В. А. РАДЗИЕВСКИЙ
К ФЕНОМЕНУ СУБКУЛЬТУРЫ АДЕПТОВ ЧУДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
В статье анализируется феномен субкультуры адептов чуда. Автор описывает основные аксиологические концепции, культурные коды и специфику ментальной парадигмы адептов субкультуры чуда в контексте базовых социокультурных рефлексий в современном культурно-историческом дискурсе Украины. Ключевые слова: феномен субкультуры адептов чуда, субкультура адептов чуда, Украина, культура, субкультура, культурология, история.
В теории субкультур есть разные классификации субкультур: позитивные, нейтральные и негативные; основные и производные; классические и инновационные; резонансные и нерезонансные; высшие и низшие; базовые (первостепенные) и второстепенные; социальные и асоциальные; сложные и простые; национальные и интернациональные; профессиональные, возрастные, территориальные и т.д. Не менее востребованным в силу переосмысления исторических и культурных реалий является новое нестандартное разделение субкультур на рациональные и иррациональные, мистические и логические.
Цель статьи - описание и анализ основных аксиологических концепций культурных кодов и специфики ментальной парадигмы субкультуры адептов чуда в контексте базовых социокультурных рефлексий и с ориентацией на перспективную парадигму гуманизма и общечеловеческих ценно -стей.
Связанные с субкультурами вопросы изучали В. Анисимков, Ю. Антонян, Д. Выговский, В. Горкина, В. Дремин, А. Костенко, О. Мухин, В. Пирожков, Н. Полянин, Д. Совичко, О. Старков, В. Тулегенов, В.Шемякина и др. [1]. Мониторинг и анализ церковных и далеких от религии украинских газет («Вести», «Киевский вестник», «Комсомольская правда в Украине», «Аргументы и факты в Украине», «Сегодня» и др. [2]) в 2013-2014 годах позволяет констатировать, что не только рациональные идеи, но и иррациональные концепции (чудесного и «чудотворческого» толка), сомнительные явления вызывают у читателей неподдельный интерес. Различные чудеса описывает в т.ч. и далекая от религии светская пресса, иногда даже серьезные научные издания, ища незамысловатые сенсации и повышенное внимание. Мы не исследуем вопрос - бывают или не бывают чудеса, а поднимаем проблему субкультуры адептов чуда, которая имеет объективные и субъективные причины и может рассматриваться и в культурологическом измерении.
Термин «субкультура» стал распространяться в СССР в 1980-е годы. Сначала речь шла о возрастных (детская, юношеская, молодежная и т.д.) и профессиональных (юридическая, бухгалтерская, педагогическая, военная, инженерная, библиотечная и т.п.), потом и об исторических субкультурах (уральское, донское, запорожское
казачество). Интерес вызывают субкультуры сословной направленности (княжеские, боярские, дворянские, купеческие и т.д.). Еще в Киевской Руси были такие субкультуры, как культово-религиозная, княжеско-боярская, военно-дружинная и народно-низовая (городская и сельская). Со временем академические издания начали писать и о других субкультурах: развлекательно-досуговых и спортивно-оздоровительных (околоспортивные, футбольные и прочие), корпоративных (университетские, цеховые, даже школьные), иных, включая в т.ч. субкультуры, слабо поддающиеся классификации (рыцарей, феминисток, сепаратистов, сюр-вивалистов, холостяков, электронных субкультур и др.).
Не менее экстравагантными выглядят и малоисследованные сексуальные субкультуры (геев, трансвеститов и т.п.). Стали распространяться и изучаться субкультуры богатства (богатых) и бедности (бедных). Говоря о субкультурах, упомянем спорные субкультуры (В. Щур, А. Кравченко, И. Трухин и др.), включая субкультуры конфлик-теров, лжецов, насильников и больных. Отдельные субкультуры напоминают об опасности легитимизации контркультур, паракультур и антикультур.
На Украине насчитывают десятки нестандартных субкультур. Одной из них является субкультура адептов чуда, которая нуждается в изучении. Мало охарактеризовать субкультуру адептов чуда как культуру прослойки людей, которых объединяет вера в чудеса, нужен анализ их мистических ценностей, коммуникационных кодов и стилей поведения, основанных на признании чудес. Отметим, что чудо как явление вызывало интерес у многих ученых (С. Бердяев, С. Булгаков, И. Ильин, С. Капица, М. Ломоносов, Д. Менделеев, И. Павлов, В. Розанов, С. Франк, П. Флоренский, А. Хомяков и т. д.).
Субкультура адептов чуда в культурном поле неоднородна. Даже в условиях Украины субкультуру адептов чуда можно поделить на две большие группы (у которых есть подгруппы). Первая группа - это адепты традиционных чудес, которые в украинских реалиях преимущественно являются представителями схожих христианских практик. В глобальном масштабе необходимо констатировать, что вера в сверхъестественное, включая понятие «чуда» в традиционной интерпретации, подразумевает носителей самых разных
"Культурная жизнь Юга России" № 2 (53), 2014
религиозных субкультур, квазидуховных практик и мировоззрений, просто ценностных ориен-таций. В Бразилии племя Тапирале обожествляет паразитов, а «среди некоторых канадских индейцев принято поклоняться Баксбакуаланксве, богу, который пожирает людей» [3]. Некоторые жители Океании поклоняются тушенке, а в поисках чуда ритуалы южноамериканской религии Пало изобилуют «настоящими человеческими костями» [4]. Бывает и пострашнее: «по поверьям дикарей Папуа-Новой Гвинеи, каннибализм - ритуал, угодный духам. Особенно почетно убийство чужака или белого человека с последующим поеданием тела» [5]. Отдавать духу (кумиру и т.д.) лучшее (включая свою и чужую жизнь) - мировоззренческая и поведенческая особенность отдельных адептов чуда. Иная особенность - откровенный сатанизм с убийствами и жестокостью [6].
Впрочем, есть и более привычные нам формы богопочитания - близкие к нам, относительно цивилизованные папуасы Новой Гвинеи уже около восьмидесяти лет верят, «что Иисус Христос был негром... убеждены, что однажды он вернется и сделает папуасов господами, а всех белых - их рабами» [7]. И миллионы украинцев верят в свою избранность и вслед за бывшей руководительницей воинствующей секты «Белое Братство», экс-заключенной М. Цвигун утверждают, «что Украи -на - колыбель человечества» и даже особое место для всех «землян» [8]. Им хочется напомнить, что одним из подтверждений общечеловеческого единства является то, что генетики Аризонского университета в США и Кембриджского университета в Великобритании на основании многолетних исследований и экспериментов в 1995 г. сделали совместное заявление о том, что все люди плане -ты имеют одних общих прародителей - мужчину и женщину (генокод на 99,9% у всех людей одинаков) [9]. Но передовые папуасы и украинцы намного разумнее и гуманнее, чем племя короваи, обитающее в джунглях. В племени короваев часто бывают «лишние» девушки: «Если юная леди красотой не блещет, у нее мало шансов остаться в живых. Ее могут отдать в соседнее племя за бесценок, а там - принести в жертву на очередном празднике, проще говоря, съесть» [10]. Отдельные адепты чудес на Украине ищут «вдохновений» в деструктивных культах, в ритуальных убийствах, в распространении религии Вуду и иных верований (например, «активно распространяется запрещенная в Европе секта «Семья», практикующая инцесты и педофилию» [11]). В СМИ пишут о том, что «в Киеве полно запрещенных течений» [12], а недавно появивились на Западной Украине европейские эмиссары-догналовцы, которые «галичан массово вербуют в «черное братство» [13].
Вторая группа - это носители «научных» чудес, преимущественно речь идет о «рукотворных» «чудесах», в т.ч. в контексте невиданных ранее достижений техники. Это вопросы влияния и
воздействия всевозможных полей, излучений и т.п. явлений. Эти до сих пор малоисследованные явления, еще в 60-80-х гг. ХХ ст. [14] в СССР с иронией назывались «ведьмологией» [15]. Об этом писали известные ученые: академик, директор Института радиотехники и электроники РАН Ю. Гуляев, профессор, доктор физ.-мат. наук Э. Годик, И. Кокоин и др. Своеобразное научное чудо - решение, в частности, продовольственной проблемы в мире с помощью куронозавров. С коллегами-новаторами палеонтолог Джек Хорнер, вдохновивший Стивена Спилберга на создание фильма «Парк Юрского периода», методами генной инженерии «планирует «разбудить» в ДНК курицы атавистические гены, изменяя при этом в их геноме уровень определенных белков» [16]. Ученые надеются к 2020 г. вырастить громадную динозавроподобную курицу, чьи окорочка заменят не только «ножки Буша». Проблема субкультуры адептов чуда тесно связана и с отсутствием специфических знаний, умений и навыков, с расширением диапазона человеческих открытий. Разве достижения науки и техники ХХ и ХХ1 ст. (Интернет, мобильная связь, космические полеты и т.д.) не могли бы рассматриваться, например, в ХУ1 в. или в ХУ11 в. как чудеса?
Не стоит субкультуру адептов чуда ограничивать чудесами в узком сугубо религиозном измерении, ведь в широком смысле чудо - все непознанное, малоизвестное и неизученное, а потому исследуемое и анализируемое со временем научным инструментарием. Тысячелетиями чудеса и связанные с ними события и явления были и остаются элементами народной культуры, людских пересказов, творческих осмыслений, государственных идеологий (не только мистические интерпретации) и просто человеческой жизни. Например, Украина - один из оплотов восточнославянского мира, православной цивилизации, европейской и даже евразийской культуры, имеет в числе прочих и мистические, чудесные измерения. Вспомним духовное значение Киево-Печер-ской, Почаевской и Святогорской лавр с обилием чудотворных мощей, мироточивыми главами святых, множеством чудотворных икон и предметов религиозного обихода. Особое значения имеют такие сакральные выражения, как у князя Олега Вещего «Киев - мать городов русских», у императора Александра III - «Киев - Иерусалим земли русской»; общеизвестна идеологемма «Москва -Третий Рим» или самоидентификация «Святая Русь».
Необходимо подчеркнуть, что очень важным культурным событием последних десятилетий на постсоветских просторах становится перемещение всевозможных святынь, якобы насчитывающих до двух тысяч лет и наделенных особой чудной силой (перемещение по СНГ Даров волхвов, Плащаницы Богородицы, мощей апостолов и святых первых веков, святых икон и вещей) и
доставка свидетельств чуда в виде «Благодатного огня» и т.д. Конечно, немало письменных источников, особенно религиозных (Библия и др.), аппелируют к сверхестественному и потустороннему. Религиозные чудеса - это события, объяснимые, как правило, не из связи естественных причин, следствий и действий, а из совершившегося непосредственного действия сверхъестественных, превышающих человеческие возможности сил. В дореволюционной литературе считалось, что традиционно чудеса принято приписывать Богу. Но отмечалось, что бывают и людские чудеса. Самый известный восточнославянский агиограф св. Димитрий Ростовский еще в XVIII в. писал, что «всякий, любящий врага своего, уже и есть чудотворец» [17]. В религиоведческой литературе (например, в изданиях Православного Свято-Тихоновского богословского университета) наряду с понятием чуда присутствует и понятие лжечуда. Хотя точнее было бы говорить не о лжечудесах, а об античудесах; античудо логично представлять как противочудо с подменой терминов, искажением смысла понятий, сублимацией ценностей, подтасовкой фактов и сменой акцентов.
Если подытожить основные принципы, изложенные в украинской религиоведческой литературе, то отличия чудес от лжечудес схожи с отличиями пророчеств от лжепророчеств, а именно с пророчествами связан значительный процент чудес. Согласно известному религиоведу Сергею Соколову, есть четкое отличие истинных чудотворцев и пророков Господних от ложных, непризванных лжепророков (языческих прорицателей, кудесников, экстрасенсов и т.д.) (Иер. 23. 21). Истинные пророки - пророки по призванию, лжепророки - пророки по профессии, питающиеся от своего ремесла, зарабатывающие на этом деньги. Отдельные темы - аферисты, авантюристы, шарлатаны, гипнотизеры, фокусники, экстрасенсы, иллюзионисты, чародеи, маги и всевозможные духовные спекулянты. В научной и церковной литературе (А. Кураев, А. Осипов, С. Соколов, В. Чернышев и др. [18]) ложных пророков разделяют, например, на сознательных обманщиков, служивших ради корыстных целей, и самообольщенных, заблуждавшихся, неверно понимавших писания, часто находившихся под влиянием злого духа. Они могли происходить из пророческих общин. Таковых обличает пророк Михей (Мих. 3, 5). Часто лжепророки находились в оппозиции к истинным пророкам (Ам. 7, 14-15; IV Цар. 5, 20). Различие между ними выявлялось спустя некоторое время.
У древних язычников были своего рода пророки-прорицатели (оракулы, мантики и др.). У адептов субкультуры чуда есть существенные духовные различия. Они касаются сущности вдохновения, условий и содержания предсказаний. Таким образом, если в проблеме чудес-пророчеств исходить из православных представлений, то
истинные пророки и чудотворцы, пророчествуя и творя чудеса от воздействия на них силы Божией, сохраняли полное сознание и самоопределение. Искусственный характер имело вдохновение языческих мантиков, которое производилось, по свидетельству С. Соколова, посредством различных наркотических веществ. Оракулы в момент проро-чествования теряли сознание, были невменяемы. Так, например, пифия, прорицательница храма Аполлона Дельфийского, прорицала, приходя в экстатическое состояние от вдыхания одурманивающих серных паров весной и осенью, когда исходил наркотический пар, из расселин Парнасской скалы. Другие оракулы приходили в состояние экстаза посредством вина, воды с примесью наркотических веществ и т.д. Об этих источниках поэт Овидий писал: «Кто пьет из них, неистовствует, беги от них каждый, кто заботится о здравии ума своего» [19]. Различия существуют и в условиях чудотворений. Истинные чудотворцы и пророки не зависели ни от места, ни от времени. Антипророки и античудотворцы, как правило, прорицали в определенном месте и времени.
Содержание истинных пророчеств и чудес простирается «до конца дней», они взаимосвязаны, дополняемы, служат единой цели. Прорицания оракулов, напротив, относились к частной или национальной жизни, касались только настоящего времени, представляли ряд туманных бессвязных изречений. Пророчества эти часто «расшифровывали» жрецы по-своему, в зависимости от принесенного им дара. Часто такие прорицания имели гадательный характер: изрекались по крику или полету птиц, по внутренностям жертвенных животных, по шелесту листьев священного дерева и другим суевериям. Это заставляет говорить о парачудесах, квазичудесах, античудесах, парак-вазичудесах и антипараквазичудесах (сводимых к лжечудесам).
Чудеса XXI в. имеют значительную социокультурную, философскую и субкультурную составляющие. В них значительную роль играют консервативные культурно-исторические кластеры со своей догматизированной аксиоматикой, штампами и предубеждениями. Отдельные субкультуры XXI в., сохраняя традиционную форму, видоизменили свое внутреннее содержание, сместив акценты с народных стереотипов и развлечений на инородную канву и даже борьбу. Появился феномен своеобразной культурной турбулентности, трансформирующей традиционные архетипы, модели, клише, стереотипы и символы. Производным стал и симулякр субкультуры адептов чуда.
Тема чудес неоднородная, многоаспектная, многослойная, многофакторная и многовекторная. Отсюда в научной литературе анализу ют не только святых целителей, помощников и доброжелателей, но и античудотворцев с губительными античудесами, а в их лице героев народной демонологии - колдунов, ведьм, ведунов, гадалок,
"Культурная жизнь Юга России" № 2 (53), 2014
волхвов, характерников и иных нечестивых. Можно говорить об опасности не только смены ментальной парадигмы (тотальная десекуляри-зация в ее худшем проявлении с поиском неких «чудес»), но и о иных векторах и трансформационных тенденциях, в частности, в контексте магического консюмеризма, зрелищности и духовного трэшизма в вопросах субкультуры адептов чуда. Не одно десятилетие происходит популяризация, сакрализация и эстетизация своеобразного «фаст-фуда от духовности», эфемерной эрзацкультуры, суррогатов квазичудес, иллюзий таинственного. Попытки перестраивать украинскую культуру по сомнительным якобы чудотворным лекалам не могут иметь научной перспективы.
Как итог отметим, что все большее место в изучении культур начинают занимать субкультуры, изучающие особенности мировоззрения, поведения, коммуникации различных общностей, в т.ч. и такая субкультура, как субкультура адептов чуда. Смена ментальной парадигмы, обусловленная отказом от построения коммунизма и существенными социокультурными трансформациями, не привела Украину к экстраполяции антинаучности на все и вся, к примитивной схеме с узкорелигиозным, псевдочудоцентричным, монодуховным вариантом развития, - с противостоянием достижениям плюрализма и конструктивному муль-тикультурализму. Все вышеизложенное должно послужить для дальнейшего развития теории и истории субкультур.
Литература
1. Михайлова Р. Д. Художня культура Галицько-Волинсько! Руск автореф. дис. на здо-буття ступеня доктора мистецтвознавства: спец. 26.00.01 / Рада Дмитрiвна Михайлова. Ки1в, 2009. Радзиевский В. А. Избранные произведения: к 1025-летию Крещения Руси. Ки1в: Издательство «Логос», 2013. Радзieвський В. О. Нотатки з субкультури аномп: монографiя. - Ки!в, 2012. Радзieвський В. О. Про теорда та юторт субкультур: нариси до субкультурологи : монографiя.
Ки1в, 2013. Радзieвський В. О. Фiтокультура та антианомiя як елемент субкультури в ритуалах Середньовiчноl Русi: нотатки до фггокультурологи та юридикокультурологи : монографiя. Ки1в, 2011.
2. Выглазов В., Черкашин В. Виктория Преображенская: «В лагере мои пальцы были изрезаны в кровь...» // «Бульвар Гордона», авг. 2013, №33(433). Козлова А. Ученые создадут куронозавра. Американцы превратят домашних птиц в чудовищ с зубами // «Экспресс газета», №47 (929). Строгов
B. Деревянная жизнь короваев // События недели: итоги и факты, №34 (116), 20 авг. 2013 г. Януш О., Балаева Т. Галичан массово вербуют в «черное братство» // Вести, 24 сент. 2013 г. и др.
3. Попенко А. Самые странные религии мира. Индейцы поклоняются тушенке, а папуасы уверены, что Иисус Христос был негром // Итоги недели, №37 (371), 12-18 сент. 2012 г. С. 26.
4. Там же.
5. Строгов В. Указ. соч. С. 24.
6. Гомон Д. 19-летняя девушка призналась в десятках убийств // Вести, 18 февр. 2014 г. С. 10.
7. Попенко А. Указ. соч. С. 26.
8. Выглазов В., Черкашин В. Указ. соч. С. 14.
9. Ионинский листок. 27 (618). 2011. С. 10.
10. Строгов В. Указ. соч. С. 24.
11. Евсеева Б. Киев заполнили опасные секты и Вуду // Вести, 4 июля 2013. С. 7.
12. Там же. С. 7.
13. Януш О., Балаева Т. Указ. соч. С. 5.
14. Васильев Л. Л. Таинственные явления человеческой психики. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1963.
15. Писаренко Д. Понять Джуну. Что увидели физики, изучая экстрасенсов // Аргументы и факты в Украине №14, 2013. С. 24.
16. Козлова А. Ученые создадут куронозавра. Американцы превратят домашних птиц в чудовищ с зубами // «Экспресс газета», № 47 (929).
C. 16.
17. Цит. по: Радзиевский В. А. Православие как альтернатива криминальной субкультуре: монография. Ки1в, 2012. С. 14.
18. Радзиевский В. А. Там же. С. 14-21.
19. Цит по: Радзиевский В. А. Там же. С. 19.
V. A. RADZIEVSKII. TO THE PHENOMENON OF SUBCULTURE ADEPTS MIRACLE: THEORETICAL DISCOURSE
The article analyzes the phenomenon of subculture adepts miracle. The author describes the basic axiological concepts, cultural codes and the specifics of the mental paradigm adherents of subculture miracle in the context of basic socio-cultural reflections in contemporary cultural and historical discourse in Ukraine. Key words: subculture phenomenon adepts miracle, miracle subculture adepts, Ukraine, culture, subculture, cultural studies, history.