Научная статья на тему 'К фауне птиц Уральского берега Байдарацкой губы'

К фауне птиц Уральского берега Байдарацкой губы Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
86
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Соколов Василий Андреевич, Штро Виктор Георгиевич

Представлены новые сведения по фауне птиц северной части полярного Урала. При обследовании небольшой по площади территории удалось обнаружить на гнездовании сразу несколько охраняемых и редких видов. Необходимо более детальное изучение данной территории для выяснения распространения этих видов (прежде всего кречета) в период гнездования с учетом межгодовых колебаний плотности и возможного браконьерского промысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К фауне птиц Уральского берега Байдарацкой губы»

Рябицев В. К., Рябицев А. В. К фауне птиц юга Свердловской области // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. 2011. Вып. 16. С. 103-110. Рябицев В. К., Рябицев А. В. Дополнительные сведения к фауне птиц юга Свердловской области // Там же. 2013. Вып. 18. С. 97-100. Рябицев В. К., Рябицев А. В., Ляхов А. Г. Заметки к фауне птиц юга Свердловской

области // Там же. 2012. Вып. 17. С. 142-152. Тарасов В. В. Садовая овсянка в Курганской области // Там же. 2009. Вып. 14. С. 197-198.

Тарасов В. В., Поляков В. Е., Давыдов А. Ю. К фауне птиц лесостепного северо-

востока Челябинской области // Там же. 2006. Вып. 11. С. 205-218. Федорин А. В. Заметки о певчих птицах юга Свердловской области // Там же. 2013.

Вып. 18. С. 210- 213. Шепель А. И., Лапушкин В. А. К орнитофауне Щучанского р-на Курганской области // Там же. 1999. Вып. 4. С. 191-193. Шепель А. И., Мазунин М. А., Мазунин А. А., Голышев В. Н. Интересные находки птиц на прудах Пермского края // Там же. 2010. Вып. 15. С. 188-189.

К ФАУНЕ ПТИЦ УРАЛЬСКОГО БЕРЕГА БАЙДАРАЦКОй ГУБЫ В. А. Соколов, В. Г. Штро

Соколов Василий Андреевич

Институт экологии растений и животных УрО РАН,

ул. 8 Марта, 202, г. Екатеринбург;

[email protected],

Штро Виктор Гэоргиевич

Экологический научно-исследовательский стационар Института экологии растений и животных УрО РАН, ул. Зеленая Горка, 21, г. Лабытнанги; [email protected]

Поступила в редакцию 11 ноября 2014 г.

Северо-восточные отроги Уральских гор и прилегающие равнины побережья Байдарацкой губы были обследованы с 10 по 23 августа 2014 г. Маршрут проходил к северу от д. Лаборовая и включал в себя участки бассейнов рек Байдарата, Мал. Хуута, Пензянгояха, Нгындермаяха, нижнее течение р. Тунгомыяха и побережье Байдарацкой губы у мыса Нгындерма. Наблюдения проводили с вездехода и на экскурсиях при 1-2-дневных остановках. Общая протяженность маршрутов составила около 300 км.

Изученная территория представляет собой всхолмленную равнину предгорий Полярного Урала, отметки высот здесь не превышают 200 м.

© Соколов в. А., Штро в. Г., 2014

по долинам рек, оврагов и вершинам холмов имеются скальные выходы, а в устьях рек, впадающих в Байдарацкую губу, расположены приморские равнины или лайды. Растительность характерна для южных кустарниковых и мохово-лишайниковых тундр. по нашим наблюдениям и опросным сведениям, летний сезон 2014 г. был поздним, холодным и дождливым. Морошки и даже голубики практически не было. к середине августа поспела жимолость, зацвели иван-чай, шиповник, гвоздика и некоторые другие растения. судя по отловам давилками, численность полевок была средней, леммингов мы не поймали. Зимой по всему району был значительный падеж оленей из-за зимних гололедов. в среднем стада потеряли до половины поголовья, что, вероятно, послужило хорошей кормовой базой для хищников. несколько раз видели песцов.

в сообщении мы приводим сведения о наиболее интересных встречах птиц и общим списком — виды, отмеченные на маршрутах.

Пискулька Ansererythropus. в нижнем течении р. Мал. Хуута 19 августа на склоне обрыва протяженностью около 300 м встретили выводок пискульки, состоявший из родителей и 3 летных птенцов. при нашем приближении гуси слетели с берега на реку и держались в 50 м от нас возле обрыва в течение получаса, все время нашего здесь пребывания (рис. 1). на этом же обрыве видели кречета (см. ниже).

Рис. 1. самка пискульки с птенцами на р. Мал. Хуута. фото в. А. соколова

Обыкновенный турпан Melanitta fusca. два выводка турпанов (2 самки и 8 птенцов размером с дрозда) встретили 15 августа на небольшом озере в бассейне р. Байдарата, в 1 км ниже впадения р. Бол. Хуута.

Кречет Falco rusticolus. считается, что на восточном макросклоне полярного Урала кречет не гнездится севернее редколесий бассейна р. Щучья (красная книга янао, 2010). Единственное гнездо в 60 км

к северу от границы леса было найдено в верховьях р. Ензоръяха еще в 1970-е гг. (Калякин, Виноградов, 1981). В сводке М. Г. Головатина и С. П. Пасхального (2005), которые работали по всему Полярному Уралу, этот вид вообще не упоминается. На северном и северо-западном склоне встречи кречета также единичны (Морозов, 2012).

Нами в пределах обследованной территории сделано несколько находок данного вида. Первый раз кречета видели в бассейне р. Пен-зянгояха 10 августа. Птица взлетела с берега небольшого водоема, сделала круг над нами и улетела в сторону реки. Спустя час при обследовании этого участка наблюдали, по всей видимости, эту же птицу. Она вылетела со стороны скального обрыва протяженностью около

отвесной скале. В окрестностях участка найдены еще несколько присад, возле которых остались перья кречетов, погадки и фрагменты куропаток и зайцев. На протяжении всего нашего визита птица находилась поблизости. В этом же районе кречета видели 14 августа в течение всего дня. Вечером наблюдали его необычную охоту: он летел невысоко над землей и, подобно зимняку «нырнув» в траву, поймал добычу на земле, а через минуту улетел вместе с жертвой величиной с воробья.

Кроме этого следы пребывания кречетов мы нашли 12 августа на маршруте в бассейне р. Нгындермаяха. У подножия (примерно 5 м над рекой) скалы высотой 170 м в полупещере обнаружили старое гнездо (вероятно, воронов), в котором гнездились кречеты. На это указывали лежащие на осыпи под гнездом прошлогодние останки как минимум

Рис. 2. Кречет на р. Пензянгояха. Фото В. А. Соколова

50 м и высотой 20 м (рис. 2). Судя по окраске оперения, форме пестрин и голубому цвету восковицы, это была молодая птица. Первое время она издавала крики беспокойства, затем села неподалеку на вершину небольшого холма и наблюдала за нами. В средней части скалы, имеющей южную экспозицию, обнаружено старое гнездо воронов, а на ее склоне были видны несколько присад с обильными следами помета. Осмотреть гнездо не удалось, так как оно находилось на

одного слетка кречета (череп, киль, крылья, нога), кости и крылья куропатки и зайца. Судя по всему, в 2014 г. кречеты здесь не гнездились.

На приморских лайдах устья р. Тунгомыяха возле коренного берега 13 августа встретили кречета. Он слетел с вершины холма и улетел в тундру. в этот район его, вероятно, привлекли кулики и водоплавающие, у которых в августе идет осенняя миграция вдоль морского побережья Байдарацкой губы.

На маршруте в бассейне р. Байдарата в нескольких километрах выше устья р. Бол. Хуута на вершине скалы, находившейся в начале скального каньона протяженностью порядка 500 м, 16 августа найдены остатки белых куропаток, уток, воробьиных птиц и зайцев, погадки и несколько маховых перьев кречета. У вершины этой скалы высотой около 10 м найдено старое гнездо воронов, которое могло быть занято кречетами. Оно располагалось в нише под скальным карнизом и было недоступно для близкого осмотра, однако издали в нем были видны остатки птенцового пуха и перьев. на другом конце каньона найдены еще 2 гнезда воронов, одно из которых, судя по помету, погадкам и лежащим рядом перьям ворона, было занято в этом году. На вершине противоположной скалы мы нашли 4 черепа зайцев с остатками зимних шкурок. В разных местах каньона также были обнаружены лапы зайцев и крылья куропаток, как в зимнем наряде, так и свежие. взрослых птиц — воронов или кречетов — мы в тот день здесь не видели.

На одном из обрывов в нижнем течении р. Мал. Хуута 19 августа видели кречета, который улетел при нашем приближении. При обследовании этого места найдены перья сокола, поеди (куропатка и заяц) и несколько присад. На южном склоне противоположного берега в расщелине скалы располагалось полуразрушенное гнездо воронов со свежими следами помета, в котором вполне могли гнездиться кречеты.

Таким образом, наши наблюдения позволяют говорить о гнездовании кречетов в обследованном районе на протяжении как минимум двух сезонов. Для этого здесь есть все необходимые условия: множество старых гнезд воронов и зимняков и, по видимому, высокая плотность видов жертв весной и в начале лета, прежде всего белых куропаток, численность которых в последние годы находится на высоком уровне по всему Южному Ямалу (А. А. Соколов, личн. сообщ.). Кроме того, судя по найденным поедям, значительную долю рациона кречета составляют зайцы.

Сапсан F. peregrinus. Сведения о гнездовании сапсанов в предгорьях севера Полярного Урала немногим отличаются от таковых по кречету и ограничиваются единичными находками (Баянов, 2007; Морозов, 2012, 2013).

Гнездо сапсанов, в котором находился один слеток, готовый к вылету, обнаружено нами 10 августа на скалистом берегу р. Пензянгояха, всего в 1,6 км от места, где встретили кречета (см. выше). У гнезда беспокоился только самец. В тот же день в 4,5 км выше по течению отметили другую пару активно беспокоящихся сапсанов. Гнездо располагалось где-то на обрыве протяженностью около 200 м, найти его не удалось.

На маршруте по р. Нгындермаяха 12 августа обнаружено еще одно гнездо сапсанов, которое располагалось на широкой скальной полке в средней части отвесной скалы высотой около 80 м. С верхушки обрыва удалось разглядеть ноги и хвост лежащего в гнезде птенца.

Белая куропатка Lagopus lagopus. В период наших работ мы видели куропаток довольно редко, несмотря на значительное пройденное расстояние. При этом на маршруте они встречались неравномерно: больше в первой половине пути. К примеру, в бассейне р. Байдарата встретили 6 выводков до 12 птенцов в каждом, несколько одиночных птиц и группы до 5 взрослых особей. К северу от р. Пензянгояха куропаток стало заметно меньше: видели только 2 пары с выводками до 3 птенцов и несколько одиночных птиц.

Восточная клуша, или халей Larus heuglini. На отмелях приливно-отливной зоны побережья Байдарацкой губы 13 августа держалась стая из 150-200 халеев разного возраста.

Сизый голубь Columba livia. При посещении д. Лаборовая наше внимание привлекли несколько голубей, взлетевших от проезжавшей мимо машины. Они были декоративными — пегими с белыми пятнами. Местные жители на вопрос об их происхождении сообщили, что их выпустил человек, который ловит хищных птиц (очевидно, кречетов). У него даже есть местное прозвище «птичник». По словам аборигенов, раньше он приезжал сюда каждый год, а последние года два его не было, что вызывает сомнения, поскольку голуби вряд ли пережили бы зиму в этих местах. Ненец, которого мы встретили в тундре, сообщил нам, что этот «птичник» промышляет в сопровождении местных (лаборовских) проводников в окрестностях деревни.

Серая ворона Corvus cornix. Первые встречи серых ворон на обследованной территории относятся к северной границе распространения лиственницы (бассейн р. Байдарата выше устья р. Бол. Хуута). Стаю из 20-30 птиц видели утром и вечером в устье р. Мал. Хуута 18 и 19 августа.

Помимо перечисленных видов, на маршруте по водораздельной тундре от р. Байдарата до побережья встретили чернозобую гагару Gavia arctica, несколько линных групп гуменников Anser fabalis (до 30 особей), малого лебедя Cygnus bewickii, чирка-свистунка Anas crecca,

морянку Clangula hyemalis, большого Mergus merganser и длинноносого M. serrator крохалей, полевого луня Circus cyaneus, зимняка Buteo lagopus (примерно 1 пара на 10 км маршрута), орлана-белохвоста Haliaeetus albicilla, золотистую ржанку Pluvialis apricaria, фифи Tringa glareola, обыкновенного Gallinago gallinago и азиатского G. stenura бекасов, короткохвостого поморника Stercorarius parasiticus, лугового Anthus pratensis и краснозобого А. cervinus коньков, белую трясогузку Motacilla alba, ворона Corvus corax, весничку Phylloscopus trochilus, обыкновенную каменку Oenanthe oenanthe, варакушку Luscinia svecica, белобровика Turdus iliacus, чечётку Acanthis flammea, овсянку-крошку Emberiza pusilla, лапландского подорожника Calcarius lapponicus, пуночку Plectrophenax nivalis.

У моря видели краснозобую гагару Gavia stellata, малого лебедя, морскую чернеть Aythya marila, морянку, большого и среднего крохалей, группы до 50 мигрирующих особей куликов: круглоносых плавунчиков Phalaropus lobatus, галстучников Charadrius hiaticula, турухтанов Philomachus pugnax, куликов-воробьев Calidris minuta и чернозобиков C. alpina, обыкновенного бекаса, бургомистра Larus hyperboreus, лугового и краснозобого коньков, лапландского подорожника.

в местах произрастания лиственницы в бассейне р. Байдарата (выше устья р. Бол. Хуута) встретили беркута Aquila chrysaetos, дербника Falco columbarius, перевозчика Actitis hypoleucos, рябинника Turdus pilaris.

наши наблюдения дополняют имеющиеся сведения по фауне птиц северной части полярного Урала (Головатин, пасхальный, 2005; Морозов, 2012, 2013). при обследовании в общем небольшой по площади территории нам удалось обнаружить на гнездовании сразу несколько охраняемых и редких видов. необходимо более детальное изучение этой территории для выяснения распространения этих видов, прежде всего — кречета, в период гнездования с учетом межгодовых колебаний плотности и возможного браконьерского промысла.

Благодарности

Работа выполнена при поддержке некоммерческой организации «РИФ ЯМАЛ» в рамках проекта по изучению ихтиофауны региона. выражаем свою искреннюю благодарность за организацию и проведение экспедиции директору ИЭРиЖ УрО РАн в. Д. Богданову и его супруге Е. н. Богдановой, а также водителям в. сэротетто, в. А. Осокину и Г. А. попову.

ЛИТЕРАТУРА

Баянов Е. С. Гнездовые находки сапсана на территории Ямало-Ненецкого автономного округа // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. 2007. Вып. 12. С. 20-21. Головатин М. Г., Пасхальный С. П. Птицы Полярного Урала. Екатеринбург, 2005. 559 с.

Калякин В. Н., Виноградов В. Г. О гнездовании кречета на юге полуострова Ямал //

Бюл. МОИП. Отд. биол. 1981. Т. 86, вып. 5. С. 42-51. Красная книга Ямало-Ненецкого автономного округа: животные, растения, грибы.

Екатеринбург, 2010. 308 с. Морозов В. В. Птицы северной оконечности Полярного Урала и прилежащих тундр побережья Байдарацкой губы // Рус. орнитол. журн. : экспресс-вып. 2012. Т. 21, № 828. С. 3205-3244. Морозов В. В. К фауне птиц побережья Байдарацкой губы Карского моря // Там же. 2013. Т. 22, № 917. С. 2451-2454.

К ФАУНЕ ПТИЦ ЮЖНОЙ ЛЕСОСТЕПИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В. В. тарасов, В. а. Гашек, С. Е. Звигинцев

Тарасов Владимир Васильевич Институт экологии растений и животных УрО РАН, ул. 8 Марта, 202, г. Екатеринбург, 620144; [email protected]

Гашек Валерия Александровна

Челябинский государственный историко-культурный заповедник «Аркаим»,

ул. Ворошилова, 6, г. Челябинск, 454014;

[email protected]

Звигинцев Станислав Евгеньевич

бульвар Культуры, д. 18, кв. 71, г. Екатеринбург, 620088;

[email protected]

Поступила в редакцию 16 октября 2014 г.

Исследования орнитофауны южно-лесостепных районов Челябинской области проводили с 25 мая по 21 июня 2014 г. В Еткульском р-не

25-26 мая работали в окрестностях с. Селезян (54°54' с. ш., 61°50' в. д.),

26-29 мая — в Еткульском бору у с. Еткуль (54°49' с. ш., 61°35' в. д.), 29-30 мая, 2-12 июня и 25-27 июня — в окрестностях пос. Грознецкий (54°39' с. ш., 61°33' в. д.), 30 мая — 1 июня — в окрестностях пос. Приозерный (54°46' с. ш., 61°26' в. д.), 10-12 июня — в южной части оз. Бол. Сарыкуль (54°40' с. ш., 61°20' в. д.). В Красноармейском р-не 1-2 июня

© Тарасов В. В., Гашек В. А., Звигинцев С. Е., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.