Научная статья на тему 'К истории деятельности Русской Православной церкви в Армении'

К истории деятельности Русской Православной церкви в Армении Текст научной статьи по специальности «История России»

CC BY
389
47
Поделиться
Ключевые слова
русская православная церковь / благочинные округа / ереванская православная епархия / православный приход / миссионерская деятельность

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Степанянц С.М.,

Текст научной работы на тему «К истории деятельности Русской Православной церкви в Армении»

УДК 94(479.25) УДК 281.93:266.2 (479.25)

К ИСТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В АРМЕНИИ

В статье исследованы основные этапы истории возникновения, развития и становления Русской Православной церкви в Армении, ее роли в жизни местного русского и иного православного населения. В статье показаны ступени развития и деятельности православных приходов и благочиний, как на территории Восточной Армении, так и Карсской области. Показаны миссионерская деятельность русских священников и их роль в усилении позиций православия на юге Российской империи; строительство новых православных церквей и соборов, а также важная роль православных иереев в улучшении образования и строительстве церковно-приходских школ.

Ключевые слова: Русская православная церковь, благочинные округа, Ереванская православная епархия, православный приход, миссионерская деятельность.

Православная церковь на территории Западной и Киликийской Армении издавна имела свои приходы. В основном это были приходы греческой и ассирийской православных церквей. В более позднее время православные приходы и даже монастыри появились и на территории Восточной Армении. Но в отличие от Западной Армении здесь имелись также и приходы Грузинской православной церкви.

К середине XIX в., в связи с переходом Восточной Армении под власть Российской империи, с появлением здесь русских переселенцев и созданием русских военных поселений на ее территории стали образовываться и приходы Русской Православной церкви. Сразу же после взятия Ереванской крепости войсками генерала Паскевича в 1827 г. Ереванская мусульманская мечеть была превращена в русскую православную церковь1. Позиции православной церкви на территории юго-западного Закавказья весьма усилились после русско-турецкой войны 1877-78 гг., когда в связи с присоединением к империи Карсской области сюда стало переселяться значительное количество русских. К началу Первой мировой войны на территории Карсской области проживали 27 тысяч 856 русских жителей2.

К концу XIX в. все православные приходы, находившиеся на территории Восточной Армении, были подчинены Грузинскому экзархату Русской Православной церкви, во главе которого со времени присоединения Грузии к Российской империи стоял русский архиепископ. Фактически деятельность православных приходов на территории Армении находилась в подчинении епископа Горийского Леонида3. Вся территория Восточной Армении и Карсской области была поделена на четыре благочинных округа: Ереванский, Александропольский и два Карсских.

На территории Александропольского благочинного округа находились следующие православные приходы: Туркашенский приход с церковью св. Константина и Елены, Оль-говский приход, Чепигский приход, Веришанский приход, Межингертский и другие.

На территории Ереванского благочинного округа находились: Койлисарский приход с церковью св. мучеников Кирилла и Иулиты, Двинский айсорский приход с церковью св. апостола Фомы, Арзинский айсорский приход с Богородично-Успенской церковью, Новобаязетский приход с церковью св. Георгия и Каракилисский железнодорожный приход с церковью св. Николая, Башнорашенский приход с церковью Иоанна Персиянина, Вагаршапатский молитвенный дом, Привольненский приход с церковью архистратига Михаила, Новомихайловский приход с церковью св. Великомученика Георгия Победоносца и другие. Отдельный приход составлял Ереванский Покровский собор.

1. Национальный архив Армении (далее - НАА), ф. 113, оп. 2, д. 124, л. 1-2.

2. Эчмиадзин. 1914, август. С. 690.

3 НАА, ф. 63, оп. 1, д. 15, л. 175.

С.М. СТЕПАНЯНЦ

Старооскольский филиал ГОУ ВПО

«Белгородский государственный университет»

e-mail: bboeva@yandex.ru

В подчинении Карсского благочинного округа имелось 19 православных приходов:

1. Аджибалинский приход с Успенской церковью; 2. Азатский приход с Георгиевской церковью; 3. Арамвартанский приход с церковью св. Георгия; 4. Ардостский приход с церковью Успения; 5. Белюк-Башский приход с Илпинской церковью; 6. Вязинкейский приход с церковью св. Николая; 7. Голицынский приход с церковью св. Николая; 8. Гренадерский приход с Покровской церковью; 9. Загаджинский приход с церковью во имя св. Георгия; 10, Исламсорский приход с Троицкой церковью; 11. Лалоглинский приход с церковью во имя св. Георгия; 12. Одинцовский приход с церковью Пресвятой Богородицы; 13. Петропавловский приход с церковью во имя св. Петра и Павла; 14. Плодородненский приход с Покровской церковью; 15. Субатанский приход с Благовещенской церковью; 16. Туйсунский приход с церковью св. архистратига Михаила; 17. Халиф-Оглинский приход с церковью св. Пантелеймона; 18. Хорошевский приход с Троицкой церковью; 19. Самоват-ский (айсорский) приход4.

Видя опору своих завоеваний в глубь Турции в строительстве военных поселений, в переселении русских на новозавоеванные территории, в конце XIX в. имперская администрация Кавказа поддерживала также и строительство православных церквей и соборов на территории Карсской области. Вместе с тем, в большинстве случаев инициатива такого строительства исходила «снизу», от общин верующих.

Так, к 1896 г. в связи с увеличением жителей в селе Одинцовка Карсской области возникла необходимость строительства второй приходской церкви, а в июле 1898 г. было выделено 104 десятин земли под строительство епархиального собора в городе Карсе. В августе 1898 г. житель Карсского села Заладли Феодосий Лаврентьев испросил у благочинного Карсского округа разрешения на строительство на собственные средства часовни в честь святых правоверных Петра и Павла5.

Особенно часто инициатива храмового строительства исходила от новоприбывающих из центральных и сибирских губерний русских переселенцев, обживающих новые земли. Так, в своем обращении к благочинному 1-го Карсского округа от 14 августа 1905 г. зауральские переселенцы села Петропавловка писали: «Для восполнения недостающей суммы, нужной для постройки церкви нашего села, мы обязуемся принимать на себя заготовку строительного материала по каменной части, т.е. потребного количества камня и песка для строящейся в нашем селе церкви»6.

В связи с тем, что русский православный собор Еревана не вмещал всей верующей паствы, 7 декабря 1891 г. городской думой под строительство нового собора был выделен участок земли в 240 квадратных сажень7, а 11 июля 1894 г. товарищ министра внутренних дел Российской империи утвердил проект строительства православного собора в Ереване. В 1900 г. под председательством Ереванского губернатора был организован комитет по сооружению православного собора.

В селении Вагаршапат имелся православный молитвенный дом, пастырем которого был священник-миссионер Борис Вениаминов. В 1902 г. возникла необходимость строительства православного собора. С просьбой выделить участок земли под строительство собора к владетелю селения Вагаршапат — всеармянскому католикосу - обратились экзарх Грузии архиепископ Алексий и главноначальствующий на Кавказе граф Голицын. Католикос всех армян удовлетворил их просьбу и выделил участок земли8. Будущий собор должен был именоваться во имя св. Николая, а настоятелем его был назначен отец Вениаминов. Архитектором-художником проекта будущего собора был утвержден Тифлисский губернский архитектор Татищев. Был организован комитет по строительству собора под председательством действительного статского советника Хр. Канчели. По первоначальному проекту Вагаршапатский собор должен был быть роскошным, величественным и вмещать 675 человек, однако, в связи с тем, что в местном приходе состояло всего лишь 270 прихожан, было решено уменьшить его размер. Вскоре о нереальности строительства Вагаршапатского собора по первоначальному проекту заговорил и ходатай сего строительства экзарх Грузии, который в своем письме Ереванскому губернатору гра-

4 Там же, л. 18.

5 Там же, л. 152.

6 Там же, д. 22, л. 2.

7 НАА, ф. 113, оп. 2, д. 124, л. 1-2; ф. 94, оп, 3, д. 110, л. 11.

8 НАА, ф. 94, оп. 3, д. 149, л. 37-38.

фу Владимиру Федоровичу Тизенгаузену писал, что «ввиду ограничения средств, приобретенных путем сбора пожертвований, возникает настойчивое желание сократить расходы как на постройку, так особенно на сооружение здания в будущем. Это желание Комитета я вполне разделяю, и потому полагал бы уменьшить здание, изменив масштаб пола» 9. Однако, даже уменьшив смету на строительство и размеры самого собора, который вначале должен был соответствовать «своему положению при богатых постройках като-ликосской Армянской церкви», к концу 1902 г. на строительство было собрано лишь 2140 руб. 45 коп. В дальнейшем достаточных средств на строительство Вагаршапатского собора так и не было собрано.

Новоприбывающие русские переселенцы обживали не только присоединенные земли Карсской области, но и район Александрополя, где находились военные поселения. В 1893 г. в александропольских селах Агин и Александрополь началось строительство православного храма во имя св. Григория Просветителя Армении.

В сентябре 1901 г. Александрополь посетил экзарх Грузии архиепископ Алексий, который нашел, что одной церкви для гражданских верующих в Александрополе недостаточно. На конец XIX в. в Александрополе для гражданских верующих имелась одна церковь во имя св. Георгия и четыре военных церкви. Церковь 154-го Дербентского полка располагалась в доме Сарояна по Кладбищенской улице, крепостная церковь располагалась в гарнизоне и обслуживала нужды воинских частей гарнизона. Религиозные нужды Бакинского полка выполняла церковь, находившаяся на Казачьем мосту. Церковь Драгунского полка выполняла нужды Северского полка10.

После обращения преосвященного Алексия к городским властям Александрополя в 1902 г. местной городской думой был выделен участок земли в 10 десятин для строительства во второй части города второй православной церкви. В своем послании от 31 декабря 1902 г. на имя Александропольского городского головы экзарх Алексий благодарил его за предоставление городской думой земельного участка под церковь. Второй православный храм должен был именоваться во имя Священного коронования.

К середине и, в особенности, к концу XIX в. активизируется миссионерская деятельность Русской Православной церкви на территории Армении. При экзархе Грузии архиепископе Алексии было организовано миссионерское управление, а в Тифлисе сооружена православная миссионерская церковь. В феврале 1896 г. крещение по православному обряду принял житель карсского села Али-Согут турок Аслан Мустафа-оглы, а в марте того же года жители села Лал-огли Карсской области турки Ибрагим-оглы Дмин-даров и Мустафа Гасан-оглы Гатаев. При крещении их благочинным 1-го Карсского округа протоиереем Иоанном Назаровым, первый был назван Христофором, а второй Кон-стантином11.

В связи с усилением миссионерской деятельности русской церкви, в особенности, со стороны Карсского благочиния, усиливается также сопротивление этому со стороны местных магометан. Так, в апреле 1896 г., после крещения в Бардусе «новокрещенную курдианку» «соплеменники похитили, и дело дошло до ударов кинжалов и кнутов»12. Тем не менее, в мае 1896 г. священником Вязинкейского прихода к православию через св. крещение был присоединен турок Байрам Ахмед-оглы. 12 июня 1896 г. Карсским благочинным протоиереем Иоанном Назаровым были крещены жители селения Ягбалан турок-магометанин Исмаил Куретанов, его дочь Султанлы, а также житель села Алисот Аслан Мустафа-оглы13. 30 июня 1896 г., когда священник Каракилийсского (Карсская область) прихода со своим помощником совершали молебствие, «с соседней горы курды напали на них, нанесли обоим побои, изорвали на нем эпитрахиль и отняли посох»14.

Видя все усиливающееся сопротивление магометанского населения Карсской области попыткам служителей Русской Православной церкви крестить всех добровольно желающих принять христианство, 19 сентября 1896 г. военный губернатор Карсской области распорядился возложить на местную полицию охрану православных храмов «от

9 Там же, л.6-7.

10 НАА, ф. 105, оп. 1, д. 23-26, л. 4-5.

11 НАА, ф. 63, оп. 1, д. 8, л. 14-47.

12 Там же, л. 49.

13 Там же, л. 77.

14 Там же, л. 97.

кощунственных посягательств со стороны нехристиан»15. После этого миссионерская деятельность православных иереев продолжалась. В январе 1898 г. Карсским благочинным был крещен турок Мусо Магомет-оглы, а в июле того же года житель Карсского села Кар-турга Мустафа. В своем письме на имя Александропольского городского головы протопросвитер военного и морского духовенства протоиерей А. Желобовский настоятельно просил выделить участок земли под военное кладбище. Он писал о том, что общее кладбище, где погребаются православные военные, находится в плачевном состоянии «без ограды, без рва, без надзора, так что кресты с могил нижних чинов похищаются и сжигаются местным иноверным населением». 3 февраля 1900 г. городская дума выделила под военное кладбище участок земли в 4 десятин на южной стороне города16.

Русская церковь много внимания уделяла образованию, строила много церковноприходских школ. Только в Соганлунском участке 1-го Карсского благочинного округа к концу XIX в. имелись: Лал-Оглинская церковно-приходская школа с 85 учениками обоего пола, Белюк-Башская с 63 учениками, Ельчегмязская с 43 учениками, Веришанская с 38, Заладжинская с 92, Ейджинская с 50 и Чиплахлинская школа с 42 учениками. В этих школах ученики обучались: «1. Закону Божию. 2. Чтению и письму греческому и русскому. 3. Знакомились с начальными правилами русской грамматики. 4. Арифметике. 5. Церковному чтению на русском и греческом языках. 6. Церковному пению на русском и греческом языках»17. Церковно-приходская школа и дом-больница имелись и при Ах-тальском православном монастыре18. Очень часто председателем на школьных выпускных экзаменах в селах Привольное и Ново-Александровка, которыми заведовал священник Привольненского прихода Иоанн Мансветов, приглашался игумен Ахтальского монастыря архимандрит Филарет19.

Особо отличившиеся местные православные священники поощрялись поездкой в Иерусалим, на поклонение святым местам. Так, в ноябре 1898 г. в Иерусалим был отправлен приходской священник Карсского села Меджингерт Евстафий Николаев20.

К 1907 г. Карсский благочинный округ был поделен на четыре отдельных благочинных округа: Карсский, Кагызманский, Ольтинский и Ардаганский. В том же году был создан областной благочинный совет. К началу первой мировой войны на территории Восточной Армении и Карсской области была организована Ереванская епархия во главе с епископом Леонтием21.

Во время первой мировой войны и боевых действий на Кавказском фронте руководство Русской Православной церкви потребовало от Карсских благочинных вывезти все ценное имущество церквей в город Ставрополь, что и было сделано.

В связи с началом боевых действий и увеличением военных частей повсеместно чувствовался недостаток полковых и гарнизонных иереев, которых, однако, по чину иметь было не положено. Тем не менее, экзарх Грузии 18 сентября 1914 г. постановил предписать благочинным "возложить на местных священников... по приглашению начальников гарнизонов исполнение треб и ведение духовно-нравственных бесед во вновь сформированных частях войск Кавказской армии, где только расположены таковые в пределах благочиния". Однако вскоре некоторым приходским священникам все же разрешили стать полковыми священниками, а на их место были назначены временные священники. Так, приходской священник села Плодородного Дмитрий Мчедлидзе был назначен полковым священником 16-го Кавказского стрелкового полка22.

При наступлении турок в ноябре 1914 г. «были подвергнуты ограблению и осквернению» церкви св. Николая в селе Амирхан и церковь св. Георгия в селе Егтелик и как 15 августа 1915 г. Карсскому благочинному писал настоятель Заваджинского прихода священник А. Папандопуло - «святые Престолы догола были разоблачены»23.

15 Там же, л. 130.

16 НАА, ф. 105, оп. 1, д. 135, л. 43.

17 НАА, ф. 63, оп. 1, д. 15, л. 2.

18 Там же, д. 13, л. 20.

19 Там же, д. 17, л. 10.

20 Там же, д. 15, л. 189.

21 Там же, л. 25.

22 Там же, д.11, л.25.

23 Там же, л.26.

24 марта 1916 г. епископ Ереванский Леонтий, согласно Высочайшего распоряжения, был назначен епископом Кустанайским, а ректор Кишиневской духовной семинарии архимандрит Дамиан назначен епископом Ереванским и четвертым викарием Грузинской епархии24.

По самым различным вопросам, находясь в Тифлисе, католикосы Армянской церкви встречались и беседовали с экзархами Грузии. Когда в период первой мировой войны, в Тифлис прибыл Николай II, после встречи с ним католикос всех армян Геворк V имел продолжительную беседу также с архиереями Русской Православной церкви.

До самой Октябрьской революции 1917 г. Ереванская епархия Русской Православной церкви процветала. На территории, занятой русскими войсками, в Западной Армении создавались многочисленные приходы или нередко армянские приходские церкви за отсутствием армянского населения превращались в гарнизонные православные церкви, в которых проводились богослужения и обряды. К примеру, подобное произошло с Эрзе-румским армянским храмом.

Сведения о количестве русских в городах Восточной Армении на 1 января 1916 г25 показывают достаточно ощутимое их здесь присутствие (табл. 1).

Таблица 1

Сведения о количестве русских в городах Восточной Армении на 1 января 1916 г.

Наименование городов Общая численность В процентах

армян русских остальные

Ардаган 3167 54 8,5 37,5

Кагызман 11116 80 0,4 19,6

Карс 30514 84,1 4,9 11

Александрополь 51874 88 8 4

Нахичеван 8934 29,8 1,6 68,6

Новобаязет 14748 97,3 0,6 2,1

Ордубат 5717 3 1,5 95,5

Ереван 51286 72,6 2,1 25,3

Шуши 43869 53,3 2,9 43,8

Ахалкалаки 7055 87,2 6,8 6

Горис 2201 78,3 8,9 12,8

Итого 230481 65,9 4,4 29,7

Естественно, что часть русского населения составляли русские сектанты, но верующие православные составляли большинство русского населения.

Октябрьская революция, сдача Западной Армении и в том числе Карсской области поставили в трудное положение вновь образованную независимую Демократическую Республику Армению. Она охватила территорию всего в 12 тыс. кв. км. Это была лишь 1/30 часть исторической Армении. В республику вошли Ново-Баязетский уезд, часть Эч-миадзинского, Ереванского, Александропольского уездов, с населением 310 тысяч человек. Республика включила в себя лишь 1/8 часть всех армян Кавказа, на её территории находились около 500 тыс. армян-беженцев из Азербайджана и армянских территорий, оставшихся под властью Турции. За три года своего существования (28 мая 1918 - 3 декабря 1920 гг.) Армянское государство почти не имело возможности заниматься мирным государственным строительством, находясь в состоянии войны с Турцией и Азербайджаном. В этот период деятельность приходов Русской Православной церкви в Армении серьезных изменений не претерпела.

Советизация Армении с конца 1920 г. и вхождение ее в ЗСФСР, а затем в СССР (1922 г.), прекратили существование не только Ереванской православной епархии, не только приходов и церквей Русской Православной церкви, но и большого числа приходов Армянской церкви.

24 Там же, л.18.

25 Там же, д.17, л. 73.

С начала гражданской войны в России на родину из Армении возвратилась большая часть русских переселенцев.

11 марта 1923 г. у православных верующих Еревана был отнят военный собор в Ка-накере и по постановлению ЦК КП Армении передан на нужды комсомольцам Армении. В конце 20-х годов был закрыт, а вскоре и разрушен городской православный собор св. Николая. В течение всего советского периода деятельность РПЦ на территории Армянской ССР фактически не велась.

Лишь после провозглашения независимости в 1991 г. немногие уцелевшие русские православные храмы Армении возобновили свою деятельность. Ныне в Армении действуют: в селе Димитрове — церковь св. Кирика и Иулиты, в Анкаване церковь Великомученика Георгия Победоносца и церковь св. Николая (Плплан жам) в Гюмри. В Лорий-ской области действуют церкви в Ванадзоре, Амракице и Привольном. Храм в Привольном был основан в 1871 г. Ванадзорская русская церковь находится в центре города, она была построена в 1893-95 гг. по проекту архитектора Померанцева и является уменьшенной копией Софийского кафедрального собора. В 1993 г., к 100-летию ее основания, храм вновь был освящен отцом Иннокентием.

Единственный в Ереване храм Русской Православной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы был построен в Канакере, тогдашнем северном предместье Еревана, в 1913-16 гг. в качестве церкви Святого Благоверного князя Александра Невского при дислоцировавшемся напротив казачьем полку. Эта часть стояла здесь с 1828 г. - со времен победного завершения русско-персидской войны.

Правительство Армении приняло решение предоставить земельный участок для строительства в Ереване нового храма Русской Православной Церкви. Участок в 5 тыс. кв. м передан в аренду сроком на 99 лет.

Приход Русской Православной Церкви в Армении входит в Сочинское благочиние при Майкопской и Армавирской епархии. Он окормляет верующих русской общины Армении, насчитывающей ныне около 15 тыс. человек.

Историческое значение деятельности Русской Православной церкви на армянских территориях может быть оценено различно применительно к различным территориям Армении. Если на землях Западной Армении, утраченных в 1920 г., следы деятельности РПЦ окончательно исчезли, то в Восточной Армении, несмотря на десятилетия фактического прекращения деятельности, традиция сохранилась. Ее носителем выступило русское население. Сохранились и храмовые здания.

Работая в целом в русле имперской политики государства, РПЦ была, тем не менее, прежде всего средством консолидации и самоорганизации русского населения на закавказских землях. До 20-х гг. сфера влияния РПЦ в целом практически не охватила армянского населения. Некоторые успехи миссионерство имело лишь среди турецкого и курдского населения Карсской области. Тем не менее, многовековые братские чувства армян к русскому народу сделали деятельность РПЦ в Армении вполне бесконфликтной и плодотворной, как до 1918 г., так и в период обеих Армянских Республик.

TO HISTORY OF FUNCTIONING OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN ARMENIA

S.M. STEPANYANTS

Stary Oskol branch of Belgorod State University e-mail:

bboeva@yandex.ru

The origin, development and formation of Russian Orthodox Church in Armenia, its role in the life of local Russian and other orthodox population are researched in the article. The stages of development and functioning of some orthodox parishes and decent districts on the territory of East Armenia and Kars region are regarded in the article. The missionary function of Russian priests who intensified the orthodoxy stand in the south of Russian empire; the building of new orthodox churches and cathedrals, and an important role of orthodox priests trying to improve education and the building of church parish schools are displayed in the article.

Key words: Russian Orthodox Church, decent districts, Yerevan Orthodox eparchy, an orthodox parish, missionary function.