Научная статья на тему 'К истории организации бронепоезда железнодорожниками станции Сызрань Московско-Казанской железной дороги и его участия в боевых действиях на участке Сызрань - базарная в 1918 году'

К истории организации бронепоезда железнодорожниками станции Сызрань Московско-Казанской железной дороги и его участия в боевых действиях на участке Сызрань - базарная в 1918 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
321
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / КОМИТЕТ ЧЛЕНОВ ВСЕРОССИЙСКОГО УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ / КОМУЧ / СЫЗРАНЬ / НАРОДНАЯ АРМИЯ / КРАСНАЯ АРМИЯ / БРОНЕПОЕЗД / ИНЗЕНСКАЯ ДИВИЗИЯ / CIVIL WAR / COMMITTEE OF MEMBERS OF THE ALL RUSSIAN CONSTITUENT ASSEMBLY / KOMUCH / SYZRAN / PEOPLE''S ARMY / RED ARMY / ARMORED TRAIN / INZENSKY DIVISION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузина Людмила Сергеевна

Рассказывается о создании в депо Сызрани красного бронепоезда и его участии в боях с Народной армией Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории организации бронепоезда железнодорожниками станции Сызрань Московско-Казанской железной дороги и его участия в боевых действиях на участке Сызрань - базарная в 1918 году»

Доклады и сообщения

Кузина Людмила Сергеевна

Краеведческий музей городского округа Сызрань

К ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ БРОНЕПОЕЗДА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКАМИ СТАНЦИИ СЫЗРАНЬ МОСКОВСКО-КАЗАНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ И ЕГО УЧАСТИЯ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ НА УЧАСТКЕ СЫЗРАНЬ - БАЗАРНАЯ В 1918 ГОДУ

Великая российская революция 1917 года - одно из важнейших событий ХХ века. Попытка построения нового справедливого общества изменила пути исторического развития России. Объективное изучение периода революции позволяет нам осознать всю трагичность раскола общества на противоборствующие стороны. 100 лет назад «красные», «белые» и другие участвующие в Гражданской войне силы руководствовались патриотическим стремлением добиться процветания Родины, но при этом каждая из сторон по-своему понимала это. И такая разница в понимании привела к жесточайшему братоубийственному конфликту.

Дальнейшее изучение событий Гражданской войны по-прежнему актуально, так как оно позволяет преодолеть стереотипы прежней ее историографии, в частности биполярную концепцию войны, показать ее многогранность, многополярность. Помимо этого, изучение локальных эпизодов Гражданской войны позволяет исследовать ранее малоизученный ее микроуровень, что, в свою очередь, дает представление о широте сюжетов и проблематики данного периода нашей истории, позволяет рассмотреть его более объемно.

Целью настоящей статьи является реконструкция одного из таких локальных эпизодов, связанных с деятельностью бронепоезда, построенного железнодорожниками станции Сызрань и впоследствии участвующего в формировании Инзенской революционной дивизии.

Как известно, на период с июня до начала октября 1918 г. приходятся активные боевые действия гражданской войны в Поволжье. Сызрань, будучи стратегически важным железнодорожным узлом, стала ареной усиленного противостояния между Народной армией правительства «третьего пути» - Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч) - и Красной армией.

Доклады и сообщения

28 мая 1918 г. в Пензе вспыхнул чехословацкий мятеж. Причиной его стала попытка советских властей разоружить направляющихся через Сибирь и Дальний Восток к себе на родину 50 тыс. пленных. Поначалу чехословаки вполне лояльно относились к советской власти. Но когда в Пензе у них стали силой отнимать оружие, взбунтовались. Заняв Пензу, чехословаки разгромили губисполком, разграбили продовольственные и вещевые склады, забрали много оружия. В Пензе они не были намерены задерживаться, поэтому в ночь с 30 на 31 мая спешно погрузились в вагоны и уехали в направлении на Сызрань1.

Сызрань была плохо подготовлена к обороне. В Сызранском исполкоме не было единого мнения о том, как действовать в сложившейся обстановке. Если большевистская фракция колебалась между вооруженным противостоянием и мирным разрешением конфликта, то меньшевистская часть однозначно высказывалась за переговоры с чешским командованием. Нарушив директивы Совнаркома от 30 мая о безотлагательном разоружении чехословаков, Сызранский исполком заключил договор, по которому чехословаки беспрепятственно завладели городом, а затем, после короткого боя, и мостом через Волгу. После нескольких дней упорных боев, преодолев сопротивление красных, чехословаки вошли в Самару. Советская власть была низложена. В Самаре образовалось новое правительство: уже упоминавшийся выше Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания. С этого момента начала формироваться Народная армия Комуча.

Из Самары чехословаки и армия Комуча начали наступление на запад, к Сызрани. Красноармейские отряды вынуждены были отступать перед силами противника.

На этом фоне в ячейке РКП(б) станции Сызрань Московско-Казанской железной дороги было проведено экстренное собрание коммунистов и сочувствующих для выработки практических мер к мобилизации коммунистов и созданию действенных средств обороны. Докладчиком на собрании был председатель ЧК, командир общегородского штаба Красной гвардии большевик Иван Петрович Емельянов. Собрание утвердило следующие мероприятия:

- оборудовать бронепоезд, точнее, бронеплощадку;

- восстановить ранее действующий И.П. Емельянов красногвардейский отряд;

1 Попов Ф.Г. Чехословацкий мятеж и Самарская учредилка. М.; Самара, 1933. С. 45.

Доклады и сообщения

- перевести всех коммунистов и красногвардейцев на казарменное положение.

Понятно, что в условиях Гражданской войны борьба за крупные населенные пункты приобретала особое значение. Рядом с ними почти всегда находились узловые железнодорожные станции, которые могли быть опорными пунктами действия бронепоездов. Последние, как правило, строились наспех, без необходимых чертежей и расчетов. Чаще всего это были товарные вагоны или платформы с сооруженными на них укрытиями из шпал или мешками с песком. Конструкторы этих бронепоездов являлись и их командирами.

Оборудовать бронепоезд поручили коммунистам А.И. Котельникову и Т.К. Гамаюрову, а организацию сводного единого отряда из коммунистов и красногвардейцев с переводом на боевое казарменное положение - коммунистам П.Ф. Мостолярчуку и Т.С. Егорову.

Уже на следующий день приступили к работе. В закопченном, с выбитыми стеклами депо, десятка три рабочих поставили четырехосный с металлическими стенами открытый угольный полувагон. В его стенах вырубили отверстия для пулеметов и винтовок, а с тыльной стороны - лаз для пулеметчиков и артиллеристов. Внутренние стены обложили шпалами и мешками с песком. К бронеплощадке подобрали малогабаритный паровоз серии ЧН2. Чтобы он не был выше бронеплощадки и не подвергался обстрелу, высокую трубу паровоза заменили низкой от паровоза другой серии. А для размещения боевой команды и паровозных бригад оборудовали пять теплушек. Соединили в один сцеп бронеплощадку, паровоз и теплушки. Бронепоезд был готов.

В состав команды бронепоезда вошли коммунисты и красногвардейцы станции Сызрань: П. Мостолярчук, А. Котельников, Т. Гамаюров, С. Кулагин, Ф. Базанов, Н. Авдеев, Я. Жабин, В. Погорелов, Ф. Шипунов, М. Рогачев, А. Гришин, Т. Егоров, П. Курочкин, В. Борисов, Егоров (второй), К. Мостолярчук, К. Баев, братья Михайловы, Старостин, Ревякин, Коротков, Ионов, В. Иевлев. К ним присоединились братья Василий, Григорий и Владимир Неудачины и еще несколько коммунистов из городских ячеек, не успевших эвакуироваться. Красногвардейцы, отслужившие в армии и имевшие военные специальности, стали стрелками прикрытия и разведчиками. Командиром бронепоезда и команды стал Петр Федосеевич Мостолярчук, комиссаром - Тимофей Кириллович Гамаюров. Пулеметным звеном командовал Михаил Рогачев. Водил этот бронепоезд машинист депо станции Сызрань Павел Михайлович Курочкин.

За два дня до захвата города войсками Комуча бронепоезд был выведен из тупика на станционные пути и поставлен в полной боевой готовности в западной части станции Сызрань 1. Погрузо-разгрузочные работы на станции не проводились. Участок Самара -Сызрань был захвачен армией Комуча и поезда в сторону Сызрани и далее не пропускались, а в Инзе был заслон поездам, идущим в сторону Самары.

2 ЧН - четырехосный грузовой паровоз с машиной двукратного расширения.

Доклады и сообщения

Глубокой ночью состоялось совещание членов комитета и членов исполкома Совета, на котором приняли решение вывести красногвардейские отряды из города в сторону Кузнецка, куда были эвакуированы советские учреждения. Перед рассветом И.П. Емельянов собрал команду бронепоезда и сообщил, что город не располагает необходимыми воинскими частями, чтобы отбивать натиск противника. Поэтому бронепоезд вынужден временно отступить в Инзенском направлении и как можно дольше сдерживать натиск наступающих, производя внезапные, уничтожающие налеты.

Бронепоезд вышел на главный перегонный путь и за входным семафором (в районе Фомкиного сада) сделал остановку с целью разобрать за собой путь и свалить в этом месте запасной вагон, мешая п.м. Курочкин противнику преследовать бронепоезд.

Железнодорожник Ф. Шипунов ушел на разведку в город, но в районе станции был схвачен и убит.

Местом первой стоянки бронепоезда была выбрана станция Куваев ключ (глубокая выемка за Куваевым ключом в сторону Балашейки). Предполагалось, что здесь бронепоезд будет хорошо укрыт от посторонних глаз. И, находясь на недалеком расстоянии сразу от трех сел: Заборовки, Жихаревки и Ратовки, - команда бронепоезда надеялась получать здесь необходимое продовольствие от местного населения.

Во время следования к Куваеву ключу бронепоезд не производил разрушений стрелок, мостов и связи, рассчитывая, что при исправной связи будет получать от надежных людей сведения о противнике, который, однако, сам узнал точное место стоянки бронепоезда. Утром следующего дня со стороны Заборовки приблизился конный отряд казаков численностью 100 чел. с двумя 6-дюймовыми орудиями. Завязался бой. От точного попадания артиллерийского снаряда загорелись две крайние теплушки, их тут же отцепили. Горящие теплушки никто не тушил, да и воды для этой цели не было.

Внезапный налет противника вызвал в команде растерянность, но Мостолярчук и Гамаюров быстро добились от артиллеристов, пулеметчиков и стрелков прикрытия дружных боевых действий. Атака была отбита, противник прекратил стрельбу. И, не решаясь на лобовую атаку, отступил. Посланная по его следам разведка принесла данные: «В Заборовке белогвардейцы наткнулись на пленных австрийцев и венгров. В количестве 16 человек те следовали своим ходом домой. Белые приняли их за красных и без суда и

Доклады и сообщения

следствия... расстреляли. Затем, отказавшись от хлебосольного приглашения местных богачей, с гиком и свистом поскакали в Сызрань»3.

Из рапорта ротмистра Фельдмана, командира конного отряда армии Каппеля, мы узнаем другую версию этого события: «Конный отряд в составе 1-й сотни уральских казаков, эскадрона Самарского народного полка и конно-артиллерийского взвода двинулся на деревню Заборовка. Деревня Заборовка оказалась свободной от большевиков, но, по донесениям местных жителей, на разъезде Кувай Ключ в 2/ верстах от Заборовки стоял эшелон. По выяснении обстановки была послана команда подрывников для взрыва пути, а отряд двинулся на разъезд Кувай Ключ. По дороге было выяснено, что на разъезде стоит несколько составов: три воинских и один классный с двумя паровозами. Не доезжая / версты от разъезда, конно-артиллерийский взвод стал на позицию и открыл огонь по эшелонам. Состав с классными вагонами был подбит и загорелся, загородив путь. Одновременно с артиллерийской стрельбой были слышны взрывы высланной команды подрывников. Людской состав эшелонов при первых артиллерийских выстрелах занял насыпь полотна железной дороги и открыл сильный ружейный огонь. Как потом выяснилось, это были латыши, которые понесли большие потери от артиллерийского, ружейного и пулеметного огня конного отряда. В ответ на огонь латышей был открыт сильный ружейный и пулеметный огонь спешенными частями отряда. Когда выяснилось, что путь поврежден взрывами и разбитым составом на продолжительное время, отряд двинулся во исполнение второй части своей задачи на город Сызрань. Часть отряда двигалась по большой дороге Заборовка - Сызрань, другая часть - лавой вдоль железной дороги. Во время движения было изрублено и расстреляно несколько десятков бегущих из Сызрани большевиков, причем взято несколько винтовок.»4.

Сгоревшие теплушки при помощи домкратов и колодок «лягушек» сбросили под откос, и бронепоезд получил возможность двигаться в сторону Балашейки. Скелеты сгоревших теплушек еще долго (до 1931 г.) лежали под откосом, напоминая людям о произошедшем здесь сражении.

В Балашейке команда бронепоезда подвела итоги первого боя. Решили, что бронепоезд не станет стоять на месте, а будет постоянно передвигаться. Он, то вдруг делал рывок на двести метров вперед, то откатывался назад, гремя орудийными выстрелами. Перейдя на эту тактику, бронепоезд в течение нескольких недель изматывал силы противника, сдерживал его наступательный порыв, не давая пробиться и захватить важный стратегический узел - станцию Инза, овладев которым, антибольшевистские силы перекрыли бы движение в трех направлениях: Сызрань, Симбирск, Рузаевка.

3 Воспоминания В.П. Гаврилова // Краеведческий музей г.о. Сызрань. ОФ 2271. ПИ 345.

4 Каппель и каппелевцы. М., 2003. С. 662-663.

Доклады и сообщения

Летом 1918 г. на Восточном фронте из отдельных отрядов и добровольческих дружин начали формироваться регулярные части Красной армии. В районе Симбирска и Инзы создавалось крупное соединение - Первая революционная армия Восточного фронта. Формирование ее проходило под руководством В.В. Куйбышева, который стал политическим комиссаром. Командующим 1-й армией был назначен Михаил Николаевич Тухачевский.

В августе к инзенцам приехал комиссар Куйбышев. Он обстоятельно знакомился с положением дел, выезжал на передовые позиции, беседовал с красноармейцами. Инзенская дивизия организовалась в условиях непрекращающихся боев: продолжали наступать чехословацкие легионеры и армия Комуча. Но дивизия стойко обороняла свой участок фронта. «Дело доходило до того, - писал в своих воспоминаниях о 1-й армии Куйбышев, - что одно время между штабом армии, размещавшимся в то время в Инзе, и противником на путях к Сызрани был лишь броневой поезд и 21 боец, причем в это число входил и начальник Инзенской дивизии со своим штабом. Эта кучка героев была островом, вокруг которого была создана воистину доблестная Инзенская дивизия под командованием самородка-полководца Я.Я. Лациса»5.

Во вновь созданную дивизию приходили рабочие из окрестных заводов. Из ближайших уездов были мобилизованы бывшие артиллеристы и кавалеристы - участники Первой мировой войны. К середине августа в Инзенской дивизии было уже около тысячи бойцов. Перед ней была поставлена задача перейти от «эшелонного метода» ведения войны, когда части армии размещались в железнодорожных составах, служивших одновременно казармой, средством передвижения и тылом, к маневренной полевой войне.

Красная гвардия под руководством Емельянова при бронепоезде переименовала свое название в партизанский отряд при Инзенской дивизии. Бойцам было нелегко покидать обжитые вагоны, а на плечи командиров легли дополнительные заботы по доставке повозок и лошадей для них, по созданию санитарных околотков.

Теперь уже броневой поезд действовал в тесной связи с наземными силами и партизанами, которые ночью подкладывали мины под железнодорожное полотно, где курсировали вражеские бронеплощадки.

На всем пути следования от Сызрани до станции Базарная бронепоезд вел небольшие боевые стычки, замедляя продвижение антибольшевистских сил. Но на подступах к станции Барыш они подтянули подкрепление и навязали бронепоезду бой6. Натиск был так силен, что, несмотря на помощь красногвардейцев Гурьевской фабрики, бронепоезд с боем, прикрываясь огнем пулеметов и пушки, отступил. «Белые сосредоточились и снова были нам не под силу, - вспоминал Т.С. Егоров. - Мы отступили

5 Цит. по: Королев В.Г. Суровые годы. М., 1971. С. 17.

6 Его же. Ян Лацис. М., 1980. С. 67.

Доклады и сообщения

к станции Базарной, служившей нам последним опорным пунктом. Развернулся большой и продолжительный бой, в результате которого силы белых стали слабеть...»7. К этому времени начдив Ян Лацис ввел в наступление Инзенскую дивизию. Малочисленная Народная армия Комуча вынуждена была отступать, теряя ранее завоеванные территории.

При своем отступлении она взрывала за собой железнодорожные мосты, стрелки, железнодорожное оборудование. Продвижение броневика и эшелонов задерживалось. Исправлявшие пути железнодорожники подвергались обстрелу, особенно ожесточенному на станциях Поливаново и Кузоватово. Все это серьезно тормозило продвижение бронепоезда. Его команда готовилась войти в Сызрань первой, но мост за разъездом Образцовое был так разрушен, что даже при наличии дополнительных сил, прибывших из депо Сызрани, партизанам потребовались целые сутки для его ремонта. По этой причине бронепоезд прибыл на станцию на сутки позже освобождения города.

Бронепоезд, собранный в Сызрани, стоял у истоков создания частей Красной армии в годы Гражданской войны, когда основным способом ведения боевых действий была так называемая «эшелонная война». Пока еще малодисциплинированные и плохо обученные красные отряды использовали железнодорожные составы, перемещаясь в них от одной станции к другой, и опасались покидать вагоны, гарантировавшие им успешное отступление в случае неудачи.

7 Воспоминания Т.С. Егорова // Краеведческий музей г.о. Сызрань. ОФ 2187. ПИ 294.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.