Научная статья на тему 'К исследованию механизма подачи топлива в дизеле на режиме холостого хода'

К исследованию механизма подачи топлива в дизеле на режиме холостого хода Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
151
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЛОСТОЙ ХОД / СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ / ФАЗОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАГНЕТАТЕЛЬНОГО КЛАПАНА И ИГЛЫ ФОРСУНКИ / ТЕПЛОВОЙ БАЛАНС ТОПЛИВА / КОЛЕБАНИЕ ИГЛЫ ФОРСУНКИ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Славуцкий В. М., Панкрашёв А. С., Тимофеев Е. К., Хуранов О. Л.

На основе численного моделирования изучен механизм подачи топлива при работе тракторного дизеля на режиме холостого хода. Применен комплексный метод, позволяющий отслеживать текущее состояние элементов системы. В результате численного эксперимента предложены изменения регулировочных параметров топливной системы, позволившие исключить колебания иглы форсунки на режиме холостого хода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Славуцкий В. М., Панкрашёв А. С., Тимофеев Е. К., Хуранов О. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К исследованию механизма подачи топлива в дизеле на режиме холостого хода»

АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ

УДК 621.436

К ИССЛЕДОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ДИЗЕЛЕ НА РЕЖИМЕ ХОЛОСТОГО ХОДА

В.М. Славуцкий, доктор технических наук, профессор А.С. Панкрашёв, Е.К. Тимофеев, магистранты О.Л. Хуранов, соискатель

Волгоградский государственный технический университет, Северо-Кавказский филиал Московского автомобильно-дорожного государственного

технического университета

На основе численного моделирования изучен механизм подачи топлива при работе тракторного дизеля на режиме холостого хода. Применен комплексный метод, позволяющий отслеживать текущее состояние элементов системы. В результате численного эксперимента предложены изменения регулировочных параметров топливной системы, позволившие исключить колебания иглы форсунки на режиме холостого хода.

Ключевые слова: холостой ход, состояние системы, фазовое положение нагнетательного клапана и иглы форсунки, тепловой баланс топлива, колебание иглы форсунки.

Объект исследований - система топливоподачи тракторного дизеля Д-144 с топливным насосом высокого давления УТН-5. Форсунки - с многодырчатым распылителем. Давление начала подачи топлива - 17,5 мПа.

Предмет исследований - причина колебательного движения иглы форсунки при впрыскивании топлива.

При малой частоте вращения коленчатого вала дизеля и небольшой цикловой подаче топлива, что характерно для режима холостого хода, игла форсунки совершает колебательные движения, незначительно при этом поднимаясь [2].

Метод исследований - численный эксперимент. Г идродинамический метод расчета процесса впрыскивания топлива позволяет в течение цикла проследить не только изменение параметров топлива, но и состояние системы: количество топлива, сжатого в отдельных полостях нагнетательной магистрали; скорость и направление движения топлива во входном и выходном сечениях нагнетательной магистрали; положение нагнетательного клапана и иглы форсунки в характерных точках цикла; количество топлива, перетекающего через сечения нагнетательной магистрали в различные моменты цикла (цикловой баланс топлива); фазовые положения моментов цикла подачи топлива; начало подъема, закрытия и посадки нагнетательного клапана и иглы форсунки относительно важной характерной точки цикла - начала отсечки. Такой комплексный подход позволяет решить ряд задач, связанных с анализом сложного механизма процесса подачи топлива.

В результате численных экспериментов установлено, что по мере увеличения частоты вращения вала насоса уменьшается количество топлива, поданного к моменту закрытия нагнетательного клапана, т. е. за время рабочего хода плунжера. Это хорошо (качественно) согласуется с результатами исследований системы топливоподачи на режимах нагрузки [3].

При частоте вращения вала насоса пв = 1600 мин-1 момент начала подачи топлива совпадает с началом отсечки. При более высоких пв подача начинается после отсечки (окончания рабочего хода). Запаздывание начала подачи относительно момента начала отсечки увеличивается по мере повышения частоты вращения вала насоса. С этим (косвенно) связано уменьшение цикловой подачи топлива по мере повышения пв [1].

В результате численных экспериментов установлено, что при пв = 400 мин-1 нагнетательный клапан не поднимается более, чем на 2 мм. Далее клапан опускается ниже уровня закрытия -1,85 мм (рис. 1).

Н* мм Н„. мм

Рисунок 1 - Зависимость перемещения иглы форсунки Ни и нагнетательного клапана Нк от угла поворота вала насоса фв: пв = 400 мин-1

Уровня закрытия клапан достигает при движении иглы форсунки вниз, то есть уже в конце процесса подачи топлива. Давление перед плунжером и перед сопловыми отверстиями при этом интенсивно уменьшается (рис. 2).

Р„; Рс: мПа

Рисунок 2 - Зависимость давления топлива над плунжером Рп и давления впрыскивания Рс от угла поворота вала насоса фв: пв = 400 мин-1 До уровня 2 мм клапан поднимается при пв = 600 мин-1 и пв = 700мин-1. Момент закрытия клапана при этих значениях пв соответствует давлению над плунжером 10 и 15 мПа, соответственно. В обоих случаях закрывается клапан в период интенсивного снижения давления топлива над плунжером и перед сопловыми отверстиями распылителя.

Можно предположить, что в штатной системе клапан поднимается на относительно большую высоту, совершая при этом колебательные движения с большой ам-

№ 2(26), 2012

плитудой. При движении вниз клапан доходит до уровня закрытия или значительно приближается к последнему. Это, во всяком случае, объясняет при движении плунжера резкие колебания давления топлива в надплунжерной полости, что особенно заметно в случае полного закрытия клапана. Закон движения иглы форсунки повторяет характер изменения давления перед сопловыми отверстиями распылителя.

Итак, причина колебательного характера движения клапана - это периодическое полное закрытие его или значительное приближение к уровню закрытия, когда проходное сечение клапана очень мало. В любом случае периодически резко изменяется давление в надплунжерной полости, усугубляя нарушения в характере движения клапана.

Кроме того, при подъеме и опускании клапана нельзя не учитывать инерционные силы, также вносящие изменения в характер его движения.

Таким образом, в штатной системе клапан поднимается на высоту, значительно превышающую уровень закрытия, и, периодически опускаясь, приближается к нему (уровню) или пересекает его. Это вызывает существенное уменьшение проходного сечения клапана или полное его закрытие. При этом резкие колебания давления топлива в надплунжерной полости вызывают колебательные движения как клапана, так и иглы форсунки.

Топливная система подверглась модернизации. Снижено давление начала открытия нагнетательного клапана от 1,3 до 0,6 мПа. Давление начала подъема иглы форсунки уменьшено от 17 до 10 мПа.

В модернизированной системе высота подъема клапана не превышает уровня 2 мм, за исключением начального этапа, когда под действием инерционных сил клапан поднимается на высоту 2,1.. .2,25 мм, после чего клапан удерживается на одной высоте около 2 мм. Только в момент закрытия клапан опускается до уровня 1,85 мм.

В модернизированной системе, меньший, чем в штатной системе, начальный подъем клапана не сопровождается его колебаниями. В свою очередь, малая высота подъема клапана на начальном этапе объясняется низким давлением в надплунжерной полости и невозможностью преодолеть упругую силу пружины клапана.

Проанализированы причины уменьшения количества топлива, поданного в цилиндр после закрытия нагнетательного клапана, то есть после разобщения надплунжер-ной полости с нагнетательной магистралью. В данном случае под нагнетательной магистралью понимается штуцер насоса, трубопровод высокого давления и полость форсунки. Уменьшение количества топлива, поданного после закрытия клапана, означает, кроме того, увеличение количества топлива, поданного за счет расширения его в полостях штуцера, трубопровода высокого давления и форсунки. Рисунок 3 демонстрирует увеличение относительного количества топлива, сжатого в полостях нагнетательной магистрали в момент закрытия клапана. При увеличении пв от 400 до 700 мин-1 в полости штуцера увеличивается относительное количество сжатого топлива от 2,5 до 14,5 %. В нагнетательном трубопроводе - от 5 до 12%, в полости форсунки - от 2,5 до 4,9 %.

С}сЖ: %

Рисунок 3 - Зависимость относительного количества сжатого топлива Qсж в полостях системы в момент закрытия нагнетательного клапана от частоты вращения вала насоса пв: Ш -полость штуцера насоса; Т - полость нагнетательного трубопровода; Ф - полость форсунки В начале отсечки, при всех значениях частоты вращения вала насоса, в полостях штуцера и трубопровода сжимается большее относительное количество топлива, чем к моменту закрытия нагнетательного клапана. Практически не изменяется относительное количество топлива, сжатого в полости форсунки.

Наибольшее относительное количество топлива, сжатого в полостях нагнетательной магистрали отмечено в начале подъема иглы форсунки. Причем, с изменением частоты вращения вала насоса пв, количество сжатого топлива мало изменяется.

В конце процесса подачи топлива (к моменту посадки иглы форсунки) в полостях трубопровода и форсунки заметно уменьшается относительное количество сжатого топлива, в сравнении с моментом закрытия клапана. В штуцере насоса, по мере увеличения пв, увеличивается разрежение (рис. 4).

<&ж, %

Рисунок 4 - Зависимость относительного количества сжатого топлива Qсж в полостях системы в момент посадки иглы форсунки от частоты вращения вала насоса пв: Ш -полость штуцера насоса; Т - полость нагнетательного трубопровода; Ф - полость форсунки

№ 2(26), 2012

В момент посадки нагнетательного клапана в полостях штуцера и трубопровода - разрежение. В трубопроводе разрежение уменьшается с повышением пв, а в штуцере - увеличивается. В форсунке при всех значениях пв топливо не сжимается.

Следует заметить, что вход нагнетательного клапана в корпус происходит после посадки иглы форсунки. Дальнейшее движение клапана обеспечивает разгрузку нагнетательной магистрали.

Приведенный выше анализ результатов расчетных исследований позволил установить, что после закрытия нагнетательного клапана к распылителю форсунки поступает топливо, ранее (во время рабочего хода плунжера) сжатое в полостях нагнетательного тракта. Это прослеживается с момента начала отсечки, когда в полостях сжато большое количество топлива. К распылителю форсунки топливо подается как в результате продолжающегося нагнетательного хода плунжера, так и в результате расширения сжатого в полостях топлива при рабочем ходе плунжера. Это подтверждается снижением давления в полостях нагнетательной магистрали в период от начала отсечки до закрытия нагнетательного клапана. После закрытия клапана процесс подачи топлива продолжается. В форсунку подается расширяющееся в полостях топливо.

Такой механизм подачи топлива подтверждается сведениями о скорости топлива во входном и выходном сечениях нагнетательного трубопровода. Так, в момент начала подъема иглы форсунки, в момент начала отсечки и в момент закрытия нагнетательного клапана в обоих сечениях нагнетательного трубопровода скорость топлива положительна, то есть вектор скорости направлен в сторону форсунки. Только в момент посадки иглы форсунки при пв = 400 мин-1 скорость топлива в выходном сечении положительна, а при пв = 500 мин-1 - равна нулю. Отрицательные значения скорости (при определённых значениях пв) в момент окончания подачи означают движение топлива в сторону насоса, что объясняется разгрузочным ходом клапана после его закрытия.

Соотношение скоростей во входном и выходном сечениях нагнетательного трубопровода качественно соответствует количеству сжатого топлива в отдельных полостях нагнетательного тракта системы.

Библиографический список

1. Зубченко, В.А. Исследование возможности интенсификации процесса подачи топлива дизеля: специальность 05.04.02 [Текст]: дисс. канд. техн. наук / В.А. Зубченко; ВолгГТУ. -Волгоград, 1998. - 260 с.

2. Салыкин, Е.А. Улучшение показателей процесса топливоподачи в дизеле путем скоростного форсирования насоса высокого давления: специальность 05.04.02 [Текст]: дисс. канд. техн. наук / Е.А. Салыкин; ВолгГТУ. - Волгоград, 2003. - 264 с.

3. Улучшение показателей процесса подачи топлива при частичных нагрузках дизеля [Текст]/ В.М. Славуцкий, О.Л. Хуранов, З.Х. Харсов, З.В. Каныгин // Известия ВолгГТУ. Серия «Процессы преобразования энергии и энергетические установки»: межвуз. сб. науч. ст. / науч. ред. Е. А. Федянов; ВолгГТУ. - Волгоград, 2011. - Вып.3, № 8. - C. 40-43.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.