Научная статья на тему 'К биологии некоторых воробьиных птиц Центрального Тянь-Шаня'

К биологии некоторых воробьиных птиц Центрального Тянь-Шаня Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
41
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К биологии некоторых воробьиных птиц Центрального Тянь-Шаня»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1922: 2154-2160

К биологии некоторых воробьиных птиц Центрального Тянь-Шаня

А.А.Винокуров

Второе издание. Первая публикация в 1961*

Многообразная фауна Тянь-Шаня с давних пор привлекает внимание многих зоологов, однако до настоящего времени биология некоторых птиц этого района остаётся изученной в недостаточной степени.

В данном сообщении, материалом для которого послужили наблюдения автора в различные месяцы 1955-1957 годов в верховьях рек Те-кес и Кокжар (Каркара), приводятся некоторые сведения по размещению и гнездованию 16 видов птиц. В литературе по этим видам сведения весьма скудны или противоречивы.

Тяньшанская розовая чечевица Erythrina rhodochlamys Br. Довольно редкая птица разреженных ельников, вырубок с зарослями кустарников (рябины, шиповника, можжевельника и др.) и арчевников у верхней границы леса, местами поднимается почти до альпийской зоны по арчевникам. В подобных же биотопах эту чечевицу встречали Б.К.Штегман (1954) и М.Н.Корелов (1956), но никак не на «каменистых склонах выше альпийских лугов» (Бёме 1954), где розовые чечевицы появляются лишь в послегнездовой период. В долине реки Ба-янкол 18 марта 1957 на молодой ёлке у ствола всего в 50-60 см от земли было найдено недостроенное гнездо. Пара чечевиц, державшаяся рядом, вела себя крайне осторожно. В последних числах июня выводок розовых чечевиц был встречен у верхней границы арчи (Кокжар).

В зимний период — обычная птица тугайников, арчевых и кустарниковых зарослей по опушкам ельников.

Гималайский вьюрок Leucosticte nemoricola altaica Eversm. Данные о гнездовании этого вьюрка, имеющиеся з литературе, крайне противоречивы (Шнитников 1949; Штегман 1954; Корелов 1956), что объясняется в значительной степени тем, что гималайский вьюрок большую часть года проводит вне гнездового биотопа. По наблюдениям 1957 года, стаи этих вьюрков от 1-2 десятков до 50-70 птиц до середины мая держались в верхней трети ельников, предпочитая скальные склоны и осыпи с кустарниками, они кормились на осыпях и на земле в лесу, часто присаживаясь на ели. Гнездятся гималайские вьюрки в зоне альпийских лугов на склонах с выходами скал, с отдельными камнями

* Винокуров A.A. 1961. К биологии некоторых воробьиных птиц Центрального Тянь-Шаня II Тр. Ин-та зоол. АН КазССР 15: 40-45.

и кустарниками тюё-куйрюка [карагана гривастая Caragana jubata] и арчи. Во второй половине июня (20-25-го) неоднократно наблюдалось спаривание и началась постройка гнёзд. 14 июля в гнезде, расположенном на склоне в норке у камня (Кокжар, 3100 м н.у.м.), было 6 слепых птенцов, покрытых белым, со слабыми темными пестринами пухом. В 5 гнёздах, найденных в последующие 3 дня, также пищали птенцы. Гнездовую камеру птицы расчищают сами, так как у норок на травянистом склоне имеются небольшие выбросы земли, которые легко выдают месторасположение гнезда. Два гнезда были устроены в нежилых норах сурков у скал, а одно — 27 июля с 5 почти оперившимися птенцами — под плоским камнем у самого берега реки.

Стайное поведение птиц во время кормёжки даже в гнездовой период, видимо, послужило Б.К.Штегману (1954) причиной считать гималайских вьюрков колониальной птицей, хотя, по нашим наблюдениям, гнездятся они поодиночке.

Зимой стаи вьюрков численностью до 300-400 птиц спускаются по долинам до нижней границы ельников.

Вьюрок Брандта Leucosticte brandti brandti Вр. К сведениям, опубликованным в литературе (Шнитников 1949; Штегман 1954), можно лишь добавить, что вьюрок Брандта в гнездовой период в исследуемом районе встречается крайне спорадически, на что обратил внимание для других районов Тянь-Шаня Л.С.Стенанян (1958). В июне-июле 1957 года в верховьях Кокжара мы нашли этого вьюрка в количестве 15-18 пар на осыпях и щебнистых склонах со скудной растительностью у скал в Чокморташе (3500 м н.у.м.), в такой же обстановке они были найдены в Аюсае (3550 м) и близ самого снега у выветренных известковых скал над осыпью у перевала Киндыктобе (Туз, 3700 м). Гнездовой период вьюрка Брандта, видимо, совпадает с таковым гималайского вьюрка, так как у самки, добытой 27 июня у перевала Киндыкто-бе, диаметр наибольшего фолликула не превышал 2.5 мм, а осмотренные гнёзда в нишах известковой скалы были ещё пустыми.

Снежный вьюрок Montifringilla nivalis alpicola Pall. Один из наиболее многочисленных видов птиц высокогорных долин обследованного района, в частности, верховьев Кокжара, где по численности лишь немного уступает каменке-плясунье Oenanthe isabellina и, местами, горному коньку Anthus spinoletta. Гнездятся отдельными парами в самых разнообразных местах: в трещинах, нишах и норах в скалах и обрывах, в старых норах сурков и т.д. В отличие от гималайского вьюрка, с которым снежный вьюрок живёт часто на одних и тех же высотах, последний имеет более ранний период размножения. 15 июня был отмечен вьюрок, рывший норку в лёссовом обрыве, но уже 14 июня в гнезде, устроенном в ограде могилы, сложенной из камней, имелось 5 не-насиженных яиц, а 21 июня в другом гнезде (в расщелине каменистого

обрыва) 4 голых птенца; в 5 гнёздах, найденных 22-25 июня, одно из которых располагалось в нише старой сурчиной норы, также были птенцы, а 8 июля встречены первые слётки. Видимо, у снежных вьюрков наблюдаются повторные кладки (взамен утерянных первых?), так как 15 июля в гнезде, устроенном в трещине скалы на уровне земли, оказалось 3 сильно насиженных яйца. Все осмотренные гнёзда представляют собой рыхлую постройку из сухих стеблей травы с обильной выстилкой из перьев и небольшого количества шерсти.

Вероятно, часть особей летом остаются холостыми, так как у самца, добытого 13 июня в Тузе из стайки в 10 птиц, семенники были совершенно не развиты.

В послегнездовой период стайки снежных вьюрков (в середине июля выводки, позже - по 1.5-3 десятка птиц, а с середины августа - до 80100 особей) кормятся на щебнистых склонах альпийских лугов и по краям осыпей. Интересен тот факт, что все стаи вьюрков, наблюдавшиеся 10-19 августа (1956-1957 годы) в верховьях Кокжара, состояли исключительно из молодых птиц (с жёлтым клювом и без чёрного пятна на горле).

Горный жаворонок Eremophila alpestris виЪвр. Горный жаворонок населяет, как это было уже отмечено М.Н.Кореловым (1956), сухие степи на высоте 1800-2300 м н.у.м. и участки со скудной растительностью степного типа в зоне альпийских лугов, что определяет и сроки размножения. Так, уже 5 мая близ озера Тузкуль (2000 м н.у.м.) обнаружено гнездо жаворонка с одним яйцом, а в долине Кокжара (31003300 м н.у.м.) первое гнездо с 4 сильно насиженными яйцами было найдено Д.И.Бибиковым лишь 20 июня. Кроме того, в высокогорье период размножения у горного жаворонка более растянут: 22 июня в Жолбусае (3200 м н.у.м.) наблюдалась птица, начавшая строить гнездо (расчищала ямку), 25 июня на той же высоте найдено гнездо с 3 сильно насиженными яйцами, а 1 июля в верховье Текеса (3400 м н.у.м.) обнаружено гнездо с кладкой из 4 средне насиженных яиц. Осмотренные гнёзда, в противоположность описанному В.Н.Шнитниковым (1949), очень плотные, хотя и свиты из ломких перегнивших стеблей цветковых и корешков. Лоток во всех гнёздах, найденных в высокогорье, был выстлан цветками эдельвейса и пухом семян сложноцветных. Располагались гнёзда на пологих слабощебнистых склонах, поросших кобрезиями, осочками и цветковыми, за исключением одного, устроенного на кочке заболоченного луга близ реки, в котором 8 июля было 4 разбитых яйца.

Заслуживает внимания продолжительность насиживания яиц. Так, в гнезде, для которого 22 июня лишь подготавливалась ямка, утром 9 июля было уже 4 голых птенца, которые 13 июля покрылись густым пухом и смогли выбежать из гнезда.

Тяньшанская пищуха Certhia familiaris tianschanica Hort, Немногочисленная птица ельников, предпочитающая гнездиться близ вырубок и опушек. В 1956-1957 годах было найдено 8 старых гнёзд пищухи, которые располагались за отставшей корой пней на высоте от 0.5 до 2 м от земли и лишь одно — в щели раздвоившегося ствола старой ели. Необходимость для устройства гнёзд крупных деревьев, имеющих толстый слой коры, в значительной степени ограничивает распределение пищух в ельниках, а более частое отслаивание крупных участков коры именно на пнях заставляет гнездиться их преимущественно в пнях. В Кайчибулаке (Нарынкольская щель) 1 июня 1957 за отставшей корой пня близ опушки ельника было найдено ещё одно гнездо тяньшанской пищухи с 3 ненасиженными яйцами. Птица вечером сидела в гнезде.

Все найденные гнёзда в общем по своему устройству не отличаются от таковых североевропейской пищухи, только гнёзда тяньшанской пищухи имеют более развитую выстилку из перьев и пуха различных птиц и небольшого количества шерсти.

Джунгарская гаичка Parus songarus Sev. Джунгарская гаичка -довольно обычная оседлая птица ельников, лишь единичные особи встречаются зимой в тугаях, но не далее 5-7 км от леса.

В верховье Иринбая (Баяыкол) 14 мая 1957 пара гаичек усердно расчищала дупло, недавно выдолбленное трёхпалым дятлом Picoides tridactulus в молодой усохшей ёлке в 4.5 м от земли В этой части ельника в середине мая ещё лежал глубокий снег. 7 июня в этом дупле оказалась кладка из 4 яиц. В нижней части ельника в Нарынкольской щели 1 июня найдено второе гнездо джунгарской гаички с 4 ненасиженными яйцами. Гнездо располагалось в дупле старого пня в 3.5 м от земли. Оба гнезда были свиты из шерсти (первое — из шерсти косули и марала, второе — из шерсти лисицы и заячьего пуха) лишь с незначительной примесью мха и перьев.

Тусклая зарничка Phylloscopus inornatus humei Brooks. В ельниках зарничку местами можно назвать многочисленной птицей, реже она встречается в арчевниках. В литературе имеются указания, что кладка зарнички состоит из 5-6 яиц (Шнитников 1949; Птушенко 1954), но в осмотренных нами 22 июня 1956 двух гнёздах было: в одном — 4 сильно насиженных яйца, в другом — 3 голых птенца и одно яйцо. В третьем гнезде, найденном 14 июля 1957 в верховьях Кокжара (3100 м над уровнем моря), имелось лишь 3 ещё нелётных птенца.

В первой половине сентября зарнички часто кормятся в одних стаях с синицами, как бы замещая в смешанных «синичьих» стаях малочисленных здесь корольков.

Пёстрый каменный дрозд Monticola saxatilis L. Немногочисленная птица преимущественно верхней части субальпийской зоны. В

Жолбусае (Кокжар, 3150 м н.у.м.) 15 июня 1957 в нише скалы под прикрытием чахлого кустика арчи было найдено гнездо этого дрозда с 5 ненасиженными яйцами, а близ перевала Туз (3500 м н.у.м.) в расщелине скалы Б.В.Трощенко нашёл 1 июля второе гнездо пёстрого каменного дрозда с 5 уже оперившимися птенцами.

Гнёзда представляют собой плотную постройку из сухих стебельков травы и мха (в основания) диаметром 130-140 мм, с диаметром лотка 90-95 мм и глубиной лотка около 50 мм.

Рыжеспинная горихвостка Phoenicurus erythronotus Ev. Гнездовой биотоп этой горихвостки достаточно подробно охарактеризован М.Н.Кореловым (1956). Стоит лишь отметить, что в местах гнездования птицы появляются лишь в начале мая, а до этого времени они обычны в нижней части ельников, в частности в кустарниковых зарослях по дну щелей.

В отличие от описанного М.Н.Кореловым (1956), гнездо с 4 ешё нелётными птенцами, найденное нами 18 июня 1957 на склоне с выходами скал и зарослями арчи (Кокжар, 3000 м н.у.м.), располагалось совершенно открыто среди кустиков кобрезий. Второе гнездо, осмотренное 22 июня, также с 4 нелётными птенцами, было устроено на земле под прикрытием кустика арчи.

Краснобрюхая горихвостка Phoenicurus erythrogaster grandis Gould. В литературе последних лет уже имеются материалы по гнездованию среднеазиатской краснобрюхой горихвостки (Янушевич, Кы-дыралиев 1956; Корелов 1956: Степанян 1958). Однако учитывая сравнительную редкость этой птицы в Тянь-Шане, мы считаем не лишним привести свои наблюдения в верховьях Кокжара.

17 июня 1957 в Джааке (3400 м н.у.м.) в расщелине скалы в 10 м от земли найдено гнездо с голыми птенцами (недалеко найдена свежая скорлупа от яйца). Самец носит корм.

2 июня в Малой Оролме (Кокжар, 3450 м н.у.м.) в нише скалы на краю крупнообломочной осыпи найден выводок из 3 слабо летающих птенцов (3 самца). В 500-600 м от него встречен ещё один выводок (2 самца и 1 самка). Птенцы такого же возраста.

26 июня в верховье Джаака (3500 м н.у.м.) обнаружен выводок (2 самца и 1 самка) довольно хорошо летающих птенцов, но с ещё совсем короткими хвостами.

Седоголовая горихвостка Phoenicurus caeruleocephalus Vig. В отличие от предыдущих видов, седоголовая горихвостка для исследуемого района является настоящей перелётной птицей. В окрестностях посёлка Нарынкол в 1957 году с 21 по 24 апреля часто встречались стайки самцов седоголовых горихвосток по 3-5 особей в каждой, что для поздней весны 1957 года можно считать временем прилёта.

Как и для краснобрюхой горихвостки, приведём лишь имеющиеся у

нас материалы по гнездованию, так как биотопическое размещение седоголовой горихвостки подробно описано М.Н.Кореловым (1956).

11 мая 1956 на северном склоне гор Ельчинбуйрюк под корнем ели найдено гнездо с 4 яйцами. Насиживала самка. 18 мая там же на земле под елью Э.Б.Дубровским обнаружено гнездо с 4 едва насиженными яйцами. 22 июня там же, в ельнике на склоне, заросшем мхом, у ствола упавшего дерева обнаружено гнездо с 5 птенцами, почти слётками и в этот же день встречен выводок плохо летающих птенцов.

Черногрудая красношейка Luscinia pectoralis ballioni Sev. Основным местообитанием этой немногочисленной птицы в гнездовой период следует считать верхнюю часть субальпийского пояса, но спускается черногрудая красношейка и до нижней границы ельника (по долинам с выходами скал и зарослями кустарников). Встречается она и в высокогорье, в зоне альпийских лугов, но лишь там, где есть заросли караганы или стелющейся арчи.

Гнездо, найденное в 1957 году в верховье Кокжара (3200 м н.у.м.), было устроено в небольшой нише в земле под прикрытием нависшей кобрезии близ зарослей арчи и караганы. Оно свито из сухих стеблей травы и по типу постройки сходно с гнёздами пеночек. Снаружи видно лишь отверстие летка. Диаметр лотка 60-70 мм, глубина лотка 40 мм. 21 июня в гнезде было 4 яйца (3 сильно насиженных и 1 — «болтун»). Насиживала самка, а самец держался в 40-50 м от гнезда.

Близ Жолбусая (Кокжар, 3300 м н.у.м.) 14 июля найдено второе гнездо черногрудой красношейки (на земле под кустиком арчи) с голыми птенцами. Поблизости, судя по поведению другой пары черногрудых красношеек, было ещё одно гнездо, видимо, с птенцами.

В верховьях Сулусая (Большой Кокпак, 2900 м н.у.м.) 17 июля 1956 в зарослях стелющейся арчи был пойман едва летающий птенец.

Альпийская завирушка Prunella collaris rufilata Sev. Редкая птица скал и крупнообломочных осыпей преимущественно нижней части зоны альпийских лугов, но встречается и в субальпийской зоне (Коре-лов 1956). В верховьях Сулусая (Большой Кокпак, 3100 м н.у.м.) 17 июля 1956 наблюдалась пара альпийских завирушек с 3 плохо летающими слётками. Покинутое птенцами гнездо располагалось в узкой щели между крупными камнями россыпи у куста тюё-куйрюка.

В верховье Кокжара (Джаак) 26 июня 1957 пара завирушек гоняла альпийскую галку Pyrrhocorax graculus, но гнезда найти не удалось.

Гималайская завирушка Prunella himalayana Blyth. В июне 1957 года нам неоднократно приходилось наблюдать гималайских завирушек, кормившихся на крупнообломочных россыпях и в пустотах подо льдом в верховьях щелей Джаак, Жолбусай и Оролма (Кокжар, 3300-3700 м н.у.м.). Близ устья Туза (3200 м н.у.м.) 14 июля 1957 добыты плохо летающий птенец и кормившая его самка.

Бледная завирушка Prunella fulvescens fulvescens Sev. Более многочисленная, чем альпийская и гималайская завирушки. Встречается в основном в зоне альпийских лугов и верхней части субальпийской, где для гнездования выбирает склоны с выходами скал и отдельными зарослями кустарников (арчи, караганы).

В Малой Оролме (Кокжар, 3300 м н.у.м.) 22 июня 1957 на земле в зарослях тюе-куйрюка найдено гнездо с 4 еще нелетными птенцами, а в 1.5 км от него в такой же стации обнаружено второе гнездо, также с 4 нелетными птенцами. Оба гнезда имели сходные размеры (наружный диаметр 100-110 мм, внутренний 60-70 мм, глубина лотка 40 мм) и были свиты из стеблей сухой травы с примесью мха в основании гнезда и внутренних частях стенок; лоток выстлан шерстью баранов, архаров, тэков и растительным пухом.

Период размножения у бледных завирушек, видимо, растянут, так как 13 июля 1957 в Жолбусае (Кокжар, 3400 м н.у.м.) у двух пар бледных завирушек, судя по их поведению, были явно еще нелетные птенцы. Выводки молодых, по величине почти не отличавшихся от взрослых, встречены нами здесь же 18 августа.

Литератур а

Беме Л.Б. 1954. Род чечевицы Erythrina Brehm, 1828 // Птицы Советского Союза. М., 5: 249-264.

Корелов М.Н. 1956. Материалы к авифауне хребта Кетмень (Тянь-Шань) // Тр. Ин-та

зоол. АН КазССР 6: 109-157. Птушенко Е.С. 1954. Род пеночка Phylloscopus Boie, 1826 // Птицы Советского Союза. М., 6: 146-210.

Степанян Л.С. 1958. Материалы по авифауне сыртов Центрального Тянь-Шаня // Учён.

зап. Орехово-Зуевского пед. ин-та 11: 175-182. Шнитников В.Н. 1949. Птицы Семиречья. М.; Л.: 1-665.

Штегман Б.К. (1954) 2017. О птицах высокогорной зоны Заилийского Алатау // Рус. орнитол. журн. 26 (1458): 2425-2452. Янушевич А.И., Кыдыралиев А. 1956. Млекопитающие и птицы Покровских сыртов // Тр. Ин-та зоол. и паразитол. АН КиргССР 5: 37-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.