Научная статья на тему 'К фауне птиц Шалинского района Свердловской области'

К фауне птиц Шалинского района Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
201
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К фауне птиц Шалинского района Свердловской области»

Российская Академия наук Уральское отделение Институт экологии растений и животных Уральское орнитологическое общество

МАТЕРИАЛЫ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ

ПТИЦ

НА УРАЛЕ, В ПРИУРАЛЬЕ И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Сборник статей

Издательство «Академкнига» Екатеринбург 2002

Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Сборник статей и кратких сообщений. Екатеринбург: Изд-во «Академкнига», 2002. — 272 с.

15ВЫ 5-93472-105-4

Седьмой выпуск сообщений с новыми данными о местах гнездования, зимовки, путях миграций и залетах птиц, статьи с полным обзором орнитофауны отдельных территорий.

Сборник предназначен для орнитологов, биогеографов, преподавателей биологических факультетов, любителей птиц.

Ответственный редактор: доктор биологических наук В.К.Рябицев

15ВЫ 5-93472-105-4 © Коллектив авторов, 2002

© Оформление. Издательство «Академкнига», 2002

К ФАУНЕ ПТИЦ ШАЛИНСКОГО РАЙОНА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Н. С. Алексеева

Институт эколог ии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук, ул. 8 марта, 202, Екатеринбург, 620144. E-mail: alekseeva@ipae.uran.ru

Наблюдения проводили в окрестностях д. Шигаево, около 12 км к северо-западу от пос. Шаля (5Т21’ с.ш., 58°42’ в.д.). Район работ находится в подзоне горно-таежных лесов Среднего Урала. Массивы темнохвойных лесов, сильно захламленных, с обильным подростом и подлеском, с многочисленными зарастающими, труднопроходимыми вырубками, чередуются с небольшими и обширными полями, большинство из которых в последние годы пущены под сенокосы или совсем заброшены. Лишь часть полей засевается зерновыми культурами или клевером. Деревня расположена на берегу р. Сылвы, летом сильно зарастающей. Крупных водоемов нет, есть лишь небольшие старицы и травянистые болота, горные лесные речки и ручьи. Пойма Сылвы неширокая, с небольшими луговинами, весной частично затопляемыми. Площадь обследуемой территории составляла около 70 кмг. Регулярные наблюдения проводили с конца апреля до августа в 2000-02 гг.; более кратковременные, но в те же сроки — в 1999 г., кроме того, начиная с 1995 г., были единичные посещения во все годы в зимний, осенний и ранневесенний периоды. Здесь приведены некоторые результаты наблюдений.

Серая цапля Ardea cinerea. Впервые отмечена здесь в конце 1990-х гг. С тех пор в течение всего лета изредка можно было видеть 1-2 птиц, обычно летящих над поймой Сылвы или над полями. На небольшом болотце в пойме реки 12 августа 2002 г. наблюдала трех птиц, двух из которых хорошо рассмотрела. Одна была молодой — ноги оливкового цвета, темная шапочка.

Черный коршун Milvus migrans. Обычный гнездящийся вид. Численность непостоянна.

Полевой лунь Circus cyaneus. Был обычен во все годы наблюдений. Найдено два гнезда: в 2001 г. — на зарастающем вырубе, в 2002 г. — на краю поля, в кустах. Наиболее заметен из хищников, можно постоянно наблюдать охотящихся самца или самку над полями, пойменными лугами или среди деревенских построек.

Обыкновенный канюк Buteo buteo. Обычен. В 2002 г. найдено гнездо в узкой полосе леса по берегу лесной речки — на сосне, похоже, подправленное воронье.

Дербник Falco columbarius. Редок. Гнездился в середине 1990-х гг. в очень маленьком островке леса среди поля. С тех пор лишь изредка видели одиночных птиц.

Чеглок F. subbuteo. В 2002 г. оказался довольно обычным. Найдено 2 гнезда (оба — в старых вороньих гнездах, на высоте более 10 м, на елях). Были известны еще 2 пары, проявлявшие беспокойство — вне участка, находившегося под постоянным наблюдением. В другие годы был редок.

Пустельга F. tinnunculus. Самый обычный хищник в данной местности. Гнездится.

Перепел Coturnix coturnix. Численность подвержена значительным колебаниям. В 1999 г. на полях с одного места можно было слышать до 4 и даже 5 самцов. В 2000 г. на той же территории была отмечена единственная птица. В 2001-02 гг. перепела не слышали совсем.

Рябчик Tetrastes bonasia. Ранее многочисленный гнездящийся вид; в последние годы наблюдается снижение численности. Находили гнезда, спугивали выводки.

Глухарь Tetrao urogallus. Обычный гнездящийся вид, численность которого неуклонно снижается. Находили гнезда.

Серый журавль Grus grus. Обычен, несомненно, гнездится. Регулярно слышали переклички 2-3 пар. Часто кормятся на полях. Но в целом численность, видимо, снижается. Еще в начале 1990-х гг. на близлежащих полях в предотлетные скопления собиралось до нескольких десятков особей (до 80, по словам местных жителей). В последние годы такие скопления или вообще не наблюдаются, или очень малочисленны—до 10 и менее птиц.

Коростель Сгех сгех. Многочисленный, несомненно, гнездящийся вид. Занимает всевозможные открытые пространства — от огородов, маленьких полян и луговин в пойме реки до полей (держится их окраин). Зачастую можно слышать одновременно до 3-4 «поющих» самцов.

Малый зуек Charadrius dubius. Редок. В 2002 г. на узкой полосе галечной отмели на Сылве найдено гнездо, которое погибло при подъеме уровня реки после дождя.

Фифи Tringa glareola. Изредка слышали в летнее время, гнезд не находили.

Большой улит Т. nebularia. Неоднократно наблюдали пролетающим с криками над Сылвой в летнее время.

Травник Т. totanus. 24 июня 2002 г. на краю небольшого травянистого болота в пойме, рядом с лесом, найдено гнездо с полной кладкой.

Речная крачка Sterna hirundo. Ежегодно на 12 км р. Сылвы гнездилось 2-3 пары.

Вяхирь Columba palumbus. Самый многочисленный из голубей. В последние два года весной наблюдали очень большие стаи вяхирей, особенно в 2002 г. Предыдущей осенью остались неубранными поля пшеницы и овса в окрестностях деревни, и весной 2002 г., когда высыпавшееся зерно сплошь покрывало землю, на этих полях кормилась сотенная стая вяхирей. Стая сохранялась до середины июня, после чего сократилась в числе и разбилась на более мелкие. Все лето можно было наблюдать небольшие стайки. Большая часть птиц. не гнездилась. В 2002 г. найдено 2 гнезда.

Большая горлица Streptopelia orientalis. 12 июня 2002 г. в колке были встречены 2 птицы, внешне очень похожие на обыкновенную горлицу, но темнее ее. Одна из них ворковала, и голос ее был совершенно не похож на голос обыкновенной горлицы: очень глухой, грубый, различалось несколько вариантов «песни».

Обыкновенная Cuculus canorus и глухая С. saturatus кукушки. Обычны или многочисленны. Численность глухой кукушки в отдельные годы превосходит численность обыкновенной (2001 г.).

Филин Bubo bubo. На протяжении всех лет наблюдений в мар-те-апреле (иногда — ив июне) слышали по ночам «пение» самца (местные жители первую «песню» отмечали в некоторые годы в феврале); изредка — переклички самца с самкой. В конце апреля 2002 г. в течение нескольких ночей слышали перекличку 2 самцов и одной самки. Ночью 13 сентября этого же года самец «пел» в течение часа у самой деревни. Зимой, по словам местных жителей, филин иногда прилетает прямо к домам.

Болотная сова Asio flammeus. Обычна, в некоторые годы многочисленна, особенно много ее было в 2001 г. В конце мая 2002 г. наблюдали «игры» пяти болотных сов над полем в течение часа. Неоднократно находили гнезда.

Мохноногий сыч Aegolius funereus. Обычен, иногда многочислен. Весной 2001 г. можно было одновременно слышать до трех «поющих» самцов; в мае-июне постоянно наблюдали охотящихся сычей в светлое время суток. Так, 4 мая в 9 часов утра по краю большого поля одновременно охотилось 4 сыча. В 2002 г. находили крупных слетков.

Воробьиный сычик Glaucidium passerinum. До 2000 г. слышали регулярно. Последние два года стал редок, слышали всего трижды.

Серая неясыть Strix aluco. Слышали всего дважды: в начале марта 2000 г. (одна птица) и в 2001 гг. (перекликались две птицы).

Длиннохвостая неясыть S. uralensis. Обычна, иногда редка. Гнезд не находили, но весной регулярно регистрировали «пение». Летом 2001 г. встречали в ранних сумерках.

Желна Dryocopus martius. Обычный гнездящийся вид. Несколько лет назад желна была многочисленна, сейчас численность заметно снизилась. Находили жилые дупла, много старых, видели слетков.

Береговушка Riparia riparia. Существует старая колония из нескольких десятков норок в береговом обрыве Сылвы менее чем в 1 км от деревни. Небольшую колонию (около 10 норок) ласточки образовали в придорожном откосе несколько лет назад. В 2002 г. из-за чрезвычайно холодной затяжной весны береговушки появились лишь в середине июня и заселили только колонию на Сылве — не более 10 пар.

Деревенская ласточка Hirundo rustica. Издавна гнездятся в деревенских постройках. До конца 1990-х гг. 8-10 пар гнездилось в строениях летней фермы в 0,5 км от деревни. После разрушения

фермы число ласточек, гнездящихся в деревне, увеличилось, в 2000-01 гг. было 15-18 пар. В 2002 г. из-за холодной весны ласточки появлялись и исчезали трижды, загнездилось 8 пар.

Седой дятел Picus canus. Редок. 12 июня 2002 г. на краю поляны в пойменном лесу найдено жилое дупло в осине на высоте около 5 м.

Юла Lullula arborea. 24-25 мая 2002 г. самец пел в небольшом колке посреди поля. 25 мая был отловлен, 26 мая утром пел, после чего исчез.

Обыкновенный жулан Lanius collurio. Встречается редко. В 2001 и 2002 гг. в заболоченном колке держалась пара, в 2002 г. проявляли беспокойство.

Обыкновенный скворец Sturnus vulgaris. Многочислен на гнездовании как в естественных биотопах, так и в деревне. Гнездится в дуплах в разреженных пойменных лесах. В деревне есть около 20 скворечников, 90-100% которых ежегодно занимают скворцы.

Зеленая пересмешка Hippolais icterina. Редка. Несколько раз наблюдали поющих самцов, ловили; в 2001 г. встречали беспокоящуюся пару.

Обыкновенный соловей Luscinia iuscinia. Обычный гнездящийся вид, еще в конце 1990-х гг. был в данной местности многочисленным. В последние годы численность снизилась, возможно, из-за возросшего беспокойства. В 2002 г., в очень холодную весну, пели лишь единичные самцы.

Пестрый дрозд Zoothera dauma. В последние годы обычен, в некоторые — многочислен. Особенно много его было в 2000 г., когда, пройдя по лесной дороге 4 км, мы насчитали 12 поющих самцов. Несомненно, гнездится, встречали беспокоящихся.

Черноголовая гаичка Parus palustris. 24 марта 2000 г. в кустах ивы по берегу реки в небольшой стайке ополовников встречено три гаички, две из которых хорошо рассмотрела. Внешне были похожи на буроголовых гаичек, но не имели светлой полоски на крыле, шапочка была короткая, горловое пятно маленькое, голос более резкий, чем у буроголовой.

Коноплянка Acanthis cannabina. Редка. За все время отмечена дважды. В 1999 г. найдено гнездо на маленьком островке посреди реки.

Чечетка Acanthis flammea. Стайки появляются с осени до весны, изредка встречаются небольшими группками и летом.

Обыкновенный клест Loxia curvirostra. Обычен, в годы урожая еловых шишек многочислен. В феврале 2001 г. наблюдали большие стаи клестов (до 50 и более особей), среди которых было много молодых. Стаи встречались до середины апреля.

Кроме перечисленных видов, многочисленными на гнездовании были: чибис Vanellus vanelius, черныш Tringa ochropus, перевозчик Actitis hypoleucos, бекас Gallinago gallinago, пестрый дятел Dendrocopos major, полевой жаворонок Alauda arvensis, лесной конек Anthus trivialis, белая трясогузка Motacilla alba, сорока Pica

pica, серая ворона Corvus cornix, лесная завирушка Prunella modularis, речной сверчок Locustella fluviatilis, обыкновенный сверчок L naevia, садовая камышовка Acrocephalus dumetorum, болотная камышовка A palustris, садовая славка Sylvia borin, серая славка S communis, славка-завирушка S сиггиса, пеночка-весничка Phylloscopus trochilus, пеночка-теньковка Ph collybita, зеленая пеночка Ph trochiloides, мухоловка-пеструшка Ficedula hypoleuca, серая мухоловка Muscicapa striata, луговой чекан Saxicola rubetra, черноголовый чекан S torquata, зарянка Erithacus rubecula, рябинник Turdus pilaris, белобровик T iliacus, певчий дрозд Т philomelos, буроголовая гаичка Parus montanus, московка Р ater, большая синица Р major, зяблик Frmgilla coelebs, юрок F montifrmgilla (иногда немногочислен), зеленушка Chloris chloris, чиж Spmus spinus, черноголовый щегол Carduehs carduehs, обыкновенная чечевица Carpodacus erythrmus, обыкновенная овсянка Embenza citnnella, тростниковая овсянка Е schoemclus

Обычны, но не многочисленны на гнездовании вальдшнеп Scolopax rusticola, клинтух Columba oenas, обыкновенная горлица Streptopelia turtur, козодой Caprimulgus europaeus, малый дятел Dendrocopos minor, вертишейка Jynx torquilla, желтая трясогузка Motacilla flava, иволга Oriolus oriolus, ворон Corvus corax, крапивник Troglodytes troglodytes, черноголовая славка Sylvia atricapilla, желтоголовый королек Regulus regulus (иногда многочислен), обыкновенная каменка Oenanthe oenanthe, варакушка Luscmia svecica, деряба Turdus viscivorus, поползень Sitta europaea, пищуха Certhia familians, обыкновенный снегирь Pyrrhula pyrrhula Гнездование не подтверждено, но птицы постоянно держались на находившейся под наблюдением территории перепелятник Acci piter nisus, погоныш Porzana porzana, трехпалый дятел Picoides tndactylus, желтоголовая трясогузка Motacilla citreola, кукша Pensoreus mfaustus, сойка Garrulus glandanus

Статусы некоторых других видов остались достоверно не выясненными, поэтому о них здесь не упоминается

О ВСТРЕЧАХ СИБИРСКОЙ ЧЕЧЕВИЦЫ НА ОСТРОВЕ ВАЙГАЧ В. А. Андреев

Архангельский областной краеведческий музей, пл Ленина, 2, Архангельск 163061 Е mail vandreev@atnet ru

Наблюдения проведены на о Вайгач в августе 1990 г и июле 1991 г Первая встреча самца сибирской чечевицы Carpodacus roseus произошла 5 августа 1990 г на юго-западном каменистом берегу оз Сурито в точке с координатами 70"00’ с ш и 59“18' в д Вторая встреча двух самцов, самки и четырех молодых произошла 9 августа 1990 г в мохово-лишайниковой тундре низовья р Сурияха,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.