Научная статья на тему 'К истории первого светского учебного заведения в Марийском крае'

К истории первого светского учебного заведения в Марийском крае Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1067
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРИЙСКИЙ КРАЙ / КОЗЬМОДЕМЬЯНСК / ГРАМОТНОСТЬ / ШКОЛА / СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЯ / УЧАЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алметева И. В., Иванов А. Г., Филонов А. А.

В данной статье рассматриваются исторические предпосылки и условия открытия первого светского учебного заведения в Марийском крае, представленного Козьмодемьянским малым народным училищем, с момента его основания 27 августа 1791 года до 1880 года, когда оно было преобразовано в Козьмодемьянское трехклассное городское училище. На основе первичного фактического материала, в том числе архивного, показана специфика организации учебного процесса, состава учителей, учащихся и материально-технической базы этого учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории первого светского учебного заведения в Марийском крае»

УДК 37(091)

К ИСТОРИИ ПЕРВОГО СВЕТСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В МАРИЙСКОМ КРАЕ

И. В. Алметева, А. Г. Иванов, А. А. Филонов

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

HISTORY OF THE FIRST SECULAR EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE MARI REGION

I. V. Almeteva, A. G. Ivanov, A. A. Filonov

Mari State University, Yoshkar-Ola

В данной статье рассматриваются исторические предпосылки и условия открытия первого светского учебного заведения в Марийском крае, представленного Козьмодемьянским малым народным училищем, с момента его основания 27 августа 1791 года до 1880 года, когда оно было преобразовано в Козьмодемьянское трехклассное городское училище. На основе первичного фактического материала, в том числе архивного, показана специфика организации учебного процесса, состава учителей, учащихся и материально-технической базы этого учебного заведения.

Ключевые слова: Марийский край, Козьмодемьянск, грамотность, школа, светское образование, учителя, учащиеся

The article discusses the historical background and the conditions for the inauguration of the first secular educational institution in the Mari region represented by Kozmodemyansk small public school. The period from the foundation on the 27th of August, 1791 until 1880, when it was converted into Kozmodemyansk three-class city school is studied. Specific features of the organization of educational process, teacher and student collective structures, composition of material and technical base of this institution are shown on the basis of the actual primary material, including archival.

Keywords: Mari region, Kozmodemyansk, literacy, school, secular education, teachers, pupils

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Республики Марий Эл. Проект № 16-11-12002 «Марийская школа во второй половинеXIX- начале XXвеков: исторический опыт»

В этом году исполняется 225 лет с момента торжественного открытия 27 августа 1791 года в городе Козьмодемьянске малого народного училища. Это было первое учебное заведение, заложившее основы светского образования в Марийском крае. В местной историко-краеведческой литературе отдельные аспекты истории Козьмо-демьянского малого народного училища нашли отражение в публикациях К. С. Рябинского [14], А. Г. Иванова [5; 6; 7; 9], А. С. Казимова [8], И. В. Алметевой [1], Н. С. Попова [12] и других. На современном этапе, с учетом достигнутого, представляется важным еще раз обратить внимание читателей к заявленной теме.

Открытие малого народного училища в Козь-модемьянске, являвшемся одним из уездных го-

родов Казанской губернии, представляется нам не случайным. Для этого здесь имелись необходимые объективные предпосылки и условия. В Козьмодемьянске, насчитывавшем в конце XVIII века более 3 тыс. человек обоего пола [6, с. 253] из числа немногочисленных дворян, чиновников, священно-церковнослужителей, а также купцов, мещан, ямщиков и других сословных прослоек, уже более трети мужского взрослого населения была грамотной [5, с. 6-7; 7, с. 196]. В это время грамотность получила заметное распространение среди ремесленников, купцов и ямщиков города, что во многом обуславливалось активным втягиванием немалой части жителей Козьмодемьянска в торгово-ремесленную деятельность и расширением торгово-ремесленного ученичества [5, с. 36].

© Алметева И. В., Иванов А. Г., Филонов А. А., 2016

Вестник Марийского государственного университета

Разумеется, решающим фактором стал выбор властей, реализовывавших на губернском и уездном уровнях государственную образовательную политику. Еще в октябре 1785 года императрица Екатерина II подписала указ, который устанавливал единую систему обучения населения, а 5 августа 1786 г. был опубликован «Устав народным училищам в Российской империи», состоящий из 113 статей, который фактически являлся первым российским образовательным актом, охватившим всю страну, и основным законом о начальном образовании [11, с. 351]. В соответствии с этим уставом крупный сербский педагог Ф. И. Янкович де Миреево разработал и издал «Правила для учащихся народных училищ» и «Руководство учителям первого и второго разряда народных училищ Российской империи». Как справедливо отмечал известный историк М. Т. Белявский, здесь «принципиально важным было то, что эти документы фиксировали складывание единой системы светской школы - от малого народного училища до университета. Малое училище соответствовало двум первым классам главного училища, и окончившие малое училище могли продолжать учебу в старших классах главного. Ученики главного училища, желавшие продолжать свое образование в университете, дополнительно изучали латинский и один из современных европейских языков, необходимых для поступления в университет» [2, с. 273]. В каждом губернском городе должны были быть открыты главные народные училища, а в каждом уездном городе - малые народные училища. Срок обучения в главном училище составлял пять лет (4 класса), а в малом - два года (2 класса).

В пределах Казанской губернии помимо одного главного народного училища, малые народные училища намечалось открывать в уездных городах Козьмодемьянске, Чебоксарах, Цивиль-ске и Ядрине [9, с. 239-241]. В этой связи ценные сведения об открытии малого народного училища в Козьмодемьянске были зафиксированы в материалах «Экономических примечаний» Генерального межевания земель 1795 года, о том, что в городе имеется «народное училище, открывшееся в1791-м году, августа 27 дня, коя помещается по отводу градской думы в партикулярных домах. В нем учитель один, учеников 24 человека. Обучаются российской грамоте и математике, на содержании градском. Жалованья учителю 150, сторожу 18 да разные расходы 34 рубли» [13, л. 1 об.]. Открытие малого народного училища в городе Козьмодемьянске состоялось при содействии правителя Казанского наместничества, генерал-майора, князя С. М. Баратаева [1, с. 27-28; 7, с. 197].

Училище с момента своего открытия содержалось на средства городского общества. Первым учителем стал Иван Пичугин, сын священника села Юнги Козьмодемьянского уезда. Уездным попечителем училища согласился стать купец Семен Алексеев сын Малежин. В первый год сюда поступили 40 учащихся, а к 1792 г. их численность возросла до 56.

В первом классе малого народного училища преподавали: «чтение и письмо, знание цифр, церковных и римских чисел, сокращенный катехизис и священную историю, первоначальные правила грамматики в русской»; во втором классе: «пространный катехизис без доказательств из священного писания, чтение книги «О должностях человека и гражданина», первая и вторые части арифметики, чистописания и рисования» [14, с. 2]. Способ обучения определялся «Руководством учителям первого и второго классов народных училищ Российской Империи», изданным в 1783 г. Телесные наказания запрещались. Учения продолжались ежедневно, кроме праздников. Зимой ученики учились с 8 до 11 и с 2 до 5 часов, а летом с 7 до 10 и с 3 до 6 часов вечера. По средам и субботам послеобеденных занятий не полагалось. В конце декабря и в начале июля проводились экзамены [1, с. 28-29].

На экзаменах присутствовали исправник, обер-офицеры, мещане и представители духовенства. Наиболее прилежные из учеников награждались книгами. Так, на испытаниях 18 июля 1802 года были проэкзаменованы знания 25 учеников. В их числе 4 мальчика из дворян, столько же приказных, двое - из купцов, 8 человек - из мещан, пятеро - из солдат, двое - из посадских людей. Один из учеников получил аттестат об окончании школы, шестеро детей - награды за прилежность. Посетители благодарили учителя за успехи учеников [12, с. 20].

5 ноября 1804 г. был принят «Устав учебных заведений», по которому предусматривались приходские училища в городах и селениях, уездные училища в губернских и уездных городах, гимназии и университеты в губернских городах. Между этими учебными заведениями устанавливалась преемственность и взаимосвязь. Уездные и городские училища составляли высшую ступень начального образования. Они считались учебными заведениями, готовившими желающих к поступлению в гимназии. В то же время они давали необходимые знания тем детям, которые не собирались продолжать свое образование. Курс уездных училищ планировался в два года (по 10-11 месяцев). Здесь изучались следующие предметы:

Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. Т. 2. № 3 (7)

пространный катехизис и объяснение Евангелия, чтение из священного писания, грамматика российского и местного наречий, чистописание и правописание, всеобщая и российская география, история, арифметика, начальные правила геометрии, физика, рисование. По правилам в уездные училища могли поступать только те дети, которые учились в приходских училищах. Курс учения в приходских училищах приблизительно соответствовал курсу 1-го класса уездных училищ.

В рамках реализации образовательной реформы 30 августа 1818 г. Козьмодемьянское малое народное училище было преобразовано в уездное училище. При этом первый класс малого народного училища был обращен в приходское, а второй класс — в первый класс уездного училища [1, с. 207].

В 1818 году смотрителем и учителем второго класса и закона божия Козьмодемьянского уездного училища был назначен К. Добронравов, прослуживший здесь 18 лет. Учителем первого класса и рисования состоял А. Я. Якимовский, окончивший Казанскую гимназию. Приходское училище вплоть до 1826 г. оставалось без собственного учителя. Учение вели преподаватели уездного училища. С 8 мая 1826 г. по апрель 1829 г. учителем приходского училища состоял С. Е. Паль-мов, с 30 апреля 1829 г. по 2 августа 1833 г. — А. Г. Тихомиров, бывший учитель Ядринского приходского училища. Оба преподавателя получили образование в Казанской духовной семинарии.

38 учащихся малого народного училища перешли во вновь организованное учебное заведение. Однако многие из них, как считал Добронравов, хотели учиться только письму, «считая прочие предметы для себя ненужными и родители оных, кои все вообще старообрядцы, если усмотрят успех в письме, тотчас отбирают детей своих без всякого позволения и даже без всякого учителем извещения для определения в писаря, к отправлению должностей по торговле и другим занятиям...» [12, с. 26]. С 1818 г. по 1834 г. общее количество учащихся в уездном и приходском училищах составляло 953 человека. За это время из обоих училищ с аттестатом выпустили 70 человек, без аттестата — 137 человек. В гимназию поступили только два ученика [14, с. 30-32].

За все время существования Козьмодемьянско-го уездного училища оно содержалось на средства города. С 1835 года Козьмодемьянская городская дума отпускала по 500 руб. ассигнациями, из которых 250 руб. шли на жалование учителю. С 1839 года сумма была переложена в серебро и с 1 января 1840 г. распределена следующим об-

разом: на жалование учителю 100 руб. и на прочие расходы по училищу - 42 руб. 85,5 коп. С 1861 года городская дума стала отпускать дополнительную сумму в размере 207 руб. 14 коп., и общая сумма содержания составила 350 руб. Соответственно было увеличено жалование преподавателю до 150 руб., законоучителю назначили — 36 руб., на квартиру — 40 руб., сторожу — 60 руб., содержание квартиры — 40 руб., на книги и учебные пособия - 15 руб., на награды ученика - 4 руб., на учебники для бедных учеников — 5 руб. [14, с. 169].

В 1835-1850 гг. Козьмодемьянское приходское училище помещалось в одном доме с уездным училищем. Вскоре увеличение учеников послужило причиной перевода приходского училища в отдельное здание. Четыре года для него нанимали помещение у крестьянина И. Полякова. С 16 декабря 1854 г. уездное и приходское училища вместе переместились в новый дом, специально построенный для первого на сумму 6966 руб. [14, с. 147].

В первое время Козьмодемьянское приходское училище состояло из одного отделения и двух столов, с 1846 г. стало 4 стола, в 1851 г. — 5, в 1856 г. — 6 и в 1857 г. — 5 столов. В 1858 году ученики были разделены на два отделения: старшее и младшее, а с 1868 г. появилось третье отделение — среднее. С 1835 по 1869 гг. в Козьмо-демьянское приходское училище поступило 939 человек [14, с. 163]. Среди учащихся преобладали дети городских сословий - 448 человека (47,7 %), далее шли дети сельских сословий — 389 человек (41,4 %) и дети «свободных состояний» — 102 человека (10,9 %). С 1850 года в приходском училище стали обучаться девочки. По материалам К. С. Рябинского ежегодно их количество было около 10 человек, и они составляли отдельный стол. Впоследствии из этого стола 1 марта 1862 г. было открыто приходское женское училище [3, л. 67 об.; 4, л. 113].

В 1872 году было издано «Положение о городских училищах», заменившее уездные училища на городские [10, с. 51]. Они имели цель «доставить детям всех сословий начального умственного и религиозно-нравственного образования» [15, с. 151]. Городские училища могли быть од-ноклассными, двухклассными, трехклассными и так доходить до шестиклассных включительно. В Марийском крае во второй половине XIX в. имелись одноклассные, которые в начале XX в. были преобразованы в двухклассные и трехклассные городские училища. Одноклассное училище рассчитывалось на 50 учащихся при одном учителе, двухклассное - на 100 учеников при двух

Вестник Марийского государственного университета

учителях и трехклассное - на 150 учеников при трех учителях. Курс обучения был шестилетним. Изучались следующие дисциплины: закон божий, чтение и письмо, русский язык, арифметика, практическая география, география и история отечества со сведениями естественной истории и физики, черчение и рисование, пение и гимнастика. В некоторых училищах дополнительно вводились ремесла. Учебная программа отличалась от курса приходских училищ расширенной программой, поэтому терялась преемственность, так как выпускники приходских училищ, поступившие в городские училища, не могли освоить ее курс.

При каждом городском училище состоял законоучитель и учителя по числу классов; выбирался земствами и обществами на три года почетный смотритель, который должен был содействовать материальному благосостоянию училища; определялся врач. Примечательно, что в уездных и городских училищах учительницы встречались довольно редко.

Если уездные училища являлись связующим звеном со средними учебными заведениями, то городские училища — нет. Они представляли собой законченное образование, а полученные знания были недостаточны для поступления в высшее учебное заведение. «Русские ведомости»

охарактеризовали эти школы как не связанные с низшими и не имевшие выход в высшие учебные заведения. Преобразование уездных училищ в городские училище затянулось более чем на 20 лет [10, с. 50-51]. Уездные училища Казанской губернии преобразовывались в городские с 1879 года. В числе первых преобразованных училищ было и Козьмодемьянское. С 1 июля 1879 года уездное училище стало двухклассным городским училищем с шестилетним образованием [14, с. 172]. Одновременно было закрыто и приходское училище. По этой причине в первое время в училище оказалось 115 человек при двух учителях. Большое количество учащихся заставило 29 сентября 1880 г. преобразовать Козьмодемьянское двухклассное городское училище в трехклассное.

Как видно, открытие Козьмодемьянского малого народного училища являлось составной частью государственной политики, направленной на формирование светской системы образования в России и в ее регионах. На протяжении нескольких десятилетий данное образовательное учреждение города Козьмодемьянска стало устойчивым центром распространения грамотности и просвещения в Марийском крае.

Литература

1. Алметева И. В. История начального школьного образования в Марийском крае во второй половине XIX - начале XX веков. Йошкар-Ола, 2006.

2. Белявский М. Т. Школа и образование // Очерки русской культуры XVIII века. М., 1987. Ч. 2.

3. Государственный архив Республики Марий Эл (далее - ГА РМЭ). Ф. 57. Оп. 1. Д. 10.

4. ГА РМЭ. Ф. 57. Оп. 1. Д. 20.

5. Иванов А. Г. Торгово-ремесленное ученичество и грамотность в Козьмодемьянске в XVIII веке // Из истории развития народного образования и просветительства в Среднем Поволжье. Йошкар-Ола, 1993. С. 3-8.

6. Иванов А. Г. Очерки по истории Марийского края XVIII века. Йошкар-Ола, 1995.

7. Иванов А. Г., Сануков К. Н. История Марий Эл. Йошкар-Ола, 2015.

8. Казимов А. С. Развитие народного образования в Марийском крае в конце XVIII - первой половине XIX в. // Из истории развития народного образования и просветительства в Среднем Поволжье. Йошкар-Ола, 1993. С. 8-16.

9. Козьмодемьянск в конце XVI - начале XX веков: документы и материалы по истории города / сост., предисл. и ком-мент. А. Г. Иванова. Йошкар-Ола, 2008.

10. Очерки русской культуры XIX века. Т. 3: Культурный потенциал общества. М., 2001.

11. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). СПб., 1830. Т. XXII. № 16421.

12. Попов Н. С. Из истории первой школы города Козьмодемьянска // Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 2008. Вып. 18. С. 17-28.

13. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1355. Оп. 1. Д. 407.

14. Рябинский К. С. К столетию Козьмодемьянского городского училища. Исторические записки об училище. 1791-1890. Казань, 1891.

15. Фармаковский В. Начальная школа Министерства народного просвещения // Русская школа. 1899. Т. 2. № 5-6. С. 149-178.

Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. Т. 2. № 2 (6)

References

1. Almeteva I. V. Istorija nachal'nogo shkol'nogo obrazovanija v Marijskom krae vo vtoroj polovine XIX - nachale XX vekov. Joshkar-Ola, 2006.

2. Beljavskij M. T. Shkola i obrazovanie // Ocherki russkoj kul'tury XVIII veka. Ch. 2. M., 1987.

3. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Marij Jel (dalee - GA RMJe). F. 57. Op. 1. D. 10.

4. GA RMJe. F. 57. Op. 1. D. 20.

5. Ivanov A. G. Torgovo-remeslennoe uchenichestvo i gramotnost' v Koz'modem'janske v XVIII veke // Iz istorii razvitija narod-nogo obrazovanija i prosvetitel'stva v Srednem Povolzh'e. Joshkar-Ola, 1993. S. 3-8.

6. Ivanov A. G. Ocherki po istorii Marijskogo kraja XVIII veka. Joshkar-Ola, 1995.

7. Ivanov A. G., Sanukov K. N. Istorija Marij Jel. Joshkar-Ola, 2015.

8. Kazimov A. S. Razvitie narodnogo obrazovanija v Marijskom krae v konce XVIII - pervoj polovine XIX v. Iz istorii razvitija narodnogo obrazovanija i prosvetitel'stva v Srednem Povolzh'e. Joshkar-Ola, 1993, pp. 8-16.

9. Koz'modem'jansk v konce XVI - nachale XX vekov: dokumenty i materialy po istorii goroda, sost., predisl. i komment. A. G. Ivanova. Joshkar-Ola, 2008.

10. Ocherki russkoj kul'tury XIX veka. T. 3. Kul'turnyj potencial obshhestva. M., 2001.

11. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii (PSZ). SPb., 1830, t. XXII, no. 16421.

12. Popov N. S. Iz istorii pervoj shkoly goroda Koz'modem'janska. Marijskij arheograficheskij vestnik. Vyp. 18. Joshkar-Ola, 2008, pp. 17-28.

13. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv drevnih aktov (RGADA). F. 1355, op. 1, d. 407.

14. Rjabinskij K. S. K stoletiju Koz'modem'janskogo gorodskogo uchilishha. Istoricheskie zapiski ob uchilishhe. 1791-1890. Kazan', 1891.

15. Farmakovskij V. Nachal'naja shkola Ministerstva narodnogo prosveshhenija. Russkaja shkola. 1899, t. 2, no. 5-6, pp. 149-178.

Статья поступила в редакцию 14.06.2016 г.

Submitted 14.06.2016.

Для цитирования: Алметева И. В., Иванов А. Г., Филонов А. А. К истории первого светского учебного заведения в Марийском крае // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 3 (7). С. 7-11.

Citation for an article: Almeteva I. V., Ivanov A. G., Filonov A. A. History of the first secular educational institution in the Mari region. Vestnik of theMari State University. Chapter "History. Law". 2016, no. 3 (7), pp. 7-11.

Алметева Ирина Витальевна,

кандидат исторических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]

Иванов Ананий Герасимович,

доктор исторических наук, профессор, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]

Филонов Александр Анатольевич,

кандидат исторических наук, старший преподаватель, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, fil88meat@ramЫer. ги

Almeteva Irina Vital'evna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, almetevaiv@gmail. com

Ivanov Ananij Gerasimovich,

Doctor of Historical Sciences, Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola,

anani@marsu. ru

Filonov Aleksandr Anatol'evich,

Candidate of Historical Sciences, senior teacher, Mari State University, Yoshkar-Ola,

fil88meat@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.