Научная статья на тему 'К истории изучения ранневизантийской литургии'

К истории изучения ранневизантийской литургии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
492
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТУРГИЯ / РАННЯЯ ВИЗАНТИЯ / ХРИСТИАНСТВО / ИСТОРИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стржалковская А. Д., Зубарев В. Г.

В работе рассматривается основной круг исследований, посвященных изучению ранневизантийской литургии. Автор дает основные направления изучения, характеризует важнейшие сочинения и классифицирует рассматривавшийся круг проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории изучения ранневизантийской литургии»

УДК 94(37).09

К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЛИТУРГИИ

A.Д. СТРЖАЛКОВСКАЯ1

B.Г. ЗУБАРЕВ2

В работе рассматривается основной круг исследований, посвященных изучению ранневизантийской литургии. Автор дает основные направления изучения, характеризует важнейшие сочинения и классифицирует рассматривавшийся круг проблем.

I) Белгородский государств енный национальный исследовательский университет

Ключевые слова: литургия, Ранняя Византия, христианство, историография.

e-mail: [email protected]

Тульский государственный национальный университет им. Л.Н. Толстого

e-mail: [email protected]

При изучении истории христианской литургии историографию можно рассматривать с нескольких позиций. Первая группа исследований, относящихся к нашей теме — это труды светских ученых, освещавших историю и культуру Византии.

Начать обзор стоит с российских исследователей, работавших в светской исторической науке в области культуры и искусства еще в Российской империи в конце XIX — начале XX вв. В этой группе нам будут особенно интересны работы Н.П. Кондакова (1844-1925 гг.), русского историка византийского и древнерусского искусства, археолога, создателя иконографического метода изучения памятников искусства. Его труд «Иконография Богоматери»1 описывает древние изображения Богоматери, а для нашего исследования интересны некоторые упоминания о присутствии ее изображений на богослужебных предметах (чаши, над престолами).

Исследование А.С. Уварова «Христианская символика»2 подробно знакомит нас с символическим искусством первых христиан, при этом, описывая наличие престола в местах христианских собраний, а также символических изображений евхаристических чаш, что имеет отношение к нашей теме и подтверждает наличие обрядности на христианских собраниях в первые века.

Еще один видный исследователь Д.В. Айналов (1862-1939 гг.) российский и советский историк искусства, упоминает о внутреннем устройстве и убранстве храмов в труде «Мозаики 1У-У вв. Исследования в области иконографии и стиля древнехристианского искусства»3.

Подобного рода информация содержится также в трудах Н.В. Покровского4, Ф.И. Успенского, Ю.А. Кулаковского5.

Полезны также работы по истории византийского права А.Ф. Азаревича6, труды по теории и истории культуры Л.П. Карсавина7, П.П. Муратова8.

В советский период исследователи в светской исторической науке практически не занимались вопросами истории литургии в Византии, у них мы находим лишь не-

1 Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Режим доступа: http://www.icon-

art.mfo/book_contents.php?book_id=зз

2 Уваров А.С. Христианская символика. М.; СПб., 2001. 240 с.

3 Айналов Д.В. Мозаики ГУ-У вв. Исследования в области иконографии и стиля древнехристианского искусства. СПб., 1895. 199 с.

4 Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 2000.

5 Кулаковский Ю.А. История Византии. В 3 т. СПб., 1996. Т.1. 446 с.; Т. 2. 401 с.; Т. 3. 456 с.

6 Азаревич Д.И. История византийского права Ч. 1-2. Ярославль, 1876-1877; он же: Античный мир и христианство. Ярославль, 1880.

7 Карсавин Л.П. Культура средних веков. СПб., 1918.

8 МуратовП.П. Византийская живопись //Ночные мысли. М., 2000. С. 152-173.

значительные упоминания по данной теме. Работы советских исследователей необходимы нам для представления общего исторического процесса в Византии, который оказывал влияние на генезис и развитие литургии. М.В. Левченко9 (1890-1955 гг.), историк-византинист, особое внимание уделял социально-экономической истории Византии, проблеме русско-византийских отношений, историографии. Его ученик Г.Л. Курбатов10 известен работами именно по Ранней Византии. Интересны работы З.В. Удальцовой11, рассматривающие социально-политические проблемы в Византии, и исследования Н.В. Пигулевской12 (1894—1970 гг.), касающиеся внешнеполитических вопросов и др.

В области византийской культуры и искусства в советский период наиболее интересны исследования А.П. Каждана13 (1922-1997 гг.), В.Н. Лазарева14. Работы этих авторов дают информацию о культурно-историческом развитии византийского общества, что наложило свой отпечаток и на литургию.

Современные отечественные светские исследователи продолжают обращаться к истории Византийской империи: С.Б. Дашков и его книга «Императоры Византии»15 служит опорным справочным материалом, содержащим краткую информацию обо всех правителях империи с характеристикой также и церковной политики. В работе современных историков М.А. Поляковской и А.А. Чекаловой «Византия: быт и нравы»16 коротко рассмотрены некоторые христианские традиционные обычаи, касающиеся богослужений. В.В. Бычков, отечественный историк эстетики, в работе «Малая история византийской эстетики»17 объясняет мировоззрение византийцев, их отношение к религии, а также понимание религиозных догматов.

Наконец, фундаментальная книга С.Б. Сорочана18 является одной из первых попыток системного концептуального изложения исторического «потока жизни» населения Византии. О богослужении говорится на с. 119-129.

Работы зарубежных историков по истории Византийской империи, а также византийской культуры последнего столетия включают большое количество сочинений, но, по нашему мнению, особенно важны работы Ш. Диля «Основные проблемы византийской истории»19, Ж.К. Шейне «История Византии»20, которые рассматривают общеисторические проблемы.

Следующей группой исследований в историографии нашей темы стали церковные исследователи. Работ этих авторов значительно больше, но их специфика заключается в сугубо теологических подходах, без учета специфики общеисторического развития.

Среди трудов российских церковных исследователей нам будут полезны церковно-исторические труды историков, занимавшихся вопросами истории Древней Церкви и святоотеческого богословия в России до революции и в первой половине

9 Левченко М.В. История Византии краткий очерк. М.; Л., 1940. 200 с.

10 Курбатов Г.Л. Византия в VI столетии. Л.: Учпедгиз, 1950. 135 с.; Он же: История Византии: Историография. Л., 1975; Он же: Ранневизантийские портреты: К истории общественно-политической жизни. Л., 1991. 270 с.; Он же: Ранневизантийский город (Антиохия в VI веке). Л., 1962. 286 с.

11 Удальцова З.В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии (по данным историков

IV-VII вв.). М., 1974; Она же: Италия и Византия в VI веке. М., 1959. 542 с.

12 Пигулевская Н.В. Ближний восток, Византия, славяне. Л., 1976. 240 с.; Она же: Месопотамия в эллинистическую и парфянскую эпохи / Ближний Восток, Византия, славяне. Режим доступа: http: //www.fidel-kastro.ru/history/ rossia/pigulevskaja.htm.

13 Каждан А.П. Византийская культура. М., 1968; Он же: Два дня из жизни Константинополя / miriobiblion.ru.

14 Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.

15 Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1997.

16 Поляковская М.А., Чекалова А.А. Византия: быт и нравы. Свердловск, 1989. 293 с.

17 Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991. 408 с.

18 СорочанС.Б. Византия: парадигмы быта, сознания и культуры. Харьков, 2011.

19 Диль Ш. Основные проблемы византийской истории. М., 1947.

20 Шейне Ж.-К. История Византии / пер. с фр. В.Б. Зусевой. М., 2006. 158 с.

XX века, например, В.В. Болотов21 (1853-1900 гг.) и М.Э. Поснов22 (1873-1931 гг.) стали авторами книг по истории христианской Церкви, описали религиозную политику императоров, развитие Церкви, усложнение ее иерархии. Исследование А.В. Карташева (1875-1960 гг.) «Вселенские соборы»23 важно с точки зрения влияния Вселенских соборов на историческое развитие литургии, и, как дополнение к теме Вселенских соборов, служит книга «История догматических движений в эпоху вселенских соборов»24 А.А. Спасского (1866-1916 гг.), который был профессором Московской Духовной Академии, учеником и преемником знаменитого А.П. Лебедева, доктора церковной истории. «История Церкви»25 Н.Д. Тальберга (1886-1967 гг.), русского духовного писателя, публициста, историка, эмигрировавшего в США, это обширный труд в области изучения истории Церкви в эпоху Вселенских соборов и не только. К темам церковной истории и истории литургии относится ряд трудов священнослужителя Православной церкви в Америке, протопресвитера и богослова А.Д. Шмемана (1921-1983 гг.), в числе которых «Исторический путь православия» и др.26

В группе церковных исследователей, работавших в XX веке в области святоотеческого богословия, относятся Г.В. Флоровский (1893-1979 гг.) и его работа «Восточные отцы Церкви»27, И.Ф. Мейендорф (1926-1992 гг.) - «Введение в святоотеческое богословие»28.

К церковным историкам середины и второй половины XX века относится Л.А. Успенский (1902-1987 гг.), выдающийся русский иконописец, богослов, автор труда «Богословие иконы Православной Церкви»29, который поможет объяснить, как устройство храма связано с литургией.

К этому же периоду относятся работы А.В. Меня (1935-1990 гг.), протоиерея Русской православной церкви, богослова, проповедника, автора книг по богословию, истории христианства и других религий; по основам христианского вероучения, православному богослужению весьма ценен будет его «Библиологический словарь в 3 т.»30

Изучением специально истории литургии занималась церковная наука - историческая литургика. Научные труды по исторической литургике присутствуют у церковных исследователей начала XX века. А.П. Голубцов (1860-1911 гг.), будучи русским богословом, профессором Московской духовной академии, написал исследование «Из чтений по Церковной Археологии и Литургике»31 в 2 частях, во второй части рассмотрел древние литургии и их списки с попыткой установить датировку. Несколько работ, касающихся исторической литургики, есть у А.А. Дмитриевского (1856-1929 гг.)32. Известный труд К.Э. Керна (1899-1960 гг.) «Евхаристия»33 содержит подробную информацию от происхождения евхаристического обряда до его разделения на группы.

21 Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви / Под ред. и с предисл. проф. A. Бриллиантова. СПб., 1907.

22 Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). Киев, 1991.

23 Карташев A^. Вселенские соборы. М., 1994.

24 Спасский A.A. История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Сергиев-Посад, 1906. Т.1. Режим доступа: http://krotov.info/history/04/kern/spassky10.htm.

25 Тальберг Н.Д. История Церкви. М., 2000. 516 с.

26 Шмеман A^. Исторический путь православия. Нью-Йорк, 1953. Режим доступа: http://www.krotov.mfo/libr_mm/25_sh/shme/man_01.html; Он же: Введение в литургическое богословие. М., 1996; он же: Евхаристия: таинство Царства. М., 1993.

27 Флоровский Г.В. Восточные Отцы IV века / www.lib.eparhia-saratov.ru; он же: Восточные Отцы

V-VIII веков. Режим доступа: www.lib.eparhia-saratov.ru.

28 Мейендорф И.Ф. Введение в Святоотеческое Богословие. Минск, 2001. Режим доступа: http: //www.klikovo.ru/ db /book/msg/890.

29 Успенский ЛА. Богословие иконы православной Церкви. М., 2001. 471 с; Он же: Символика храма. Режим доступа: http://kds.eparhia.ru.

30 Мень A^. Библиологический словарь в 3 т. М., 2002.

31 Голубцов A.^ Из чтений по Церковной Aрхеологии и Литургике. Сергиев Посад, 1918.

32 Дмитриевский A.A. Древнейшие патриаршие типиконы Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской церкви. Киев, 1907; Он же: Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока / Типиконы Т. I. Киев, 1901; Он же: Устройство храмов на Aфо-не и их украшения/ Руководство для пастырей. Вып. №12. 1887.

33 Керн К. Евхаристия. Из чтений в православном богословском институте в Париже. Киев, 2005. 243 с.

Нельзя не отметить православного богослова XX в., экзегета и литургиста М.Н. Скабалановича (1871-1931 гг.) и его «Толковый типикон»34, в котором изложена вся история развития богослужебной традиции христиан, начиная с еврейской традиции и заканчивая VIII веком, а также выдающегося литургиста и музыковеда Н.Д. Успенского (1900-1987 гг.)35, рассматривавшего отдельные виды богослужений.

В качестве дополнительного материала важны лекции по исторической литургике современных авторов В.А. Алымова и М.С. Красовицкой.

Из работ зарубежных церковных исследователей нам будут интересны работы австрийского кардинала К. Шенборна «Икона Христа»36, где раскрыта догматическая сторона некоторых христианских таинств, и работы в области истории литургии в Византии Германа Шульца37 (1836—1903 гг.), немецкого протестантского богослова.

Британский католический священник Р.Ф. Тафт имеет фундаментальные работы «Византийский церковный обряд. Краткий очерк» и др.38

Самым важным и интересным исследованием у зарубежных исследователей по истории литургии стал труд Х. Уайбру «Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения и византийского обряда»39, который описывает историю развития литургии в IV-VIII вв.

Все исследования церковных историков литургики сводятся к описанию обрядов на том или ином этапе развития, при этом не уделяется большого внимания историческим причинам изменений в обрядах на различных этапах формирования.

Нами не было найдено достаточно подробных исследований, на современном научном уровне рассказывающих о влиянии государства и социально-исторических процессов, других исторических факторов на формирование и эволюцию литургии. Таким образом, исследование генезиса и эволюции ранневизантийской литургии представляется сегодня необходимой задачей для светской исторической науки.

THE HISTORY OF STUDYING OF THE EARLY BYZANTINIAN LITURGY

A.D. STRZHALKOVSKAYA1 V.G. ZUBAREV2

Belgorod National Research University

e-mail: [email protected]

Tula State Pedagogical Unuversity name Lev Tolstoy

e-mail: [email protected]

The paper considers the basic outline of the research, dedi- cated to the study of Early Byzantinian liturgy. The author gives the main directions of the study, describes the most important works and classifies on range of problems.

Key words: the liturgy, the Early Byzantine empire, Chris- tianity, historiography.

34 Скабаланович М.Н. Толковый типикон. М., 2004. 678 с; он же: Рождество Христово. Сергиев-Посад, 1996. 200 с.

35 Успенский Н.Д. К вопросу о происхождении Литургии Преждеосвященных Даров // Палестинский патерик. Вып.9. СПб., 1899; Он же: Литургия Преждеосвященных Даров (Историколитургический очерк) //Богословские Труды. №15. М., 1976; Он же. Православная вечерня (историколитургический очерк). Вечернее богослужение в IV в. Режим доступа: http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=719; Он же. Византийская литургия: историколитургическое исследование. Анафора: опыт историко-литургического анализа. М., 2006.

36 Шейнборн К. Икона Христа. М. - Милан, 1999. 230 с. Режим доступа:

http: / / www.krotov.info/libr_min /sh/shtraus/shon_oo .html.

37 Shuiz H.J. The Byzantine Liturgy: Symbolic Structure and Faich Expression. New York, 1986.

38 Тафт Р.Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк / пер. с англ. А.А. Чекаловой. СПб., 2000. 160 с.; он же: The Great Entrance. Rome: Pontifical Institute of Oriental Studies, 1975; Он же: The Liturgy of the Great Church: an Initial Synthesis of Structure and Interpretation on the Eve of Iconoclasm. Dumbarton Oak Papers 34-35.1980-1981.

39 Уайбру Х. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения и византийского обряда. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.