Научная статья на тему 'К БИОГРАФИИ ВЯЧ. ИВАНОВА: "ЧЕТНЫЕ СРЕДЫ"'

К БИОГРАФИИ ВЯЧ. ИВАНОВА: "ЧЕТНЫЕ СРЕДЫ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
95
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБЩЕСТВА / "БАШНЯ" ВЯЧ. ИВАНОВА / ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО / РУССКИЙ МОДЕРНИЗМ / М. КУЗМИН / ДНЕВНИКИ / ПЕРЕПИСКА / АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Обатнин Геннадий Владимирович

В статье рассматривается история последних литературно-философских собраний в легендарном петербургском салоне Вяч. Иванова и Л. Зиновьевой-Аннибал на Таврической, известном как «башня». На основе архивных, эпистолярных и мемуарных материалов делается попытка восстановить события и истолковать их противоречивые оценки современниками, выяснить максимально полный круг приглашенных и программу вечеров. Второй сезон деятельности «башни», традиционно собиравшейся по средам, ее жителями был организован по четным дням, но вследствие сначала пожара, потом болезни хозяйки, фактически завершился после четырех собраний между октябрем 1906 и февралем 1907 г В работе также дополняются и уточняются некоторые факты и обстоятельства, знакомые по мемуарам посетителей «башни Иванова» (Н. Бердяева, М. Сабашниковой).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE BIOGRAPHY OF VYACHESLAV IVANOV: “EVEN WEDNESDAYS”

The article examines the history of the latest literary and philosophical meetings in the legendary St. Petersburg salon of Vyach. Ivanov and L. Zinovieva-Annibal on Tavricheskaya St., known as “The Tower”. On the basis of archival, epistolary and memoir materials, an attempt is made to reconstruct the events and interpret their contradictory assessments by contemporaries, to find out the fullest possible circle of guests and the program of the evenings. The second season at “The Tower”, with its traditional meetings on Wednesdays, was organized by its inhabitants on even days, but due to the fire at first and then to the hostess’ illness, it actually ended after four meetings between October 1906 and February 1907. The work also supplements and clarifies some facts and circumstances familiar from the memoirs of visitors of the “Ivanov Tower” (N. Berdyaev, M. Sabashnikova).

Текст научной работы на тему «К БИОГРАФИИ ВЯЧ. ИВАНОВА: "ЧЕТНЫЕ СРЕДЫ"»

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБЩЕСТВА И ОБЪЕДИНЕНИЯ

Литературный факт. 2021. № 1 (19)

Научная статья УДК 821.161.1.0

https://doi.org/10.22455/2541-8297-2021-19-133-144

Literaturnyi fakt [Literary Fact], no. 1 (19), 2021

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

К биографии Вяч. Иванова: «четные Среды»

© 2021, Г.В. Обатнин

Университет Хельсинки, Финляндия

Аннотация: В статье рассматривается история последних литературно-философских собраний в легендарном петербургском салоне Вяч. Иванова и Л. Зиновьевой-Аннибал на Таврической, известном как «башня». На основе архивных, эпистолярных и мемуарных материалов делается попытка восстановить события и истолковать их противоречивые оценки современниками, выяснить максимально полный круг приглашенных и программу вечеров. Второй сезон деятельности «башни», традиционно собиравшейся по средам, ее жителями был организован по четным дням, но вследствие сначала пожара, потом болезни хозяйки, фактически завершился после четырех собраний между октябрем 1906 и февралем 1907 r. В работе также дополняются и уточняются некоторые факты и обстоятельства, знакомые по мемуарам посетителей «башни Иванова» (Н. Бердяева, М. Сабашниковой).

Ключевые слова: литературные общества; «башня» Вяч. Иванова; жизнет-ворчество; русский модернизм; М. Кузмин; дневники; переписка; архивные документы.

Информация об авторе: Геннадий Владимирович Обатнин — Ph.D., доцент Отделения языков Гуманитарного факультета Хельсинкского университета, P.O. Box 24 00014, Finland. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9216-8684. E-mail: [email protected].

Для цитирования: Обатнин Г.В. К биографии Вяч. Иванова: «четные Среды» // Литературный факт. 2021. № 1 (19). С. 133-144. https://doi.org/10.22455/2541-8297-2021-19-133-144

Сейчас уже невозможно себе представить ни одной работы по истории «башни» без ее «документальной хроники», составленной Н.А. Богомоловым [2]. Однако она охватывает лишь первый сезон существования знаменитого петербургского салона, то есть доведена до конца мая 1906 г. После перерыва на лето, когда Л.Д. Зиновьева-Аннибал июль и три недели августа пробыла в Швейцарии с детьми, а Вяч. Иванов пережил увлечение С. Городецким не только как поэтом, собрания на «башне» возобновились, но теперь ее жители попытались придать дополнительный ритм череде многолюдных собраний. М. Волошину, который в конце сентября снял комнаты в художественной школе Званцевой этажом ниже, Иванов даже предлагал: «.. .не соединиться ли нам вместе и не привлечь ли к этому Званцеву, чтобы устраивать эти собрания в ее мастерской. Потому что у меня очень уж тесно. И придать этому немного характер клуба. С известным небольшим взносом. Об этом подымался уже в прошлом году вопрос»1. В письме от 2/15 ноября 1906 г. к В.К. Шварсалон Зиновьева-Аннибал сообщала о новом башенном жителе: «Из него <Городецкого> бьют ключи жизни, но так глубок и серьезен его дух, что из всех наших друзей он единственный наш. И вот на основании этого чуда: нашего триединого соединения мы основали (добыли немного денег) книгоиздательство "Трех" с маркой треугольника и славянской буквы Г, т.е. Г, означающей цифры 32. Наши имена теперь действительно известны в литературных кругах, чтобы этот факт нашего книгоиздательства произвел сильное впечатление. <.> Затем Среды, которые теперь нас интересуют как пропаганда книгоиздательства. Их делаем по четным числам, значит, 2 раза в месяц приблизительно. Была всего одна: 63 человека! Прямо головокружительно. Затем есть "субботы"при театре Коммиссаржев-

1 См. письмо Волошина к М. Сабашниковой от 24 сентября 1906 г.: [5, с. 134].

2 Этим знаком помечены в рукописи некоторые из составивших сборник «Эрос» стихотворений Иванова. Так, Г с титлой в треугольнике находим на беловом автографе стих. «Зодчий ("Я башню трех светочей зижду")», дата 9 октября <1906> (ИРЛИ. Ф. 607. № 75). Дополнительные смыслы значения буквы (первая в слове «Городецкий») можно вывести из двух ивановских рисунков на том же листе, где записан густо правленный черновик стих. «В одном таинственном кратере»: буквой Г отмечен тщательный карандашный портрет юноши en face, а треугольник помещен на щеке, надо думать, части его же лица в профиль (ИРЛИ. Ф. 607. № 27. Л. 1 об.). Еще одна расшифровка буквы, как «глагола», записана рядом со знаком Г с титлой на автографе стих. «Утешитель» (ИРЛИ. Ф. 607. № 118. Л. 283). Наконец, Г с титлой в треугольнике, а также второй вариант, римская цифра III в треугольнике, присутствуют на эскизе обложки будущего сборника «Эрос», который здесь еще называется «Триглав» и помечен 1906 г. (ИРЛИ. Ф. 607. № 203. Л. 180). Всем этим уже был предрешен выбор треугольника как символической фигуры для созданной М. Добужинским марки издательства «Оры», где в начале 1907 г. сборник «Эрос» увидел свет. О других возможных значениях символа треугольника см.: [22, с. 385].

ской, актеры хотят знакомиться с "новыми" писателями, художниками и их искусством. Очень уютно, богемно и красиво-фантастично»3.

Поэтому логичным было послать приглашение на первую четную среду художнику «Ор», М.В. Добужинскому:

17. X. 1906

Многоуважаемый Мстислав Валерианович,

Не знаю, поправились ли Вы, просим Вас, на всякий случай, быть у нас завтра вечером (первая из наших четных Сред) с многоуважаемой Вашей супругой. Сердечный привет и пожелания. Ваш

Вяч. Иванов4.

В тот же день поэт послал приглашение и К. Чуковскому: «Завтра первая из четных Сред наших. Приезжайте с супругой, Вы нам доставите радость»5. Тем же 17 октября датирована и записка к А.М. и С.П. Ремизовым: «.зовем Вас, усердно и умильно, к нам, завтра вечером: первая из четных Сред»6. Четвертое из известных нам приглашений было адресовано Л.Я. Гуревич:

Таврическая 25 кв. 24 17 окт. 06.

Многоуважаемая Любовь Яковлевна,

Завтра у нас первая из четных Сред этой зимы. Вы истинно обрадовали бы Лидию Дмитриевну и меня, если бы нас посетили. С глубоким уважением

Вяч. Иванов7.

3 НИОР РГБ. Ф. 109. Карт. 24. Ед. хр. 24. Л. 37 об.-38 об. При цитировании мы почти целиком купировали фрагмент послания, уже приведенный в работе Н.А. Богомолова: [3, с. 326]. На первой «субботе» в театре Комиссаржевской 14 октября Блок читал «Короля на площади», а 21-го члены «кружка молодых» поставили дифирамб Иванова «Огненосцы» (см. приглашение актрисы Иванову, а также отрывок из письма Зиновьевой-Аннибал к М.М. Замятниной от 17 октября 1906 г.: [18, с. 259]).

4 СР ГРМ. Ф. 115. Ед. хр. 153. Л. 3.

5 Опубликовано в составе работы С.В. Федотовой: [23, с. 413].

6 РО РНБ Ф. 634. Оп. 1. Ед. хр. 114. Л. 9 об. В публикации переписки с Ремизовыми письмо несет ошибочную дату 14. XI. 06, что является (хотя бы частично) опечаткой, так как предшествует записке от 9 ноября: [20, с. 89].

7 ИРЛИ. № 19919. Л. 1. Судя по содержанию записки Н. Рериха к Зиновьевой-Аннибал от 25 октября 1906 г., где художник выражал сожаление, что «не пришлось мне быть на Вашей Среде», приглашение было послано также и ему (НИОР РГБ. Ф. 109. Карт. 33. Ед. хр. 61, за сообщение этого текста приношу благодарность А.Л. Соболеву).

Меж тем будущее уже отбрасывало свою тень на этот план, столь деятельно продвигавшийся ровно за год до смерти Зиновьевой-Анни-бал. Первые две среды под таким названием состоялись 18 октября и 22 ноября, и обе были описаны Кузминым в дневнике8. Первое собрание — его имеет в виду Зиновьева-Аннибал в процитированном выше письме к дочери — открывалось теоретическим собеседованием об Эросе, заслужившим пренебрежительную оценку от его практика: «Там была уже масса всяческого народа. Сомов говорил с Вилькиной. Сначала говорили об Эросе профессора, потом Аничков, Луначарский, Карташев. Все это было довольно скучно. Потом была музыка, потом стихи, потом остались en petit comité. Беседовал с Сомовым о нем, о Павлике. <...> Когда остались одни, Сомов и Диотима пели» [16, с. 244]. На следующий день о том же иронично отзывалась в своих дневниковых записях-эпистолах Т.Н. Гиппиус, вовлеченная своей сестрой в процесс формирования новой духовности в семейных рамках: «Народу тьма — первая среда. Иваниха в алом бархате. Об Эросе говорили» [19] (цитируем с любезного разрешения публикатора). Позже в очерке Н. Бердяева «Ивановские среды» этот диспут был описан как образцовый для всей деятельности «башни»: «Вспоминаю беседу об Эросе, одну из центральных тем сред. Образовался настоящий симпозион, и речи о любви произносили столь различные люди, как сам хозяин Вячеслав Иванов, приехавший из Москвы Андрей Белый и изящный проф. Ф.Ф. Зелинский, и А. Луначарский, видевший в современном пролетариате перевоплощение античного Эроса, и один материалист, который ничего не признавал, кроме физиологических процессов»9. М. Сабашниковой, впервые оказавшейся на среде, выступление Бердяева запомнилось не по содержанию, но по впечатлению от него: «Из его вступительного реферата я теперь ничего не помню, равно как и из речей других собеседников. Знаю лишь, что мысли об Эросе явились для меня совершенно новыми и глубокими, восхищению моему не было границ»10.

8 Ю.В. Зобнин считал, что первая из четных сред, которые, как он полагал, планировались в форме интимных собраний, продолжавших весенние «Вечера Гафиза», состоялась 15 ноября 1906; см.: [11].

9 [7, с. 352-353], соотнесение фрагмента с этой средой отмечено в работе: [24, с. 128]. Андрей Белый на этом собрании присутствовать не мог, так как в начале октября уехал в Мюнхен; ошибка мемуариста объясняется тем, что конец августа и весь сентябрь 1906 г. писатель и в самом деле провел в Петербурге, где в том числе общался с Ивановым; см.: [1, с. 117, 302]. Следы этого общения можно заметить в процитированной записи в дневнике Т.Н. Гиппиус: «Вяч. Иванов ужасался и огорчился, как Боря поносил христианство, с грязью мешал — К< арташ>ову говорил» [19].

10 [6, с. 152]. По этим воспоминаниям, именно на этой среде началось «обстреливание» оратора апельсинами: «На большом сером столе, отодвинутом

Карандашный автограф ивановского стихотворения «Вызывание Вакха» (вошло в сб. «Эрос») имеет помету «Окон.<чено> 18. X», т.е. в день первой четной среды11. Из тех же мемуаров М. Сабашниковой мы знаем, что на ней Иванов «читал из своей новой книжки "Эрос" заклинание Диониса, представлявшегося ему полуюношей-полуптицей, и другие стихи, действовавшие на меня почти магически» [6, с. 153]. Пэонический ритм запомнившейся мемуаристке строки проходил через весь текст, вызывая в памяти строки кузминских стихотворений из создававшегося летом 1906 г. и внушенного чувствами к тому самому Павлику (Маслову) цикла «Любовь этого лета», который, согласно тем же вспоминанием, автор прочел после Иванова. Достаточно сравнить: «Чаровал я, волхвовал я, / Бога Вакха зазывал я», «Полуотрок, полуптица / Под бровями туч зарница» и «Умывались, одевались, / После ночи целовались» или «Мне не спится: дух томится, / Голова моя кружится» и из того же стихотворения «Прижимались, целовались, / Друг со дружкою сплетались», а также «Замиранье, обниманье, / Рук змеистых завиванье» [17, с. 60-62]12.

Первый сбой в течении четных сред случился из-за начавшегося восьмого ноября на чердаке и перекинувшегося затем в квартиру пожара, который был Ивановым (и Ремизовыми, посчитавшими, что это был сглаз) воспринят как событие мистическое, так что писатель попытался даже защититься от него заклинательным стихотворением13. Зиновьева-Аннибал, впрочем, восприняла его совершенно по-иному

к дверям, чтобы освободить место для многочисленных гостей, сидели Лидия, Сомов и Городецкий и представляли "галерку". Если оратор, по их мнению, говорил слишком абстрактно, они обстреливали его апельсинами» [6, с. 152]. О том, как это позднее отозвалось в режиссерской практике Мейерхольда, см.: [8, с. 203].

11 ИРЛИ. Ф. 607. № 118. Л. 175.

12 Разумеется, Кузмин в свою очередь мог прислушаться к ивановскому «Завету Солнца» (1905): «Ты, сжимаясь, разжимаясь, / Замирая, занимаясь / Пылом пламенным, горишь». Учитывая пушкинский зачин одного из процитированных стихотворений (ср.: «Мне не спится: дух томится» и «Мне не спится, нет огня...»), стоит также иметь в виду ритмику первой строки его перевода «Оды LVI» Анакреона («Поредели, побелели / Кудри, честь главы моей»), опиравшегося, по замечанию М.Л. Гаспарова, на «традицию анакреонтического безрифменного 4-ст. хорея, знакомую России с сумароковских времен» [10, с. 225]. О распространенности этой (шестой) ритмической вариации см.: [21, с. 78-79]. Попутно отметим появление имени адресата ряда гомосексуальных стихотворений Анакреона в заглавии стихотворения Кузмина и рассказа Ауслендера «Флейта Вафила» (1907).

13 Напомним его начало: «Ты гребнем алым прянул на берег мой, / Лизнул шатер мой, Пламень! Отхлынь, отхлынь. / Я звал, и ты возник. Покорствуй / Ныне вождю роковых становий!» (Иванов В.И. Собрание сочинений. Брюссель, 1974. Т. II. С. 381). Под вызыванием огня здесь ближайшим образом, видимо, имелся в виду «факельный» дифирамб «Огненосцы». Отметим, что схожую логику находим в посвященном рефлексии над собственной ролью в революции стихотворении «Да, сей пожар мы поджигали» (1919).

и писала Замятниной 13 ноября о «необыкновенно могучем и прекрасном огне» и «римских касках» пожарных, правда, с сожалением добавив, что это «была четная среда», об отмене которой пришлось уведомлять гостей через швейцара14. Из дневниковой записи Т.Н. Гиппиус от 8 ноября мы знаем, что на ней планировалось чтение Н. Бердяевым главы из его новой книги («Новое религиозно сознание и общественность») под названием «Великий Инквизитор» [19].

Проводить далее собрания помешала болезнь Зиновьевой-Ан-нибал, наступившая уже на следующий день после второй «четной Среды», описание которой находим в дневнике Кузмина за 22 ноября: «Маленькие актрисы тащили куда-нибудь после спектакля <"Сестра Беатриса" в театре Коммиссаржевскй>, но мы поехали к Ивановым. Было чудно ехать, обогнали Сомова и Нувель, кузину Лемана. У Иванов<ых> была уже куча народа. Мы не пошли в зал, где, потом оказалось, говорили о театре Коммиссаржевской. А я с Судейкиным, бывшим все время со мною и Сераф<имой> Павловной <Ремизо-вой-Довгелло>, удалясь в соседнюю комнату, занялись музыкой; приползла кое-какая публика. Вилькина с Нувель и Сомовым так громогласно говорили, хотя рядом были 2 пустые комнаты, что музыку пришлось прекратить» [16, с. 274].

На следующий день он там же отмечал: «Денег нет, ходил к Ивановым. Диотима серьезно больна» [16, с. 275]. В письме к До-бужинскому от 25 ноября Иванов сообщал, что хозяйка «башни» слегла с катаральным воспалением легких и температурой 3815, так что собрания смогли возобновиться только через два месяца, т.е. в следующем году. В подаренной адресатом известному собирателю Ф.Ф. Фидлеру записке Зиновьевой-Аннибал к К. Чуковскому, которая по штемпелю датируется 23 января 1907 г., содержалось приглашение критика опять на «четные Среды» вместе с супругой16. В недатированном, но написанном, судя по содержанию, в 1907 г. письме к Н.А. Котляревскому Иванов сообщал: «24го у нас должна

14 Цит. по: [9, с. 483], о пожаре см. там же: [9, с. 482-484]. Кузмин записал о событии сухо: «У Ивановых, по случаю бывшего днем пожара, среды не было, и мы, посидевши немного у Званцевой (где, напомним, жили Волошины. — Г.О.), пошли ко мне <...>» [16, с. 259, 492-493].

15 СР ГРМ Ф. 115. Ед. хр. 153. Л. 5 об.

16 ИРЛИ. Ф. 649. Оп. 4. № 152. Незадолго до этого Городецкий съехал с «башни». В 1909 г. он пытался вновь на ней поселиться, но уже вместе с семьей, «всем гнездом», как он написал Иванову в письме от 5 августа, прося выделить для них четыре комнаты (НИОР РГБ. Ф. 109. Карт. 16. Ед. хр. 53). Он получил отказ в письме от 10 августа, который был мотивирован тем, что на башне уже «жильцом Кузмин в задних двух комнатах» (НИОР РГБ. Ф. 109. Карт. 9. Ед. хр. 24. Л. 4 об.; см. в дневнике Иванова запись от 8 августа: «Они просятся всей семьей на башню, в чем я откажу» [13, с. 785]).

впервые после перерыва состояться Среда. Ожидается реферат Н.А. Бердяева. Зовем Вас с надеждой!!»17. Ивановское приглашение Е.С. Зарудной-Кавос, датированное 23 января, где говорится о «наших возобновляющихся завтра Средах» и сообщается о реферате философа, уже было введено в научный оборот в комментарии к тому письму Бердяева к Иванову, где он сообщал, что вместо главы о метафизике пола и любви все-таки будет читать главу о Великом Инквизиторе из своей книги [14, с. 131-132, 141]. Однако вместо этого, уже читавшегося им за пределами «башни», текста философ представил доклад «Декадентство и мистический реализм», который будет опубликован в «Русской мысли» летом того же года. По обыкновению, неприязненное, но на этот раз подробное описание вечера оставила Т.Н. Гиппиус в дневниковой записи 27 января, как всегда, адресованной сестре в Париж: «Я была у Вячеслава Иванова с Ремизовыми, из нас одна. Бердяев читал "Декадентство и мистический реализм". Не понимаю, как он может опять здесь же о догматах, о религии, Христа поминать. Лидия Дмитриевна сидит в кресле на колесах (у нее нога болит18), похуделая (так!), лучше стала, в красном плюше задрапирована и золотом ожерелье. На полу в голубой рубашке по-детски сидит Гофман (Зина, может быть, это не тот Гофман, о котором Нувель пишет, — их два), "играя мальчика". Носится Чеботаревская, Волошин, Нувель, Бакст, Городецкий, Блок, Вергежский, Маковский, Рерих, Сюннерберг, Мейерхольд, актрисы потом приехали, Блок с Чулковым ухаживали за ними, Серафима Павловна говорит. И Гофман и Вяч. Иванов возражали. Вяч. Иванов утверждал несоединимость искусства с религиозным действием и во имя сохранения искусства опять свое мифотворчество. Причем стихи Городецкого сказал наизусть из "Яри", про рожь19. Густая заразная атмосфера. Появился рояль, и в следующих комнатах гудели люди и играли на рояли. Бердяев доказывал свою правду, как заведенный, никому не нужную. Никто даже не понял сути, а решили, что он против декадентства в искусстве, и герой. Отчего люди такие незрячие?» [15, с. 444-445].

17 ИРЛИ. Ф. 135. № 331. Л. 3-3 об.

18 Ср. в описании обстоятельств возвращения Сабашниковой на «башню» из пансионата в Финляндии: «Лидия сидела, вытянув больные ноги, в кресле <...>» [6, с. 156].

19 К совершенно верному комментарию публикатора, что имеется в виду стихотворение С. Городецкого «Ты пришла, Золотая царица.», добавим, что Иванов цитировал его в статье «Две стихии в современном символизме», находя, что автор здесь «предчувствовал тайну мифа»; см.: [12, кн. I, с. 186, кн. II, с. 373].

Следующая по счету четная среда, ставшая последним большим публичным собранием на «башне», в письме Зиновьевой-Аннибал к Замятниной была названа просто «Новая Среда — гигант»20. Она состоялась 14 февраля и была опять посвящена теме Эроса и пола,

так что, корректируя слова Бердяева, ее можно было бы назвать

21

«центральной темой четных сред»21.

Литература

1. Белый А. Материал к биографии / подгот. текста А.В. Лаврова, Дж. Малм-стада и Т.В. Павловой, коммент. А.В. Лаврова и Дж. Малмстада // Литературное наследство. М.: Наука, 2016. Т. 105: Андрей Белый. Автобиографические своды. С. 29-328.

2. Богомолов Н.А. Вячеслав Иванов в 1903-1907 годах: Документальные хроники. М.: Intrada, 2009. 296 с.

3. Богомолов Н.А. Русская литература первой трети XX века: Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск: Водолей, 1999. 630 с.

4. Волошин М.А. Собр. соч. / под общей ред. В.П. Купченко, А.В. Лаврова. M.: Эллис Лак, 2008. Т. 6. Кн. II. 1086 с.

5. Волошин М.А. Собр. соч. / под общей ред. В.П. Купченко, А.В. Лаврова. М.: Эллис Лак, 2015. Т. 11. Кн. II. 782 с.

6. Волошина М. (М.В. Сабашникова). Зеленая Змея. История одной жизни / пер. с нем. М.Н. Жемчужниковой. М.: Энигма, 1993. 413 с.

7. Вяч. Иванов: pro et contra. Личность и творчество Вячеслава Иванова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: РХГА, 2016. Т. 1. 996 с.

8. ГаланинаЮ.Е. В.Э. Мейерхольд на башне Вяч. Иванова // Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века. СПб.: Санкт-Петербургский гос. университет, 2006. С. 187-205.

9. Галанина Ю.Е. О некоторых реалиях в мифологическом пространстве Башни Вяч. Иванова (по архивным материалам) // Вячеслав Иванов: Исследования и материалы. СПб.: Пушкинский Дом, 2010. Вып. 1. С. 469-492.

10. Гаспаров М.Л. Метр и смысл: Об одном из механизмов культурной памяти. М.: РГГУ, 2000. 297 с.

20 В письме от 17 февраля 1907 г., см.: [3, с. 239]. Судя по нему, свою речь на ней Иванов обработал в спораду «О любви дерзающей», которая выйдет той же весной во втором сб. альманаха «Факелы». Об этом собрании сохранился ряд мемуаров, см. запись в дневнике Кузмина и пояснения к ней [16, с. 321, 511], а также комментарии А.В. Лаврова к прочтенной на ней в первый раз лекции Волошина «Пути Эроса» [4, с. 825-826]. Ее описание с пикантными подробностями нарядов некоторых из посетительниц см. в дневнике Т.Н. Гиппиус от 17 февраля [15, с. 447].

21 Из составленного Н.А. Богомоловым списка обсужденных за первый сезон тем видно, что тема любви и пола обсуждалась на «башне» лишь дважды, 7 декабря 1905 и 24 мая 1906 г., см.: [2, с. 197-198].

11. Зобнин Ю.В. Материалы к летописи жизни и творчества Вяч. И. Иванова. Часть 1 (1866 - 25.10.1907). URL: http://www.v-ivanov.it/wp-content/uploads/2011/02/ zobnin_materialy_k_letopisi_ivanova_2011.pdf (дата обращения 2.11.2020)

12. Иванов В.И. По звездам: опыты философские, эстетические и критические / отв. ред. К.А. Кумпан. СПб.: Пушкинский Дом, 2018. Кн. I: Тексты, 430 с. Кн. II: Комментарии, 672 с.

13. Иванов В.И. Собрание сочинений. Брюссель, 1974. Т. II. 852 с.

14. Из писем к В.И. Иванову и Л.Д. Зиновьевой-Аннибал Н.А. и Л.Ю. Бердяевых / вступ. ст., публ. и коммент. А.Б. Шишкина // Вячеслав Иванов: Материалы и исследования. М.: Наследие, 1996. С. 119-144.

15. Истории «новой» христианской любви. Эротический эксперимент Мережковских в свете «Главного»: Из «дневников» Т.Н. Гиппиус 1906-1908 годов / вступ. ст., подгот. текста и примеч. М.М. Павловой // Эротизм без берегов: Сб. статей и материалов. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 391-455.

16. Кузмин М.А. Дневник 1905-1907 / предисл., подгот. текста и коммент. Н.А. Богомолова и С.В. Шумихина. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2000. 608 с.

17. Кузмин М.А. Стихотворения / вступ. ст., подгот. текста и примеч. Н.А. Богомолова. СПб.: Академический проект, 1996. 832 с.

18. Литературное наследство. М.: Наука, 1982. Т. 92: Александр Блок. Новые материалы и исследования. Кн. 3. 862 с.

19. Новые материалы из Амхерстского архива Мережковских. 2. Н.А. Бердяев в «дневниках» Т.Н. Гиппиус (1906-1908) / подгот. текста и примеч. М.М. Павловой // Русская литература. 2021. № 2. (В печати)

20. Переписка В.И. Иванова и А.М. Ремизова / вступ. ст., примеч. и подгот. писем А. Ремизова А.М. Грачевой, подгот. писем Вяч. Иванова О.А. Кузнецовой // Вячеслав Иванов: Материалы и исследования. М.: Наследие, 1996. С. 72-118.

21. Тарановский К.Ф. Русские двусложные размеры. Статьи о стихе. М.: Языки славянской культуры, 2010. 550 с.

22. Устинов А., Шишкин А. Pictura poema silens: Мстислав Добужинский на «башне» Вяч. Иванова. Статья первая: художественные контексты // Историческое и надвременное у Вячеслава Иванова. К 150-летию Вяч. Иванова. Salerno, 2017. С. 355-389.

23. Федотова С.В. Реконструкция подтекста эпиграммы Вячеслава Иванова «Чуковский, Аристарх прилежный.» // Вячеслав Иванов: Исследования и материалы. М.: ИМЛИ РАН, 2018. С. 404-430.

24. Шишкин А.Б. История Башни Вячеслава Иванова. Roma, 1996. 320 с.

142

^HTEPATYPHHH ©AKT. 2021. № 1 (19)

Research Article

On the biography of Vyacheslav Ivanov: "Even Wednesdays"

© 2021, Gennady V. Obatnin University of Helsinki, Finland

Abstract: The article examines the history of the latest literary and philosophical meetings in the legendary St. Petersburg salon of Vyach. Ivanov and L. Zinovieva-Annibal on Tavricheskaya St., known as "The Tower". On the basis of archival, epistolary and memoir materials, an attempt is made to reconstruct the events and interpret their contradictory assessments by contemporaries, to find out the fullest possible circle of guests and the program of the evenings. The second season at "The Tower", with its traditional meetings on Wednesdays, was organized by its inhabitants on even days, but due to the fire at first and then to the hostess' illness, it actually ended after four meetings between October 1906 and February 1907. The work also supplements and clarifies some facts and circumstances familiar from the memoirs of visitors of the "Ivanov Tower" (N. Berdyaev, M. Sabashnikova).

Keywords: literary societies; Vyacheslav Ivanov's "Tower"; life-creation; Russian modernism; M. Kuzmin; diaries; correspondence; archival documents.

Information about the author: Gennady V. Obatnin—PhD, Associate Professor at the Faculty of Arts, University of Helsinki, P.O. Box 24 00014, Finland. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9216-8684. E-mail: [email protected]

For citation: Obatnin, G.V. "On the Biography of Vyacheslav Ivanov: 'Even Wednesdays'." Literaturnyi fakt, 2021, no. 1 (19), pp. 133-144. https://doi. org/10.22455/2541-8297-2021-19-133-144

References

1. Belyi, A. "Material k biografii" ["Biography Material"], text prep. by A.V. Lavrov, J. Malmstad and T.V. Pavlova, comm. by A.V. Lavrov and J. Malmstad. Literaturnoe nasledstvo [Literary Heritage], vol. 105: Andrei Belyi. Avtobiograficheskie svody [Andrei Bely: Autobiographical Codes]. Moscow, Nauka Publ., 2016, pp. 29-328. (In Russ.)

2. Bogomolov, N.A. Viacheslav Ivanov v 1903—1907 godakh: Dokumental'nye khroniki [Vyacheslav Ivanov in 1903—1907: Documentary Chronicles]. Moscow, Intrada Publ., 2009. 296 p. (In Russ.)

3. Bogomolov, N.A. Russkaia literaturapervoi tretiXXveka: Portrety. Problemy. Razyskaniia [Russian Literature of the First Third of the 20th Century: Portraits. Issues. Discoveries]. Tomsk, Vodolei Publ., 1999. 630 p. (In Russ.)

4. Voloshin, M.A. Sobranie sochinenii [Collected Works], vol. 6, book II, ed. by V.P. Kupchenko, A.V. Lavrov. Moscow, Ellis Lak Publ., 2008. 1086 p. (In Russ.)

5. Voloshin, M.A. Sobranie .sochinenii [Collected Works], vol. 11, book II, ed. by V.P. Kupchenko, A.V. Lavrov. Moscow, Ellis Lak Publ., 2015. 782 p. (In Russ.)

6. Voloshina, M. (M.V. Sabashnikova). Zelenaia Zmeia. Istoriia odnoi zhizni [Green Snake. The Story of a Life], transl. from German by M.N. Zhemchuzhnikova. Moscow, Enigma Publ., 1993. 413 p. (In Russ.)

7. Viach. Ivanov: pro et contra. Lichnost' i tvorchestvo Viacheslava Ivanova v otsenke russkikh i zarubezhnykh myslitelei i issledovatelei. Antologiia [ViacheslavIvanov: Pro et Contra. The Personality and Work of Vyacheslav Ivanov Assessed by Russian and Foreign Thinkers and Researchers. Anthology], vol. 1. St. Petersburg, RKhGA Publ., 2016. 996 p. (In Russ.)

8. Galanina, Iu.E. "V.E. Meierkhol'd na bashne Viach. Ivanova" ["Meyerhold on Vyacheslav Ivanov's Tower"]. Bashnia Viacheslava Ivanova i kul'tura Serebrianogo veka [Vyacheslav Ivanov's Tower and the Culture of the Silver Age]. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskii gos. universitet Publ., 2006, pp. 187-205. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Galanina, Iu.E. "O nekotorykh realiiakh v mifologicheskom prostranstve Bashni Viach. Ivanova (po arkhivnym materialam)" ["On Some Realities in the Mythological Space of Vyacheslav Ivanov's Tower (Based on Archival Materials)"]. Viacheslav Ivanov: Issledovaniia i materialy [Vyacheslav Ivanov: Studies and Materials], issue 1. St. Petersburg, Pushkinskii Dom Publ., 2010, pp. 469-492. (In Russ.)

10. Gasparov, M.L. Metr i smysl: Ob odnom iz mekhanizmov kul'turnoi pamiati [Meter and Meaning: On a Mechanism of Cultural Memory]. Moscow, RGGU Publ., 2000. 297 p. (In Russ.)

11. Zobnin, Iu.V. Materialy k letopisi zhizni i tvorchestva Viach. I. Ivanova. Chast' 1 (1866 — 25.10.1907) [Materials to the Chronicle of Vyacheslav Ivanov's Life and Work (1866-25.10.1907)]. Available at: http://www.v-ivanov.it/wp-content/uploads/2011/02/ zobnin_materialy_k_letopisi_ivanova_2011.pdf (Accessed 2.11.2020)

12. Ivanov, V.I. Po zvezdam: opyty filosofskie, esteticheskie i kriticheskie [By the Stars: Philosophical, Aesthetic and Critical Experiments], ex. ed. K.A. Kumpan. St. Petersburg, Pushkinskii Dom Publ., 2018. Book I: Teksty [Texts], 430 p. Book II: Kommentarii [Commantary], 672 p. (In Russ.)

13. Ivanov, V.I. Sobranie sochinenii [Collected Works], vol. II. Brussels, 1974. 852 p. (In Russ.)

14. "Iz pisem k V.I. Ivanovu i L.D. Zinov'evoi-Annibal N.A. i L.Iu. Berdiaevykh" ["From N.A. and L.Yu. Berdyaevs' Letters to V.I. Ivanov and L.D. Zinovieva-Annibal"], introd., publ. and comm. by A.B. Shishkin. Viacheslav Ivanov: Materialy i issledovaniia [Vyacheslav Ivanov: Materials and Studies]. Moscow, Nasledie Publ., 1996, pp. 119-144. (In Russ.)

15. "Istorii 'novoi' khristianskoi liubvi. Eroticheskii eksperiment Merezhkovskikh v svete 'Glavnogo': Iz 'dnevnikov' T.N. Gippius 1906-1908 godov" ["Stories of a 'New' Christian Love. The Merezhkovskys' Erotic Experiment in Light of the 'Main Thing': From T.N. Gippius' 'Diaries' for 1906-1908"], introd., text prep. and comm. by M.M. Pavlova. Erotizm bez beregov: Sbornik statei i materialov [Eroticism Without Shores. Collection of Essays and Materials]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2004, pp. 391-455. (In Russ.)

16. Kuzmin, M.A. Dnevnik 1905-1907 [Diary 1905-1907], introd., text prep and comm. by N.A. Bogomolov and S.V. Shumikhin. St. Petersburg, Izdatel'stvo Ivana Limbakha Publ., 2000. 608 p. (In Russ.)

17. Kuzmin, M.A. Stikhotvoreniia [Poems], introd., text prep. and comm. by N.A. Bogomolov. St. Petersburg, Akademicheskii proekt Publ., 1996. 832 p. (In Russ.)

18. Literaturnoe nasledstvo [Literary Heritage], vol. 92: Aleksandr Blok. Novye materialy i issledovaniia [Alexander Blok: New Materials and Studies], book 3. Moscow, Nauka Publ., 1982. 862 p. (In Russ.)

19. "Novye materialy iz Amkherstskogo arkhiva Merezhkovskikh. 2. N.A. Berdiaev v 'dnevnikakh' T.N. Gippius (1906-1908)" ["New Materials from the Merezhkovskys Collection in Amherst. 2. N.A. Berdyaev in T.N. Gippius (1906-1908)"], text prep. and comm. by M.M. Pavlova. Russkaia literatura, no. 2, 2021. (In print)

20. "Perepiska V.I. Ivanova i A.M. Remizova" ["Correspondence Between V.I. Ivanov and A.M. Remizov"], introd., comm. and text of A. Remizov's letters prep. by A.M. Gracheva, text of Viach. Ivanov's letters prep. by O.A. Kuznetsova. Viacheslav Ivanov: Materialy i issledovaniia [Vyacheslav Ivanov: Materials and Studies]. Moscow, Nasledie Publ., 1996, pp. 72-118. (In Russ.)

21. Taranovskii, K.F. Russkie dvuslozhnye razmery. Stat'i o stikhe [Russian Dissyllabic Meters. Essays on Verse]. Moscow, Iazyki slavianskoi kul'tury Publ., 2010. 550 p. (In Russ.)

22. Ustinov, A., Shishkin, A. "Pictura poema silens: Mstislav Dobuzhinskii na 'bashne' Viach. Ivanova. Stat'ia pervaia: khudozhestvennye konteksty" ["Pictura poema silens: Mstislav Dobuzhinsky at Vyacheslav Ivanov's Tower. Article One: Artistic Contexts"]. Istoricheskoe i nadvremennoe u Viacheslava Ivanova. K 150-letiiu Viach. Ivanova [Historical and Supratemporal in Vyacheslav Ivanov's Works. To the 150th Anniversary of Vyacheslav Ivanov]. Salerno, 2017, pp. 355-389. (In Russ.)

23. Fedotova, S.V. "Rekonstruktsiia podteksta epigrammy Viacheslava Ivanova 'Chukovskii, Aristarkh prilezhnyi...'." ["Reconstruction of the Subtext of Vyacheslav Ivanov's Epigram 'Chukovsky, diligent Aristarchus...'."]. Viacheslav Ivanov: Issledovaniia i materialy [VyacheslavIvanov: Studies and Materials]. Moscow, IWL RAS Publ., 2018, pp. 404-430. (In Russ.)

24. Shishkin, A.B. Istoriia Bashni Viacheslava Ivanova [The History of Vyacheslav Ivanov's Tower]. Roma, 1996. 320 p. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию: 22.01.2021 Дата публикации: 25.03.2021

The article was submitted: 22.01.2021 Date of publication: 25.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.