Научная статья на тему 'К истории монастыря Дрепунг Гоман'

К истории монастыря Дрепунг Гоман Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
230
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУДДИЗМ / ГЕЛУКПА / МОНАСТЫРЬ / ДРЕПУНГ / ГОМАН / BUDDHISM / GELUKPA / MONASTERY / GREPUNG / GOMANG

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гармаева Снежана Петровна

Один из центральных философских факультетов в Тибете находился в монастыре Гоман и имел большое значение для становления и развития самой крупной из тибетских школ - гелукпы, которая стала доминирующей практически с основания Цзонхавой. Монастырь играл и большую политическую роль. С XV в., все далай-ламы, начиная со второго, получали образование в данном монастыре, а впоследствии он стал одной из их резиденций, был первым административным центром тибетского правительства. В статье рассматривается история создания монастыря, дается описание монастыря Дрепунг и Гоман-дацана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE HISTORY OF THE DREPUNG GOMANG MONASTERY

Drepung Gomang monastic university is one of the most important institutions for learning and practicing Tibetan Buddhism. Drepung is known as the second Nalanda University in Tibet because it is a magnificent center of scholastic learning and is famous for thorough study of Buddhist teaching. Moreover, Drepung monastery was for centuries a major center of political and economic power being a residence of Dalai lamas. The article presents history of monastery’s foundation, depicts its architecture and inside arrangement including deities’ positioning, reveals biography of its founder.

Текст научной работы на тему «К истории монастыря Дрепунг Гоман»

152

ВЛАСТЬ

2 0 2 0' 0 4

УДК 94(515)

ГАРМАЕВА Снежана Петровна — лаборант-исследователь Института монголоведения, буддоло-гии и тибетологии СО РАН (670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; snegar@mail.ru)

к ИСТОРИИ МОНАСТЫРЯ ДРЕПУНГ ГОМАН

Аннотация. Один из центральных философских факультетов в Тибете, монастырь Гоман, имел большое значение для становления и развития самой крупной из тибетских школ - гелукпы, которая стала доминирующей практически с основания Цзонхавой. Монастырь играл и большую политическую роль. С XV в. все далай-ламы, начиная со второго, получали образование в данном монастыре, а впоследствии он стал одной из их резиденций, был первым административным центром тибетского правительства. В статье рассматривается история создания монастыря, дается описание монастыря Дрепунг и Гоман-дацана.

Ключевые слова: буддизм, гелукпа, монастырь, Дрепунг, Гоман

Монастырь Дрепунг (тиб. 'Bras spungs dgon pa, букв. «Величественная груда белого риса») - один из трех главных монастырей школы гелукпа. Он расположен в нескольких километрах от Лхасы и являлся крупнейшим монастырем в мире, насчитывавшим 7 700 монахов (по другим оценкам, число монахов достигало 10 000 чел.) [Chapman 1938: 195]. Здесь в 1518 г. при Далай-ламе II был построен Гандэн Поданг (тиб. Dga '¡dan pho brang), ставший позднее резиденцией далай-лам [Aguilar 2015: 26].

Монастырь был основан ближайшим учеником Цзонхавы (тиб. Tsong kha pa blo bzanggragspa, 1357-1419) Чжамьян Чойдже Таши Палданом (тиб. 'Jam dbyangs chos rje bkra shis dpal ¡dan, 1379-1449). Чжамьян Чойдже родился в окрестностях монастыря Самье. Монахом стал в монастыре Цетан (тиб. Rtse thang), принадлежавшем тогда к школе кагью. Уже в то время он проявил выдающиеся способности к учению, выучив «Золотую гирлянду красноречия» Цзонхавы.

Затем Чжамьян Чойдже учился в монастыре Сангпу (тиб. Gsangphu), где обучался праджняпарамите и логике у Нелго Ринчена Самдруба (тиб. Gnyal rgod rin chen bsam 'grub) и Денма Кончока Сенге (тиб. Ldan ma dkon mchog seng ge), в монастыре Кермолунг (тиб. Skyor mo ¡ung) он получил знания по винае и абхид-харме. В монастыре Гандэн (тиб. Dga '¡dan dgon) Чжамьян Чойдже под руководством Цзонхавы изучал «Большое руководство к этапам пути пробуждения» (тиб. Lam rim chen mo) и «Большое руководство к этапам пути тайной мантры» (тиб. Sngags rim chen mo). Чжамьян Чойдже получил от Цзонхавы полное посвящение в монахи1.

Когда Цзонхава подарил своему ученику белую раковину из клада в горе близ монастыря Гандэн (тиб. Dga' ¡dan dgon pa), он предсказал, что Чжамьян Чойдже построит величественный монастырь, который превзойдет даже знаменитый Гандэн. В 1416 г. Чжамьян Чойдже при финансовой помощи министра Неу Намки Сангпо (тиб. Sne 'u nam mkha 'bzangpo) воздвиг монастырь близ Лхасы, недалеко от деревни Денбак [Шакабпа 2003: 98].

Сначала монастырь представлял собой небольшое здание, служащее местом как обучения, так и проживания. Постепенно стали строиться новые здания, включая цокчен-дуган, зал для проведения тантрических ритуалов и жилища для монахов. Со временем Дрепунг стал самым большим монастырем школы

1 Thinlay Gyatso. Biography of Jamyang Choje Tashi Pelden. URL: https://treasuryoflives.org/ biographies/view/Jamyang-Choje-Tasho-Pelden/P35 (accessed 13.06.2020).

гелукпа и главным центром религиозной жизни данной школы. Второй, третий и четвертый далай-ламы жили и были захоронены на его территории. Во времена пятого далай-ламы Дрепунг стал также и центром политической власти, поскольку личная резиденция далай-ламы превратилась в первый административный центр тибетского правительства под управлением школы гелукпа.

Таким увидел монастырь Дрепунг Гомбожаб Цыбиков: «Находясь под защитой скалистого горного мыса, на значительной высоте, будучи построен амфитеатром и имея по обеим сторонам сады, он издали представляет довольно красивый вид, но по мере приближения этот вид исчезает, и наконец вы ступаете в узкие, устланные камнем улицы, по сторонам которых возвышаются многоэтажные дома...

Что касается расположения главных зданий монастыря, то в центре, немного ближе к западному краю, стоит громадное здание с золоченой крышей, являющееся домом для большого собрания, т.е. цокчен-дуган, а на юго-западном краю монастыря - дворец далай-ламы, называемый Галдан-побран. Рядом с последним, уже вне монастырской черты, находится дворец, называемый Даший-кансар и построенный, по преданию, 6-м далай-ламой для светской жизни своей.

На юго-восточной стороне цокчен-дугана стоит здание дацана Лосаллин (что значит "Мир, питающий разум") и почти на одной линии с ним к востоку дацан Дэян ("Изобильный блаженством") и Гоман ("Многодверный"); на северо-запад от цокчена - дацан Агпа. Вся остальная площадь занята домами разных общин, от общемонастырской до мицанов включительно» [Цыбиков 2011: 233].

На протяжении 32 лет монастырь Дрепунг содержался на личные средства своего основателя Чжамьяна Чойдже. За этот период монастырь стал средоточием монахов, стремящихся принять учение от самого Чжамьяна Чойдже, который давал разные учения, в т.ч. по трипитаке и по четырем классам тантры. С течением времени монахи разделились на 7 групп, у каждой группы был свой учитель. Таким образом, были основаны 7 крупных факультетов: Гоман (тиб. Sgo mang), Лосаллин (тиб. Blo gsal gling), Деян (тиб. Bde dbyangs), Шагкор (тиб. Shagskor), Гелва (тиб. Rgyalba), или Тосамлинг (тиб. Thos bsam gling), Дулва (тиб. Dul ba) и Агпа (тиб. Sngagspa)1.

Спустя некоторое время монастыри Дулва, Шагкор и Гелва объединились с другими монастырями. Шагкор и Гелва стали частью монастыря Лосаллин, а Дулва вошел в состав монастыря Гоман2. Из оставшихся четырех монастырей Гоман и Лосаллин стали специализироваться на изучении и практике сутры, Агпа - на изучении тантры, а Деян - на изучении и сутры, и тантры.

Перед входом в дацан Гоман находится небольшая возвышенность, к которой с трех сторон ведут по 13 ступеней. На втором этаже находится галерея, к ней ведут 2 деревянные лестницы. На крыше галереи, посередине, размещено бронзовое колесо Дхармы (тиб. Chos kyi khor lo) высотой в полтора метра, слева и справа от него две антилопы высотой в 110 сантиметров. «Колесо означает закон Будды, а антилопы означают живых существ обоего пола, которые должны слушать "Святой Закон" с чистым невинным сердцем кротких антилоп» [Барадийн 1992: 87].

Чуть дальше, в левом углу расположен бронзовый гьялцен (знамя победы, один из восьми благоприятных символов буддизма, тиб. Rgyal mtshan) высотой

1 L.T. Doboom Tulku. Gelug Monasteries: Drepung. URL: https://studybuddhism.com/ en/advanced-studies/history-culture/monasteries-in-tibet/gelug-monasteries-drepung (accessed 01.07.2020).

2 G. Dreyfus. Drepung: An Introduction. URL: http://www.thlib.org/places/monasteries/ drepung/intro.php#!essay=/dreyfus/drepung/intro/s/b3 (accessed 01.07.2020).

154

ВлАсть

2020'04

почти в 3 метра. На самом верху гьялцена изображен знак Калачакры, ниже -ожерелье из белых бусин, затем 8 благоприятных символов (зонт, золотые рыбы, сосуд сокровищ, лотос, раковина, закручивающаяся вправо, бесконечный узел, знамя победы и колесо), подношения 5 чувств (зеркало - услада для глаз, лютня символизирует красивое звучание, раковина с духами приносит наслаждение обонянию, фрукты представляют вкус, изысканная шелковая ткань - приятна наощупь) [Бир 2013: 52]. Рядом с каждым гьялценом - еще по одному гьялцену поменьше.

Здание монастыря со стороны входа двухэтажное, с обратной стороны имеет 4 этажа [Gun ru bstan pa bstan 'dzin 2016: 621]. На первом этаже в первом зале расположены 3 божества, дарующих долгую жизнь: Амитаюс (тиб. Tshe dpag med), Тара (тиб. Sgro¡ ma) и Виджая (тиб. Rnam rgya¡ ma). Священные книги хранятся на полках в нишах стен.

Второй зал, самый большой и наиболее важный из трех, расположен на первом этаже монастыря, в нем на нескольких ярусах находятся божества. Центральной фигурой на самом верхнем уровне является Будда Акшобхья (тиб. Mi bskyodpa), слева от нее - Будда Шакьямуни (тиб. Lcom ¡dan 'das), а справа -статуя Будды Акшобхьи поменьше. Ниже установлены еще 3 статуи: в центре Будда Шакьямуни, слева от нее Майтрейя (тиб. Byams pa) и Авалокитешвара (тиб. Spyan ra¡ gzigs b¡o) - справа. Под ними сидит Цзонхава, главная фигура из тысячи других образов учителя, находящихся в главном зале. Под статуей Цзонхавы и напротив нее расположен ряд из 5 маленьких статуй - пяти первых реинкарнаций знаменитого ламы монастыря Гоман Чжамьяна Шепы (основатель монастыря Лабран в Амдо, тиб. 'Jam dbyangs bzhadpa, 1648-1721/22). Эти центральные фигуры окружены многими изображениями меньшего размера. Здесь же находятся 2 ступы, содержащие прах второго и третьего настоятелей монастыря Гоман.

В третьем зале расположены в 3 яруса вдоль задней стены скульптуры 21 Тары. По левой стене в 4 яруса расположены 16 Архатов.

В главном зале в дальнем левом углу находятся две статуи шестирукого Махакалы (тиб. Mgon po phyags drug). Над этими статуями и вокруг них много маленьких образов Цзонхавы. Стены покрыты фресками.

На втором этаже находится только один зал - божества-защитника дацана Махакалы. За его статуей, покрытой золотом, скрывается самопроявленный образ Махакалы в камне. На другой стороне расположены манифестации Махакалы, в дальнем левом углу - статуя Ямантаки (тиб. Gshin rje gshed). Также там размещены некоторые менее важные местные божества, призванные защищать буддизм [Batchelor 1998: 109].

Полное название монастыря Гоман - Таши Гоман Дацан. «Таши» в переводе означает «благоденствие», «гоман» - «многодверный». Данное название трактуется монахами так: «благоденствие» - потому, что на этом факультете заложили добрую традицию тщательного изучения трактатов, а «многодверный» - ввиду того, что в нем изучали и понимали смысл сутр, опираясь на множество методов и мудрость. Существует и другая версия: дацан назвали так благодаря монахам, достигшим понимания пустотности и умевшим входить и выходить в храм сквозь стены, словно через множество открытых дверей1.

Дацан Гоман - самый старший из всех факультетов монастыря Дрепунг. Подробные обстоятельства основания этого факультета не были обнаружены. Дацан Гоман - не просто факультет большого монастыря, он стал самостоя-

1 История Палден Таши Гоманг Дацана. Доступ: https://drepunggomang.ru/o-monastyire-drepung-gomang/istoriya-monastyrya/ (проверено 04.06.2020).

тельной единицей - со своим уставом, своей программой обучения, учебными пособиями, традициями, расписанием занятий. В монастыре сформировались собственные управленческие органы во главе с настоятелем.

Дацан Гоман до 1959 г. был вторым по величине факультетом Дрепунга, вмещавшим до 5 500 монахов1. Большинство монахов были родом из регионов Амдо и Монголии, хотя в нем были также монахи из Центрального Тибета и Кхама. В монастыре были образованы 16 общин (канценов) по числу регионов, откуда прибывали монахи. Канцены также принимали участие в осуществлении управления монастырем через своих представителей. Канцены позволяли новобранцам легче освоиться в дацане, быстрее освоить монастырские правила и порядки, освоить буддийское учение и изучить язык.

Самые ранние учебные пособия монастыря по схоластике были написаны Гунру Чокьи Джунне (тиб. Gung ru chos kyi 'byung gnas), затем их сменили более глубокие работы Чжамьяна Шепы.

Монастырь гоман взрастил множество ученых монахов традиции гелук, в числе которых такие известные тибетские мыслители, как Чанкья (тиб. Lcang skya), Сумпа Еше Пелджор (тиб. Sum pa ye shes dpal 'byor, 1704-1788), Туган Лобсан Чокьи Нима (тиб. Thu'u bkwan blo bzang chos kyi nyi ma, 1737-1802) и Гунтанг Джампел Янг (тиб. Gung thang 'jam dpal rbyangs), а также наши соотечественники - учитель тринадцатого далай-ламы Агван Доржиев, настоятели Гоман-дацана Агван Нима Цыдыпдоржиев и Галсан Лэгден Аржигаров, которые внесли значительный вклад в историю монастыря и школы гелукпа.

Работа выполнена в рамках государственного задания (проект «Памятники письменности народов Внутренней Азии: исследование, перевод и презентация», № АААА-А19-119111300043-4).

Список литературы

Барадийн Б.Б. 1992. Буддийские монастыри. - Orient: альманах. Вып. 1. Буддизм и Россия. СПб: Типография им. Ивана Федорова. С. 61-120.

Бир Р. 2013. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия. 337 с.

Цыбиков Г. 2011. Буддист-паломник у святынь Тибета. М.: Ломоносовъ. 341 с.

Шакабпа В.Д. 2003. Тибет: политическая история. СПб: Нартанг. 428 с.

Aguilar M.I. 2015. Densa Sum, Sendregasum, and the Three Seats: The Role of Gelugpa Monasteries in Tibet (1409-1959). - Tibet Journal. Spring. Vol. 40. Is. 1. P. 23-40.

Batchelor S. 1998. The Tibet Guide: Central and Western Tibet. Wisdom Publications. 424 p.

Chapman F.S. 1938. Lhasa: The Holy City. London: Chatto & Windus. 342 p.

Gung ru bstan pa bstan 'dzin. 2016. Chos sde chenpo dpal ldan 'bras spungs bkra shis sgo mang grwa tshang gi chos 'byung dung g.yas su 'khyil ba'i sgra dbyangs zhes bya ba bzhugs so. Ga. Dpal ldan 'bras spungs sgo mang dpe mdzod khang. 690 sh. [Гунру Тенпа Тензин. 2016. История происхождения Дхармы великого монастыря Палден Дрепунг Таши Гоман, называемая «Мелодия раковины с завитком, повернутым вправо»]. Т. 2. Изд-во библиотеки монастыря Дрепунг Гоман. 690 с.

1 Там же.

156

ВЛАСТЬ

2 0 2 0 ' 0 4

GARMAEVA Snezhana Petrovna, Laboratory Assistant of the Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences (6 Sakhyanovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047; snegar@mail.ru)

ABOUT THE HISTORY OF THE DREPUNG GOMANG MONASTERY

Abstract. Drepung Gomang monastic university is one of the most important institutions for learning and practicing Tibetan Buddhism. Drepung is known as the second Nalanda University in Tibet because it is a magnificent center of scholastic learning and is famous for thorough study of Buddhist teaching. Moreover, Drepung monastery was for centuries a major center of political and economic power being a residence of Dalai lamas. The article presents history of monastery's foundation, depicts its architecture and inside arrangement including deities' positioning, reveals biography of its founder. Keywords: Buddhism, gelukpa, monastery,Drepung, Gomang

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.