Научная статья на тему 'К истории образовательных учреждений Барнаула: горное окружное и реальное училища'

К истории образовательных учреждений Барнаула: горное окружное и реальное училища Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
401
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ШКОЛА / ОБЩЕСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРА / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / CITY COLLEGE / SCHOOL / PUBLIC ARCHITECTURE / CULTURAL HERITAGE / MONUMENTS OF HISTORY AND CULTURE / OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Целищева М.А., Слуцкий М.А.

На основе архивных документов исследуется история барнаульского горного окружного училища ведомства Кабинета Его Императорского Величества, преобразованного на основании Высочайшего повеления от 29 мая 1897 г. в семиклассное реальное училище ведомства Министерства народного просвещения. Рассматривается также история двух зданий, в которых находились данные учебные заведения.The article is based on the analysis of the archival documents of the history of the country mining college which fell within the jurisdiction of Nicholas II royal administration. In 1897 the college was reorganized to technical school of the Ministry of Public Education. The article considers the history of two buildings which housed those education institutions in the past.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Целищева М.А., Слуцкий М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории образовательных учреждений Барнаула: горное окружное и реальное училища»

Целищева М.А. Усадьба купца И.И. Полякова // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 2006. Вып. XV. С. 126-132.

Целищева М.А., Слуцкий М.А. Усадьба Платоновых (г. Барнаул, ул. Пушкина, 40) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 2013. Вып. XVIII-XIX. С. 429-437.

MA. Tselishcheva, М.А. Dyshlyuk

Altai Regional Local Lore Non-Government Organization "Altai Heritage",

Barnaul, Russia

THE BARNAUL URBAN POWER STATION AS AN INDUSTRIAL ARCHITECTURE LANDMARK OF THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY

The article focuses on brief history of the industrial facilities located in Siberia in the late of 19th - early 20th century, such as power stations, which were significantly distinguished among other buildings of the pre-revolutionary period. Being the samples of industrial architecture they had a significant influence on urban development of Siberia in the early 20th century. On the basis of the archival records the article shows the history of the first Barnaul urban power.

Key words: industrial architecture, cultural heritage, architectural landmark, objects of cultural heritage.

УДК 37:94(571.150)

М.А. Целищева, М.А. Слуцкий

Алтайская региональная краеведческая общественная организация

«Наследие Алтая», Барнаул, Россия

К ИСТОРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАРНАУЛА: ГОРНОЕ ОКРУЖНОЕ И РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩА

На основе архивных документов исследуется история барнаульского горного окружного училища ведомства Кабинета Его Императорского Величества, преобразованного на основании Высочайшего повеления от 29 мая 1897 г. в семиклассное реальное училище ведомства Министерства народного просвещения. Рассматривается также история двух зданий, в которых находились данные учебные заведения.

Ключевые слова: городское училище, школа, общественная архитектура, культурное наследие, памятники истории и культуры, объекты культурного наследия.

Во второй половине XVIII в. в связи с бурным развитием горнозаводского производства на Алтае местные рудники и заводы испытывали недостаток в техниках и инженерах. Поэтому в 1779 г. Кабинет принял решение об открытии в г. Барнауле Горного училища, учебного заведения с 5-6-летним сроком обучения на базе начальной школы. 20 февраля 1818 г. по инициативе начальника Колывано-Воскресенского горного округа П.К. Фролова Горный Совет принял решение построить в Барнауле

здания госпиталя, училища с сиротским приютом, богадельни с церковью и памятника 100-летия горнозаводского дела на Алтае - это стало началом создания ансамбля Демидовской площади. Первый проект горного училища начал готовить в 1827 г. заводской архитектор Л.И. Иванов, а в следующем году проект был завершен. В альбоме к книге К.Ф. Ледебура есть гравюра с проекта. Здание намечалось построить на северной стороне площади и ему отводилось центральное положение в ансамбле. 1 августа 1828 г. П.К. Фролов одобрил проект здания горного училища следующими словами: «По сему плану построить Горное училище с горносиротским отделением» [Долнаков и др., 1982, с. 54]. В 1828 г. была забита часть свай. На устройство свайного фундамента ушло 2105 лиственничных бревен длиной две-три сажени. Но вскоре после отъезда П.К. Фролова в Санкт-Петербург строительство было практически прекращено. Из 34 тыс. руб., выделенных на сооружение училища, к 1835 г. фактически была израсходована лишь малая часть. В 1841 г. стройка была прекращена по велению сверху. Значительные улучшения в работе Горного училища были связаны с деятельностью П.К. Фролова. При его непосредственном участии разрабатывался проект «Положения об учебных заведениях Колывано-Вос-кресенских заводов». Согласно этому положению, учебный план Горного училища приближался к плану гимназии, но отличался от него профессиональной направленностью. Весь срок обучения делился на четыре ступени (отделения). На двух младших отделениях изучались общеобразовательные дисциплины, на третьем - дополнительно минералогия. На четвертом, высшем, отделении изучались специальные предметы, такие как пробирное и горное искусство, металлургия, маркшейдерское дело, механика, архитектура, законоведение заводских и горных учреждений. Предметы практического назначения вели опытные инженеры. Учебное заведение по тому времени было хорошо оснащено лабораторным оборудованием, регулярно снабжалось необходимой литературой. Завершив обучение, воспитанники получали серьезную общеобразовательную подготовку, дающую возможность продолжать учебу на старших 7-8 курсах Петербургского кадетского корпуса и приобрести профессию инженера.

В 1836 г. Горное училище было преобразовано в окружное училище, а заводская школа стала его подготовительным классом. Окружное училище было приспособлено на 80 казенных учеников. Все ученики получали от училища казенный стол и обмундирование, но в здании училища жили только ученики, не имевшие родителей в Барнауле. Прочие ночевали у родителей, а в училище приходили ежедневно в 7 часов утра и были до 9 часов вечера. В окружное училище поступали лучшие ученики частных училищ. Заведовать училищем поручалось особому горному инженеру. В 1837 г. инспектор учебной части окружного училища представил проект о введении в число предметов преподавание физики и географии, но штаб корпуса горных инженеров 25 ноября 1837 г. ответил, что физика и география излишни, так как училище было основано не для приготовления

ученых людей, для этого есть другие высшие заведения, а для образования сведущих или достаточно грамотных делопроизводителей к замещению низшего разряда заводских должностей по части письменной, хозяйственной и технической [Няшин, 1928, с. 17]. В это время окружное училище все еще не имело своего здания и находилось в здании богадельни (современный адрес: пр. Красноармейский, 4). Одноэтажное здание с мезонином, украшенное в центре фасада портиком из четырех дорических колонн, было построено по проекту заводского архитектора Я.Н. Попова. Первый проект двухэтажного здания богадельни составил архитектор Л.И. Иванов в 1827 г., но из-за плохих в этом месте гидрогеологических условий его отклонили. Педагогов в училище почти всегда не хватало, многие из них были вынуждены вести несколько предметов. Так, 24 августа 1840 г. от горного начальника Колывано-Воскресенских заводов полковника Злобина поступил рапорт на имя главного начальника Алтайских горных заводов с тем, что горный межевщик Корепин, переведенный из Екатеринбургских заводов для занятий в классах окружного училища, приступил к преподаванию алгебры, геометрии и геодезии. Но, кроме этих предметов, остались не занятыми классы черчения, геогнозии и горного искусства. Поэтому инспектор учебной части Алтайского округа просил передать дополнительно классы черчения межевщику Корепину, «весьма искусному в этом предмете для занятия с учениками 2 класса» [ГААК. Ф. 2. Оп. 1. Д. 337. Л. 1]. В 1843 г. в Барнаул с ревизией прибыл Главный начальник Алтайских горных заводов генерал-майор Татаринов. По его распоряжению было решено построить на месте училища здание для Алтайского горного правления и «музеума». В 1846 г. проект здания для горного правления и музея, которое должны были возвести на сваях, забитых под фундамент горного училища еще в 1828 г., составил архитектор Я.Н. Попов. Но ученый комитет корпуса горных инженеров его не утвердил. После переработки в 1847 г. Попов представил третий проект, но и он не был утвержден, после чего в 1851 г. архитектор ушел в отставку. 19 марта 1849 г. из штаба корпуса горных инженеров С-Петербурга поступило разрешение определить в должности управляющего Барнаульским окружным училищем штабс-капитана Васильева [ГААК. Ф. 2. Оп. 1. Д. 867. Л. 6]. По данным за 1850 г., в окружном училище обучалось 84 ученика, из них детей чиновников, служащих и служивших при заводах было: дворян - 7, обер-офицеров - 3. Детей нижних чинов, мастеровых и других горного ведомства людей - 70. Детей лиц посторонних, горному ведомству не принадлежащих, - 4 [ГААК. Ф. 2. Оп. 2. Д. 6611. Л. 9]. В 1850 г. в окружном училище преподавались следующие предметы: русская грамматика и правописание, арифметика, алгебра и геометрия, делопроизводство и счетоводство, чистописание, черчение, рисование, немецкий и французский языки, а также физика, химия, приготовление моделей, пробирное искусство, практическая горная механика [ГААК. Ф. 2. Оп. 2. Д. 6611. Л. 10; Оп. 1. Д. 1427. Л. 8-10]. Первые три класса учащиеся обучались вместе, без различия сословий. Дальше детей

«низшего звания» готовили для работы на заводах и рудниках. В частности, им не преподавали иностранные языки, географию и литературу. Эти предметы преподавали детям горных офицеров, как приличествующие их состоянию, им давали возможность поступать в высшие учебные заведения. В 1851 г. переработка проекта Я.Н. Попова для Алтайского горного правления и «музеума» была доверена академику скульптуры И.Н. Шрей-беру. Он взял за основу последний вариант проекта архитектора Попова, однако кое-что видоизменил в нем. Композицию фасада Шрейбер решил в стиле эклектики. В апреле 1855 г. уже по его проекту начали кладку первого этажа. Строил здание новый архитектор завода титулярный советник И.М. Злобин. 2 декабря 1858 г. был заслушан рапорт исполняющего должность инспектора учебной части Алтайского округа подполковника Богданова. В рапорте, в частности, указывалось, что на содержание окружного училища в здании богадельни и преподавателям разных наук было выделено 3840,55 руб. [ГААК. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1427. Л. 8]. В 1861 г. новое здание было в основном построено. 19 декабря 1862 г. помощник архитектора Руммель и подполковник Васильев приняли по акту новое здание. В начале 1863 г. в здание переселилось Алтайское горное правление, которое находилось в нем до 1872 г. А с 1872 г. после переселения правления в здание богадельни его заняло Барнаульское окружное училище (современный адрес: пр. Красноармейский, 21/ул. Пушкина, 82). Но новое здание было сырым и холодным, в классных комнатах не было вентиляции, помещения почти не отапливались, размещенный на первом этаже музей оказался заброшенным. В 1886 г. в окружном училище обучалось 176 человек [Барнаул..., 1994, с. 88]. Закрытое окружное училище существовало до 1897 г., затем оно было преобразовано в реальное училище.

С начала 1897/98 учебного года барнаульское окружное училище ведомства Кабинета Его Императорского Величества на основании Высочайшего повеления от 29 мая 1897 г. было преобразовано в 7-классное реальное училище ведомства Министерства народного просвещения. На 1 января 1898 г. число учащихся окружного училища составляло 81, реального училища - 69 человек [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 6. Л. 13]. А на 1 января 1899 г. количество учащихся реального училища возросло почти в два раза - 121 человек [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 11. Л. 5]. 30 декабря 1897 г. попечитель Западно-Сибирского учебного округа сообщил, что министр народного просвещения разрешил учредить при барнаульском реальном училище стипендию бывших воспитанников барнаульского горного окружного училища. На процент от капитала, собранного в дни празднования 50-летнего юбилея барнаульского горного окружного училища в 1886 г. бывшими воспитанниками этого училища, учреждалась стипендия, которой присваивалось наименование «Юбилейной стипендии бывших воспитанников барнаульского горного окружного училища». Основной капитал в сумме 1773 руб. хранился в окружном казначействе в числе специальных средств реального училища и оставался навсегда

неприкасаемым. С этой суммы шел процент в виде платы за обучение одной, двух или нескольких стипендий воспитанникам, имеющим хорошие успехи и поведение, притом исключительно детям горнослужащих и рабочих Алтайского округа [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-2]. В январе 1898 г. попечитель Западно-Сибирского учебного округа сообщил, что 23 декабря 1897 г. государь император соизволил присвоить барнаульскому реальному училищу наименование «Барнаульское реальное училище Императора Николая II». В связи с этим событием 1 февраля 1898 г. в реальном училище состоялся молебен о здравии государя императора [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 8. Л. 1]. Директором реального училища был назначен статский советник Константин Николаевич Рябинин, окончивший курс в императорском Казанском университете, инспектором - титулярный советник В.Н. Галанин, окончивший С-Петербургский университет [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 9. Л. 17]. В апреле 1899 г. главное управление Алтайского округа уведомило, что для присутствия на испытаниях по специальным предметам в не преобразованных классах барнаульского окружного училища уполномочены следующие чины главного управления: горный инженер статский советник Биль - по металлургии, геогнозии, маркшейдерскому и горному искусствам и механике, межевой инженер коллежский асессор А.А. Лесневский - по геодезии, надворный советник Н.Н. Давидович-Нащинский - по химии, бухгалтерии и пробирному искусству, коллежский советник Дорошевский - по лесоводству [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 11. Л. 9]. По данным из ведомости о распределении уроков между преподавателями в не преобразованных классах окружного училища на 1899/1900 учебный год следовало, что законоучитель реального училища священник Горетовский вел предмет Закон Божий, преподаватель реального училища Г.Н. Антонов - геометрию и алгебру. Горный инженер А.А. Бобятинский преподавал неорганическую химию, аналитическую химию, пробирное искусство, горное искусство, металлургию. Н.Н. Давидович-Нащинский вел физику, межевой инженер А.Д. Сегедей - геодезию и маркшейдерское искусство. Ученый-лесовик С.М. Вашколюд - лесоводство, инженер-технолог С.А. Гаврилов - механику, УП. Выдрин - минералогию, геологию и геогнозию. А.Н. Роганов вел ремесла, бухгалтерию, черчение. Вакансия была по предмету история. А вот как распределились уроки между преподавателями в реальном училище в 1899/1900 учебном году: директор училища К.Н. Рябинин преподавал географию, инспектор В.Н. Галанин - арифметику, В.Н. Ма-люга вел русский язык, Г.Ф. Фрейберг - немецкий язык, А.Е. Игумнова преподавала французский язык, Г.Н. Антонов - математику, А.В. Евре-инов - рисование и чистописание. Вакансии были по русской истории и естественной истории [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 19. Л. 16-17, 21].

Из отчета о состоянии реального училища за 1899/1900 учебный год следовало, что в реальном училище на данный момент было пять классов и из классов горного училища остается не преобразованным только послед-

ний - пятый класс. Учебно-воспитательный персонал состоял из директора, инспектора, законоучителя, четырех учителей и одной учительницы (французский язык), воспитателя и двух помощников классных наставников. Кроме того, при училище состоял врач, учитель пения, учитель гимнастики и учитель музыки. В не преобразованном классе горного училища, находящемся под одним управлением с реальным, состояло преподавателями четыре лица из штата реального училища, а также чины главного управления Алтайского округа. Инспектор, преподаватели и воспитатели реального училища, согласно Уставу училища, создали под председательством директора педагогический совет. Инспектор и преподаватели не преобразованного класса горного училища также под председательством директора реального училища образовали педагогическую комиссию. Для решения хозяйственных дел при училище находился хозяйственный комитет, состоящий из директора, инспектора, трех преподавателей по выбору педагогического совета реального училища и представителя Алтайского округа (коллежский советник А.А. Бобятинский). В этот период в училище обучался 191 учащийся, из них детей дворян, чиновников, почетных граждан и военных - 72 (37%), городских сословий - 100 (52,4%), духовного звания - 3 (1,6), сельского сословия - 16 (8,4%). К 17 октября 1899 г. в не преобразованных классах горного (окружного) училища обучался 31 человек, из них во втором отделении 4-го класса -15 и в 5-м классе - 16 [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 180. Л. 10-12]. Из отчета следовало, что реальное училище занимает каменное здание, переданное ему при преобразовании горного (окружного) училища в реальное. Еще в 1896 г. был составлен проект плана на перестройку здания, занимаемого Алтайским горным правлением для гимназии, музеума и самого правления, который предполагал переделать печи, дымоходы, заложить одни дверные проемы и сделать входы в кабинеты в другом месте [ГААК. Ф. 50. Оп. 11. Д. 264]. В апреле 1898 г. составили смету на ремонт здания [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 413. Л. 7-12]. В связи с тем, что почти половину здания занимал интернат, училище нуждалось в расширении помещений - рисовального зала, комнаты для 7-го класса, комнаты для физического кабинета, приемного класса, классной комнаты для внеклассных работ, квартир для инспектора и эконома, для служителей, расширение шинельной. В июне 1900 г. на заседании педагогического совета был поставлен вопрос о расширении помещений для учащихся и приняли решение ходатайствовать об отпуске средств из государственного казначейства [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 34. Л. 44-45].

В марте 1900 г. на заседании хозяйственного комитета было заслушано сообщение, что училищу уступлено в безвозмездное пользование, кроме участка земли, переданного в 1897 г. вместе со зданием, дополнительно участок земли, находящийся рядом с усадьбой училища с юго-западной стороны, между Кузнецкой (Гоголевской) и Пушкинской улицами, который служил проездом между этими улицами [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 435. Л. 8]. В декабре 1900 г. на заседании хозяйственного комитета

училища был рассмотрен предварительный проект на сооружение при существующем здании нового двухэтажного каменного здания и некоторых деревянных построек во дворе. Баню решено было перенести из нижнего этажа в новое деревянное здание во дворе училища. Для больницы также решили построить отдельный деревянный флигель во двор. А для физического кабинета решено было приспособить помещение в одной из комнат рекреационного зала (верхний этаж здания), обращенной окнами в училищный двор [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 435. Л. 44-46; Д. 446. Л. 18].

При открытии реального училища в 1897 г. была установлена очень умеренная плата за полное содержание пансионера (продовольствие, белье, обувь, фирменное платье, учебные книги и пособия и другие учебные принадлежности) в размере 200 руб. в год. В 1898 г. из этих денег за квартиру инспектору заплатили 360 руб. и эконому - 180 руб. За вознаграждение за заведование пансионом директору училища заплатили 300 руб. и инспектору - 240 руб. Всего 1080 руб. В 1901 г. по смете с частных пансионеров должно было поступить 8450 руб. В виду предстоящего открытия 6-го и 7-го классов училища должно было увеличиться и число пансионеров. Так, если в начале 1901 г. их было 39, то во второй половине 1901 г. предполагалось уже 45 человек. Но самое большое число пансионеров, которое может быть принято в училище, составляло 75 человек, из них 25 - пансионеры Кабинета Его Императорского Величества [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 446. Л. 7]. В мае 1903 г. ученическая баня была перенесена из здания училища во вновь отстроенный деревянный флигель [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 457]. На 1 января 1905 г. училище занимало двухэтажное здание, один фасад был обращен на юг, другой - на восток. При здании имелся обширный двор. Вечернее освещение было керосиновое [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 216. Л. 25]. В начале 1907 г. в училище рассмотрели вопрос о ремонте печей. Так, в помещении пансионата находилось 25 голландских печей, 3 русские печи и 7 плит. В помещениях училища - 33 голландских печи, 2 плиты, 1 русская печь [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 496. Л. 4, 7]. В связи с необходимостью устроить химическую лабораторию для прохождения курса химии в 5-м классе и практических занятий учеников 6-го класса в июне 1907 г. хозяйственный комитет рассмотрел вопрос о ремонте здания [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 496. Л. 19]. Из ведомости о числе учебных заведений и учащихся в Томской губернии за 1908 г. следовало, что в реальном училище обучалось 322 человека [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 496. Л. 19]. В этот период в барнаульском реальном училище директором работал статский советник Валериан Николаевич Галанин, инспектором - коллежский советник Григорий Николаевич Антонов, законоучителем был священник Иоанн Горе-товский, историю, географию и естествоведение преподавал надворный советник В.И. Верещагин [Памятная книжка..., 1908, с. 165]. Из отчета за 1909 г. следовало, что реальное училище состоит из 6 нормальных классов и 7-го дополнительного, при 2, 3 и 4 классах имелись параллели. В 1911 г. здание реального училища было оценено в 31 200 руб. [ГААК. Ф. 52. Оп. 1.

Д. 15. Л. 3]. Летом 1912 г. предполагалось провести капитальный ремонт печей, дымовых труб. В связи с устройством новой парадной двери хозяйственный комитет признал необходимым устроить над дверью и каменной площадкой перед ней железный зонт [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 520. Л. 4-5]. 8 июня 1912 г. реальному училищу было предписано: в целях пожарной безопасности устроить широкую железную лестницу с поручнями из окна верхнего коридора во дворе, заменить деревянные перила лестницы черного хода прочными железными перилами [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 520. Л. 7]. В апреле 1913 г. на заседании городской Думы на новый трехлетний срок Почетным попечителем реального училища был избран межевой инженер статский советник А.А. Лесневский [ГААК. Ф. 51. Оп. 1. Д. 12. Л. 235]. В апреле 1915 г. Почетным попечителем реального училища на новый трехлетний срок был избран В.К. Моравский [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 437. Л. 51].

В апреле 1916 г. хозяйственный комитет реального училища при участии гражданских инженеров И.Ф. Носовича и Е.А. Мозгалевского, инженера-технолога А.Ф. Ильина, а также врача училища Н. Завадов-ского произвели осмотр усадьбы и здания училища, и оказалось следующее: почва усадьбы училища была заболочена, намечались болотные кочки, видны лужи, покрытые плесенью. Это являлось следствием высокого уровня грунтовых вод, которые не имели естественного стока. При осмотре комиссия обнаружила, что прилегающие к поверхности земли ряды кирпичей разрушались и эти разрушения, если здание останется в тех же условиях, будут прогрессировать. Сырость по стенам здания поднималась вверх. Из-за этого в здании наблюдались на стенах сырые пятна, покрытые плесенью. Это грозило, если не принять необходимые меры, разрушительным распространением домового грибка [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 437. Л. 58-59]. В январе 1919 г. училищу был предъявлен счет за пользование электроэнергией от городской электростанции на освещение училища на сумму 500 руб. Директором училища в это время был Г.Н. Антонов, помощником директора - В.И. Верещагин [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 527. Л. 13, 42].

В начале 1919 г. здание было передано под воинский постой, часть помещений занимали беженцы, другую часть отвели под больничные палаты лазарета [ГААК. Ф. 14. Оп. 1. Д. 4. Л. 90]. В июле 1919 г. директор училища Антонов довел до сведения господина уполномоченного Министерства народного просвещения, что начать прием испытания 11 августа училище не сможет. Хоть из здания училища и были выведены все солдаты, но нары не убирались, военные власти говорили, что здание еще понадобится для постоя войск и размещения беженцев. На необходимый ремонт после постоя, по его мнению, понадобится не менее месяца, по этой причине учебный год не может начаться 1 сентября [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 539. Л. 33]. В декабре 1919 г. старший врач госпиталя, размещенного в здании реального училища, в письме в отдел народного образования обратил внимание на опасность, угрожающую

учащимся, помещение которых было отделено от палаты с заразными больными 2-миллиметровыми дощатыми перегородками в дверях [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 542. Л. 2]. В это же время врач реального училища также обратился с письмом в городской отдел народного здравия. Он просил основательно изолировать зал от лазарета хотя бы промазкой дверей [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 542. Л. 4]. 30 декабря 1919 г. в училище был избран председателем педагогического совета В.И. Верещагин [ГААК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 542. Л. 9]. В 1920 г. Чрезвычайная жилищная комиссия постановила: помещения, занимаемые в данное время отделом народного образования, освободить для лазарета [ГААК. Ф.Р. 166. Оп. 1. Д. 112. Л. 127]. В январе 1920 г., по приказу губернского отдела народного образования, ввиду существования в городе тифозной эпидемии и крайне антисанитарных условий школьной жизни все учебные заведения в Барнауле были закрыты [ГААК. Ф.Р. 593. Оп. 6. Д. 2. Л. 33].

19 марта 1920 г. комиссия по обследованию городских строений в отношении пожарной безопасности произвела осмотр бывшего здания реального училища по Пушкинской улице и Конюшенному переулку и нашла следующее: здание каменное двухэтажное, крытое железом, имеет из нижнего этажа два выхода с несгораемыми лестницами и третий запасный выход по железной лестнице из окна здания. С одной стороны дома к саду, в помещении лаборатории из окна второго этажа устроена деревянная лестница, непрочная по конструкции. В итоге комиссия пришла к заключению, что для обеспечения пожарной безопасности здания следует исправить указанные в акте дефекты [ГААК. Ф.Р. 216. Оп. 1. Д. 1755. Л. 56]. С 1920 г. в бывшем здании реального училища находились отделы губернского исполкома, а также школа III Интернационала, музей и педагогический техникум. По данным справочного бюро за 1921 г., в бывшем здании реального училища на углу ул. Пушкинской и Конюшенного переулка (совр. пр. Красноармейский) находились губернский подотдел записей гражданского состояния, губернская милиция, отделы управления, народного образования, здравия, земельный и сельхозстатистики [ГААК. Ф.Р. 207. Оп. 1. Д. 16. Л. 69-71]. 8 мая 1924 г. губернский инженер сообщил в президиум Алтайского губисполкома, что на ремонт здания бывшего реального училища, согласно сметным исчислениям, потребуется 18 091,78 руб. [ГААК. Ф.Р. 29. Оп. 1. Д. 64. Л. 2]. В перечне строительных работ за 1924 г. по Алтайской губернии, обследуемых комиссией при Алт-губ РКИ в марте 1925 г., на ремонт здания бывшего реального училища фактически было израсходовано 18 223 руб. [ГААК. Ф.Р. 29. Оп. 1. Д. 88. Л. 20]. По данным списка национализированных строений по Барнаульскому округу, составленных согласно декрету ВЦИК и СНК от 30.11.1925, двухэтажное здание по ул. Пушкинская, 82 было занято школой [ГААК. Ф.Р. 102. Оп. 1. Д. 155. Л. 14]. 23 ноября 1927 г. комиссией из представителя окружного инженера, заведующего школой им. III Коминтерна, заведующего физическим кабинетом был сделан осмотр произведенного

ремонта в физическом кабинете [ГААК. Ф.Р. 529. Оп. 1. Д. 409]. В 1928 г. городской комиссией были обследованы коммунальные дома на предмет определения необходимого ремонта. Так, на ремонт здания бывшего реального училища по смете было выделено 1 462,27 руб. Комиссия посчитала, что смету необходимо пересмотреть, дополнительно произвести ремонт в нижнем этаже: исправить печи, двери и пол, сделать навес над входной дверью со двора [ГААК. Ф.Р. 166. Оп. 1. Д. 141. Л. 2].

В годы Великой Отечественной войны в здании размещался госпиталь для раненых воинов. 11 октября 1943 г. исполком Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся рассмотрел вопрос о предоставлении помещения филиалу Пушкинского сельскохозяйственного института в Барнауле для организации агрономического и зоотехнического факультетов. Первоначально институт разместили в здании по пр. Ленина, 17, и лишь в 1944 г. здание по ул. Пушкина, 82 было передано эвакуированному из г. Пушкина сельхозинституту. В составленном акте от 21 ноября 1944 г. было отмечено, что здание Коминтерна (бывшее горное училище) занято сельхозинститутом. При осмотре комиссия нашла, что конструкции здания находятся в удовлетворительном состоянии, лишь требуется произвести переоборудование водопровода и электросети [ГААК. Ф.Р. 1041. Оп. 1. Д. 3. Л. 56]. В настоящее время в здании находится аграрный университет.

Два здания, в которых размещались горное окружное и реальное училища, поставлены на государственную охрану как памятники архитектуры федерального значения: «Богадельня заводская» (пр. Красноармейский, 4) и «Горное училище» (пр. Красноармейский, 21/ул. Пушкина, 82), и входят в ансамбль Демидовской площади.

Библиографический список

Барнаул. Летопись города. Барнаул, 1994. Ч. 1. С. 88.

Долнаков А.П., Долнакова Е.А., Зотеева Л.А., Степанская Т.М. Памятники архитектуры Барнаула. Барнаул, 1982. С. 54.

Няшин Г. Д. Некоторые моменты истории Барнаула. Барнаул, 1928. С. 17.

Памятная книжка Томской губернии на 1908 г. Томск, 1908. С. 165.

MA. Tselishcheva, М.А. Slutsky

Altai Regional Local History Non-Government Organization "Altai Heritage", Barnaul, Russia

THE HISTORY OF BARNAUL EDUCATION INSTITUTIONS: COUNTRY MINING COLLEGE AND TECHNICAL SCHOOL

The article is based on the analysis of the archival documents of the history of the country mining college which fell within the jurisdiction of Nicholas II royal administration. In 1897 the college was reorganized to technical school of the Ministry of Public Education. The article considers the history of two buildings which housed those education institutions in the past.

Key words: city college, school, public architecture, cultural heritage, monuments of history and culture, objects of cultural heritage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.