Научная статья на тему 'К истории происхождения термина «Экспрессионизм»'

К истории происхождения термина «Экспрессионизм» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1256
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПРЕССИОНИЗМ / ТЕРМИН / ТРАКТОВКА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ / ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / EXPRESSIONISM / CONCEPT / TERM INTERPRETATION / STYLE OF ART / TREND OF LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Швец Татьяна Петровна

Статья посвящена истории происхождения термина «экспрессионизм» на примерах толкования понятия с учетом различных национальных особенностей и в разные периоды. На примерах трактовок понятия, данных современниками направления «экспрессионизм» П. Кассирером, В. Воррингером, В. Хейманом, X. Вальденом, особое внимание уделяется взаимосвязи развития понятия и художественного и литературного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Origin of the Term Expressionism

The paper deals with the history of the concept "expressionism" and its understanding in different national art systems in different periods of time. Considering the interpretations given by P. Kassirer, W. Worringer, W. Heiman, H. Walden, the author pays special attention to interrelations of developing the concept and the progress of expressionism as a trend of arts and literature.

Текст научной работы на тему «К истории происхождения термина «Экспрессионизм»»

нившимся на нимбах отверстиям можно предположить наличие некогда венцов, что свидетельствует о почитании иконы.

9. Адам, Ной, Сиф. Дерево, темпера, масло. 87x52,5. Паспорт № 253.

10. Енох, Сим и Еввул. Дерево, темпера, масло. 83x53. Паспорт № 29/29.

11. НАРК. Ф. 234, оп. 1, ед. хр. 16. Л. 5.

12. Благовещение. Паспорт № 15/15.

13. Рождество Христово. Паспорт № 14/14.

УДК 75.03

Т. П. Швец

К ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТЕРМИНА «ЭКСПРЕССИОНИЗМ»

Статья посвящена истории происхождения термина «экспрессионизм» на примерах толкования понятия c учетом различных национальных особенностей и в разные периоды. На примерах трактовок понятия, данных современниками направления «экспрессионизм» П. Кассирером, В. Воррингером, В. Хейманом, X. Вальденом, особое внимание уделяется взаимосвязи развития понятия и художественного и литературного направления.

The paper deals with the history of the concept "expressionism" and its understanding in different national art systems in different periods of time. Considering the interpretations given by P. Kassirer, W. Worringer, W. Heiman, H. Walden, the author pays special attention to interrelations of developing the concept and the progress of expressionism as a trend of arts and literature.

Ключевые слова: экспрессионизм, термин, трактовка, художественный стиль, литературное направление.

Keywords: expressionism, concept, term interpretation, style of art, trend of literature.

Место и время происхождения термина «экспрессионизм» (от лат. expressio - «изложение, выражение», позднее от франц. expression - «выражение») точно не установлены.

Следует отметить, что в искусствоведческой литературе до сих пор нет четкого разграничения понятий «экспрессионизм» как художественный метод и «экспрессионизм» как художественный прием или средство, которое в той или иной степени используется почти каждым художником первой трети XX в. Это привносит в анализ художественного направления сумбур и нередко приводит к ошибочному зачислению в круг экспрессионистов художников других направлений. Еще в 1920 г. немецкий теоретик искусства В. Га-

ШВЕЦ Татьяна Петровна - аспирант кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов © Швец Т. П., 2009

узенштейн писал: «Если слова "экспрессионизм" и "экспрессионистский" употребляются как сами собой разумеющиеся и без оговорок, то это только видимость. Это делается для сокращения, временно и условно, в ожидании будущего определения» [1].

Часто исследователи утверждают, что экспрессионизм разнолик, и единство, на котором он зиждется, касается скорее не стилистических, а философских и психологических категорий. Так, Д. В. Сарабьянов отмечает, что «решающую роль играют психологические признаки и особенности философской рефлексии - повышенное ощущение кризиса жизни, краха привычных устоев, эсхатологические предчувствия, стремление раскрыть за внешними проявлениями внутренний смысл мира, желание говорить громким голосом, а то и кричать» [2].

Другой тенденцией определения истоков экспрессионизма является ссылка на изначальное существование экспрессивных признаков в искусстве: «Помимо гипотетической его [экспрессионизма] истории, восходящей к неолиту и включающей в себя такие периоды, как греческая архаика, средневековье, барокко и романтизм, есть и более реальная, показывающая, как новое движение зрело на рубеже Х1Х-ХХ вв. и предпринимало первые конкретные действия в Германии», - отмечает В. С. Турчин [3]. Подобную позицию поддерживает и Лионель Ришар: «Экспрессионизм, понимаемый как проекция внутреннего мира, данная в экспрессивной форме, с очевидностью прослеживается в первобытном искусстве, в скульптуре негров, индейцев, ацтеков, у таких художников, как Грюневальд, Эль Греко, Гойя и Домье» [4]. Однако попытка дать определение стилистического направления без учета той эпохи, в которой он возник и заявил о себе как эстетическое явление, неизбежно приведет к размыванию границ экспрессионизма.

Поэтому в рамках данной статьи речь будет идти о происхождении термина «экспрессионизм» применительно к художественному направлению, возникшему в Германии на рубеже XIX-XX вв. и затем получившему развитие в других странах.

Ю. Маркин высказывает предположение о том, что ««экспрессионизм» как термин мог возникнуть в полемике вокруг путей новейшего изобразительного искусства на рубеже Х1Х-ХХ вв. или даже раньше» [5]. Это мнение поддерживает А. Армин, проследивший историю происхождения термина и обнаруживший его использование в англоговорящем регионе еще около 18501880 гг. для обозначения самых разных незначительных художественных объединений [6]. Так, во французской традиции слово «экспрессия» употреблялось применительно к академической

Искусствоведение

и художественно-критической теории XVIII столетия.

Заботясь о точности определения, исследователи экспрессионизма углублялись в этимологию слова. В Англии термин «экспрессионизм» стал употребляться с начала XIX в., а в 1850 г. в отношении творчества прерафаэлитов появилось выражение «экспрессивная школа современности». Арман Арнольд сообщает, что английская газета «Тейтс Эдинбург мэгезин» в июле 1850 г. опубликовала статью без подписи, в которой упомянуто об «экспрессионистской школе» в современной живописи, а в 1880 г. в Манчестере Чарльз Роули прочел лекцию о современных художниках, среди которых он выделил экспрессионистское крыло, обозначив, таким образом, живописцев, стремившихся выражать свои эмоции и чувства. В США, по сообщению того же Арнольда, в романе Чарлза де Кея «Богема» (1878) выведен кружок писателей, называющих себя «экспрессионистами» [7]. Известный английский критик Р. Фрай трактовал таким образом стиль постимпрессионизма. Однако англосаксонское употребление данного слова вовсе не означало характеристику определенного стиля или художественного течения.

Подобное употребление термина подмечено В. Н. Терехиной в статье «Экспрессионизм и футуризм: русские реалии»: впервые слово «экспрессионисты» появилось в русском языке до рождения самого термина, а именно в рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья» (1892) героиня назвала так художников-импрессионистов: «...пре-оригинально, во вкусе французских экспрессионистов» [8].

В самой Германии «экспрессионизм» сначала трактовался как синоним понятия «новое искусство».

Ряд источников приписывает «авторство» берлинскому арт-дилеру Паулю Кассиреру, который, стоя в 1910 г. перед картиной Макса Пехштей-на, на вопрос о том, имеем ли мы еще дело с импрессионизмом, ответил, что скорее всего речь идет об экспрессионизме. Эта шутка якобы положила начало широкому распространению термина в художественной среде, а затем и на страницах хроники в журналах.

Одним из ранних случаев использования термина считается использование термина «экспрессионизм» немецким философом В. Воррингером на страницах берлинского журнала "Der Sturm" (рус. «буря») в августе 1911 г., где он назвал П. Сезанна, В. ван Гога и А. Матисса «синте-тистами и экспрессионистами».

В 1911 г. немецкий критик Вальтер Хейман использовал слово «экспрессионизм» в статье июльского номера журнала «Штурм». В ней он констатировал следующее: «Объединение фран-

ко-бельгийских художников взяло себе имя экспрессионисты» [9]. В том же году поэт От-то-цур-Линде использовал термин «экспрессионизм» для обозначения реакции против импрессионистического искусства [10], а год спустя была поставлена первая «немецкая экспрессионистская драма», пьеса Вальтера Хазенклевера «Сын».

В современном понимании, характеризующем немецкое художественное направление, термин был применен в 1912 г. на выставке берлинского «Сецессиона» (в апреле - сентябре 1912 г.), на которой в отдельном зале были представлены полотна Ж. Брака, К. ван Донгена, М. Вламин-ка, Ф. Дерена, Р. Дюфи, А. Мангена, А. Марке, П. Пикассо и О. Фриеза. В каталоге эта группа художников была заявлена как «экспрессионисты». С 1912 г. все художественные выставки в берлинской галерее «Штурм» и многие региональные «Сецессионы» официально именовались экспрессионистскими.

В Европе этот термин получил распространение в 1912-1913 гг. и нередко использовался применительно к произведениям мастеров кубизма (Пикассо), фовизма (Матисс, Вламинк, Руо) и футуризма (К. Боччони). Тогда это понятие распространилось на изобразительное искусство, литературу и кино в качестве обозначения системы, в которой в противовес натурализму и эстетизму утверждалась идея прямого эмоционального воздействия, подчеркнутой субъективности творческого акта, повышенной аффектации, доминирования принципа выражения над изображением, особое внимание к мотивам боли и крика.

В 1913 г., на первом германском Осеннем салоне, Херварт Вальден представил группу «Синий всадник» как объединение «немецких экспрессионистов», отнеся тем самым данную стилистическую категорию только к представителям германо-язычных стран. Вскоре эта тенденция была взята за правило. Прорывом в ней стала книга Поля Фехнера «Экспрессионизм» (1914), посвященная творчеству групп «Мост» и «Синий всадник».

К началу Первой мировой войны термин «экспрессионизм» использовался, в основном, для обозначения вклада немецких художников и писателей в развитие мирового искусства и литературы. Ограничение по национальному признаку происходило, несмотря на значительное и заметное влияние, которому немецкое искусство подвергалось из-за рубежа. Многие его представители отрицали такое влияние. Так, художники-космополиты Эль Лисицкий и Ханс Арп в своей книге «Измы искусства» (1925 г.) утверждали, что «кубизм и футуризм были порублены на маленькие кусочки, а потом перемешаны - так и появилась на свет метафизическая немецкая мешанина, известная под названием экспрессионизм» [11].

Однако в 1918 г. в книге Херварта Вальдена «Expressionismus. Die Kunstwende» («Экспрессионизм. Поворотный момент в искусстве») под этим термином были объединены итальянские футуристы, французские кубисты и члены мюнхенской группы «Синий всадник».

Современник и летописец групп «Мост» и объединения «Синий всадник» Л. Г. Буххайм в 1960-е гг. констатировал: «Понятие "экспрессионизм", если его употреблять по отношению к искусству ХХ в., означает изобилие противоположных тенденций и индивидуальностей» [12]. В 1979 г. А. П. Фогт поддержал мнение Буххайма, заявив, что «все попытки дать четкое определение экспрессионизма как стиля наталкиваются в конце концов на то, что именно как стиль он не поддается определению» [13].

И хотя К. Хиллер оговаривается, что экспрессионизм - «только некий символ и слоган (Schlagwort) без претензии быть обязательным стилевым понятием, тем не менее, после его перенесения на другие жанры искусства <...> создается некая видимость единства в теории и практике, а слово "экспрессионизм" становится заголовком манифестов и программ» [14].

Среди современных трактовок термина стоит выделить словарную статью в сборнике «Лексикон нон-классики»: «Экспрессионизм - это наибольший вклад, который немецкие художники внесли в искусство ХХ в. Суть его заключается в обостренном выражении с помощью исключительно художественных средств и приемов, чувств, переживаний художника, иррациональных состояний его души, чаще всего трагического и экзистенциально-драматического спектров: тревоги, страха, безысходности, тоски, нервозности, разобщенности, повышенной эмоциональности, болезненной страстности, глубокой неудовлетворенности, ностальгии. <...> По своим эстетическим принципам, творческим задачам и установкам экспрессионизм - как бы последний громкий крик Культуры перед глобальным наступлением урбанизма, техногенной цивилизации, рационалистической и прагматической регламентации всей жизни человека» [15].

Примечания

1. Цит. по: Маркин Ю. П. Экспрессионисты: Живопись. Графика. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «ВЗОИ», 2004. С. 6.

2. Сарабьянов Д. В. В ожидании экспрессионизма и рядом с ним // Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма / отв. ред. Г. Ф. Коваленко; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. М.: Наука, 2003. С. 3.

3. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 70.

4. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка / Л. Ришар; науч. ред. и авт. послесл. В. М. Толмачёв; пер. с фр. М.: Республика, 2003. С. 11.

5. Маркин Ю. Экспрессионизм в мировом художественном процессе // Художественная культура XX века. Развитие пластических искусств. М.: Русское слово, 2002. С. 146.

6. Armin A. Die Literatur des Expressionismus. Sprachliche und thematische Quellen. 2. Aufl. Stuttgart; Berlin; Köln; Meainz. 1971. S. 23.

7. См. об этом: Энциклопедия экспрессионизма...

8. Чехов А. П. Собр. соч.: в 12 т. Т. 5. М., 1962. С. 59. Подробнее об этом: Терехина В. Н. Экспрессионизм и футуризм: русские реалии // Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма / отв. ред. Г. Ф. Коваленко; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. М.: Наука, 2003. С. 148-173.

9. Цит. по: Энциклопедия экспрессионизма. С. 7.

10. В моду в литературной среде термин вошел после манифестов К. Эдшмида "Über den Expressionismus in der Literatur und die neue Dichtung" 1919) и Г. Бара "Der Expressionismus" (1930).

11. Цит. по: Вольф Н. Экспрессионизм. Taschen\Арт-Родник, 2006. С. 6.

12. Цит. по: Маркин Ю. Экспрессионизм в мировом художественном процессе // Художественная культура XX века. Развитие пластических искусств. М.: Русское слово, 2002. С. 145.

13. Цит. по: Там же.

14. Цит. по: Пестова Н. В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. Изд. 2-е, доп. и испр. / Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 2002. С. 21.

15. Лексикон нон-классики. Художественно-эстетическая культура XX века / под ред. В. В. Бычкова. М.: Рос. политическая энцикл. (РОСПЭН), 2003. С. 515-517.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.