История российского образования
К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
О.В. ЕГОРОВА
Кафедра теории механизмов и машин Московский государственный открытый университет
129 805, Москва, ул. Павла Корчагина, 22
В 1809 г. Александром I был подписан Манифест об организации Корпуса инженеров путей сообщения и Института корпуса путей сообщения. В комиссию по разработке проекта Манифеста входил А. Бетанкур, который стал основателем и «особым инспектором» (ректором) первого в России высшего технического учебного заведения. Он создал новый тип высшего технического заведения, который и два столетия спустя сохраняет свою ценность. Институт корпуса путей сообщения оказал большое влияние на развитие всей системы высшего технического образования в России.
В ХУГП в. в передовых странах Европы победил капитализм, в других - близились буржуазные революции. Россия же оставалась монархией с могущественным административным аппаратом. Экономическое и политическое развитие проходило на базе феодального способа производства1. Но, несмотря на крепостное право, в России уже началась эпоха промышленной активности. К началу XIX в. действовало 167 горных заводов и более двух тысяч предприятий обрабатывающей промышленности. Россия занимала первое место в мире по выплавке чугуна и экспорта железа. Мелкотоварное производство становилось основой возникновения мануфактур - в полотняной, суконной, шелковой, сахарорафинадной и фарфоровой промышленности. Постепенно шел переход от мануфактурного производства к фабричному. Петербург как столица России стал самым большим по числу жителей городом и крупнейшим промышленным центром. В 1800 г. его население составляло 220 тыс. чел., в 1811 - 300 тыс. чел., а в 1831 - уже 450 тыс. чел.2 Город нуждался в потребительских товарах. Ежегодно здесь собирались огромные партии экспортных и импортных грузов. Ещё Петр I стремился превратить Петербург в «великий купеческий магазин», и в продолжение его намерений из года в год расширялись связи столицы с городами России и с зарубежными странами. Это требовало совершенствования существующих и строительства новых путей сообщения. Кроме того, участие России в войнах с Персией, Турцией, Швецией, Францией также требовало срочного улучшения всех коммуникаций.
Экономические и политические интересы Российского государства привели к учреждению указом императора Павла I от 28 февраля 1798 г. центрального государственного ведомства путей сообщения - Департамента водяных коммуникаций,
главной целью которого стало создание непрерывной сети водяных путей сообщения в стране. В состав Департамента вошла также Экспедиция устроения сухопутных дорог в государстве. Во главе Департамента в 1801-1809 гг. стоял известный государственный деятель Н.П.Румянцев (1754-1826), занимавший пост министра коммерции, а с 1808 - министра иностранных дел. Под его руководством были созданы крупные водные системы: Мариинская (Волга-Нева-Петербург) и Тихвинская, началось строительство Обводного канала в Петербурге, были проведены работы по улучшению шоссейных дорог в западной части России. Изучив состояние путей сообщения России, зарубежное дорожное дело, в том числе первую чугунную дорогу в Англии, Румянцев пришел к выводу, что развитие путей сообщения - важная государственная задача, которую невозможно решить без инженерных кадров. Поэтому он представил императору Александру I «Предложение о надежных мерах для учреждения по всей России удобных сообщений по суше и на воде3. В этих предложениях были учтены идеи видного инженера Ф.П. Деволанта (1752-1818), работающего в Департаменте водяных коммуникаций, который раньше других понял необходимость создания высшей технической школы в России и даже предложил в 1803-1804 гг. основать первый транспортный вуз - Центральную гидравлическую школу. К сожаленью, проект так и не был осуществлен.
По инициативе Румянцева в структуре Департамента был создан особый отдел «по учебной части». В 1807 г. император Александр I решает в соответствии с предложениями Н.П. Румянцева и М.М. Сперанского создать комиссию с участием Деволанта для подготовки проекта указа об организации корпуса гидравликов и строителей при Департаменте, а также и института для подготовки инженерных кадров.
20 ноября 1809 г. последовал Высочайший Манифест, в тексте которого говорилось: «Для образования способных исполнителей учреждается особенный Институт, в коем юношеству, желающему посвятить себя сей важной части, открыты будут все источники наук, ей свойственных, для поощрения тех, кои желают предопределить себя в сей род службы, полагаются разные награды и поощрения»4. В соответствии с Манифестом Департамент водяных коммуникаций преобразовывался в Главное управление водяных и сухопутных сообщений и был также организован Корпус инженеров путей сообщения.
В комиссию по разработке проекта Манифеста с самого начала входил гениальный испанский инженер Августин Бетанкур. За свою отличную работу в комиссии он был произведен в генерал-лейтенанты и 15 сентября 1809 г. назначен «особым инспектором» института, о чем имеется запись в Формулярном списке о службе и достоинстве свиты его императорского величества состоящего по армии Генерал-лейтенанта Бетанкура (апрель 12 дня 1818 г.)5. В указе Александра I по поводу этого назначения сказано: «Я удостоверен, что генерал-лейтенант Бетанкур по известным его знаниям и ревности к службе, приняв на себя звание, особенно будет полезен в прочном сего заведения устроении».
Августин Бетанкур родился в аристократической семье 1 февраля 1758 г. в городе Пуэрто-де-ла-Крус на острове Тенерифе - одном из Канарских островов. При рождении он получил имена Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина6. Кроме него в семье было ещё семь детей - три сына и четыре дочери. Их первым учителем стал отец, подполковник испанской службы и, хотя Августин, как и все дети, посещал местную школу, основное образование он получил дома, самостоятельно изучив французский и английский языки. С само-
го детства он проявил интерес к точным наукам, технике и искусству но, как это было принято в аристократических семьях, начал свою деятельность с военной службы. В 1779 г. 20-летним юношей А.Бетанкур был принят в Королевскую школу Святого Исидора в Мадриде, где изучал элементарную и высшую математику.
В конце марта 1784 г. он выехал во Францию, где продолжил обучение у известного математика Гаспара Монжа (1746-1818) и выдающегося инженера Жана Родольфа Перроне (1708-1794). За несколько лет напряженной учебы, практической деятельности и общения с выдающимися учеными Европы Августин Бетанкур сформировался как профессиональный ученый-исследователь и, по возвращении в Мадрид, был назначен директором Королевского кабинета машин - первого в мире музея истории техники. Коллекция насчитывала 271 модель и 327 чертежей, кроме того, включала библиотеку манускриптов и книг. Уже к концу 1790-х гг, Августин Бетанкур считался крупнейшим инженером Испании и занимал пост директора Школы дорог, каналов и мостов в Мадриде, организатором которой сам и являлся.
Вероятно, по политическим причинам, в 1807 г. он был вынужден покинуть свою Родину и переехать сначала во Францию, а затем в Россию. В архиве Испании имеется подлинник письма Бетанкура из Петербурга своему другу от 21 декабря 1808 г., в котором он пишет: «Будучи разлучен с семьей и не желая служить ни Наполеону, ни Жозефу, я принял решение поступить на службу к российскому императору, который обращается со мной самым почтительным образом, какой вы только можете себе представить. Я обедаю с ним один-два раза в неделю, решаю дела непосредственно с Его Величеством, он мне положил 20 тыс. рублей годовых, оплачивает мои апартаменты...»7. 30 ноября 1808 г., в год своего 50-летия, Августин Бетанкур был принят на русскую военную службу в чине генерал-майора. Вместе с ним в Россию приехала и его семья: жена Анна, три дочери -Каролина, Аделина, Матильда и сын Альфонс.
Известно, что ещё раньше, в ноябре 1807 г. по рекомендации известного дипломата, тайного советника Коллегии иностранных дел и посланника России в Мадриде И.М. Муравьева-Апостола (1802-1805 гг.) Бетанкур в первый раз посетил Санкт-Петербург, чтобы познакомиться с новой для него страной и обсудить возможность перехода на русскую службу. В архиве Испании имеется подлинник донесения графа Нороньи (полномочный министр Испании в России 1799-1807 гг.) премьер-министру Педро Севальосу от 8 декабря 1807 г., в котором он сообщает: «Несколько дней назад в столицу Российской империи прибыл дон Августин де Бетанкур, интендант королевской армии. Я представил его графу Румянцеву, который принял гостя с великими любезностями. Российский министр назначил ему прибыть во дворец, где обер-гофмейстер императорского двора представил его государю императору для личной аудиенции. Такой чести удостаивались ранее только послы, ибо других иностранных особ представляют императору на приемах . ,.»8. Очевидно, что для Бетанкура, благородного дворянина, отношение к нему со стороны высокопоставленных лиц играло немаловажную роль, и возможно, именно этот факт лег в основу его выбора страны проживания.
Решению о переезде способствовала и личная встреча Августина Бетанкура с императором России, которая состоялась во время переговоров Александра I с императором Франции в сентябре 1808 г. в городе Эрфурте. На встрече присутствовал Н.П. Румянцев, по рекомендации которого Александра I просил прислать в Россию
французских инженеров для оказания помощи в развитии строительного искусства. Профессор Института Корпуса инженеров путей сообщения Е.М. Соколовский впоследствии писал: «При первом перемирии со своим могучим противником он (Александр I) просил его (Наполеона) отпустить в Россию людей, знакомых с инженерным делом и могущих быть строителями и вместе с тем образователями молодого поколения русских инженеров»9. Наполеон Бонапарт благосклонно отнесся к просьбе и одобрил кандидатуру Бетанкура как ученика знаменитого ученого Г.Монжа, которого Наполеон незадолго до названной встречи назначил президентом Сената, присвоив ему титул графа.
Трудно переоценить наследие, которое оставил Бетанкур на новой Родине. За неполные 16 лет он построил уникальные архитектурные ансамбли и инженерные сооружения в Санкт-Петербурге, Туле, Казани, Варшаве, Москве, Нижнем Новгороде и в других больших и малых городах России.
Инженерные проекты по защите города Твери от разлива реки Волги; реконструкция Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской водных систем; развитие устаревшей системы водоснабжения Царского Села; переоснащение на основе паровой машины Тульского оружейного завода; создание механической землечерпалки с паровым двигателем для очистки акватории Кронштадского порта; строительство и оснащение Экспедиции заготовления государственных бумаг (денег) в Петербурге и в Варшаве; сооружение литейно-пушечного завода в Казани; строительство 60 зданий крупнейшей ярмарки в Нижнем Новгороде; проектирование и возведение каменной церкви святого Георгия на Большеохтинском кладбище; создание в Москве конногвардейского манежа у Кремля принесли Августину Августиновичу широкую известность и авторитет. Но, все же, главным достижением Бетанкура следует считать создание первого в России высшего технического учебного заведения - Института корпуса инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения).
Августин Бетанкур всегда был переполнен научными идеями. При разработке проекта нового учебного заведения Бетанкур использовал все самое лучшее, что было создано к тому времени в системе высшего технического образования в Европе, и, конечно же, свой опыт организации Школы дорог, каналов и мостов в Мадриде. Опираясь также на достижения своих французских учителей: Г. Монжа, основателя Политехнической школы, и Ж.Р. Перроне, основателя Школы мостов и дорог, он не просто повторил в России западный стиль преподавания, а сделал значительный шаг вперед и создал новый тип высшего технического заведения, который и два столетия спустя сохраняет свою ценность. В 2004 г. Институт корпуса инженеров путей сообщения отмечал 195 лет со дня основания.
Следует вспомнить, что во Франции XVIII в. стал веком строительства дорог. Корпус мостов и дорог во Франции был учрежден в 1716 г., а в 1747 г. в Париже была основана Школа мостов и дорог - первое в мире высшее учебное заведение, которое готовило инженеров путей сообщения. Мосты, построенные Перроне и его учениками, и сегодня поражают нас своей красотой и смелостью инженерной мысли. К началу XIX в. Франция уже располагала многочисленными кадрами инженеров, поэтому Бетанкур, сам выпускник Школы Перроне, для преподавания специальных дисциплин в Институте корпуса инженеров путей сообщения в России пригласил французских специалистов, а также молодых французских инженеров (Базен, Потье, Фабр, Дестрем, Клапейрон, Ламе).
Преподавание в Институте первые 20 лет его работы велось на французском языке, что позволяло студентам изучать самые последние научные труды по инженерному делу в подлинниках. Разработанные Бетанкуром программа и учебные планы предусматривали одновременную научную, инженерную и специальную подготовку, что было нововведением для России и, в целом, передовым для того времени. Теоретическая подготовка студентов сочеталась с работой в мастерских, практикой за пределами Института и постоянными чертежными работами. Это создавало почву для добротной профессиональной подготовки молодых специалистов.
Принципиальные основы новой программы выдержали проверку временем, стали образцом для других высших технических школ России, которые открывались в течение ХЕК в. и нуждались в такой постановке преподавания, которая рождала бы профессионалов нового поколения, способных проектировать и создавать широкий спектр инженерных объектов. Главными принципами нового учебного заведения стали:
1) серьезная общетеоретическая подготовка студентов с опорой на математические дисциплины;
2) универсальный подход к инженерной деятельности на базе широкой культуры, обеспечивающий творческую направленность выпускников;
3) развитие конкретных навыков работы студента с механизмами и машинами в ходе практических занятий при обучении;
4) прохождение практики в реальных условиях.
Основную цель созданного им учебного заведения Бетанкур видел в том, чтобы «снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству работ в Империи». Он считал, что воспитанники Института «должны быть знакомы с основными началами наук и практическими их приложениями к инженерному искусству». Институт корпуса инженеров путей сообщения действительно стал тем стволом достойной высшей технической школы России, от которой пошли все многочисленные ветви.
В соответствии с Манифестом Александра I Августин Бетанкур одновременно с организацией работы Института начал создавать библиотеку и учебные кабинеты. Первые книги для библиотеки, различные инструменты и модели для учебных кабинетов по его заказу были закуплены в Париже и в 1810 г. доставлены в Санкт-Петербург.
Заслугой Бетанкура в создании российской системы высшего технического образования стало внедрение в учебный процесс широкого курса высшей математики и начертательной геометрии, созданной Г. Монжем. Петербургский институт корпуса инженеров путей сообщения стал колыбелью начертательной геометрии в России. Ученые Института не только развили теорию этой науки и создали на ее основе многие новые прикладные дисциплины, но и осуществили мечту Монжа: «народному образованию будет дано полезное направление, если наши молодые специалисты привыкнут применять начертательную геометрию к графическим построениям, необходимым во многих областях, и пользоваться ею для построения и определения элементов машин, при помощи которых человек, используя силу природы, оставляет за собой только работу разума».
В целях преемственности Бетанкур оставлял в Институте лучших выпускников и готовил из них будущих профессоров. Так, например, в 1813 г. в Институте был оставлен на преподавательской работе один из талантливейших выпускников первого приема А.Д. Готман (1790-1865), впоследствии ставший ректором Института (1836-1843 гг.)10.
Особое внимание Бетанкур уделял созданию учебных пособий, с помощью которых профессора института могли обеспечить самостоятельную подготовку студентов. С 1816 г. Институт начал литографировать и издавать учебные курсы лекций своих профессоров. На первый план была поставлена учебная литература по высшей математике, механике, начертательной геометрии. В «Военном журнале» за 1811 г. отмечалось, что «высшей математике у нас в России учат только в одном училище путей сообщения, куда известный генерал Бетанкур ввел ее только в весьма недавнем времени».
За период с 1816 по 1825 г. вышли в свет учебник К. Потье «Основания начертательной геометрии» (на французском языке и одновременно на русском языке в переводе инженера Я.А. Севастьянова), учебное пособие «Вышняя геометрия в пространстве» А.И. Майорова, курс «Начальные основания дифференциального исчисления» П. Базена (переведенный в 1819 г. на русский язык инженером В. Галяминым), курс лекций Я.А. Севастьянова «Начальные основания аналитической геометрии», «Основания механики» М. Дестрема, «Начальные основания интегрального исчисления» П. Базена и Г. Ламе, курс И. Резимона по минералогии.
Среди специальных дисциплин, определявших высокий уровень подготовки инженеров, был «Курс построений», разработанный М.С. Волковым. Новый курс включал методы проектирования и строительства всех транспортных сухопутных и гидротехнических сооружений, содержал важные разделы: строительные материалы, строительные механизмы, производство строительных работ, строительство шоссейных дорог и мостов, гидротехнику. В 1835 г. в курс был включен новый раздел - железные дороги. Все перечисленные курсы и разделы в дальнейшем стали самостоятельными предметами учебного плана Института.
Вторым по значению в инженерной подготовке был курс прикладной механики, который в 1821 г. выделился в самостоятельный предмет из теоретической механики. Этот курс предусматривал изучение паровых машин, строительных и дорожных механизмов и всех других механических устройств, связанных со строительством и эксплуатацией транспортных сооружений и водоснабжения.
В 1823 г. был опубликован курс по теории построения машин профессора Д.С. Чижова «Записки о приложении начал механики к исчислению действия некоторых из машин, наиболее употребительных», ставший первым в России учебником по прикладной механике.
Огромной заслугой Бетанкура является организация в Институте Музея учебных образцов. В 1813 г. в «Особый зал» поступили первые экспонаты. Музей состоял из шести кабинетов: модельного и механического, строительно-рабочих инструментов, образцов строительных материалов, физического, геодезического, минералогического. В кабинетах проводились практические учебные занятия. Экспонаты помогали глубже изучать преподаваемые дисциплины, использовать знания на практике. Коллекция Музея непрерывно пополнялась моделями, макетами, чертежами, выполненными при строительстве мостов, каналов, зданий, сооружений. Кроме того, студенты и мастера изготавливали модели в учебных мастерских Института. Так, в музей поступили выполненные под непосредственным руководством Бетанкура 14 моделей по начертательной геометрии и несколько моделей механизмов, изготовленных самим Бетанкуром. Часть коллекции сохранилась до наших дней.
Свою инженерную деятельность Бетанкур мыслил как способ преобразования жизненной сферы (среды) посредством применения техники, а создание машин как техническое, художественное и социальное творчество. Ему было чуждо прими-
тивное служение сиюминутной выгоде. Он утверждал: «В технике недостаточно получить желаемый результат, необходимо кроме этого прийти к нему с помощью конструкций самых легких, самых простых, самых прочных и наиболее подходящих к привычкам рабочих». На инженерное дело Бетанкур распространил принцип известного римского архитектора и инженера второй половины I века до н. э. Витрувия: прочность, польза, красота. Неслучайно, те, немногие сохранившиеся инженерно-технические сооружения Бетанкура, являются не только плодом инженерного труда, но и произведениями искусства.
Основные усилия Бетанкура в работе Института были направлены на воспитание европейски образованных и квалифицированных инженеров. Занимая в России положение инженера номер один, Бетанкур заложил профессиональную традицию, которая обеспечила стране качественное, надежное исполнение и решение основных задач в машиностроении, в сооружении мостов, дорог и зданий.
Молодые ученые из числа выпускников института, оставленные для работы в Институте, создали русский научный язык, терминологию и подготовили переход на русский язык всей системы обучения инженерному делу в России.
С появлением железных дорог в Европе Россия сразу же включилась в совместный процесс железнодорожного строительства: у нее уже имелись профессионально подготовленные инженерные кадры, и это были ученики Бетанкура, выпускники его Института. Они прекрасно понимали, что решают не только техническую задачу, но и общекультурную, общенациональную. Им пригодилась широта взгляда, которую обеспечивают универсальность образования и личная творческая активность. И, конечно же, перед их глазами был прекрасный пример учителя - Августина Бетанкура.
Истинно высшее, техническое образование выпускники Института стали получать первыми в мире. Интеллектуальный размах теоретика, опыт и талант инженера в сочетании с блестящим педагогическим даром позволили Бетанкуру создать учебную систему с огромными потенциальными возможностями. И примечательно, что русских инженеров Х1Х-ХХ1 вв. никто не может упрекнуть в недостатке компетентности или в скудости воображения.
Петербургский Институт корпуса инженеров путей сообщения, созданный Бетанкуром, стал одним из ведущих научных учебных центров, оказал большое влияние на развитие всей системы высшего технического образования в России.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Боголюбов А.Н., Павлов В.Е., Филатов Н.Ф. Августин Бетанкур (1758-1824). Ученый, инженер, архитектор, градостроитель. - Нижний Новгород, 2002. - С. 97.
2 Там же.
3 Там же. - С. 99.
4 Соколовский Е.М. Пятидесятилетие института и корпуса инженеров путей сообщения. Исторический очерк. - СПб, 1859. - С. 6-7.
5 Егорова О.В. Московский Манеж. Прошлое и настоящее. - М., 2006. - С. 28.
6 Боголюбов А.Н. Августин Августинович Бетанкур. - С. 14.
7 Россия и Испания. Документы и письма. - М., 1997. - Т. 2. - С. 44.
8 Там же. - С. 29.
9 Соколовский Е.М. Пятидесятилетие института и корпуса инженеров путей сообщения. Исторический очерк. - СПб, 1859. - С. 5.
10 Глащенков Г.А., Павлов В.Е. Ректоры Петербургского государственного университета путей сообщения (1809-1889). - СПб., 1997. - С. 13.
HISTORY OF FORMATION OF HIGHER TECHNIAL EDUCATION IN RUSSIA
O.V. EGOROVA
Department of Theory of Machine & Mechanisms Moscow State Open University 22 P. Korchagin Str., Moscow, 129805 Russia
In 1809 Emperor of Russia Alexander I had been signed a document - Manifest on organization of Corps of Engineers of Transport and Institute of Engineers of Transport. Since the very beginning Betancourt participated in the work of the commission for developing the document project and later became the «the Special Inspector» (Rector) of the first technical educational institute in Russia. Thus, Institute of Engineers of Transport (nowadays Petersburg State University of Transport), established by Betancourt, really became one of the leading scientific educational centers and rendered the big influence on development of all system of higher technical education in Russia.