Научная статья на тему 'К истории курса педиатрии МБФ'

К истории курса педиатрии МБФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории курса педиатрии МБФ»

История медицины

УДК 616-053.2:378.661]:93

П. Д. Ваганов*, Ю. В. Балякин, С. С. Паунова, Э. М. Манджиева, Э. Ю. Яновская К ИСТОРИИ КУРСА ПЕДИАТРИИ МБФ

Кафедра детских болезней лечебного факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова, Москва

*Ваганов Павел Дмитриевич, д-р мед. наук, проф. каф.; 119997, Москва, ул. Островитянова, д. 1

Впервые в нашей стране медико-биологический факультет (МБФ) был создан в 1963 г. во II Московском государственном медицинском институте им. Н. И. Пирогова (ныне Российский научный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова). Такого факультета в то время в медицинских учебных заведениях в мире не было.

Основателями МБФ были академик РАН В. В. Па-рин, академики РАМН Ю, М. Лопухин, П. В. Сергеев, Ю. Ф. Исаков, профессора М. Ф. Меркулов, Э. М. Коган, М. Г. Сироткина.

МБФ был основан для подготовки новых специалистов по разработке и внедрению в здравоохранение современных достижений медико-биологической науки.

Наряду с клиническими дисциплинами студенты МБФ глубоко осваивают общую и медицинскую биофизику, биохимию, иммунологию, молекулярную фармакологию и радиобиологию, молекулярную биологию и медицинскую биотехнологию, генетику и медицинскую кибернетику, высшую математику, общую патологию, инструментальные методы диагностики и другие базовые теоретические дисциплины.

В 1963 г. обучение началось по специальностям "медицинская биофизика" и "медицинская биохимия", а в 1974 г. — и по специальности "медицинская кибернетика". Таким образом, обучение ведется по трем специальностям медико-биологического профиля.

За прошедшие годы созданы научные школы, продолжают успешно работать научно-педагогические коллективы преподавателей, среди которых около 40% — выпускники МБФ.

В памятной книге "40 лет МБФ 1963—2003" (Москва, 2003), акад. РАМН, проф. Ю. М. Лопухин (ректор II МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова с 1964 по 1984 г.) пишет: "Хотелось бы отметить выдающуюся роль в формировании факультета таких замечательных ученых, как академик В. В. Парин, профессор М. Г. Сироткина, профессор М. Ф. Меркулов, академики РАМН Г. И. Сидоренко, П. В. Сергеев, Ю. А. Владимиров, А. И. Арчаков, Р. В. Петров".

Много сил и энергии для разработки и совершенствования Государственных образовательных стандартов медико-биологических специальностей, учебных планов и программ по дисциплинам факультета приложили деканы МБФ проф. М. Ф. Меркулов, проф. Э. М. Коган, проф. В. В. Лаврентьев, акад. РАМН проф. Г. И. Сидоренко, акад. РАМН проф. П. В. Сергеев, акад. МАИ проф. Г. А. Гаспарян, акад. РАМН проф. Ю. А. Романов, доц. М. М. Горшков, проф. В. А. Петров, проф. В. Н. Акимов, акад. РАМТН, проф. Ю. В. Балякин (декан МБФ с 1 февраля 1995 г. по настоящее время).

В 1976 г. впервые в нашей стране был создан курс педиатрии МБФ при кафедре детских болезней лечебного факультета (зав. кафедрой — акад. РАМН проф. М. Я. Студеникин).

Организатором и заведующим курсом педиатрии была проф. М. И. Мартынова. Она одновременно осуществляла руководство клинической и научной работой детского корпуса ГКБ № 55, где также впервые было организовано отделение для детей с иммунодфицитными состояниями. Таким образом, детский корпус ГКБ № 55 стал хорошей базой для преподавания педиатрии студентам МБФ.

После большой подготовительной работы с февраля 1977 г. началось преподавание педиатрии студентам МБФ. С кафедры детских болезней лечебного факультета (клиническая база — Морозовская детская городская клиническая больница) на курс педиатрии МБФ был направлен ассистент, канд. мед. наук П. Д. Ваганов. Под руководством проф. М. И. Мартыновой П. Д. Ваганов прошел все ступени преподавателя высшей школы: ассистент—доцент—доктор медицинских наук—профессор.

Работы было очень много, но работать было интересно, так как стояли большие задачи, прежде всего по организации преподавания педиатрии будущим врачам-исследователям: биофизикам, биохимикам, медицинским кибернетикам. Получая фундаментальную подготовку широкого спектра, выпускники МБФ будут способны не только вести научно-исследовательскую работу, но и быстрее внедрять в практическое здравоохранение методы биофизической, биохимической, иммунологической и других видов диагностики заболеваний с использованием современных компьютерных технологий.

Здесь проявились великолепные организаторские качества проф. М. И. Мартыновой. Она была автором создания первой программы по педиатрии для студентов МБФ. В дальнейшем эта програма совершенствовалась, обсуждалась, дополнялась. В последний раз данная программа пересмотрена при нашем активном совместном участии и принята в 2000/01 учебном году. В 2001 г. программа утверждена МЗ и МО РФ.

Методические указания для преподавателей по всем темам практических занятий по педиатрии были разработаны П. Д. Вагановым и утверждены на методическом совещании кафедры. Под руководством проф. М. И. Мар-тыновой были составлены билеты и задачи для экзамена по педиатрии для студентов МБФ.

В соответствии с учебным планом студенты, обучающиеся по специальности "медицинская кибернетика", занимаются в весеннем семестре (8-й семестр), а по специальностям "медицинская биофизика" и "медицинская биохимия" — в осеннем семестре (9-й семестр). На выполнение этих программ для студентов отделения медицинской кибернетики отведено 56 ч, из них для лекций 20 ч (10 лекций), для практических занятий 36 ч; для студентов отделений медицинской биофизики и медицинской биохимии отведено 58 ч, из них для лекций 20 ч (10 лекций), для практических занятий 38 ч без учета самостоятельной работы студентов.

54

Российский медицинский журнал

Ввиду отсутствия специальных учебников по педиатрии для студентов МБФ темы лекций всегда предшествуют темам практических занятий. На лекциях излагаются теоретические вопросы и формы патологии у детей, преимущественно раннего возраста, в связи с отсутствием этих вопросов в учебных программах других дисциплин.

Наиболее сложные теоретические разделы курса, требующие глубокого понимания и логических действий (процесс биосинтеза тиреоидных гормонов, патогенез нейротоксикоза и кишечного токсикоза с эксикозом и др.), разбираются также на лекциях. Прдолжительность лекции — 2 ч.

Патология детей старшего возраста, более приближенная к патологии взрослых и широко изучаемая на кафедрах терапии, хирургии, нервных болезней МБФ, в лекциях представлена в меньшем объеме. Поэтому на практических занятиях больше внимания обращается на особенности этой патологии у детей.

Сохраняется фронтальный метод практических занятий продолжительностью по 4 ч каждое.

До окончания весеннего семестра 1994 г. занятия проходили на базе детского отделения ГКБ № 55, где для этого были предоставлены 2 учебные комнаты. Одно занятие по заболеваниям крови у детей проводилось на базе Института педиатрии или в гематологическом отделении Онкоцентра РАМН.

С сентября 1994 г. в связи с закрытием детского корпуса в ГКБ № 55 клинической базой курса педиатрии является Морозовская городская детская клиническая больница, 4 отделения которой всегда были базой кафедры детских болезней лечебного факультета. Занятия проходят всегда насыщенно в двух отделениях для детей грудного и старшего возраста. Все преподаватели имеют методические указания и набор микротаблиц по каждой теме практического занятия.

На курсе педиатрии МБФ внедрен метод тестирования знаний по домашней подготовке студентов для каждой темы занятий по разработанным конкретным вопросам. Проводится также заключительный контроль усвоения умений и знаний в виде письменной работы.

На курсе педиатрии МБФ имеется комплекс учебно-методической документации, отражающей организацию, содержание и методику проведения учебного процесса, календарное расписание тематики лекций и практических занятий, контрольные вопросы, задачи, набор различных анализов, рентгенограмм и других иллюстративных материалов по каждой теме практических занятий. Ежегодно обновляется и дополняется иллюстративный материал для учебного процесса.

Информация по учебно-методической работе преподавателей со студентами МБФ постоянно заслушивается на методических совещаниях кафедры. Все преподаватели проходят курсы повышения квалификации в указанные сроки.

С 2002 г. впервые на курсе педиатрии МБФ занимаются и студенты отделения лечебного дела Международного центра теоретической медицины (МЦТМ). Основными

целями курса педиатрии МБФ для студентов лечебного отделения МЦТМ являются осуществление контроля за гармоничным развитием ребенка, диагностика, лечение и предупреждение наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста.

Поставленные задачи могут быть выполнены лишь при овладении студентами навыков диагностического мышления, умения самостоятельно планировать лечебные и профилактические мероприятия.

Достижение необходимого уровня знаний-умений возможно только в том случае, если обучение студентов будет проходить на лекциях и семинарах в форме профессиональной деятельности, т. е. путем решения клинических задач и в контакте с практически здоровым и больным ребенком.

Закрепляются знания-умения самостоятельной работой студентов с больными детьми (под контролем преподавателя), данными лабораторных и инструментальных исследований, а также источниками информации, полученной на лекциях, практических занятиях и из рекомендованной литературы, особенно при составлении истории болезни.

Изучение курса детских болезней студентами лечебного отделения МЦТМ, как и студентами лечебного факультета нашего университета, заканчивается государственным экзаменом, состоящим из проверки практических навыков, письменного тестового контроля и собеседования по трем клиническим задачам (по грудному и старшему возрасту и детским инфекциям).

Преподавание педиатрии проводится в течение двух семестров: в 8-м семестре на IV курсе и 9-м семестре на V курсе.

Преподавание детских болезней на отделении лечебного дела интегрируется с кафедрами терапии, хирургии, неврологии, акушерства и гинекологии, инфекционных и кожных болезней, заболеваний ЛОР-органов и судебной медицины.

Большой объем информации, необходимость приобретения практических умений в работе с детьми и малое количество учебного времени (по 2,5 нед в каждом семестре) требуют четкого разграничения материала лекций и практических занятий.

Следует подчеркнуть, что за 35 лет преподавания педиатрии случаев негативного отношения к посещению практических занятий и лекций или непонимания необходимости этого среди студентов МБФ, в числе которых немало одаренных личностей, не наблюдалось. Становится ясно, что выпускники МБФ наряду с фундаментальной теоретической подготовкой хотят получить больше практических знаний врача.

В 1999 г. акад. РАМН проф. Ю. А. Романов писал, что решение этой задачи "...даст возможность РГМУ готовить врачей нового типа, отвечающих научно-техническому прогрессу в медицине и высоким требованиям к повышению эффективности лечения".

Возможно, это явится прообразом будущего врачебного образования на МБФ нашего института — университета, ныне РНИМУ им. Н. И. Пирогова.

Поступила 06.03.12

№ 4, 2012

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.