего дворца». (1923 г). Литография и «Штурм Зимнего дворца 25 октября 1917 года». Х м. (1923 г.)

С того момента и началась его серия шедевров «Штурм Зимнего дворца». К слову сказать, этот цикл работ был ему так дорог и интересен, поскольку он лично присутствовал на Дворцовой площади в момент штурма. Именно поэтому впоследствии, основываясь на личных впечатлениях и переживаниях, он взялся за создание диорамы «Штурм Зимнего».

С 1932 г. Р.Р. Френц был членом ЛОСХа, Ленинградского отделения Союза художников СССР. В 1935 г. ему было доверено возглавить батальную мастерскую Академии художеств, и он был утвержден в ученой степени доктора «батальной живописи» без защиты диссертации. В 1939 г. Р.Р.

Френц Р.Р. «Возвращение Ленина и Крупской из ссылки», конец 1940-х - начало1950-х гг. Бумага, акварель, белила; 21.6 Х 39.6 см (в свету)

Френц получил звание профессора живописи за представление таких работ как «В.И. Ленин на броневике у Финляндского вокзала в Петрограде», «С.М. Киров на Северном Кавказе в 1918 г.», «И.В. Сталин на фронте под Царицыном в июле 1918 года, «Взятие Казани» и «Взятие Перекопа».

Наибольшего признания Р.Р. Френц добился как мастер именно тематической, батальной и панорамной живописи. Персональные выставки Рудольфа Френца состоялись в Ленинграде в 1928 г. в Центральном доме работников искусств, в 1970 г. в залах ЛОСХ, в 2006 г. в Петербурге в Государственном Русском музее.

Его произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях России и за рубежом.

Одну из вновь выявленных и атрибутированных работ Рудольфа Рудольфовича Френца, которая долгие годы находилась в небольшой частной коллекции, и хотелось бы ввести в научный оборот.

Рисунок работы Френца Р.Р. «Возвращение Ленина и Крупской из ссылки» (конец 1940-х -начало1950-х гг.) обладает особой иконографической ценностью, так как может восполнить имеющуюся лакуну в фондах нескольких худо-

196

История искусств

Клио № 04(208) 2024

жественных музеев и дополнить иконографический ряд изображений, связанных с революционной тематикой и с образами вождя революции - В.И. Ленина. Эта работа Рудольфа Рудольфовича была выполнена в технике акварель, скорее всего alla prima. Жанровая сцена изображает зимнюю повозку на полозьях с крытым верхом, запряженную светлой и темной лошадьми. В повозке, укрытые полстью1, В.И. Ленин и Н.К. Крупская.

Жанровая сцена расположена в центральной части композиции и, скорее всего, изначально представляла повозку с одноконной упряжкой светлой лошади.

Светлая лошадь прорисована исключительно профессионально, её морда с удивительной точностью передает эмоциональное состояние животного - ноздри раздуваются, глаза широко распахнуты, а грива развевается на ветру.

Уверенная и высокопрофессиональная рука чувствуется и в изображении возницы - картуз лихача съехал набок, жупан подвязан красным кушаком, заиндевевшие усы не скрывают залихватскую улыбку. Однако, если присмотреться, управляет возница только одной лошадью, ибо вожжи в его крепких руках ведут к дуге и уздечкам только светлой лошади, и оглобли соединяют сани с дугой только светлой лошади.

Светлая лошадь бежит рысью, а темная галопом. Несомненно, темная лошадь появилась на этом рисунке значительно позже. Выполнена неПримечания

профессионально, контур туловища достаточно размыт, что говорит о слабом знании анатомии животного, морда неподвижна и невыразительна, так как не «оживлена» деталями. На фигуре темной лошади не ощущается источник света, отсутствуют тени.

Атрибуция акварели («Возвращение Ленина и Крупской из ссылки», Р. Френц) подтверждена заключением независимой экспертизы, полученным по результатам комплекса проведенных работ в Государственном Русском Музее. Сотрудниками отдела рисунка был проведен сравнительный искусствоведческий анализ с другими работами Р.Р. Френца, имеющимися в фондах ГРМ.

Технологическое исследование включало рентгенофлуоресцентный анализ, инфракрасное и ультрафиолетовое исследование, а также сравнение с эталонной базой с применением микроскопа. В результате проведенных исследований установлено авторство Френца Рудольфа Рудольфовича (1888-1956 гг.) в соавторстве с неизвестным художником середины XX столетия. Согласно заключению, исследуемое произведение было создано в два приема: вначале пейзаж, позднее в него вписана жанровая сцена. Стилистически и по технике исполнения пейзаж близок эталонным произведениям Р.Р. Френца конца 1910 - 1930-х гг., имеющимся в фондах ГРМ. Однако, центральный фрагмент композиции с путниками в повозке, запряженной двумя лошадьми, выполнен другими пигментами и отличается ошибками в построении композиции и робостью рисунка, что, безусловно, не соответствует уверенной руке баталиста Р.Р. Френца, изрядно преуспевшего в изображении лошадей. Работа датируется концом 1940-х - началом 1950-х гг.

В наследии Р.Р. Френца немало композиций с историко-революционной тематикой в которых он подчеркивает героику событий, романтизирует персонажей, поднимает их над повседневностью. Надо сказать, что собрание Государственного Русского музея не располагает эталонными произведениями мастера 40-50-х лет XX века, поэтому работа имеет особую коллекционную ценность.

1 «Полсть» — это толстый ковер, а иногда и звериная шкура на подкладке, которые кладутся — для теп-

ла — на ноги едущих в санях.

Литература и источники

1. Выставка лучших произведений советских художников. Путеводитель. — М: Государственная Третьяковская галерея, 1941.

2. Седьмая выставка произведений ленинградских художников 1941 года. Каталог. — Л: ЛССХ, 1941.

3. Выставка произведений ленинградских художников 1947 года. Каталог. — Л: ЛОСХ, 1948.

4. Рудольф Рудольфович Френц. Каталог выставки. — Л: Художник РСФСР, 1970. — 36 с.

5. Связь времен. 1932—1997. Художники — члены Санкт — Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. — Санкт-Петербург: ЦВЗ «Манеж», 1997. — 300 с.

6. Данилова А. Становление ленинградской школы живописи и ее художественные традиции // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 21. СПб, 2011. С. 94—105.

7. Рудольф Френц. — Санкт-Петербург: Государственный Русский музей, 2005. — 96 с. ISBN 5-93332-186-9.

8. Каталог xXvII-й выставки картин Императорского Общества Русских Акварелистов в залах Императорско-

го Общества Поощрения Художеств (Морская, 38). 1908. СПб. ИАХ. 1908

9. Френц Р.Р. №223. 1. Летунья. 2, 3. [б/н] // Мастерская проф.-руковод. В.Е. Савинского // Каталог отчетной выставки Высшего Художественного Училища при Императорской Академии Художеств. С.-Петербург. Элетрич. Типо-Литография Я. Рашкова. В.О., 1-я л., д. 12. 1911. С.21.

10. Френц, Рудольф Рудольфович. №№ 312 - 315. Работы с фронта: №№ а - р. [в т.ч. №312. Этюд мула. №а. «Александрийские гусары» (акварель, тушь). №г. «Пленные» (Кавказ). №д. «Артвинские позиции» (Кавказ). №и. «Казак калмык». №о. Переправа через Вислу. №п. Этюд ишака] / Мастерская проф.-руковод. Н.С. Самокиша // Отчетная выставка Императорской Академии Художеств. Каталог. 1916 г. Петроград. Издание Кассы учащихся [ИАХ]. Хромо-Лито-Типография Ф.В. Ирберг, Университетская набер. 21. 1916. С.12 - 13.

11. Р.Р. Френц. №67. Взятие Зимнего Дворца 25/X (7/XI) 1917 г. №69. Таманский поход. №71. Защита Петрограда от Юденича в 1919 г. №185. Радио в деревне. (Мосполиграф, многокрасочная печать) // Каталог художественных открытых писем и художественных изданий. М. Музей Революции СССР. Москва, ул. Горького, 59. 13 типо-цинкография Мособлполиграфа, Петровка, 17. 1933. С.8, 18. (...Выпускаемые Музеем Революции СССР художественные открытки являются одним из самых легко воспринимаемых и доступных широким массам приёмов пропаганды политических знаний. Отсюда понятно, что задачей всех политпросветорганизаций как в городе, так и в деревне является распространение среди широких рабочих и трудящихся масс наших иллюстративных изданий. С.2).

12. Левушин Н.В., Печатин В.А., Фёдоров Б.Ф., Френц Р.Р. Штурм Зимнего. 1951, х.м., 290х490 // В.М. Шведова (сост.), Ж.А. Мацулевич (ред). Выставка произведений ленинградских художников, 1951 [в Государственном Русском музее. Каталог]. Л., Лениздат; типография им. Володарского, Ленинград, Фонтака, 57; тираж 1000 экз., 1951, С.13.

13. Мельников Ф.Ф. (авт. предисловия). Рудольф Рудольфович Френц. Каталог выставки. Л. Художник РСФСР. Ленинградская организация Союза художников РСФСР. 1970.

14. Рудольф Френц. Выставка в ГРМ. 2006. URL: www.rusmuseum.ru (дата обращения 16.01.2024).

15. Авторское дело Френца Рудольфа Рудольфовича. 28 июня 1957 // РГАЛи (Москва) ф.2362, оп.4, ед.хр. 89. URL: www.rgali.ru (дата обращения 16.01.2024).

16. Френц Рудольф Рудольфович (1888, Петербург - 1956) // Аукционный Дом СОВКОМ (Москва).

17. Рудольф Френц // Sotheby's sold lot archive.

18. Кузнецов С. Загнанный лошадник. Выставка Рудольфа Френца в Русском музее // Время новостей. 04.09.2006. URL: www.vremya.ru (дата обращения 16.01.2024).

References

1. Vystavka luchshikh proizvedenii sovetskikh khudozhnikov. Putevoditel' [Exhibition of the best works of Soviet artists. Guide]. Moscow, State Tretyakov Gallery Publ., 1941.

2. Sed'maya vystavka proizvedenii leningradskikh khudozhnikov 1941 goda. Katalog [The seventh exhibition of works by Leningrad artists of 1941. Catalog]. Leningrad, LSSH Publ., 1941.

3. Vystavka proizvedenii leningradskikh khudozhnikov 1947 goda. Katalog [Exhibition of works by Leningrad artists in 1947. Catalog]. Leningrad, LOSH Publ., 1948.

4. Rudolf Rudol'fovich Frents. Katalog vystavki [Rudolf Rudolfovich Frenz. Exhibition catalog]. Leningrad, "Artist of the RSFSR" Publ., 1970. 36 p.

5. Svyaz' vremen. 1932—1997. Khudozhniki — chleny Sankt — Peterburgskogo Soyuza khudozhnikov Rossii. Katalog vystavki [Connection of times. 1932—1997. The artists are members of the St. Petersburg Union of Artists of Russia. Exhibition catalog]. St. Petersburg, Manege Publ., 1997. 300 p.

6. Danilova A. Stanovlenie leningradskoi shkoly zhivopisi i ee khudozhestvennye traditsii [The formation of the Leningrad school of painting and its artistic traditions]. Peterburgskie iskusstvovedcheskie tetradi [St. Petersburg art history notebooks]. Iss. 21. St. Petersburg, 2011. Pp. 94—105.

7. Rudolf Frenz. Gosudarstvennyi Russkiimuzei [State Russian Museum]. St. Petersburg, 2005. 96 p. ISBN 5-93332-186-9.

8. Katalog XXVII-i vystavki kartin Imperatorskogo Obshchestva Russkikh Akvarelistov v zalakh Imperatorskogo Obshchestva Poosh-chreniya Khudozhestv (Morskaya, 38) [Catalog of the XXVII exhibition of paintings by the Imperial Society of Russian Watercolorists in the halls of the Imperial Society for the Encouragement of Arts (Morskaya, 38)]. 1908. St. Petersburg, IAH Publ., 1908.

9. Frents R.R. №223. 1. Letun'ya. 2, 3. [b/n] / Masterskaya prof.-rukovod. V.E. Savinskogo [No. 223. 1. Flyer. 2, 3. (untitled) / Workshop prof.-supervisor V.E. Savinsky]. Katalog otchetnoi vystavki Vysshego Khudozhestvennogo Uchilishcha pri Imperatorskoi Akademii Khudozhestv [Catalog of the reporting exhibition of the Higher Art School at the Imperial Academy of Arts]. St. Petersburg, Typical Lithography by Y. Rashkov, 1911. P. 21.

10. Frents, Rudol'f Rudol'fovich. №№ 312 - 315. Raboty s fronta: №№ a - r. (v t.ch. №312. Etyudmula. №a. «Aleksandriiskie gusary» (akva-rel', tush'). №g. «Plennye» (Kavkaz). №d. «Artvinskie pozitsii» (Kavkaz). №i. «Kazak kalmyk». №o. Pereprava cherez Vislu. №p. Etyud isha-ka) /Masterskaya prof.-rukovod. N.S. Samokisha [No. 312 - 315. Work from the front: No. a - r. (including No. 312. Study of a mule. No. a. "Alexandrian Hussars" (watercolor, ink). No. g. "Prisoners" (Caucasus). No. d. "Artvin positions" (Caucasus). No. i. "Cossack Kalmyk", No. o. Crossing the Vistula. No. r. Study of a donkey) / Workshop of prof. N.S. Samokisha]. Otchetnaya vystavka Imperatorskoi Akademii Khudozhestv. Katalog. 1916 g. [Reporting exhibition of the Imperial Academy of Arts. Catalog. 1916]. Petrograd, Chromo-Litho-Typogra-phy of F.V. Irberg, 1916. Pp.12 - 13.

11. Frents R.R. No. 67. Vzyatie Zimnego Dvortsa 25/X (7/XI) 1917g. №69. Tamanskiipokhod. №71. Zashchita Petrograda ot Yudenicha v 1919 g. №185. Radio vderevne. (Mospoligraf, mnogokrasochnayapechat') [No. 67. Capture of the Winter Palace 25/X (7/XI) 1917 No. 69. Taman hike. No. 71. Defense of Petrograd from Yudenich in 1919 No. 185. Radio in the village. (Mospoligraph, multicolor printing)]. Katalog khudozhestvennykh otkrytykh pisem i khudozhestvennykh izdanii [Catalog of artistic open letters and artistic publications]. Moscow, Museum of the USSR Revolution Publ., 1933. P. 8, 18.

12. Levushin N.V., Pechatin V.A., Fedorov B.F., Frents R.R. Shturm Zimnego. 1951, kh.m., 290kh490 [Storm of the Winter Palace. 1951, oil on canvas, 290x490]. V.M. Shvedova (sostavitel'), Zh.A. Matsulevich (redaktor). Vystavka proizvedenii leningradskikh khudozhnikov, 1951 (v Gosudarstvennom Russkom muzee. Katalog) [V.M. Shvedova (compiler), Zh.A. Matsulevich (editor). Exhibition of works by Leningrad artists, 1951 (in the State Russian Museum. Catalog)]. Leningrad, Lenizdat Publ., 1951. P.13.

13. Mel'nikov F.F. Rudol'f Rudol'fovich Frents. Katalog vystavki [Rudolf Rudolfovich Frenz. Exhibition catalog]. Leningrad, "Artist of the RSFSR" Publ., 1970.

14. Rudol'f Frents. Vystavka v GRM [Rudolf Frenz. Exhibition at the State Russian Museum]. 2006. Available at: www.rusmuseum.ru (accessed 16.01.2024).

15. Avtorskoe delo Frentsa Rudol'fa Rudol'fovicha [Author's work of Frenz Rudolf Rudolfovich]. June 28, 1957 / Russian State Archive of Literature and Art. F.2362, Inv.4, File 89. Available at: www.rgali.ru (accessed 16.01.2024).

16. Frents Rudol'f Rudol'fovich (1888, Peterburg - 1956) [Frenz Rudolf Rudolfovich (1888, St. Petersburg - 1956)]. Auktsionnyi Dom SOV-KOM (Moskva) [Auction House SOVKOM (Moscow)].

17. Rudolf Frenz // Sotheby's sold lot archive.

18. Kuznetsov S. Zagnannyi loshadnik. Vystavka Rudol'fa Frentsa v Russkom muzee [A hunted horseman. Exhibition of Rudolf Frenz at the Russian Museum]. Vremya novostei [News time]. 04.09.2006. Available at: www.vremya.ru (accessed 16.01.2024).

© «Клио», 2024 © Никифоренко Е.М., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.