УДК 581.9 (574)
К ФЛОРЕ СОЛЯНОКУПОЛЬНЫХ ПОДНЯТИЙ ОТРОГОВ ПОДУРАЛЬСКОГО ПЛАТО В ПРЕДЕЛАХ ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
О.Н. Чукалина
Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова Республика Казахстан, г. Уральск, ox_ch@mail.ru
В статье рассмотрено биоразнообразие отрогов Подуральского плато. Выделены специфические виды экотопов.
Biodiversity spur Poduraliskogo plateau is considered in article. The specific types ecotops are
chosen.
Подуральское плато (ПП) расположено западнее Мугоджар и Урала, расчлененное сравнительно густой и глубокой эрозионной сетью, которая сочетается с останцовыми столовыми возвышенностями. Глубина расчленения доходит до 20-60 м при абсолютной высоте 263 м. С ПП стекает ряд небольших, разбивающихся на плесы рек, притоков Урала, текущих на север и северо-запад - Оленты, Булдырты, У ил, Сагыз, Куперанкаты, Солянка, которые заканчиваются среди солончаков и соленых озер.
Район исследования входит в Русскую докембрийскую платформу, которая входит в пределы Казахстана лишь своим юго-восточным выступом. Он охватывает Прикаспийскую впадину и ПП, образующие геоструктурную единицу первого порядка -Прикаспийскую синеклизу. Древний фундамент погребен под покрывалом меловых и палеогеновых отложений на ПП и под молодыми осадками, вплоть до четвертичных, морских - в самой Прикаспийской низменности. Мощность осадков по данным бурения превышает 4 км, а по геофизическим данным доходит до 7-9. Синеклиза простирается от Волги до Уральских гор и от линии, проходящей немного южнее Саратова и Оренбурга на севере, до Астрахани и полуострова Бузачи. На юге и востоке синеклизы - наличие нескольких тысяч соляных куполов. Такой их концентрации нет нигде в мире. Они образовались на месте понижений, в раннепермское время накопились залежи поваренной и каменной солей. К этим участкам приурочена и нефть. Под тяжестью отложившегося над солями покрова более молодых осадков они, также как и нефть, являясь значительно более легкими образованиями, выжимаются, приподнимая и разламывая свой покров. Мощность соляных штоков по данным бурения более 2 км, геофизического метода - 5 км.
Основная часть Прикаспийской синеклизы была опущена и заполнена новейшими осадками. После трансгрессии позднечетвертичного хвалынского моря соляные купола оказались частично смытыми и перекрытыми молодыми осадками. Поэтому они не выражены в рельефе, выявляются лишь геодезическими методами. Однако тщательный анализ рельефа позволяет обнаружить купола, так как они продолжают медленно подниматься. Талые и дождевые воды размывают их, сносят соли, образуя окаймляющие солончаки. В Предуралье они хорошо выражены в рельефе, образуя разбитые разломами пологие возвышенности, сложенные с поверхности меловыми, а иногда более древними юрскими и пермскими отложениями.
Границы древней тектонической структуры - Прикаспийской синеклизы, и молодой морфоскульптуры - Прикаспийской низменности не вполне совпадают, так как Хвалынское море затопило не всю синеклизу, но в то же время местами продвинулось за ее пределы. Например, осталось незатопленным ПП, но был размыт и покрыт морем полуостров Бузачи, относящийся к другой тектонической структуре [1].
Зарождение особых солянокупольных структур в пределах Западно-Казахстанской области (ЗКО) началось при накоплении кроющих кунгурских солей. К концу перми
мощность надсолевых осадков достигла 4-5 км. С периодом их накопления совпадает главный этап подъема соляных куполов, на всей территории отмечается почти повсеместный выход соли на дневную поверхность. В течении мезозоя и кайнозоя своды большинства куполов были перекрыты отложениями. Реки, стекающие с ПП, промывают склоны соляных поднятий и тем самым способствую образованию отрогов, высотой от 60 до 110 м [2].
Кальцефитно-петрофитная растительность солянокупольных поднятий резко контрастирует с окружающей равнинной степной растительностью и четко выделяется физиономически. Своеобразие эдафических факторов и климатических условий на меловых склонах способствует образованию здесь уникальных кальцефитно-петрофитных сообществ.
Деление на ландшафтные районы исследованного региона принято по A.A. Чибилёву (2001). Для каждого ландшафта характерен свой набор экотопов, различающихся по месту в рельефе, характеру меловой породы и почвенного покрова, а также и растительности. Название экотопов давались в соответствии с типом растительности. Затем одинаковые типы экотопов объединены в классы экотопов. Остановимся на экотопах ПП, где выделено 7 классов экотопов [3]:
1. Класс экотопов на лбах, взлобьях и плато меловых возвышенностей с монтано-пустынно-кальцефитными и кальцефитно-степными группировками.
2. Класс экотопов северных и западных склонов с мезофитно-кальцефитным комплексом.
3. Класс экотопов южных и восточных склонов с ксерофитно-кальцефитным комплексом.
4. Класс экотопов равнинных степных сообществ.
5. Класс экотопов кратковременных пионерных сообществ меловых и мергелистых склонов, оврагов и балок.
6. Класс экотопов подножья меловых склонов с комплексом галофитно-пустынных и петрофитно-степных сообществ.
7. Класс экотопов родников, ручьев и прудов, возникающих среди меловых возвышенностей с комплексом гигрофитных и мезофитных видов [3].
Нами исследована (в 2002-2010 гг.) флора выходов меловых пород по р. Солянка (Бурлинский район) и окрестностх родника Дадем-агаш, находящегося на стыке Бурлинского, Теректинского и Срымского районов.
По лбам, взлобьям и плато отрогов ПП в районе р. Солянки (рис. 1) координаты N 51°17' Е 052°21', высота 66-68 м, произрастают Lepídium méyeri Claus, Linum flavum L., Orostachys sp. и Alyssum lenénse Adams. Северные и западные склоны заняты злаково-караганово-таволожными (Filipéndula ulmaria + Caragana frutes + Festuca vallesiaca) сообществами, среди которых отмечены Thymus marschallianus Willd., Asparagus inderiensis F. K. Blum ex Pacz., Vincetóxicum steppósum (Pobed.) A.et D. Löve. По южным и восточным склонам произрастают Limonium macrorhizon (Ledeb.) О. Kuntze, Anthémis trotzkiána Claus ex Bunge, Astragalus médius Schrenk. В средней части южных склонов нами впервые омечен прикаспийский вид, эндемик ЗКО Jurinea kirghisorum Janisch. По межгрядовым понижениям встречаются типчаково-ковыльные (Stipa capilllata + S. lessingiana + Festuca vallesiaca) сообщества с петрофитным разнотравьем, представленным Echinops ritro L., Hedysarum grandiflorum Pall., Pilosella echioides (Lumn.) F. Schultz et Sch. Bip. Пионерными видами меловых склонов являются Matthiola frágrans Bunge, Crámbe tatárica Sebeyk и Réséda lutea L. Подножья солянокупольных поднятий заняты сообществами галофитного состава Limonium suffruticosum (L.) О. Kuntze, Camphorosma monspeliaca L. и Artemisia lessingiana Bess.
Рисунок 1. Общий вид солянокупольиых поднятий в районе р. Солянка.
Лбы, взлобья и столовое плато около родника Дадем-агаш, высота 110 м, (рис. 2, 3) заняты Agropyron desertorum (Fisch.ex Link) Schult., Stipa capilllata L., Nanophyton erinaceum (Pall.) Bunge, Anabasis cretacea Pall., Artemisia salsoloides Willd. Северные и западные склоны покрыты петрофитами Thymus guberlinensis Iljin, Coronilla varia L. и Atraphaxis frutescens (L.) C. Koch; кальцефиты - Centaurea marschalliana Spreng., C. ruthenica Lam., Crámbe tatárica Sebeyk покрывают южные и восточные склоны поднятий.
¡MB
Рисунок 2. Общий вид солянокупольиых поднятий в окрестностях родника Дадем-агаш.
Рисунок 3. Родник Дадем-агаш.
По конусам выноса меловых и щебнистых пород характерно галофитно-ксерофитное разнотравье, представленное Limonium gmelinii (Willd.) O.Kuntze, Euclidium syriácum (L.) Ait., Artemisia scoparia Waldst. et Kit. Равнинные степные сообщества представлены ковыльными (Stipa capilllata) степями с петрофитно-калыдефитным разнотравьем - Polygala comósa Schkuhr, Malabaila graveolens (Bieb.) Hoffm. и Echinops ritro L. Пионерными сообществами склонов солянокупольиых поднятий являются Myosotis micrántha Pall. ex Lehm., Réséda lutea L., Lappula squarrósa (Retz.) Dumort. По подножьям склонов произрастают Chamaecytisus ruthenicus (Fisch, ex Woiosz.) Klaskova,
Agrоруron pectinatum (Bieb.) P. Beauv. и Allium lineáre L. Около родника Дадем-агаш произрастают гигрофитное (Phragmites austrális (Cav.) Trin. ex Steud.) и мезофитное (Carex melanostachya Bieb. ex Willd., Epilobium tetragonum L., Geranium pratense L.) разнотравье.
Следует отметить, что биоразнообразие отрогов ПП в районе р. Солянки богаче по видовому составу и уникальности видов, чем в окрестностях родника Дадем-агаш, что связано, вероятнее всего, с антропогенной нагрузкой (перевыпас и распашка последнего). Но в целом отроги ПП являются убежищем для сохранения кальцефитно-петрофитно-галофитного биоразнообразия.
Список литературы
1. Природно-ресурсный потенциал и проектируемые объекты заповедного фонда Западно-Казахстанской области / А.З. Петренко и др. - Уральск, 1998. - 175 с.
2. Петренко А.З. Зеленая книга Западно-Казахстанской области. - Уральск, 2001. - 194 с.
3. Дарбаева Т.Е. Парциальные флоры меловых возвышенностей Северо-Западного Казахстана. - Уральск, 2006. - 266 с.
УДК: 502.521 (470.45)
СОХРАНЕНИЕ МЕЛОВЫХ ЛАНДШАФТОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.В. Шилова, И.О. Рябинина
Волгоградский государственный университет Россия, г. Волгоград, econecol@volsu.ru
В статье рассматриваются особенности географического расположения меловых ландшафтов на территории Волгоградской области. Описывается их ландшафтно-экологическая специфика и ключевые направления сохранения и восстановления.
It is considered features of a geographical location of cretaceous landscapes in the Volgograd region in article. Their landscape and ecological specificity and key directions of their preservation and restoration are described.
В настоящее время особую важность приобретают вопросы охраны природы и ландшафтно-экологической оптимизации природопользования на региональном уровне. Особого внимания требуют вопросы сохранения естественных степных геосистем и их рациональное использование. Проблемы степного природопользования связаны с негативными и нежелательными последствиями антропогенной деятельности. Их решение заключается в рациональном использовании ресурсов и перестройке природно-антропогенных ландшафтов, образованных геосистемами с разной степенью измененное™ структуры и функциональных взаимосвязей, в управляемые культурные ландшафты. Перестройка осуществляется на основе разработки научно обоснованных эколого-географических программ оптимизации регионального природопользования с учетом ландшафтно-экологической специфики территории. В настоящее время проблема сохранения и изучения биоразнообразия в целом, а также изучение уникального биоразнообразия меловых ландшафтов является актуальным направлением. Теоретическую основу для развития сети ООПТ и решения практических вопросов по рациональному использованию, охране и восстановлению экосистем и геосистем создаёт физико-географическое (ландшафтное) районирование [6, 9].
Ландшафт - это сложная, интегральная, многокомпонентная система открытого типа. В типологии ландшафтов в рамках зональных геосистем выделяют эндемичные