Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ КАЗАНСКОЙ ШКОЛЫ ТЕРАПЕВТОВ (К 200-ЛЕТИЮ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)'

К ИСТОРИИ КАЗАНСКОЙ ШКОЛЫ ТЕРАПЕВТОВ (К 200-ЛЕТИЮ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Терапевтический архив
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЗАНСКАЯ ШКОЛА / KAZAN SCHOOL / ТЕРАПЕВТЫ / THERAPISTS / ИСТОРИЯ / HISTORY / КЛИНИЧЕСКОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ / CLINICAL TEACHING

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Созинов А.С., Абдулганиева Д.И., Галявич А.С., Хамитов Р.Ф., Хуснутдинова Л.А.

История Казанской школы терапевтов насчитывает два столетия научных достижений и открытий. Клиническое преподавание заложено немецкими профессорами Ф.Х. Эрдманом и К.Ф. Фуксом и продолжено российскими терапевтами Н.А. Скандовским, Н.А. Виноградовым, А.П. Казем-Беком, Н.К. Горяевым и другими выдающимися учеными. Видные казанские деятели ХХ века внесли большой вклад в развитие современной терапии, имена М.Н. Чебоксарова, З.И. Малкина, А.Г. Терегулова, И.Г. Салихова известны и уважаемы мировой медицинской общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Созинов А.С., Абдулганиева Д.И., Галявич А.С., Хамитов Р.Ф., Хуснутдинова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE KAZAN SCHOOL OF THERAPISTS (ON THE OCCASION OF THE 200TH ANNIVERSARY OF THE KAZAN STATE MEDICAL UNIVERSITY)

The history of the Kazan School of Therapists numbers two centuries of scientific achievements and discoveries. German Professors F.H. Erdman and K.F. Fuks laid the groundwork for clinical teaching continued by Russian therapists N.A. Skandovsky, N.A. Vinogradov, A.P. Kazem-Bek, N.K. Goryaev, and other distinguished scientists. The prominent scientists of the 20th century made great contributions to the development of modern therapy; the names of M.N. Cheboksarov, Z.I. Malkin, A.G. Teregulov, and I.G. Salikhov are known and they are respected by the world medical public.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ КАЗАНСКОЙ ШКОЛЫ ТЕРАПЕВТОВ (К 200-ЛЕТИЮ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)»

ХРОНИКА

© Коллектив авторов, 2014

К истории Казанской школы терапевтов (к 200-летию Казанского государственного медицинского университета)

А.С. СОЗИНОВ, Д.И. АБДУЛГАНИЕВА, А.С. ГАЛЯВИЧ, Р.Ф. ХАМИТОВ, Л.А. ХУСНУТДИНОВА, Т.Н. ХАЛФИНА, Н.Г. ШАМСУТДИНОВА, Э.Р. КИРИЛЛОВА

ГБОУ «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России

The history of the Kazan School of Therapists (on the occasion of the 200th anniversary of the Kazan State Medical University)

A.S. SOZINOV, D.I. ABDULGANIEVA, A.S. GALYAVICH, R.F. KHAMITOV, L.A. KHUSNUTDINOVA, T.N. KHALFINA, N.G. SHAMSUTDINOVA, E.R. KIRILLOVA

Kazan State Medical University, Ministry of Health of Russia

Аннотация

История Казанской школы терапевтов насчитывает два столетия научных достижений и открытий. Клиническое преподавание заложено немецкими профессорами Ф.Х. Эрдманом и К.Ф. Фуксом и продолжено российскими терапевтами Н.А. Скандовским, Н.А. Виноградовым, А.П. Казем-Беком, Н.К. Горяевым и другими выдающимися учеными. Видные казанские деятели ХХ века внесли большой вклад в развитие современной терапии, имена М.Н. Чебоксарова, З.И. Малкина, А.Г. Терегулова, И.Г. Салихова известны и уважаемы мировой медицинской общественностью.

Ключевые слова: Казанская школа, терапевты, история, клиническое преподавание.

The history of the Kazan School of Therapists numbers two centuries of scientific achievements and discoveries. German Professors F.H. Erdman and K.F. Fuks laid the groundwork for clinical teaching continued by Russian therapists N.A. Skandovsky, N.A. Vinogradov, A.P. Kazem-Bek, N.K. Goryaev, and other distinguished scientists. The prominent scientists of the 20th century made great contributions to the development of modern therapy; the names of M.N. Cheboksarov, Z.I. Malkin, A.G. Teregulov, and I.G. Salikhov are known and they are respected by the world medical public.

Key words: Kazan School, therapists, history, clinical teaching.

История Казанской терапевтической школы — два столетия служения медицине, научных достижений и открытий, эволюция преподавания и врачебного дела, судьбы десятков людей, принадлежащих к плеяде казанских терапевтов.

Датой основания медицинского образования в Казани де-юре считается 2 (14) мая 1814 г. — дата открытия отделения врачебных наук в Императорском Казанском университете. Однако клиническое преподавание внутренних болезней началось еще в 1810 г. на кафедре общей патологии и терапии под руководством молодого профессора медицины Виттен-бергского университета Федора Христофоровича Эрдмана, вошедшего в историю как первый декан медицинского факультета [1]. Благодаря его усилиям в 1815 г. была открыта в отдельном здании клиника университета, однако преподавание тера-

Сведения об авторах:

Созинов Алексей Станиславович — ректор

Галявич Альберт Сарварович — проф., зав. каф. факультетской терапии

Хамитов Рустэм Фидагиевич — проф., зав. каф. внутренних болезней №2

Хуснутдинова Лия Александровна — асс. каф. госпитальной терапии с курсом эндокринологии

Халфина Тамила Ниловна — асс. каф. госпитальной терапии с курсом эндокринологии

Шамсутдинова Наиля Гумеровна — асс. каф. госпитальной терапии с курсом эндокринологии

Кириллова Элина Ринадовна — асс. каф. госпитальной терапии с курсом эндокринологии

пии велось в сложных условиях — всего 6—8 коек и 3 студента. Ф.Х. Эрдман оставался на своем посту в течение 7 лет, после чего уехал в Дерптский университет.

Карл Федорович Фукс, выдающийся ученый-естествоиспытатель, стал преемником Ф.Х. Эрдмана [2]. Разносторонняя личность, он занимался вопросами краеведения, этнографии, был автором уникальных очерков о казанских татарах. К.Ф. Фукс исследовал состояние здоровья жителей Казани, описал бушующую в Казани холеру. При нем в практику преподавания терапии был введен разбор больных в амбулаторных условиях и тем самым положено начало поликлиническому обучению студентов.

Н.А. Скандовский, преемник и ученик К.Ф. Фукса, ставший следующим руководителем кафедры терапевтической клиники (1837—1863), был первым русским профессором-терапевтом в Казанском университете [3]. Областью его научных исследований было в первую очередь санитарное неблагополучие в Казани; он изучал и описывал тифозную горячку, перемежающуюся лихорадку, этиологию и патогенез малярии. В годы деятельности Никанора Алексеевича происходит значимое событие — открытие в 1840 г. Университетской клиники на 60 коек («Старая клиника»).

И.Г. Линдгрен завершил череду последователей «натурфилософского и краеведческого направления» в медицине [4]. Воз-

Контактная информация:

Абдулганиева Диана Ильдаровна — доц., зав. каф. госпитальной терапии с курсом эндокринологии; 420012 Казань, ул. Бутлерова, д. 49; тел.: +7(987)296-2768; e-mail: diana_s@mail.ru,

А.С. Созинов и соавт.

главляя кафедру частной патологии и терапии, он стал инициатором открытия госпитальной клиники в Казани. В 1870 г. ее первым заведующим стал И.И. Зедерштедт [5].

С 1863 г. начался новый виток развития Казанской терапевтической школы [6]. Именно тогда свою деятельность в Казанском университете начал Николай Андреевич Виноградов, ученик С.П. Боткина. Николай Андреевич возглавлял кафедру частной патологии и терапии; занимался вопросами механизма и локализации акустических явлений в сердечно-сосудистой системе, вопросами обратимости амилоидоза, впервые описал клиническую картину тромбоза легочной артерии. Кроме того, он одним из первых в России создал клиническую лабораторию, ввел обязательные патолого-анатомические вскрытия, термометрию в клинике и мн. др. [4].

Последователи Н.А. Виноградова занимались различными вопросами функциональной патологии. П. И. Левицкий изучал проблемы терморегуляции, а также влияния на организм различных химических веществ. М.А. Хомяков проводил эксперименты для изучения дыхательных шумов и I тона сердца, написал монографию «Болезни мочеполовых органов». Н.И. Котовщиков, великолепный клиницист, написал «Руководство по клиническим методам исследования внутренних болезней», не имевшее себе равных в то время не только в России, но и за границей.

Профессор А.Н. Казем-Бек (ученик Н.А. Виноградова и Н.И. Котовщикова, заведующий кафедрой факультетской терапии в 1906—1913 гг.), внес большой вклад в развитие кардиологии. Он занимался проблемами диагностики врожденных и приобретенных пороков сердца, первым описал признаки аневризмы левого желудочка, происхождение I тона сердца. Им введена в практику электрокардиография, именно в его клинике А.Ф. Самойловым снята первая электрокардиограмма [7].

С.В. Левашов, ученик С.П. Боткина, заведующий кафедрой факультетской терапии, чрезвычайно много сделал для развития лабораторной диагностики в Казани, установил в клинике один из первых в мире рентгеновских аппаратов. В научном плане С.В. Левашова интересовали инфекционные болезни.

А.Н. Засецкий, заведующий кафедрой госпитальной терапии в 1903—1912 гг., ученик В.А. Манассеина, автор «Лекций по частной патологии и терапии», занимался проблемами влияния терморегуляции на обменные процессы (секрецию желудка, кислотность мочи и т.д.), изучал взаимосвязь мышечных сокращений и азотистого обмена.

Сторонниками функционального подхода в диагностике заболеваний были В.Ф. Орловский, известный научными изысканиями в области патологии почек и поджелудочной железы, и С.С. Зимницкий, по праву считающийся основателем функциональной диагностики патологии желудка и почек, посвятивший более 20 лет изучению иммунодиагностики и серотерапии [4].

В целом период 1863—1917 гг. можно назвать «золотым веком» Казанской медицинской школы, периодом развития, реформирования, научных открытий и достижений.

Первые годы после Октябрьской революции стали серьезным испытанием для медицинской науки. Многие профессора покинули Казань навсегда; от болезней и голода умерли 7 профессоров, в том числе профессор Л.Л. Фофанов, заведующий кафедрой факультетской терапии, чьи работы по гастроэнтерологии, туберкулезу, лучевой терапии цитировались в самых серьезных отечественных и зарубежных трудах.

Этот сложный период пришелся на время работы М.Н. Че-боксарова (ученик А.Н. Казем-Бека), заведующего кафедрой факультетской терапии (1917—1932 гг.). Он занимался вопросами физиологии и патологии надпочечников, атеросклерозом, особенностями осмотического давления белков крови при экспериментальном нефрите. Михаил Николаевич трижды избирался деканом медицинского факультета, был ректором КГУ.

В этот же период в Казани работал основоположник отечественной гематологии, заведующий кафедрой госпитальной терапии (1919—1943 гг.) Николай Константинович Горяев — ученик Н.И. Котовщикова и А.Н. Казем-Бека, посвятивший себя изучению физиологии, клинике болезней селезенки, морфологии крови при различных заболеваниях, диагностики гемолити-

ческой желтухи, лейкозов, болезни Верльгофа, туберкулеза селезенки и др. [7].

История Казанской терапевтической школы в послереволюционные годы связана с созданием и расширением Казанского медицинского института, открытием, в том числе педиатрического факультета и кафедры внутренних болезней №2. Ее первым заведующим стал В.И. Катеров, известный исследованиями в области туберкулеза, много сделавший для развития санаторно-курортного дела в Татарии.

Профессор З.И. Малкин (ученик М.Н. Чебоксарова, заведующий в послереволюционные годы кафедрой факультетской терапии), клиницист с широким кругом научных интересов, по праву считается основателем ревматологии в Казани. Во время Великой Отечественной войны в центре внимания Залмана Из-раилевича и его коллег было изучение заболеваний, участившихся во время войны, — пневмоний, гиповитаминозов, алиментарной дистрофии, септической ангины. Его приемником был профессор В.А. Анисимов.

Профессор Абубекир Гиреевич Терегулов, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней и госпитальной терапии [7], был верен лучшим традициям казанских ученых-терапевтов и своего учителя А.Н. Казем-Бека. Значительную часть его научных изысканий занимали вопросы заболеваний желудочно-кишечного тракта, исследование регуляции дыхания и функциональной диагностики легких, методы функциональной диагностики заболеваний почек.

Профессор К.А. Маянская была достойным продолжателем традиций, заложенных А.Г. Терегуловым. Руководя кафедрой внутренних болезней №2, а затем госпитальной терапии, она занималась изучением рентгенологических особенностей сопряженных заболеваний пищеварительной системы.

В 70—80-е годы XX века Казанская школа терапевтов продолжала свое развитие, были созданы новые кафедры — туберкулеза, эндокринологии, клинической фармакологии. Это годы появления целой плеяды новых имен — профессора Д.А. Валиму-хаметова, Ф.Т. Красноперов, В.В. Талантов, А.А. Визель.

Активная работа продолжалась на основных терапевтических кафедрах. Р.Ш. Абдрахманова, ученица А.Г. Терегулова (заведующая кафедрой факультетской терапии), следовала традициям изучения ревматизма и патологии органов дыхания при ревматических заболеваниях.

Профессор В.Ф. Богоявленский заведовал кафедрой госпитальной терапии в 1970—1983 гг. При нем большое развитие получила разработка проблемы атеросклероза и ишемической болезни сердца [7]. В то же время кафедру внутренних болезней №2 возглавлял С.И. Щербатенко — ученый, известный исследованием холинергических процессов при ревматизме.

Профессор И.А. Латфуллин (заведующий кафедрой внутренних болезней №2) много сделал для понимания патогенеза и разработки лечения инфаркта миокарда.

Профессор Рустэм Фидагиевич Хамитов, преемник И.А. Латфуллина на посту заведования кафедрой, явился одним из пионеров изучения в России роли некоторых внутриклеточных микроорганизмов в течении бронхиальной астмы и противовоспалительного действия макролидных антибиотиков в длительной терапии данного заболевания, широко обсуждаемого в настоящее время.

Профессор Альберт Сарварович Галявич (заведующий возрожденной в 2000 г. кафедрой факультетской терапии), обладая широким спектром научных интересов, является признанным авторитетом в кардиологии. Научные направления деятельности кафедры — изучение вопросов атеросклероза, острого коронарного синдрома, артериальной гипертонии, сердечной недостаточности. При участии А.С. Галявича впервые в Татарстане разработана и внедрена система круглосуточного оказания высокотехнологичной помощи больным инфарктом миокарда.

Профессор Ильдар Газимджанович Салихов, ученик З.И. Малкина и В.Е. Анисимова, с 1983 по 2011 г. возглавлял самую крупную терапевтическую кафедру — кафедру внутренних болезней №1 лечебного факультета, образованную слиянием кафедр факультетской и госпитальной терапии, впоследствии — кафе-

К истории Казанской терапевтическом школы

дрой госпитальной терапии. Профессор И. Г. Салихов внес выдающийся вклад в развитие современной терапевтической школы — талантливый ученый, великолепный клиницист, незаурядный руководитель, он заведовал кафедрой почти 30 лет. Основным научным направлением кафедры оставалось изучение заболеваний ревматического круга: по инициативе и при участии Ильдара Газимджановича впервые в Поволжском округе создана специализированная ревматологическая помощь. Модернизировался учебный процесс — введен единый методологический подход к клиническому преподаванию. И.Г. Салихов подготовил несколько поколений терапевтов, работающих в Республике Татарстан и различных регионах, в том числе доцента С.П. Якупову, руководившую кафедрой в 2011—2013 гг. В настоящее время про-

должателем дела профессора Салихова стала д.м.н. Д.И. Абдулга-ниева.

Оглядываясь назад и смотря в будущее, мы понимаем, что 200-летняя история клинического преподавания внутренних болезней казанскими терапевтами совершенно верно отражает истинный смысл понятия «терапевтическая школа»: «Это эстафета мыслей, эстафета дел, эстафета принципов и методов подготовки кадров, эстафета воспитания и развития взаимоотношений человеческих качеств» [8].

Коллектив авторов выражает благодарность Национальному архиву РТ (директор Горохова Людмила Васильевна), сотрудникам Научной библиотеки КГМУ.

ЛИТЕРАТУРА

3.

4.

Исаков А.П., Исаков Е.П. Летопись Казанского Государственного Университета (история в фактах, подтвержденных документами). Казань: Дизайн-студия МИАН 2004; 1: 10—11.

Загоскин Н.П. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета. Казань: Типо-лит. Имп. Ун-та 1904, ч. II.

НА РТ, ф. 977, оп. Мед.фак, д. 1058, лл. 1—4. Терегулов А.Г. К истории терапевтических школ Казани (К 150-летию Казанского университета имени В. И. Ульянова-Ленина). Клин мед 1955; 10: 85—90.

5. НА РТ, ф. 977, оп. Совет, д. 4294, л. 65.

6. Университетский Устав 1863 года. Книга по требованию [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.samirday.ru/ reprint, свободный.

7. Альбицкий В.Ю., Амиров Н.Х., Созинов А.С., Галлямов А.Б. История Казанского государственного медицинского университета. Казань: Магариф 2006.

8. Салихов И.Г. Размышления о медицине и врачевании... Казань: Мастер Лайн 2001.

Поступила 09.12.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.