Научная статья на тему 'К истории расселения иксаматов'

К истории расселения иксаматов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
293
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИКСАМАТЫ / САВРОМАТЫ / АРХЕОЛОГИЯ / ARCHEOLOGY / ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ / ANCIENT HISTORY / IXSAMATS / SAVROMATS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лукьяшко Сергей Иванович

В античных источниках, связанных с Кубанью, упоминается этническое имя иксаматы. Анализ легенды Полиэна и сопоставление данных с археологическим материалом позволяют говорить о расселении этого племени по правобережью Кубани и восточному побережью Азовского моря. Сохранение ряда матриархатных черт в культуре дает возможность относить ее к савроматскому племенному объединению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Settling History of the Ixsamats

The ethnic name Ixsamats is mentioned in Antique sources concerned with Kuban. The analysis of Pollen's legend and comparison of data with archeological materials allow to state that this tribes settled to the right bank of the Kuban River and the Eastern part of the AzovSea coast. This Persian speaking tribal group was remarkable for same preserved matrimonial traits in culture and this allows to attribute them to Savromat tribal group.

Текст научной работы на тему «К истории расселения иксаматов»

Кавказский регион. Обществ. науки. 1998. № 2. С. 21-28; Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек. 2003. № 6. С. 8-15; Соловьев В.С. Избранные произведения. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1998. 352 с.; Лубский А.В, Луб-ский Р.А. Адаптация народов Юга России к социальным трансформациям: проблемы методологии исследования // Научная мысль Кавказа. 2008. № 4. С. 11-18; Данлоп Дж. Россия и Чечня: история противоборства // Корни сепаратистского конфликта, М.: Р Валент, 2001. 232 с. С. 184-221.

2. Хасбулатова З.И. Нравственная культура чеченцев. Назрань: Пилигрим, 2007. Вып. 4. 90 с. С. 84.

3. См.: Белик А.А. Культурология // Антропологические теории культур. М.: Российский государственный гуманитарный ун-т, 1998. 242 с. С. 19.

4. Ахмадов Я. Сползание Российской Федерации и Чеченской Республики Ичкерия к конфликту // Чечня от конфликта к стабильности. М.: Инсти-

тут этнологии и антропологии РАН, 2001. 277 с. С. 112-125.

5. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М.: Изд-во Гендальф, 2001. 180 с. С. 169.

6. Данлоп Дж. Указ. соч. С. 100.

7. Ахмадов Я. Указ. соч. С. 121; Сайдулаев М. Экономические и социальные последствия чеченского конфликта: пути выхода из кризиса // Чечня от конфликта к стабильности. С. 11.

8. Данлоп Дж. Указ. соч. С. 184-221; Смит Д. Причины возникновения и тенденции распространения вооруженных конфликтов // Там же. С. 42.

9. Дигаев Р., Эдисултанов С. Статистика социально-экономического развития Чеченской республики за 2000-2006 гг. Грозный. 2009. 158 с.

10. Глава и правительство Чеченской республики (Официальный портал). URL: chechnya.gov.ru.

9 сентября 2010 г.

УДК 94(395.1):902(470.6)

К ИСТОРИИ РАССЕЛЕНИЯ ИКСАМАТОВ

С.И. Лукьяшко

История древнего населения Кубани представлена группой письменных свидетельств и серией блестящих археологических находок, которые являются немыми свидетелями прошлых лет. Умение извлекать информацию из этих разрозненных источников и является задачей исторической науки. Один из эпизодов древней истории Кубани может быть реконструирован благодаря наличию текста легенды о Тиргатао, переданной Полиэном - греком по происхождению, родившимся в Македонии, адвокатом и ритором в Риме во времена Марка Аврелия (161-180), прославившегося своим произведением в восьми книгах "Военные хитрости". Приведем полный текст легенды:

Меотянка Тиргатао вышла замуж за Гекатея, царя Синдов, которые живут немного выше Боспора. Этого Гекатея, низложенного с престола, снова посадил на царство боспорский тиран Сатир, причем выдал за него свою прежнюю жену. Гекатей, который любил меотянку, не решился погубить

Лукьяшко Сергей Иванович - кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и истории древнего мира ЮФУ, заведующий лабораторией археологических исследований ЮНЦ РАН, 344006, г Ростов-на-Дону, пр. Чехова, 41, e-mail: sciphica@ssc.ras.ru, т. 8(863)9509818.

ее, а заточил в сильной крепости и приказал жить под стражей, но Тиргатао сумела бежать, обманув стражу. Приверженцы Гекатея и Сатира с большим рвением принялись искать ее, опасаясь, чтобы она не склонила к войне меотов, но поиски были напрасными: меотянка, следуя по пустынным и скалистым дорогам, днем скрываясь в лесах, а по ночам продолжая путь, пришла, наконец, к так называемым иксаматам, где были владения ее родственников. Не застав в живых своего отца, она вступила в брак с его преемником и склонила иксаматов к войне. Приведя с собой многие из воинственных племен, живших вокруг Меотиды, она сильно опустошала набегами принадлежащую Гекатею Синдику, а также причиняла вред царству Сатира, так как они оба принуждены были искать мира, послав просьбы и дав в заложники Сатирова сына Метрадора. Тиргатао согласилась примириться, но ее противники, примирившись, не сдержали клятвы (Полиэн. Стратегемы, VIII, 55).

Sergey Loukjashko - Ph.D. of history, associate professor of the Archaeology and Ancient History Department at the Southern Federal University, head of Laboratory Archaeologcal Researches Southern Scientific Center RAS, 41 Chekhov Avenue, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: sciphica@ssc.ras.ru, ph. +7(863) 9509818.

Время описываемых событий уточняется благодаря упоминанию в тексте имени Боспорского царя Сатира, правившего с 433 -389 гг. до н.э. Царь Сатир I проводил активную внешнюю политику, стремясь расширить территорию своего царства. Он вмешивался в дела соседних полисов и государств. Активность Боспора в Прикубанье подтверждается и чудом сохранившейся надписью Левкона I из Семибратнего городища [1]. Поэтому боспоро-синдо-меотский конфликт встречает доверие у исследователей. И.С. Каменецкий считал, что крепость, в которой заточил отвергнутую возлюбленную Гекатей, находилась на северных склонах Кавказских гор. А земли иксаматов располагались на побережье Черного моря.

Маршрут бегства меотянки определяется И.С. Каменецким как движение из глубины страны, из Прикубанья к Черноморскому побережью, где, по предположению исследователя, находились кочевья иксаматов

[2]. На самом деле трудно строить какие-то предположения на основе мифопоэтическо-го изображения пути. Он по законам жанра должен быть усложнен. Выделенная мною обособленная группа погребений ранних кочевников, объединенная погребальным обрядом и общностью материальной культуры

[3], позволяет утверждать, что кочевья икса-матов располагались на правобережье Кубани до Танаиса-Дона. Крепость, в которой была заключена Тиргатао, должна располагаться по возможности дальше от мест обитания родственных ей племен, на территории, подвластной синдскому царю. А это прибрежные причерноморские районы, из которых бегство к иксаматам возможно только через "пустынные и скалистые горы" и леса Западного Кавказа.

Тиргатао - имя иранское, как совершенно справедливо отметил Л. А. Ельницкий

[4], сопоставив его с именем скифского прародителя Таргитая. Это позволяет считать, что определение "меотянка" имеет географический, а не этнический характер. Вероятно, иксаматы были ираноязычным народом.

Тиргатао бежит в свое родное племя, где, не застав своего отца, она вступает в брак с его преемником и склоняет икса-матов к войне. В дальнейшем супруг ее не фигурирует, а она выступает как правитель. Важно отметить и еще один иранский при-

знак - это особая форма наследования родовых прав. Вспомним аналогичный эпизод наследования из легенды Хареса Мителенского о любви Зариадра и Одатиды. Отец Одатиды отказывает сыну Гистаспа "потому, что у него не было мужского потомства; и он хотел дать ее одному из своих домашних" [5]. Сходство обрядовых традиций, имя иксаматской правительницы, ее активное участие в борьбе с Боспором, влияние на современников убеждают нас в том, что мы имеем дело с народом, ментальность которого близка сложившимся представлениям о ментальности жено-управляемых савроматов. Для установления локализации иксаматов важно подчеркнуть, что Тиргатао склонила к борьбе многие племена, живущие вокруг Меотиды - Азовского моря, но не у Понта - Черного моря.

Совокупность косвенных данных из сообщения Полиэна позволяет локализовать кочевья иксаматов севернее Синдики, скорее всего, по правому берегу Кубани и побережью Азовского моря.

Более определенно локализуют язаматов (в которых многие исследователи обоснованно видят иксаматов Гекатея) Псевдо-Скимн (III-II вв. до н.э.) и Псевдо-Арриан (V в. н.э.) со ссылкой на Эфора, т.е. на данные IV в. до н.э. "На Танаисе, который служит границей Азии, разделяя материк на две части, первыми живут сарматы, занимая пространство в 2000 стадиев. За ними племя, называемое язаматами" (Псевдо-Скимн, 874-885). В этом замечании видно стремление увязать древние данные с реалиями времени жизни компиляторов. В IV в. до н.э. сарматы на левом берегу Танаиса-Дона ещё не появились. Приходят они на Танаис не раньше середины II в. до н. э.

Уточняет локализацию язаматов Помпо-ний Мела (I в.н.э.), пользовавшийся данными V-IV вв. до н.э.: "... ближе всего к устью реки (Танаиса) иксаматы" (Мела, 1, 19, 114).

Сопоставление письменных источников с археологическими материалами убеждает нас в том, что на обширном пространстве от правого берега Кубани до реки Маныч и вдоль побережья Азовского моря и нижнего течения реки Танаис обитало население, имеющее общую материальную и духовную культуру. И эта группа может быть сопоставлена с иксаматами-язаматами. Культура этой общности формируется на базе предшествующей предскифской культуры и существует в степи

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

2010

№ 4

91

в течение VI и V вв. до н.э. Для неё характерно высокое положение женщины в обществе и даже право наследования по женской линии. Говорили они на одном из диалектов иранского языка, и, по-видимому, входили в состав племенного объединения, носившего собирательное название савроматы. С именем этой племенной группы связаны легенды о происхождении их от брака скифских юношей с амазонками. Высокое положение женщины, участие женщин в войне и управлении создавали ту реальную основу, на которой возникали мифы о связях местного населения с амазонками греческих мифов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блаватская Т.В. Посвящение Левкона I // Вестник древней истории. 1993. № 2. С. 34-47.

2. Каменецкий И.С. О язаматах // И.С. Каменец-кий. Проблемы скифской археологии. М.: Наука, 1975. 220 с. С. 165-170.

3. Лукьяшко С.И. Этнические процессы на Дону и Северо-Восточном Приазовье в вв. до н.э. // Проблемы сарматской археологии и истории. Азов: Изд-во Азовского краеведческого музея, 1988. 134 с. С. 65-75.

4. Ельницкий Л.А. Скифия евразийских степей. Новосибирск.: Наука, 1977. С. 128, 147, 177, 256.

5. Цит. по: Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. В 2 т. Т. 1. СПб.: Фарн, 1992. 289 с. С. 166.

4 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.