Научная статья на тему 'К биологии камышовой овсянки schoeniclus schoeniclus pyrrhulinus в Среднем Приамурье'

К биологии камышовой овсянки schoeniclus schoeniclus pyrrhulinus в Среднем Приамурье Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Квартальнов Павел Валерьевич

Второе издание. Первая публикация: Квартальнов П.В. 2016. К биологии камышовой овсянки в Среднем Приамурье // Амур. зоол. журн. 8, 1: 76-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К биологии камышовой овсянки schoeniclus schoeniclus pyrrhulinus в Среднем Приамурье»

Бисеров М.Ф., Медведева Е.А. 2015. Желтоспинная мухоловка Ficedula zanthopygia (Hay) у северной границы ареала на Буреинском нагорье // Амур. зоол. журн. 7, 1: 83-88.

Коблик Е.А., Редькин Я.А., Архипов В.Ю. 2006. Список птиц Российской Федерации. М.: 1-256.

Равкин Ю.С. 1967. К методике учётов птиц в лесных ландшафтах // Природа очагов

клещевого энцефалита на Алтае. Новосибирск: 66-74. Степанян Л.С. 1990. Состав и распределение птиц фауны СССР. М.: 1-746.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1561: 475-482

К биологии камышовой овсянки Schoeniclus schoeniclus pyrrhulinus в Среднем Приамурье

П.В.Квартальнов

Второе издание. Первая публикация в 2016*

Камышовая овсянка Schoeniclus schoeniclus pyrrhulinus Swinhoe, 1876 широко распространена на Дальнем Востоке - в Приморье и Приамурье, однако нигде не достигает большой численности, и о биологии этого вида в регионе сведений немного, большинство их собраны на крайнем юге Приморского края (Воробьёв 1954; Назаров, Лабзюк 1975; Назаров и др. 1979; Бабенко 2000). В Среднем Приамурье, на территории Амурской области, камышовая овсянка распространена неравномерно, на больших пространствах поймы Амура она редка или вовсе отсутствует. Сведения о биологии вида в Приамурье содержатся только в работах С.М.Смиренского и Е.М.Смиренской (1980; Смирен-ский 1986). До последнего времени гнездование камышовой овсянки в Архаринской низменности на территории Хинганского заповедника и в его окрестностях не было описано (Антонов, Парилов 2010).

В 2013 и 2014 годах во время работы в Хинганском заповеднике нам удалось найти на гнездовании камышовую овсянку и собрать некоторые сведения по биологии этого вида.

Материал и методы

Мы проводили исследования на территории Антоновского лесничества Хинганского заповедника и на приграничных с ним участках долины Амура с 24 мая по 12 июля 2013 и с 24 мая по 29 июля 2014. Изучение поведения и биологии воробьиных птиц, а также фаунистические наблюдения проводили в ближайших окрестностях кордона заповедника на озере Клёшенское (49°24.040' с.ш. 129°43.584' в.д.),

* Квартальнов П.В. 2016. К биологии камышовой овсянки в Среднем Приамурье // Амур. зоол. журн. 8, 1: 76-82. Рус. орнитол. журн. 2018. Том 27. Экспресс-выпуск № 1561 475

периодически обследовали долину реки Борзя и окрестности соседних озёр, на удалении до 6.5 км от кордона. Основную площадь в этом районе занимают кочкарни-ковые осоково-вейниковые болота, регулярно подвергающиеся выгоранию (в основном весной, в апреле и мае). На более высоких местах растут рощи из дуба монгольского Querqus mongolica, берёз плосколистной Betula platyphylla и даурской B. davurica, с подлеском из лещины Corylus heterophylla. Ближе к озеру Долгое имеются остепнёные участки.

Особое внимание мы уделяли обследованию зарослей тростника Phragmitis aus-tralis. В районе наших работ тростник образует узкие ленточные заросли по заболоченным берегам озёр. В некоторых местах имеются островные заросли тростника, незначительные по площади (до 0.2 га). Тростник значительно страдает от палов, как правило, полностью уничтожающих сухие стебли предыдущего года, однако не влияющих на последующее возобновление тростника.

Результаты

Камышовая овсянка — немногочисленный гнездящийся вид Антоновского лесничества Хинганского заповедника, её численность меняется по годам. Согласно учётам С.М.Смиренского (1986), в гнездовой сезон на травяных болотах Буреино-Хинганской (Архаринской) низменности камышовая овсянка встречалась с плотностью 0.1 особи на 1 км2, в то время как для ошейниковой овсянки Emberiza fucata плотность была определена в 6.2 ос./км2, а для дубровника Ocyris aureolus - в 15.2 ос./км2. С ещё большей плотностью эти овсянки (кроме камышовой) населяли переувлажнённые луга, для которых отмечена также рыжешейная овсянка Shaeniclus yessoensis, с плотностью от 0.3 (на Архаринской низменности) до 5.6 ос./км2 (на Зейско-Буреинской равнине). С предельно низкой плотностью (0.1 ос./км2) камышовая овсянка населяла травяные болота Среднеамурской равнины, в то время как на Зейско-Буреинской равнине плотность вида оказалась несколько выше (0.2 ос./км2). В пределах Приамурья даже в относительно крупных массивах тростника, встречающихся в долинах рек, камышовая овсянка гнездится с небольшой плотностью (по данным С.М.Смиренского, от 0.2 до 1.4 пар/км2), являясь, таким образом, одной из наиболее редких воробьиных птиц этого региона.

В пределах Буреино-Хинганской низменности находок гнёзд камышовой овсянки не было до 2013 года, хотя специальных поисков, по-видимому, никто не проводил (Антонов, Парилов 2010).

В 2013 году пара камышовых овсянок обнаружена нами в островных зарослях тростника у юго-восточного берега озера Клёшенское (около 0.1 га). 8 июня самец пел, беспокоился вместе с самкой. Следующие дни птиц отмечали регулярно, но не видели, чтобы они собирали корм для птенцов. Самку на этом участке последний раз встретили 17 июня; вероятно, она погибла. Самец держался по меньшей мере до 28 июня. 7 июля, когда на участке не было овсянок, там нашли брошенную заготовку гнезда, по-видимому, принадлежавшую этим птицам. Подроб-

ные данные об этой паре ранее опубликованы (Антонов, Квартальнов 2014).

Рис. 1. Кладка в гнезде камышовой овсянки Schoeniclus schoeniclus pyrrhulinus на озере Клёшенское. 5 июня 2014.

В 2014 году на той же территории снова держались камышовые овсянки — по всей вероятности, новая пара. Они встречены 26 мая, при первом обследовании этого участка. 5 июня на участке этой пары найдено гнездо с кладкой из 5 яиц (49°23.925' с.ш. 129°43.155' в.д.); самка насиживала, отводила от гнезда. 9 и 11 июня в гнезде находилась кладка (рис. 1). 18 июня в гнезде были 3 голых, слепых, но уже крупных птенца в возрасте около 5 дней (вылупились около 13 июня), а также 2 яйца, оказавшиеся неоплодотворёнными (рис. 2). 20 июня у птенцов появились «кисточки» перьев на крыльях. К вечеру 25 июня птенцы камышовой овсянки покинули гнездо: поблизости оставался их свежий, ещё жидкий помёт. 28 июня на участке, помимо взрослых птиц, встречен слёток с практически доросшими рулевыми перьями. Камышовые овсянки, по-видимому, не приступили ко второму циклу гнездования: 25 июля на этом участке держался только самец, он не беспокоился и не пел. Пока птенцы оставались в гнезде, родители регулярно летали за кормом на сплавину, за пределы зарослей тростника, в составе корма отмечены пауки и небольшие бабочки (имаго).

Рис. 2. Птенцы камышовой овсянки ЗсЫетс1ш schoeniclus pyrrhulinus в гнезде на озере Клёшенское. 18 июня 2014.

Гнездование другой пары камышовых овсянок показано для островка тростников площадью около 0.2 га на реке Борзя, в 2.5 км от озера Клёшенское. В 2013 году эти тростники сгорали, при осмотре их 20. июня 2013 среди зелёных стеблей отмечены только чернобровая камышевка Acrocephalus bistrigiceps и восточный черноголовый чекан Saxicola stejnegeri. Камышовых овсянок тогда не встретили, однако обследовать тростники не удалось, поскольку их окружала сплавина, уходившая глубоко под воду под тяжестью человека. 2 июля 2014 видели, как самец камышовой овсянки перелетал в эти тростники со стороны осокового кочкарникового болота. 20. июля в тех же тростниках перелетали самец и самка камышовой овсянки, а также по крайней мере две молодых птицы, державшиеся со взрослыми и волновавшиеся вместе с ними при обнаружении человека. В 2014 годах в тех тростниках отмечено гнездование чернобровой камышевки (2 пары или полигамное трио: для одной пары найдено гнездо с кладкой, отмечено беспокойство третьей птицы), встречены певчие сверчки Locustella certhiola (не менее 2 пар, беспокоились). Случаев межвидовой агрессии не наблюдали.

Участки камышовых овсянок располагались также у северо-восточного края озера Клёшенское, хотя подтвердить гнездование там не удалось. Впервые самец камышовой овсянки встречен там 28 мая 2014.

1 и 2. июня отмечали двух самцов, певших и конфликтовавших за территорию. 3 июня на этом участке слышали пение одного самца. По-видимому, оба самца остались для гнездования. А.А.Яковлев (устн. со-общ.) 18 июня слышал пение двух самцов на реке Борзе у озера Клёшенское. Вероятно, один из этих же самцов встречен там позже, 21 июня 2014. 7 июля в прибрежных зарослях озера кормилась самка камышовой овсянки, возможно, прилетевшая с участка второго самца.

20 июля 2014 самец камышовой овсянки, по-видимому, уже бродячий, пел в узкой полосе прибрежных тростников у юго-западного берега озера Клёшенское. Ни ранее, ни позднее его там не встречали.

Единственное гнездо камышовой овсянки, найденное в 2014 году, было построено в зарослях тростника. Высота зелёных стеблей тростника составляла 1.5-1.7 м, высота сухих стеблей тростника — 2.0-2.3 м; тростники — редкие, под ними густо росли осоки и злаки. Рядом с гнездом располагались мощная куртина телиптериса, скопления сухой травы. Гнездо было зажато между стеблями тростника (сухого), в густой куртине злаков с примесью осок, под густой «крышей» из сухих листьев злаков и осок, с примесью зелёных листьев. Гнездо построено из сухих стебельков и листьев злаков и осок; лоток выстлан тонкими сухими стебельками, полосками сухих листьев. Промеры, мм: диаметр гнезда 102; высота гнезда 74; глубина лотка 45; диаметр лотка 63; расстояние от дна гнезда до «крыши» 90. Высота гнезда над землёй - 18 см. Промеры яиц камышовой овсянки, мм: 19.6x14.8, 18.5x14.6, 18.8x14.8, 18.8 х14.6, 19.0x14.6. Гнездо и два неоплодотворённых яйца собраны и переданы в коллекцию Зоологического музея Московского университета.

В 2013 году единственный территориальный самец камышовой овсянки регулярно проявлял агрессию в отношении птиц других видов. 16 июня он нападал на певших в тростниках самцов чернобровой камышевки и певчего сверчка; холостой самец чернобровой камышевки в то же время гонял кормившуюся там бурую пеночку Phylloscopus fus-catus, но не отвечал на агрессию камышовой овсянки. 26 июня самец камышовой овсянки опять настойчиво нападал на певчего сверчка.

В 2014 году камышовые овсянки не проявляли агрессию. На том же участке, где в 2013 году самец камышовой овсянки гонял певчего сверчка, 9 июня 2014 самец певчего сверчка выгнал беспокоившуюся самку камышовой овсянки из оснований стеблей тростника, вблизи её гнезда. 28 июня там же беспокоившаяся самка певчего сверчка напала на сидевшего молча слётка камышовой овсянки. На крики слётка прилетели родители, но конфликт быстро закончился.

Обсуждение

Колебания численности камышовой овсянки в пределах Антоновского лесничества Хинганского заповедника могут быть связаны с пе-

рераспределением птиц этого вида в пойме Амура, в зависимости от состояния зарослей тростника, необходимых для гнездования. В 2013 году тростник на многих участках в окрестностях озера Клёшенское был уничтожен весенним палом, так что камышовые овсянки занимали единственный участок зарослей тростника, где сохранились стебли предыдущего года. В 2014 году тростники у озера Клёшенское не были затронуты палом, в то время как значительные участки поймы реки Амур были выжжены (А.И.Антонов, устн. сообщ.), поэтому птицы могли с большей плотностью заселить районы, не затронутые огнём. В Ха-санском районе Приморского края численность камышовой овсянки также сильно колеблется по годам и прямо зависит от площади старого тростника, не затронутого огнём (Назаров, Лабзюк 1975). Схожим образом численность камышовой овсянки изменяется на Байкале, в дельте реки Селенги, где камышовые овсянки подвида S. s. pyrrhuli-nus находятся на западной границе распространения (Фефелов и др. 2001), что, возможно, также связано с перераспределением этих птиц по ареалу. Если обширные заросли тростника огонь уничтожает не полностью, камышовые овсянки способны заселять уцелевшие фрагменты, практически не снижая численность (Смиренский, Смиренская 1980). В июне 2015 года в Антоновском лесничестве Хинганского заповедника камышовые овсянки снова были встречены только в той же куртине тростника, где их гнёзда были найдены в 2013 и 2014 годах (Кочетков и др. 2015).

Характер связи камышовой овсянки с зарослями тростника заслуживает обсуждения. На юге Приморья камышовая овсянка устраивает гнёзда на поникшей траве под прикрытием зарослей тростника (Назаров, Лабзюк 1975). С.М.Смиренский (1986), однако, подчёркивает, что в Приамурье камышовая овсянка испытывает потребность в зарослях тростника исключительно для пения и кормёжки, но гнёзда строит за пределами тростников. Все 9 гнёзд, найденных С.М.Смиренским (1986), располагались в 5-18 м от края тростниковых зарослей, на переувлажнённых лугах. По нашим наблюдениям, в Хинганском заповеднике так ведут себя ошейниковые и рыжешейные овсянки: несмотря на то, что птицы обоих видов регулярно поют и кормятся в тростниках, все найденные нами гнёзда располагались на влажных лугах или на сплавине. За пределами зарослей тростника строит гнёзда и дубровник, также населяющий пойменные болота и луга Приамурья. По меньшей мере в сезон гнездования камышовые овсянки на Дальнем Востоке охотно кормятся не только в зарослях тростника, но и за их пределами. Это подтверждают не только наши наблюдения, но и данные Ю.Н.Назарова с соавторами (1979), собранные на юге Приморья, где камышовые овсянки, поселившиеся в небольших, уцелевших от огня пятнах тростника, искали корм на участках, поросших осокой и злаками.

В Хинганском заповеднике самцы ошейниковой и рыжешейной овсянок регулярно выбирают песенные посты в узких прибрежных (ленточных) зарослях тростника, окаймляющих берега озёр. Кроме того, эти птицы посещают тростники в поисках корма. Однако гнездящихся птиц в таких зарослях, несмотря на интенсивные поиски, нам найти не удалось (за исключением единичных пар певчего сверчка). По-видимому, причина в том, что в ленточных зарослях тростника гнёзда птиц становятся лёгкой добычей хищников, прежде всего сороки Pica pica и амурского волчка Ixobrychus eurhythmus, поедающих кладки и птенцов. Участие этих птиц в разорении гнёзд воробьиных птиц в Приамурье прослежено нами при изучении биологии гнездования толстоклювой камышевки Phragamaticola aedon.

Размещение гнёзд в островных зарослях позволяет птицам уберечь их от обнаружения и разорения хищниками. С этим может быть связана межвидовая агрессия, которую проявляли камышовые овсянки в 2013 году. По нашим данным, основная причина межвидовой агрессии в смешанных поселениях птиц, населяющих тростниковые заросли, заключается в стремлении птиц уберечь свои гнёзда от обнаружения хищниками за счёт поддержания дистанции между гнёздами разных видов (Квартальнов 2008). Иерархия зависит, в частности, от сроков прилёта птиц: нападают только птицы, появившиеся на участке первыми. Разница в поведении камышовых овсянок в 2013 и 2014 годах может быть связана именно со сроками появления птиц этого вида и певчих сверчков на том участке в разные годы, хотя агрессивное поведение в целом не характерно для камышовой овсянки. Так, в Приморье случаи взаимной агрессии камышовой и рыжешейной овсянок не отмечены, участки этих видов широко перекрываются (Назаров 1974). По нашим наблюдениям, при гнездовании в тростниках на юге европейской части России (Калмыкия и Краснодарский край), камышовая овсянка, как правило, не проявляет агрессии по отношению к птицам других видов.

Различия в наших данных о биологии камышовой овсянки в Приамурье и сведениях С.М.Смиренского требуют проведения дальнейших наблюдений. Можно предполагать, что у камышовой овсянки в Приамурье есть два стереотипа гнездования: предпочитая размещать гнёзда в островных зарослях тростника (о чём свидетельствует стено-топность этого вида в Хинганском заповеднике, а также наблюдения в Приморском крае), она способна, как и овсянки других видов, селиться на влажных лугах, у края тростниковых зарослей, где её гнёзда и были найдены С.М.Смиренским и Е.М.Смиренской. На Байкале, в дельте реки Селенги, где камышовые овсянки достигают большой численности, они гнездятся не только в тростниковых крепях, но и в густых зарослях других злаков (Фефелов и др. 2001).

Я благодарен за помощь в проведении исследований руководству Хинганского заповедника и его сотрудникам, прежде всего А.И.Антонову и Д.Н.Кочеткову. В организации исследований оказали поддержку А.С.Опаев (ИПЭЭ РАН), И.М.Марова и В.В.Иваницкий (МГУ им. М.В.Ломоносова). Исследования поддержаны РФФИ (гранты №16-04-01721 и №14-04-01259).

Литератур а

Антонов А.И., Квартальнов П.В. 2014. Уточнение списка гнездящихся птиц Хинганского заповедника // Амур. зоол. журн. 6, 1: 85-87. Антонов А.И., Парилов М.П. 2010. Кадастр птиц Хинганского заповедника и Буреин-

ско-Хинганской (Архаринской) низменности. Хабаровск: 1-104. Бабенко В.Г. 2000. Птицы Нижнего Приамурья. М.: 1-726. Воробьёв К.А. 1954. Птицы Уссурийского края. М.: 1-360.

Квартальнов П.В. 2008. Межвидовая агрессия в сообществах камышевок // Орнитология 35: 49-59.

Кочетков Д.Н., Яковлев А.А., Елисеев С.Л., Уколов И.И. 2015. Орнитологические находки в Хинганском заповеднике по результатам летних наблюдений 2015 года // Рус. орнитол. журн. 24 (1222): 4374-4376. Назаров Ю.Н. 1974. К экологии рыжешейной овсянки - Emberiza yessoensis continentalis

(With.) // Тр. Биол.-почв. ин-та ДВО АН СССР. Нов. сер. 17 (120): 136-144. Назаров Ю.Н., Казыханова М.Г., Катрич Л.Н. 1979. Летнее питание овсянок на юге

Приморья // Биология птиц юга Дальнего Востока СССР. Владивосток: 43-55. Назаров Ю.Н., Лабзюк В.И. 1975. К авифауне Южного Приморья // Тр. Биол.-почв. инта ДВО АН СССР. Нов. сер. 29 (132): 268-276. Смиренский С.М. 1986. Эколого-географический анализ авифауны Среднего Приамурья. Дис. ... канд. биол. наук. М.: 1-64 (рукопись). Смиренский С.М., Смиренская Е.М. (1980) 2017. О некоторых редких и малоизученных птицах Еврейской автономной области (Хабаровский край) // Рус. орнитол. журн. 26 (1537): 5235-5237. Фефелов И.В., Тупицын И.И., Подковыров В.А., Журавлёв В.Е., 2001. Птицы дельты Селенги: Фаунистическая сводка. Иркутск: 1-320.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1561: 482-483

Гнездование козодоя Caprimulgus europaeus на востоке Кировской области

Т.В.Плешак

Второе издание. Первая публикация в 1998*

Обыкновенный козодой Caprimulgus europaeus в Кировской области, в частности в её восточных районах, считается обычной птицей (Литун 1982). Однако сведений о его гнездовании здесь мало. В связи с

* Плешак Т.В. 1998. К гнездованию козодоя на востоке Кировской области // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург: 131-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.