Научная статья на тему 'К биографии Н. А. Протопопова'

К биографии Н. А. Протопопова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
332
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К биографии Н. А. Протопопова»

Смирнов Сергей Викторович г. Екатеринбург

К БИОГРАФИИ НА. ПРОТОПОПОВА1

Н.А. Протопопов родился 6 декабря 1890 г. в г. Муром Владимирской губернии. После окончания Муромского реального училища в 1910 г. Протопопов поступил в Московское Алексеевское военное училище. Из училища Николай Александрович был выпущен в 1912 г. в звании подпоручика в 1-й Лейб-гренадерский Екатеринославский императора Александра III полк. В мае 1914 г. полковой адъютант Протопопов выдержал экзамены при штабе Московского военного округа для поступления в Академию Генштаба, но начавшаяся война не позволила ему учиться. Со своим полком Николай Александрович был направлен на Северо-Западный фронт, где неоднократно участвовал в боях. К концу войны капитан Протопопов занимал должность старшего адъютанта отделения по квартирному довольствию войск при штабе Московского военного округа.

После ликвидации Московского военного округа Протопопов некоторое время работал конторщиком в Петровском районном карточном бюро Москвы, но заработной платы конторщика катастрофически не хватало. Не желая принимать участие в начавшейся Гражданской войне, Николай Александрович, по совету своего сослуживца по 1 -му Екатерино-славскому полку Г.Ф. Гринько, в июле 1918 г. выехал с женой в Пермь, где его приютил другой однополчанин - капитан А. Росье. Однако вскоре у Протопопова разгорелась ссора с Росье и, опасаясь мести Росье, служившего в ЧК, Протопопов скрылся из города и решил перебраться на правый берег Камы. В лесу он встретил группу офицеров, имевших желание присоединиться к «сибирякам» - белым вооруженным формированиям, которые вели бои на Урале. Возглавлял группу полковник Милюков. В начале сентября под командованием Милюкова собралось 18 человек, ос-

1 Источник текста: Смирнов С.В. Чтобы помнили.. .Судьбы неизвестных офицеров Белой армии.// Белая армия. Белое дело. № 7. Екатеринбург. С.88-90. Благодарим Сергея Викторовича за любезно предоставленный текст и фотографии для публикации. В приводимом тексте события изложены так, как они были отражены в протоколе допроса Протопопова органами военной контрразведки в 1946 г., и значительно отличаются от версии мемуаров.

таваться дальше в лесу было опасно, поэтому решили продвигаться к фронту группами по 4-5 человек. Группу, в которую входил Протопопов, возглавлял капитан Бек. Группе не повезло, офицеров выдал красным крестьянин, у которого они остановились на ночлег в деревне на берегу реки Сива. Во время боя с красными два человека из группы были убиты, а Бек - ранен. Живым под покровом ночи удалось бежать, позднее, они встретились, как и было условлено заранее, на лесном кордоне Павловской лесной дачи. Здесь, с остатками группы установил связи офицер Паас, входивший в эсеровскую ячейку Перми. Паас предложил офицерам перебраться в Пермь и включиться в работу эсеровской организации против большевиков. Протопопов согласился и вместе с Паасом выехал в Пермь. Оставшихся на Павловской лесной даче Бека и еще одного офицера, Де-буру, выдали красным местные жители. Дебура застрелился во время задержания, Бек был арестован и, впоследствии, расстрелян ЧК.

По прибытии в Пермь Протопопов был поселен на конспиративной квартире. Он помогал эсерам в изготовлении и распространении листовок и другой антисоветской литературы, призывавшей к свержению советской власти, участвовал в антисоветской пропаганде среди военнослужащих Пермского гарнизона. В декабре восемнадцатого сотрудники ЧК начали многочисленные аресты, конспиративная квартира Протопопова была раскрыта, после чего было принято решение пробираться к линии фронта. В группу из 20 человек, которую возглавил Николай Александрович, входили распропагандированные офицеры и солдаты Пермского гарнизона и 3 женщины. Протопопов имел фиктивные документы, как командир отряда по борьбе с дезертирством. Конечным пунктом движения отряда являлось Усолье. В селе Орловском отряд Протопопова столкнулся с небольшим отрядом красных. В ходе боя бойцы Николая Александровича добыли коней и на захваченных конях выдвинулись в сторону Соликамска. Во время обхода Соликамска, занятого красными, отряд Протопопова в селе Нижнее Яйву встретился с белым отрядом, который возглавляли капитаны Куренков и Чудинов, и присоединились к нему.

В последних числах декабря отряд под общим руководством капитана Куренкова захватил Соликамск. Здесь, на основании приказа генерала Пепеляева, Куренков объявил мобилизацию и сформировал под своим командованием полк трех-батальонного состава. Помощниками командира полка стали: по строевой части - капитан Чудинов, по хозяйственной

http://elibrary.ru/title_about.asp?id=3 3 940 ИДНАКАР № 4 (21) 2014

242

части - капитан Протопопов. В январе 1919 г. полк был переброшен в Пермь, где получил наименование 27-го Верхотурского полка.

В феврале 1919 г. 27-й Верхотурский полк был брошен для закрытия бреши на фронте, образовавшейся после ухода чешских частей в тыл, и непрерывно участвовал в боях до начала апреля. После гибели под Юго-Кнауфским заводом капитана Чудинова, капитан Протопопов занял его место на передовой. В марте, в ходе ожесточенных боев за село Горы и город Оса, был ранен капитан Куренков, и временное командование 27-м полком перешло к Протопопову. В первой половине апреля полк получил недельный отдых в городе Оса и снова был отправлен на фронт, располагавшийся в районе села Черновское. Под командованием Николая Александровича полк участвовал в наступлении в направлении Воткинска и Ижевска, а затем отступал на восток - река Сива, переправа через Каму в районе Оханска, Белые Горы, Кунгур, станция Шаля, Сылва, Нижний Тагил. Под Нижним Тагилом Протопопов был контужен и до Тобольска находился в обозе. В боях на реке Тобол Николай Александрович снова возглавлял полк, действовавший вдоль тракта Тобольск-Тавда. Здесь Протопопов получил осколочное ранение в спину, в область позвоночника и был направлен на излечение в Томск. Поскольку Томский госпиталь был переполнен, Протопопова отправили в Иркутск, а оттуда в Читу.

После выздоровления, в октябре 1919 г., капитан был включен в состав войск атамана Семенова, в качестве офицера-бойца назначен на бронепоезд «Истребитель». Вскоре Протопопов получил под командование пулеметную команду, затем пулеметный вагон, а через три недели после начала службы на бронепоезде перевелся в штаб дивизии бронепоездов, где до марта 1920 г. выполнял функции старшего адъютанта штаба. В марте 1920 г. Протопопов перешел в 3-й корпус армии адмирала Колчака, работал преподавателем топографии и заместителем начальника штаб-офицерского учебного отряда. Здесь, в Забайкалье, Николай Александрович получил чин подполковника, а позднее - полковника. В июле 1920 г. у Протопопова открылась старая рана в спине, и он через станцию Маньчжурия выехал в Харбин, где до октября находился на излечении в госпитале для беженцев. На этом закончилась военная карьера Николая Александровича. За годы Первой мировой и Гражданской войн Протопопов был награжден орденами св. Анны IV степени «За храбрость», III степени

с мечами и бантом, II степени с мечами, св. Станислава III и II степени с мечами, св. Владимира IV степени с мечами и бантом.

Фотография Н.А. Протопопова из вида на жительство, 1944 г.

Оказавшись в Харбине без средств к существованию и родственников, полковник Протопопов первые несколько месяцев после выхода из госпиталя работал грузчиком, а затем бригадиром погрузочно-разгрузочной бригады Механических мастерских Китайской Восточной

http://elibrary.ru/title_about.asp?id=3 3 940 ИДНАКАР № 4 (21) 2014

244

железной дороги (КВЖД). В начале 1922 г. он перебрался на табачную фабрику Е. Лопато, где служил помощником дегустатора. Весной 1924 г. бывший полковник выехал на станцию Эхо, где работал сначала охранником на климатической станции (курорте), а позднее - гербаристом, кладовщиком, помощником селекционера, конторщиком в опытном хозяйстве КВЖД, имея китайское подданство. В мае 1928 г. в связи с тяжелой болезнью Протопопов был уволен из хозяйства и несколько месяцев не имел работы. Вернувшись в Харбин, в декабре 1928 г. Николай Александрович поступил на работу в качестве преподавателя математики в реальном училище Гун-хуа. Заработная плата преподавателя была невысока, и, после прихода в Маньчжурию японцев и провозглашения здесь государства Маньчжоу-го, Протопопов в марте 1934 г. поступил на службу в Харбинский департамент полиции, куда охотно брали бывших русских офицеров.

Свою службу в полиции полковник начал заведующим паспортного пункта станции Харбин Центральный в чине надзирателя, а в сентябре 1935 г. был переведен в цензурный отдел на должность цензора. Цензурный отдел проверял всю издающуюся в Харбине и поступающую из-за рубежа печатную продукцию в отношении политической лояльности, также цензуре подвергались театральные постановки, кинофильмы и т.п.

Летом 1939 г. у Протопопова возникли трения с руководством Российского фашистского союза (РФС). Благодаря принципиальности Протопопова, японцам стали известны истинные масштабы антисоветской пропагандистской деятельности РФС на территории СССР, завышавшиеся руководством Союза в несколько раз. В свою очередь, полковник подвергся нападкам со стороны фашистов.

В декабре 1939 г. Николай Александрович был назначен техническим редактором издаваемого Биньцзяньским управлением полиции журнала «Друг полиции» с повышением в звании до старшего надзирателя. В редакции «Друга полиции» Протопопов работал вплоть до августа 1945 г. По воспоминаниям эмигрантов, Протопопов неоднократно помогал русским эмигрантам, оказавшимся на особом счету у японцев. Благодаря его своевременному совету, нескольким молодым эмигрантам удалось избежать службы в армии Маньчжоу-го.

В 1930-е гг. Николай Александрович активно сотрудничал с харбинскими журналами «Зигзаги», «Рубеж», «Луч Азии», помещая на их страницах заметки и рассказы. В 1941 г. в Харбине вышел в свет сборник его

http://elibrary.ru/title_about.asp?id=3 3 940 ИДНАКАР № 4 (21) 2014

245

рассказов «По Закамским лесам», а в 1942 - повесть «Воткинцы», написанные на основе собственных воспоминаний и воспоминаний других участников Гражданской войны.

После вступления в Харбин частей Красной армии в августе 1945 г. Протопопов, вместе с другими русскими служащими полиции, был арестован органами контрразведки СМЕРШ и вывезен на территорию Советского Союза в один из уральских исправительных лагерей. Следствие по делу Протопопова велось с сентября 1946 по январь 1947 г. в городе Свердловске. Согласно приговору от 8 февраля 1947 г., Николай Александрович был осужден по статье 58, п. 4, 6 ч.1, 11 УК РСФСР на двадцать лет лишения свободы с содержанием в исправительно-трудовом лагере. Скончался Н.А. Протопопов 17 октября 1949 г. лазарете Верхне-Шольчинского лагерного отделения Севураллага, по официальной версии от туберкулеза. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от января 1989 г. о реабилитации жертв незаконных репрессий Николай Александрович Протопопов был полностью реабилитирован.

Источник: Государственный архив административных органов Свердловской области (ГААОСО). Фонд 1. Опись 2. Дело 40158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.