Научная статья на тему 'К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ВОПРОСА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ'

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ВОПРОСА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
открытое образование / дистанционное обучение / модернизация образования / информатизация и технологизация образования / инновация / информационные технологии. / open education / distance learning / modernization of education / informatization and technologization of education / innovation / Information Technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адельбаева Н. А., Гусева Н. А., Сулейменова С.

Казахстан, являясь частью мирового образовательного пространства, учитывает те тенденции, которые продиктованы изменениями, связанными с информатизацией и интенсификацией образования, в основе которого лежит модернизация традиционной системы. Это и предопределило проведения исследования в области модернизации высшей, которое стало предметом теоретического анализа и практической реализацией в данной статье. Становление и развитие нетрадиционной системы образования в Казахстане основывается на принципах личностно-ориентированного образования и инновационных технологиях обучения, что не однозначно воспринимаются как педагогической, так казахстанской общественностью. Естественно, что с одной стороны, сама история развития и становления дистанционного и открытого образования, и с другой стороны современные информационные технологии обучения становятся предпосылкой для совершенствования и развития всей системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адельбаева Н. А., Гусева Н. А., Сулейменова С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO CHARACTERIZE THE ISSUE OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF OPEN EDUCATION IN KAZAKHSTAN

Kazakhstan, being a part of the world educational space, takes into account those trends that are dictated by changes related to informatization and intensification of education, which is based on the modernization of the traditional system. This predetermined the conduct of research in the field of modernization of the higher education, which became the subject of theoretical analysis and practical implementation in this article. The formation and development of a non-traditional education system in Kazakhstan is based on the principles of student-centered education and innovative teaching technologies, which are not unambiguously perceived by both the pedagogical and the Kazakh public. Naturally, on the one hand, the very history of the development and formation of distance and open education, and on the other hand, modern information technologies of teaching become a prerequisite for the improvement and development of the entire education system.

Текст научной работы на тему «К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ВОПРОСА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ»

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ВОПРОСА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТКРЫТОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Адельбаева Н.А.

д.и. н.,

РК, г. Уральск, ЗКУ им. М. Утемисова

Гусева Н.А. к. п. н., доцент РФ, г. Москва Сулейменова С.

магистрант специальности «Педагогика и психология», РК, г. Уральск, ЗКУ им. М. Утемисова

TO CHARACTERIZE THE ISSUE OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF OPEN EDUCATION

IN KAZAKHSTAN

Adelbaeva N.,

Doctor of Historical Sciences, RK, Uralsk, ZKU named after M. Utemisov

Guseva N.,

Candidate of pedagogical Sciences of the

RF, Moscow Suleymenova S.

Master's student of the specialty "Pedagogy and psychology", RK, Uralsk, ZKU named after M. Utemisov

Аннотация

Казахстан, являясь частью мирового образовательного пространства, учитывает те тенденции, которые продиктованы изменениями, связанными с информатизацией и интенсификацией образования, в основе которого лежит модернизация традиционной системы. Это и предопределило проведения исследования в области модернизации высшей, которое стало предметом теоретического анализа и практической реализацией в данной статье. Становление и развитие нетрадиционной системы образования в Казахстане основывается на принципах личностно-ориентированного образования и инновационных технологиях обучения, что не однозначно воспринимаются как педагогической, так казахстанской общественностью. Естественно, что с одной стороны, сама история развития и становления дистанционного и открытого образования, и с другой стороны современные информационные технологии обучения становятся предпосылкой для совершенствования и развития всей системы образования.

Abstract

Kazakhstan, being a part of the world educational space, takes into account those trends that are dictated by changes related to informatization and intensification of education, which is based on the modernization of the traditional system. This predetermined the conduct of research in the field of modernization of the higher education, which became the subject of theoretical analysis and practical implementation in this article. The formation and development of a non-traditional education system in Kazakhstan is based on the principles of student-centered education and innovative teaching technologies, which are not unambiguously perceived by both the pedagogical and the Kazakh public. Naturally, on the one hand, the very history of the development and formation of distance and open education, and on the other hand, modern information technologies of teaching become a prerequisite for the improvement and development of the entire education system.

Ключевые слова: открытое образование; дистанционное обучение; модернизация образования; информатизация и технологизация образования; инновация; информационные технологии.

Keywords: open education; distance learning; modernization of education; informatization and technologi-zation of education; innovation; Information Technology.

Сегодня, система образования в Казахстане, как и во всем мировом образовательном пространстве, претерпевает ряд изменений и преобразований, связанных с информатизацией процесса образования. И одним из таких направлений в модернизации образования является развитие системы открытого образования, как важнейшей структуры социального института общества. Безусловно, в

первую очередь условия модернизации и информатизации казахстанской системы образования затрагивают проблемы модификации системы традиционного образования, которая более столетия сохраняет классический подход в образовательной системе и в силу формализованного подхода не может полностью удовлетворять возросшие потребности населения в получении образования в новой ситуации научно-технического прогресса.

Благодаря, развитию научно-технического прогресса становится очевидным необходимость изменения системы образования, которое направлено на интенсификацию подготовки специалистов, т.е. процесс обучения должен строиться по принципу опережающего образования. Объем знаний в области подготовки специалиста не должно устаревать. А также, в процессе профессиональной деятельности специалисту в условиях изменяющихся ситуаций и постоянного обновления знаний, следует устойчиво приобретать новые знания, улучшать профессиональные компетенции. Вследствие этого, специалисту необходимо постоянно повышать свою функциональную грамотность и, следовательно, должны быть созданы условия для организации этой деятельности, через систему образования, которая бы носила характер непрерывного образования.

Данные задачи гармоничного сочетания интенсивности и пожизненности образования можно, безусловно, решать через возможности дистанционного и открытого образования.

Цель исследования: изучить развитие системы открытого образования в Казахстане и зарубежом, а также возможности создания некоторых направлений в условиях дистанционного образования в ЗКУ им. М. Утемисова.

В основу исследования положена гипотеза: трансформация педагогической системы в условиях открытого образования будет успешной, если реализуются следующие условия:

а) будут определены уровень информационной компетентности участников учебного процесса в условиях открытого образования;

б) подготовлена система информационного обеспечения (электронные информационные ресурсы, учебно-методические комплексы нового поколения, задания для проведения практических работ и т.д.);

в) разработаны методы и формы обучения, адекватно отражающие дидактические возможности современных информационных образовательных технологий (электронные лекции, виртуальные семинары, видеоконференции и т.д.).

Казахстан, являясь частью мирового образовательного пространства, учитывает те тенденции, которые продиктованы изменениями, связанными с информатизацией и интенсификацией образования, в основе которого лежит модернизация традиционной системы. Становление и развитие нетрадиционной системы образования в Казахстане основывается на принципах личностно-ориентированного образования и инновационных технологиях обучения, что не однозначно воспринимаются как педагогической, так казахстанской общественностью. Естественно, что с одной стороны, сама история развития и становления дистанционного и открытого образования, и с другой стороны современные информационные технологии обучения становятся предпосылкой для совершенствования и развития всей системы образования.

На сегодняшний день можно обозначить различные подходы к пониманию вопроса дистанционного и открытого образования. Так, в работах отечественных ученых рассматриваются проблемы дидактического обеспечения процесса дистанционного обучения и методические вопросы применения средств новых информационных технологий в обучении (С.Б.Абдыгаппарова, С.М.Акимова, Е.Ы. Бидайбеков, Д.М. Джусубалиева, Г.Д. Жан-гисина, В.В. Егоров, М.Б. Есбосынов, Е.С. Ибы-шев, Г.К. Изтлеуова, К.Т. Искаков, Д.Н. Курма-шева, А.Б. Медешова, А.К.Мынбаева, А.З. Мулдах-метов,Г.Т. Мусабекова, К.С. Мусин,

Г.М. Мутанов,М.К. Мукимбеков, М.И. Нежу-рина,Г.К. Нургалиева, М.Р. Нургужин, Е.А. Мам-бетказиев, А.М. Тусубаевой, А.Н. Сакаева, Е.Б. Сы-дыков, Т.К. Нургалиев, Ж.А. Караев,С.Т. Каргин, Л.А. Шкутинаи др.).Особое место в исследованиях Е.Б. Аймагамбетова, М.Ж. Журинова, З.М. Мол-дахметова, М.Р. Нургужина, Г.Г. Пивень занимают вопросы технологии проектирования систем дистанционного обучения.

В работах российских ученых затрагиваются различные аспекты дистанционного и открытого образования, подходы, принципы и особенности содержания работы в условиях открытого и дистанционного образования, основной целью которых является развитие мотивации к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства Е.В. Бондаревская [1], А.К. Бруднов [2], Б.З. Вульфов [3], И. М. Ибрагимов [4] и др.

Так, ряд педагогов считают, что развитие современных нетрадиционных и дистанционных форм обучения являются формами заочного обучения, основанные на внедрении современных информационных технологий. А также, существуют мнения, что нетрадиционное образование является формой обучения, дополняющее систему государственного образования и ни в коем случае не может занять нишу государственной системы образования. И основное отличие открытого образования от традиционной системы связано с целью оказания платных образовательных услуг для получения дополнительного образования. И существуют ученые педагоги, придерживающиеся концепции, что в открытом обществе должно существовать и открытое образование. Так, по их мнению, в условиях, как интенсивного развития общества, так и системы образования, связанные с информатизацией и техно-логизацией, наряду с традиционной системой образования должны развиваться и негосударственные формы образования [5]. Кроме того, существует ряд взаимообусловленных причин развития открытого образования,

во-первых, мы уже ранее говорили о модификации и развитии всей системы образования, связанные с информатизацией общества,

во-вторых, открытое образование дает возможность получить образование, молодым людям, которые в силу ряда причин не могут обучаться по очной форме,

в-третьих, специалисты любого возраста могут дополнительно получить образование либо и специализацию по профилю и т.д. Таким, образом, развитие системы открытого образования в казахстанском обществе, безусловно, соответствует, как условиям современного общественного развития, так условиям, в котором оказался весь мир в период пандемии 2020 г.

Исследование открытого дистанционного обучения (ОДО) сегодня концентрируется на концептуальных вопросах организации ОДО, как новой форме образования. Данной проблеме посвящены исследования А.С. Аджемов, А.А. Андреев, М.Е. Бершадский, Я.А. Ваграменко, В.В. Вержбицкий,

A.В. Густырь, Н.В. Демкин, Ю.Л. Деражне, А.Д. Иванников, В.Г. Кинелев, Г.А. Краснова, Ю.Г. Круглов, B.C. Лазарев, B.C. Леднев, С.Л. Лобачев, Э.А. Манушин, СВ. Меськов, О.П. Молчанова, В.И. Овсянников, Е.С. Полат, В.В. Попов, Ю.Б. Рубин,

B.Н. Солдаткин, Л.Г. Титарев, А.Н. Тихонов, В.П. Тихомиров, В.М. Филиппов, Н.Г. Хохлов, В.В. Шахгильдян и др. В середине девяностых годов прошлого столетия в России создаются первые, достаточно технически оснащенные для распространения виртуальные курсы дистанционного обучения (ДО), где используются сетевые компьютерные технологии в образовании. Эти курсы вначале ассоциировались с представлениями об ОДО. Весомую поддержку получают со стороны министерства образования РФ. Так в своем выступлении зам. министра образования Ю.В. Шленов отмечает, что «...по сравнению с другими отраслями сфера образования обладает одной из самых развитых телекоммуникационных инфраструктур...» [6]. Безусловно, сегодня технические возможности учебных заведений по организации открытого и дистанционного обучения неуклонно растет.

Исследование и научное обоснование открытого дистанционного профессионального образования (ОДПО) в существенной степени развивается на основе необходимости получения образования взрослыми. Данному подходу посвящены работы ученых Л.К. Авраменко, С.Г. Вершловского, B.C. Збаровского, СИ. Змеева, Ю.Н. Кулюткина, Л.Н. Лесохиной, В.Г. Онушкина, В.И. Подобеда, Г.А. Рудик, Г.С. Сухобской, Е.П. Тонконогой, Т.В. Шадриной. Немаловажную роль в разработке научного обоснования дистанционного образования по дополнительному профессиональному образованию сыграли исследования Н.В. Кузьмина, Э.М. Никитин, A.M. Новиков, А.П. Ситник, В.А. Сластенин, И.Д. Чечель, Ю.И. Турчанинова, P.M. Шерайзина и др., по контекстному обучению (А.А. Вербицкий и

др.).

Существенные работы проведены и в зарубежных исследованиях в области ОДПО А. Батес (A. Bates), Б. Холмберг (В. Holmberg), Д. Киган (Keegun), М. Мур (М. Moor), О. Петерс (О. Peters), Г. Рамбле (G. Rumble), Д. Даниэль (J. Daniel) и др.

На сегодняшний день, различные аспекты ОДПО, рассматриваются в работах следующих зарубежных исследованиях, как например, вопросы

обеспечения качества и управления качеством Робинсон (Robinson), Росс (Ross), Хендерикс (Henderikx), использования возможностей Интернета в образовании Овстон (Owston), Sudowsky G., Гровс (Groves), Р. Кларк (Clark R.), Питерсона (Petersson) и др.

Вследствие интенсивного развития информационных технологий в мире меняется и сам образовательный рынок и образовательная среда, в рамках которой реализуется процесс обучения. XXI век знаменуется изменением роли образования в развитии личности и общества в целом. Образование становится одним из главных и необходимых условий в решении проблем современного общества. Оно дает возможность человеку исследовать и понять самого себя, окружающую его среду и способствовать выполнению его роли в жизни общества.

Все больше проявляется необходимость движения к «обществу образования». Это выдвигает на первое место определенные требования к образованию - разнообразие, гибкость, доступность во времени и в пространстве, а также заставляет по-новому осмыслить и расширить концепцию непрерывного образования - обучение длиною в жизнь. Непрерывное образование уже не является одним из аспектов образования и переподготовки, оно становится основным принципом образовательной системы и участия в ней человека на протяжении всего непрерывного процесса его учебной деятельности.

В образовательной цепочке «обучаемый - обучающий» центральное место начинает занимать человек «обучающийся», а обучающие структуры призваны научить приобретать знания. Они выступают в образовательном процессе координатором действий и контролером знаний человека. Сутью новой парадигмы образования становится концепция «образование на протяжении всей жизни».

На наш взгляд, открытое образование нельзя противопоставлять традиционной системе образования высшей школы. Открытое образование, как во многих странах Европы и США может существовать либо как самостоятельная структура, либо, как одна из структур в системе высшей школы. Интересна история возникновения такого направления образования, как открытый университет. Если посмотреть историю развития такой системы образования, как «открытое образование», то можно увидеть различные пути становления данной системы. Во многих странах они связаны с интенсивным развитием современных инновационных технологий, которое в свою очередь продиктованы требованиям социального и экономического развития государства. Идея создания такого университета пришла англичанину Гарольд Вильсону. Окончив Оксфордский университет, он 1938-1945 гг. преподает в Университетском колледже, затем занимается экономикой и политикой. В эти периоды он задумывает создать университет, который бы осуществлял процесс обучения с помощью радио и телевидения. По его задумке организованный «эфирный университет» позволял прослушивать

обучающимся отдельные курсы лекций преподавателя на дому. И только став премьер-министром Великобритании Вильсон осуществил свою идею. Первый Открытый Британский Университет был создан королевским указом в 1969 году. В основе организации процесса образования была дистанционная форма обучения. Методические материалы и руководство для самостоятельной работы студентов состояло из аудио записей, видеокассет и компьютерных программ. Основное руководство процесса обучения осуществлялось преподавателем-консультантом (тьютор). Так, Лондонский Университет (University of London) еще в 1858 г. открыл первую программу заочного обучения (the External Program), где на сегодняшний день обучаются 24 500 студентов из 157 государств. Второй и самый большой вуз заочного образования - the Open University в Британии открылся через сто лет. Вуз демократичен в отношении приема и обучения студентов, в нем может обучаться каждый человек независимо от возраста и предыдущего образования из любой страны. Следующим, не менее значимым вузом заочного обучения является the National Extension College. Здесь студенты заочного обучения наравне со студентами дневных отделений получают научные степени.

В небольшой европейской стране, как Испания среди 50 университетов важное место в подготовке квалифицированных кадров занимает Национальный университет по заочному обучению (НУЗО). Открыт был он в 1972 г., считается, что именно в этот период происходит активный экономический ростом, который в свою очередь определил спрос на специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Здесь без отрыва от своей постоянной работы готовили специалистов различной квалификации, а также обучались желающие иметь второе высшее образование. На сегодняшний день НУЗО объединяет 60 ассоциированных центров, которые находятся во всех провинциях Испании. Следует отметить, что отличительной особенностью НУЗО является то, что деятельность университета организована в 10 городах мира, таких как Бонн, Брюссель, Женева, Каракас, Лондон, Мехико, Париж, Росарио, Сан-Пауло и Малабо.

Не менее интересен опыт открытого заочного обучения в Канаде. В большинстве случаев данные вузы требуют присутствия студента при зачислении на учебу. Сочетание двух форм обучения дополняется для студентов-заочников различными стажировками и практиками. Также университеты, колледжи и компании в Канаде предлагают множество дистанционных программ по отдельным специальностям. Так, например, университет Торонто предлагает своим студентам программу обучения по менеджменту, в Mount Saint Vinceny Universitety (Галифакс) - гостиничному делу. Образовательная система Канады наиболее благоприятна для тех обучающихся, которые бы хотели получить специальность без отрыва от производства, либо получить дополнительное образование или повысить квалификацию. На сегодня существуют более чем 10 тыс. дистанционных образовательных программ

университетов и колледжей. Интересна и демократична и сама организация учебного процесса. Так, определиться с учебным заведением следует заблаговременно, т.к. каждое учебное заведение имеет свое расписание курсов и семестров. Находя подходящее учебное заведение, абитуриент регистрируется по Интернету и оплачивает обучение. По итогам зачисления абитуриенту высылают письмо, в котором удостоверяют о зачислении и определяют тьютора (закрепленного за ним персонального преподавателя), указывают сроки начала и окончания курса обучения. Позже студент получает методический кейс для дальнейшей работы, куда входят дискеты с программным обеспечением, аудио - и видеокассеты с записью курсов, учебные пособия и руководства по выполнению заданий.

Следует отметить, что сегодня новая концепция организации и развития системы дистанционного образования предусматривает использование новых инновационных технологий коммуникации и мультимедиа. Нынешняя ситуация показала необходимость широкого внедрения некоторых направлений системы открытого образования, которые имеет определенные преимущества перед традиционным образованием. И здесь, средства телекоммуникации является одним из центральных звеньев в системе открытого и дистанционного образования, которое позволяет обеспечить наибольшую пространственную и временную независимость для обучающихся и привлечения специалистов-педагогов независимо от места жительства[7].

Сегодня перед педагогической общественностью и учреждениями образования стоят задачи:1) разработать теоретико-методологические основы открытого образования; 2) определить сущность системы открытого образования с точки зрения альтернативной системы подготовки специалистов; 3) рассмотреть систему открытого образования с точки зрения взаимосвязанного и взаимообусловленного традиционного и нетрадиционного систем образования; 4) изучить социально-технологические основы системы открытого образования, позволяющие моделировать и конструировать образовательную среду в соответствии с различными потребностями населения [8].

Таким образом, развитие современной системы образования в Казахстане необходимо исследовать на основе генетического подхода, связанного с возможностями изменения и дальнейшего развития системы образования, в котором осуществляется трансформация одних систем образования и развитие других, отвечающих современным требованиям социального прогресса. Благодаря глобальной сети - Интернета, а также единого информационно образовательного пространства происходит формирование мирового рынка образовательных услуг, в основе которого лежит использование глобальных и локальных сетевых технологий.

Уже начиная с середины 90 годов, а далее в начале XXI века в системе образования Казахстана, как во многих государствах постсоветского пространства появляются новые типы образовательной

деятельности, образовательных услуг и образовательных учреждений. В учебно-методической и научно-педагогической литературе стали часто встречаться термины открытое и дистанционное образование (обучение). Одни авторы рассматривают эти понятия как близкие по смыслу, другие как обозначающие разные явления в области образования. Следует отметить, что ни в педагогической теории, ни в методической практике, ни в исследованиях зарубежных ученых нет единого подхода в толковании этих понятий. Безусловно, это во многом затрудняет понимание и разработку единого подхода в содержании работы, как в научно-педагогическом, так и методическом плане.

Итак, на сегодняшний день широкое развитие дистанционного обучения вызвана несколькими причинами, во-первых, возникновением массового образования, во-вторых, информатизацией процесса обучения, в -третьих необходимостью в этих условиях обеспечить качество подготовки специалистов. Современное состояние образования показала, что с экономической и организационной точки зрения известные существующие формы обучения не позволяют реализовать это на практике, однако ДО, которое базируется на широком использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), решает эту проблему.

Мы склонны считать, что открытое образование - это качественно новая форма получения образования, возникшая в последней трети ХХ века за рубежом и вначале 2000 гг. на постсоветском пространстве, которое активно стало внедряться благодаря информационно-коммуникационным технологиям.

С научной точки зрения это форма получения образования более общая и широкая, чем дистанционное и заочное образование. И в данном случае можно считать, что это продукт модернизации дистанционной и заочной форм образования.

Стремительные темпы научно-технического прогресса и своего рода информационная революция, происходящая сейчас в мире, являются реальными предпосылками преобразования и совершенствования системы открытого образования. Появление мощных компьютеров, способных не только оперативно обрабатывать информацию, но и предоставлять ее в различном виде (текст, графика, звук, видео), дало возможность преобразования в технологиях обучения и использования компьютеров в качестве дидактических средств. Возникновение и распространение транснациональных глобальных спутниковых и компьютерных сетей позволили использовать эти дидактические средства на расстоянии, что способствует созданию единого мирового образовательного пространства без границ и пространственных, социально-экономических барьеров перед желающими получить качественное образование. Глобальное информационное пространство приближает решение важнейших для каждой страны социальных вопросов, включающих развитие образования и науки, решение проблемы занятости, трудоустройства, мобильности населения и другие [9].

История дистанционного образования и обучения по почте наглядно показывает наличие ряда устойчивых характеристик данной формы обучения. Дистанционное обучение предоставляет весь спектр уровней подготовки от начального до высшего образования. Оно направлено на людей разных возрастов: от маленьких детей до людей солидного возраста. Круг преподаваемых дисциплин необычайно широк: от стенографии или горного дела до общего образования. Применяемые методы не менее разнообразны и включают переписку, использование печатной продукции, радио и телевидения, практические семинары и открытые экзамены. Системы дистанционного образования организованы как в развитых, так и развивающихся странах, как в больших, так и маленьких государствах [10].

На наш взгляд, «Открытое образование» стало возможным благодаря, процессам глобализации с одной стороны, демократизации и гуманизации общества, с другой стороны, историческому эволюционному развитию и становлению информационной цивилизации. И сегодня, говоря о системе «Открытого образования» следует отметить, что главное в данной системе, это получение образования без академических требований к поступлению и обучению в онлайн формате. Следует отметить, что система «Открытого образования» расширяет доступ к обучению, предлагаемому в университетах. «Открытость» системы с точки зрения педагогической науки рассматривается как приоритетная возможность устранения барьеров в учебном процессе.

Важным условием обеспечения открытости образования является разработка и внедрение соответствующих образовательных ресурсов. Одной из целей «Открытого образования» является предоставление как основных образовательных программ для подготовки будущих специалистов, так и дополнительных для работающих специалистов. Это дает возможность подготовить специалистов для всего населения различных регионов Казахстана, в том числе отдаленных и малонаселенных областей и районов. Открытые университеты предоставляют одинаковые образовательные возможностей для всего населения. Университетом активно разрабатываются новые модели обучения с использованием современных информационных технологий.

В 2014 году в Казахстане запущенна, Национальная платформа открытого образования и учреждена ведущими вузами Казахстана. Внутри него создается и продвигается открытое обучение как новообразование, которое будет способствовать доступности и эффективности знаний в системе высшего образования. Платформа «Открытого образования» представляет онлайн - курсы по основным предметам бакалавриата, изучаемым в Вузах Казахстана.

Безусловно, одним важных шагов в инновационной системе образования Казахстана было создание «Открытого университета Казахстана» ОРЕКи.К^, который стал первым опытом такого

формата учебной структуры. «Открытый университет Казахстана» по своей организации является образовательной платформой, которая дает широкие возможности в получении бесплатного доступу к онлайн - курсам, куда привлечены лучшие специалисты в разных областях науки и техники. Основными задачами данного университета является формирование информационной, технологической, организационной и коммуникационной компетенций посредством качественных бесплатных онлайн - курсов, а также доступностью онлайн - образования для всего населения с помощью цифровых технологий. Платформа университета располагает видео лекциями по различным направлениям науки и образования. С точки зрения методического плана, следует отметить, что, к сожалению, есть некоторые недостатки, такие как отсутствие различных видов контроля знаний и умений, которые получают слушатели курсов.

Создание онлайн - курсов на сегодняшний день является одним из возможных и актуальных направлений в системе подготовки и повышения квалификации специалистов. КазНУ им. Аль - Фа-раби является одним из лидеров среди отечественных вузов по внедрению MOOK (массовые открытые онлайн - курсы), который осуществляется на открытой платформе Open Edx. Сегодня это более 40 курсов, по 15 направлениям, где зарегистрированы более 16 000 слушателей.

Ведется работа в этом направлении и в Западно-Казахстанском университете им. М. Утеми-сова. Утвержден план по разработке МООК (массовые открытые онлайн - курсы) на 2021 календарный год. Центром дистанционного обучения был проведен информационный обучающий семинар «МООК» - массовые открытые онлайн - курсы: разработка и внедрение». Целью семинара являлось обучение преподавателей университета процессу разработки и запуска МООК.

Массовые открытые онлайн - курсы (МООК) одна из форм дистанционного образования. Это обучающий курс с массовым интерактивным участием, с применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет. Разработка собственных онлайн -курсов в вузе, позволит создать благоприятные условия для обучающихся слушателей, получить в дистанционном режиме дополнительное образование, либо повысить свой уровень квалификации в различных направлениях.

Таким образом, одним из актуальных направлений развития открытых университетов является

создание условий для обеспечения возможности обучения в течение всей жизни, посредством курсов в области педагогики, психологии, методики обучения отдельным дисциплинам, экономики и административного права, архитектуры, медицины, фармакологии, коммуникации и связи с общественностью и многих др.

Список литературы

1. Е.В. Бондаревская Теория и практика лич-ностно-ориентированного образования/Изд. Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.

2. А.К. Бруднов Система воспитания и дополнительного образования детей: от идей до внедрения [Из опыта работы российских внешкольных учреждений [Текст] / А. К. Бруднов // Педагогика. -1999. - С. 26- 32

3. Основы педагогики: Учеб. пособие / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов; Ун-т рос. акад. образования. - [2. изд., испр. и доп.]. - М.: Изд-во УРАО, 2000. -614 с.; 22 см.; ISBN 5-204-00185-9

4. И. М. Ибрагимов Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учебное пособие для студ. вузов. — М.: Академия, 2005.-336 с.

5. Интернет-образование: не миф, а реальность XXI века /Под общ. ред. В.П.Тихомирова. М.: Изд-во МЭСИ, 2000.

6. Шленов Ю.В. Креативная педагогика. Методология, теория, практика/ Дегтярева Н. А., Кузнецов А.А. - М., Изд. Лаборатория знаний, 2021. -322с.

7. Медешова А.Б., Адельбаева Н.А., Курма-шева Д.Н., Акимова С.М. Анализ зарубежного опыта раТ-йте обучения Дистанционное образование: трансформация, преимущества, риски и опыт [Текст]: материалы I Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), 16-18 декабря 2020 года. - Уфа: Издательство БГПУ им. М. Акмуллы, 2020. - 590 с.

8. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 20202025 годы. - 27 декабря 2019. - № 988.

9.Сакаева А.Н. Повышение качества профессиональной подготовки студентов в процессе дистанционного обучения. - Автореф. диссерт. на соискание ученой степени к.п.н. - Республика Казахстан, Караганды, 2009. - 21 с.

10. Теория и практика дистанционного обучения. / Под редакцией д.п.н. Полат Е.С. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.