Научная статья на тему 'К истории Общества врачей Енисейской губернии (окончание, начало в № 2, 2002 г. )'

К истории Общества врачей Енисейской губернии (окончание, начало в № 2, 2002 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
267
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории Общества врачей Енисейской губернии (окончание, начало в № 2, 2002 г. )»

Новый, XX век Общество врачей встретило новыми планами, новыми делами, новыми трудностями. По предложению действительного члена П.Н. Коноварова Общество приняло участие в работе бальнеологического съезда в Петербурге. Делегатом от Общества был послан действительный член А.Г. Куркутов с докладом об озерах Шира и Шунет, и участием в выставке с экспонатами с этих озер. Он же был избран делегатом от Общества на празднование 100-летия Медико-хирургической академии. Библиотека Общества врачей получила отдельные пожертвования на постройку здания от братьев Даниловых и более в капитале не нуждалась.

Однако были и трудности, и новые тревоги. Неустойчивым было положение фельдшерской школы: постоянный недостаток преподавателей, отсутствие необходимых средств на приобретение новых научных и учебных пособий и др. Целый ряд заседаний Общества был посвящен этим проблемам. Кроме прочих мер и действий, было принято постановление: «С учениц, получающих от школы стипендии, брать подписку об обязательстве отслужить в Енисейской губернии положенный срок». Общество добилось от казны субсидий для строительства нового здания школы и ввело 4-годичный курс обучения - приняв тип фельдшерско-акушерской школы.

Большую тревогу врачей Общества вызывала угрожавшая городу эпидемия холеры. Этот вопрос имел общественное значение - не случайно в 1902 году в Москве состоялся противохолерный Пироговский съезд (делегатом от Общества врачей был И.Е. Козлов). В Красноярске врачи у себя в городе и в губернии рекомендовали городскому общественному управлению проведение заблаговременно целого ряда необходимых санитарнопротивоэпидемических мер. Со своей стороны Общество организовало цикл популярных публичных лекций о холере, учредило ночные дежурства врачей. Лекции читали при большом скоплении народа П.Н. Коновалов, Н.К. Пулло, М.А. Тонконогов и др. Врач Н.Д. Соколов на одном из заседаний выступил с конкретным проектом организации борьбы с холерой в Красноярске и Енисейской губернии. Следует особо отметить, что уже в те далекие времена врачи были озабочены и живо интересовались санитарным состоянием и оказанием медпомощи малым народностям губернии. Так, Обществу были доложены материалы обследования: санитарное состояние малых народов в Туруханском крае (Еленев А.С.), способы врачевания у киргизов (Крахолев А.И.), отчет о поездке в Таджикский хотун Урянхайской земли (Островский П.Е.). А в это же время М. Л. Хейсин на одном из заседаний Общества делится своими «Впечатлениями от заграничных операционных». Вот так широки и многообразны были интересы Общества врачей Енисейской губернии.

Решился вопрос об издании газеты «Сибирские врачебные ведомости». Кстати сказать, в это время в Енисейской губернии печаталось до 16 периодических изданий, из которых интересно отметить «Енисейскую мысль» (Красноярск), «Сибирские записки» (Красноярск), «МИНУСИНСКИЙ листок» (Минусинск), «Снежинки» (Енисейский «Профессиональный справочник» (Красноярск) и газету «Енисей».

А библиотека Общества врачей получала по подписке «Вестник офтальмологии», «Вестник хирургии», «Архив психиатрии», «Вестник психиатрии и неврологии», «Журнал практической медицины», газету «Врач», «Журнал акушерства и гинекологии» и др.

1904-1905 годы. Эти годы, по словам В.М. Крутовского - главного летописца Общества, - были самыми продуктивными, самыми выдающимися. Общество врачей не могло тогда оставаться инертным среди поднятия жизненного всеобщего тонуса, оно ожило, заговорило совсем другим языком... Каждый вопрос побуждал смотреть глубоко в корень вещей, приводил к резолюциям общего характера, окрашенным в яркие цвета или гражданской скорби, или гражданского негодования, заканчивался требованиями новой жизни, новых формул и укладов общества.

Собрания Общества были публичными, многолюдными и очень оживленными. «Отчетливо представляя себе заболеваемость населения и его благосостояние, - пишет В.М. Крутовский, - Общество не могло остаться равнодушным к бесцельному истощению народного кармана, обусловливаемого, между прочим, и войной с Японией. Общество не может молчать и выставило требование о прекращении войны». И далее: «Глубокую скорбь у Общества вызвало сообщение о кровавых событиях 9 января в Петербурге и 10 августа 1905 года в Красноярске».

В целях улучшения материального благосостояния служащих в учреждениях Общества уменьшается число рабочих часов для персонала аптеки, увеличивается жалование фельдшерицам, предоставляется право на месячный отпуск с сохранением заработной платы, и др. В ноябре 1905 года Общество приняло резолюцию, в которой осуждало смертную казнь в России, выдвигались требования свободы печати, слова, собраний и стачек, амнистии политическим ссыльным, равноправия национальности и языков и других свобод. Эта резолюция была опубликована в № 11 первой сибирской врачебной газеты «Сибирские врачебные ведомости». После исключительного времени свобод, обещанных правительством, вдруг и без всякого перерыва наступило время жестокой реакции, черносотенных погромов. Публичные заседания Общества врачей были запрещены. Начавшиеся репрессии коснулись и самого Общества врачей. В условиях объявленного в губернии военного положения были арестованы и высланы из Енисейской губернии два действительных члена Общества врачей -И.Е. Козлов, Всеволод Михайлович Крутовский, а Владимир Михайлович Крутовский снят с должности редактора газеты «Сибирские врачебные ведомости», а сама газета из-за наложенного штрафа была закрыта. В феврале 1907 года Владимир Михайлович Крутовский выслан за пределы губернии.

На очередном заседании Общества врачей секретарь констатировал, что «среди нас нет глубокоуважаемых сочленов - почетного члена Общества Владимира Михайловича Крутовского, и действительных членов его -И.Е. Козлова и Всеволода Михайловича Крутовского». Кроме того, Обществу было категорически предложено в фельдшерской школе ограничить число евреек 10-процентной нормой. Было также подчеркнуто, что в сложное время, когда в медицине господствует бактериология, химия крови, вводится радио-рентгенотерапия и др. сложные методы исследования и лечения, Общество врачей застигнуто врасплох. «У нас нет термостата, нет лаборатории, нет специалистов. Причина - недостаток средств, которые необходимо изыскивать, чтобы опять идти «в ногу» с отечественной медициной».

Только в 19П году енисейским губернатором было снято запрещение на публичные выступления заседаний Общества. На одном из заседаний П.Н. Коновалов на добровольной основе предлагает кроме платного приема больных в лечебнице проводить бесплатный в определенной очередности. Общество врачей Енисейской губернии готовится к своему 25-летнему юбилею. Подводя итоги 25-летней деятельности, Общество врачей Енисейской губернии могло с гордостью оглянуться на пройденный путь. Научная и практическая врачебная деятельность Общества была широко известна далеко за пределами Сибири. Об этом говорят многочисленные приветствия в связи с его 25-летием. Вот лишь немногие из них:

«Из Москвы Правление Общества русских врачей в память Н.П. Пирогова приветствует одно из деятельных русских врачебных Обществ с наступающим юбилеем - его 25-летием - и желает ему дальнейшего процветания и плодотворной деятельности на пользу далекой окраины...»; «Санкт-Петербургское медицинское Общество приветствует 2 5-летнюю педагогическую деятельность Енисейской врачебной семьи, сумевшей, несмотря на тяжелые времена, высоко держать знания научной деятельности и приносить четверть века пользу родному краю. Председатель профессор Штанге». Тоже из Санкт-Петербурга: «Принимаю с глубокой признательностью звание почетного члена Общества врачей Енисейской губернии, шлю дорогим товарищам сердечный привет к радостному дню завершения первого 25-летия плодотворной работы Общества. Профессор Иван Павлов». Из Томска: профессор В.А. Обручев и ученый, путешественник Г.Н. Потанин, поздравляя Общество, выразили пожелание, чтобы и «...в будущем продолжались выработанные за четверть века добрые традиции, сделавшие его Учреждением, дорогим для всей России».

Многие из активных членов Общества врачей, и тем более учредители его, представляли собой выдающиеся личности, которые заслуживают отдельного внимания. Но время безжалостно, а события жизни, вихрем сменяемые одно другим в бурные годы XX века, к сожалению, оставили нам очень мало сведений об этих выдающихся врачах. Скажем еще об одном из них.

«Первый оператор» - так в 70-х годах XIX века называли врача Р.К Пикока, приехавшего в Сибирь после окончания Медико-хирургической академии и работавшего на севере Енисейской губернии. Роберт Карлович Пикок родом из Шотландии. В России он оказался в 14-летнем возрасте в середине 50-х годов XIX столетия. Его отец (приятель Дарвина) эмигрировал из Англии. Трудно досталась Роберту учеба, особенно в гимназии, так как он плохо знал русский язык, однако благодаря упорству и желанию учиться он усвоил язык и окончил гимназию. В 1860 году поступил в Московский университет на медицинский факультет. Однако закончить МГУ ему не удалось. Из-за конфликта с профессором Г.А. Захарьиным, как пишет об этом Пикок в автобиографии, ему пришлось оставить МГУ и перевестись в Медико-хирургическую академию Санкт-Петербурга. Там, чтобы продолжать учебу, он подрабатывал в ветеринарной газете в качестве переводчика. Сколько мог бы поведать нам выходец из Англии, которому довелось учиться у знаменитых ученых, о своих интересных однокурсниках, исторических событиях, происходивших в 60-х годах в двух столетиях, если бы он вел дневник или хотя бы упомянул об этом в автобиографии!

В 1868 году он окончил академию и завербовался на Северо-Енисейские золотые прииски, где был сосредоточен в основном рабочий народ. Работал врачом, причем единственным и далеко оторванным не только от губернского центра, но и других городов. Вот тут-то и начался второй, практический экзамен, который он успешно выдержал. С первых же дней молодой врач столкнулся с необходимостью быть лекарем от всех болезней, универсалом. Спросить не у кого, посоветоваться не с кем. Больше всего приходилось заниматься хирургическими операциями. Каждый год он их делал по 3000 и более. Преобладающими были резекция и ампутации. Выходил из положения, как он писал, тем, что получал большое жалование (более 6000 в год) и имел возможность выписывать медицинские журналы, книги, инструменты. За время 3-летней службы на приисках истратил на эти цели более 4000 рублей, создав целую медицинскую библиотеку. И не напрасно она стала советчиком и помощником одинокому доктору, забравшемуся из Великобритании в далекую Сибирь. С каждой операцией накапливались знания. Опыт и известность хирурга Северо-Енисейской губернии дошли до губернской столицы. Его приглашают работать в Красноярск и в 1871 году назначают городовым врачом. Богатые красноярцы считали унизительным ходить на прием, поэтому доктору проходилось с чемоданом, полным хирургических инструментов, ездить к ним на квартиры и там делать операции. Весной 1873 года умер старший врач городской больницы Жилкин, и губернатор предложил Р.К. Пикоку занять эту должность. Открылась возмож-

ность делать операции в стационарных условиях. За первые два месяца - 58 сложных операций. Слава об операторе-чудотворце расходится по губернии. Из Канска поступают двое слепых, одному из них за сорок. Доктор делает операции, и люди становятся зрячими!

Дочь Р.К. Пикока - провизор Маргарита Робертовна рассказывала: «Привезли к нему однажды больного крестьянина. На ногу упало бревно, кость - вдребезги, о сращении и речи быть не могло. Нужна ампутация. В те времена для наркоза употребляли хлороформ. Послушал отец у парня сердце - плохое, не выдержит. Задумался. Вспомнил академию, сеансы гипноза и решился. Усыпил парня, ампутировал ногу, потом разбудил. А тот спрашивает: «Когда резать-то будешь, барин?»

Это был идеальный врач, отзывчивый к чужой боли и горю человек. И когда некоторые делали ему замечания, что не следует так убиваться о больных, словно о родных, он отвечал:

- Я доктор, исцелитель, и это мой долг. Без любви к больному нет врача».

Свято соблюдая клятву Гиппократа, Роберт Карлович одинаково относился к обслуживанию семьи губернатора и простого крестьянина. Он был любим во дворцах и хижинах. Район Качи в те времена была самой бедной частью города Красноярска, и хирург Пикок, отправляясь туда на вызов, всегда брал с собой конфеты для детей бедняков и часто оставлял деньги в бедных семьях. Он очень любил детей.

Доктор Пикок со старейшим доктором П.И. Мажаровым (волжанином, дядей М. Горького) стоял у истоков знаменитого врачебного Общества врачей Енисейской губернии, был одним из его учредителей и не зря назывался отцом красноярских хирургов. Активно трудился в этом Обществе, был одним из активных участников и организаторов знаменитого Александровского хирургического барака, в котором В.А. Вангродский в І894 году произвел первую операцию по поводу ущемленной грыжи, а ученик Р.К. Пикока М.А. Тонконогов в !9G3 году произвел первую в Енисейской губернии аппендэктомию.

Роберт Карлович был жизнерадостным, остроумным человеком и на различных собраниях и вечерах всегда был душой общества, в центре внимания.

В І898 году в связи с 30-летием его врачебной деятельности земский заседатель Зеледеевской волости (что под Красноярском) от имени жителей волости зачитал благодарственный адрес, полный слов признательности и любви к доктору, за его бескорыстное служение людям. В июне !9G5 года Роберт Карлович скончался. Его хоронил почти весь город. Особенно много людей было с Качи. Вся дорога по склону горы до кладбища была усыпана цветами - так провожали красноярцы в последний путь первого врача-хирурга.

Пикок вырастил троих сыновей и двух дочерей. Один сын в числе первых сибиряков стал героем - Г еоргиевским кавалером на русско-японской войне. Другой - Владимир - солистом Большого театра (выступал с Ф.И. Шаляпиным). Одна из дочерей Р.К. Пикока была учительницей, другая - провизором.

Ныне живет и работает в краевом центре правнучка этого замечательного человека, первого хирурга, который отдал здравоохранению края около сорока лет, из них более тридцати - на службе жителей г. Красноярска.

Подведя итоги своей многогранной деятельности щ 25 лет, Общество врачей Енисейской губернии продолжило свою работу. Действительными членами Общества врачей было зарегистрировано І88 человек. Обычная жизнь Общества была нарушена трагической кончиной врача АЛ. Жукова, погибшего во время приема в первой городской лечебнице от руки психического больного.

Очередные заседания Общества были посвящены вопросам борьбы с туберкулезом, представлявшим в то время большую угрозу. Предложены методы регистрации, учета и профилактики этого заболевания.

В тревожных условиях начавшейся Первой мировой войны Общество продолжало свою работу по оздоровлению населения губернии. В І9І4 году в Красноярске под руководством В.М. Крутовского была открыта глазная лечебница попечительства о слепых. Из краткого отчета о деятельности Красноярской глазной лечебницы за І9І6 год, по данным врача Н.В. Плесской, известно следующее: «І/3 глазных болезней - трахома. Сильное распространение трахомы объясняется ее заразительностью и малокультурностью населения, особенно инородческого... Оперативная деятельность лечебницы выразилась в производстве 89 удалений катаракты, рассечений сумки хрусталика в Іб случаях, в 26 придэктомий; удалений слезных мешков, глазного яблока и мелких операций на веках в количестве 423». Т аким образом, жизнь Общества врачей продолжалась, а между тем Россия находилась накануне великих революционных свершений.

Общество врачей горячо приветствовало Февральскую революцию І9І7 года, избавившую страну от царского самодержавия. Были избраны делегаты (Ф.В. Гусаров и В.В. Хворов) в комитет Общества безопасности. В сентябре І9І7 года открылся губернский съезд врачей, на заседаниях съезда было заслушано 23 доклада. Особое место среди них занимали доклады Н.М. Знаменского «Организация земской и городской медицины в губернии» и ПА. Нефедова «О состоянии сельских лечебниц и улучшении быта сельского медицинского персонала».

Однако большевистский переворот в октябре І9І7 года приняли далеко не все врачи Общества. Политический ссыльный врач B.C. Маерчак был назначен комиссаром призрения и заведующим врачебно-санитарным отделом. Однако его деятельность не получила нужной поддержки, а затем была прервана белочешским мятежом и гибелью B.C. Маерчака. В январе !92G года установлена Советская власть в Красноярске. Все лечебные учреждения, принадлежавшие

Обществу, аптека, ФАШ, а также денежные средства Общества в размере 600 000 были национализированы и переданы в ведение губернского здравоохранения. Был организован профессиональный союз медицинских работников и врачебная секция. Общество врачей стало решать только научные вопросы. Число членов Общества сократилось с 188 до 44. Однако под руководством своего бессменного председателя В.М. Крутовского Общество врачей продолжало работать.

26 сентября 1926 года, отмечая 40-летие со дня основания Общества врачей, В.М. Крутовский осветил весь путь, пройденный Обществом, подчеркнув, что, хотя за последние 15 лет (с 1911-го по 1926-й) Общество подверглось испытаниям и деятельность его с 1920 года ограничивается сугубо научными вопросами, следует сказать: было проведено 198 заседаний, на которых было сделано 184 научных доклада и сообщения. Особо обсуждались два доклада: В.М. Крутовского (17 июня 1921 года) «Аполитична ли медицина», в котором автор доказывал, что врач, давший клятву Г иппократа, оказывая помощь больному или раненому человеку, должен быть вне политики. И доклад Н.А. Алексеева - заведующего губернским здравоохранением (старого большевика), в котором докладчик доказывал, что врач не может быть вне политики и что медицина не может быть аполитичной.

С 1918-го по 1928 год число членов Общества увеличилось с 44 до 68. Однако в 1928 году Общество врачей фактически прекратило свое существование, распавшись на секции Союза медсантруда, кружки в которых работали разрозненно. И только с рождением медицинского института в 1942 году были созданы краевые филиалы центральных научных обществ, руководить которыми стали соответствующие кафедры медицинского института.

Так закончилась история Общества врачей Енисейской губернии, славные дела которого отныне продолжают новые поколения красноярских медиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.