Научная статья на тему 'К биологии пёстрого дрозда Zoothera varia на Тянь-Шане'

К биологии пёстрого дрозда Zoothera varia на Тянь-Шане Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
77
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К биологии пёстрого дрозда Zoothera varia на Тянь-Шане»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск Ï6S5: 5222-5232

К биологии пёстрого дрозда Zoothera varia на Тянь-Шане

В.А.Федоренко

Василий Александрович Федоренко. Алматы, Казахстан. E-mail: arthey@mail.ru Поступила в редакцию 19 октября 2018

Пёстрый дрозд Zoothera varia (Pallas, 1811) [Zoothera dauma (Latham, 179Q), Zoothera aurea (Holandre, 1825)] довольно широко распространён в пределах бывшего Советского Союза, однако точные границы его распространения до сих пор изучены недостаточно. Область его гнездования тянется по лесной зоне от восточной Удмуртии (Пятак 2007) по Уральским горам (Кузиков 2011) и далее на восток через Сибирь (Рябицев 2014) до побережья Охотского и Японского морей (Сте-панян 1990). При этом на большей территории Западной Сибири пёстрый дрозд, по-видимому, полностью отсутствует (Рябицев 2008) либо очень редок (Lastukhin 2018) и появляется только в восточной её части. На севере ареал по Западной Сибири и бассейну Енисея ограничивается примерно 62° с.ш., а восточнее — 60° с.ш.. Южная граница в западной части ареала проходит по 56-57° с.ш. От Западного Алтая по горным хребтам ареал пёстрого дрозда узким языком спускается южнее до Джунгарского Алатау и Северного Тянь-Шаня, а на восток до Приморья идёт примерно по южной границе России, частично заходя в северные районы Китая и Монголии (Алфераки 1891; Степанян 1978, 199Q; Zheng et al. 1995; Gavrilov Gavrilov 2QQ5; Gombobaatar et al. 2Q11; del Hoyo et al. 2Q18).

Данные о гнездование пёстрого дрозда в Казахстане немногочисленны и относятся главным образом к Заилийскому Алатау и Кунгей Алатау (Северный Тянь-Шань), откуда известны встречи слётков этой птицы (Гаврилов 1974; Ковшарь и др. 1978; Жуйко 1980; А.В.Коваленко, устн. сообщ.). В последние годы пёстрый дрозд здесь регистрируется всё чаще. В частности, в Заилийском Алатау он не представляет редкости (Анненкова 2002; Белялов 2002; Белялов, Морозов 2002; Гаврилов 2002; Джаныспаев 2002; Жуйко 2002; Панов 2002; Джаныспаев 2006; Джаныспаев 2007; О.В.Белялов, А.В.Коваленко, П.В.Пфандер, устн. сообщ.; birds.kz). Однако из-за крайней осторожности пёстрого дрозда и его скрытного образа жизни гнёзд до последнего времени обнаружить не удавалось. Гнездование пёстрого дрозда в Джунгарском Алатау и в казахстанской части Алтая не подтверждено находками слётков или гнёзд, тем не менее, на это указывают встречи здесь этих птиц в летнее время (Шнитников 1949; Белялов 2000; Жданко 2002;

Карпов, Панов 2004), а также логика общего распространения вида. Очень скудны данные и о биологии пёстрого дрозда, как на Северном Тянь-Шане, так и во всём Казахстане.

В 2018 году в Заилийском Алатау в результате целенаправленных поисков мною найдены три гнезда пёстрого дрозда.

Рис. 1. Гнезда пёстрого дрозда Zoothera varia с насиживающими птицами.

A - успешное, B — впоследствии разорённое. Фото автора.

Первое гнездо (рис. 1A) обнаружено 12 мая на стадии строительства. Позже над этим гнездом была установлена фотоловушка (Acorn LTL-6210MC), настроенная на покадровый режим съёмки с частотой 6 кадров в час. Фотоловушка в первые 4 дня была размещена на стволе соседней ели выше гнезда на дистанции около 3 м, а затем переставлена на ель с гнездом на дистанцию около 1.5 м, где она проработала от начала насиживания кладки до вылета птенцов.

Второе, по-видимому, прошлогоднее гнездо (рис. 3B) найдено так же 12 мая в 50 м от предыдущего.

Ещё одно гнездо с насиживающей птицей (рис. 1B) обнаружено 18 мая. В этот день из-за холодной погоды решено было не беспокоить птицу, поэтому гнездо проверено не было. К сожалению, в следующее посещение 21 мая данное гнездо оказалось разорённым — пустым, с повреждённым с одной стороны краем. Позже птицами оно не использовалось.

Местообитание

Лес, где были обнаружены гнёзда, представляет собой старый ельник из Picea schrenkiana переменной плотности с вкраплениями лиственных пород, растущий на склоне северной экспозиции одного из хребтов Заилийского Алатау в ущелье реки Казачка. Участок леса имеет

форму практически правильного треугольника с длинами сторон около 1200 м. Высота его расположения от 1700 до 2330 м н.у.м.

Рис. 2. Расположение гнёзд пёстрого дрозда Zoothera varia в Заилийском Алатау. A — успешное, B — старое, C — разорённое. Фото автора.

Гнёзда и поющие самцы отмечены в наиболее затенённых старых уголках леса, при этом сами гнёзда размещались на средневозрастных елях (рис. 2). Два гнезда, разорённое и успешное, находились на расстоянии 280 м одно от другого на высотах 2020 и 2060 м н.у.м. соответственно. На обследованной территории (площадью около 0.5 км2), помимо гнёзд, по поющим самцам определено ещё не менее двух других гнездовых участков, которые в среднем располагались от гнёзд и между собой на расстоянии 350 м, на высотах 1820 и 1925 м н.у.м.

Пение и голос

В 2018 году пение пёстрых дроздов на исследованном участке, а также в соседних ущельях отмечалось в следующие даты: 17 апреля в ущелье Аюсай (1930 м н.у.м.) самец активно пел с 9 до 10 ч и придерживался территории (П.В.Пфандер, устн. сообщ.); 21 апреля на Большом Алматинском озере у отеля «Альпийская роза» (2370 м н.у.м.) дрозд несколько раз просвистел в 10 ч утра; 24 апреля в ущелье Казачка птица пела с 8 ч 30 мин до 10 ч 40 мин; 2 мая там же пение отмечено в 11 ч; 4 мая там же самец пел с 10 до 11 ч; 9 мая там же дрозд запел в 10 ч; 10 мая два поющих самца отмечены в разных местах (~2200 м н.у.м.) в урочище Кок-Жайляу (П.В.Пфандер, устн. сообщ.); 12 мая в ущелье Казачка самцы пели с 8 ч 30 мин до 12 ч на участках,

где позже найдены гнезда; 16 мая несколько раз дрозд пропел в 10 ч 30 мин у Большого Алматинского озера (2550 м н.у.м.); 4 июня П.В. Пфандер (устн. сообщ.) в утреннее время слышал 4 пёстрых дрозда на разных участках вокруг Большого Алматинского озера, и 11 июня — одного у Мраморного ущелья.

После 18 мая (время появление кладок) в утренние часы на гнездовых участках в ущелье Казачка пёстрых дроздов либо не было слышно совсем, как 18 мая и 2 июня, либо отмечались очень редкие одиночные свисты, как 7 и 13 июня.

Самцы поют, сидя в центральной или верхней части ели на ветках у ствола. Поэтому увидеть птицу достаточно сложно. Лишь один раз 12 мая самец пел открыто на сухой ветке рябины, но при моём приближении переместился в крону ели и в дальнейшем в течении нескольких часов пел только из елей. Выбор для пения высоты и типа дерева, а также высоты его расположения не очевиден.

Песня — протяжный свист, попеременно одно- или двух-тоновый через паузу (тоны могут как ритмично чередоваться, так и повторяться в разной последовательности), напоминающий скрип медленно качающихся несмазанных металлических качелей (Ре^гепко 2018а). На близком расстоянии иногда в паузах между двух нот можно услышать тихий скрипучий щебет. При беспокойстве у гнезда птицы издают высокое дроздовое «тсиии», а при угрозе птенцам - короткое («крраа») или, наоборот, протяжное («крррррааааа») повторяющееся карканье, напоминающее позывку кедровки Nucifraga сагуосаЬасЬвв, иногда с более тихими вставками: «сссвииирррь» (Ре^гепко 2018с, 2018ф. Слётки, когда их берут в руки, издают короткий односложный дребезжащий писк (Ре^гепко 2018Ь).

Гнёзда

Успешное гнездо. Устроено на наклонившейся живой ели с диаметром ствола32 см, опершейся на другую ель. Гнездо расположено на высоте 11.2 м от земли, у ствола в основании двух боковых ветвей (рис. ЗА). Гнездо массивное, чашевидное, выполненное из относительно толстых сухих еловых веток, торчащих в стороны и скреплённых большим количеством зелёного мха БтасНу^всшт sp. и земли. Край гнезда полностью отделан зелёным мхом, а лоток выстлан стебельками сухой травы. Размеры гнезда, мм: диаметр гнезда 290x240, диаметр лотка 140x135, высота гнезда 126, глубина лотка 53.

Старое гнездо. Расположено на ели с диаметром ствола 20 см, в развилке между стволом и толстой боковой веткой на высоте 9.5 м от земли (рис. ЗВ). Гнездо представляет собой каркас из толстых еловых веток с остатками мха, скрепляющие их. Размеры гнезда, мм: диаметр гнезда 170, диаметр лотка 142, высота гнезда 100, глубина лотка 50.

Рис. 3. Гнёзда пёстрого дрозда Zoothera varia в Заилийском Алатау. A — успешное, B — старое, C — разорённое. Фото автора.

Рис. 4. Кладка пёстрого дрозда Zoothera varia в Заилийском Алатау. 21 мая 2018. Фото автора.

Разорённое гнездо. Расположено на живой ели с диаметром ствола у основания 20 см, на высоте 5.4 м от земли, в развилке между изогнутым основным стволом и тремя боковыми ветками, на месте отмершего центрального ствола (рис. ЗС). Гнездо массивное, рыхлое, чашевидной формы, выполненное из довольно толстых и длинных сухих еловых веток в основании (торчащих в разные стороны) и более тонких в верхней половине гнезда. Ветки скреплены землёй, небольшим количеством зелёного мха Бrachythecium sp., а также кусочками еловой коры, листьями осины РориЬиБ ^ети1а, сухой травой и шерстью марала Сет-vus elaphus вМпсив. Лоток выстлан стебельками сухой травы. Размеры гнезда, мм: диаметр гнезда 230x220, диаметр лотка 140x120, высота

гнезда 90, глубина лотка 55. Снаружи мох в структуре гнезда малозаметен, но хорошо выделяется сухая трава, поэтому постройка общим видом похожа на гнёзда других местных дроздов — чёрного Turdus me-шЫ или дерябы viscivorus.

Рис. 5. Разновозрастные птенцы пёстрого дрозда Zoothera varia 2 июня 2018: A — самый крупный, B — средний, C — самый маленький, D — зев птенца. Фото автора.

Кладка

Кладка из 6 яиц (рис. 4). Окраска свежих яиц бледно-бирюзовая с мелкими ржаво-бурыми глубинными крапинками (5 яиц) или более крупными поверхностными бурыми пятнам (1 яйцо), равномерно покрывающими поверхность яйца и чуть плотнее сгруппированными у тупого полюса. При взгляде с расстояния крапины сливаются с фоном и в тени яйца выглядят однородно каменно-серыми с буроватым венчиком. Размеры яиц, мм: 32.8x24.4, 32.3x24.0, 30.8x23.6, 32.2x22.5, 32.3x24.0, 33.3x24.2. Форма - яйцевидная.

Птенцы

Кожа дорсальной стороны антрацитовая, вентральной желтовато-розовая, когти и яйцевой зуб белые, клюв желтовато-розовый, ноздри широко-эллипсоидальные, зев жёлтый без рисунка (рис. 5Б), клювные валики светло-жёлтые, язык жёлтый со слегка расщепленным кончиком. Эмбриональный пух желтоватый, расположен на следующих пуховых птерилиях: надглазничные — по одному ряду, затылочная — один разорванный ряд, спинная - два ряда, крестцовая - два ряда, околокопчиковая — один короткий ряд, рулевые и первостепенные маховые — один ряд щетинок, плечевые и кроющие — отсутствуют. Птерилогра-фия птенцов описана по схеме В.Ю.Ильяшенко (2015).

Сроки

Гнездо с насиживающей птицей, впоследствии разорённое, обнаружено 18 мая. Успешное гнездо найдено недостроенным (без выстилки лотка) утром 12 мая, а утром 18 мая самка насиживала полную кладку из 6 яиц. К сожалению, к моменту вылупления птенцов техника дала сбой и фотоловушка не зафиксировала точную дату. 28 мая в 13 ч в гнезде ещё была полная кладка (5 яиц, одно было съедено белкой), а утром 2 июня — разновозрастные птенцы (рис. 5), самому маленькому из которых было не более суток (рис. 5С). Все птенцы покинули гнездо 12 июня (рис. 6), первый выпрыгнул в 12 ч 18 мин, а последний — в 14 ч 21 мин. 13 июня один из слётков, ещё не летающий, найден в траве в 20 м от гнезда (рис. 7).

Инкубация и кор мле ние

По данным встроенного термометра фотоловушки, температура воздуха в период насиживания колебалась от -6° до +35°С, а в период выкармливания птенцов — от +6° до +36°С. При этом продолжительность отрицательных температур в отдельные дни почти достигала 24 ч.

Насиживает только самка, периодически переворачивая яйца. В течение дня она улетает с гнезда 5-9 раз на время, чаще всего не более 10 мин, иногда до 20 мин. При этом к концу светового дня частота слё-

тов увеличивается. В тёмное время суток (с 21 до 5 ч) птица спит на кладке, уткнув голову в грудь. Только один раз за время насиживания (ближе к концу срока) самка оставила кладку без присмотра на длительное время, когда в ночь с 28 на 29 мая она отсутствовала на гнезде почти 9 ч (с 20 ч 16 мин до 4 ч 54 мин). Температура воздуха в этот промежуток времени колебалась от 14° до 17°С. В дождливую и снежную погоду самка с гнезда не слетает. Самец при этом кормит её на гнезде. Уже к началу выкармливания птенцов его оперение выглядит значительно более изношенным в сравнении с самкой.

Рис. 6. Птенцы на гнезде и самка пёстрого дрозда Zoothera varia в день вылета 12 июня 2018. Снимок сделан фотоловушкой. Фото автора.

Утром 23 мая во время 20-минутного отсутствия дроздов в гнездо забралась белка Sciurus vulgaris и унесла одно яйца. Самка сразу вернулась на гнездо и весь день просидела не вставая. При этом белка в течение дня периодически появлялась на периферии гнезда.

В выкармливании учувствуют оба родителя, но самка больше времени проводит на гнезде, грея птенцов. В первые дни после вылупле-ния она, по всей видимости, занимается только чисткой гнезда от капсул помёта, поэтому улетает лишь на короткие периоды. К середине срока выкармливания, когда птенцы целиком покрываются перьями, самка полноценно учувствует в кормлении, и только изредка греет их. А в последние два дня перед вылетом птенцов в светлое время суток

Рис. 7. Взрослые пёстрые дрозды Zoothera varia 13 июня 2018. A — самка, B — самец. Фото автора.

Рис. 8. Слёток пёстрого дрозда Zoothera varia 13 июня 2018 г. Фото автора.

она уже совсем не сидит на гнезде, занимаясь только кормлением. Но это не касается тёмного времени суток, в которое самка до самого вылета неизменно находится в гнезде. Не встаёт с гнезда она и во время

осадков, накрывая птенцов слегка расправленными крыльями. Птенцов пёстрые дрозды кормят главным образом дождевыми червями.

Покинув гнездо, птенцы ещё не способны летать, поэтому родители докармливают их на земле. При опасности слётки издают пронзительный писк, на который тут же слетаются родители. Самец ведёт себя более осторожно и только на расстоянии выказывает обеспокоенность. Самка же достаточно агрессивна — при приближении к птенцу человека она сначала с громким «карканьем» имитирует бросок в лицо, в последний момент пролетая мимо и присаживаясь рядом, а затем с криками продолжает преследовать «врага». Аналогичное поведение наблюдается и при появлении рядом перепелятника Accipiter nisus.

Выражаю искреннюю благодарность П.В.Пфандеру и О.В.Белялову за участие в поиске гнёзд и помощь при подготовке данной работы.

Литератур а

Алфераки С.Н. 1891. Кульджа и Тянь-Шань. Путевые заметки // Зап. Импер. Рус. геогр.

общ-ва по общей геогр. 23, 2: 1-198. Анненкова С.Ю. (2002) 2012. Нахождение земляного дрозда Zoothera dauma в Турген-

ском ущелье (Заилийский Алатау) // Рус. орнитол. журн. 21 (775): 1655. Белялов О.В. 2000. Орнитологические находки в Джунгарском Алатау // Selevinia: 219220.

Белялов О.В. 2002. Земляной дрозд Zoothera dauma // Каз. орнитол. бюл.: 111-112. Белялов О.В., Морозов В.А. 2002. Земляной дрозд Zoothera dauma // Каз. орнитол. бюл: 111-112.

Гаврилов Э.И. 1970. Род Земляной дрозд - Zoothera // Птицы Казахстана, Алма-Ата, 3: 456-458.

Гаврилов Э.И. (1974) 2013. Нахождение земляного дрозда Zoothera dauma на гнездовье

в Казахстане // Рус. орнитол. журн. 22 (860): 768-769. Гаврилов Э.И. 2002. Земляной дрозд Zoothera dauma // Каз. орнитол. бюл: 111-112. Джаныспаев А.Д. 2002. Земляной дрозд Zoothera dauma // Каз. орнитол. бюл: 111-112. Джаныспаев А.Д. (2006) 2017. Учёт земляного дрозда Zoothera dauma в Алматинском

заповеднике в 2005 году // Рус. орнитол. журн. 26 (1486): 3418-3419. Джаныспаев А.Д. (2007) 2013. О встречах земляного дрозда Zoothera dauma в Алматинском заповеднике в 2007 году // Рус. орнитол. журн. 22 (941): 3166-3167. Жданко А.Б. (2002) 2012. Первое нахождение земляного дрозда Zoothera dauma в

хребте Токсанбай (Джунгарский Алатау) // Рус. орнитол. журн. 21 (751): 951. Жуйко Б.П. (1980) 2012. Земляной дрозд Zoothera dauma в Кунгей-Алатау (Тянь-Шань)

// Рус. орнитол. журн. 21 (814): 2809. Жуйко Б.П. 2002. Земляной дрозд Zoothera dauma // Каз. орнитол. бюл: 111-112. Ильяшенко В.Ю. 2015. Птерилография птенцов птиц мира: гоацинообразные, тура-кообразные, кукушкообразные, стрижеобразные, птицы-мыши, трогонообразные, ракшеобразные, птицы-носороги, дятлообразные, воробьинообразные. Москва: 1-292. Карпов Ф.Ф., Панов А.В. 2004. Некоторые результаты поездки на Ивановский хребет

(Западный Алтай) // Каз. орнитол. бюл: 63-64. Ковшарь А.Ф., Жуйко Б.П., Пфеффер Р.Г., Белялов О.В. 1978. Некоторые орнитологические находки в Заилийском Алатау // Биология птиц в Казахстане. Алма-Ата: 115-119.

Кузиков И.В. (2011) 2014. О гнездовании пёстрого дрозда Zoothera varia в Приуралье и на Урале // Рус. орнитол. журн. 23 (1059): 3192-3197.

Панов А.В. 2002. Земляной дрозд Zoothera dauma // Каз. орнитол. бюл: 111-112. Пятак Л.П. 2007. Факт гнездования пёстрого дрозда в Удмуртии // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург: 207-208. Рябицев В.К. 2008. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири. Справочник-определитель. 3-е изд. Екатеринбург: 1-634. Рябицев В.К. 2014. Птицы Сибири. Москва, 2: 1-456.

Степанян Л. С. 1978. Состав и распределение птиц фауны СССР. Воробьиные. М.: 1-391. Степанян Л. С. 1990. Конспект орнитологической фауны СССР. М.: 1-728. Шнитников В.Н. 1949. Птицы Семиречья. М.; Л.: 1-666.

del Hoyo J., Collar N., Christie D.A. 2018. White's Thrush (Zoothera aurea) // Handbook of the Birds of the World Alive. Barcelona https://www.hbw.com/node/1344011 on 3 October 2018.

Gavrilov E. I., Gavrilov A. E. 2005. The Birds of Kazakhstan. Almaty, 2: 1-226. Gombobaatar S., Monks E.M., Seidler R., Sumiya D., Tseveenmyadag N., Bayarkhuu S., Bailie J.E.M., Boldbaatar Sh., Uuganbayar Ch. 2011. Regional Red List Series. Vol. 7. Birds. Zool. Soc. London, Nat. Univ. of Mongolia, Mongolian Ornithol. Soc.: 1-1036. Lastukhin A. 2018. XC432277 // www.xeno-canto.org/432277. Fedorenko V. 2018a. XC437324 // www.xeno-canto.org/437324. Fedorenko V. 2018b. XC437325 // www.xeno-canto.org/437325. Fedorenko V. 2018c. XC437326 // www.xeno-canto.org/437326. Fedorenko V. 2018d. XC437327 // www.xeno-canto.org/437327.

Zheng Z., Long Z., Lu T. 1995. Fauna Sinica. Aves. Vol. 10: Passeriformes (Muscicapidae 1. Turdinae). Beijing: 1-239.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1685: 5232-5237

Новые трофические связи сизых голубей Columba livia с плодово-ягодными культурами в казахстанских городах

Н.Н.Березовиков

Николай Николаевич Березовиков. Институт зоологии, Министерство образования и науки. Проспект Аль-Фараби, 93, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: berezovikov_n@mail.ru

Поступила в редакцию 21 октября 2018

В первом десятилетии XXI века в городах и посёлках Казахстана в осенне-зимнее время стали отмечаться сизые голуби Columba livia var. domestica, кормящиеся плодами яблони сибирской Malus baccata, а в последующие годы эта трофическая связь уже стала нормальным явлением (Березовиков, Фельдман 2016; Щербаков 2017). Подобное стало наблюдаться и в других частях ареала этой птицы (Андреев 2014; Ладыгин 2014; Гармс 2018). В 2010-2015 годах ассортимент потребляемых голубями плодово-ягодных культур значительно расширился.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.