УДК 9(Р47)
Н.И. Горлова
К ИСТОРИИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ПРАКТИК В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
В статье рассматривается дореволюционная практика добровольного участия населения в проведении всенародной переписи населения Российской империи 1897 года. Автор проследил взаимодействие различных учреждений и ведомств на региональном уровне в процессе организации и общей координации работы неоплачиваемых счетчиков - собственно непосредственных добровольных участников переписной кампании. В исследовании автор обратился к рассмотрению социально-демографического портрета и количественного состава добровольных корреспондентов на примере организации переписи населения в Курской губернии. Представленный состав счетчиков позволил весьма успешно справиться с возложенным на них объемом работ по переписной кампании.
Освещен процесс поэтапной подготовки основного и резервного «штатного» состава добровольных счетчиков, начиная с рекрутинга заведующими переписными участками респондентов переписи населения вплоть до организации обучения, включающего в себя ознакомление с самой процедурой и порядком организации переписи, правилами заполнения форм переписных документов, штудирования «Наставления счетчикам», а также проведения необходимого инструктажа. Подробно анализируется специфика используемых методов в работе счетчика во время участия в переписной кампании городского населения.
всероссийская перепись населения, добровольные счетчики, заведующие переписными участками, переписные участки, счетные участки.
Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской империи была проведена 9 февраля 1897 года, подтвердив со всей очевидностью свою значимость в качестве одного из ведущих инструментов управления государством и обществом, позволяя получить объективную и оперативную информацию о численности и составе населения.
Опыт проведения переписи населения в дореволюционной России играет важнейшую роль в развитии общества и как инструмент выработки и проведения целенаправленной политики государства, и как источник для исторической ретроспективы в вопросе становления общества.
Николай II в своем Указе Правительствующему сенату отмечал: «Перепись должна обнять всех без исключения жителей на всем пространстве земель Державы Нашей и представить полное и точное исчисление населения Государства, как в распределении по отдельным областям и губерниям, уездам, городам и селениям, так и по составу населения, то есть по возрастам, полам, состояниям, вероисповеданиям, племенам, занятиям и другим признакам, указанным в переписных листах. Исчисления всеобщей переписи послужат Нам и поставленным от Нас правительственным и общественным учреждениям важным пособием для различных мероприятий на пользу Отечества.
Пребываем в полной уверенности, что все лица, призываемые к участию в производстве переписи, кто по должности, так и по добровольному с их стороны желанию, усердным исполнением возлагаемого на них труда, а каждый житель Империи Нашей правдивым показанием о себе и своих близких всех требуемых сведений, потщатся содействовать успешному достижению указанной Нами цели предстоящей переписи - полного и точного исчисления населения Государства» 1.
Подготовке переписи 1897 года предшествовала многолетняя работа взаимодействия различных учреждений и ведомств царской России как на общероссийском, так и на региональных уровнях в проведении народоисчисления населения.
Большая роль в организации переписи населения отводилась так называемым счетчикам -собственно непосредственным участникам переписной кампании, «хороший состав которых является самым важным условием успешного исполнения означенной переписи» 2. Всего для
1 Именной высочайший Указ Правительствующему сенату «О проведении Первой всеобщей переписи населения Империи» // Церковные ведомости (офиц. часть). 1897. № 1. 4 янв.
2 Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. 57. Оп. 1. Д. 41. С. 46.
© Горлова Н.И., 2017
осуществления переписи было привлечено до 150 тысяч переписного персонала - счетчиков, которыми было заполнено 30 млн бланков.
Руководство счетчиками на местах осуществлялось заведующими переписным участком в городах и уездах, в обязанности которых входило: разделение своего переписного участка на определенные счетные участки и «самостоятельное определение требуемого числа счетчиков сообразно не только числу хозяйств (числу квартир)... местным условиям, а также принимая во внимание степень общего развития и грамотность населения» 3.
Норма нагрузки одного счетчика в городах составляла до 750 жителей и около 1 500 квартир. В сельской местности счетчик должен был обойти 400 хозяйств, опросить до 2 000 жителей.
В организации переписи предусматривалось участие двух категорий счетчиков. Работа одних строилась по принципу оплаты труда («вознаграждение»), другая часть рассматривала свое участие в работе с точки зрения добровольности и на безвозмездных началах. Денежное вознаграждение счетчиков определялось для каждой губернии и области отдельно. Так, в Курском уезде при организации работы 104 счетчиков 49 человек трудились на добровольной основе 4.
Заведующий переписным участком формировал основной и запасной (резервный) состав участников переписи, «которых он мог бы послать в те участки, в коих произойдет при переписи какое-либо замешательство, обусловленное или болезнью счетчика, или просто тем, что счетчик не успевает справиться со своим делом или производит его ошибочно и небрежно» 5.
В счетчики отбирались достаточно грамотные, вежливые, толковые, терпеливые, организованные люди, знакомые с местными условиями, способные по своим нравственным качествам внушать полное доверие заведующим переписных участков и населению в целом.
К участию в производстве Первой всеобщей переписи населения в качестве счетчиков привлекались: священно- и церковнослужители; учителя народных училищ; местные земельные собственники, приказчики и конторщики владельческих усадеб; владельцы и приказчики местных лавок и промышленных заведений; отставные и запасные нижние чины; местные обыватели из числа грамотных (окончившие успешно курс местных учебных заведений и др.) 6. Войти в состав счетчиков рекомендовалось учителям церковно-приходских школ. Так, в одном из положений постановления Училищного совета при Святейшем синоде учителям церковно-приходских школ разрешалось принимать на себя обязанности счетчиков по личному приглашению заведующих
7
переписными участками .
Кроме того, Главной переписной комиссией признавалось целесообразным приглашать к участию в работе счетчиков студентов высших учебных заведений, воспитанников старших классов средних учебных заведений.
Вопрос участия женщин в переписи решался положительно только «"в случае надобности" к исполнению обязанностей счетчиков, там, где это по местным условиям будет признано мерою, обеспечивающей успех переписи» 8.
Заведующий проводил необходимый инструктаж для переписного персонала, включающий в себя ознакомление с самой процедурой и порядком организации переписи, правилами заполнения переписных документов. Под его наблюдением счетчики должны были основательно изучить «Наставление счетчикам» (далее - Наставление), формы переписных листов и правила для их ознакомления.
В «Наставлении счетчикам» содержалась подробнейшая инструкция действий. Например, п. 7 Наставления гласил: «.начиная обход с какого-либо конца своего участка, счетчик входит последовательно в каждый дом и обращается к домовладельцу или лицу, его заменяющему, чтобы совместно с ним проверить показанное в списке счетчика число квартир; затем он обходит каждую квартиру в сопровождении дворника, где таковой имеется, и оставляет хозяину ее или кому-либо из живущих в квартире переписной лист, а если нужно по числу живущих в квартире, и добавочные листы (когда живущих в квартире более 10). Вместе с тем счетчик отмечает в своем
3 Там же. Д. 11. С. 21.
4 Там же. Д. 10. С. 333.
5 Там же. С. 334.
6 Там же. Д. 16. С. 20.
7 Церковные ведомости. 1896. № 42. С. 384.
8 ГАКО. Ф. 57. Оп. 1. Д. 16. С. 68.
списке число выданных им по каждому дворовому месту или дому переписных листов для контроля числа этих листов при обратном получении их заполненными.
П. 8. При выдаче листов счетчик обращает внимание квартирохозяев на необходимость внимательного прочтения правил, помещенных на заглавной и последней страницах переписного листа, разъясняет способ заполнения этих листов и просит непременно их заполнить к тому дню, к которому приурочена перепись. При этом он осведомляется, может ли быть выполнен этот лист без помощи его, счетчика. Если счетчик усмотрит, что без его содействия по каким-либо причинам нельзя ожидать правильного выполнения листа, то он отмечает такую квартиру в списке
9
и др.» .
По окончании обучения следовала проверка знаний и тестирование. Например, заведующий мог предложить произвести примерное заполнение нескольких переписных листов. Только те из кандидатов в счетчики, кто успешно справлялся с заданиями, демонстрировал ясность, понимание поставленных задач и схему поэтапных действий, допускался до исполнения своих прямых обязанностей.
По установлению Местной переписной комиссии «лишь после того, как заведующий участком убедится, что счетчики вполне усвоили себе правила заполнения переписных листов, но никак не позже как за 2 недели до дня, к которому приурочивается перепись», он раздает счетчикам точные сведения границ или планы счетных участков, списки дворовых мест и домов, в них заключающихся, переписные листы, наставления и прочие бланки и предметы, необходимые для производства переписи 10.
Заведующие переписными участками также устанавливали ежедневный контроль за деятельностью счетчиков, отслеживая качество и своевременность выполняемых видов работ 11.
Счетчикам выдавались специальные нагрудные металлические знаки и особые «Свидетельства личности счетчика» . В Свидетельствах конкретизировался порядок проведения переписи в контексте «общих правил для счетчиков», представленных семью пунктами. Кроме того, их обеспечивали портфелями и чернильницами, которые по окончании переписи оставались в собственности счетчиков.
Работа счетчиков проходила в два этапа: в рамках подготовительного этапа (декабрь 1896 -январь 1897 года) счетчики обходили вверенные им участки и заполняли переписные листы, далее заведующие переписными участками просматривали их на предмет правильности заполнения; основной - второй этап («критическая дата» - 28 января 1897 года). Счетчики единовременно вновь посещали участки, проверяли опросные листы и при необходимости корректировали данные опроса. На переписных городских участках в работе счетчика практиковался метод самоисчисления, заключавшийся в специфике организации его работы. В усадьбах, городских домовладениях и заводах обязанности счетчика ограничивались тем, что они лишь приносили, забирали и проверяли переписные листы. Заполнение листов вменялось в обязанность хозяевам, домовладельцам, арендаторам. В сельской местности использовался метод опроса (счетчик заполнял самостоятельно переписные листы при опросе каждого хозяйства, что объяснялось необходимостью - низким уровнем грамотности населения). Заполненные таким образом и проверенные переписные листы поступали заведующим переписными участками и после уточнения направлялись в соответствующие губернские и центральный статистические комитеты.
Заведующие переписными участками заблаговременно проводили предпереписную подготовку, включая работу с должностными лицами полиции, по обеспечению беспрепятственного доступа временных счетчиков в дома и помещения, а также по вопросам безопасности переписчиков и сохранности переписных документов.
К особым обязанностям чинов полиции относилось:
«.а) оповестить не позже 15 января 1897 года население по домам о предстоящем производстве переписи;
б) объявить всем домовладельцам, что между 18-м января и 1-м февраля, для раздачи переписных листов, отобрания и проверки их, а также и для заполнения, в случае надобности, переписных листов, будут являться в дома и квартиры счетчики, снабженные на сей предмет особым
9 ГАКО. Ф. 57. Оп. 1. Д. 7. С. 85.
10 Там же. С. 59.
11 Там же. С. 2.
12 Циркуляр № 269 от 30 ноября 1896 г. Главной переписной комиссии // Там же. Д. 6. Л. 18.
свидетельством и нагрудным знаком. Означенные счетчики должны быть беспрекословно впускаемы в дома и квартиры для исполнения обязанностей;
в) обязать домовых дворников, где таковые имеются, оказывать счетчикам всякое содействие, указывать порядок расположения квартир и жилых помещений в домах и сопровождать их в оные. В тех домах и дворовых местах, где нет дворников, счетчик за указаниями расположения квартир обращается к самим домовладельцам, арендаторам домов или лицам, их заменяющим;
г) обязать домовых дворников или лиц, их заменяющих, 28-го и 29-го января не отлучаться из домов.
3. Пристава полицейских участков или частей (или другие соответственные сим чинам должностные лица) должны войти в ближайшее соглашение с заведующими переписными участками относительно совместных действий счетчиков и по полиции при производстве переписи в ночлежных домах и т.п. приютах для рабочего и не имеющего постоянного места жительства населения, а также в случаях могущих возникнуть недоразумений при переписи, как в частных домах, так особенно в гостиницах, постоялых дворах и проч.» .
Кроме того, представители полиции наводили справки о проделанной работе участниками переписи, проверяя, «были ли счетчики во всех домах или дворовых местах их полицейского участка», и в случае выявленного нарушения немедленно информировали заведующего
14
переписным участком» .
По итогам переписи населения императорским указом была учреждена специальная медаль для награждения исключительно «безвозмездных счетчиков», переписавших не менее 500 человек .
Однако в соответствии с Циркуляром № 2438 от 16 февраля 1897 года Главная переписная комиссия «признала возможным не придерживаться безусловно одной общей нормы числа переписанных счетчиков лиц» и в виде исключения «допустить понижение определенного в нем [циркуляре] минимума даже до 250 лиц, в местностях, где Губернскими или Особыми комиссиями это будет признано действительно необходимым, вследствие разбросанности населения и других местных обстоятельств, делавших труд счетчика особенно тяжелым, при условии составления им и второго экземпляра листов» .
Всенародная перепись населения Российской империи 1897 года заложила основы советской, позже современной официальной статистической методологии и системы всероссийской переписи населения, а также организации работы с переписчиками и инструкторами-контролерами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борщик, Н.Д. Первая всероссийская перепись населения 1897 г.: история подготовки и проведения в Курской губернии [Текст]. - Курск : Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004. - С. 27.
2. Государственный архив Курской области (ГАКО). - Ф. 57. - Оп. 1.
3. Именной высочайший Указ Правительствующему сенату «О проведении Первой всеобщей переписи населения Империи» [Текст] // Церковные ведомости (офиц. часть). - 1897. - № 1. - 4 янв.
4. Церковные ведомости [Текст]. - 1896. - № 42. - С. 384.
5. Циркуляр № 269 от 30 ноября 1896 г. Главной переписной комиссии [Текст] // ГАКО. - Ф. 57. -Оп. 1. - Д. 6. - Л. 18.
13 ГАКО. Ф. 57. Оп. 1. Д. 41. С. 283.
14 Там же.
15 Борщик Н.Д. Первая всероссийская перепись населения 1897 г.: история подготовки и проведения в Курской губернии. Курск : Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004. С. 27.
16 ГАКО. Ф. 57. Оп. 1. Д. 41. С. 403.
REFERENCES
1. Borshchik, N.D. Pervaya vserossiyskaya perepis' naseleniya 1897 g.: istoriya podgotovki i provedeniya v Kurskoy gubernii [Text]. - Kursk : Izd-vo Kursk. gos. un-ta, 2004. - S. 27.
2. Gosudarstvennyy arhiv Kurskoy oblasti (GAKO). - F. 57. - Op. 1.
3. Imennoy vysochayshiy Ukaz Pravitel'stvuyushchemu senatu "O provedenii Pervoy vseobshchey perepisi naseleniya Imperii" [Text] // Tserkovnye vedomosti (ofits. chast'). - 1897. - N 1. - 4 yanv.
4. Tserkovnye vedomosti [Text]. - 1896. - N 42. - S. 384.
5. Tsirkulyar N 269 ot 30 noyabrya 1896 g. Glavnoy perepisnoy komissii [Text] // GAKO. - F. 57. - Op. 1. - D. 6. - L. 18.
N.I. Gorlova
VOLUNTARY PRACTICES IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA
The paper treats voluntary participation in nationwide census which took place in the Russian Empire in 1987. The author focuses on the cooperation of different local organizations and institutions aimed at the coordination of census enumerators, who worked on a voluntary basis. The author performs social-demographic and quantity analyses of census enumerators of the Kursk region, who successfully coped with their work. The article describes the process of training volunteers for maintaining census-related activities in a detailed way, starting with the recruiting activities and finishing with training sessions (the introduction into census enumeration, the establishment of rules for census enumeration, the establishment of rules for form filling, etc.). The paper analyzes the specific methods used by census enumerators.
nationwide census, voluntary census enumerators, census division managers, census areas, enumeration
districts.