Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2012. № 2(12)
К ДИСКУССИИ О ВСТУПЛЕНИИ РОССИИ В ВТО: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ*
© О. А. Высоцкая © Н. В. Орлова
Высоцкая
Оксана Анатольевна
магистрант 2 гола обучения магистерской программы «Предпринимательское и коммерческое право»
Самарская
гуманитарная академия
Орлова
Наталья Владимировна
магистрант 2 года обучения магистерской программы «Предпринимательское и коммерческое право»
Самарская
гуманитарная академия
В статье анализируется проблема прелстояшето вступления России во Всемирную тортовую ортани-заиию. Исслелуются положительные и отрицательные послелствия такото шата лля России. Анализируются мнения экспертов в ланной области и прелставите-лей крупното бизнеса.
Ключевые слова: межлунаролное частное право, тортовое право, экономическая интетраиия, мировая тортовля, Всемирная тортовая ортанизаиия, иностранные инвестиции, экономическая леятельность, прелпринимательская леятельность.
Членами Всемирной торговой организации являются уже 157 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
* Публикация подготовлена по итогам Научноисследовательского семинара «Проблемы экономической интеграции субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации», прошедшего 14 марта 2012 г. по магистерской программе «Предпринимательское право. Коммерческое право».
• получение лучших, в сравнении с существующими, и не дискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
• доступ к международным механизмам разрешения торговых споров;
• создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
• расширение возможностей для российских инвесторов в странах — членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
• создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
• участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
• улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Основная задача прошедших переговоров о присоединении — добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Как отметил в одном из интервью министр экономического развития и торговли России Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.
Экономическая интеграция — один из главных итогов года: успешно завершены 18-летние переговоры о присоединении к ВТО, объявлено об образовании с 2015 г. Евразийского союза. Для одних отраслей интеграция создает новые возможности, для других — риски. Россия установила рекорд — переговоры с ВТО длились 18 лет. Завершить их удалось в ноябре 2011 г., а в декабре был подписан протокол о присоединении к торговой организации. На его ратификацию дается 220 дней. По прогнозу Минэкономразвития, полноправным участником ВТО Россия станет с сентября 2012 г.
Во время переговоров Россию упрекали за гипертрофированную роль государства в экономике. Самый яркий пример — газовая отрасль, следует из доклада рабочей группы: госкомпания «Газпром» доминирует на рынке, обладает монополией на экспорт, ценообразование противоречит рыночным принципам. Претензии были услышаны, но не более: отказываться от контроля в экономике правительство не намерено.
Присоединение к ВТО позволит российским компаниям избегать дискриминации на зарубежных рынках, объясняет профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский. Из-за этого, по оценке Минэкономразвития, бизнес теряет по 2 млрд. долларов в год. Участие в ВТО позволяет добиваться снижения торговых барьеров, добавляет А. Портанский, это возможность участвовать в выработке мировых правил торговли.
В обмен на доступ на внешние рынки Россия должна открывать свои. Однако чиновники Минэкономразвития и аппарата Правительства России уверяют, что вступить в организацию удалось на выгодных условиях: к 2020 году средняя вывозная пошлина уменьшится с 10,3 до 7,1%, в том числе с 15,6 до 11,2% для сельхозтоваров и с 9,4 до 6,4% — для промышленных.
Промышленность выигрывает от присоединения к ВТО благодаря снижению пошлин на импортное оборудование, отмечают аналитики «Ренессанс капитала» и Цшсге^: например, ФСК (Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы) ввозит до 70% оборудования, а «Русгидро» — 20%. Явно выгодно присоединение к ВТО для «ритейлеров» (компании, имеющие сеть торговых объектов), специализирующихся на электронике, уверены в Цшсге^: снизятся пошлины на импорт. Многое будет зависеть от поставщиков, но покупатель через какое-то время должен почувствовать выгоду от членства России в ВТО, обещает представитель одной из сетей.
В выигрыше от открытия зарубежных рынков экспортоориентированные отрасли — в том числе высокотехнологичные, производители удобрений, перечисляет директор департамента Минэкономразвития Максим Медведков. «Мы и так сами по себе в ВТО», — шутит вице-президент «Транзаса» (экспортер электронных карт и тренажеров для морских судов) Виктор Годунов: компания давно работает на иностранных рынках. Европа уже отменила пошлины на ввоз российских азотных удобрений, но зато США продлили антидемпинговые пошлины на российский карбамид, рассказывает топ-менеджер компании, производящей удобрения. На ввоз фосфатных и калийных удобрений барьеров и не было, рассказывали гендиректор «Фосагро» Максим Волков и гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер.
Но так ли это? Так, например, ОАО «Фосфор» (бывшее ПО «Куйбы-шевФосфор») — предприятие химического комплекса России, расположенное в городе Тольятти Самарской области на площади свыше 189 га. Сооружение завода «КуйбышевФосфор» было начато 1958 году, его строительство вело предприятие «Химэнергострой». В 1963 году был получен первый волжский фосфор. Завод являлся самым крупным предприятием в СССР по выпуску фосфора и его производных, а также единственным производителем жцлтого фосфора в РСФСР. На основе фосфора на заводе были организованы производства: синтетических моющих средств, сложных удобрений, жидких комплексных удобрений, фосфатирующих и моющих препаратов. Продукция предприятия поставлялась в 20 стран мира: Японию, Швейцарию, ФРГ, Монголию, Кубу, Португалию, Швецию, Йемен, Грецию, Вьетнам, Венгрию, Болгарию, Иран, Румынию, Нигерию, Афганистан, Сирию, Югославию, Корею, Ливию. ПО «КуйбышевФосфор» уделяло внимание развитию спорта в Тольятти и с его помощью в городе был построен яхт-клуб «Химик», что могли себе позволить немногие предприятия СССР. После распада СССР предприятие было приватизировано, стало называться ОАО «Фосфор». Несмотря на то, что пред-
приятие было единственным в России производителем жцлтого фосфора и ортофосфорной кислоты, оно не смогло закрепиться на рынке. Неумелое управление, общий спад мировых цен на фосфорные удобрения при росте цен на сырьё, зависимость от поставок импортного сырья привели к тому, что предприятие стало убыточным. В 1998 году на предприятии было введено внешнее управление. После смены нескольких внешних управляющих в 2002 году предприятие было объявлено банкротом, в 2003 прекратилась всякая производственная деятельность на мощностях завода, социальные объекты были переданы муниципалитету Тольятти. В 2007 году оставшиеся активы ОАО «Фосфор» были приобретены самарской компанией «Русский Фосфор». На 2008 год территория завода поделена на множество отдельных собственников, на участке ЗАО «Ависта» остаются не-утилизированными более 40 тонн очень опасного трёххлористого фосфора, представляющего угрозу здоровью горожан.
В настоящее время производственная площадка бывшего завода ОАО «КуйбышевФосфор» находится в ведение управляющей компании «Технопарк ООО Химзавод». Деятельность связанна с продажей и предоставление в аренду производственных площадок, энергоресурсов, офисов бывшего предприятия.
В 2013 году в Тольятти начнется проектирование и строительство единственного в своем классе в России нового завода по уничтожению опасных отходов химического производства. Новый амбициозный проект, инициированный мэром Тольятти Анатолием Пушковым, первоначально должен решить проблему утилизации опасных химических отходов обанкротившегося еще в 2003 году завода «Фосфор». Но, как утверждают источники, знакомые с идеей, завод в перспективе продолжит работу и после уничтожения шламов ликвидированного химзавода, перерабатывая отходы со всей России. По разным данным, в настоящее время на территории бывшего ОАО «Фосфор» находится от 300 до нескольких тысяч тонн химотходов 1-1У класса опасности. Мэр Тольятти А. Пушков подписал постановление «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Ликвидация экологического ущерба прошлой хозяйственной деятельности бывшего ОАО «Фосфор» на 2012-2017 годы». Программа предусматривает расходы в сумме 617 миллионов рублей из городского бюджета.
В выигрыше металлурги, утверждает директор департамента Минэкономразвития Максим Медведков. Но сами металлурги с ним не согласны. С одной стороны, будут отменены квоты на поставку в Европу отдельных видов проката, с другой — эти квоты и так не выбирались, а после их отмены сохраняется угроза антидемпинговых расследований, рассуждает представитель НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат) Антон Базулев. Для отрасли больше плюсов, оптимистичен Дмитрий Смолин из «Уралсиба». Чтобы выйти на рынок ЕС (Европейский союз), некоторые производители черных металлов используют обходные пути: покупают прокатные мощности, чтобы поставлять на эти заводы полуфабрикаты, а благодаря ВТО можно будет напрямую продавать в Европу продукцию с более высокой добавленной стоимостью, объясняет он. Цветная металлур-
гия выиграет от снижения эффективной ставки экспортной пошлины с 10 до 5%, добавляет Д. Смолин.
В зоне риска сельскохозяйственное машиностроение и автомобилестроение, говорила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Хлынет поток импортной сельхозтехники, пошлина на которую — всего 5%, сетует директор Российской ассоциации производителей сельхозтехники Евгений Корчевой. Автопром пострадает из-за снижения пошлин на подержанные иномарки, объясняют несколько сотрудников автоконцернов: «Обсуждаем с правительством инструменты поддержки». Один из них — специальные или антидемпинговые расследования, по их итогам Россия может поднять пошлины на определенные типы автомобилей, говорит директор департамента Минпромторга Алексей Рахманов.
В ближайшее время Россия станет лидером мирового авторынка, считают отечественные и иностранные эксперты. Согласно исследованиям британских аналитиков Gartner, к 2014 году в России будет 56 млн. транспортных средств, а уровень автомобилизации составит 400 машин на 1000 жителей. По их расчетам, иностранные производители, имеющие свои заводы в России, уже буквально в 2011 году удвоят производство. Если в 2010 году было собрано 340 тысяч иномарок, то в 2011 году — 660 тысяч, в 2012 году (не будем заглядывать пока дальше) объем производства только на зарубежных заводах в России превысит миллион автомобилей. И это не считая АвтоВАЗа и ГАЗа.
На фоне падающих продаж в Европе, к примеру, в Испании или Ирландии, перспективы России весьма радужны. Единственным конкурентом российскому автопрому эксперты считают китайского автопроизводителя.
По прогнозам экспертов, в худшем случае темпы производственного роста в сфере легковых автомобилей в 2014-м сократятся сразу на 58% в сравнении с показателями 2010-го. Производство грузовиков же и вовсе может упасть на 98%, то есть практически прекратится.
Однако даже при самом благоприятном сценарии автопрому ничего не светит, считают в минэкономразвития. Во-первых, прогнозируется, что через три года рост реальных доходов населения снизится до 113% по отношению к 2011 году. Во-вторых, будет сокращен объем закупок отечественных авто для чиновничьих нужд.
Между тем АвтоВАЗ продолжает сообщать о своих планах на ближайшую пятилетку. Так, уже к декабрю 2011 года в дилерских центрах начали продавать новую «Гранту». Помимо «народного автомобиля» Волжский завод планирует производить и другие модели. В частности, на днях компания сообщила о разработке автомобилей с альтернативными энергоустановками.
К слову, сейчас на Волжском автозаводе проводится цикл испытаний автомобиля LADA Priora CNG. Основным топливом для этой модели выступает сжатый природный газ (метан), а бензин используется как резервное горючее. Кроме того, АвтоВАЗ создал несколько модификаций LADA Antel на топливных элементах.
Вступление в ВТО угробит сельское хозяйство, утверждали противники ВТО. В зоне риска свиноводство и молочное животноводство (к 2020 г. 15%-ные импортные пошлины будут обнулены внутри квоты на свинину, пошлина на молоко снизится с 25 до 15%) объясняет гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Но эти риски можно нейтрализовать за счет сочетания антидемпинговых мер и субсидий, добавляет он. Россия выторговала право не уменьшать нынешний объем поддержки фермеров — около 4 млрд. долларов, напоминает сотрудник аппарата правительства. «Как ни цинично звучит, снижение импортных пошлин должно пойти на пользу российскому рынку, в том числе молочному», — замечает исполнительный директор Молочного союза Владимир Лабинов: сейчас барьеры несколько искусственно завышены, цена на молоко неадекватно высокая, а потребление остается низким.
В зоне риска трубная отрасль, замечает Д. Смолин: сейчас соглашения с Украиной и Китаем ограничивают импорт, после их отмены конкуренция существенно обострится. Снижение в 3 раза (до 5%) средних ставок пошлин может привести к росту импорта труб на 40%, говорил ранее директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко. Трубные компании за пять лет могут потерять примерно 5 млрд. долларов выручки, подсчитал Смолин.
От вступления в ВТО было бы больше пользы года 3-4 назад, сейчас Россия получит меньше дивидендов, чем Китай, который благодаря ВТО смог занять многие рынки, считает председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин. За 18 лет переговоров политика корректировалась, согласовывались условия для отраслей, добавляет он, крупные иностранные игроки уже пришли на российский рынок, а российские компании пока не спешат с экспансией, изменений стоит ждать в долгосрочной перспективе. ВТО — имиджевое достижение, уверен вице-президент РСПП Игорь Юргенс, станет легче привлекать инвесторов.
Чиновники тоже осторожны в оценках и анализируют последствия вкупе с интеграцией на постсоветском пространстве. Заработавший в 2010 г. Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии с 2012 г. трансформируется в единое экономическое пространство (ЕЭП). В 2011 году решено, что к 2015 г. единое экономическое пространство превратится в Евразийский союз. Есть оценки, что присоединение к ВТО и создание единого экономического пространства увеличит объемы торговли на 20%, однако точно рассчитать эффект невозможно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Самарское обозрение. — 2011. — 22 сентября.
2. Российская газета—Поволжье. — 2004. — 10 ноября.
3. Российская бизнес-газета. — 2011. — 18 октября.
4. Городской информационный портал Тольятти // www.tlt.ru
5. Информационный портал РИА-новости // www.ria.ru
6. Сайт газеты «Российская газета» // www.rg.ru
7. Издание о бизнесе и технологиях // www.equipnet.ru
8. Информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы «Столетие» // www.stoletie.ru
9. Портал «Россия против ВТО» // www.stop-vto.ru
10. Сайт Всероссийской ассоциации машиностроителей // www.napgp.ru
11. Портал «Россия и Всемирная торговая организация» // www.w