Научная статья на тему 'К биологии дятлов тайги южной Якутии'

К биологии дятлов тайги южной Якутии Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
371
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Меженный А. А.

Второе издание. Первая публикация в 1979 г. Меженный А.А. 1979. К биологии дятлов тайги Южной Якутии//Птицы Северо-Востока Азии. Владивосток: 57-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К биологии дятлов тайги южной Якутии»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2003, Том 13, Экспресс-выпуск 270: 787-792

К биологии дятлов тайги Южной Якутии

А.А.Меженный

Второе издание. Первая публикация в 1979*

Семейство дятловых представлено в Южной Якутии пятью видами, которые играют существенную роль в биоценозах тайги. Особенности биологии некоторых из них, изученные нами в 1953-1956 годах в среднем течении рек Токко и Тяня, возможно, помогут объяснить сокращение числа видов и особей, наблюдающееся по мере продвижения к северо-востоку.

Большой пёстрый дятел Dendrocopos major. Обычная, большую часть года хорошо заметная птица. В апреле, когда ещё кругом снег и ночные температуры довольно низкие, но уже много ясных дней, по утрам постоянно раздаётся "барабан" большого пёстрого дятла. В это время с одного места можно слышать птиц в 3-4 направлениях; держатся они в основном в сосняках. Так, 28 апреля 1955 на 7 км соснового бора по берегу р. Токко отмечено 10 больших пёстрых дятлов. Барабанная трель звучит и днём. На "кузницах" дятлы встречаются до середины мая, но с наступлением весны всё реже. Весной на "кузнице" птица "работает" не так сосредоточенно, как зимой или осенью, часто делает длительные перерывы, прислушиваясь, и рассеянно постукивает, как бы проверяя качество шишки, но не извлекая из неё семян. С конца апреля и особенно в мае дятлы становятся осторожными и не строго придерживаются боров. В начале мая можно часто видеть дятла, подыскивающего место для устройства гнезда. Птица тихонько выстукивает дерево, поднимаясь вверх по стволу короткими скачками. Добытая 21 мая самка имела ещё слабо развитый яичник.

Барабанная трель считается аналогом весенней песни воробьиных птиц, но это не совсем так. Первая барабанная трель отмечена в солнечные дни января, задолго до начала размножения. Барабанят и самец и самка. С началом размножения трель слышна реже, но даже в период выкармливания птенцов в перерывах между кормлениями один из родителей издаёт иногда барабанную трель. Даже в погожие осенние дни можно услышать, хотя и редко, "барабан" большого пёстрого дятла. Действительным аналогом песни является, видимо, весенний токовый крик.

В конце мая большой пёстрый дятел начинает токовать. Токовый крик дятла похож на крик вертишейки и состоит из быстро и многократно (до 20 раз) повторяющихся звуков "ки-ки-ки...". Кричащая птица обычно сидит в верхней части кроны на одном из вертикально расположенных суков или на вершине ствола, вытянувшись параллельно ему. Кричат, видимо, и самец и самка. 28 мая 1955 наблюдался токовый полёт, когда самец, пробарабанив, полетел горизонтально через поляну, часто махая крыльями (нормальный полёт дятлов волнообразный), с поднятым вертикально хвостом, издавая во

* Меженный A.A. 1979. К биологии дятлов тайги Южной Якутии //Птицы Северо-Востока Азии. Владивосток: 57-63.

время полёта крик. Самка в это время сидела молча, прижавшись к стволу. Когда самец подлетел довольно близко к дереву, где сидела самка, последняя снялась и полетела в сторону горелого леса. Самец последовал за ней.

1 июля 1955 было найдено гнездо большого пёстрого дятла с птенцами. Оно находилось в дупле живой сосны в бору на склоне южной экспозиции с летком, обращённым на восток, на высоте 4 м от земли. 4 июля найдено второе гнездо, в котором были птенцы приблизительно того же возраста, что и в первом. Гнездо расположено в сосново-лиственнично-еловом редком лесу с елью, кедром, лиственницей и сосной в подлеске. Гнездовое дупло было устроено в сухой сосне на высоте 14 м, с летком, обращённым на юг.

Из 6 гнёзд, найденных в 1956 г., 4 помещались в соснах и 2 — в лиственницах.

У гнезда, найденного 1 июля 1955, был установлен самописец, регистрировавший прилёты родителей. За день взрослые птицы прилетали от 80 до 160 раз. Самые ранние посещения отмечались с 3 ч 42 мин до 5 ч 18 мин, последние вечерние — между 20 ч 29 мин и 21 ч 26 мин. "Рабочий день" птицы длится 15 ч 48 мин — 17 ч 18 мин. Осадки не влияют на длину "рабочего дня" и количество прилётов. Наиболее короткий "рабочий день" (15 ч 48 мин) наблюдался 9 июля: за это время гнездо было посещено 97 раз. Температура воздуха в этот день повышалась до +24°С, было очень душно и дымно из-за горящих вокруг лесов.

При визуальных наблюдениях в 54 случаях из 104 удалось установить состав добытого родителями корма. В 35 случаях были принесены крупные куколки бабочек (соснового шелкопряда, большого винного бражника, наблюдавшегося в то время в тайге, и других видов); в 3 случаях — имаго бабочек соснового шелкопряда; в 14 — имаго бабочки боярышницы и в 2 случаях — стрекозы.

Самец посетил гнездо 55 раз, самка — 49. Наибольший интервал между посещениями самца 45 мин, самки — 53 мин. По отметкам самописца, наибольший интервал между посещениями гнезда родителями составил 96 мин, средний промежуток между посещениями — 6-12 мин.

Указанные в литературе (Гладков 1951) более частые посещения гнезда самкой — явление, видимо, индивидуальное. В нашем случае самец и самка посещали гнездо одинаково. Различным было поведение птиц. Если самка старалась подлететь к гнезду, накормить птенцов и улететь незамеченной, то самец это делал без всяких предосторожностей. Когда же около гнезда появлялись человек или собака, он проявлял большое беспокойство.

Большой пёстрый дятел собирает насекомых не только со стволов и крупных ветвей деревьев, но спускается иногда и на землю. У дятла, добытого 4 июня 1955, в желудке были гусеницы бабочки боярышницы. Птица иногда проявляет большое проворство, преследуя и добывая на лету в полёте бабочек и стрекоз. В некоторых случаях дятлы летали за кормом для птенцов через реку и безлесное пространство шириной 150-200 м.

С 5 июля родители часто стали отдавать птенцам корм, не залетая в дупло, и улетать, не забрав помёт. С 7 июля они выносили помёт из гнезда крайне редко, а с 8 июля совсем не заходили в гнездо и не убирали помёта. С 10 июля птенцы сидели у летка и при малейшем шорохе высовывались, с нетерпением ожидая корма, а иногда и клевали подлетавших к летку роди-

телей. 13 июля произошёл вылет, а на следующий день всё семейство откочевало из окрестностей гнезда. Наблюдения над другими семьями дятла позволяют считать временем вылета молодых середину июля. До конца июля молодые держатся со взрослыми, но к августу начинают самостоятельную жизнь. Впрочем, ещё 8 августа 1956 мы наблюдали, как молодой дятел выпрашивал корм у старого и как старая птица отгоняла от себя молодую.

К концу августа-началу сентября дятлы преимущественно встречаются в борах. Здесь иногда с одного места можно слышать 2-3 птиц, "работающих в кузницах" и раздалбливающих сосновые шишки. Первые "кузницы" начинают встречаться после летнего перерыва ещё в июле. Так, 26 июля 1955 под одной из "кузниц" уже имелась 561 разбитая лиственничная шишка урожая этого года. На своих "кузницах" дятел разбивает лиственничные, еловые, сосновые шишки и орешки кедрового стланика.

В течение большей части года большой пёстрый дятел питается семенами, добытыми из шишек хвойных деревьев. Весной, с появлением насекомых и высыпанием последних семян из шишек, значение семян хвойных в его рационе постепенно падает, а с конца июля вновь возрастает; в сентябре это уже становится основным кормом. Во время сокодвижения у берёзы дятел часто "кольцует" молодые берёзовые стволы или крупные вертикальные ветви. В районе исследования часто встречаются деревья, несущие на себе следы ежегодных обильных поранений дятлом, который пробивает бересту и выпускает капельку берёзового сока. Эти поранения опоясывают ствол полностью или частично и могут располагаться в несколько рядов, образуя хорошо заметное пунктирное кольцо. Птица пьёт сладковатый сок дерева. Обычно окольцовываются берёзы с незагрубевшей берестой, растущие среди сосновых молодняков.

Взрослые птицы кормятся в пределах довольно ограниченного района, из которого изгоняют всех появляющихся особей своего вида. На индивидуальной территории имеется несколько "кузниц", на которых "обрабатываются" шишки с ближайших деревьев. Обычно дятел влетает в крону дерева, прицепляется к облюбованной им шишке (иногда, увидев её вблизи, оставляет и подыскивает новую), ударом клюва отрывает шишку, в момент падения перехватывает её клювом и летит к "кузнице". Обычно в "кузнице" уже имеется разбитая шишка. Сев на "кузницу", птица помещает шишку между грудью и стволом, выбрасывает разбитую и вставляет на её место принесённую. Первыми ударами птица расщепляет чешую лиственничной шишки вдоль на две части, сосновой на три-четыре, после чего достаёт семечко. Тупо заточенный клюв действует как колун — отгибает ослабевшие после расщепления чешуи. На раздалбливание лиственничной шишки дятел тратит около 1 мин, сосновой — 2, 3, 5 мин, еловой (в зависимости от величины и качества) — до 6 мин. На подыскание, срывание и принос шишки идёт 20-40 с. За час "работы на кузнице" дятел может обработать около 15 сосновых шишек. Под "кузницей" за осенне-зимний период накапливается иногда до 700-2200 штук разбитых шишек. Шишка разбивается полностью, и в ней остаются неиспользованными всего 1-3 семечка. Если птица по какой-то причине, не закончив, прерывает "обработку" шишки и улетает, при возвращении на "кузницу" она приносит новую шишку, а старую, хотя и не использованную, выбрасывает. На 12-15

полностью обработанных шишек под "кузницей" приходится одна использованная не до конца.

Количество шишек, обработанных в течение зимы одной птицей, в двух случаях было равно 3500 и 4700 (шишки подсчитывались в пределах индивидуальных территорий этих особей в высокоствольном сосняке). Это значит, что с сентября по апрель дятел использует в день по 15-19 шишек. Считая, что в сосновой шишке 30 полных семян при средней массе семени 6 мг, за одну зиму на этих двух участках дятлами добыто соответственно 630 и 840 г семян, т.е. 3-4 г в день . Такое количество семян птица может добыть за 1-1.5 ч. Эти далеко не полные данные всё же дают представление о значении сосновых семян в питании большого пёстрого дятла и, главное, о количестве семян, уничтожаемых птицей.

Желна Dryocopus martius. Обычна, но значительно менее многочисленна, чем большой пёстрый дятел. Весной, с апреля, часто разносится мощная, слышная не менее чем на километр барабанная трель этого дятла. С одного места иногда можно слышать "барабан" желны с двух-трёх сторон. В конце апреля-начале мая раздаётся токовый крик, похожий на "кля-кля-кля", более грубый и громкий, чем у большого пёстрого дятла, и повторяемый меньшее число раз. В это время птица очень суетлива, перелетает с места на место, кричит, иногда барабанит. С началом гнездования желна становится малозаметной: почти не слышно стука, птица летает молча, держится скрытно. Когда выведутся молодые, оба родителя с редкими криками "кри-кри-кри" летают в поисках корма. Сев на дерево, птица издаёт иногда протяжное "ки-и-и, ки-и-и". В июне и июле барабанная трель слышна редко, а позже она совсем исчезает.

Молодые вылетают в первой декаде и середине июня. В момент их вылета взрослые птицы беспокойно летают вокруг и опять можно услышать их отрывистый, резкий и частый токовый крик "кля-кля-кля-кля ".

Дупла свои желна устраивает в толстых старых деревьях, в районе наших исследований — чаще всего в лиственницах, поражённых сердцевидной гнилью "ситовых" на высоте от 4 до 15 м.

Чем желна выкармливает птенцов, неизвестно. У птиц, добытых в холодное время года (октябрь, ноябрь) и в тёплое (апрель, август, сентябрь), желудки были наполнены муравьями, чаще всего из рода Camponotus. В период выкармливания птенцов птица часто раскапывает муравейники земляных Муравьёв на полянах (где, возможно, кроме Муравьёв, добывает и личинок жука бронзовки).

В районе наших исследований желна не употребляет в пищу семян хвойных деревьев. Часто приходилось видеть, как желна раздалбливает пень, лежащий на земле, старый ствол или дерево (лиственницу, сосну, ель) у его основания. При осмотре всегда оказывалось, что дятел разорял жилища Муравьёв рода Camponotus. Муравейники лесного рыжего муравья Formica желна раскапывает сравнительно редко. Повреждённые пожарами или умирающие в результате заболачивания местности деревья обычно поражаются

* Биоэнергетический расчёт показывает, что для поддержания зимней жизнедеятельности птицы массой в 80-100 г даже такой калорийной пищи, как семена, необходимо в 2-3 раза больше.

стволовыми вредителями — усачами, златками и короедами. Обнаружив такое дерево или участок леса, желна остаётся там и уничтожает скопления крупных видов этих насекомых. В поисках насекомых птица способна обдирать очень толстую кору со старых деревьев.

Трёхпалый дятел Р1со1(1е$ Мйа&у1т. Этот дятел менее заметен и, возможно, поэтому кажется малочисленнее предыдущего. За 6-часовую экскурсию в тайге в осеннее время (сентябрь-ноябрь) можно встретить 1-2 особи или не встретить ни одной.

Барабанная трель трёхпалого дятла менее сильная и продолжительная, чем большого пёстрого: она часто раздаётся весной, и слышать её можно до конца июля. В летние месяцы этот дятел часто встречается на краю полян у рек и ручьёв, на лиственных деревьях: берёзе, тополе, иве. С сентября его чаще можно встретить в молодых лиственничниках большой полноты. В желудке молодого трёхпалого дятла, пойманного 19 июля 1955, были пауки и гусеница. У добытых одновременно 31 июля 1955 молодого и старого самцов в желудках находились личинки усачей (желудок у молодого был полон, а у старого почти пуст). Видимо, старый дятел кормил молодого пойманными тут же личинками. У добытых в другое время года трёхпалых дятлов в желудках всегда были мелкие и среднего размера хитиновые остатки жуков — усачей, златок, короедов — и их личинок.

Малый пёстрый дятел Вепйгосороз ттог. В районе исследований самый малочисленный из дятлов; за четыре года был встречен лишь несколько раз. Один раз наблюдался в прибрежном ельнике, где "обрабатывал" сухую, заражённую короедами ель, и несколько раз — в ивняках на островах реки Токко. В желудках добытых птиц были мелкие хитиновые остатки короедов и других жуков — вредителей древесины, а также их личинок.

Вертишейка 1упх ¿ощиШа. Малочисленна в районе исследования. Токовый крик её "ки-ки-ки-ки-ки-ки " часто можно слышать с конца мая и всю первую половину июня. Сведений по биологии этого вида крайне мало. Имеющиеся отрывочные данные, сведённые К.А.Воробьёвым (1963), говорят, что в Якутии птица приступает к гнездованию сравнительно поздно — в середине июня. По наблюдениям автора на западе СССР, на Куршской косе, в 1959-1962, вертишейка питается почти исключительно муравьями и птенцов выкармливает личинками и куколками земляных Муравьёв. Ведёт ли эта птица себя так же в Якутии, мы не знаем.

Оценивая значение каждого из пяти представителей семейства дятловых в биоценозах якутской тайги, прежде всего необходимо подчеркнуть, что большой пёстрый дятел значительную часть года питается семенами хвойных деревьев, причём главная роль принадлежит семенам сосны. Семена ели поедаются этим дятлом не ежегодно (т.к. урожаи бывают лишь раз в несколько лет) и в течение сравнительно короткого времени (часть августа и сентября). Семена кедрового стланика употребляются в пищу редко и только там, где это растение растёт по соседству с высокоствольными древостоями. Семена лиственницы имеют также подчинённое значение и добываются птицей в основном только в июле-сентябре. В остальное

время года дятел предпочитает семена сосны, тем более что она плодоносит ежегодно. В течение короткого периода, с мая по август, большой пёстрый дятел питается насекомыми-вредителями, собирая их во всех ярусах леса.

Все остальные представители семейства практически полностью насекомоядны. Желна большую часть года поедает муравьев Camponotus, добывая их из древесины. Так как муравьи этого рода поселяются в старых деревьях, поражённых сердцевидной гнилью, то и желна тяготеет к старым перестойным древостоям. По-видимому, по аналогии с другими частями ареала, муравьями, только более мелкими, рода Myrmica и Formica, питается и вертишейка. Она собирает их с поверхности или выкапывает из муравейников, а древесину не долбит.

Трёхпалый и малый пёстрый дятлы добывают пищу, раздалбливая кору и древесину тонких деревьев, засыхающих в процессе самоизреживания молодняков. При этом первый вид предпочитает лиственничные молодняки, а второй — ивовые. На ослабленных и умирающих деревьях всегда имеются насекомые-вредители.

Такая специализация наложила свой отпечаток на морфологические особенности представителей семейства. У вертишейки слабый клюв, а рулевое оперение не может служить опорой при лазаньи и долблении. Остальные дятлы — отличные "долбители", имеют жёсткое оперение хвоста и мощные (сравнительно с размером) клювы. У всех дятлов угол заточки клюва, если смотреть сверху, одинаков; исключение составляет большой пёстрый дятел, у которого он в 2 раза больше. Тупой клюв большого пёстрого дятла действует как колун, раздвигая чешую шишки настолько, чтобы можно было вытащить из неё семечко. У молодых птиц угол заточки клюва меньше, чем у взрослых, клюв острее. У старых в летнее время клюв острее, чем в зимнее, что, вероятно, связано с неравномерным ростом рамфотеки после того, как птица переходит на питание семенами.

Действуя на весьма ограниченной территории, каждый из видов семейства, за исключением вертишейки, охотно оставляет свои излюбленные стации и сосредоточивается на участках леса, изобилующих насекомыми — вредителями коры и древесины (короедами, златками и усачами). Каждый из видов долбит и очищает от насекомых деревья соответственно своей величине и силе клюва: желна — наиболее толстые стволы с грубой корой, малый пёстрый дятел — жердняки и тонкие ветки, трёхпалый и большой пёстрый дятлы — стволы и ветки средней величины.

Литература Воробьёв К.А. 1963. Птицы Якутии. М.: 1-336.

Гладков H.A. 1951. Большой пёстрый дятел Dendrocopos major L. ИПтицы Советского Союза.

М., 1: 574-585.

ю оз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.