УДК 257.37 https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.5(30).2
М.А.Антипов
К ИСТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕПАРХИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ТИХВИНЕ (1723—1728)
Рассматриваются основные моменты деятельности епархиальной школы в Тихвине, основанной по благословению архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского) и действовавшей с 1723 по 1728 гг. при Тихвинском Богородицком Успенском монастыре. Согласно выявленным в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА) письменным источникам приводятся данные о социальном составе учащихся, их успеваемости и дальнейшем определении на церковное служение.
Ключевые слова: Тихвинский Богородицкий Успенский монастырь, Новгородская епархия, архиепископ Феодосий (Яновский), архиепископ Феофан (Прокопович), духовное образование
О епархиальных школах, действовавших в Новгородской епархии в первой четверти XVIII столетия,
впервые в отечественной историографии было упомянуто в «Истории Российской иерархии» — фундаментальном труде архимандрита Амвросия (Орнатского), впоследствии архиепископа. Согласно его данным, всего в Новгороде и Новгородской епархии в этот отрезок времени было основано 14 малых школ, в том числе и тихвинская [1, с. 589]. Известно также, что важная роль в насаждении духовного образования для детей священно- и церковнослужителей принадлежала в самом начале XVIII в. митрополиту Новгородскому Иову, который, в частности, «около 1706 года завел при Тихвинском монастыре "малую школу"» [2, с. 249]. Однако, как отмечает дореволюционный историк духовного образования Е.М.Прилежаев, сводить открытие партикулярных школ к одной лишь деятельности Новгородского митрополита Иова несправедливо. И здесь этот исследователь решающее значение отдает архиепископу Феодосию (Яновскому), чье архипастырское благословение способствовало открытию нескольких епархиальных школ в период с 1721 по 1724 г. [3, с. 352353]. Одной из таких школ стала тихвинская, также располагавшаяся в Тихвинском Богородицком Успенском мужском монастыре. Такой случай можно назвать уникальным, поскольку школа для отроков из духовного сословия при данной монашеской обители в эпоху Петра Великого открывалась дважды. К настоящему времени пока не выяснены обстоятельства, способствовавшие прекращению деятельности «ранней» школы при Тихвинском монастыре, но благодаря недавно разработанным письменным источникам, касающимся истории духовного образования в России XVIII столетия, значительно прояснилась краткая история епархиальной школы в Тихвине, действовавшей в 1723—1728 гг.
Учащиеся для новой сети епархиальных школ собирались по самым крупным населенным пунктам Новгородчины «по разным указом» [4, с. 300] с 1722 г. Важным, на наш взгляд, элементом характеристики деятельности этих школ, согласно выводам Е.М.Прилежаева, служит следующее: «Из тех немногих сведений, какие нашлись относительно материальной обстановки новгородских партикулярных школ, заведенных преосвящ. Феодосием, видно, что ученики не имели доли в том сборном хлебе, который по установлению Духовного Регламента должен был идти на содержание духовных училищ. Ученикам партикулярных школ "было определено довольствоваться от родителей их". Ученики из далеких сел привозили с собой съестные припасы, рассчитанные на более или менее продолжительное время» [3, с. 353]. Кроме того, «в местах, отдаленных от Новгорода, выдачу содержания учителям архиерейский дом поручал тамошним монастырям» [3, с. 354]. Отсюда содержание епархиальной школы в Тихвине целиком и полностью ложилось на архимандритов Тихвинского Богородицкого Успенского монастыря. Другой же, недавно опубликованный источник — «Доклад судьи духовных и приказных дел архимандрита Андроника архиепископу Феофану (Прокоповичу) о содержании школ при архиерейском доме» — свидетельствует о том, что учителя таких школ, где учились исключительно дети священников и причетников, содержались за счет «избираемой суммы с уездных священников, которая збирается по духовному регламенту вместо тридесятой части с пахотной их церковной земли по тринатцати копеек с четверти, денег по пятнадцати рублев, хлеба по пятнадцати четвертей на год» [4, с. 300].
К этому можно добавить, что «общая численность учащихся в новгородских школах, включая партикулярные, к 1726 г. составляла 1007 человек, что во много раз превосходило число учащихся школ, возникших в других епархиях России» [5, с. 36], что свидетельствовало о небывалом для России уровне подготовки будущих служителей алтаря на территории одной лишь Новгородской епархии.
Для церковного историка представляет большой интерес то обстоятельство, что в процитированном выше фрагменте статьи Е.М.Прилежаева автор упоминает о хранящемся в Синодальном архиве крайне важном документе [6]. Это дело, начатое в 1727 г., было посвящено предоставлению сведений о епархиальных духовных училищах по запросу Верховного Тайного Совета из Святейшего Правительствующего Синода. К сожалению, само дело историком Е.М.Прилежаевым лично рассмотрено не было. Мы же в настоящем исследовании постарались восполнить этот пробел.
Известно, что «...Феофан (Прокопович), ставший Новгородским архиепископом, разрушил систему образования, созданную в Новгородской епархии: в 1726 г. была закрыта латинская школа при архиерейском
доме, а в 1727 г. ликвидированы партикулярные школы» [7, с. 63]. «И содержалися оные школы до 726 года, а во оном 726-м году те городовые и уездные школы оставлены, и учащияся ученики роспущены...» [4, с. 300], — свидетельствует вышеупомянутый «Доклад судьи духовных и приказных дел.». Замена упраздненным учебным заведениям оказалась неравноценной: по благословению Новгородского архипастыря было устроено только «особенное училище» [8, с. 167] на своем подворье в Санкт-Петербурге. И уже 11 апреля 1728 г. архиепископ Феофан доносил в Святейший Синод о своем исполнении требований «Высочайшего указа из Верховного Тайного Совета о доставлении в оный ведомостей о числе школ и учеников в епархиях со времени учреждения Св. Синода и об источниках их содержания», для чего направил «...ведомости о школах и учениках при доме архиерейском в Новгороде и при разных монастырях и в городах обретающихся: к тем же присовокупив... число учеников наличных (кроме померших, и за неспособность высланных) и чего кто из них доселе изучил...» [6, л. 223].
Согласно данному источнику, епархиальная школа в Тихвине была основана в 1723 г., всего от начала до упразднения в ней находилось в учении 42 ученика, содержал школу подъяк Иван Григорьев (см. табл.), а «последнее определение учащегося на причетническое служение датируется 1726 годом, поэтому становится очевидным, что епархиальная школа в Тихвине была упразднена в период с 1726 по 1728 годы» [2, с. 250]. Из этого же донесения архиепископа Феофана (Прокоповича) можно сделать вывод, что учеников Тихвинской епархиальной школы обучали букварю, Часослову, Псалтири, десятословию, а также грамматике. Социальный же состав учащихся Тихвинской епархиальной школы можно представить следующим образом:
— дети священников — 22 человека;
— дети диаконов — 5 человек;
— дети причетников — 15 человек;
Всего — 42 человека.
Ведомость о Тихвинской епархиальной школе также предоставляет данные о степени освоения учащимися «богослужебных книг и учебных пособий гражданской печати, годы окончания учения и определения к причетническому служению» [2, с. 250]. При этом, на основании об определении на дальнейшее церковное служение только 3-х из 42-х учеников, можно вынести предположение: не окончившие полный курс отроки могли быть по упразднении епархиальной школы быть направлены в другие учебные заведения или продолжить обучение на дому. Но для доказательства этого требуется дальнейшая разработка темы настоящего исследования.
Таблица
Ведомость епархиальной Тихвинской школы [6, л. 176-177]
/л. 176/ 8. Епархиальная Тихфинская школа имевшая свое начало от 723 года. А при ней с начала и до упразднения во учении было учеников 42 человека которые о содержащего оную школу подъяка Ивана Григорьева объявляются.
Чинами родителей своих Имены Получением учения чиновным удостоением
поповы дети 1. Тимофей Василиев. Изучили часослов Псалтирь букварь и грамматики до Сочинения в 725 году определен в дьячка
2. Иаков Трофимов. Ни в каковый чин не определены
3. Алексий Василиев.
4.Филипп Василиев.
5.Владимир Феодоров
диаконов сын 6. Михаил Феодоров
дьячков сын 7. Антон Иоаннов
пономаревы дети 8. Трофим Афанасиев
9. Марк Афанасиев
10. Андрей Иаковлев
поповы дети 11.Панкратий Давидов Часослов псалтирь букварь и грамматики до 2-го Согласия с Симфониею в 726 году определен в пономаря
Ни в каковый чин не определены
12. Феодор Григориев
13. Еремей Борисов
14. Никифор Борисов
15. Афанасий Иаковлев
дьячков сын 16. Марк Гавриилов
пономаревы дети 17. Борис Семенов
18. Василий Саввин
19. Димитрий Саввин
/176 об./ поповы дети 20. Василий Алексеев Изучилися букварь и писать Ни в каковый чин не определены
21. Симеон Алексеев
22. Исаакий Феодоров Изучили часослов псалтирь и букваря десять заповедей
23. Назарий Петров
дьячковы дети 24. Кирилл Иоаннов
25. Лев Иоаннов Псалтирь и букваря до 4-й заповеди
26. Терентий Иоаннов
поповы дети 27. Ларион Иоаннов
28. Иоанн Фаддеев
дьячков сын 29. Иоанн Иоаннов Часослов и Псалтири до 15-й кафисмы
поповы дети 30. Тимофей Трофимов
31. Иоанн Леонтиев Часослов и Псалтирь до 3-й кафисмы
32. Лука Гавриилов
33. Тит Саввин
пономаревы дети 34. Иродион Григориев Часослов и Псалтирь
35. Иоанн Петров
36. Алексий Феодоров
попов сын 37. Тихон Афанасиев Азбуку и Часослова до 1-го часа
пономарев сын 38. Петр Стефанов
/л. 177/ дьячков сын 39. Антон Гавриилов Изучил часослов псалтирь и букварь в чин не произведены
диаконов сын 40. Иаков Андреев Букварь и грамматики до наглаголия
попов сын 41. Панкратий Иоаннов Азбуку часослов и псалтири до 16 кафисмы
пономарев сын 42. Иоаким Иоаннов Букварь и грамматики до Союза в 726 году определен в пономаря
1. Амвросий (Орнатский), архимандрит. История Российской иерархии. Ч. VI. М.: Синод. тип., 1815. 592 с.
2. Антипов М.А. Тихвинское духовное училище в повседневной жизни Тихвинского Богородичного Успенского монастыря // Христианское чтение. 2019. № 3. С. 249-255.
3. Прилежаев Е.М. Новгородские епархиальные школы в Петровскую эпоху // Христианское чтение. 1877. № 3-4. С. 331-370.
4. Новгородский архиерейский дом в первой половине XVIII века (по документам Государственного архива Новгородской области): сб. документов / Сост.: Н.В.Салоников, О.В.Снытко; Департамент культуры и туризма Новгородской области; Государственный архив Новгородской области. Великий Новгород, 2016. 360 с.
5. Григорьева И.Л., Салоников Н.В. Интеллектуальная история Новгорода XVIII века в аспекте сравнительно-исторического изучения: от схоластики к рационализму эпохи Просвещения: учеб. пособие; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2013. 107 с.
6. РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 796. Оп. 8. Д. 223. По Высочайшему указу из Верховного Тайного Совета о доставлении в оный ведомостей о числе школ и учеников в епархиях со времени учреждения Св. Синода и об источниках их содержания. 19 июля 1727 — 16 марта 1729 г. 221 л.
7. Салоников Н.В. Новгородская школа братьев Лихудов при архиепископе Феофане (Прокоповиче) // Европейские традиции в истории высшей школы в России: от доуниверситетской модели к университетам: сб. статей / Сост. В.В.Грохотова, Н.В.Салоников; отв. ред. Н.В.Салоников; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2018. С. 63-70.
8. Бередников Я.И. Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородицкого Большого мужского монастыря, состоящего Новгородской епархии в г. Тихвине. Новгород, 1905. 199 с.
References
1. Ambrose (Ornatsky), archimandrite. Istoriya Rossiyskoy iyerarkhii [The History of the Russian hierarchy], part VI. Moscow, 1815, 592 p.
2. Antipov M.A. Tikhvinskoye dukhovnoye uchilishche v povsednevnoy zhizni Tikhvinskogo Bogorodichnogo Uspenskogo monastyrya [The Tikhvin Theological School in the Everyday Life of the Tikhvin Assumption Monastery]. Khristianskoe chtenie, 2019, no. 3, pp. 249-255.
3. Prilezhaev E.M. Novgorodskiye yeparkhial'nyye shkoly v Petrovskuyu epokhu [Diocesan Schools in Novgorod in Peter's Epoch]. Khristianskoe chtenie, 1877, no. 3-4, pp. 331-370.
4. Salonokov N.V., Snytko O.V. (comp.). Novgorodskiy arkhiyereyskiy dom v pervoy polovine XVIII veka (po dokumentam Gosudarstvennogo arkhiva Novgorodskoy oblasti) [Novgorod Bishop's House in the first half of the XVIII century (according to the documents of the State Archives of the Novgorod Region)]: sbornik dokumentov. Velikiy Novgorod, 2016. 360 p.
5. Grigor'yeva I.L., Salonikov N.V. Intellektual'naya istoriya Novgoroda XVIII veka v aspekte sravnitel'no-istoricheskogo izucheniya: ot skholastiki k ratsionalizmu epokhi Prosveshcheniya [The intellectual history of Novgorod of the 18th century in the aspect of comparative historical study: from scholasticism to rationalism of the Enlightenment]: uchebnoe posobie. Velikiy Novgorod, 2013. 107 p.
6. RGIA (Russian State Historical Archive). F. 796. Op. 8. D. 223. Po Vysochayshemu ukazu iz Verkhovnogo Taynogo Soveta o dostavlenii v onyy vedomostey o chisle shkol i uchenikov v yeparkhiyakh so vremeni uchrezhdeniya Sv. Sinoda i ob istochnikakh ikh soderzhaniya. 19 iyulya 1727 — 16 marta 1729 g. [According to the Supreme Decree of the Supreme Privy Council on the delivery of information on the number of schools and students in dioceses since the establishment of the St. Synod and on the sources of their maintenance. July 19, 1727 — March 16, 1729]. 221 p.
7. Salonikov N.V. Novgorodskaya shkola brat'yev Likhudov pri arkhiyepiskope Feofane (Prokopoviche) [The Novgorod School of the Leichoudes Brothers under Theophan (Prokopovich)]. Coll. of papers "Evropeyskie traditsii v istorii vysschey schkoly v Rossii: ot douniversitetskoy modeli k universitetam". Velikiy Novgorod, 2018, pp. 63-70.
8. Berednikov Y.I. Istoriko-statisticheskoye opisaniye pervoklassnogo Tikhvinskogo Bogoroditskogo Bol'shogo muzhskogo monastyrya, sostoyashchego Novgorodskoy yeparkhii v g. Tikhvine [Historical and statistical description of the first-class Tikhvin Assumption Monastery, consisting of the Novgorod diocese in Tikhvin]. Novgorod, 1905. 199 p.
Antipov M.A. On the history of the diocesan school in Tikhvin (1723—1728). The paper considers the main aspects of the activity of the diocesan school in Tikhvin, founded with the blessing of the Archbishop of Novgorod Theodosy (Yanovsky) and operating from 1723 to 1728 at the Tikhvin Assumption Monastery. Data on the social structure of students, their academic progress and further clerical duty are provided according to the written source founded in the holdings of the Russian State Historical Archive (RGIA).
Keywords: Tikhvin Assumption Monastery, the Diocese of Novgorod, Archbishop Theodosy (Yanovsky), Archbishop Theophan (Prokopovich), theological education.
Сведения об авторе. Максим Анатольевич Антипов — ведущий специалист издательско-полиграфического комплекса ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина», аспирант ЛГУ имени А.С.Пушкина; ORCID: 0000-0002-5011-946X; [email protected].
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 01.06.2020. Принята к публикации 01.07.2020.