Научная статья на тему 'К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПОЛИТИКИ ЗАЩИТЫ ОТ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЕ'

К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПОЛИТИКИ ЗАЩИТЫ ОТ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
основополагающие принципы и права в сфере труда / политика в области безопасности и гигиены труда / безопасная и здоровая производственная среда / биологические опасные риски / профилактика и защита / трудовое законодательство / социальное партнерство / Международная организация труда.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Челнокова Галина Борисовна

В статье освещаются вопросы разработки и содержания новых норм Международной организации труда, направленных на осуществление политики по предотвращению биологических опасных рисков в производственной среде. Отражены цели и задачи разрабатываемых норм, предлагаемое международное определение биологических опасных рисков, намечаемые правовые ориентиры для политики трехстороннего сотрудничества государства, работодателей и профсоюзов по предотвращению таких рисков. Указывается на целесообразность использования данных ориентиров для развития социального партнерства в сфере охраны труда, совершенствования законодательства, а также для развития научных исследований и образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПОЛИТИКИ ЗАЩИТЫ ОТ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЕ»

ЧЕЛНОКОВА Галина Борисовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Россия, г. Москва, e-mail: labourlaw-msal@yandex.ru

К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПОЛИТИКИ ЗАЩИТЫ ОТ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье освещаются вопросы разработки и содержания новых норм Международной организации труда, направленных на осуществление политики по предотвращению биологических опасных рисков в производственной среде. Отражены цели и задачи разрабатываемых норм, предлагаемое международное определение биологических опасных рисков, намечаемые правовые ориентиры для политики трехстороннего сотрудничества государства, работодателей и профсоюзов по предотвращению таких рисков. Указывается на целесообразность использования данных ориентиров для развития социального партнерства в сфере охраны труда, совершенствования законодательства, а также для развития научных исследований и образовательного процесса.

Ключевые слова: основополагающие принципы и права в сфере труда; политика в области безопасности и гигиены труда; безопасная и здоровая производственная среда; биологические опасные риски; профилактика и защита; трудовое законодательство; социальное партнерство; Международная организация труда.

CHELNOKOVA Galina Borisovna,

Assistant Professor of the Labour Law and Social Security Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Russia, Moscow

TOWARDS THE FORMATION OF THE LEGAL BASIS OF THE POLICY OF PROTECTION AGAINST BIOLOGICAL HAZARDS IN THE PRODUCTION ENVIRONMENT

Annotation. The article highlights the issues of the development and content of new norms of the International Labor Organization aimed at implementing a policy to prevent biological hazards in the production environment. The goals and objectives of the norms being developed, the proposed international definition of biological hazards, the planned legal guidelines for the policy of trilateral cooperation of the state, employers and trade unions to prevent such risks are reflected. The expediency of using these guidelines for the development of social partnership in the field of labor protection, improvement of legislation, as well as for the development of scientific research and the educational process is indicated.

Key words: fundamental principles and rights in the field of labor; occupational safety and health policy; safe and healthy working environment; biological hazards; prevention and protection; labor legislation; social partnership; International Labor Organization.

Одним из достижений в развитии мировой политики в сфере труда стало включение в 2022 году в состав основополагающих международных принципов и прав в сфере труда принципа безопасной и здоровой производственной среды1. В Российской Федера-

1 См.: Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998 г) с поправками 2022 года; Резолюция МОТ о включении безопасной и здоровой производственной среды в свод осново-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-9-32-36 NIION: 2018-0076-9/23-664 MOSURED: 77/27-023-2023-9-664

ции возвышение данного принципа сопровождалось принятием новых норм трудового законодательства и новых нормативных правовых актов,

полагающих принципов и прав в сфере труда (2022 г.); Конвенция МОТ № 191 2023 г, касающаяся последующих поправок к нормам после признания безопасной и здоровой производственной среды в качестве основополагающего принципа; Резолюция МОТ, касающаяся скорейшей ратификации Конвенции 2023 года о безопасной и здоровой производственной среде (последующие поправки) (191) (2023 г).

направленных на существенное совершенствование организации и культуры охраны труда, что было обусловлено современными вызовами глобального характера [3; 5; 7; 10]. Значительные социально-правовые меры были приняты государством в период пандемии. Дальнейшим продвижением реализации права на безопасную и здоровую производственную среду становится принятие новых международных правовых норм, направленных на разработку и осуществление политики по предотвращению негативного воздействия биологических опасных факторов.

В России, как и в ряде других стран, приняты законодательные и иные правовые меры, направленные на обеспечение биологической безопасности1. Законодательно закреплены понятия «биологическая безопасность», «опасный биологический фактор», «биологический риск», «биологическая угроза (опасность)», «биологическая защита» и др. Обозначены основные принципы обеспечения биологической безопасности и в качестве первостепенной основной задачи указано на «определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения биологической безопасности»2.

Возникшие мировые угрозы биологического характера и накопленный государствами правовой опыт защиты обусловили потребность создания специальных международных норм относительно политики предотвращения биологических опасных факторов в производственной среде.

Вопрос о разработке норм в области биологических опасных факторов включен в повестку дня Международной конференции труда 112-й (2024 г.) и 113-й (2025 г.) сессий. Правовой пробел в данной сфере был официально обозначен в МОТ в 2017 г. как актуальный вопрос для международного регулирования труда. В период пандемии COVID-19 повысилось его значение и усилилась необходимость устранения этого нормативного пробела. По данным специального международного исследования, в 2021 году инфекционные

1 См., например: Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «Об основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу»; Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2019 № 1906-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу».

2 Ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 492-ФЗ "О биологической безопасности в Российской Федерации".

и неинфекционные факторы биологического риска в производственной среде стали причиной 550 000 смертей, что составляло 9,8% от общего числа смертей, которые были обусловлены производственной деятельностью. С экономической точки зрения глобальные ежегодные экономические издержки, вызванные низким уровнем профилактики биологических заболеваний и травм, достигают 0,58% от глобального валового внутреннего продукта, что, по данным Международного валютного фонда, эквивалентно 548 млрд долл. США [2,8].

В 2022 году МОТ предложила разработать всеобъемлющую и перспективную правовую основу для соблюдения, продвижения и претворения в жизнь права на безопасную и здоровую производственную среду с точки зрения биологических опасных факторов. Для этого разрабатываются новые международные акты, которые должны охватывать все биологические опасные факторы посредством, в том числе, тематического объединения регламентирующих их норм. Несмотря на возникшие сложности и приостановление технического сотрудничества МОТ с Российской Федерацией, нельзя не учитывать, что Международной организацией труда (МОТ) с момента её основания в 1919 году принят весьма значительный свод международных актов и руководств, направленных на обеспечение безопасности и гигиены труда работников. Они оказывают помощь государствам, работодателям и профсоюзам в укреплении их потенциала по предотвращению факторов опасности и рисков на производстве и управлению ими [6; 7].

Новый этап в развитии этого направления был обозначен на 110-й сессии (2022 г.) Международной конференции труда, когда Конвенция № 155 1981 года о безопасности и гигиене труда и Конвенция № 187 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда были признаны основополагающими конвенциями, дополнившими Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. В результате этого решения все государства - члены МОТ, даже если они не ратифицировали указанные конвенции, теперь несут обязательство, вытекающее из самого факта членства в Организации, по соблюдению, продвижению и претворению в жизнь принципов, касающихся основополагающих прав, являющихся предметом этих конвенций.

Ныне весь мир столкнулся с тем, что пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) вынесла на первый план потенциально разрушительные глобальные последствия неконтролируемого распространения биологических опасных факторов. Другие заболевания, такие как тяжёлый острый респираторный синдром (ТОРС), грипп А

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

(ЖЖ) и лихорадка Эбола, также вызывают обеспокоенность международного сообщества. Вирусы, вызывающие инфекционные заболевания, являются лишь одним из многочисленных биологических опасных факторов, воздействию которых могут подвергаться работники. На различных рабочих местах, не только, как, например, в больницах, лабораториях, на животноводческих фермах, в зернохранилищах, на очистных сооружениях, при сборе мусора, но и в других сферах производственной деятельности (например, в архивах, библиотеках, музеях, зрелищных и образовательных мероприятиях) работники могут подвергаться действию биологических опасных факторов, включающих бактерии, вирусы, паразитов, грибки, прионы, ДНК-материал, физиологические жидкости и другие микроорганизмы и связанные с ними аллергены и токсины. Эти биологические опасные факторы могут вызывать, усиливать и усугублять не только инфекционные заболевания, такие как COVID-19, но и неинфекционные, например, аллергии. Глобальная мобильность и взаимодействие, обусловленные перемещением товаров и людей во всём мире, в том числе в туристической отрасли и во время деловых поездок, усугубляют проблему распространения болезней. Негативное воздействие усиливается климатическими изменениями. Поэтому на международном уровне приняты решения о необходимости разработки и принятия специальных международных норм, касающихся предотвращения биологических опасных рисков.

В настоящее время в МОТ рассматриваются вопросы, касающиеся цели и задач будущих актов, сферы их применения, единого международного определения, структуры и содержания ориентиров для политики трехстороннего сотрудничества государства, работодателей и профсоюзов по предотвращению таких рисков. Осуществляется обобщение ранее принятых правовых актов по общим и смежным вопросам в области охраны труда на глобальном, региональном и страновом уровнях.

Особо подчёркивается необходимость пересмотра одного из первых актов МОТ - Рекомендации № 3 1919 года о профилактике сибирской язвы и устранения существующих пробелов в регулировании других биологических опасных факторов в производственной среде. Новый акт должен стать первым международным актом, всесторонне, в свете последних научных достижений, рассматривающим биологические опасные факторы в производственной среде. Он должен быть направлен на создание всеобъемлющей и перспективной правовой базы в целях обеспечения соблюдения, поощрения и осуществления права на безопасную и здоровую производственную

среду с точки зрения биологических опасных факторов.

Для этого эксперты МОТ предлагают, прежде всего, закрепить на международном уровне универсальное определение термина «биологический опасный фактор» как «любой микроорганизм, клетка и иной органический материал растительного, животного или антропогенного происхождения, в том числе генетически модифицированный, способный причинить ущерб здоровью человека» [2,60]. В качестве конкретизирующих элементов называются, в частности, «бактерии, вирусы, паразиты, грибковые образования, при-оны, материалы ДНК, биологические жидкости, другие микроорганизмы и связанные с ними аллергены и токсины». Рассматривается вопрос о включении в указанное определение биологических векторов и переносчиков заболеваний [2,61].

Принятие такого акта будет означать, что на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников каждое государство должно разработать, осуществить и периодически пересматривать последовательную и всеобъемлющую национальную политику в области профилактики и защиты от биологических опасных факторов в производственной среде. При разработке, осуществлении и периодическом пересмотре национальной политики государства должны будут опираться на действующие международные трудовые нормы, включая Конвенцию № 155 1981 года о безопасности и гигиене труда и Протокол 2002 года к ней, Конвенцию № 161 1985 года о службах гигиены труда и Конвенцию № 187 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда. Национальная политика в области биологических опасных факторов должна быть интегрирована в национальную политику в области безопасности и гигиены труда.

В разрабатываемый акт предлагается включить меры профилактики и защиты, которые могут помочь государствам разработать руководства и процедуры, касающиеся действия биологических опасных факторов в производственной среде, опираясь на надёжные научные критерии и сложившуюся практику, что получает все большее отражение в российской юридической науке [1; 3; 4].

Предполагается, что во всех государствах должны быть разработаны предупредительные меры и должна предоставляться информация о мерах профилактики и защиты, которые должны быть приняты в отношении действия биологических опасных факторов. Компетентный орган должен предоставлять необходимую поддержку работодателям, работникам и их представителям в целях реализации мер в области здравоохране-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

ния и гигиены труда. Новый международный акт должен способствовать формированию готовности к чрезвычайным ситуациям и прогнозированию опасных факторов и рисков, что предполагает, в частности, разработку мер, которые должны быть приняты на рабочих местах и в производственной среде в случае возникновения вспышек эпидемий и пандемий, вызываемых биологическими агентами. Этому может способствовать национальное и международное сотрудничество в сфере исследований таких факторов и принимаемых мер.

Меры для отдельных секторов и групп работников могли бы быть разработаны в виде конкретных мер и руководств для работников отраслей, профессий и форм организации труда, в которых они наиболее подвержены биологическим опасным факторам. К таким группам относятся не только работники системы здравоохранения и лабораторий, сельскохозяйственные работники, работники сектора отходов, уборщики и технический персонал, но и работники гуманитарных организаций, работники цифровых платформ, временные работники, работники неформальной экономики, а также трудовые мигранты.

Государства совместно с социальными партнерами должны разработать руководства, отвечающие потребностям отдельных групп работников, например: беременных женщин и кормящих матерей, молодых работников, работников старшего возраста, работников с ограниченными возможностями и работников, наиболее подверженных по медицинским показаниям инфекционным заболеваниям или аллергиям, включая работников, получающих иммуносупрессивную терапию. Учитывая глобальный, трансграничный характер биологических рисков государства должны при разработке отдельных мер и руководств принимать во внимание действующие, согласованные на международном уровне технические и практические руководства Международной организации труда и других международных организаций в области управления биологическими опасными факторами.

Особое внимание должно быть обращено на гигиену труда и службы гигиены труда, действие которых предлагается постепенно распространять на всех работников на всех предприятиях во всех отраслях экономической деятельности в соответствии с Конвенцией № 161 и Рекомендацией № 171 1985 года о службах гигиены труда. Предлагается усовершенствовать порядок сбора и учёта данных о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, а также порядок уведомления о них. Государствам рекомендуется ежегодно опубликовывать инфор-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

мации о мерах, принятых в отношении действия биологических опасных факторов в производственной среде.

Обосновывается необходимость для государств включать профессиональные заболевания, вызываемые действием биологических опасных факторов, в национальный перечень профессиональных заболеваний, принимая во внимание Рекомендацию МОТ № 194 2002 года о перечне профессиональных заболеваний и новые международные нормы. Предусматривается право работников на получение специальных пособий или компенсаций за полученные производственные травмы, болезни или заболевания в результате действия биологических опасных факторов. Должно обеспечиваться прохождение специального обучения в области биологических опасных факторов в производственной среде инспекторами труда, другими компетентными должностными лицами. Государство должно применять адекватные санкции за нарушение законодательства и нормативных актов, касающихся биологических опасных факторов в производственной среде.

В отношении обязанности и ответственности работодателей предлагается указать на требования принимать ими все разумные и практически осуществимые меры по устранению или, если это невозможно, контролю и минимизации воздействия биологических опасных факторов, бесплатно предоставлять надлежащие средства индивидуальной защиты для работников, если остаточную биологическую опасность нельзя контролировать с помощью других мер. Должны обеспечиваться предоставление информации, инструкций и проведение обучения по биологическим опасным факторам в производственной среде для менеджеров, руководителей и работников, а также представителей по безопасности и гигиене труда. Работники должны быть проинформированы о биологических рисках, существующих в рамках тех задач, которые на них возложены, и о мерах, которые необходимо принять для предотвращения угрозы их здоровью, до того, как они приступят к любой работе, связанной с такими рисками. Если два и более работодателей одновременно осуществляют деятельность на одном рабочем месте, то они должны взаимодействовать в отношении управления биологическими опасными факторами.

Особое внимание при разработке новых международных актов уделяется правам и обязанностям работников и их представителей. Предложено нормативно закрепить право на: 1) получение информации о биологической опасности в производственной среде, о соответствующих про-

филактических и защитных мерах, порядке их применения; 2) получение консультаций от работодателя и компетентного органа по вопросам выявления биологических опасных факторов и оценки рисков биологической опасности; 3) получение консультаций по вопросам мер, которые необходимо принять для регулирования биологических опасных факторов в производственной среде; 4) участие в реализации профилактических и защитных мер по защите себя и других работников от биологических опасных факторов в производстве.

Учитывая, что реализация политики и прав в сфере охраны труда обеспечивается не только законодательством и иными нормативными правовыми актами, но также социально-партнерскими соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами [7; 9], то использование предлагаемых новых международных норм могло бы быть уже начато в настоящее время в разрабатываемых новых правовых актах социального партнерства, а затем продолжаться в более развернутом правовом виде в последующем развитии законодательства и механизма социального партнерства. Этому могли бы способствовать соответствующие научные исследования и отражающий их образовательный процесс.

Список литературы:

[1] Агафонов В.Б., Жаворонкова Н.Г. Теоретико-правовые проблемы обеспечения биологической безопасности Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 4 (113). С. 187-194.

[2] Биологические опасные факторы в производственной среде. Женева, Международное бюро труда, 2022 г. - 77 с.

[3] Благодир А.Л. Правовые вызовы в сфере труда // Образование и право. 2022. № 7. С. 330334.

[4] Выпханова Г.В. Актуальные направления совершенствования законодательства в сфере биологических и генетических технологий //Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 8 (84). С. 33-43.

[5] Крылов К.Д. Российское законодательство об охране труда и международные нормы // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2022. -№ 2. - С. 7-13

[6] Крылов К.Д. Фундаментализация безопасных и здоровых условий труда в международном трудовом праве // Право и управление. XXI век. - 2022. - № 2. - С. 3-13

[7] Крылов К.Д., Чесалов И.А. Возвышение права на безопасную и здоровую производственную среду // Образование и право. - 2022. - № 11. - С. 43-48;

[8] Прокопенко Л.В., Лагутина А.В. Оценка биологического фактора на рабочих местах: вопросы и предложения // Медицина труда и промышленная экология. 2018. № 12. С. 29-34.

[9] Рогалева Г.А., Филина М.В. Создание современных и безопасных рабочих мест на принципах социального партнерства // Образование и право. 2022. № 1. С. 250-256.

[10] Челнокова Г.Б. Охрана труда: новое в законодательстве // Образование и право. 2022. № 1. С. 243-249.

Spisok literatury:

[1] Agafonov V.B., Zhavoronkova N.G. Teore-tiko-pravovye problemy obespecheniia biologich-eskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii // Aktualnye problemy rossiiskogo prava. 2020. T. 15. № 4 (113). S. 187-194.

[2] Biologicheskie opasnye faktory v proizvodst-vennoi srede. Zheneva, Mezhdunarodnoe biuro truda, 2022 g. - 77 s.

[3] Blagodir A.L. Pravovye vyzovy v sfere truda // Obrazovanie i pravo. 2022. № 7. S. 330-334.

[4] Vypkhanova G.V. Aktualnye napravleniia sovershenstvovaniia zakonodatelstva v sfere biolog-icheskikh i geneticheskikh tekhnologii //Vestnik Uni-versiteta imeni O.E. Kutafina (MGluA). 2021. № 8 (84). S. 33-43.

[5] Krylov K.D. Rossiiskoe zakonodatelstvo ob okhrane truda i mezhdunarodnye normy // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. - 2022. - № 2. - S. 7-13

[6] Krylov K.D. Fundamentalizatsiia bezo-pasnykh i zdorovykh uslovii truda v mezhdunarod-nom trudovom prave // Pravo i upravlenie. XXI vek. -2022. - № 2. - S. 3-13

[7] Krylov K.D., Chesalov I.A. Vozvyshenie prava na bezopasnuiu i zdorovuiu proizvodstvennuiu sredu // Obrazovanie i pravo. - 2022. - № 11. - S. 43-48;

[8] Prokopenko L.V., Lagutina A.V. Otsenka bio-logicheskogo faktora na rabochikh mestakh: voprosy i predlozheniia // Meditsina truda i promyshlennaia ekologiia. 2018. № 12. S. 29-34.

[9] Rogaleva G.A., Filina M.V. Sozdanie sovre-mennykh i bezopasnykh rabochikh mest na printsi-pakh sotsialnogo partnerstva // Obrazovanie i pravo. 2022. № 1. S. 250-256.

[10] Chelnokova G.B. Okhrana truda: novoe v zakonodatelstve // Obrazovanie i pravo. 2022. № 1. S. 243-249.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.