Научная статья на тему 'К характеристике четвертичных отложений Уропского каменноугольного месторождения в Кузбассе'

К характеристике четвертичных отложений Уропского каменноугольного месторождения в Кузбассе Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — А А. Курбатова, Э Д. Рябчикова, Е К. Чугуевская, В М. Кабанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К характеристике четвертичных отложений Уропского каменноугольного месторождения в Кузбассе»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА им. С. М. КИРОВА

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЧЕТВЕРТИЧНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ УРОПСКОГО КАМЕННОУГОЛЬНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

В КУЗБАССЕ

А. А. КУРБАТОВА, Э. Д. РЯБЧИКОВА, Е. К. ЧУГУЕВСКАЯ, В. М. КАБАНОВА

(Представлена проф. докт. А. Г. Сибовым)

На участке Уропском-Южном Уропского каменноугольного месторождения скважинами 1066 и 1062 (Инская разведочная линия), -фобу-ренными Уропской ГРП, вскрыт разрез четвертичных образований мощностью 45—49 м. Это один из наиболее полных разрезов на правобережье реки Ини.

В литологическом отношении данный разрез довольно отчетливо разделяется на три части: верхнюю, среднюю и нижнюю. Верхняя часть разреза (мощностью 10—15 м) слагается лёссовидными суглинками, включающими погребенные почвенные горизонты. Основные харакгери-стики этой толщи следующие: для гранулометрического состава ж отмечается преобладание пылеватой фракции 52,81—72,5% (!П0 данным микроагрегатного анализа) с преобладанием «лёссовой» пыли над мелкой. По содержанию глинистой фракции (<0,005 мм) лёссовидные отложения являются тяжелыми пылеватыми глинами.

Химический анализ лёссовидных суглинков и глин показывает их относительно более высокую карбонатность (2,6—6,2%), повыше!нос значение рН (8,0—8,3), пониженную величину емкости поглощения (16,9—25,3 мг-экв/100 г породы) и незначительное содержание гумуса (0,21—0,38%, реже 0,45—0,52%). Проведенные лабораторные анализы позволяют отличить погребенные почвы от вмещающих их пород не только повышенным содержанием гумуса (0,48—1,45%), но и увеличенным содержанием глинистой фракции до 31,3—40,5% (по дашым микроагрегатного состава), отсутствием карбонатности, повышепшши значениями ёмкости поглощения.

Средняя часть разреза (мощностью 6—17 м) представлена супниками и глинами желто-бурого, серовато-бурого цвета и ожелезпешыми темно-1бурыми глинами в скв. 1062.

Нижнюю часть разреза четвертичной толщи на Уропском-Юкном участке слагают так называемые «синие» глины, реже суглинки о:ерно-болотной фации. Последние выполняют неровности древнего релюфа и вскрыты всеми скважинами Инской разведочной линии. Это серле, зеленовато-серые до грязно-серых, то более темных и плотных, тс более светлых и слабосцементированных иловатых глин, реже суглинюв, содержащих большое количество растительного детрита, отчего наблюдаются аномальные значения содержания гумуса (до 5,02%). Белее тяжелый их гранулометрический состав (глинистая фракция <С005 мм составляет 26,34-—50,79%) согласуется с повышенной емкосты) поглощения (от 16,9 до 33,8 мг-экв/100 г породы) .

В скв. 1066 в основами «синих» глин залегает слой песчано-гра-вийно-галечниковых отложений с глинистым заполнителем (1,6 м мощности). Размеры гальки, сложенной кварцем, кремнистым сланцем, кварцитом, песчаником достигают 3X4 см. Хорошая окатанность последней свидетельствует о накоплении этого слоя в русловых условиях. В составе цемента часты примазки угля и сажи; все вышесказанное указывает на размыв ¡подстилающих угленосных толщ.

Минералогический состав изученного разреза: среди минералов легкой фракции преобладают кварц и полевые шпаты. Количество кварца в лёссовидных суглинках (35—45%) и в погребенных почвах (40—47%) сохраняется более или менее одинаковым. Содержание полевого шпата несколько уменьшается в погребенных почвах (16—22%) по сравнению с лёссовидными толщами (25—27%). В остальных литологических разностях разреза количество кварца (50%) и полевых шпатов (22—30%) остается постоянным за исключением лишь самого основания разреза, где содержание кварца в плотных зеленовато-серых местами параллельно-тонкослоистых глинах падает до 30%, а полевых шпатов до 13% за счет увеличения количества обломков глинистых пород. Причем зерна этих минералов неокатанные, реже полуокатанные, имеют неправильную форму.

В тяжелой фракции заметно преобладает эпидот-цоизит (41—60%), содержание которого увеличивается в погребенных почвах и в основании разреза (до 60%). Содержание же роговых обманок уменьшается сверху вниз (от 23% в лёссовидных суглинках до 6,3% в основании разреза).

Главными минералами коллоидно-дисперсной фракции являются гидрослюда и каолинит, реже бейделлит.

Приведенный минералогический состав свидетельствует о значительной роли эолово-делювиальных процессов в накоплении лёссовой толщи.

Палинологический анализ позволил установить ритмичное изменение растительного покрова в четвертичное время: получено несколько спорово-пыльцевых комплексов в изученном разрезе, описание которых приводится от более древних к более молодым.

В основании разреза (интервал 41—42 м) преобладают влаголюбивые формы (46%)- Это споры бриалисов, реже сфагновых, мхов, ботри-хиумов, кочедыжниковых, много неопределимых водных форм. Из древесных присутствует только пыльца ели (10%); травянистый спектр представлен пыльцой разнотравья с незначительным преимуществом маревых и полыней. Незначительно, но обязательно здесь встречаются пыльцевые зерна ивы и тсуги.

Наличие грубообломочного материала в основании изученного разреза и переотложенная третичная пыльца свидетельствуют о размыве раннечетвертичных и более древних отложений. Поэтому возраст отложений, содержащий приведенный выше споровопыльцевой комплекс по преобладанию в нем более молодых элементов флоры может быть датирован нижними горизонтами среднего плейстоцена.

Следующий комплекс (интервал 36—33,5 м) характеризуется резким изменением количественных соотношений встреченных форм: уменьшается содержание влаголю'бов (9%), из древесных на смену пыльце ели приходит пылыца березы и ольхи (4,5%)), из травянистых много пыльцы маревых (40%) и полыней (15,5%). Характерно одновременное присутствие в комплексе и влаголюбов и ксерофитов.

Спорово-пыльцевой комплекс из интервала разреза 33,5—22 м характеризуется абсолютным преобладанием ксерофитов (до 80%) — маревые, полынь, эфедра; еще большим обогащением минерализованными зернами полыни (21—20%) и малым количеством пыльцы древесных (6—4,3%), представленных пыльцой березы и хвойных, причем

следует отметить резкое сокращение пыльцы ели (до 2,5%), либо ее исчезновение. Подобный степной комплекс описан рядом авторов для соседних с Кузбассом территорий (Г. Ф. Букреевой, 1966, О. В. Матвеевой, 1953, 1958, Л. И. Ефимовой, 1966, А. А. Курбатовой и Л. В. Александровой, 1964) и датируется средним плейстоценом.

Последний комплекс (интервал 18,5—8 м) обогащается пыльцой хвойных (до 21,6%) с .преобладанием пыльцы ели (до 15,8%). Пыльца березы единична. Из травянистых отмечается большое содержание минерализованной пыльцы полыни (до 44,5%), маревых (31,6%), сложноцветных (9,9%), злаковых (5,8% 1 и др.

Верхняя часть разреза (с 8 м) спор и пыльцы не содержит.

В итоге в изученном разрезе отметим неоднократную смену растительности: в нижней части типичный лесостепной со слабой степенью облесенности комплекс. Он не однороден по своему составу и, вероятно, характеризует переходный момент изменения растительности от влаголюбивого типа к ксерофитпому.

В средней части разреза — ксерофитный степной и в верхах разреза новая смена растительного покрова—фаза стенной ели.

Таким образом, в изученном разрезе отчетливо выделяются три разновозрастных и разиофациальных толщи: первая (сверху вниз) — лёссовая, по возрасту — верхнеплейстоценовая; вторая — желто-бурая, переходная, как в литологическом, так и палинологическом отношении, условно пока датируемая средневерхнеплейстоценовым возрастом; третья («синие» глины) —по возрасту среднеплейстоценовая.

ЛИТЕРАТУРА

1. М. П. Гричук. Основные черты изменения растительного покрова Сибири в течение четвертичного периода. В кн. «Палеогеография четвертичного периода СССР». Изд. МГУ, 1961.

2. Н. И. Кригер. Лесс, его свойства и связь с географической средой. М., Изд. «Наука», 1965.

3. Б. Ф. М и х а л ь ч е н к о, А. А. К у р б а т о в а, Л. В.Александрова. К вопросу стратиграфии и литологии четвертичных отложений юго-западной части Кузбасса. Тезисы докл. Весе, совещ. по изучению четверт. периода, Новосибирск, 1964,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.